• Как воспитать ребенка чтобы не вырос эгоистом. Мы научим вас плохому: как вырастить эгоиста. Излишнее внимание — к добру ли

    05.03.2024

    Давайте сначала вспомним, что такое эгоизм. Эгои́зм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Эгоизм проявляется тогда, когда человек ставит свои интересы выше интересов других и действует в своих интересах в ущерб интересам других.

    Для маленького ребёнка нормально всегда ставить свои интересы выше интересов других. Вырастая, ребёнок начинает заботиться не только о своих интересах, но и думать о других людях. В идеале это происходит естественным путём. Ребёнок видит, как в семье все заботятся друг о друге, чувствует заботу членов семьи о себе и начинает учиться не только брать, но и отдавать.

    Однако родители иногда начинают с раннего возраста учить ребёнка «не быть эгоистом». Как они это делает? Требуют, чтобы ребёнок всегда в обязательном порядке делился сладостями, игрушками; ругают ребёнка, если он не хочет этого делать или попросту забыл. Эффективный ли это приём? Если ребёнок делится не по доброй воле, а потому, что на этом настояли родители, то сам ребёнок от этого не меняется. Меняется только его поведение.

    Приведу свой пример. Как-то так получилось, что феномен эгоизма своим детям я демонстрировала на примере обезьяньих семей в Сухумском питомнике и в институте физиологии им. И. П. Павлова. Сразу сделаю ремарку для взрослых читателей. Эгоизм – это социальный феномен, феномен человечества. У животных нет ни эгоизма, ни альтруизма. Но детей в такие тонкости психологической науки можно не посвящать. По крайней мере, пока (уважаемых читателей, которые хотят подискутировать на тему того, есть ли у животных эгоизм, отсылаю к классическим трудам А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Л. А. Фирсова и других). Однако наблюдение за животным может быть очень полезно для детей. Вернемся же к эгоизму.

    Итак, мы ходили кормить обезьянок. Обезьянки высовывали лапки из клетки, а мы давали им кусочки морковки и яблок. Обезьянки очень разные. Одни тихие и спокойные, другие активные и даже агрессивные. Но особенно детей впечатлила семья обезьянок: самка, самец и малыш. Знаете, как вёл себя самец? Самец всегда отталкивал самку и детёныша и ел сам еду, которую давали посетители. Люди же старались перехитрить самца: кидали самке и детёнышу еду, отвлекали его, чтобы они могли взять кусочек морковки…

    Уже через несколько минут наблюдения за животными дети начинают задумываться о том, что происходит. И вот она – педагогическая ситуация! Остаётся только спросить ребёнка, что он думает об этом. Чьё поведение ему нравится, а чьё – нет. Дети обычно очень впечатлены поведением самца. После посещения обезьян они долго рассказывают всем о том, что видели. Это хороший повод поговорить и о поведении окружающих людей и о самом ребёнке. Вы можете спросить ребёнка о том, было ли так, что папа съел целый торт и ни с кем не поделился и т. д. Можно вспомнить ситуации, когда ребёнок поделился и похвалить его.

    Таких впечатлений вполне достаточно для ребёнка 4–5 лет: видеть поведение животного, которое в среде людей называется эгоизмом… А дома, наоборот, видеть заботу близких друг о друге. Конечно, это не единственный возможный путь. Уверена, что вы можете придумать и какие-то другие способы показать ребёнку разные типы поведения.

    Ребенка надо любить.
    И в первую очередь любить ребенка обязаны родители.
    Но далеко не все родители понимают, что любить - это не значит потакать ему во всем и удовлетворять все его капризы.
    Общаясь со многими родителями и учителями становится понятным, что многие дети растут эгоистами. И этот эгоизм в них воспитывают именно родители.

    Я несколько раз начинала писать пост на эту тему и несколько раз удаляла его. Но вчерашняя история, невольной свидетельницей которой я стала, вернула меня к написанию. Саму историю я подробно описывать не стану, но поговорить на тему детского эгоизма все же решусь.

    Некоторые родители считают, что их дети идеальны. Идеальны во всем: в учебе, поведении, в дружбе.
    Но многие ли родители знают о том, что их дети вне семьи совершенно другие? Думаю, что многие догадываются. Да и не всегда то идеальное поведение, которое устраивает родителей, идеально в других местах.

    Педагог, делая замечание ребенку, часто не видит реакции с его стороны, но слышит от ребенка миллион слов в свое оправдание. Ребенок начинает спорить, доказывать, что он прав и даже ругаться с учителем. Это нормально? Нет, скажут многие, если это касается чужого ребенка. Но если замечание делает учитель конкретному родителю конкретного ребенка, то реакция, часто, неадекватная. Родитель тоже начинает спорить и доказывать правоту поступка своего ребенка, а на вопрос: "Вы бы так же поступили?" отвечает, что было другое время и другие дети.
    А все потому, что поколение молодых родителей сегодня совершенно не готовы воспринимать негативные отзывы по отношению к своим отпрыскам.
    Стоит только педагогу или не дай Бог кому-то из соседей сделать замечание в адрес ребенка, тут же поднимается волна неприятия и даже агрессии со стороны родителей. Родители не понимают и не хотят понимать, что бывают ситуации, когда нужно вмешаться как можно быстрее, чтобы не случилось более страшной беды.

    Родители, запомните, если школьные учителя говорят вам, что ваш ребенок плохо себя ведет, проявляет агрессию к одноклассникам, все перемены проводит в телефоне, в него и на уроках заглянуть старается, выводы нужно сделать в отношении ребенка, а не учителей.

    Сегодня наши дети растут в гораздо лучших условиях, чем жили мы. Намного больше им всего доступно, да и возможности родителей часто позволяют баловать детей. Но это не значит, что надо все стелить к ногам ребенка по первому его требованию. Не стоит удовлетворять все капризы малыша. Не стоит преклоняться и поклоняться детям. Мы должны любить их. Они для нас центр Вселенной, но сами себя они так воспринимать не должны.
    Иначе вырастут эгоистами. Не получить желаемого всегда - это нормально.

    Каждый родитель хочет, чтобы ребенок не только любил его, но и уважал. А не перегибаем ли мы палку, когда постоянно твердим, что все, что делается родителями, делается для счастливого будущего ребенка? Репетиторы самые лучшие. Только учись. Родители из кожи вон лезут, оплачивая их, себе во всем отказывают, только бы ребенку было счастье. И ребенок в школу ходит прохлаждаться, сидеть в телефоне, не реагировать на реверансы учителя перед доской. Он знает, что репетитор даст нужное, а это - лишнее.
    Задумываемся ли мы о том, что став взрослым, у ребенка остается потребительское отношение к родителям и появляются обиды, если те не всю пенсию отдали или не дай Бог позволили себе чего-то лишнего?

    Не стоит за детей решать все школьные проблемы.
    Надо уметь давать ребенку свободу мыслить и поступать так, как он считает. Но вот выслушать и дать иногда дельный совет или правильное направление - это важно. Не потакать и не обвинять учителя, а выслушать ребенка и дать ему правильные советы. Но все ли дети спрашивают советы у родителей? Если нет, то и доверия к родителям у детей нет. И виноваты в этом сами родители. И поздно уже задавать ребенку вопросы и кричать, что мы тебя любили и только ради тебя жили.
    Жить надо ради себя. У родителей должна быть своя собственная жизнь и свои собственные успехи. Детям нужен правильный пример для подражания. Станьте им!

    Нельзя ребенку постоянно твердить, что он должен быть лучше и успешнее других. Нельзя превращать жизнь ребенка в бесконечное соревнование.
    Я уверена, что многие из вас знают таких школьных "спортсменов"-отличников, которые с медалью закончили школу, с красным дипломом институт и потерялись. Жизнь - не соревнования. Жизнь другая. Это не только борьба за первое место. Это и радость, и любовь, и счастье сегодня и сейчас, и чем счастливее будет детство вашего ребенка, тем более счастливым человеком он вырастет. Но нельзя заключать счастье ребенка в его вседозволенность и исполнение его капризов.

    Мне недавно одна учительница сказала, что самыми замкнутыми, агрессивными, обидчивыми и закомплексованными являются те дети, у которых нет детства, которых родители из-за страха, что они попадут в плохую компанию, максимально загружают после школы музыкой, танцами, спортом, иностранными языками, рисованием и многими другими кружками и секциями. Дети не отдыхают, дети перегружаются и на уроках не способны в полной мере усваивать материал.
    Сегодня многие родители забыли свое детство и не хотят понимать, что у каждого ребенка должно быть право на детство.
    Более того, сказала учительница, многие родители просто друг перед другом выделываются, соревнуются как бы своими финансовыми возможностями, оплачивая дорогие кружки и секции, репетиторов и разные занятия, показывая таким образом родительскую любовь и заботу. А в этом ли заключается любовь и забота?
    Многие родители воплощают в детях свои несбывшиеся мечты, не понимая того, что так они все равно не получат идеального ребенка, о котором мечтают. Он все равно станет тем, кем хочет стать, если хватит силы воли или не станет никем, просто обиженным эгоистом.

    Все мы знаем, что у каждого ребенка есть свой характер и свой внутренний моральный компас. Характер ребенок получает от родителей по наследству, хочется нам в это верить или нет, но это так. А вот моральный компас - это то, что ребенку даем мы, родители, учителя, окружающий мир. Это зеркало нашей работы, заботы, любви, нашего отношения.
    И чтобы из ребенка не вырастить эгоиста, надо не унижать и осуждать всех окружающих, а самим становиться добрее, лучше, внимательнее и к своим родителям, близким, соседям, учителям, друзьям и к окружающему миру в целом. И тогда дети вырастут достойными людьми, а на глазах родителей не будет слез обиды и боли.

    Если спросить любого человека, как он относится к эгоистам, то ни один не признается в любви к этой категории людей. Эгоисты пренебрегают интересами других, превыше всего ценят себя и свое мнение. Психологи считают, что истоки эгоизма кроются в детстве, в воспитании. Но как не вырастить эгоиста в собственной семье, если у вас единственный любимый ребенок, которого все обожают и балуют, любой каприз которого для всех служит поводом еще и еще раз доказывать свою любовь к нему?

    Почему так бывает?

    Эгоизм – это не врожденное качество личности. Для того чтобы малыш стал эгоистом, должно очень «постараться» его окружение: мама и папа, многочисленные бабушки и дедушки, дяди и тети. Рецепт простой: малыша ставят на воображаемый пьедестал и начинают исполнять вокруг него «ритуальные танцы» и «песнопения»: «Сами ничего в жизни не видели, так пусть хоть малыш порадуется!», «Не смейте возражать, ведь это ребенок, а все лучшее – детям!», «Как можно доводить до слез такого ангелочка! Подумаешь, дедушку машинкой стукнул! Он же играл».

    Дети быстро понимают, что к чему. Пройдет всего лишь несколько лет, и вот уже «золотко» и «ангелочек» впадает в ярость всякий раз, как только кто-то возразит ему или обманет его ожидания.

    – Я терпеть не могу этот суп – зачем ты его сварила!

    – Не хочу смотреть кино! Включите мультики!

    Если в вашем доме раздаются такие слова, значит, вам пора задуматься, как не вырастить эгоиста , который может превратить жизнь близких в ад. Привычка манипулировать домашними, добиваясь своего любой ценой, станет его натурой.

    Портрет такого ребенка смогла показать А. Барто в стихотворении про Любочку. Помните: «Она кричит еще с порога, объявляет на ходу: «У меня уроков много – я за хлебом не пойду!»? Вот таких любочек получают родители из своих милых созданий, если, ослепленные своей любовью, забывают их воспитывать.

    Прививка от эгоизма? Пожалуйста!

    Хорошая новость состоит в том, что ребенку можно помочь не превратиться в эгоиста. Для этого взрослые должны исключить ситуации, в которых малышу будет выгодно манипулировать ими.

    • Дайте ему возможность позаботиться о других. Если у вас нет младшего ребенка, заведите небольшое животное и научите малыша ухаживать за ним. Забота о более слабом существе делает человека добрее, чувствительнее к чужому состоянию, помогает переключаться с себя на него
    • , разговаривайте о родных, друзьях. Если он станет жаловаться и рассказывать о ссорах с ними, не поддерживайте его негативные эмоции. Поясните, что в данном случае он не лучше и не хуже других: все друзья ссорятся, а потом мирятся, потому что людям не прожить поодиночке, вместе веселее. Переводите переживания ребенка в конструктивное русло: как можно наладить отношения с ребятами в конкретной ситуации. Большую ошибку совершают те родители, которые присоединяются: «Правильно, молодец, что не стал с ними разговаривать. Пускай теперь сами думают, как подружиться!»
    • Предоставляйте ребенку возможность принимать самостоятельные решения, хотя бы в простых житейских ситуациях. Это важно для развития его личности. Лишая его самостоятельности, вы со временем сформируете у него много комплексов, которые осложнят его жизнь
    • Научите малыша с достоинством проигрывать. Человек не может бесконечно побеждать. Если при проигрыше он начинает злиться и винить весь мир в своих неудачах, то это путь к будущим, еще большим, поражениям. Если же вы научите его воспринимать неудачи как опыт, то вырастите настоящего победителя
    • Прививайте ребенку навыки самообслуживания, не старайтесь быстрее него добежать до прихожей, чтобы расшнуровать ему ботинки и расстегнуть молнию на курточке. Лучше поднимите его немного раньше утром, но при этом малыш должен точно знать, что он непременно должен сделать сам

    Для того чтобы не вырастить эгоиста в своей семье, помните, что не только малыш, но и все, кто его окружает, достойны счастья. Любовь к ребенку не требует каждодневных жертв со стороны близких. Чем спокойнее и разумнее вы будете подходить к вопросам воспитания, тем менее эгоистичным вырастут ваши сын или дочь.

    Речь в этой статье пойдет о нездоровом эгоизме, который доставляет неудобства окружающим ребенка людям, но в первую очередь самому ребенку, хоть он этого и не осознает.

    Мы говорим об эгоизме, при котором ребенок заинтересован и участвует только в тех процессах, которые ему выгодны и касаются исключительно его личности. Остальных людей вокруг он воспринимает как инструмент для удовлетворения своих личных потребностей, проще говоря, как обслуживающий персонал, а не как отдельные личности, у которых тоже есть свои интересы и своя жизнь. Но проблема не в том, что ребенок растет такой сложный, основная трудность заключается в том, что чаще всего кто-то из родителей себя позиционирует в роли идеального обслуживающего персонала, поэтому ребенку ничего другого не остается, кроме как стать эгоистом и пользоваться всем. Есть и другая крайность, когда родители эгоистичны и слишком заняты своей жизнью, проблемами, личными отношениями и т. д., в этом случае ребенок просто копирует такое поведение и аналогично родителям транслирует эгоизм во внешний мир.

    Почему ребенок растет эгоистом: причины детского эгоизма

    Какие ошибки воспитания приводят к развитию эгоизма у детей?

    1. Собственным примером с раннего детства приучать ребенка к проявлению заботы и внимания во внешнем мире, причем ребенок должен видеть и чувствовать, что вам самим это приятно, а не ради выгоды. Если вам хорошо при этом, значит он с удовольствием будет вас копировать, даже не сомневайтесь.
    2. По отношению к ребенку должно происходить тоже самое, человеческое внимание, безусловная любовь, искреннее участие в его интересах и жизни. Будьте максимально естественны, не играйте и не манипулируйте в общении с малышом.
    3. Ваше поведение и отношения должны дать понять ребенку, что каждый член семьи, в том числе и малыш, это отдельная личность , которая существует сама по себе со своими интересами, целями, желаниями, любовью ко всем, уважением, но никак не для удовлетворения чьих-то потребностей или требований.
    4. Постепенно помогайте ему становиться максимально самостоятельным, поощряя его достижения и результаты. Радуйтесь вместе с ним всему новому, что у него стало получаться.
    5. Верьте в него всегда, когда он «бросает вызов» самому себе . Он должен это чувствовать, видеть и знать, что вы его поддержка во всем. Но не вздумайте стараться все сделать за него, чтоб помочь. Просто не мешайте ему верить в себя и свои силы.
    6. Сделайте подборку правильных фильмов, мультфильмов, развивающих игр, чтоб не кто-то там, а только вы формировали моральные ценности своего ребенка.
    7. Никогда и ни при каких обстоятельствах не эмоционируйте и не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.
    8. Также постарайтесь для ребенка стать примером неэгоистичного отношения ко внешнему миру – не возмущайтесь, не осуждайте, спокойно и мудро реагируйте на людей и происходящее. Помните, до 7 лет он полностью вас копирует.
    9. Поощряйте ребенка, когда он радуется за людей, когда проявляет заботу и внимание к людям и животным.
    10. И самый важный совет – следите за своим поведением и работайте над собой в первую очередь , тогда ваш малыш будет расти гармонично, в любви и правильном внимании.

    Советы от специалистов: что делать, если ребенок растет эгоистом ?

    Из всех существующих специалистов хотелось бы порекомендовать работы известного американского психиатра Росса Кэмпбелла. Он рассказывает о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни правильно удовлетворять эмоциональные потребности ребенка и акцентирует внимание всех родителей в первую очередь на правильной, безусловной любви. Только так вы сможете заложить в ребенке основу всего доброго и правильного, а это принесет положительные плоды.

    Детали проявления такой безусловной любви, которые он описывает в своих работах: «Как по-настоящему любить своего ребенка», «Лицом к лицу с ребенком» большинству из нашего поколения родителей даже не знакомы. Поэтому насладитесь чтением этого гениального психолога и многие вопросы, связанные не только с детским эгоизмом, но и воспитание в целом, для вас станут понятны и просты.

    Психолог Р. Чепалов:

    Бывает так, что родители начинают полностью изолировать ребенка от трудностей и потакают его желаниям. Они умиляются его потребностям и рады, что он так много хочет. Они принимают его эгоизм и волеизъявление за самостоятельность. Однако проходит время, ребенок взрослеет, а желание делиться и помогать к нему не приходит. Родителям бывает очень больно осознать, что они сами воспитали эгоиста.

    Процесс воспитания противоположных, антиэгоистических качеств проходит тем сложнее, чем более взрослый ребенок. В целом, действия те же, что и для малышей. Необходимо демонстрировать ребенку готовность делиться с другими, просить его о помощи себе и просить предлагать помощь окружающим. Конечно, ребенок может сопротивляться: «Чего это я буду давать кому-то игрушку? Чего это я буду делиться пирожным?». Придется ребенку заново объяснять, что так устроен мир, что так принято. В некоторых случаях полезно сказать ребенку: «Раньше ты этого не знал, мы тебе об этом забыли сказать, а теперь должен знать: с окружающими надо делиться». Необходимо подчеркивать антиэгоистические черты у героев произведений литературы, кино. Поощрять проявление новых черт у ребенка: «Вот это ты сделал правильно», «Теперь ты молодец».

    Процесс обращения эгоиста в простого, искреннего, открытого человека может быть очень болезненным. Но с этим ничего не поделаешь. Родителям следует приготовиться к тому, что ребенок будет сопротивляться. Родителям нужно сохранять спокойствие, избегать физических наказаний и сохранять разумное упорство в том, чтобы ребенок менялся.

    Психолог В. Шебанова:

    Разрешите вам дать несколько советов, как работать с собой, чтобы перестать делать за ребенка то, что он уже может сделать самостоятельно.

    1. Знакома вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы вам упреки сына или дочери: “Почему ты мне не… (не приготовила, не пришила, не напомнила)?” Если да, то вам пора постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему. Кроме того, у вашего ребенка обязательно должны быть домашние посильные обязанности, качественное выполнение которых, — это его заботы.

    Речь идет о снятии мелочной опеки, которая просто мешает вашему ребенку взрослеть. Я понимаю, что поначалу вас могут очень тревожить примерно такие вопросы: “Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут небольшие неприятности в школе!”, “Если я не буду заставлять ее делать уроки, она за них просто не сядет и тогда нахватает двоек!”, “Если я не напомню, — он опоздает на тренировку” и т.д.

    2. Как это не парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше). Пусть он сам принимает решение, что для него лучше.

    3. Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д.). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей: “Я рада была послушать о твоих успехах. А что нового у твоих друзей? У кого какие успехи или трудности?” Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов, — значит эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать ребенка, который будет вашей надежной опорой в старости.

    Похожие статьи