• Делать чтоб ребенок сел. Проблемы со здоровьем. Удерживаемся в сидячем положении

    18.11.2019

    Вокруг вопроса, когда можно сажать ребенка ведутся многочисленные споры. Раньше этот процесс приравнивался к естественному развитию и исходил из физических возможностей ребенка. Сегодня опытные педиатры предлагают родителям четкие рекомендации, которых необходимо придерживаться. Сажать ребенка необходимо в зависимости от уровня развития костной и мышечной системы. Эти системы должны быть подготовлены к возможности сидеть. Некоторые дети стремятся сидеть в возрасте пяти месяцев, если подкладывать под спинку мягкую подушку. Безусловно, самостоятельно сидеть на твердой поверхности вряд ли поучиться без поддержки. Подавляющее большинство малышей может самостоятельно сидеть к полугоду. Не рекомендуется раньше времени стремиться сажать ребенка самостоятельно, так как костная и мышечная система является неокрепшей.

    Как подготовить ребенка самостоятельно садиться?
    Для того чтобы процесс высаживания носил безопасный характер, необходимо малыша тщательно подготовить к нему. В развитии ползания и сидения большая роль принадлежит гимнастике. Если гимнастикой заниматься регулярно, то мышечная система начнет укрепляться. Можно время от времени проводить тренировку, в которой ребенок пытается дотянуться ручками до ладоней родителей, понемногу подтягиваясь. Угол наклона постепенно в таком упражнении должен увеличиваться. Эффективно также проводить разнообразные упражнения по развитию мышц малыша: наклоны, повороты. Полезно проводить регулярный легкий массаж малыша. Правильно организованная подготовительная работа к сидению малыша приводит к тому, что вопрос о том, когда малыш сядет, отпадает, так как ребенок, в силу своего физического развития, начинает сидеть самостоятельно.

    Врачи и педиатры не рекомендуют сажать ребенка раньше времени, так как это может привести к негативным последствиям. Процесс сидения малыша без подготовительной работы может привести к тому, что детский позвоночник не справится с нагрузкой. В результате такой перегрузки происходит нарушение соединений между позвонками. Такая травма чревата многими заболеваниями в будущем, в том числе и такой распространенной проблемой, как сколиоз. Особенно специалисты не советуют сажать рано девочек, так как это может стать причиной искривления костей малого таза, что впоследствии негативно отразиться на детородной функции. Также, по мнению врачей, ранняя высадка девочек приводит к искривлению матки и более серьезным патологиям, вплоть до бесплодия. Не стоит рисковать и следовать американской системе, суть которой заключается в посадке детей с рождения.

    В какое время сажать мальчиков?
    Можно сажать мальчиков постепенно начинать с 4-5 месяцев с проведением подготовительных упражнений. В это время очень можно помогать малышу, придерживая его позвоночник, чтобы избежать чрезмерного давления на позвоночник. До четырехмесячного возраста дети имеют слаборазвитые брюшные мышцы, что отрицательно влияет на позвоночник при сидении. Обычно мальчики к шести месяцам могут самостоятельно сидеть. Если малыш пытается начать сидеть самостоятельно раньше, то не стоит ему в этом противостоять, можно только помочь. Это говорит о том, что его мышцы являются сформированными.

    Когда правильно сажать девочек?
    С посадкой девочек вопрос является трудным. Посадка раньше времени чревата осложнениями. Врачи и педиатры не рекомендуют с посадкой девочек. Можно сажать девочек не раньше семимесячного возраста. Но этот факт не является медицинским доказанным, однако все же, рисковать здоровьем нецелесообразно. Таким образом, сажать мальчиков можно в любое время с учетом уровня его подготовки, а с посадкой девочек рекомендуется не торопиться. Более подробную информацию о том, когда можно сажать ребенка рекомендуется изучить с помощью видео:

    Роль дополнительных приспособлений в обучении ребенка сидеть.
    В век современности в детской индустрии появилось много приспособлений для помощи родителям – ходунки, прыгунки, шезлонги. Некоторые предполагают, что такие изделия таят в себе опасность, так как не способствуют естественному развитию малыша и сажать малыша в них не стоит. Однако большая часть считает, что подобные изобретения относятся к современным технологиям, благодаря которым ребенок развивается. Конструкция ходунков представляет собой каркас в виде шортиков, который оснащен пружинами. Такое изделие фиксируется в дверной конструкции. В ней ребенок получает возможность прыгать, развивая мышцы ног. Ходунки, оснащены специальными колесиками, для того, чтобы ребенок мог передвигаться. Сажать ребенка в прыгунки, шезлонги, ходунки и другие дополнительные приспособления можно только тогда, когда он научился самостоятельно держать спинку. Спинку ребенок начинает держать без поддержки к шести или семи месяцам, когда его позвоночник достигает определенного этапа формирования, поэтому в это же время можно учить сажать. Иногда производители, дезинформируя покупателей, указывает неверное время начала эксплуатации изделия. Поэтому при их приобретении можно проконсультироваться со специалистом.

    Перед тем как сажать ребенка в ходунки или прыгунки важно обратить внимание на положение стопы. Если движения малыша сопровождаются неестественным положением, то это может отрицательно повлиять на обучение ходьбы в дальнейшем. В прыгунах, шезлонге и ходунках ребенка всегда нужно сажать под наблюдением взрослого.

    Таким образом, вопрос о том, когда можно сажать кроху является довольно важным, так как его костная и мышечная система является не до конца окрепшей до определенного времени. Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому надо прислушиваться к себе и руководству педиатров в этом вопросе.

    Все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

    О навыках

    Если ребенок опережает календарное развитие , это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

    Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.


    Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

    О ползании

    Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

    Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки , прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.


    Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

    Как научить?

    Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

    Подготовительный этап

    Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.


    Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

    Медленное ползание

    Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

    Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

    Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.


    Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

    • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
    • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
    • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

    Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

    Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

    Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.




    Где ползать?

    Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

    Безопасность

    Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

    Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

    Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

    Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.


    Когда нужна консультация врача?

    Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

    Маленькие хитрости

    • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
    • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
    • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

    Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

    Педиатрическая практика показывает, что ребенок, который научился быстро ползать, позже начнет ходить. Поэтому переход от ползания к стоянию тоже должен быть своевременным, правильным и плавным.

    Подробнее смотрите ниже в небольшом видео доктора Комаровского.

    • Когда начинает ползать
    • Доктор Комаровский

    Когда возраст грудничка подходит к 6 месяцам, он уже должен уверенно лежать на животике, опираться на прямые ручки, хватать игрушки, переворачиваться. Это означает, что пришло время начинать подготовку к следующему этапу развития — выполнять стимулирующий массаж чтобы ребенок сел, включая специальные упражнения. Мальчикам помогать можно начиная с 5 месяцев, девочкам — после 6, не нарушая правильного формирования женских детородных органов поспешностью.

    Чтобы карапуз мог сидеть самостоятельно, не падать назад или вбок, должны быть хорошо развиты мышцы спины, туловища. Нельзя сажать детей насильно, просто фиксировать подушками и одеялами. Это ведет к искривлениям, деформации позвоночника, патологиям опорно-двигательной аппарата. Самым эффективным способом укрепления мышечного каркаса, подготовкой к тому, чтобы кроха сел, является детский массаж, включающий специальную гимнастику.

    Как выполнять массаж, чтобы ребенок быстрее сел?

    Для стимуляции скорейшего принятия сидячего положения хорошенько массируются ягодицы, спинка, животик. Движения делаются 2—3 раза.

    Кроху необходимо уложить вверх личиком:

    1. Выполнить поглаживания животика: по часовой стрелке; положив ладони параллельно, делая движения, направленные в разные стороны; пальцы обеих рук подложить под поясницу — вектор парных движений направлен к пупку.
    2. Сделать растирания животика по часовой стрелке: спиралевидные, линейные. В районе пупка можно слегка пощипать.
    3. Повторить элементы поглаживания.
    4. После массажа вложить свои большие пальцы в ладошки малыша, а остальными взяться за кулачки. Делать медленные подтягивающие движения, направленные к себе, чтобы ребенок сел. Прекрасно, если кроха сам пытается подтянуться, сгибает локти. Первые разы в таком положении грудничок должен находиться несколько секунд. Впоследствии время постепенно увеличивается. Одной рукой поддерживая кроху под голову, а другой — обхватывая ручки, потихоньку уложить грудничка назад.
    5. Посадить ребенка на руки, так, чтобы спина имела опору. В это время (5—7 минут) он может играться или опираться на что-нибудь перед собой. Такие упражнения помогут ребенку, чтобы он сел.

    Продолжаем массаж, чтобы ребенок сел: нужно помочь непоседе перевернуться на живот:

    При массаже ягодиц, чтобы ребенок сел воздействовать только на верхнюю наружную зону:

    1. Погладить попу попеременно внешними и внутренними сторонами кистей по направлению к пояснице и наоборот.
    2. Сделать растирания: прямолинейные встречные; по кругу.
    3. Размять зону, продвигаясь от центра поясницы к бедрам.
    4. Сделать легкие пощипывания.
    5. После массажа положить несколько матрасиков или подушку так, чтобы они доставали карапузу, стоящему на коленях, до груди. Если ножки расползаются, необходимо их свести, ручки положить на опору. Начинать упражнение с 5 минут. Положить перед малышом игрушки.

    Дополнительные приемы кроме массажа, чтобы ребенок сел

    Стимуляция малыша к принятию сидячего положения, разработка мышечного каркаса спины и туловища не должны ограничиваться лишь временем сеансов проводимого массажа. На протяжении дня необходимо:


    Массаж помогает создавать условия, удобный плацдарм для тренировок, но нельзя форсировать события для того, чтобы малыш сел. Малыш должен начать садиться тогда, когда организм будет полностью готов, а это зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы ребенок сел нужно каждому родителю приложить немного усилий. И тогда процесс развития малыша пойдет гораздо быстрее.

    Советы специалистов. Надо ли учить ребенка сидеть, комплекс упражнений для развития умения присаживаться и равновесия, ориентировочные нормы.

    Как научить ребенка сидеть: а надо ли учить сидеть?

    Первый вопрос, на который нужно самой себе ответить, обучая чему-то своего малыша: «А зачем всё это ему и мне нужно?» И только второй вопрос, который надо себе задать: «А как это делается?».

    В этой статье я отвечу подробно на эти два вопроса по отношению к овладению ребенком умением сидеть.

    А зачем всё это, или нужно ли учить ребенка сидеть?

    Сидение – это действие, которому ребенок обучается после активного ползания. Очень часто взрослые стремятся, чтобы малыш как можно раньше сел. А однажды побывав на курса в одном австралийском он-лайн институте я с удивлением услышала совет обложить малыша подушками чтобы он пораньше сел.

    Правильно ли это? Нет! Так делать категорически нельзя! Хотя Интернет пестрит советами типа « усаживайте малыша в подушки» или «облокачивайте его на спинку дивана, пока не научится сидать сам!». А ведь это – прямо путь к … болезням ребенка, причем очень серьезным. И проявятся они не сейчас, а намного в более позднем возрасте. Спешить не нужно – природой всё очень точно продумано, и всему есть свой срок и своё время.

    Главное движение, нужное малышу для полноценного развития –это не сидение, а ползание. Именно активное ползание готовит ребенка и к сидению, и к стоянию, и к ходьбе и способствует гармоничному физическому развитию ребенка. И тогда сидение возникает само по себе природно тогда, когда мышцы и весь организм ребенка будут готовы к этому. Раннее сидение (когда организм ребенка еще не готов к нему) не способствует будущему здоровью ребенка, хотя и умиляет многих взрослых. Когда организм малыша будет готов — ребенок сядет сам!

    Очень важно научить малыша правильно ползать – то есть ползать на четвереньках, а не подтягиваться на руках. При подтягивании в ползании участвуют только руки, а ноги в результате — слабые.

    Как стимулировать ползание ребенка как основу для дальнейшего овладения сидением:

    1) Ползание за игрушкой, положенной на расстоянии от ребенка на полу.

    2) Игра «Догоню – догоню» с увеличением скорости ползания,

    3) Ползание через препятствия (валик, подушка), с огибанием препятствия, стоящего на пути к игрушке (например, низкая скамейка).

    4) Упражнение для развития ползания «Лягушка». Ребенок лежит на животе ногами к маме. Мама держит – фиксирует стопы малыша с их тыльной стороны так, чтобы ее указательный палец был между стопами (обхват двух стоп с тыльной стороны, указательный палец между стопами малыша).

    Затем мама сгибает и разгибает ножки ребенка — движения как будто лягушка плывет – в коленных и тазобедренных суставах. Делаем несколько таких пассивных движений. После этого придерживаем ножки ребенка в положении сгибания и даем этим ему возможность самому оттолкнуться до разгибания ног и продвинуться вперед. Для стимулирования нового отталкивания кладем впереди ребенка привлекательную для него игрушку.

    Как только малыш начнет сам активно ползать упражнение можно не делать а предоставить ему пол для передвижения.

    Упражнение развивает мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.

    Что происходит, если мы раньше времени усаживаем ребенка и стимулируем сидение?

    Слабые мышцы спины ребенка легко утомляются. Ребенок сильно сутулится и начинает опираться грудной клеткой на живот чтобы распределить нагрузку. Так происходит тогда, когда мы усаживаем ребенка, а его мышцы к этому положению тела еще не готовы!

    Ребенку не нужна опора для спины. Когда он будет готов, он сядет сам, причем с прямой спинкой. А если устанет — то сам изменит позу тела на более удобную. В этом плане дети гораздо более природны, чем взрослые и сидеть в неудобной позе сами не будут.

    Вывод:

    — Именно активное ползание помогает ребенку в дальнейшем активно садиться и вставать и готовит к этим видам движений. Поэтому нужно стимулировать не сидение, а активное ползание . И дать дома малышу простор для ползания на полу и возможность доползти по полу до игрушки, положенной на расстоянии от него или к источнику интересного звука. Причем нужен малышу для ползания именно пол, а не манеж или диван.

    — Главная задача в возрасте 6-10 месяцев – с помощью ползания укрепить все мышцы ребенка для того, чтобы в дальнейшем он мог легко сидеть, стоять, ходить.

    Как научить ребенка сидеть: о нормах развития малыша.

    Малыш начинает сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной в возрасте 7-8 месяцев. Также в этом возрасте малыш умеет садиться самостоятельно из положения «стоя на четвереньках». Сидя, малыш поворачивает туловище, когда тянется за игрушкой. В 8 месяцев ребенок в положении сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками.

    А к 8-9 месяцам ребенок уже начинает, придерживаясь, за кроватку, пытаться вставать.

    В 9 месяцев ребенок садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно. Переходит из положения сидя в положение для ползания. Встает на колени у опоры и удерживает тело в этом положении. Сидит продолжительно с прямой спиной, играя с игрушками.

    Как научить ребенка сидеть: полезные упражнения для физического развития младенца.

    Все данные ниже упражнения направлены прежде всего на развитие мышц ребенка и готовят малыша к сидению. Но не являются стимуляцией сидения или обучением ребенка сидеть.

    В этих упражнения малыш не сидит, а учится менять позу тела и переходить в позу сидения и сохранять равновесие, то есть активен и подвижен.

    Они будут полезны любому малышу, как физическая нагрузка для развития мышц и всего опорно –двигательного аппарата ребенка.

    Упражнения делаются в возрасте малыша 6 месяцев и старше. Ни в коем случае нельзя усаживать или присаживать ребенка в возрасте 4-5 месяцев!

    Когда и как нужно проводить упражнения:

    — когда ребенок сыт,

    — на свежем воздухе (в комнате не должно быть душно), можно летом заниматься на свежем воздухе.

    — когда ребенок доволен, спокоен. Не стоит делать их, если ребенок хнычет или плачет.

    — заниматься нужно не более 7, максимум 10 минут (при условии, что это нравится ребенку),

    — при выполнении каждого упражнения взрослый разговаривает с малышом, называет части тела, читает потешки, комментирует свои действия: «Где левая ножка! Вот левая ножка! Давай потопаем – вот так!», «Давай сядем» и т.д.

    Какие упражнения нужны малышу:

    упражнения, побуждающие самостоятельно (ключевое слово – самостоятельно, а не мы усаживаем) садиться из разных положений (лежа на животе, на спине, из положения на четвереньках),

    обучающие садиться, удерживаясь за палочку, колечко (сначала двумя руками, потом одной рукой),

    тренирующие равновесие ребенка в положении сидя (например, сидение на надувной подушке или надувном бревне со страховкой взрослого)

    Учимся сидеть: перечень упражнений для физического развития ребенка

    Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие

    Данные ниже четыре упражнения для детей от 6 до 9 месяцев разработаны в Институте коррекционной педагогики и подробно описаны в замечательной книге Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» (выпускает книгу издательство «Школьная Пресса»)

    Упражнение 1. Ладушки.

    Взрослый садится на пол. Малыша нужно посадить так, чтобы он сел между ног взрослого, а его спина касалась груди взрослого.

    Ноги ребенка должны быть согнуты, руки разогнуты и лежат на коленях мамы. Стопы на поверхности.

    Обхватываем локоток ребенка и хлопаем его раскрытой ладошкой по своей ноге. Приговариваем:

    «Ладушки, ладушки!
    Пекла бабка оладушки!
    Маслом поливала,
    Детушкам давала…
    Хороши оладушки
    У нашей бабушки!»

    Затем повторяем упражнение другой ручкой ребенка.

    Упражнение 2. Равновесие.

    Взрослый садится на пол, ноги вытянуты. Нужно посадить ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел на Вас. Стопы ребенка на полу.

    Медленно покачиваем малыша из стороны в сторону, стимулируя его удерживать равновесие.

    Говорим в это время потешку:

    «Ехали мы ехали,
    В город за орехами
    По кочкам, по кочкам,
    Да в ямку – бух!»

    Упражнение 3. Тепики.

    Взрослый ложится на пол, себе под голову подкладывает валик, сгибает ноги.

    Малыш сидит на взрослом и смотрит на маму, его ножки разведены, а стопы стоят на полу и опираются на него.

    Берем ручки малыша в свои руки, толкаем его ручки, качаем малыша из стороны в сторону, вперед и назад.

    Приговариваем потешку (можно выбрать любую). Например:

    «Тепики- тепики, по водице хлопики!
    Хлопики ладошками да босыми ножками»»

    Упражнение 4. Мой веселый, звонкий мяч.

    Малыш сидит на полу. Кладем перед ним большой надувной мяч. Подталкиваем малыша вперед (ручки вытянуты вперед, кисти раскрыты). Малыш пытается опереться о мяч. Читаем стишок:

    «Мой веселый звонкий мяч!
    Ты куда помчался вскачь?
    Желтый, красный, голубой
    Не угнаться за тобой!»

    Упражнение «Надувной круг».

    Еще одно классическое упражнение для развития равновесия в положении сидя – это упражнение «надувной круг».

    Купите в магазине обычный надувной круг для плавания и используйте его для упражнений для развития равновесия в сидении. А когда малыш подрастет — он будет на нем плавать:).

    Вариант 1. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были внутри круга.

    Вариант 2. Ребенок сидит так, чтобы его ножки были снаружи круга.
    Чтобы сидеть на круге нужно балансировать. Поэтому обязательно подстраховывайте ребенка и помогайте ему опираться на ручки для удержания равновесия.

    Во время упражнения используйте потешку, например, такую:

    Тутушки! Тутушки!
    Сели на подушки.
    Тутушки! Тутушки!
    Едем на подушке!
    Тутушки, тутушки!
    Пришли подружки,
    Тутушки, тутушки!
    Столкнули с подушки (снимаем малыша с круга).

    Упражнения для развития умения ребенка самостоятельно присаживаться.

    Как правильно выполнить присаживание ребенка с фиксацией колен из положения лежа на спине.

    Купите в аптеке резиновые кольца для зубов – два одинаковых ровных кольца. Малыш лежит на спине. Поддерживайте своей левой рукой колени ребенка на полу. В левую руку ребенка своей правой рукой вложите колечко. Направьте эту руку ребенка вперед до прямого угла и побудите малыша сесть. Ребенку можно говорить каждый раз одни и те же слова: «Садись! Садись, Сашенька!». Слова не должны меняться – они должны быть одинаковыми каждый раз! (чтобы малыш их запомнил и понимал). Ребенок держится за колечко и опирается на свободную руку и присаживается. Сразу же возвращаем малыша в исходное положение лежа.

    Упражнение повторяем два раза каждой рукой. Упражнение развивает мышцы брюшного пресса ребенка.

    Усложнение упражнения:

    Как только малыш освоит присаживание с помощью колечек, можно зафиксировать его колени, но не давать поддержку кольцом. Показать игрушку и сказать «Садись! Садись, Сашенька!», привлекая его игрушкой, которую хочется взять в взрослого.

    Если малыш сел, опираясь на ладонь – то упражнение повторяется один раз.

    Если малыш сначала опирается на локоть при подъеме, то повторяем его еще раз.

    Упражнение считается освоенным, когда малыш поднимается за игрушкой сам без поддержки, опираясь на кисть своей руки.

    Чтобы малышу было интересно, показывайте ему каждый раз что-то новое, что ему захочется взять в руки.

    Как выполнить присаживание ребенка «Ванька — встанька»

    Упражнение развивает мышцы шеи, спины и брюшной пресс.

    Как правильно выполнять присаживание ребенка из положения лежа «Ванька- встанька». Упражнение очень важное. Оно выполняется всего один раз, а эффект – на всю жизнь! Так как формирование правильной осанки – это залог здоровья!

    Исходное положение. Ребенок лежит на спине, ножками ко взрослому.

    Первый этап. Ребенок лежит на спинке. Даем ему ухватиться ручками за большие пальцы наших рук (Ребенок держит своей кистью большой палец взрослого. А мы сверху обхватываем его кисть нашими четырьмя другими свободными пальцами. Получается очень крепкий «замок – сэндвич»: внутри большой палец взрослого, на нем – кисть ребенка – на ней четыре пальца взрослого. Даже если малыш перестанет держаться – он не упадет, так как мы его крепко держим)

    Разводим ручки ребенка в стороны так, чтобы между ними получился угол 90 градусов.

    Легко подтягиваем ребенка вверх, чтобы он приподнял голову и плечевой пояс.

    Опускаем очень осторожно в исходное положение лежа – на бок. Обратите внимание – это очень важно: опускать на бочок нужно, чтобы малыш не ударился головой о стол!

    Упражнение выполняем первый раз с укладыванием на левый бок, второй раз – на правый бок.

    Для детей 4- 5 месяцев – добиваемся в упражнении только приподнимания головы и плечевого пояса, после чего укладываем на бочок. Не присаживаем ребенка ни в коем случае — только приподнимаем и кладем на бочок.

    Для детей 6 месяцев и старше – упражнение проводится немного по-другому. Малыш в этом упражнении садится. Его обе ручки соединяются в левой руке взрослого. А правой рукой взрослый легко проводит вдоль позвоночника сверху вниз указательным и большим пальчиками. В ответ на поглаживание ребенок разгибает спину. Затем правой рукой взрослый придерживает голову малыша и укладывает его очень осторожно на спину (а не на бочок). Выполняем один раз в день.

    Второй этап. Для детей 8 месяцев и старше. Ребенок лежит. Одной рукой взрослый придерживает его колени на столе. Другой рукой дает ребенку кольцо. Ручка ребенка с кольцом отводится в сторону. Взрослый подтягивает ребенка за кольцо вверх. Ребенок садится с опорой на кисть другой руки.

    Врачами разработан комплекс упражнений, обучающих малыша присаживаться и развивающих опорно-двигательный аппарат ребенка.

    Комплекс упражнений для развития умения ребенка присаживаться

    Упражнение 1. Малыш лежит на спине, ножки прямые. Взрослый ладонью руки придерживает его ножки прямыми (фиксирует их). Взрослый берет ребенка за одну ручку и перенося центр тяжести на другую руку (например, взяв ребенка за правую ручку и ведя ее влево) стимулирует подъем корпуса с опорой сначала на предплечье и локоть, затем – на кисть.

    Упражнение 2. На мяче.

    Положите малыша на большой мяч, придерживайте его на мяче в области таза и за ножки. Покачивайте мяч. При этом малыш слегка поворачивается на бок и опирается на руку.

    Упражнение 3. С круглым валиком. Положите валик на пол. Малыш стоит на четвереньках над валиком, опираясь на него животом. Взрослый ласково подтягивает малыша за таз и помогает ему сесть на пятки, положив ручки на валик.

    Упражнение 4. С круглым валиком. Ребенок стоит на четвереньках над валиком. Взрослый показывает ему игрушку. Малыш тянется ручкой за игрушкой вверх и вперед, переносит центр тяжести на ножки и садится.

    Упражнение 5. Четвереньки. Это также упражнение с валиком.

    Ребенок стоит на четвереньках на большом круглом валике. Взрослый потягивает осторожно малыша за таз в сторону. При этом сгибается одноименная нога ребенка и на нее переносится центр тяжести. Другая ножка ребенка полусогнута. Из этого положения взрослый помогает малышу сесть рядом с валиком.

    Комплекс по коррекции физического развития ребенка «Тренировка устойчивого сидения»

    Комплекс проводится с детьми, которые уже сидят для развития устойчивости позы сидения.

    Упражнение 1. Малыш сидит по турецки с поддержкой взрослого. Взрослый проводит пальчиками вдоль позвоночника малыша. Это движение стимулирует выпрямление спины.

    Упражнение 2. Ребенок сидит в той же позе и поддерживается взрослым за плечи. Взрослый берет малыша правой рукой за правой плечо сверху, левой рукой – за левое. И отводит ручки и плечи ребенка назад. Туловище выпрямляется, голова поднимается.

    Упражнение 3. Ребенок сидит по –турецки. Мама поддерживает его под грудь или за плечи. Взрослый берет привлекательную для малыша звучающую игрушку и перемещает ее в разные стороны на уровне глаз ребенка. Это стимулирует наклонять, поднимать, поворачивать голову в положении сидя. Постепеннь интенсивность поддержки взрослого уменьшается.

    Упражнение 4. Ребенок сидит с прямыми ногами лицом к взрослому. Взрослый держит малыша за ручки, которые разведены в стороны. Взрослый покачивает ребенка вперед, назад, в стороны, по диагонали. Упражнение развивает устойчивость и чувство равновесия.

    Упражнение 5. Ванька – встанька. Упражнение стимулирует опору на ручки при сидении. Исходное положение то же. Взрослый слегка покачивает ребенка вправо – влево. Когда делается наклон влево, взрослый отпускает левую ручку малыша, стимулируя эти опору на руку ребенком. Когда делается наклон вправо, взрослый отпускает правую ручку малыша, этим вызывается опора на нее.

    Упражнение 6. Где игрушка? Упражнение учит поворачивать корпус при сидении. Ребенок сидит на краю стола, свесив ножки. Взрослый кладет рядом с ним на стол игрушку (на расстоянии от края стола) и побуждает ее взять в ручки. Чтобы захватить игрушку, ребенку нужно повернуть корпус в сторону. Затем взрослый кладет игрушку с другой стороны. Кладите предметы на разном расстоянии от малыша.

    Упражнение 7. Возьми игрушку.

    Ребенок сидит. Взрослый показывает малышу игрушки в разных положениях и побуждает их взять в ручки. Для этого малышу нужно наклонить корпус и вернуться в исходное положение.

    Упражнение 8. Сидим на валике. Малыш сидит на круглом валике (сверху, валик между ножками). Правильное положение – опора стоп на пол. Взрослый придерживает малыша за туловище.

    После этого взрослый показывает малышу игрушку и побуждает ребенка следать за игрушкой взглядом – поворачивать, наклонять, поднимать голову. Затем игрушка дается малышу в ручки.

    Также можно положить игрушку впереди от ребенка. Этим мы побуждаем малыша сделать наклон к игрушке, ее достать и вернуться в исходное положение.

    Итак, давайте подведем итоги на тему и ответим на вопросы:

    1. Обучать сидеть ребенка не нужно, нужно развивать опорно-двигательный аппарат ребенка, чувство равновесия в активной гимнастике. Тогда он и сядет и пойдет без проблем. И сам! В своё время, когда его организм будет к этому готов. А мы заложим основу для полноценного физического развития здорового малыша.
    2. Ни в коем случае нельзя насильно усаживать ребенка около опор или в подушки!
    3. Главное, что готовит ребенка к сидению, стоянию, ходьбе – это активное ползание, очень полезное для здоровья и физического развития младенца. Поэтому основной акцент нужно сделать именно на развитие этого движения ребенка, а не сидения.
    4. Физические упражнения полезны и важны для любого ребенка. Например, упражнение «Ванька — встанька» проводится раз в день, но при правильном его выполнении закладывает базис здоровья и положительный эффект на долгие годы!

    А в заключении статьи — зарубежное видео о развитии у ребенка умения сидеть, в котором очень хорошо показана неправильная поза сидения ребенка, правильная поза и упражнения, выделено то, на что надо обратить внимание.

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Комаровский говоря о том, как научить ребёнка сидеть, советует поощрять не усаживание крохи... Чтобы упражнения принесли пользу, перед гимнастикой нужно...

    Родители все время куда-то торопятся. Вначале им не терпится увидеть будущего малыша, потом ждут его первой улыбки, переворота со спины на животик, введения прикорма, первых зубов и прочего. К 4 месяцам любопытного непоседу все труднее удержать в горизонтальном положении, и многие задумываются, как научить ребёнка сидеть. Но современные педиатры хором просят просто подождать.

    При чём тут американцы?

    Мамы – народ послушный. Сказано потерпеть – ждут. Но обилие всевозможных приспособлений типа ходунков, прыгунков, автокресел от 0+ приведёт любого в замешательство. Зачем их тогда создают, если «вредно»? Все дело в том, что к вопросу о сроках высаживания малыша, существует несколько подходов.

    Американский подход

    Американцы позволяют детям сидеть чуть ли с самого рождения. Именно они являются основными покупателями шезлонгов, переносок «кенгуру», беби-ситтеров и других подобных товаров.

    Тематический материал:

    Отечественный подход

    Комаровский и другие отечественные врачи считают, что правильно садить малыша не раньше полугода, чтобы мышечный корсет достаточно окреп. Иначе, без конца твердят они, сколиоз крохе обеспечен.

    Подход естественного родительства

    Такое «родительство» предполагает, что малыш должен самостоятельно сесть, когда захочет этого сам. Неважно произойдёт это в 3, в 4 или в 8 месяцев. И он сядет! Потому что мама и папа уделяют большое внимание его физическому развитию, регулярно и правильно выполняют с ним гимнастические упражнения, не забывают про массажи.

    Известный педиатр Комаровский также придерживается мнения, что главное – это желание ребёнка сидеть, но напоминает о серьёзно возрастающей в этом положении нагрузке на позвоночник.

    Кто раньше: мальчики или девочки?

    Несогласованность вышеупомянутых подходов породила в обществе множество заблуждений по поводу того, когда должны садиться дети и как это делать правильно.

    Один из них связан с половыми различиями детей: якобы девочку следует садить позже мальчика, потому что у неё в будущем возникнут проблемы по детородной части. Ерунда! Современная медицина давно опровергла этот миф.

    Тематический материал:

    И все же лучше не сажать девочку ранее 5–5,5 месяцев, т. к. она, в отличие от мальчика, имеет более хрупкую костную ткань, на формирование которой уйдёт больше времени.

    «Любимый всеми мамами Комаровский говоря о том, как научить ребёнка сидеть, советует поощрять не усаживание крохи, а ползание. Вставание на четвереньки – сидение – подъем у опоры – ходьба – такой должна быть последовательность правильно формирующихся навыков».

    С чего начать

    Нынешние родители грамотно подходят ко всем вопросам, связанным с взрослением грудничка. Они не станут раньше времени насильно усаживать кроху, а вместо этого направят все силы на укрепление и развитие его мышц, чтобы помочь крохе сделать это самостоятельно.

    Но вначале нужно убедиться, что нежелание малыша сидеть не сопутствует с наличием каких-то патологий нервной системы, дистрофией мышц или рахитом.

    Если все в порядке, запаситесь терпением и смело приступайте к лечебной физкультуре.

    Поможет гимнастика

    Чтобы упражнения принесли пользу, перед гимнастикой нужно разогреть мышцы малыша расслабляющим массажем:

    • лёгкими круговыми движения гладим крошке животик и спинку;
    • обхватив ребёнка за пятки, вращаем ножки как педали на велосипеде;
    • массируем ручки и ножки по ходу суставов (от периферии к центру).

    О том, как правильно делать массаж необходимо проконсультироваться со специалистом, т. к. неосторожные движения могут нанести вред хрупкому детскому организму.

    Подтягиваемся

    Уже с 2 месяцев нужно начинать подтягивания. Такие упражнения основаны на хватательном рефлексе малыша и хорошо тренируют мышцы пресса. Как только вы поднесёте к лежащему на спине карапузу свои пальцы, он их схватит и захочет привстать. Осторожно приподнимаем его и фиксируем под небольшим углом.

    Ближе к 4 месяцам увеличиваем угол до 90 градусов. В положении сидя останавливаемся на несколько секунд и снова опускаем грудничка. Проделывать такие упражнения можно не больше 6 раз подряд.

    Укрепляем спинку

    Ставим кроху на ножки спиной к себе. Одной рукой держим малютку выше колен, другая на его груди. Потихоньку наклоняем детку вперёд до 90 градусов и помогаем вернуться в вертикальное положение. Выполняем упражнение до 7-10 раз.

    Покачаемся

    Исходное положение: ребёнок лежит спиной на твёрдой поверхности. Фиксируя одной рукой коленки, другой приподнимаем его за ручки и раскачиваем в разные стороны. Чтобы подстраховать малыша, подложите сзади него подушку или валик. «Качаемся» не более 1,5-2 минут.

    Учим опираться

    Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении. Одна рука мамы снова на коленках, другой – берём крошку за запястье и аккуратно тянем к противоположной ножке так, чтобы он начал опираться на свободную ручку. Меняем руки и проделываем упражнение ещё 6 раз.

    Тематический материал:

    Усложняем

    Ближе к полугоду ваше чадо уже сможет самостоятельно поднимать голову, опираясь на локти. Пришла пора усложнить гимнастику.

    Для упражнения понадобится высокая подушка, которую нужно приложить к стене. Она будет подстраховкой. Посадите ребёнка прямо, чтобы он держался за ваши пальцы, и покачайте.

    Теперь возьмите в свободную руку игрушку и приподнимите её чуть выше той, за которую схватился младенец. Крошка должен оторваться от вас и взять игрушку. В этот момент ему придётся самостоятельно балансировать в сидячем положении.

    Не забывайте, что все упражнения нужно выполнять в хорошем настроении и сопровождать весёлыми стишками и потешками.

    Что ещё подтолкнёт малыша сесть?

    Чтобы ребёнок вовремя начал самостоятельно сидеть, над его физическим развитием необходимо работать ещё с рождения.

    Тот же Комаровский рекомендует не пренебрегать плаванием грудничка в большой ванне. Сейчас для купания младенцев продаётся уйма замечательных приспособлений – круги, шапочки, подушки и матрасики. В воде укрепляются мышцы крохи, стимулируется кровообращение, снимается напряжение и тренируется сердечко.

    Ортопеды советуют детям до года сделать около 4 курсов общего массажа. Многие родители считают это лишним. А зря! Некоторые крохи уже после нескольких сеансов радуют мам и пап новыми достижениями. Массаж снимает мышечное напряжение, приводит тело ребёнка в тонус.

    Иногда карапуз просто ленится, и у него нет физиологических причин оставаться в горизонтальном положении. Здесь родителям может помочь маленькая хитрость: сделайте так, чтобы ему было неудобно. Пусть он заваливается набок – без вашей помощи он быстрее научится балансировать и самостоятельно находить равновесие.

    Растить детей нелегко, это всегда труд, полная самоотдача и неимоверное терпение. Но, когда однажды утром ваше любимое чадо встретит вас сидя в кроватке, или в первый раз сходит самостоятельно на горшок, или прижмётся к вам крепко-крепко – становится понятно, что все это не напрасно!

    Похожие статьи