• Диагностическая карта детей раннего возраста по фгос. Диагностика развития детей раннего возраста. Диагностика развития младенцев и детей раннего возраста

    11.03.2024

    ОБСЛЕДОВАНИЕПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
    ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ,
    КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
    ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ

    ПРИТЧА «Белый медведь»

    Как-то одному зоопарку губернатор города № подарил белого медведя. Подарить-то подарил, да зоопарк к этому готов не был. Поэтому руководство зоопарка распорядилось временно поместить белого медведя в большую клетку, пока не будет построен специальный бассейн. Но медведь-то белый большой, поэтому самая просторная клетка, какую нашли в зоопарке, оказалось тесной для полярного гиганта. В ней медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем три – в другую сторону, опять грузно разворачивался…

    Прошло время, бассейн построили, из клетки медведя выпустили, дав ему новые и гораздо большие возможности, но… медведь упорно продолжать делать 3 шага, в одну сторону, 3 шага в другую сторону, опять разворот… За это время, пока медведь сидел в клетке, ожидая, когда же построят бассейн, он тоже кое-что построил – клетку внутри себя.

    Порой мы бываем этим медведем. Мы тоже строим клетки. И прутья этих клеток – наши убеждения, привычки, шаблоны поведения. «Так нельзя, потому что…», «Ты неудачник, потому что ты пробовал, и не выходило…» и т.д. Часто мы не осознаем этих ограничений.

    Подошло к концу первое десятилетие XXI века. Жизнь не стоит на месте, происходит непрерывное движение. Меняется общество, его устои, нормы, ценности. Появляются новые поколения – те, кому определять дальнейший ход истории. Именно от воспитания подрастающего поколения зависит, каким будет наше общество через несколько десятилетий.

    Известно, что в наши дни отмечается рост неврологической патологии новорождённых. Негативно влияют на нервную систему ребёнка факторы социальной депривации (отсутствие, потеря). Впоследствии увеличивается количество детей, не способных обучаться по общеобразовательным программам и требующих особой организации системы педагогического воздействия. По российской статистике, основной контингент дошкольников, посещающих специализированные группы детских садов, составляют дети с задержкой психического развития. Отклонения в развитии психической сферы, в частности, могут диагностироваться у ребёнка раннего возраста при наблюдении за ним специалистами образовательных и медицинских учреждений. Следовательно, оказание необходимой помощи в этом случае будет происходить ещё до возможной постановки диагноза «задержка психического развития» либо сразу же после появления соответствующего заключения в младшем дошкольном возрасте.

    Нами разработан комплекс мероприятий для работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы познавательного развития. Занятия в этот период особенноактуальны в связи с тем, что возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению Л.С. Выготского, является наиболее продуктивным для развития речи.

    Предложенный нами комплекс мероприятий хорошо зарекомендовал себя при использовании его в работе с детьми раннего возраста, с проблемами развития познавательной сферы (задержка психического развития) более старшего возраста. Комплексная направленность системы занятий приводит к предупреждению или нивелированию вторичных отклонений. Вовлеченность в работу родителей и воспитателей делает коррекционно- развивающий процесс более целостным, повышает результативность деятельности.

    Хочется напомнить вам, что всегда необходимо оказывать должное внимание результатам усилий ребёнка, поскольку именно так происходит закрепление осознания малышом имеющихся у него потенциальных возможностей и ощущения успешности.

    № п\п

    Наименование задания

    2-3 года

    1

    Поймай шарик

    +

    2

    Спрячь шарики: в две коробочки, в три коробочки

    +

    3

    Разбери и сложи матрёшку: двухсоставную, трёхсоставную

    +

    4

    Разбери и сложи пирамидки: из трёх колец, из четырёх колец

    +

    5

    Найди парные картинки: две, четыре

    +

    6

    Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, жёлтый или белый),

    С четырьмя (красный, жёлтый или белый, зелёный, синий)

    +

    7

    Сложи разрезные картинки: из двух частей, из трёх частей

    +

    8

    Построй из палочек: молоточек (из двух палочек), домик (из трёх палочек)

    +

    9

    Достань тележку: скользящая тесёмка, скользящая и одна ложная тесёмка

    +

    10

    Нарисуй: дорожку, домик

    +

    · Развитие психических процессов восприятия цвета, формы и величины предметов, формирования навыка ориентировки в пространстве, целостности восприятия, тактильного восприятия и т.д.

    · Развитие общей и мелкой моторики, графических умений, а также навыков продуктивных видов деятельности.

    · Формирования мотивации к участию в совместной деятельности, развитие способности испытывать чувство сопереживания героям занятия.

    светлана мешалкина
    Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста на конец 2015–2016 года

    Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста 2 за 2015–2016 учебный год.

    В конце 2015 – 2016 учебного года во второй группе раннего возраста 2 была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной программы ГБДОУ «Детский сад №4» Приморского района по образовательным областям.

    Итоги диагностики освоения программного материала показали, что детьми второй группы раннего возраста 2 материал по образовательным областям усвоен на среднем уровне. Обследовано : 26 воспитанников.

    Формы мониторинга :

    Наблюдение за ребенком;

    Экспертные оценки;

    Критериально - ориентированные методики не тестового типа (результаты представлены в таблице) .

    Периодичность и сроки проведения мониторинга : 2 раза в год.

    Образовательные области :

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие;

    Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие "

    В мониторинге по образовательной области " Социально-коммуникативное развитие " использовались наблюдения за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, индивидуальные беседы организуемые педагогом ребенку предлагается ответить на вопросы. Дети освоили программный материал на среднем уровне. Результаты следующие :

    Низкий уровень – 7%;Средний уровень – 65 %;Высокий уровень – 28%;

    Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 57,4 %.

    Средний показатель 3,7 балла

    Высокий уровень имеют дети, которые могут принимать на себя роль, активно общаются со сверстниками во время игры. Правильно применяют игрушку во время игры, умеют организовывать самостоятельные игры. Показывают высокий уровень самообслуживания. Средний уровень имеют дети, которые участвуют в играх, организованных другими детьми и взрослым.

    период : продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Использовать в работе с детьми дидактические игры «Мои друзья» , «Какое настроение» , «Какой мой друг» и др. необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр,общаться со взрослыми и сверстниками.

    Образовательная область " Познавательное развитие "

    Анализ показателей динамики освоения программного материала по образовательной области «Познавательное развитие» показал, что материал усвоен в основном на среднем уровне. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.

    Результаты следующие :Низкий уровень – 5%,Средний уровень – 69 %;

    Высокий уровень – 26%;Средний показатель 3,1 балла

    Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 68,1 %.

    Дети, с высоким уровнем самостоятельно справляются с заданием , правильно отвечают на вопросы. Узнают шар и куб,называют размер,проявляют интерес к книгам. Со средним уровнем дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ и средой обитания. Называют времена года . Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

    Рекомендации на летний оздоровительный период : проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Образовательная область "Речевое развитие"

    Программный материал образовательной области «Речевое развитие» освоен всеми детьми на среднем уровне.

    Результаты следующие :Низкий уровень – 15 %;Средний уровень – 47%;

    Высокий уровень – 38 %;Средний показатель 2.1 балла

    Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 63 %.

    Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие "

    Приобщаем детей к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Использовался метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания. В основном на среднем уровне освоен программный материал образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

    Результаты следующие :Низкий уровень – 12%;Средний уровень – 52 %;

    Высокий уровень – 35 %;Количественный показатель – 100 %;

    Качественный показатель – 58 %.Средний показатель по 3.2 балла

    В конце года большинство детей второй группы раннего возраста умеют рисовать и называть формы : округлые, прямоугольные (круг, овал, прямоугольник, квадрат) . Проводить линии в разных направлениях. Освоили навыки рисования карандашом и кистью. Научились работать с пластилином,познакомились с клеем и фломастерами. Большинство узнают знакомые мелодии,музыкальные фразы. Улучшился интерес к выполнению движений :притопывают ногой,хлопают в ладоши,извлекают звуки из музыкальных инструментов.

    Образовательная область "Физическое развитие"

    Программный материал по образовательной области " Физическое развитие " освоен воспитанниками на высоком уровне :Результаты следующие :

    Низкий уровень – 6 %;Средний уровень – 38 %;Высокий уровень – 56%;

    Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 60,5 %.

    Средний показатель 3.2 балла

    В группе отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности, проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, дети стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности, не наблюдается избирательное отношение к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.

    Рекомендации на летний оздоровительный период : особо уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма, формировать основные движения. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5 минут в соответствии с возрастными особенностями детей .

    Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми во второй группе раннего возраста за 2015-2016 учебный год показали в основном средний уровень. Итоговый результат :

    Количественный показатель – 100 %;Качественный показатель – 61,4 %.

    Необходимость организации контроля за развитием детей в раннем детстве.

    Правильный контроль за психическим развитием детей является залогом успешной воспитательной и оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивает своевременную коррекцию в режиме дня, организации бодрствования, сна, корм­ления.

    Обеспечить правильное воспитание в детском учреж­дении (наметить правильный режим, план занятий и др.) и дать матери совет по воспитанию ребенка дома можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обуче­ние детей будет успешным лишь при условии, если мето­ды и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне его раз­вития. Поэтому одним из обязательных условий пра­вильного воспитания является хорошо организованный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением.

    Этот контроль должен осуществляться во всех детских учреждениях - поликлиниках, яслях, домах ребенка, яслях-садах, санаториях. Он является одним из средств достижения лучших результатов воспитания. Для анализа здоровья, поведения и развития детей не­обходимо пользоваться объективными показателями.

    Учитывая повышенную физическую и психическую ранимость детей раннего возраста, их легкую заболевае­мость и быструю утомляемость, неустойчивость эмоцио­нального состояния, необходимо:

    1. Прежде всего обеспечить повседневное объективное наблюдение за текущим состоянием,то есть следить, как ре­бенок чувствует себя в данный момент. Это помогает своевременно заметить начинающееся заболевание или даже предупредить его, избежать легко возникающего утомления. Объективными показателями текущего со­стояния здоровья являются: состояние возбудимости, температура, состояние зева, кожи и стул.

    О состоянии возбудимости нервной системы можно судить по устойчивости аппетита, характеру засыпания, сна и пробуждения, активности во время бодрствования и эмоциональному состоянию ребенка. Эти сведения воспитатель получает, во-первых, у родителей на утрен­нем приеме ребенка, во-вторых, наблюдая за ребенком в течение дня. Все эти сведения она фик­сирует в групповом дневнике. Врач, старшая медицин­ская сестра и педагог, ежедневно приходя в группу и просматривая записи, узнают о состоянии детей и, если это необходимо, принимают те или иные меры для устра­нения каких-либо отрицательных явлений в поведении ребенка.



    2. Наряду с ежедневным наблюдением за состоянием здоровья и возбудимости ребенка необходимо контроли­ровать ход физического и психического развития.

    Основными показателями физического развития яв­ляются: масса, рост, окружность груди и головы.

    Все из­мерения и их анализ ведет старшая медицинская сестра. Результаты измерений фиксируются при поступлении ребенка в дет­ское учреждение, затем ежемесячно в дату рождения для детей первого года жизни, а для детей 2-го и 3-го года - один раз в 3 мес.

    Контроль за динамикой психического разви­тия ведется воспитателем. Учет и анализ психического развития строиться по объективным показателям, куда входят основные данные, характеризующие развитие эмоциональных реакций, сенсорное развитие, развитие движений, речи и мышления, деятельности, навыков и взаимоотношения со взрослыми и между детьми.

    Контроль за развитием детей, не посещающих дет­ское учреждение, ведут работники поликлиники.

    К контролю за развитием следует привлекать родите­лей, предварительно познакомив их с показателями, на­учить их правильно определять уровень развития ребенка и на основании этого намечать задачи и методы его дальнейшего воспитания.

    3. Контроль за поведением детей и их индивидуаль­ными особенностями. Для правильного планирования воспитания одного контроля за динамикой развития не­достаточно. Необходимо следить за поведением детей и знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием дея­тельности детей, за их эмоциональным состоянием, за характером взаимоотношений со взрослыми и детьми.

    К индивидуальным особенностям ребенка относятся:

    Быстрота формирования умений и навыков (темп разви­тия),

    Преобладающее значение деятельности того или иного анализатора в ходе развития ребенка,

    Поведение во время еды, засыпания,

    Длительность и глубина сна,

    Аппетит и причины их нарушений,

    Работоспособность (длительность активного бодрствования),

    Состояние воз­будимости и т. д.

    Анализируя развитие того или иного ребенка, необхо­димо одновременно учитывать все показатели. Только в этом случае можно правильно на­метить необходимые приемы для дальнейшего развития.

    Диагностика развития детей раннего возраста.

    Диагностика развития детей - составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель ее прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

    Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

    Диагностика развития ребенка, разработанная в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второго и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

    Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий - «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «...особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. Выготский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором - один раз в квартал, на третьем - один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

    Диагностика развития ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его воспитанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его хода.

    Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэтому так важна диагностика и одновременный контроль за развитием детей раннего возраста

    Диагностика

    Диагностика раннего возраста

    1 год 6 месяцев

    1. Понимание речи : обобщает предметы по существенным признакам понимания речи.

    Материал: 2 однородных предмета, различных по цвету, признакам.

    Метод выявления /М.В./ - ситуация специально подготовлена. Раскладывание предметов: собака чёрная, кошка белая и т.д.

    2. Активная речь : словами называет предметы и действия в момент заинтересованности

    Материал: 4 предмета – кукла, зайчик, корова, петух, чудесный мешочек

    М.В.: взрослый вынимает предмет из мешочка и спрашивает ребёнка, что это?

    3. Сенсорное воспитание : ориентируется в 3-х контрастных формах (шарик, кубик, кирпичик) одного цвета и близкие по размеру

    Материал:

    М.В.:

    Поведение:

    4. Игра и действия с предметами : отображать в игре часто наблюдаемые действия

    Материал: кукла, носовой платок.

    М.В.: раскладывать предметы и говорить: «У Ляли грязный нос. Вот платок»

    Поведение: прикладывать платок к носу куклы, вытирать нос.

    5. Движения : перешагивает через брусочек приставным шагом.

    Материал: 4 бруска

    М.В.: наблюдение за ребёнком

    1 год 9 месяцев

    1. Понимание речи : понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос

    Материал: сюжетные картинки «Дети умываются»

    Метод выявления /М.В./ - картинки – на столе, воспитатель предлагает посмотреть, задаёт вопросы по сюжету. При затруднении в ответе можно использовать наводящие вопросы

    2. Активная речь : во время игры обозначает свои действия словами и предложениями из 2-х слов

    М.В.: речевые проявления наблюдаются в игре, режимных моментах.

    Поведение: сопровождение действий словами или предложениями

    3. Сенсорное воспитание : ориентируется в 3-х контрастных предметах, формах (шарик, кубик, кирпичик) одного цвета и близкие по размеру

    Материал: 3 кубика. 3 шара, 3 кирпичика.

    М.В.: разложить вразнобой, берёт кубик – называет, предлагает ребёнку взять такой же (допускается помощь)

    Поведение: по образцу и слову воспитателя подбирает предметы нужной формы.

    4. Игра и действия с предметами : воспроизводит несколько сюжетных построек (делать скамейку, домик)

    Материал: 3 кирпичика

    М.В.: надо построить ворота (показ – 1 раз)

    Поведение: по словам взрослого воспроизвести постройку

    5. Движения : ходить по дорожке в 20см, 15 см

    Материал: скамейка

    М.В.: предложить пройти при помощи взрослого

    2 года

    1. Понимание речи : понимает рассказ взрослого без показа

    Материал: спец. подготовленный рассказ о событиях, знакомых ребёнку

    Метод выявления /М.В./ : дети сидят, воспитатель рассказывает. После одной части рассказа воспитатель задаёт 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаёт ещё 2 вопроса.

    2. Активная речь : при общении пользуется тремя основными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения

    М.В.: во время игры при общении

    3. Сенсорное воспитание : ориентируется в 3-х контрастных цветах

    Материал: синий, красный, зелёный цвет. Воспитатель предлагает найти похожую варежку.

    Поведение: правильно подбирает по образцу все три цвета

    4. Игра и действия с предметами : воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

    Материал: кукла-голыш, ванночка, мыло с полотенцем

    М.В.: кукла грязная

    Поведение: ребёнок воспроизводит ряд последовательных действий. Предмет используется по назначению

    5. Движения : перешагивают через препятствие чередующимся шагом

    Материал: 3 брусочка

    М.В.: брусочки кладутся на расстоянии 20 см, ребёнку предлагается перешагнуть через них (можно показывать показ)

    3 года

    1. Активная речь :

    • употребляет сложные придаточные предложения
    • употребляет вопросы: «Почему?»

    2. Сенсорное воспитание : правильно использует геометрические фигуры, картинки с геометрическими фигурами

    Материал: мозаика, картинки с геометрическими фигурами

    Поведение:

    • по образцу делает предметы из мозаики
    • знает 4 основных цвета

    Материал: восемь однородных предметов по два каждого цвета

    М.В.: должен знать предмет и цвет

    Поведение: назвать за 1 раз все цвета

    4. Игра : элементы ролевой игры

    Материал: разные игрушки

    М.В.: наблюдение за ребёнком

    Поведение: отображает сюжет, выполняет роль, определяет её словом, на вопрос называет свою роль.

    Татьяна Красникова
    Диагностика детей раннего возраста

    ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

    Диагностика развития познавательного уровня

    При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

    Цветовой гнозис (4 цвета : красный, синий, желтый, зеленый)

    Нормативы :

    различение от 1,5-2 лет;

    выбор по названию - в 2-3 года;

    самостоятельность названия - в 2,5-3 года.

    Стимульный материал : цветные наборы дидактических игр "Бабочки и крылья", "Рыбки и хвостики", "Цветочек и лепесточек", "Носки и варежки", "Листочки" и др.

    Пример инструкций :

    1) "положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек";

    2) "покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек";

    3) "назови, какого цвета этот цветочек".

    Аналогично предъявляются другие задания.

    Нормативы :

    сличение - от 1,5-2 лет;

    выбор по названию - в 2 года;

    самостоятельность названия - в 3 года.

    Стимульный материал : круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

    Пример инструкции :

    1) "дай такую же" (форма и цвет совпадают) ;

    2) "покажи, где кубик";

    3)"назови форму".

    Предметный гнозис

    Стимульный материал : 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) .

    Инструкция :

    1) "покажи, где нарисован. ";

    2) "что нарисовано?" или "что это?"

    Нормативы :

    В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

    В 2,5 года называют многие предметы из групп : игрушки, посуда, одежда, мебель.

    В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия : игрушки, одежда, мебель, обувь.

    Методика "Выбор по образцу" (парные картинки)

    Стимулъный материал : шесть пар одинаковых предметных картинок.

    Нормативы :

    выбор из двух карт инок - в 2 года;

    выбор из четырех картинок - в 3 года.

    Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

    Конструктивный праксис (методика "Разрезные картинки")

    Стимульный материал : картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

    Нормативы :

    разрезная картинка из двух фрагментов - в 2,5-3 года;

    разрезная картинка из трех фрагментов - в 3 - 3,5 года.

    Анализ результатов :

    1) совершает целенаправленные действия;

    2) соединяет части без анализа полученного целого;

    3) прикладывание с разворотами;

    4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

    Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5- З лет)

    Стимульный материал : кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

    Анализ результатов :

    1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным) ;

    2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

    3) сопоставление и исправление ошибок;

    4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

    5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

    Пространственный гнозис

    Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

    Пример инструкций :

    "Посади мишку около коробки", "Положи в коробку", "Посади на коробку", "Спрячь картинку под коробку", "Достань из-под коробки", "Покажи, где верх (низ) ", "Иди вперед (назад) ".

    Нормативы :

    2,5-3 года - дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются;

    3,5-4 года - выполняют все задания.

    Диагностика способов деятельности.

    Складывание пирамидки. Складывание матрешки

    Стимульный материал : пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

    Нормативы :

    снимают кольца с пирамидки - в 1 год;

    собирают пирамидку без учета диаметра колец - в 1,5-2,5 года;

    собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

    Анализ результатов :

    1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.) . Данные действия являются неадекватными;

    2) простое манипулирование (специфическая манипуляция) ;

    3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета) ;

    4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

    5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

    6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) .

    Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

    Методика "Вкладыши" ("Мисочки")

    Стимульный материал : семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

    Анализ результатов :

    1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия) ;

    2) специфические манипуляции (познавательные) ;

    3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша) ;

    4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

    5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

    6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

    7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

    зрительного анализа);

    До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

    Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту , следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка . Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

    Методика "Почтовый ящик" ("Коробочка форм") (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

    Стимульный материал : деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

    Анализ результатов :

    до 3 лет допускается силовая проба;

    в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

    Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы :

    ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание : ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение : ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

    Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

    Стимульный материал и исследование : ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

    Нормативы :

    15 месяцев - подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

    вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

    18 месяцев - снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

    одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

    игрушку на новом месте;

    2 года - запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу - каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

    действий;

    2,5 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.) . Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

    3 года - подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

    Диагностика развития игры .

    Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

    Анализ уровня развития игры :

    2) манипуляция с предметами - до 2 лет;

    3) процессуальные игровые действия - с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.) ;

    4) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.) ;

    5) сюжетная игра - к 3 годам.

    Диагностика развития двигательной сферы.

    Общая моторика.

    Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам :

    1 год - самостоятельная ходьба;

    1,5-2 года - поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

    2,5 года - подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

    3 года - поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

    Одновременность движений : по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

    Отчетливость движений : ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

    Тонкие движения пальцев рук

    Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

    Нормативы :

    2 года - повторяют штрихи, рисуют круги;

    2,5-3 года - рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека - "головонога".

    Оральный праксис :

    губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку) ;

    щек (надуть и втянуть щеки) ;

    языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку").

    Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

    Исследование памяти

    Выполнить по памяти серию инструкций : встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

    Нормативы :

    1,5 года - выполняют 3 действия;

    2 года - выполняют 3-4 действия;

    3 года - выполняют 5 действий.

    Игра "Что изменилось - чего не стало"

    Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

    Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

    Исследование внимания

    Методика "Зрительный диктант"

    Стимульный материал : три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку) .

    Нормативы :

    для детей 2-2 ,5 лет - найти две повторяющиеся картинки;

    для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки;

    для детей 5 лет - отыскивание картинок в таблице.

    Инструкция : "Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) . Как можно быстрее. Но не ошибайся".

    Анализ результатов :

    скорость выполнения одной таблицы - 1,5 минуты.

    Нарушения внимания :

    1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания) ;

    2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий) ;

    3) "застреваемость" внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

    4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации) .

    При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются : контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

    1. Контактность :

    а) легкий, быстрый контакт;

    б) поверхностный;

    в) контакт устанавливает с трудом;

    г) уходит от контакта;

    д) протестная реакция.

    2. Внимание :

    а) взгляд фиксирует (не фиксирует) ;

    б) устойчивое (неустойчивое) ;

    в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

    г) "застревание";

    д) с явлениями генерализации.

    3. Фон настроения :

    а) нормальный;

    б) несколько повышен (снижен) ;

    в) эйфорический;

    г) депрессивный;

    д) контрастирующий.

    4. Реакция на поощрение и порицание :

    а)адекватная;

    б) индифферентная;

    в) с повышением (понижением) результативности работы;

    г) корректировка деятельности;

    д) отсутствие реакции;

    е) отказ от деятельности при порицании;

    ж) агрессивная реакция на порицание;

    з) дезорганизация деятельности.

    Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого . Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

    Похожие статьи