• Как научить ребенка говорить буквы? Артикуляционная гимнастика. Как научить ребенка выговаривать буквы Как ребенка научить правильно говорить буквы

    06.12.2020

    Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

    Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

    Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

    Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

    Схема его выполнения проста:

    • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
    • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
    • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву - «Д»;
    • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
    • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
    • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
    • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
    • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

    Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

    Другая легкая, удобная и просто хорошая методика - это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

    Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.

    10 13 645 1

    У вашего ребенка возникли проблемы с произношением различных звуков? В этой статье найдете действенные cоветы и упражнения, которые помогут малышу говорить правильно.

    Вам понадобятся:

    Причины неправильного произношения

    • Одной из самых распространенных является неправильный подход родителей к общению с ребенком . Если папа и мама, бабушки и дедушки, повторяют за чадом его детские слова, сюсюкаются с ним, то общение остается на уровне ребенка. Он тогда не видит примера правильной речи. Ему не известны правильные слова. Общайтесь чётко, поправляйте неправильное его произношение и не используйте в своей речи коверканных слов.
    • Следующая причина – нарушения в строении речевого аппарата ребенка :
      а) короткая связка под язычком, что затрудняет его движение;
      б) слишком большой или маленький размер языка, что препятствует хорошей дикции;
      в) нарушения в строении челюсти и дефекты строения зубов;
      г) слишком толстые или тонкие губы, что затрудняют артикуляцию губных звуков.
    • Также одной из причин оказывается нарушение в восприятии малышом звуков . Такие нарушения приводят к тому, что дитя не распознает отдельные звуки и следовательно не может их правильно воспроизвести.

    Делаем расслабляющий массаж лица

    Для того чтобы мышцы лица расслабились, чтобы снять напряжение, сделайте легкий массаж лица. Не забывайте, что ребенку будет интереснее, когда все будет выглядеть как увлекающая игра.

    Практикуем артикуляционную гимнастику

    Гимнастику необходимо делать с первенцем перед зеркалом, чтобы он мог видеть все свои и ваши движения. С ее помощью дошкольник сможет научиться контролировать движения языка, губ, челюсти. Наводим примеры упражнений:

    • Надуваем щечки, будто шарик;
    • Представляем, что язык это малярная кисточка. А ротик – квартира, где необходимо сделать ремонт, широко распахнув двери и окна (ротик и зубки). Красим кисточкой все части квартиры (нёбо, зубы, щеки, губы;
    • Растягиваем язычок, стараясь достать до носика и бороды;
    • Растягиваем ротик в улыбке и удерживаем так несколько секунд;
    • Делаем губами, как рыбка, беззвучно ударяя их, друг в друга.

    Учимся произносить букву "р"

    Наибольше проблем возникает с произношением р. Наводим примеры упражнений для улучшения произношения этого звука.

    • Губки делаем в улыбку. Ставим язычок за верхние зубы и стучим в бугорочки (альвеолы), делая упражнение барабан. После нескольких секунд такого упражнения, попросите ребенка, сильно дунуть на кончик языка, не прекращая стучать языком за зубами, чтобы получился звук «дрррр».
    • Дальше учимся выговаривать звук “р” с помощью ватной палочки или пальчика ребенка. Одновременно выполняя упражнение «барабан», поднимите язычок ребенка ватной или специальной логопедической палочкой к верхнему нёбу, делая вибрирующие движения вверх и вниз. Таким образом, штучно вызывайте звук «р».
    • Попросите чадо стучать язычком как лошадка. Для этого нужно широко улыбнуться, прилепить язычок к верхнему нёбу, а потом резко его оторвать.

    Правильно выговариваем звук "л"

    Очень часто дети заменяют «р» на «л», произнося «либа» вместо »рыба». Но есть и курьёзы с неправильной постановкой звука «л», когда малыш вместо «лодка» произносит «водка». Как же научить говорить правильно «л».

    • Попросите слегка прикусить кончик языка между передними зубами и подуть на него. Следите, чтобы воздух проходил по боковым краям языка, а не был направлен на его центр. Это можно сделать с помощью перышка. Дальше, кончиком язычка стучим между передними зубками, стараясь произносить звук «л».
    • Очень часто детям трудно произнести отдельно звук «л». Для этого, попросите дитя прикусить язычок и произносить поначалу склад «ла – ла – ла – ла», заканчивая его продолжительным «л-л-л».

    Учимся произносить «с» и «з»

    Реже встречается, но все же распространено, когда ребенок не выговаривает звуки «с», «з», «ц». Положение языка на свистящих звуках похоже до шипящих. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, вот только кончик языка должен быть более узкий и прикасаться к основанию передних зубчиков.

    • Для хорошего произношения звука «с» выполняйте с ребенком упражнение «рельсы». Кончиком языка нужно водить по основанию зубчиков с лева на право, издавая звук «с». Рот находиться в улыбке. Также поиграйте в спящую красавицу, при этом постоянно говорите «тсс». Следите за правильным положением языка во рту.
    • Чтобы научиться выговаривать букву «з», нужно просто выполняя упражнения на звук «с» повысить голос. Поднесите ручку ребенка к горлу и дайте ему почувствовать, как изменяется положение мышц при произношении звуков «с» и «з».

    Выговариваем букву «ч»

    Смешно слушать, когда малыш вместо чая просит у вас цай, будто он выходец из Китая. Но недолго надо смеяться, ведь исправить произношение этого звука очень легко.

    Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

    Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

    Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

    Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

    Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

    Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

    Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

    Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

    Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

    Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

    Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

    Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

    Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)

    Звук «р» — один из самых сложных в русском языке. Для его произношения ребенок должен обладать развитым артикуляционным аппаратом и научиться управлять своим дыханием. Для малыша это серьезная работа, и нет ничего плохого в том, что ему для этого потребуется время. В норме дети к 4,5 годам выговаривают все звуки, кроме двух – «р» и «л».

    У этих двух в запасе еще год-полтора, и если малыш уже хорошо говорит, но в его лексиконе встречаются «коловы» и «гаажи», до 6 лет об этом можно не беспокоиться. «Р» – последний звук, который ребенок усваивает. Дайте ему время научиться управлять артикуляционным аппаратом и главное — не торопите. Но если в 6 лет малыш так и не освоил навык, пора записаться к логопеду.

    Надо ли к доктору?

    Да, надо. Во-первых, проблемы с артикуляцией доставляют немало хлопот и заставляют человека чувствовать себя неловко. Это может привести к психологическим проблемам в будущем. А во-вторых — затрудненное произношение может быть симптомом дизартрии (нарушения в работе нервной системы). Развившаяся дизартрия может привести к тому, что малышу будет трудно усваивать новый материал в школе.

    Неумение выговаривать букву «р» может быть признаком болезни!

    Не торопите процесс, но и не пускайте его на самотек. Ваши помощники – наблюдательность и готовность прийти малышу на помощь, если это понадобится. Помните: хороший родитель не только объяснит крохе, и как нужно общаться с хулиганами, но и поможет ему преодолеть трудности — будь то ночные страхи или неумение выговаривать букву «р».

    В чем проблема?

    Дети «теряют» звук по-разному. Они могут заменять его звуками «л» или «й» («лыба» и «каяндаш»), опускать («маоз»), произносить нетипичным образом (грассировать, как во французском языке, или вибрировать, как в английском). Причин у этого может быть несколько.

    1. Строение «уздечки». Связка, соединяющая язык и нижнее нёбо, может быть слишком короткой. Из-за этого язык физически не может достать до верхнего нёба, и артикулировать звук не удается. В таких случаях возможны два варианта: растянуть уздечку специальными упражнениями или же подрезать ее. Как поступить, подскажет логопед. Он или подберет гимнастику для малыша, или примет решение о хирургическом вмешательстве. Если доктор предложит второй вариант, не пугайтесь: все происходит очень быстро и практически безболезненно.
    2. Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата. Эта проблема лечится просто и с удовольствием – ведь ребенку нужно всего лишь кривляться и гримасничать! Ваша задача – укрепить мышцы лица и развить мобильность органов речи. Попросите малыша свернуть язык в трубочку, растянуть губы в широченной улыбке, дотянуться языком до носа или подбородка, подвигать челюстями, скалить зубы и т.п. Все эти упражнения пойдут на пользу артикуляционному аппарату.
    3. Расстройства фонематического слуха. Проявляются тем, что малыш путает звонкие звуки с глухими, а твердые – с мягкими («лублу»), пропускает звуки при произношении слов и т.п. Фактически, ребенок просто не может отличить один звук от другого. Чтобы развить фонематический слух, можно играть с ребенком в такую игру. Называйте малышу несколько слов и просите его хлопнуть, когда он услышит определенный звук. Или называйте ряд слов, в который вводите слово с ошибкой («лублу», «кафета» и т. п.) и просите хлопнуть, когда слово будет произнесено правильно.
    4. Нарушения речевого дыхания. Такие проблемы могут возникнуть из-за заболеваний органов дыхания (острых и хронических), иммунных болезней или проблем с сердцем. Избавить малыша от нарушений речевого дыхания поможет логопед. На занятии ребенок будет выполнять специальную гимнастику, которая сочетается с речью.

    Все ли в порядке?

    Как понять, правильно ли малыш выговаривает сложный звук? Попробуйте с ним поиграть: сначала пусть от порычит, как тигр, а затем повторяет за вами слова с «р»: «ворона», «трава», «корова», «карман» и т. п. Если окажется, что малышу звук не поддается вообще, начинайте учить его произносить «р» изолированно. Если же кроха запросто рычит, а в словах справляется плохо, не заставляйте его учить скороговорки — пусть начинает со слогов.

    К скороговоркам нужно приступать, когда сама буква «р» уже освоена

    Это довольно распространенная ошибка родителей – заставлять кроху зубрить стихи и скороговорки с неподдающимся звуком. Если малыш не может его выговорить отдельно, что уж говорить о сложных конструкциях – словосочетаниях и предложениях! Работу нужно проводить поэтапно, давая ребенку время на то, чтобы отточить непростой навык. Последовательность действий такова:

    • Сперва ребенок учится артикулировать «р» изолированно, отдельно от других звуков.
    • Затем отрабатывает произношение в слогах: «ри», «ре», «ра», «ро», «ру», «ры».
    • После этого заучивает слова с нужным звуком.
    • И только на последнем этапе начинает учить предложения, а потом и скороговорки.

    Простые упражнения с малышом вы можете делать и дома. Работу с более сложными лучше поручить логопеду или проконсультироваться у него. Запаситесь терпением: заниматься придется минимум полчаса каждый день, и на это придется потратить срок до полутора лет. Впрочем, упражнения для развития артикуляционного аппарата похожи на увлекательную игру, так что урок легко можно превратить в развлечение.

    Занятия для всех

    Как известно, профилактика гораздо эффективнее лечения. Поэтому начинать заниматься можно, не дожидаясь того момента, когда станет ясно: со звуком «р» малыш самостоятельно не справится. Существуют упражнения, которые вы можете выполнять с малышом до шестилетнего возраста. Они разработают артикуляционный аппарат и подготовят его к произношению сложного звука.

    • «Моторчик». Пусть малыш сперва вымоет руки. Теперь нужно положить большой пальчик в рот, под язык, и подвигать им вправо и влево. Ребенок может представить, что он заводит моторчик.
    • «Чистые зубки». Ребенок растягивает губы в широкую улыбку. Теперь пусть представит, что его язык – это щеточка, которой нужно почистить зубы с внутренней стороны. Важное условие: челюстью двигать нельзя.
    • «Лошадка». Малыш должен цокать языком так, чтобы имитировать стук копыт лошади.
    • «Дразнилки». Пусть малыш расслабит язычок, просунет его между зубами и поболтает им с характерным звуком, будто дразнясь. Можно также устроить соревнование – кто высунет язык дальше или кто достанет до носа и подбородка.
    • «Тигренок». Пусть малыш представит, что он тигр, и рычит что есть силы. Можете рычать вдвоем – кто громче.
    • «Кошечка». Налейте в блюдце сока или молока. Пусть малыш представит себя кошкой и полакает из тарелки.

    Упражнения нужно выполнять по 3–5 раз (или больше) каждый день. Они будут полезными не только для произношения звука «р», но и вообще для речи. Для артикуляции звука «р» важно укрепить мышцы языка и заставить его кончик вибрировать. Этому тоже могут помочь упражнения. Их лучше выполнять перед зеркалом, чтобы следить за правильностью.

    • Малыш должен открыть рот, кончик языка положить на ребристый участок нёба за передними зубами, а его бока – на коренные зубы. В таком положении нужно задержаться на 10 сек, а затем расслабиться. Повторить 5 раз.
    • Пусть малыш разомкнет губы и слегка прикусит кончик языка. Движение следует повторить 10 раз.
    • Ребенок должен расположить язык между губами и резко выдуть воздух. Это заставит кончик вибрировать. Повторить 10 раз.
    • Пусть малыш попробует присосать язык к верхнему нёбу. Если он все сделает правильно, то сможет щелкнуть. Это движение нужно повторить 10–15 раз, ускоряясь и замедляясь.
    • Предложите чаду касаться кончиком языка по очереди то верхних, то нижних зубов. Повторить 20 раз.
    • Пусть малыш резко бьет кончиком языка по нёбу за верхними зубами и пытается одновременно произнести звук «д». Упражнение нужно повторить 10–15 раз.

    Не забывайте регулярно заниматься с ребенком!

    Если проблема уже появилась

    Малышу уже 6 лет, а со звуком «р» по-прежнему нелады? Самое время приступить к занятиям. «Тренировку» нужно начинать с разминки, и только после этого переходить к упражнениям на артикуляцию буквы «р».

    • «Кисточка». Пусть малыш улыбнется и слегка приоткроет рот. В таком положении нужно «погладить» верхнее нёбо: провести кончиком языка от бугорка у передних верхних зубов так далеко в сторону горла, как это будет возможно. Повторить движение следует 10–12 раз.
    • «Маятник». Исходное положение то же – широкая улыбка и приоткрытый рот. Малыш должен слегка высунуть язык изо рта и покачать им влево-вправо, от одного уголка к другому и обратно. Повторить 15–20 раз.
    • «Гармошка». Пусть малыш улыбнется и приоткроет рот, а затем прижмет кончик языка к верхнему нёбу. Нужно открыть рот максимально широко, а затем закрыть его, не открывая язык от неба. Повторить 15–20 раз.
    • «Комарик». Предложите малышу открыть рот, выдвинуть кончик языка вперед и сказать «з-з-з-з». Затем закрыть рот, упереться в верхнее нёбо и произнести тот же звук. Повторить 10–15 раз.

    После этого можно переходить к упражнениям на артикуляцию. Для выполнения некоторых упражнений нужен специальный шпатель. Его можно купить в аптеке. Шпатели бывают с ароматами шоколада или карамели, так что малышей несложно уговорить к работе с ними.

    1. Пусть малыш раскроет рот, кончик языка прижмет к бугорку у передних зубов и постарается быстро произнести «д-д-д». Через несколько секунд, не останавливаясь, он должен сделать усилие и произнести этот звук на мощном выдохе. В результате малыш ощутит сильную вибрацию на языке, а именно это и нужно для обучения. Со временем ребенок научится производить ее сам.
    2. Пусть малыш раскроет рот пошире и долго произносит звук «ж-ж-ж». В это время он должен сдвигать язык постепенно ближе к основанию верхних зубов. Пусть задержится в этом состоянии на несколько секунд. Затем введите шпатель под язык и слегка, но ритмично подвигайте его влево-вправа. Это создаст необходимую для артикулирования вибрацию.
    3. Пусть ребенок раскроет рот пошире, отодвинет язычок как можно дальше и произнесет слог «з-за». Введите шпатель под язык и подвигайте им влево-вправо. Если вибрация создана правильно, вы услышите «р».
    4. Проделайте все то, что указано в предыдущем упражнении, но попросите ребенка произносить слог «з-зи». В этом случае вибрация приведет к формированию мягкого звука «рь».

    И помните: консультация логопеда, немного времени и ваше терпение помогут малышу научиться правильно выговаривать самый сложный звук русского языка – «р». Так что настройтесь на победу, и результат не заставит себя долго ждать!

    Похожие статьи