• Хмурый полдень XXI век. День Военно-воздушных сил (День ВВС) России Гражданская авиация в искусстве

    24.10.2019

    День воздушного флота России. День авиации - праздник отмечается в третье воскресенье августа.

    Праздник День Воздушного флота России отмечается в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.09.92 № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России». В этот день, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил», проводятся праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно-воздушных сил России.

    У Дня Воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Сталин. Оба они отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения в августе.
    Последний русский царь в 1912 году, 12 августа повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск.
    А вождь народов завел в стране традицию праздновать День воздушного флота СССР начиная с 18 августа 1933 года.

    Президиум Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать День Воздушного флота России как профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа.

    Праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.

    Первое празднование Дня Воздушного Флота прошло 18 августа 1933 года. В этот день в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе (на территории Ходынского поля) был проведен авиационный праздник, в ходе которого были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе со Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День "всего" воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию Военно-морского флота, Гражданского воздушного флота, Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР (Осоавиахим) и др., Военно-воздушные силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

    Начиная с 1935 года авиапарады, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино в выходные дни, т.е. не были жестко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.

    После Великой Отечественной войны воздушные парады проводились не каждый год, иногда их проводили в июле (в 1951 году — 8 июля, в 1952 году — 27 июля). Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года. В дальнейшем воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники проводились в Домодедово. Последний из них прошел в 1967 году.

    В 1970-е и 1980-е годы центральные авиапарады не проводились. Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвященных Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами летчиков-испытателей Летно-исследовательского института имени М. М. Громова), в Монино, в Кубинке и других авиационных центрах страны.

    С 1972 года праздник стали отмечать в третье воскресенье августа.

    Официально перенос даты празднования Дня Воздушного Флота СССР на третье воскресенье августа был узаконен указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".

    В 1997 году у военных летчиков появился свой праздник — День Военно-воздушных сил, отмечаемый 12 августа. Поэтому с 1997 года День Воздушного Флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.

    Гражданская авиация в России начала свое развитие с того момента, как в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.

    В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество "Добролет" для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года "Добролетом" была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва — Нижний Новгород.

    В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал. 25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот. В 1932 году Президиум Центрального исполнительного комитета СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР. В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).

    В годы Великой Отечественной войны, авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. За годы войны летчики совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40 тысяч в тыл врага, перевезли 1,6 миллиона человек, свыше 400 тысяч тонн военных грузов.

    После окончания войны в Советском Союзе восстановили разрушенные объекты гражданской авиации и продолжили развивать сеть союзных и местных линий, сооружать новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы. На трассы Аэрофлота стали выходить представители нового поколения авиационной техники.

    В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В рамках этой организации советские специалисты участвовали в подготовке международных правовых норм, связанных с ответственностью за ущерб, причиненный воздушным судном, внесли вклад в разработку конвенции о правах и обязанностях командира воздушного судна.

    К концу 1980 х годов "Аэрофлот" перевозил ежегодно более 120 миллионов пассажиров, около трех тысяч тонн грузов, свыше 400 тысяч тонн почты.

    На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тысяч километров и более) — свыше 80%. Доля авиаперевозок в грузообороте страны была невелика (менее 0,1%). Самолеты гражданской авиации СССР выполняли регулярные полеты в 4000 городов и населенных пунктов Советского Союза и в аэропорты почти 100 зарубежных государств.

    В 1991 году , после распада СССР и провозглашения Россией суверенитета, наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. В бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании. "Аэрофлот" перестал быть общесоюзной структурой и стал одной из нескольких сотен авиакомпаний и производственных объединений гражданской авиации.

    В 1992 году началась работа по реструктуризации отрасли, акционированию и приватизации. Авиапредприятия разделились на самостоятельные аэропорты и авиакомпании.

    19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.

    Сегодня отечественная гражданская авиация демонстрирует высокие темпы роста, расширяется география полетов российских авиакомпаний. На основе международных и региональных узловых аэропортов — хабов формируется маршрутная сеть, обеспечивающая растущие потребности в магистральных, региональных и местных авиационных перевозках пассажиров и грузов.

    По состоянию на 2016 год, в реестр аэродромов гражданской авиации РФ включено 259 аэродромов, из них 81 аэропорт допущен к международным полетам.

    В транспортной системе государства гражданская авиация является важной составляющей. В 2015 году российскими авиапредприятиями было перевезено около 92,1 миллиона пассажиров и более одного миллиона тонн грузов и почты.

    За первое полугодие 2016 года авиаторы перевезли около 38,1 миллиона человек и более 436,9 тысяч тонн грузов и почты.

    В жизни России с ее огромной территорией значение воздушного транспорта огромно. Он обеспечивает мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


    28 сентября 1992 года официальные власти России приняли постановление «Об установлении праздника День Воздушного флота России». В нем указывалось, что отмечать данное событие надлежит в третье воскресенье августа — в 2016 году этот день выпал на 21 августа.

    Немного истории:

    • 30 июля 1912 года император Российской Империи Николай II постановил сформировать первую в стране авиационную часть. Тогда использовался старый календарь. Поэтому при переходе на новые даты, день основания воздушного флота перенесся на 12 августа.
    • 28 апреля 1933 года Совет Народных Комиссаров СССР постановил праздновать День авиации — 18 августа. Праздник также назывался День воздушного флота СССР.
    • 28 сентября 1992 года уже российские власти постановили проводить торжества в третье воскресенье августа.
    • 31 мая 2006 года появился еще один указ, который объединил День Военно-воздушных сил (12 августа) с Днем воздушного флота России. С тех пор все праздничные мероприятия проводятся под конец августа.

    В 2016 году с поздравлением выступил глава Росавиации Александр Нерадько:

    Уважаемые коллеги! Дорогие ветераны гражданской, государственной и экспериментальной авиации!

    День Воздушного Флота - профессиональный праздник всех, кто связал свою жизнь с небом, управляет летательными аппаратами в воздухе, обеспечивает их полеты на земле, работает над созданием новых и совершенствованием созданных крылатых машин, готовит новые поколения покорителей пятого океана.

    Авиатор — не просто профессия, это призвание воплощать в реальность мечту о полете, свойственную каждому человеку.

    От имени Центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта и от себя лично сердечно поздравляю всех российских авиаторов и любителей авиации с нашим общим праздником! Искренне желаю всем вам крепкого здоровья, благополучия, новых высот в службе и на работе, мирного и ясного неба, а также удачи во всех ваших начинаниях!

    В преддверии профессионального праздника, 18 августа, министр транспорта РФ Максим Соколов вручил государственные и ведомственные награды работникам гражданской авиации.

    Праздничные мероприятия пройдут сегодня в разных городах России.

    В Хабаровске состоялось авиашоу от «Соколов России». Многочисленные зрители смогли наблюдать показательные полеты истребителей СУ-27, СУ-35С, СУ-30СМ и легких фронтовых истребителей МиГ-29. Фигуры высшего пилотажа на малой высоте и высоких скоростях показывала пилотажная группа «Соколы России». Парашютисты специальных групп продемонстрировали прыжки с малой высоты. А продолжились праздничные мероприятия выступлениями танцевальных и вокальных коллективов.

    В небе на Пермью состоится праздничная программа «Авиамания на Каме». Здесь главным событием также станут выступления пилотов. Зрители смогут увидеть в небе самолеты P-96 Golf, Cessna-172, LA-4, Flamingo, Vilga-35, ЯК-52 и ЯК-54.

    В иркутском аэропорту День воздушного флота России решили отметить выставкой техники. Посетители смогут увидеть следующие модели самолетов — АН-24, АН-26, АН-148, Sukhoi Superjet, CRJ-200. Кроме того, им покажут несколько видов вертолетов, а также специальную наземную технику для обслуживания воздушных судов. Ну а на главной сцене города пройдет праздничный концерт.

    Так уж сложились в России традиции, что поздравить с профессиональным праздником можно каждого человека. Если не считать международные дни, а пользоваться только статистикой по нашей стране, то в году насчитывается 144 праздника, которые посвящены определенным сферам деятельности или составным подразделениям. При таких показателях получается, что через день определенный круг лиц принимает поздравления. На долю силовиков приходится почти 40% процентов всех торжеств. Это объясняется тем, что некоторые структуры объединяются, для вновь созданного подразделения вводится официальный день основания, но старых праздников никто отменить не в силах.

    Казусная ситуация по вышеуказанной причине возникла у тех, кому принадлежат «ключи от неба». Даже сами военнослужащие порой не могут ответить на вопрос, какого числа положено отмечать день ВКС? С этой датой необходимо определиться и гражданским, чтобы вовремя поздравить своих родных и близких, имеющих отношение к данному роду войск. Расхождения во мнениях произошли по причине относительно недавнего переформирования ранее существовавших военных сил: ВВС, ПВО и космические войска.

    Профессиональный праздник для летчиков

    В далеком 1912 году Главным управлением Генерального штаба России было принято решение о создании воздухоплавательной части. Момент подписания соответствующего указа приходится на 12 августа. С тех пор военные летчики считают этот день своим профессиональным праздником. Длительное время он не имел статуса официального, пока не был утвержден Указом президента в 1997 году, а в 2006 году праздник подтвердил свой статус.

    Необходимо помнить, что 1912 год – это тот период, на который приходится еще старое летоисчисление. До выхода в свет известного декрета дата 12 августа значилась, как 30 июля, отсюда и путаница.

    История развития авиации в России поистине уникальна. Преодолев упадок времен революции, ВВС стали интенсивно обновляться к началу Второй Мировой войны. Советское командование, как показывает история, не уделило должного внимания возможности агрессии со стороны Германии, поэтому революция в самолетостроении пришлась уже на жаркие военные годы.

    Узнай: Основные задачи и функции современных вооруженных сил России

    Опыт Великой Отечественной войны показал важность неприступности воздушного пространства. После распада СССР все авиаполки пребывали в плачевном состоянии. Новейшие истребители, предложенные конструкторским бюро Сухого и Микояна, были не по карману. Сегодня, кстати, ситуация кардинально изменилась. Военный авиационный парк пополнился современными модификациями лучших образцов техники. Программа модернизации армии затронула и авиацию, позволив поставить на вооружение истребитель пятого поколения Су-57.

    Праздник ракетных войск

    Войска ПВО были основаны в середине XX века, но за это время стали иметь стратегическое значение. Чтобы сохранять статус сверхдержавы, необходимо обеспечивать полный контроль за воздушным пространством страны. Ракетные комплексы С-300, С-400 и С-500 по своим характеристикам не имеют аналогов в соответствующих поколениях. Для их обслуживания требуются квалифицированные специалисты.

    Сила и мощь российского оружия заключается не только в увеличении радиуса действия, но и в ювелирной точности зоны поражения. Поэтому военнослужащие, привлеченные к работе систем ПВО, образуют отдельный род войск. Их профессиональный праздник приходится на второе воскресенье апреля.

    Освоение космоса для обеспечения безопасности

    День космических войск отмечается 4 октября. Официально он был учрежден Указом Президента еще в 2002 году. Дата связана с запуском первого искусственного спутника Земли.

    Космические войска получили свое название только в последнее время. До сих пор они были известны, как ракетные войска стратегического назначения. Уходя вглубь истории, можно напомнить, что до 1995 года день РВСН отмечался 19 декабря. Перенос даты профессионального праздника приводит к тому, что разные поколения отмечают свой день в разное время.

    Российский менталитет не позволяет забывать упраздненных дат, поэтому так сложно ответить на вопрос, на какую же дату приходится день ВКС в России?

    Реорганизация военно-космических сил

    Символичным считается то, что на уже упомянутую дату 1 августа пришлось решение Правительства о реструктуризации и реорганизации трех родов войск. Начиная с 2015 года войска ВВС, ПВО и РВСН принято рассматривать в контексте единого состава Военно-Космических Сил. После создания единого центра управления и боевого испытания состоятельности ВКС в Сирии стало очевидно, что в условиях современной армии было принято нужное направление.

    Единым днем ВКС считается 12 августа. В этом отношении летчики внесли большую лепту. Однако с уверенностью можно заявить о том, что остальные даты, связанные с праздниками защитников неба не будут забыты еще долгое время.

    Сегодня на ВКС ложится львиная доля задач по обеспечению разведки, охраны границы и отражении агрессии в воздухе. Космические войска оснащены несколькими тысячами единиц самолетов и полутора тысячами вертолетов. Модели, разработанные еще в 80-х годах, получили качественную модернизацию, позволяющую им конкурировать с иностранными аналогами. По большинству технологий российская техника превосходит западную, но следует понимать, что отказ от гонки вооружений вовсе не означает консервацию военной техники, поэтому Министерство обороны берет курс на переоснащение , которое должно успешно закончиться уже к 2020 году.

    День Воздушно-десантных войск или День десантника всегда празднуется в начале последнего летнего месяца, а именно 2 августа. Об этом празднике знает вся страна, так как бывшие десантники празднуют его очень буйно и шумно, и с большим размахом.

    Праздник Дня Воздушно-десантных войск празднуется каждый год в один и тот же день. Так что и в 2018 году «крылатый десант» будет принимать поздравления 2 августа.

    31 мая 2006 года Президент России подписал Указ, где указал, что День ВДВ будет праздноваться ежегодно 2 августа. Данный праздник считается в России не просто памятным днем, а и днем, который призван укреплять и возрождать военные традиции. Также этот день способствует повышению престижа службы.

    У десантных войск России есть много боевых машин. Наиболее известные считаются такие, как БМД-2, БМД-3, БМД-4, самоходная противотанковая пушка СПТП 2С25 «Спрут-СД», самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С», противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э» (на базе бронетранспортера БТР-Д).

    Воздушно-Десантные войска – это высокомобильный род войск, который ведет в воздухе боевые действия, а также старается по воздуху попасть в тыл противника. На сегодняшний день главным командующим ВДВ есть генерал-полковник Владимир Шаманов.

    История праздника Дня ВДВ

    Днем создания «крылатого десанта» считается 2 августа 1930 года. Так как именно в этот день на учениях под Воронежем впервые десантники спрыгнули на парашютах с бомбардировщика ТБ-3. Именно после этих ученный эксперты поняли, что стране нужны такие виды сил.

    В результате уже через год в Советском Союзе были сформированы первые десантные части. А уже в 1932 году первые десантные батальоны вошли в состав Военно-воздушных сил (ВВС).

    Около 15 лет «голубые береты» относились к ВВС. Только в 1946 году они стали подчинятся министру обороны. Однако самостоятельным видом войск они так и не стали.

    С того времени они еще 45 лет входили в состав сухопутных войск.

    Они долгое время мечтали о том, что станут самостоятельным войском. И это все-таки случилось. Уже в 1991 году они обрели самостоятельность.

    И именно после этого в стране начали массово праздновать День ВДВ.

    И только после подписания президентом России об официальном статусе праздника, начались массовые и шумные гуляния.

    Память о «Дяде Васе» на День ВДВ

    Говоря об истории «крылатого десанта» нельзя забывать о «дяде Васе». Ведь иногда даже сами десантники расшифровывают аббревиатуру ВДВ как «Войска дяди Васи». «Дядя Вася» — это герой СССР Василий Маргелов. Именно он командовал войсками ВДВ на протяжении 20 лет.

    Василий Маргелов сделал десантников такими, какими они являются в настоящее время. Именно благодаря ему у ВДВшников есть тельняшки и голубые береты. Кроме того, он научил своих товарищей десантироваться в боевых машинах.

    Традиции празднования дня ВДВ

    На день ВДВ есть много интересных традиций. Одними из есть надевать свои голубые береты с тельняшками, а также купаться в городских фонтанах.

    Также одной из самых «вкусных» традиций считается кушать арбузы. Эта традиция появилась из-за того, что арбузы поспевают как раз к августу. Данная «арбузная привычка» появилась в конце 1980-х годов, именно после того, как советские войска ВДВ вывели из Афганистана.

    Кроме того, 2 августа много ВДВшников катается по разным городам на собственных машинах, показывая символику и флаги Военно-десантных войск.

    Однако это не все существующие традиции на день ВДВ. Еще одной популярной традицией считается награждение лучших десантников почетным званиями, медалями и ценными подарками.

    На День Воздушно-десантных войск «голубые береты» кроме поздравлений от своих родных, получают их, и от президента и министра обороны страны.

    Также на День ВДВ на главных площадках страны происходят разные показательные выступления, где они показывают оружие и технику, которая находится у них на вооружении.

    Кроме показательных выступлений, в этот день проходят праздничные концерты, мастер-классы по рукопашному бою и парады.

    Также в этот день ВДВшники вспоминают своих погибших товарищей: как правило, ни одно 2 августа не обходится без церемонии возложения цветов к мемориалам воинам-десантникам.

    Откуда пошла странная традиция купания в фонтанах и кушанье арбузов на День ВДВ

    Сейчас многих интересует откуда же появилась традиция купаться в фонтанах. Считается, что впервые эта традиция появилась в начале 80-х, когда десантники вышли из Афганистана. Именно купанием в фонтанах они показывали дефицит воды в жарком Афганистане.

    После этого купание в фонтанах стало своеобразной фишкой Дня ВДВ.

    Интересно происхождение и другой «традиции» праздника – арбузных погромов. Ветераны вспоминают, что 2 августа торговцы щедро угощали «именинников».

    Но времена изменились, уличные продавцы уже не столь хлебосольны, а голубые береты стали громить арбузные палатки.

    Похожие статьи