• Как научить детей выражать свои эмоции. Эмоции ребенка. Влияние на ребенка положительных эмоций взрослых

    13.01.2022

    Далеко не все родители понимают, как приучить ребенка к спорту, особенно если сам малыш не проявляет особого интереса к активным занятиям. Для начала: если в вашем доме царит культ гаджетов, телевизора, компьютерные игрушки заменяют досуг и живое общение, то приучить ребёнка будет достаточно трудно. Это не значит, что компьютер детям полностью противопоказан, как об этом могут рассказать сегодня бабушки и представители старшего поколения в целом, подозрительно относящиеся к подобным новинкам.

    В возрасте двух лет у детей начинается кризис, проявляется в постоянных истериках, природу которых родители не понимают. Но успокаивать малыша нужно и это не всегда получается. Это вызывает негативные эмоции у мамы и папы, чем ситуация становится еще тяжелее. В статье приведены девять советов, как вести себя с ребенком во время истерики.

    Известный факт, что дети и домашние животные прекрасно ладят между собой. Большинство детей просто обожают котят, щенков, хомячков и морских свинок. Есть семьи, где из поколения в поколение уже принято иметь в доме питомцев. Ребенок с рождения находится в обществе четвероногих друзей, и даже не может себе представить, что бывает по–другому.

    Ваши дети, наверняка, уже слышали новости о коронавирусе и, возможно, даже успели испугаться. Неудивительно, ведь детское восприятие мира отличается от суждений взрослого человека. Тем более, когда школу или садик закрывают на карантин и ничего не объясняют. Это вызывает страх, панику и домыслы. Но вы можете стать для ребенка надежным источником информации, и мы предлагаем вам 7 советов, которые помогут спокойно поговорить с ребенком про коронавирус.

    Переходный возраст у мальчиков не проходит гладко. Чаще всего основная проблема заключаются в недовольстве своим внешним видом. Не существует идеальных людей. Нет однозначного ответа на вопрос, легко ли быть подростком? В период полового созревания восприятие собственной внешности приобретает негативный характер. Этот этап является своеобразным испытанием на прочность. Мальчик впервые сталкивается с собственными противоречиями психологического характера.

    Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

    Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители, - они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными. Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными. Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся - накричать на них. Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

    Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них

    Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет - в эмоциональном интеллекте.

    Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

    1. Назовите и объясните эмоцию

    Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

    Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

    2. Разберитесь в собственных чувствах

    Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

    Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

    Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

    3. Научите ребенка выражать эмоции адекватно

    Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

    Эмоциональный интеллект защитит от зависимостей во взрослой жизни

    Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни. Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях. Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей - нездоровых способов справляться с переживаниями - во взрослой жизни.

    Как трудно порой понять, что чувствует человек. А еще сложнее разобраться в эмоциях ребенка. Обычно детские переживания носят ситуативный характер и быстро меняются, никак не влияя на общее настроение крохи. Эмоции ребенка могут быть положительными и отрицательными. Причиной возникновения негативных эмоций может стать повышенный тон, обвинения и угрозы взрослых, требования, которые ребенок не может выполнить, желание, которое он не может удовлетворить, конфликт, в котором малыш участвует, или даже неприятная ситуация, которую он наблюдает со стороны. По мере взросления ребенка, его родители должны научиться четко понимать, что кроха чувствует в каждой конкретной ситуации, и какие эмоции он испытывает по отношению к людям.

    Эмоции у детей раннего возраста

    Что такое эмоции для детей? Эмоциональная сфера человека – это нечто сложное и многообразное. Однако дети появляются на свет лишь с базовыми эмоциональными реакциями, такими как страх и любовь. Позже дети учатся злиться. Они испытывают яркие негативные эмоции, когда не получают желаемое. Уже на втором месяце жизни малыши понимают, что их плач помогает им заполучить внимание мамы. Кроме того, они начинают осознавать такие базовые потребности, как пища, тепло, комфорт, равновесие и свобода движений. Если что-то в их мире выходит из строя, они начинают плакать. Дети капризничают, когда голодные или замерзли, они пугаются при громких звуках, они избегают тугого пеленания. Любые эмоции у детей раннего возраста сопровождаются общим возбуждением, учащенным пульсом и дыханием, блеском в глазах и иногда потягиванием. Также детишки нередко вздрагивают, начинают произносить простые звуки и двигают ручками.

    Если в первые два месяца после рождения эмоции ребенка обращены в никуда и являются лишь рефлекторным явлением, то уже на третьем месяце жизни ребенок начинает испытывать положительные эмоции при общении с мамой. Он демонстрирует радость при виде родителей, смотрит в их сторону, улыбается, гулит, машет ручками и ножками. У крохи вырабатывается так называемый «комплекс оживления». Это очень полезное явление, которое нужно постоянно стимулировать. Если мама будет все время обращать внимание на «призывы» ребенка к общению, у крохи будет лучше развиваться двигательная и голосовая активность. Кроме того, важно понимать, что ребенок непременно начнет повторять за мамой ее мимику. Если она постоянно будет улыбаться, малыш очень скоро научится открывать ротик, приподнимать брови и морщить носик.

    В возрасте 5-7 месяцев ребенок начинает узнавать знакомых и незнакомых ему людей. Он настораживается, если в комнату входит незнакомец. Чем больше опыта накапливается у малыша, тем разнообразнее становятся его реакции. Эмоции детей дошкольного возраста во многом связаны с теми установками, которые они получают от родителей. Если мама постоянно отталкивает папу, и сама каждый раз несется к кроватке ребенка при первом его крике, малыш очень скоро начнет отдавать предпочтение маме. Если от него постоянно отгоняют собак, он начнет их бояться. Если мама не дает ребенка никому на руки, он начнет настороженно относиться ко всем окружающим. Начиная с полугода и дальше, родители должны быть очень внимательными ко всему, что они делают и говорят. От этого зависит будущий характер их малыша. Очень важно не насадить на ребенка лишние, никому не нужные страхи. А вот что обязательно надо развивать в детях раннего дошкольного возраста, так это чувство симпатии к людям. И чем больше людей будет встречать малыш, тем более открытым и добрым он станет.

    Во втором полугодии своего развития младенец начинает играть с родителями и проявлять познавательный интерес. Он повторяет движения взрослых и отвечает на их просьбы. Простые игры, типа «Ладушки» или «Ку-ку» вызывают у него массу позитивных эмоций, которые проявляются в бурной реакции на все происходящее. Чем больше родители играют с ребенком, тем лучше это сказывается на . Кроме того, ребенок начинает пытаться удержать возле себя маму. И если раньше удаление мамы в другую комнату никак не трогало кроху, то теперь он проявляет недовольство. У него возникают такие эмоции, как расстройство, ревность, стеснительность, робость в общении с посторонними и радость во время визита знакомых ему людей. Эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется, позволяя родителям начинать заниматься его воспитанием.

    Развитие эмоций у ребенка

    Как утверждают психологи, развитие эмоций у ребенка делится на 4 этапа:

    1. до года
    2. с 1 до 3 лет
    3. с 3 до 4 лет
    4. с 4 до 12 лет

    На первом этапе происходит формирование основных эмоций. На втором этапе ребенок учится контактировать с окружающими. На третьем этапе эмоции ребенка перестают зависеть от его потребностей. Они переходят на новый уровень. И на четвертом этапе, в старшем возрасте, происходит формирование высших эмоций, которые базируются на здравом смысле и логических умозаключениях. Интересно знать, что одни и те же условия могут вызывать в разном возрасте совершенно разные эмоции. Например, если ударить годовалого малыша, он начнет плакать, если ударить ребенка постарше, он даст сдачи, а если обидеть школьника, он вполне может смекнуть, что давать сдачи плохо и лучше пожаловаться учителю.

    Именно в старшем возрасте родители могут применять специальные упражнения на эмоции для детей. И прежде всего, они должны научить детей справляться с негативными переживаниями. Для этого нужно с ними чаще . Если взрослые смогут наладить с ребенком нормальный контакт, им будет легче понять, что именно чувствует их сын или дочь в . Для того чтобы быстро избавиться от нахлынувших отрицательных эмоций, можно бить руками подушку, кидать в ванну с водой игрушки или становиться перед зеркалом и просто улыбаться. Таким образом, малыш быстро поймет, что неприятные переживания – это временно, и научится переключаться на позитив. Но это возможно лишь в том случае, если родители тоже умеют контролировать свои эмоции. Поэтому мамы и папы должны максимально сдерживаться в присутствии ребенка, не допуская грубую речь и крики.

    Иногда нам кажется, что есть такие люди, которые никогда не злятся и все в жизни воспринимают абсолютно спокойно. Но так только кажется. На самом деле, они просто подавляют свою злобу так же, как подавляют и другие эмоции.

    Наверно, и вы иногда хотите быть таким же спокойным, особенно сохранять лицо при воспитании детей? Но что за этим спокойствием кроется на самом деле?

    Если вы такой человек, который не привык эмоционально проявляться, если выражение вашего лица никогда не меняется, подобно выражению лица индейца, садящемуся на раскаленные угли, тогда вашему ребенку будет очень трудно понимать себя.

    Потому что принятие и понимание себя приходит через все чувства, даже если их принято скрывать и не показывать. А проявлять их ребенок учится у родителей.

    Если ребенок чувствует злость или раздражение, но замечает, что родители не проявляют свои чувства, ему кажется, что с ним что-то не в порядке, что он не такой, как все.

    Неадекватное проявление чувства

    Кроме подавления злости, есть другая крайность – вымещать ее не на том человеке, который эту злость в нас вызвал. Это тоже не конструктивно.

    На самом деле, злость мало чем отличается от других эмоций. Единственное различие в том, что она бывает гораздо сильнее и разрушительнее.

    Поэтому, если Вам что-то не понравилось, будьте к этому внимательны, отметьте для себя, что Вы сейчас злитесь. Распознайте агрессию, а не подавляйте ее . Скажите себе, что Вам что-то не нравится. На этом этапе гневом еще можно управлять.

    Но, если Вы пытаетесь подавить злость и делаете вид, что ничего не происходит, это только отсрочивает смену настроения и делает агрессию еще более сильной.

    Причина уже ускользнула из нашего внимания, а мы начинаем ходим из угла в угол, сжимаем кулаки, и никак не можем понять, почему с утра все было так хорошо (солнце яркое, погода прекрасная, кофе вкусный), и вдруг сейчас такая злость и все ужасно.

    И мы не отлавливаем этот момент, когда наше настроение испортилось. А оно испортилось, когда нам не понравился маленький незначительный пустячок, или мы чем-то остались недовольны.

    Но мы не обратили на это внимание. И через некоторое время к нам в душу закрадывается настоящая злость, с которой уже трудно справиться. Это уже сильнее нас, хочется бить тарелки или, извините, морды.

    Научите детей управлять чувствами

    Научитесь отмечать и признавать любые изменения настроения и не скрывайте это от себя самих. Тогда и Вам легче будет справиться с яростью, и дети этому научаться. Мало того, они будут видеть, что это нормально, что с этим можно справляться.

    Если же Вы не показываете свою злость, то ребенок думает: «Папа не злится. Мама вообще никогда не злится, один я злюсь, значит со мной что-то не так, я какой-то плохой, в чем-то хуже, чем другие люди».

    И он начинает это скрывать, а это уже благоприятная почва для формирования различных комплексов.

    Вспомните, пожалуйста, Вашего ребенка, когда ему было несколько месяцев. Какое чувство он испытывал, когда Вы подходили к нему, и он прижимался к Вам, обхватывая Вашу шею обеими руками? Конечно же, любовь!

    А, когда Вы пытались отобрать у него соску, он злился так, что покрывался красными пятнами. А еще он вздрагивал, когда слышал громкий звук. Это все базовые человеческие чувства: любовь, радость, страх, злость.

    Но ведь не Вы научили его испытывать эти чувства! Он родился с ними. Они естественны .

    Позже мы, как родители, эти естественные чувства начинаем в детях подавлять, прививая неестественные и неконструктивные (стыд, вина).

    У детей с рождения не было этих чувств! Это мы их научили думать про себя плохо и стыдиться этого. Это мы их научили думать, что они не правы и научили чувствовать за это вину.

    Тревожные вопросы

    Они начинают задавать вопросы: «Мама, а ты меня любишь? А за что ты меня любишь? А что со мной не так? А вот когда я так делаю, ты тоже меня любишь?».

    Когда ребенок слишком озабочен этим, значит, он осуждает и не принимает что-то в себе. Потому он приходит к тому, что это надо прятать. Потому он начинается бояться признаться самому себе, что ему приходится что-то прятать.

    А в результате возникает низкая самооценка, появляются комплексы, ребенок слишком концентрируется на том, какой он, и не может выйти за рамки этого эгоизма и эгоцентризма.

    При этом ему очень трудно проявлять заботу о других людях, быть полезным для кого-то, думать об интересе других, учитывать этот интерес.

    Именно поэтому призываем Вас не учить своих детей подавлять свои базовые чувства и не прививать им стыд и вину. А если Ваш ребенок подхватил эти неестественные чувства от кого-то другого, скажите ему, что нет причин думать о себе плохо, даже если он совершает ошибки. Объясните ему, что ошибки — это просто опыт, из которого можно выносить уроки.

    Мы уверены, что Вы встречали таких людей, которые учат других чему-то, сами в этом толком не разбираясь. Например, не имея прав на вождения, учат таксистов ездить.

    Это характерно для тех, кто в детстве приобрел комплекс, не разобрал его, не заглянул в него, а просто припудрил сверху манией величия, что и дает ему теперь «моральное» право поучать других.

    С такими людьми очень тяжело строить близкие отношения, создавать семьи, любить их, а от них самих любовь получить почти невозможно.

    Когда мы с детства выносим для себя эту идею, что с нами что-то не так, мы настолько зациклены на себе, что очень трудно приносить пользу кому-то другому.

    Очень трудно любить другого человека, если мы зациклены на том, что с нами что-то не в порядке. И это же мешает и другим людям любить нас.

    Представьте, Вы любите другого человека, а он точно знает, что с ним что-то не в порядке, но скрывает это и от Вас, и от себя. Близость уничтожается на корню.

    И если Вы не хотите, чтобы у Вашего ребенка в будущем была такая проблема, то помните саму природу комплексов. Если Ваш ребенок часто задает вопросы, сигнализирующие о формировании комплекса, Ваша задача – сделать все возможное, чтобы в этом разобраться.

    Это бывает трудно, но ведь существуют детские и семейные психологи. Они-то точно разберут все по полочкам, и смогут убедить ребенка, что с ним все в порядке даже тогда, когда он окончательно поверил в обратное. Авторы: Наталья Черныш и Ирина Удилова

    Похожие статьи