• Из чего делают сомбреро. Мексиканское сомбреро - одежда народов мира - туристическая энциклопедия - каталог статей - путешествия с олегом барановским. Дом мексики в этномире

    04.03.2024

    Яркий и пестрый мексиканский костюм знают многие. Все, так или иначе, представляют, как выглядят огромные шляпы сомбреро и цветастые мексиканские пончо.

    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Не забывают о мексиканском стиле и дизайнеры одежды. Из года в год на подиумах Недель моды в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и Париже появляются коллекции с элементами мексиканского национального костюма. Иногда вспоминают о мексиканском стиле и молодожены.


    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Мода на «мексиканские» свадьбы до сих пор актуальна. Такие свадьбы необычны и колоритны. Жених в сомбреро, невеста в ярком мексиканском платье, и, конечно же, мариачи – так в Мексике называют музыкантов. Само слово «мариачи» французского происхождения – от «mariage», что означает «брак», «свадьба». И это также не случайно, традиционно музыканты-мариачи играют на свадьбах.


    Диего Ривера (1886-1957)
    Сон о воскресном дне в парке Аламеда. Центральный йрагмент

    Истоки традиционного мексиканского костюма стоит искать в переплетении традиций множества культур. Во-первых, это индейцы. На территории Мексики когда-то проживали племена майя и ацтеков.


    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Мужчины племени майя носили , которая называлась эш и украшалась перьями и вышивкой. И по сей день вышивка является обязательным элементом мексиканского костюма, при этом ее узоры заимствованы у различных племен индейцев, которые когда-то проживали на территории Мексики. В том числе и у племени майя.


    Лента (часть женского костюма майя)

    На одежде сегодня мексиканцы могут вышивать квадраты, линии, ромбы, пирамиды. В древние времена индейцы считали, что данные узоры могут защищать и оберегать от злых духов. Помимо геометрических фигур сегодня на одежде мексиканцев также можно увидеть изображения кактусов, а уж кактусы растут по всей Мексике, хризантем и черепов. Изображения черепов также связаны с еще дохристианской культурой коренного населения Мексики. А вот благодаря христианству на одежде мексиканцев можно увидеть изображения Девы Марии.


    Настенные фрески в Бонампаке
    В данной местности были найдены руины города майя

    Помимо набедренной повязки мужчины племени майя также носили накидку пати, сделанную из прямоугольного куска ткани. Майя знатного происхождения могли носить длинную рубаху и еще одну набедренную повязку, чем-то напоминающую юбку.

    Женщины племени майя носили куб – это длинное платье. Иногда с платьем могли носить и нижнюю юбку. Впрочем, юбку могли носить и отдельно. В таком случае грудь оставалась открытой. У племени майя, как и у многих древних племен, считалось, что женщины и мужчины должны закрывать лишь нижнюю половину туловища, в то время как верхняя часть тела могла быть обнажена.


    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Так же женщины майя, как и мужчины, могли носить накидку. Именно накидки индейских племен стали прообразом современного мексиканского пончо. Однако, считается, что прообразом пончо стала одежда племени мапуче, которое когда-то проживало на территории Чили. Данная одежда была позаимствована испанцами. И затем распространилась на все американские территории, которые когда-то являлись мексиканскими колониями. В том числе пончо стали носить и в Мексике.

    Пончо – это одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине.

    Еще одно племя индейцев, оказавшее влияние на традиционный костюм Мексики, - это ацтеки.

    Цивилизация ацтеков, оставившая после себя большое культурное наследие, существовала в XIV-XVI веках. Столицей ацтеков являлся город Теночтитлан. Сегодня на его месте находится Мехико – столица Мексики.


    Костюм знатного ацтека
    Рисунок XVII в.

    Одежда ацтеков, как и одежда майя, так же богато украшалась орнаментами. Именно на одежде ацтеков можно было увидеть изображения кактусов, которые и по сей день популярны в Мексике, геометрические узоры, рисунки животных – змей, бабочек, кроликов.

    Мужчины племени ацтеков носили набедренную повязку – маштлатль и плащ в виде прямоугольного куска ткани – тильматли. Также мужчины могли носить облегающую стеганую рубаху, которая заменяла броню – ицкаупилли. Такую рубаху носили воины. И тунику с короткими рукавами шиколли.


    Диего Ривера (1886-1957)
    Женщины Тихуаны

    Одежда представителей различных сословий различалась по своему цвету и узорам. Так, плащ (тильматли) жрецов был украшен изображениями черепов и окрашен в черный или же темно-зеленый цвета. Воины носили плащи красного цвета, а плащ императора был зелено-голубым.

    Женщины племени ацтеков носили длинные юбки. Представительницы более знатных сословий также надевали длинные блузки с вышивкой около горловины – уипиль.

    И по сей день, традиционный вариант женского костюма Мексики – это блузка и широкая длинная юбка.

    Также женщины племени ацтеков могли носить пелерину кечкемитль. Вся одежда была яркой и украшенной вышивкой.

    В XVI веке на берега современной Мексики высадились испанцы. В те времена . И влияние христианства на культуру Мексики также было велико.


    Диего Ривера (1886-1957)
    Сыновья моего крестного

    Однако, в традиционном костюме Мексики влияние Испании проявилось в головных уборах. Национальный мексиканский головной убор – шляпа сомбреро.

    Сомбреро (от испанского «sombrero» - «шляпа») – это головной убор с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями широких полей.

    Более дешевый вариант шляпы сомбреро – это шляпа, изготовленная из соломы. Более дорогой – шляпа из фетра.

    В Испании сомбреро называли любой головной убор с широкими полями. Само название, скорее всего, произошло от испанского слова «sombra», что в переводе означает «тень».


    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Помимо сомбреро, пончо, пышных юбок и цветастых платьев к традиционному костюму Мексики еще можно отнести костюм чарро – костюм мексиканских музыкантов мариачи.


    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Элементы данного костюма были позаимствованы мексиканскими музыкантами из одежды богатых землевладельцев.

    Костюм чарро – это куртка, узкие брюки и шляпа с широкими полями, а также шейный платок.

    Цвета данного костюма – черный, как основной цвет, в сочетании с серебристым. Что касается мексиканских музыкантов, то в черном костюме, по традиции, зародившейся в XIX веке, они чаще всего выступали на торжественных мероприятиях, к примеру, на свадьбе или же на похоронах. А одетые в белые костюмы мариачи исполняли песни для дам.


    Хесус Хэлгуэра (1910-1971)

    Представляя себе Мексику, человек обычно видит перед собой высокие кактусы и людей, одетых немного странно и комично. Несмотря на жаркую погоду, они носят разноцветные шерстяные пончо и широкополые смешные шляпы. Главное назначение головного убора – защитить лицо и шею мексиканца от нестерпимо палящих лучей жаркого солнца.

    Широкополый аксессуар, который входит в состав традиционного костюма жителя Мексики называется сомбреро. Каждый житель страны имеет в своём шкафу такой аксессуар. Шляпа представляет собой головной убор с широкими полями, отбрасывающими тень на всё тело и высокой в форме незавершённого конуса тульей. На подбородке изделие крепится с помощью шнурка, пропущенного сквозь поля.

    Важно! Головной убор очень функционален и надёжно защищает практически всё тело человека от палящих лучей.

    Бедные граждане страны пользуются обычными соломенными шляпами, в то время как зажиточные используют головные уборы из дорогих материалов, например, фетра, войлока или бархата.

    История происхождения и название

    В Мексике такой аксессуар появился значительно позже, чем его концепция была придумана. Например, в Монголии подобные головные уборы появились ещё в XIII веке. Затем они добрались и до Мексики, но сначала были небольшими со средней ширины полями. Ими пользовались пастухи.

    Первые шляпы появились в Испании, где их носили пастухи. Затем она стала преображаться и путешествовать по миру, получая больше разновидностей и модификаций. Мексиканцы стилизовали аксессуар под свой климат, стараясь защитить своё тело от жарких лучей палящего солнца.

    Название сомбреро было навеяно испанским словом «sombra», что означает «тень». Это главное предназначение шляпы – создавать тень, чтобы защитить от обжигающего кожу ультрафиолета. Сегодня в Мексике не встретишь обычного человека в подобном уборе, но уличные музыканты и актёры часто выступают именно в сомбреро. Аксессуар создаёт особенный антураж, смотрится эффектно и красиво.

    Назначение шляпы

    Первоначально аксессуар использовался пастухами и фермерами, чтобы беспрепятственно работать под горячим солнцем в дневные часы. Затем она стала использоваться и в других сферах, уже как эффектный головной убор, придающий индивидуальность.

    Существуют разные виды сомбреро, которые имеют разное назначение:

    • вакеро (это классическая ковбойская шляпа со средней ширины полями, загнутыми по бокам вверх и невысокой тульей);
    • классическое сомбреро (отличается широкими полями и конусовидной тульей);
    • vueltia (это нарядный классический головной убор, отличающийся чёрно-белой расцветкой);
    • pintado (национальный аксессуар жителей Панамы, отличается высокой тульей и небольшими, загнутыми к низу полями).

    Примечательно, что все изделия во все времена изготавливались исключительно вручную. Небогатые граждане самостоятельно плели их из соломы, а представительные – предпочитали более дорогостоящие модели, украшенные вышивкой, лентами и другими декоративными элементами.

    Особенности

    Сегодня сомбреро не применяется в обычной жизни, на улицах не встретишь людей, которые носят подобный аксессуар просто так. При этом очень часто людей в сомбреро можно встретить на вечеринках и различных мероприятиях.

    Важно! Современная Мексика использует подобные изделия с широкими полями в качестве предмета особого антуража. У них имеется праздник, посвящённый национальному костюму и конкретно сомбреро.

    В стране до сих пор работают мастера, которые делают вручную красивые широкополые аксессуары, эффективно защищающие человека от палящих солнечных лучей. Прибывающие в страну туристы обычно охотно приобретают их в качестве сувенира.

    Приехавший в Мехико иностранец, скорее всего, будет разочарован, не увидев у местных жителей тех самых сомбреро, как в кино. В этой части страны их не носят, если, конечно, не выступают на сцене или не торгуют этими самыми шляпами, предлагая их у отелей восторженным туристам по дешевке, пачками, с ритуальной демонстрацией хорошей работы. Вот мы сворачиваем шляпу в трубку, а вот разворачиваем — и ни следа, ни залома. Однако на противоположной от Мехико стороне континента, на подъездах к Тихуане и на берегу Калифорнийского залива, шляпы на своем законном месте. Здесь даже полицейские расхаживают в сомбреро. Видишь и понимаешь: вот она, краса и гордость Мексики.

    Историки костюма расходятся во мнениях о происхождении большой шляпы. Известно одно: у индейцев ничего подобного не было. Прародители сомбреро приплыли из Испании, в XVI веке, а потом разлетелись по всей нынешней Мексике, оседая в разных уголках и приобретая местные черты. В стране с таким щедрым солнцем шляпа, дающая в ответ щедрую прохладу, не могла не прижиться. Ведь название «сомбреро» происходит от испанского слова sombra, то есть «тень».

    Дело в шляпе

    ЮКАТАНСКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпу из соломы носят на полуострове Юкатан с белой рубашкой.
    ЮКАТАНСКАЯ БЕЛАЯ. Тонкая, из белой пальмовой соломки. Одна из самых качественных в стране.
    ВЕРАКРУССКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпа из Веракруса, тропической зоны Мексики. Обычная соломка не так долговечна, как пальмовая, но и стоит намного дешевле.
    ВЕРАКРУССКАЯ БЕЛАЯ. Белая пальмовая соломка тонкого плетения спасает от солнца и от проливного тропического дождя.
    ТАМАУЛИПАССКАЯ. В сочетании с белыми сапогами дает наряд, в котором мужчины отплясывают народный танец гуапанго на фиестах в штате Тамаулипас.
    ЧАРРО ПРОСТАЯ. Такую носил император Максимилиан. В них чарро выступают на родео.
    НОРТЕНЬО, ИЛИ СЕВЕРНАЯ. В штате Нуэво-Леон в такой фетровой шляпе уместно на танцах исполнить под аккордеон местную польку. Такие носят мексиканцы, эмигрировавшие в США.
    ХАРИПЕАДО. Из фетра, одна из самых дорогих. Классическая шляпа богатого землевладельца или военного. Ее фасон остается неизменным с XVI века.
    ГЕРРЕРО. Пальмовая, с алым шнуром. Историческая шляпа югозападного штата Мичоакан. Спасает от солнца и дождя.
    КОЛИМСКАЯ. Типична для спокойного штата Колима, где сильны испанские традиции.
    БОЛЬШАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ. Главный трофей туриста. Бывает из соломки любого качества.
    ХАРАБЕ ТАПАТИО. Во время традиционного танца со шляпами такое сомбреро летит к ногам избранницы, и она танцует на шляпных полях.

    Приплыли шляпы, вероятнее всего, с андалусийцами, но наваррцы и саламанкцы верят, что расшитые сомбреро придумали именно они. Говорят, наваррские тореадоры носили похожие. В Саламанке было даже слово «чарро», обозначающее и ко стюм со шляпой, и его владельца — скотовода и всадника. Но в мексиканских штатах Сан-Луис-Потоси, Халиско, Сакатекасе и Идальго все равно думают, что сомбреро-чарро появились именно у них, просто упав с неба на головы скотоводов. В Мексике слово «чарро» приобрело особый смысл — широкий, как сама эта страна. Богатый скотовод — чарро, наемный работник, потный трудяга с мозолистыми руками — тоже чарро. Главное — чтобы на коне. И костюм его — чарро, и сомбреро — чарро. Вот он, образ всадника: штаны для верховой езды — потому что надо много времени проводить верхом, шейный платок — потому что без него в шею вопьется овод, крепкая куртка, накидка или пончо — потому что уезжаешь из дома надолго, не зная, когда вернешься. И сомбреро — чтобы защититься и от злого солнца, и от проливного дождя. В Мексике до сих пор человек на коне ассоциируется с господином благородных иберийских кровей, ведь индейцам вообще долгое время законодательно было запрещено садиться на лошадь. Чарро участвовали во всех столкновениях с индейцами, в войнах малых и больших, в революциях и переворотах: они всегда были воинами. Так что генерал в униформе чарро ни у кого не мог вызвать удивления. Известно, что в специальном корпусе сельской полиции, созданном в 1861 году генералом Игнасио Сарагосой, была принята форма чарро, или скотовода, как это звучало бы по-русски.

    К тому моменту мексиканские помещики стали богато украшать «скотоводские» шляпы галуном, граненым стеклом и полудрагоценными камнями. Тогда же заработала первая фабрика сомбреро. И появился стандарт: диаметр шляпы — 45 сантиметров, высота — 15. Впрочем, и тогда, и теперь считают, что размеры задает хозяин: они более всего зависят от ширины плеч и злобности местного солнца.

    В любом краеведческом музее Мексики можно увидеть коллекцию сомбреро. И у каждой шляпы будет своя история, и каждая будет претендовать на звание символа Мексики: роскошные фетровые харипеадо, соломенные герреро с алым шнуром из Мичоакана, фетровые с тонкой ажурной тесьмой с северных окраин, пальмовые тонкого плетения из Веракруса, мягкие из шелковистой соломки из Та маулипаса. Но главной почти в любой коллекции будет чарро в стиле императора Максимилиана Габсбурга. Если хозяевам местного музея хватит наглости, они непременно скажут вам, что эта шляпа с головы самого императора. Или хотя бы его генерала. Максимилиан Габсбург, эрцгерцог Австрийский, младший брат императора Франца-Иосифа, в 1863 году получил при содействии Наполеона III корону Мексики. Он хотел быть императором, вникающим во все народные нужды и даже одетым, как представители его народа — чарро. В путешествиях по стране император, в сопровождении всадников, выступал в специально придуманном им костюме: сюртук, узкие брюки с серебряными пуговицами и сомбреро с минимумом серебряных украшений. Одеяла и пончо, белые и черные брюки в обтяжку — издалека группу всадников можно было принять за зажиточных скотоводов.

    Костюм стремительно вошел в моду. Так стали одеваться и придворные, и музыканты особого ранга — марьячи. Далеко не каждому мексиканцу было по карману заказать их музыку, поэтому многие нанимали марьячи только два раза в жизни — на свадьбу и на похороны. Их название — от французского marriage (произносится «марьяж»), то есть «женитьба». При Максимилиане музыканты сменили простые крестьянские накидки из хлопка и соломенные сомбреро на императорские чарро, украшенные богаче, чем у императора: с серебром в три нити на широких фетровых полях, в богатых вышивках по тулье. Нынешние марьячи продолжают копировать высокий образец, только роскошные украшения из литья сменила штамповка.

    Правление императора длилось три года. Сияющим утром 19 июня 1867 года его в неизменном сомбреро-чарро привезли на холм Лас-Кампанас вблизи Керетаро. Последние слова Максимилиана перед расстрелом были: «Пусть моя кровь, которая сейчас прольется, принесет этой стране добро». Тело доставили в Вену. Шляпу и платок передал семье императора венгерский повар, сопровождавший господина в Мексику и вернувшийся на родину после его гибели.

    Впрочем, помимо шляпы Максимилиана сомбреро, претендующих на звание символа страны, немало. Так или иначе, но первое, что видят туристы, приезжающие в Мексику, — не чарро на головах у марьячи, а крестьянские соломенные шляпы необъятного диаметра и с высокой тульей, сложенные в стопку на крепкой голове торговца сувенирами. Дешево и экзотично. А главное — эти шляпы тоже часть национального достояния Мексики. До почетного уровня их поднял футбол. Рисованные талисманы чемпионатов мира 1970 и 1986 годов Хуанито и Пике носили сомбреро. Даже столичные снобы надели шляпы, как у этих двоих. А кое-кто вспомнил, что в такой же ходил герой Мексиканской революции Панчо Вилья. Сейчас такая шляпа часто мелькает на голове «самой быстрой в Мексике мыши» — мультяшного Спиди Гонсалеса, который носит ее вместе с типичным костюмом мексиканского крестьянина: белой рубахой, белыми штанами и красным шейным платком.

    Весь прошлый год, пока человечество в ожидании «конца света» по календарю майя увлекалось мексиканскими мотивами, сомбреро, и богатое, и простонародное, использовала высокая мода. В коллекции Moschino появилось несколько костюмов, дополненных черными сомбреро. Модели Just Cavalli выходили на подиум в широкополых характерных шляпах. Жан Поль Готье сочетал их с вечерними нарядами.

    История широкополой шляпы продолжается. Она неизменный атрибут фестивалей и праздников. Мексиканский Матаморос и техасский Браунсвилл подают пример остальным: два города по разные стороны границы празднуют Дни чарро и устраивают Фестиваль сомбреро (ведь Техас был частью Мексиканской империи… еще совсем недавно — в XIX веке). А в Мехико каждое воскресное утро в парке Чапультепек проходит «родео в мексиканском стиле». Где шоу, там и рынок. И если вам предложат купить сомбреро «настоящее, без заломов» — скрутят в трубочку и снова расправят, — не отказывайтесь, берите. Модная вещь. И с историей.

    Все отлично себе представляют, что из себя представляет шляпа «сомбреро». Но к некоторого рода затруднениям привели попытки разобраться в истории создания этой знаменитой на весь мир шляпы. Оказывается, что предмет, который в нашем с вами понимании имеет достаточно четкую и ассоциативную связь с Мексикой, на самом же деле имеет испанское происхождение. Только богачи могли носить раньше классические шляпы сомбреро.Однозначно испанское происхождение слова «sombrero» — что в переводе корня слова «sombra» значит «тень». Словом «сомбреро» в Испании называют любую шляпу, имеющую довольно таки широкие поля. Классическое «сомбреро» описать можно только так - это шляпа с очень широкими полями и с высокой тульей. Поля такой шляпы, немного вывернуты наружу и отбрасывают тень на шею, голову и плечи своего хозяина. Такая шляпа имеет шнурок или ленту, которая завязывается, как правило, под подбородком. Соломенные шляпы «сомбреро» носили очень бедные люди. Шляпы «сомбреро» очень разными могут быть. Общим для всех настоящих шляп «сомбреро» является ручное изготовление. Крестьяне и бедные люди плели их в основном из соломы, а очень знатные люди носили «сомбреро» из бархата, войлока и фетра, которые были очень богато украшены великолепной вышивкой. Виды, узоры и цвета декора в изготовлении таких шляп абсолютно разные используются. Верх тульи у шляпы «сомбреро» может быть как слегка заострено-вытянутым, так и плоским. Существует несколько моделей «сомбреро» — это напрямую связано с традициями народов и особенностями регионов, которые сделали эту шляпу своим национально — государственным символом.

    Первые упоминания про «сомбреро» возникли еще в 13-ом веке нашей эры - соломенные широкополые шляпы носили еще всадники из Монголии. А со временем тульи монгольских шляп стали немного заостренными. По мере своего распространения в регионах, в которых присутствовал жаркий климат, поля шляпы «сомбреро» расширялись. Потом появились «sombrero vaquero» — (вакеро) - это по-испански название пастухов. В представлении наших людей это обычная ковбойская шляпа с довольно таки не очень широкими и вверх загнутыми по бокам полями. Сомбреро с плоской тулью придумали испанцы, которые впоследствии эволюционировали уже в мексиканском «сомбреро» с округлым и немного вытянутым верхом. Но и шляпы «vaquero» также нашли своих поклонников и ценителей, ими стали, в основном ковбои. Классическое в нашем с вами понимании сомбреро, с очень широкими полями в самой Мексике называют «сомбреро чарро», поскольку у них также сомбреро - это любая шляпа, которая имеет поля. Существует также «sombrero vueltiao» — это государственный символ Колумбии. В основном они черно-белой расцветки (с черной окантовкой по самому краю полей) и сплетены из стрелок тростника. Есть также «sombrero pintado» — это традиционная шляпа всех жителей Панамы. Они также изготавливаются (плетутся) вручную, а качество их определяется числом витков - чем больше их, а также чем тоньше само волокно, тем у такой шляпы выше стоимость. В связи с хорошим развитием торговых отношений с Мексикой, сомбреро занимает также почетное место в истории Филиппин. Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день шляпа «сомбреро» — это символ, традиция, предмет, скупаемый огромным количеством туристов, и неотъемлемая часть национального костюма. А вообще это - отличная вещь, натуральная, легкая и защищающая от знойного летнего солнца. И современные дизайнеры этого не забывают - в некоторых коллекциях знаменитых на весь мир дизайнеров, шляпа «сомбреро» довольно таки удачно обыгрывается.

    Например, в коллекции Moschino, которая представлена в 2012 году есть несколько костюмов, которые очень удачно дополнены черным сомбреро. Модный дом Prada в своей прошлогодней весенне-летней коллекции им также уделил внимание. Довольно таки органично шляпы «сомбреро» смотрятся в нарядах от Just Cavalli. Жана Поля Готье иногда также вдохновляют горячие вестерны в Мексике - его сомбреро просто до неузнаваемости преображаются, а также отлично сочетаются с вечерними костюмами. Но все же основными производителями шляп «сомбреро» остаются огромное количество «народных» умельцев, а приобрести их можно в местах скопления многочисленных туристов. Хочется еще отметить, что шляпе «сомбреро» был посвящен целый фестиваль, который называется Sombrero Festival и проходящий ежегодно, в феврале месяце, в США в городе Браунсвил, штат Техас. Он был основан в 1986 году, и по сегодня его каждый год посещают примерно сорок тысяч человек.

    Похожие статьи