• Урок-занятие по правилам дорожного движения "город безопасных дорог". Правила дорожного движения для детей-пешеходов Урок по правилам дорожного движения с детьми

    04.03.2021

    Конспект занятия по пдд для старших дошкольников

    Конспект занятия: «Путешествие по правилам дорожного движения»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: закрепление знаний у детей правил дорожного движения.
    Задачи: -расширять знания о правилах поведения на улице, в транспорте;
    -закреплять название и назначение дорожных знаков;
    -воспитывать ответственное отношение к своей безопасности на улице;
    -обогащать активный словарь;
    -совершенствовать двигательные навыки;
    -развивать гибкость, координацию движений;
    -способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр.
    Материалы: костюмы: кот Леопольд, две мыши; карточки с видами транспорта; дорожные знаки; мяч; ковер «пешеходный переход»; машинки большого размера; два светофора; две стойки; две машинки привязанные веревкой к карандашу.
    Место проведения музыкальный или физкультурный зал.

    Ход занятия:
    Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие по правилам дорожного движения. На нашем пути будет несколько остановок, где нас ждут непростые задания. Но прежде, чем отправиться в путь, скажите на каком транспорте можно совершить путешествие? (ответы детей)
    - Правильно. Перед долгим путешествием, проведем разминку.

    Игра: « Что куда?» (Детям предлагаются три карточки, на которых: облако, две прямые линии-дорога, и две волнистые линии. Ведущий показывает карточку, а дети называют транспорт и вид, к которому он относится. Например: карточка «облако»-самолет-воздушный вид транспорта)

    Ведущий: -Отправляемся в путь.

    Первая станция: «Город пешеходов»

    Игра с мячом: «Продолжи фразу» Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок отвечает и возвращает мяч.
    -По дороге кто идет?(пешеход) -По дороге едет что?(машины) -Где мы автобус ждем? (на остановке) -Кто автобус ведет?(водитель) -Где дорогу переходим?(по пешеходному переходу) -Где играем?(на детской площадке) -Сколько глаз у светофора?(три) -Если красный глаз горит, то о чем он говорит?(путь закрыт) -Что зеленый говорит?(путь открыт) Ведущий: -Молодцы! На все вопросы ответили правильно.

    Звучит музыка. В зал входит кот Леопольд.
    Леопольд: - Здравствуйте, ребята! Я иду в школу дорожных наук, хочу ПДД выучить. А вы, что тут делаете?
    Ведущий: - А мы как раз повторяем ПДД. Оставайся с нами, мы расскажем все, что знаем.
    Леопольд: - А с дорожными знаками вы знакомы?

    Ведущий: - Да.
    Леопольд: - Это хорошо. У меня в портфеле дорожные знаки, но что они обозначают, я не знаю.

    В зал вбегают мыши, забирают портфель и убегают.
    Выглядывают из-за двери и кричат: - Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!
    Леопольд: (схватившись за голову)- Опять эти мыши. Ой, и портфель мой утащили. Вот я сейчас их догоню! (кот убегает)
    В центре зала, с портфелем появляются мыши. Трясут портфель, пробуют на «зуб», вытряхивают и разочарованно говорят:

    I мышь: -Ничего интересного!
    IIмышь: -И ничего вкусного!
    Появляется кот Леопольд.
    I мышь: -Прости нас Леопольд!
    II мышь: -Леопольд, прости!
    Леопольд: -Давайте, жить дружно!
    Мыши: -А, что вы тут все делаете?
    Леопольд: -Повторяем правила дорожного движения, которые вы, конечно не знаете!
    Мыши: -Мы все знаем!
    Леопольд: -Сомневаюсь!
    Ведущий: -А давайте, проверим. Скажите, дорогие мыши, как надо переходить дорогу?
    I мышь: -Как, как? Конечно ползти на четвереньках!
    II мышь: -Нет, быстро перебежать, чтобы машина не заметила!
    Iмышь: -Нет, ползти!
    II мышь: -Нет, бежать!
    Ведущий: -Не ссорьтесь! Ребята, помогите мышатам.(ответы детей)
    -А зачем нужны пешеходные и подземные переходы?
    -Ну, а как надо вести себя, когда вышел из общественного транспорта?
    Мыши: -Ну, это просто, пролезть между колесами автобуса?
    Ведущий: -Ребята, разве можно так делать?(ответы детей)
    -А, на что еще мы должны обратить внимание, подойдя к переходу? (на светофор)
    -А вы что-нибудь слышали про светофор?
    Мыши: -Конечно.
    Ведущий: -На какой сигнал светофора следует переходить улицу?
    I мышь: -Мне нравится красный цвет. Я пойду на красный!
    II мышь: -А мне не нравится ни какой, поэтому на светофор я даже смотреть не буду.

    Ведущий: -Давайте продолжим наше путешествие.

    Следующая станция «Светофория». Там вы все и узнаете.
    I ребенок: У любого перекрестка,
    Нас встречает светофор,
    И заводит очень просто,
    С пешеходом разговор.
    II ребенок: Свет зеленый – проходи,
    Желтый лучше подожди.
    Если свет зажегся красный-
    Значит, двигаться опасно!

    Ведущий: -Ну, что запомнили, на какой сигнал светофора надо переходить дорогу. -Тогда, давайте, поиграем.
    Музыкальная игра: «Музыкальный светофор» музыка Е.Комальковой, слова С.Михалкова (сборник «Играем и танцуем» 1992 г.) В зале устанавливаются напротив друг друга два светофора, между ними пешеходная дорожка. Две группы детей стоят у светофора. Под музыку «Веселые пешеходы» дети-пешеходы переходят дорогу по зебре. Светофоры «горят» зеленым светом. Под музыку «Машины», дети-водители едут на машинках по проезжей части дороги. На светофорах красный свет. Побеждает та команда (водители или пешеходы), которая внимательно следит за музыкой и светофором.

    Ведущий: -Ребята, а чем еще очень важном мы не рассказали нашим гостям? Что мы ежедневно видим вдоль дорог?(дорожные знаки)-Правильно, это дорожные знаки. А чем они отличаются друг от друга?(цветом, формой)А какие бывают дорожные знаки?(запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные)

    Следующая наша станция: «Дорожные знаки».
    Леопольд: - У меня в портфеле много разных знаков. Только я ничего про них не знаю.

    Ведущий: - Мы сейчас с ними поиграем.(Все знаки Леопольд выкладывает на полотне, так,чтобы они были видны детям. Ведущий читает стихотворения, а дети находят соответствующий знак, называют его и определяют группу) 1. «Пешеходный переход» -Здесь наземный переход,
    Ходит целый день народ.
    Ты, водитель не грусти,
    Пешехода, пропусти!
    2. «Движение пешеходов запрещено» -В дождь, и в ясную погоду
    Здесь не ходят пешеходы,
    Говорит им знак одно:
    Вам ходить запрещено!
    3. «Пешеходный переход» -Пешеход! Пешеход!
    Помни ты про переход!
    Подземный, наземный,
    Похожий на зебру.
    Знай, что только переход
    От машин тебя спасет!
    4. «Место остановки пассажирского транспорта» -В этом месте пешеход,
    Терпеливо транспорт ждет.
    Он пешком устал шагать,
    Хочет пассажиром стать.
    5. «Больница» -Если нужно вам лечиться,
    Знак подскажет, где больница.
    Сто серьезных докторов,
    Там вам скажут: «Будь здоров!»

    Ведущий: -Теперь Леопольд ты знаешь как называются знаки в твоем портфеле. А наше путешествие подходит к концу.

    Осталась последняя станция: «Дорожная эстафета» , здесь нас ждут интересные игры.

    I игра: «Ловкие водители» (Двум командам игроков нужно провести машинку за веревочку между стойками, не сбив их.)

    II игра: «Быстрые водители» (К веревке, средней длины привязывается машинка с одного конца, и карандаш с другого. Участникам команд нужно как можно быстрее намотать веревку с машинкой на карандаш.)

    Ведущий: -Вот и закончилось наше путешествие в страну правил дорожного движения. Вы показали себя грамотными, знающими пешеходами. И хочется еще раз напомнить вам, ребята:
    Все время будь внимательным,
    И помни наперед:
    Свои имеют правила,
    Шофер и пешеход.

    В течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данное мероприятие, которое позволит проверить знания и навыки детей. Праздник проходит в конкурсной форме. Формируются команды красных и зеленых. Оценивает игроков жюри, в которое входят родители, воспитатель-методист, инструктор по физическом воспитанию. Конкурс состоит из несколько заданий. За две недели команды знакомятся с заданиями, готовятся к предстоящей игре: разучивают стихи, песни, готовятся к викторине; повторяют правила безопасности и поведения на дороге.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

    (праздник юного пешехода )

    Цель: закрепить знания о правилах поведения на улице и дороге.

    Атрибуты и оборудование: музыкальный центр, музыка детских песен в записи для фона, два мольберта с магнитами; аппликации автомобилей, костюмы для участников стихотворных инсценировок, плакаты с изображением дорожных знаков, листы чистой бумаги и ручки для жюри, равное количество зеленых и красных кружков, которыми будут оцениваться игроки команд.

    Оформление: на центральной стене прикреплены вырезанные из цветной бумаги грузовые и легковые автомобили, автобусы. Место, отведенное под выступление, напоминает уличный перекресток, дорогу которого украшает пешеходная дорожка. Тут же стоит соответствующий знаковый указатель, в стороне закреплен другой знак - с изображением бегущих детей. С потолка перед импровизированной дорогой свисает светофор. Вдоль противоположных стен стоят стулья или скамейки для игроков. Перпендикулярно стенам ставится стол, за которым разместится жюри, позади них расставляются стулья для гостей.

    Подготовительная работа: в течение всего года ведется работа по обучению детей правилам дорожного движения, поведению на улице. Например, знакомство со светофором, изучение дорожных знаков и т. п. В конце года проводится данное мероприятие, которое позволит проверить знания и навыки детей.

    Праздник проходит в конкурсной форме. Формируются команды красных и зеленых. Оценивает игроков жюри, в которое входят родители, воспитатель-методист, инструктор по физическом воспитанию.

    Конкурс состоит из несколько заданий. За две недели команды знакомятся с заданиями, готовятся к предстоящей игре: разучивают стихи, песни, готовятся к викторине; повторяют правила безопасности и поведения на дороге.

    Ход мероприятия

    В записи звучит марш. Команды двумя колоннами заходят в зал и садятся на приготовленные для них места. Следом за игроками свои места занимают и члены жюри. Музыка стихает. Выходит ведущий. Он приветствует присутствующих в зале.

    Ведущий.

    Каждый ребенок почти что с пеленок

    Должен усвоить и должен понять,

    Что одному по дорогам, без взрослых,

    Очень опасно для жизни гулять.

    Ребята, вы уже знаете о том, какая опасность может подстерегать не только ребенка, но и взрослого человека на дороге и как необходимо вести себя на улице, чтобы избежать несчастья.

    Настало время проверить, насколько вы хорошо усвоили эти правила поведения. Оценивать ваши знания будут... (представляет членов жюри). Каждое правильно выполненное задание будет отмечено кружком красного или зеленого цвета, который будет выставляться на нашем «табло». Победит в игре та команда, которая наберет большее количество кружков своего цвета. Итак, команда красных, вы готовы к игре? (Команда отвечает дружным возгласом: да.) Команда зеленых, к игре готовы? (Команда отвечает.)

    Внимание, задание первое : сейчас мы находимся на улице. Видите, она довольно многолюдна.

    Звучит оживленная музыка. На трехколесном велосипеде выезжает мальчик, другой мальчик - везет на веревочке машину, в которой сидит медвежонок, девочка с куклой в руках переходит через импровизированную пешеходную дорожку (в ситуативной игре принимают участие дети младшей группы).

    Ведущий. Ваша задача, ребята, угадать, кто здесь пешеход, а кто пассажир (игроки отвечают).

    Задание второе: каждая из команд отгадывает по четыре загадки. Если команда затрудняется с ответом, она имеет право на одну подсказку от болельщиков.

    ДОРОЖНЫЕ ЗАГАДКИ

    Загадки команде красных:

    Спозаранку за окошком

    Стук, и звон, и кутерьма.

    По прямым стальным дорожкам

    Ходят красные дома. (Трамвай .)

    Маленький, удаленький, Громко кричит, на шее постового висит. (Свисток. )

    Что за чудо: синий дом,

    Окна светлые кругом,

    Носит обувь из резины,

    А питается бензином. (Автобус. )

    Несется и стреляет,

    Ворчит скороговоркой.

    Трамваю не угнаться

    За этой тараторкой. (Мотоцикл. )

    Загадки команде зеленых:

    Встало с краю улицы

    В длинном сапоге

    Чучело трехглазое

    На одной ноге.

    Где машины движутся,

    Где сошлись пути,

    Помогает улицу

    Людям перейти. (Светофор. )

    Чтоб тебя я повез,

    Мне не нужен овес.

    Накорми меня бензином,

    На копытца дай резину.

    И тогда, поднявши пыль,

    Побежит... (автомобиль ).

    Не живая, а идет, Неподвижна, а ведет. (Дорога. )

    Дом по улице идет,

    В детский садик нас везет.

    Не на курьих ножках,

    А в резиновых сапожках. (Автобус. )

    На табло появляются результаты игры (на мольберты прикрепляются кружки). Один из членов жюри озвучивает результат и задает вопрос к игрокам:

    Расскажите, что означает, выбранный той или иной командой цвет?

    Задание третье: «Дорожный концерт».

    Каждая из команд показывает свой, заранее приготовленный, самодеятельный номер.

    Стихотворение Михаила Пляцковского «Светофор»

    Стоп, машина! Стоп, мотор!

    Тормози скорёй, шофер!

    (Показывает на красный кружок, прикрепленный на груди.)

    Красный глаз глядит в упор

    Я ведь строгий светофор!

    (Грозит зрителям пальцем.)

    Вид я строгий напускаю,

    Обождал шофер немножко,

    Снова выглянул в окошко.

    Пешеходам в этот раз

    Показал зеленый глаз.

    (Показывает на зеленый кружок и подмигивает одним глазом.)

    Подмигнул и говорю:

    «Ехать можно, путь открыт!»

    Знаки важные,

    Компас взрослых и ребят.

    Дети, будьте осторожны!

    Знайте, что нельзя, что можно,

    Выполняйте непреложно

    Все, что знаки говорят!

    Ведущий. Ребята, известно ли вам, для чего в самых оживленных местах, на перекрестках дорог устанавливаются светофоры? (Они регулируют порядок на дороге.) Цветовыми сигналами светофор поддерживает порядок на дороге, не допуская столкновения идущих в разных направлениях автомобильных потоков, и помогает пешеходам перейти - через дорогу, не рискуя своей жизнью. Что ж, настало время команде зеленых познакомить нас со своим музыкальным номером.

    «Дорожные частушки».

    Мы споем сейчас частушки

    Так, совсем обычные.

    Да и темы в них для вас,

    В общем-то, привычные.

    Приготовьте свои ушки,

    Мы сейчас уже начнем.

    Все о правилах дорожных

    Вам расскажем, напоем.

    Будем петь довольно громко,

    Чтоб до каждого дошло:

    Быт примерным пешеходом

    Это очень хорошо!

    Светофор стоит, мигает

    Неизвестно для чего.

    Но не видит мальчик Петя,

    Игнорирует его.

    Вот зажегся красный цвет,

    Значит, стой! Прохода нет!

    Не спеши, не суетись,

    Сломя голову не мчись!

    Светофор едва моргнул,

    Петя наш вперед рванул...

    Вытворяешь что же ты?

    Как бы не было беды!

    Не сворачивайте ушки,

    Продолжаем петь частушки.

    Слушайте внимательно,

    Споем вам обстоятельно.

    У дороги мяч гонять

    Мальчики надумали.

    Об опасности друзья

    Как-то не подумали.

    Укатился мяч с поляны

    Прямо на дорогу.

    Побежал за ним Сережа,

    Подвернул вдруг ногу.

    Он упал, не может встать,

    Прямо на дороге.

    Ой, что будет с ним сейчас?

    Друзья в большой тревоге.

    Завизжали тормоза,

    Страх у мальчика в глазах.

    Мяч к груди он прижимает,

    Что же делать, он не знает.

    Хорошо, шофер бывалый!

    Видит - на дороге малый.

    Резко руль он повернул,

    На обочину свернул.

    Впредь, Сергей, тебе наука.

    Если одолеет скука,

    Не играй в мяч у дороги

    И смотри себе под ноги!

    Ведущий. К чему может привести неправильное поведение на улице, несоблюдение правил дорожного движения? (Может произойти авария, пострадают люди.)

    Конкурс капитанов.

    1) Необходимо быстро, без запинок и заминок, повторить за ведущим слова скороговорки:

    Пустует пост на мостовой

    Стоит в сторонке постовой.

    2) Рассказать о том, кто такой постовой, в чем заключается его работа.

    Капитаны садятся на свои места. Пока жюри совещается и подводит итоги, появляется Свистулькин - сказочный персонаж из мультфильма Незнайка в Солнечном городе. Он исполняет свою любимую песенку, которая так и называется - Песня Свистулькина (сл. И. Шаферана, муз. В. Шаинского).

    Сюрпризный момент.

    Персонаж приветствует ребят. Спрашивает, хорошо ли они себя ведут дома, в детском саду, на улице. Свистулькин хвалит их и предлагает немного расслабиться и потанцевать.

    Звучит эстрадная подвижная музыка. Трелью своего свистка гость приглашает детей к танцу, показывает движения, дети повторяют.

    Свитулькин. Молодцы! Приятно иметь дело с такими дисциплинированными и послушными, умными детьми. Жителям нашего города, таким, например, как Незнайка и Пончик, есть чему у вас поучиться. А знаете что, приезжайте к нам в Солнечный город. Проведете, так сказать, беседу в воспитательных целях с нашими жителями. Приедете?

    Дети. Обязательно приедем!

    Свистулькин. (отдает честь). Очень хорошо. Пойду обрадую своих друзей. до встречи, ребята! (Уходит. Между тем жюри оценивает конкурсантов. Игра продолжается.)

    Задание четвертое: команды за одну минуту должны сделать аппликацию автомобиля. Побеждает та команда, которая первой успешно справится с заданием.

    Задание пятое: каждая команда предлагает своему сопернику отгадать значение дорожного знака.

    Загадка команды красных.

    Демонстрируется плакат со знаком пешеходного перехода.

    Этот знак такого рода:

    Он на страже пешехода.

    Переходим с куклой вместе

    Мы дорогу в этом месте.

    Ответ команды зеленых: этот знак означает пешеходный переход.

    Загадка зеленых:

    Демонстрируют плакат, с изображением ложки и вилки.

    Тут и вилка, тут и ложка:

    Подзаправились немножко,

    Накормили и собаку.

    Говорим «спасибо» знаку .

    Ответ красных: этот дорожный знак указывает на то, что поблизости находится пункт питания.

    Жюри подводит итоги конкурса, озвучивает результаты игры. Проводится награждение победителей, остальные участники получают памятные сувениры.

    В заключение дети сообща читают стихотворение В. Семернина «Запрещается-разрешается».

    В. Семернина «Запрещается-разрешается»

    1-ый ребенок: И проспекты, и бульвары

    Всюду улицы шумны.

    Проходи по тротуару

    Только с правой стороны.

    2-ой ребенок: Тут шалить, мешать народу...

    В с е. За-пре-ща-ет-ся!

    2-й ребенок: Быть примерным пешеходом

    В с е. Раз-ре-ша-ет-ся!

    3-ий ребенок: Если ты гуляешь просто,

    Все равно вперед гляди.

    Через шумный перекресток

    Осторожно проходи.

    4 ребенок: Переход при красном свете

    В с е. За-пре-ща-ет-ся!

    4-й ребенок. При зеленом даже детям...

    Все. Раз-ре-ша-ет-ся!

    5 ребенок: Если едешь ты в трамвае

    И вокруг тебя народ,

    Не толкаясь, не зевая,

    Проходи скорей вперед.

    Ведущий. Что, запомнили, друзья?

    Все. Правила движения!

    Помним мы от «А» до «Я»

    Азбуку движения!


    Лекция для родителей по ПДД.

    Правила поведения на дороге. Безопасное движение .

    Хотите ли вы, не хотите ли…

    Но дело, товарищи, в том,

    Что прежде всего – вы родители,

    А все остальное – потом!

    Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает. Ежегодно на дорогах гибнет большое количество людей. Одни происшествия происходят по вине автомобилистов, другие – по вине пешеходов. Но результат один – чья-то унесенная жизнь, трагедия и горе для близких. Кто из Вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто. Конечно, каждый случай на дороге по-своему уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!

    Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения. Сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем, взрослые переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить» информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:

    Видеть дорогу;
    правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
    видеть, слушать, оценивать ситйацию,предвидеть, избегать опасность

    1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.

    2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

    3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.

    4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

    5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.

    Памятка для родителей.

    Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок

    1. Основные термины и понятия правил.

    2. Обязанности пешеходов.

    3. Обязанности пассажиров.

    4. Регулирование дорожного движения.

    5. Сигналы светофора.

    6. Предупредительные сигналы.

    7. Движение через железнодорожные пути.

    8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.

    9. Особенности движения на велосипеде.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1

    муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

    Утверждаю ___________

    директор МБОУ лицей №1

    Юсупова З.И.

    «___»____________2014г

    Развивающее занятие по ПДД для начальной школы

    «Азбука дорожного движения»

    Подготовил

    педагог – психолог

    Ахметкиреева Р.Р.

    Учалы, 2015

    Цель урока:

    1) углубить знания учащихся о правилах дорожного движения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма; 2) сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

    Задачи: 1) познакомить с правилами безопасности на улице;

    2) развивать умение предвидеть опасную ситуацию; 3) развивать наблюдательность, умение оценивать чужие и свои действия;

    4) расширить знания дорожной азбуки

    5) воспитывать культурного пешехода, желание и стремление изучать и выполнять правила дорожного движения.

    Актуальность:

    Всем давно известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются у нас на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного ответственность травматизма в образовательном учреждении.

    Серьезное упущение в обучении детей Правилам дорожного движения заключается в том, что мы преподносим их в рафинированном виде: обучая детей, мы идеализируем других участников движения. Но в жизни-то ребенок нередко видит совсем другое. Оказывается, водитель может проехать на красный свет светофора, не пропустить нас на пешеходном переходе и т.п.

    Поэтому очень важно донести до детей мысль: «Правила соблюдать необходимо, чтоб не случилось беды. Но все же есть безответственные люди, которые не соблюдают Правила, и лучше перестраховаться на случай встречи с ними». Психологи уже давно установили, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Да, взрослые пытаются перебежать проезжую часть. И перебегают, в чем помогает им умение прикинуть расстояние до приближающего автомобиля и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети? Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

    Мы должны научить своих детей искусству самосохранения.

    Содержание урока

      Вводная часть

    Ведущий:

    Светофор мой дорогой,
    Мы друзья давно с тобой!

    Собираюсь в школу я-

    У дороги ждешь меня!

    Ученик куда спешишь?-

    Ты как будто говоришь.

    Подожди, остановись!

    Хорошенько оглядись!

    Красным я моргаю глазом,

    Значит, ты не торопись!

    Я спешу! Мне надо в срок

    В класс прийти на свой урок.

    Это правильно, не спорю!

    Но подумай головою,

    Разве стоит рисковать,

    Чтоб здоровье потерять?

    Все обдумай! Ходу нет!

    Я включаю желтый свет.

    Да, здоровье это дар!

    Нам природой щедрой дан

    И терять его напрасно

    Может только лишь болван!

    Так, подумав говорю:

    Я тебя благодарю,

    За сердечный разговор,

    Добрый друг мой светофор!

    Рад был я тебе помочь!

    Для тебя зеленый луч,

    Я включил…

    Иди, дружок,

    В школу прямо на урок.

    Светофор – надежный друг,

    Это знают все вокруг!

    Я за то его люблю,

    Бережет он жизнь мою!

    (Дмитрий Голотвин, шк. №23 г. Липецк, Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства», №18 (324), 2014 г.)

    2. Основная часть

    Ведущий:

    Ребята, предлагаю вам сделать небольшой тест и проверить, насколько хорошо вы знаете Правила.

    Тест «Проверь себя»

    Если ты согласен, в клеточках справа напиши «Да» или «+», если не согласен «Нет» или «-»

    Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

    На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

    Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

    Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

    Двигайся по тротуару, придерживайся правой стороны.

    На желтый сигнал светофора нужно стоять.

    Обсуждение ответов.

    Ведущий:

    Какие ПДД вы знаете? (ответы детей)

    Ведущий. Сейчас я расскажу вам про кота Мурзика, а вы послушайте и ответьте на вопрос: - какими правилами пренебрег кот Мурзик?

    Наш кот (его Мурзиком зовут),

    Вздумал попутешествовать.

    Что он умел? Ел, пил, мяукал,

    Дорожных правил не изучал.

    Поэтому и не знал он, досадно,

    Что на дорогах опасно.

    (Кот посреди улицы, мимо него проезжают машины)

    Кот Мурзик (восхищенно) Как классно! Как здесь красиво!

    Значит, вышел я не напрасно!

    Здесь по тротуару похожу,

    Себя, свой хвостик покажу...

    (Идет навстречу другим пешеходам, натыкаясь на них,пока медведь не наступает ему на лапу).

    Кот Мурзик. Ой! Моя лапка!

    Вы что же на меня наступили?

    Медведь. Сам виноват! Ты простофиля!

    Ходить надо уметь!

    Кот Мурзик. Я лучше вон туда пойду.

    Дорогу сейчас перейду.

    Ведущий. Увидел наш кот

    Знак «пешеходный переход».

    Там светофор красным глазом

    Предупреждал всех: ни шагу!

    Все знают, даже и коты,

    Что на зеленый надо идти.

    И наш Мурзик это хорошо знал,

    Но терпеть он устал.

    Кот Мурзик. Ждать долго я не хочу.

    А! Рискну! Наверное, проскочу.

    Ведущий. Побежал! Взвизгнул автомобиль...

    Мурзик почувствовал страшную боль.

    В аварию Мурзик попал.

    Теперь в гипсе и хвост и лапы.

    Почему случилась беда с Мурзик?

    Ведущий:

    Правила дорожного движения - это своеобразная дорожная грамота. Владеть ими должны все, чтобы не продолжить печальный список, который открыл кот Мурзик. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными причинами опасных ситуаций на улице, дорожными знаками, обсудим наши действия, как участников дорожного движения.

    Отгадайте загадки:

    А) Не летает, но жужжит –

    Жук по улице бежит,

    И горят в глазах жука

    Два блестящих огонька (Автомобиль)

    Б) Дом по улице ползет.

    На работу всех везет,

    Не на куриных ножках,

    А в резиновых сапожках. (Автобус)

    Как одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт)

    Какой бывает транспорт? (Водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный.)

    Игра «Знаешь ли ты машины?»

      Какой транспорт перевозит пассажиров? (автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси и т.д.)

      Какой транспорт перевозит грузы и какие? (грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы и т.д)

      Какие машины помогают убирать улицы?(снегоочистители, грейдеры, поливальные и т.д.)

      Какие специальные машины ты знаешь? («скорая помощь», пожарные, «ДПС», дорожные катки и т.д.)

      Какой транспорт можно назвать воздушным? (самолет, вертолет и т.п)

      Где можно передвигаться с помощью транспорта?(по земле, воде, воздуху)

    Легковые автомобили, грузовики, автобусы мы ежедневно видим на улицах. Это соседи любого городского жителя.

    Как вы думаете, эти соседи - безопасны?

    Любая вещь, предмет не бывают ни добрыми, ни злыми, ни безопасными, ни опасными. Такими их делает человек. Самое главное - понимать, когда и при каких обстоятельствах автомобиль становится опасным.

    Ведущий:

    А теперь мы с вами познакомимся с некоторыми правилами дорожного движения:

      Знаешь правила движенья-

    Можешь смело, друг, гулять!

    А не знаешь, сиди дома,

    Чтоб собой не рисковать!

      Чтобы улицу перейти,

    О правиле помни простом:

    Сначала налево, дружок, посмотри,

    Направо взгляни потом.

      Объяснить надо запросто,

    Будь ты юн или стар:

    Дорога, мой друг, - для транспорта,

    Для тебя – тротуар.

      Полосатая лошадка,

    Её зеброю зовут.

    Но не та, что в зоопарке, -

    По ней люди все идут.

      Если ты гуляешь просто,

    Все равно вперед гляди,

    Через шумный перекресток

    Осторожно проходи!

      Очень важная наука –

    Правила движения.

    И должны их соблюдать

    Все без исключения

    Физкультминутка «Дорожная».

    (Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)

    Дорога не тропинка, дорога не канава…
    Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
    Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
    Топни правою ногой: раз – два - три,
    Покачай головой: раз – два – три.
    Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три .

    Ведущий:

    Кроме правил мы должны помнить, что на улицах города есть наши друзья - знаки.

    Город, в котором с вами живем,

    Можно по праву сравнить с букварем.

    Вот он, букварь - его надо весь знать

    Вдоль тротуара, глянь - знаки висят.

    Вспомните, как называются знаки, которые мы изучали в первом классе?

    Ведущий:

    читает стих и показывает знаки.

    Стихи про дорожные знаки

    Знак «Пешеходный переход»:

    Здесь наземный переход,
    Ходит целый день народ.
    Ты, водитель, не грусти,
    Пешехода пропусти!

    Знак «Движение пешеходов запрещено»:

    В дождь и в ясную погоду
    Здесь не ходят пешеходы.
    Говорит им знак одно:
    «Вам ходить запрещено!»

    Знак «Место стоянки»:

    Коль водитель вышел весь,
    Ставит он машину здесь,
    Чтоб, не нужная ему,
    Не мешала никому.

    Знак «Подземный пешеходный переход»:

    Знает каждый пешеход
    Про подземный этот ход.
    Город он не украшает,
    Но машинам не мешает!

    Знак «Место остановки автобуса,
    троллейбуса, трамвая и такси»:

    В этом месте пешеход
    Терпеливо транспорт ждет.
    Он пешком устал шагать,
    Хочет пассажиром стать.

    Знак «Дети»:

    Посреди дороги дети,
    Мы всегда за них в ответе.
    Чтоб не плакал их родитель,
    Будь внимательней, водитель!

    Знак «Дорожные работы»:

    Знак «Дорожные работы».
    Чинит здесь дорогу кто-то.
    Скорость сбавить нужно будет,
    Там ведь на дороге люди.

    Знак «Дикие животные»:

    Бродят здесь посредь дороги
    Лоси, волки, носороги.
    Ты, водитель, не спеши,
    Пусть сперва пройдут ежи!

    Знак «Пункт первой медицинской помощи»:

    Если кто сломает ногу,
    Здесь врачи всегда помогут.
    Помощь первую окажут,
    Где лечиться дальше, скажут.

    Знак «Больница»:

    Если нужно вам лечиться,
    Знак подскажет, где больница.
    Сто серьезных докторов
    Там вам скажут: «Будь здоров!»

    3. Заключительная часть.(Рефлексия)

    От чего зависит безопасность на дорогах и улицах?

    Какие правила вы запомнили сегодня на уроке?

    Какие знаки изучили?

    О чем научились на уроке, то что расскажете дома?

    На улице будьте внимательны, дети!
    Твёрдо запомните правила эти.
    Правила эти помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!

    Литература:

      «Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения»/Сост. Н.А.Извекова.-М.:Просвещение,1982.

      «Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах/авт.- сост. Е.Ю. Лавлинскова.-Волгоград: Учитель, 2008.

      «Дети и дорога». Пособие для педагогов и воспитателей. Уфа: полиграфкомбинат,2003.

      «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета, №17 (323), 2014.

      «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета, №18 (324), 2014.

      www.olesya-emelyanova.ru/index- stihi -dorozhnye_ znaki .html

    Комплект лекций для проведения классных часов по ПДД


    ЗАНЯТИЕ №1

    Причины дорожно-транспортных происшествий

    Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные слу­чаи на улицах и дорогах.

    Форма: беседа

    Материалы: таблица «Причины дорожно-транспортных происшествий».

    Ход занятия

    1.Вступительная беседа

    Автомобиль стал неотъемлемым спутником про­гресса общества. Он оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пас­сажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты погибло более 2,5 млн человек. Сейчас в автомобильных катастрофах гибнет ежегодно до 250 ты/ человек. К этому нужно добавить, что в результате дорожно-транс­портных происшествий миллионы людей получают разного рода травмы. Вот почему вопросам безопасности движения уделяется сейчас такое серьезное внимание почти во всех странах мира.

    Водители автомобилей являются участниками движения они проходят специальное обучение, сдают экзамен по правилам дви­жения. Пешеходы же, которые тоже являются участниками дви­жения и которых гораздо больше, чем водителей, часто не имеют твердых знаний по правилам движения, они менее дисциплиниро­ванны. Видимо, этим и можно объяснить тот факт, что пешеходы чаще нарушают порядок на улицах и дорогах, чем водители.

    Нарушение правил движения не только приводит к гибели и травмированию людей, но и приносит большой материальный ущерб государству, повреждаются транспортные средства, дорож­ное покрытие, осветительные устройства, зеленые насаждения и т. д.

    Анализ показывает, что на дорогах отдельных республик, краев и областей еще немало происшествий, в которые попадают дети.

    По каким же причинам чаще всего происходят несчастные случаи? Вот статистические данные о причинах дорожно-транс­портных происшествий:


    • переход улицы перед близко движущимся транспортом - 27%;

    • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть, - 27%;

    • невнимательность при переходе улиц - 17%;

    • неожиданный выход из-за транспортных средств - 9%;

    • прочие причины (игры на проезжей части и т. п.) - 20%.
    Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным с грубым нарушением правил движения. Если пешеходы будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, то этого можно избежать. Изучение причин детского транспортного травматизма в Москве показывает, что чаще всего несчастные случаи случаются, когда дети переходят улицу в неположенном месте и перед движущимися транспортны­ми средствами. По этой причине происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий с детьми. Если школьники хорошо изучат правила перехода улиц и дорог, будут точно соблю­дать их, то по указанным выше причинам число дорожно-транс­портных происшествий сократится.

    С наступлением весны, особенно в мае, количество случаев детского транспортного травматизма резко возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, снижается, и, как только кончаются каникулы, кривая происшествий снова начинает ползти вверх. Сентябрь и октябрь дают большое коли­чество несчастных случаев. Это происходит из-за того, что дети за лето отвыкают от интенсивного движения и ведут себя на улице менее осторожно.

    На рисунке показано распреде­ление ДТП с детьми по часам суток. Практика показывает, что несчаст­ные случаи происходят не только с те­ми детьми, которые не знают основ правил движения, но и с теми детьми, которые хорошо их изучили, однако не всегда выполняют, ведут себя на ули­це невнимательно и недисциплини­рованно.

    Рост количества транспортных средств, числа пешеходов, скоростей движения машин, конечно, усложняет борьбу с несчастными случаями. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицы и дороги опасно выходить. Главное - хорошо знать правила дорожного дви­жения, вести себя на улицах и дорогах внимательно, дисциплини­рованно, и тогда количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев резко сократится.

    2. Контрольный вопрос и задание

    Перечислите основные причины дорожно-транспортных происшествий. Почему опасно выходить на проезжую часть улицы (дороги) из-за стоящего транспортного средства?

    ЗАНЯТИЕ 2

    НАЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

    Цель: ознакомление с дорожной разметкой проезжей части улиц и дорог.

    Форма: беседа.

    Материалы: схемы перекрестков, таблица «До­рожная разметка».

    Ход занятия


    1. Вступительная беседа
    Учитель по таблице или по схеме показывает линии разметки, которые наносят на проезжую часть улиц и дорог белой, желтой и черной красками. Эти линии помогают водителям и пешеходам ориентироваться в движении, способствуют тем са­мым повышению их безопасности.

    Горизонтальная разметка - линии разделения транс­портных потоков противоположных направлений. Эти линии могут быть выполнены в нескольких вариантах: прерывистая линия, сплошная линия. Прерывистую линию, разделяющую встречные потоки, разре­шается транспортным средствам пересекать с обеих сторон. Пересекать сплошную линию, разделяющую встречные транс­портные потоки, или заезжать на нее транспортным средствам запрещается.

    Широкие линии, параллельные оси дороги, наносят для выде­ления на проезжей части поперечных полос для движения пеше­ходов («зебра»). На широких улицах пешеходный переход «зебра» может быть дополнен стрелами. Линию, состоящую из двух прерывистых линий с утолщенными штрихами квадратной формы, наносят для обозна­чения мест, где велосипедная дорожка пересекает дорогу.

    Линии границ участков проезжей части, въезд на которые за­прещен. Сюда относятся линии обозначения «островков безопас­ности» и посадочных площадок. «Островок безопасности» обозначают параллельными линиями. Он служит местом для остановки пешеходов при переходе улицы. Если во время перехода пешехода меняется сигнал светофора или жест регулировщика и начинается движение транс­портных средств, то пешеход останавливается на «островке без­опасности» и ожидает перемены сигнала светофора или регулиров­щика; если движение не регулируется, то пешеход ожидает пере­рыва в движении транспортных средств. Для усиления обозрения «островка безопасности» на нем могут быть нанесены наклонные линии, а небольшие «островки» окрашивают полностью.

    Посадочные площадки обозначают сплошной линией. Они отводятся для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта. Эти площадки могут быть заштрихо­ваны параллельными линиями под углом к проезжей части.

    Вертикальная разметка. Такой разметкой обозначают вертикальные поверхности мостов, путепроводов, торцевые поверх­ности порталов туннелей, парапетов и других препятствий на опас­ных для движения участках.


    1. Зачем нужна дорожная разметка?

    2. Покажите на таблице линии разделения транспортных потоков противоположных направлений.

    3. Для чего служит «островок безопасности»?

    4. Расскажите, как обозначается дорожной разметкой пешеходный переход.

    5. Покажите на таблице, где может пересечь дорогу велосипедист.

    6. Для чего служит вертикальная разметка?

    ЗАНЯТИЕ 3

    СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СЕКЦИЯМИ. СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА

    Цель:


    • изучение сигналов светофора с дополнительными сек­циями;

    • изучение соответствующих этим сигналам жестов регулировщика.
    Форма : беседа.

    Материалы:


    • комплект действующих моделей светофоров;

    • таблица «Сигналы светофоров и регулировщика»;

    • жезл регулировщика.

    Ход занятия


    1. Вступительная беседа
    На перекрестках с ин­тенсивным движением транспортных средств устанавливают четырех- и пяти-секционные светофоры, снабженные соот­ветственно одной или двумя дополнитель­ными секциями (рис. 1).


    Рис. 1. Светофоры с до­полнительными стрелками:

    А - слева;

    Б - справа;

    В - справа и слева.

    Дополнительные секции могут быть расположены слева и справа от секций основного светофора.

    Для того чтобы водитель лучше видел световые сигналы дополнительных сек­ций, их выполняют в виде зеленых стрелок.

    При расположении секции слева все виды транспортных средств, поворачива­ющие на перекрестке налево, не имеют права выезжать на перекресток для ле­вого поворота или разворота до тех пор, пока не будет включена стрелка в левой секции.

    При расположении секции справа всем видам транспортных средств, пово­рачивающих направо, запрещается выез­жать на перекресток до тех пор, пока не будет включена стрелка в правой секции.

    Дополнительные секции-стрелки могут включаться как с зеле­ным сигналом основного светофора, так и с красным.

    Для движения прямо водители транспортных средств должны руководствоваться сигналами основного светофора. Пешеходы, переходящие перекрестки, где установлены свето­форы с дополнительными секциями, должны руководствоваться сигналами основного (трехсекционного) или пешеходного свето­фора.

    У регулировщика, кроме основных положений корпуса и жес­тов рукой, соответствующих зеленому и красному сигналам свето­фора, есть еще сигнал.

    Если регулировщик вытянул правую руку вперед (рис. 2), то:


    • со стороны его спины и правого бока движение всех транспорт­ных средств запрещается, пешеходам разрешается переходить проезжую часть со стороны правого бока за спиной регулиров­щика;

    • со стороны груди регулировщика транспортным средствам раз­решается поворот направо, пешеходам запрещается переходить проезжую часть;

    • со стороны левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, трамваям - только поворот налево; пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

    Рис. 2. Сигналы регулировщика, соответствующие сигналам светофоров с допол­нительными стрелками.

    Еще раз надо напомнить учащимся, что пешеходы могут пере­ходить проезжую часть только за спиной (параллельно спине) регулировщика.

    2. Контрольные вопросы


    1. Как располагаются в светофорах сигналы и дополнительные секции?

    2. Что означает включенная стрелка дополнительной секции?

    3. Каким сигналам светофора должен подчиняться пешеход, если на перекрестке установлен светофор с дополнительными секциями?

    4. Какое значение имеет для пешехода сигнал регулировщика, когда он
      вытянул правую руку вперед?

    ЗАНЯТИе 4

    ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

    Цель: более углубленное изучение дорожных знаков.

    Форма: беседа:

    Материалы:


    • настенные дорожные знаки;

    • план­шеты с дорожными знаками;

    • таблица «Дорожные знаки».

    Ход беседы


    1. Вступительная беседа
    Дорожные знаки помогают регулировать дорожное движение транспорта и пешеходов круглые сутки. Поэтому водители хорошо знают все дорожные знаки. Основные из них должны знать и пешеходы, особенно хорошо должны ориентиро­ваться в них велосипедисты.

    Все дорожные знаки делят на 7 групп. К первой группе отно­сятся предупреждающие знаки, которые предупреждают участни­ков движения об опасных участках пути. Большинство этих знаков имеет форму равностороннего треугольника с красной кай­мой, обращенного вершиной вверх. Внутри треугольника на белом фоне рисунок, характеризующий опасность. Водитель или велосипедист, увидев такой знак, должен повысить внимание, сни­зить скорость движения до такой степени, чтобы можно было в случае необходимости остановить транспортное средство перед опасным участком пути.

    У переезда через железную дорогу. Если дорога приближается к железнодорожному переезду, об этом всех, кто едет и идет по ней, предупреждает белый треугольник с красной каймой по краям, в центре которого нарисована решетка. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», У переезда со шлагбаумом ставят два таких знака: один - даль­ше от рельсов, а другой - ближе.

    Водители машин или велосипедов, заметив такой знак, едут более осторожно, снижают скорость, а когда подъезжают к пере­езду и видят, что шлагбаум закрыт, останавливаются недалеко, поджидают, пока не пройдет поезд, не откроется шлагбаум.

    На другом белом треугольнике нарисован паровоз. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд без шлагбаума». А по­чему надо предупреждать тех, кто идет или едет по дороге, что будет такой переезд? Потому что этот переезд очень опасен, опас­нее того, который имеет шлагбаум. Здесь дорога всегда открыта, независимо от того, приближается к переезду поезд или нет. Опас­ны такие переезды как для водителей машин, так и для пешехо­дов, особенно если железная дорога проходит по холмистой мест­ности, среди строений, через леса, кустарники, которые закрыва­ют поезд и не дают возможность тем, кто идет или едет по дороге, его своевременно увидеть. Чтобы предупредить пешеходов о при­ближении к такому опасному переезду, устанавливают знаки, на которых нарисован паровоз. Увидят его пешеходы - пойдут осто­рожнее, а когда подойдут к переезду, остановятся, послушают, не слышно ли шума поезда. И, только убедившись, что поезда побли­зости нет, начнут переходить полотно железной дороги.

    Знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на дороге ставятся: один - ближе к железнодорожным путям, другой - дальше. При пересечении дорог. Дороги часто пересекаются, об­разуя перекрестки. На перекрестках встречаются машины, пеше­ходы. Одному водителю нужно ехать прямо, другой должен по­вернуть налево или направо. На перекрестках пешеходы переходят дороги, пересекают пути движения машин.

    На больших перекрестках скапливается множество машин, пешеходов. И конечно, переходить и переезжать их нужно очень осторожно. Подъезжая к перекрестку, водители, велосипедисты должны снижать скорость, быть всегда начеку. А поскольку маши­ны по дорогам едут быстро, надо водителей и велосипедистов заранее предупредить, что скоро будет перекресток.

    В городах на больших перекрестках, где устанавливаются све­тофоры, водители и сами заметят перекресток издалека, но на дорогах они могут и не заметить перекрестка. Поэтому о прибли­жении к перекрестку дорог одинакового значения предупреждает знак «Пересечение равнозначных дорог». Он представляет собой белый треугольник с красной каймой, на котором в центре нарисо­ван черный крест.

    Знаки, предупреждающие о возможном появ­лении пешеходов. Мы уже знаем, что проезжая часть дороги предназначена для движения транспортных средств. Но пользуются ею и пешеходы, когда им нужно ее перейти. Для этого на дорогах обозначаются пешеходные переходы и, для того чтобы предупредить водителей машин о приближении к пешеход­ному переходу, устанавливаются предупреждающие знаки: на треугольнике изображен пешеход, переходящий улицу. Этот знак называется: «Пешеходный переход». Водитель машины или вело­сипедист, увидев этот знак, сразу же поймет, что на этом участке могут появиться пешеходы, снизит скорость. Когда же машина минует знак, то она имеет право снова ехать быстрее.

    А на этом знаке нарисованы бегущие дети. Он называется: «Дети». Устанавливают его около школ, детских садов, пионерских лагерей и других детских учреждений. Если водители увидят этот знак, то сразу же поймут, что по этому участку дороги или улицы нужно ехать осторожно, потому что здесь могут неожиданно на проезжей части улицы или дороги появиться дети.

    Примерно в таком же плане учитель рассказывает о других дорожных знаках, которые предупреждают водителей и пешеходов о поворотах дороги, спусках, подъемах и о других опасных местах.

    Ко второй группе относятся знаки приоритета, которые указы­вают на очередность проезда перекрестков, отдельных пересече­ний проезжей части, а также узких участков дорог.

    К третьей группе относятся запрещающие знаки, которые за­прещают те или иные маневры всем или отдельным участникам движения. Они имеют форму кругов, большинство их окрашено в белый цвет, имеет по краю красную кайму. Но есть запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет, кайма может быть не красной, а черной. На большинстве запрещающих знаков нари­сованы машины, стрелки, пешеходы и др.

    Запрещение движения велосипедистов. На улицах есть участки дорог, где запрещено движение пешеходов, нельзя переходить, даже проезжую часть. Такие места должны знать пешеходы. Их им укажет белый круг, на котором изображена фигу­ра пешехода. Он называется: «Проход закрыт».

    Запрещение движения велосипедистов. На улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов вводят запре­щение движения велосипедистов. Об этом информирует знак, на котором нарисован велосипед. Этот знак называется: «Движе­ние на велосипедах запрещено». По улице, где он вывешен, нельзя кататься на велосипедах, как педальных, так и с подвесным дви­гателем.

    К четвертой группе относятся предписывающие знаки, которые вводят или отменяют всем или отдельным участникам движения определенное поведение на улице или дороге. Эти знаки имеют ферму круга с соответствующими рисунками на голубом фоне.

    К пятой; группе относятся информационно-указательные знаки, которые информируют участников движения об особенностях ре­жима движения или о расположении на пути следования населен­ных пунктов и других объектов.

    К шестой группе относятся знаки сервиса, которые информи­руют участников движения о расположении соответствующих объектов сервиса (медицинских учреждений, пунктов техничес­кого обслуживания и заправки и т. д.).

    К седьмой группе относятся знаки дополнительной информа­ции (таблички), которые применяются для уточнения или ограни­чения действия других знаков. Как правило, знаки устанавливают на правой стороне дороги лицевой частью навстречу движению, чтобы водители могли хоро­шо видеть их. Знаки устанавливают на специальных колонках или на других основаниях, в некоторых случаях их размещают над проезжей частью улицы, дороги на специальных тросах-растяжках. В темное время суток знаки освещают уличными фонарями.

    Многие знаки внутри имеют электрическое освещение, а лицевая сторона знака изготавливается из стекла, на котором изображен знак. Вне населенных пунктов, где поблизости нет источника элек­трического тока, знаки окрашивают светоотражающими красками или на знак устанавливают световозвращающие элементы. В тем­ноте такой знак не виден, но при освещении светом фар прибли­жающегося автомобиля он начинает светиться, и водитель его хорошо видит.

    2. Контрольные вопросы и задания


    1. Зачем знаки окрашивают в яркие цвета?

    2. Что делают для того, чтобы знаки были видны в темное время суток?

    3. О чем предупреждает знак, на котором нарисован паровоз?

    4. Какой знак предупреждает о приближении к перекрестку равнозначных
      дорог?

    5. Какие знаки предупреждают о том, что дорога поворачивает направо, налево?

    6. Как называется предупреждающий знак, на котором нарисован пешеход?

    7. Где устанавливается знак, на котором нарисованы дети?

    8. Нарисуйте знак, который запрещает движение пешеходов.

    9. Нарисуйте знак, который запрещает движение велосипедистов.

    10. Покажите на таблице знак «Пешеходная дорожка».

    ЗАНЯТИЕ 5

    ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

    Цель: изучение правил водителей велосипедов.

    Форма: беседа.

    Материалы:


    • таблица «Правила дорожного дви­жения для велосипедистов»;

    • таблица «Устройство велосипеда».

    Ход занятия

    1.Вступительная беседа

    Велосипед - удобный и очень распространенный вид транспортного средства для передвижения, особенно в сель­ской местности. Езда на велосипеде доступна для лиц самого раз­личного возраста. Вот почему с наступлением летних дней резко увеличивается на улицах и дорогах движение велосипедистов.

    Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товари­щам и т. д. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие уча­щиеся не знают, что велосипед - это опасный вид транспортного средства, так как водитель велосипеда не защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустой­чив. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требо­вания в части знания правил дорожного движения, они, как и водители автомобилей, должны знать правила в полном объеме.

    Учащиеся должны знать, что правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, т. е. к водителям автомобилей, мотоциклов, тракторов и т. п.

    Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом. Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для по­дачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторож­ного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен быть установлен фонарь с белым светом, а сзади - фо­нарь с красным светом или красный световозвращатель (рис. 3).

    Рис. 3. Приборы к велосипеду: а - тормоза;

    Б - сигнал;

    В - передний фонарь;

    Е - задний фонарь;

    Д - красный свето­возвращатель.

    Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать пре­пятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо рабо­тать, ведь в пути ими пользуются много раз. Если тормоза неис­правны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается.

    Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и пра­вильность центровки колес (чтобы во время движения колеса ве­лосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плот­ность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осве­тительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

    Места для движения на велосипедах. Учитель объясняет, что учащиеся могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и стадионах. Запрещается езда на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям садов, парков, бульваров. По улицам и доро­гам ездить на велосипеде разрешается только достигшим четыр­надцатилетнего возраста.

    Затем учитель на примерах показывает, к каким последствиям могут привести нарушения правил движения велосипедистами.

    2. Контрольные вопросы и задания


    1. По достижении какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на
      велосипеде?

    2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

    3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «Велосипедное движение запрещено»?

    4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темное время суток?

    5. Расскажите об экипировке велосипеда.

    ЗАНЯТИЕ 6

    НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

    Цель: познакомить учащихся с правилами пользования желез­нодорожным транспортом и поведения вблизи железной дороги.

    Форма: беседа.

    Материалы:


    • таблица «Правила проезда через железнодорожный переезд»;

    • диафильм.

    Ход занятия

    1.Вступительная беседа

    Поезд движется с большей скоростью, чем городской электротранспорт, и имеет значительно большую массу, по­этому, если на путях неожиданно появляется препятствие, то поезд мгновенно остановить совершенно невозможно. Тормозной путь поезда в несколько десятков раз превышает тормозной путь городского электротранспорта. Поэтому на железной дороге надо быть особенно внимательным.

    В последнее время на большинстве участков железных дорог введены высокие скорости движения (так, поезд Москва - Ленин­град делает 160 км/ч), опасность наезда на людей возрастает, особенно вблизи крупных городов. При движении поезда с высокой скоростью воздушные потоки могут затянуть пешехода под колеса состава. Поэтому действующими правилами безопасности запре­щается хождение пешеходов вблизи железнодорожных путей.

    Многие несчастные случаи на железных дорогах происходят от того, что люди неправильно переходят пути. На станциях для перехода через пути устраиваются переходные мосты или тоннели. Там, где они имеются, необходимо пользоваться ими в обязатель­ном порядке. На станциях, где нет переходных мостов и тоннелей, железнодорожное полотно нужно переходить - по пешеходным на­стилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути», при этом необходимо соблюдать осторожность. Переходить пути в непосредственной близости от идущего поезда категорически запрещается.

    Проезд транспортных средств через полотно разрешается толь­ко на железнодорожных переездах. Железнодорожные переезды бывают охраняемые и не­охраняемые. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются светофоры, сигналы, шлагбаумы. Это обычно такие места, где имеется большое движение. На таких переездах даже дежурят железнодорожники.

    Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны руководствоваться сигнализацией и указаниями дежурного по пере­езду. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются двухсекционные горизонтальные светофоры. При приближении поезда в каждой секции попеременно заго­рается красный свет, предупреждая водителей машин, велосипе­дистов, пешеходов, что к переезду движется поезд, и запрещая им движение.

    Существует много переездов, где нет шлагбаумов, на них нет и постов железнодорожников. Их называют неохраняемыми железнодорожными переездами. На неохраняемых железнодорожных переездах переходить железнодорожное полотно можно лишь в том случае, когда с обе­их сторон нет приближающегося поезда.Хождение по железнодорожным путям и насыпи очень опасно и категорически запрещается. Некоторые учащиеся в зимнее время катаются с железнодорожной насыпи на санках и лыжах. Увле­каясь игрой, они не замечают приближения поезда и попадают в аварии.

    Правила безопасности на железнодорожном транспорте запрещают подобные игры вблизи железнодорожных путей. Нахо­диться посторонним на насыпи не разрешается. Соблюдение правил безопасности - залог бесперебойной рабо­ты железнодорожного транспорта.

    2. Контрольные вопросы и задание


    1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

    2. Где можно переходить железнодорожные пути?

    3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

    4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?
    ЗАНЯТИЕ 7

    УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    Цель: привлечь учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, по месту жительства, во внешкольных учреждениях.

    Форма: утренник для младших школьников.

    Материалы: печатные материалы местных орга­нов Госавтоинспекции и Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ВДОАМ.

    подготовительная работа

    I. Для подготовки к проведению утренника для учащихся младших классов можно рекомендовать следующий план:


    1. Определить место и время проведения утренника.

    2. Распределить среди учащихся роли пьесы, инсценировки и т. п.

    3. Разучить с группой учащихся стихотворения, песни по тема­тике утренника.

    4. Выпустить специальный номер стенной газеты, рассказать в нем о поведении учащихся на улице.

    5. Выделить из числа учащихся для утренника регулировщиков, ответственных за транспортные средства, дежурных и т. п.
    II. Подготовка утренника.

    1. Провести конкурс на лучший рисунок, плакат по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и организовать выс­тавку в месте проведения утренника.

    2. Подобрать и заказать кинофильмы по тематике утренника.

    3. Получить таблицы, плакаты, листовки в местном отделении Госавтоинспекции и оформить место проведения утренника.

    4. Пригласить на утренник работника Госавтоинспекции, общественного автоинспектора, работника транспорта.

    Ход занятия


    1. Выступление организатора внеклассной и внешкольной работы.

    2. Выступление работников Госавтоинспекции и транспорта.

    3. Художественная часть.

    4. Показ кинофильма.

    5. Игры и соревнования по правилам движения.

    6. Подведение итогов и награждение победителей.

    ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

    Правила дорожного движения

    Цель: закрепление и проверка знаний и умений по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

    Форма: мюзикл.

    Ход занятия

    Детский хор исполняет песни о Правилах дорожного движения. Мелодии шлягеров см. в тексте. Кто-то из ребят балуется на дороге, а кто-то в форме по­стового делает им предупреждения.

    «Пластилиновая ворона»

    В одной известной сказке,

    А может, и не сказке,

    О правилах движения,

    О правилах вождения

    Хотим мы рассказать.

    А если их нарушить,

    Что будет - показать.

    Однажды чей-то мальчик,

    А может, и не мальчик,

    А может, это девочка, и вышла погулять.

    Играла она в мячик,

    А может, и не в мячик,

    А может, за котенком решила побежать.

    Но вот котенок глупый,

    А может, и не глупый,

    А может, не котенок

    К дороге побежал.

    И под машину девочка,

    А может быть, и мальчик,

    К ужасу прохожих.

    Перелистаем страницу,

    А может, не страницу,

    А может быть, мы в окна

    Все дружно прокричим

    О том, что у дороги

    Нельзя играть и бегать, Иначе мы навеки. Быть может, замолчим.

    «Хромой король»

    Продолжим рассказ,

    Он с печальным концом,

    А начат был весело

    Шустрым юнцом,

    Который поспорил -

    Свет красный мигнул -

    И этот юнец меж машин промелькнул.

    Припев.

    Кто б мог помыслить средь людей,

    Что может машин бежать быстрей, быстрей -

    В реанимации лежит.

    Он инвалид!

    «Вагончики»

    На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется, перрон останется, Будь аккуратным ты и будь внимательным. Тогда останешься (4 р.) жив обязательно...

    «Песня крокодила Гены»

    Пусть бегут, если нужно,

    Пешеходы по лужам,

    Но забыть об одном не должны:

    Переход пешеходный, как и правила движенья,

    Нам, как воздух, для жизни нужны.

    «Зимний сон»

    Звезды поднимаются выше, Охраняя сон наш и жизнь. На посту бессменно гаишник

    Глаз не смыкая, стоит.

    Он следит за всем аккуратно

    И в мороз, и в жару.

    Может, вам покажется странным -

    Я его очень люблю.

    «Иногда»

    Никогда я правила

    Не нарушу главные,

    Никогда не буду я

    Бежать на красный свет,

    Никогда не спутаю

    Знаки я дорожные,

    Никогда, уверена, не забуду, нет.

    «Под музыку Вивальди»

    Под музыку Вивальди

    Закончим наш рассказ.

    Чтоб не было печали

    И горя мы не знали,

    Чтоб все вы были веселы

    И счастливы - Бог даст.

    Учитесь и читайте вы книги любые,

    Играйте на кларнете, в футбол и городки,

    Но только не забудьте вы правила такие,

    Которые спасут вас от боли и тоски.

    Ведь так бывает часто

    И даже очень часто,

    Не думая о будущем, мы нарушаем их,

    Те правила движения,

    Законы безопасности, Которые придуманы,

    «Пластилиновая ворон

    Идея этой сказки, А может, и не сказки, А может, не идея, Но каждому ясна.

    «Ворона»

    На зеленый ты свет всегда Переходом пешеходным иди, да Не играй ты у дороги, нет, нет, и Не кати по трассе свой велосипеде.

    «Пластилиновая ворона»

    Не бегайте, не прыгайте

    И даже не играйте

    Там, где машины мчатся.

    Где ходят поезда.

    Идущему вы транспорту

    Путь не перебегайте,

    Ведь транспорт - это транспорт

    И может сбить тебя!

    Вы, мои долгожители,

    В блокнотик запишите-ка

    О правилах движения

    И помните всегда!

    Похожие статьи