• Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом? Егорий Вешний (Юрьев день)

    23.02.2024

    Показать картинку

    Зима только начала набирать силу, а я уже задумалась о посевном календаре.
    Не о том, покупном, а о своем - немного лунном, немного научном, по приметам.

    Мне вспомнились мои дед и бабушка, которые в огороде придерживались старых своих примет.

    18 мая Арина Капустница, Арина Рассадница . Строго в этот день бабушка высаживала капустную рассаду.

    5 июня Левон Огуречник. Дед называл этот день Левонтием. Бабушка высевала огурцы.

    Я тожэ придерживаюсь этих дат.

    А какие народные, приметы помогают Вам в вашем огороде?

    Ниже подробности моих примет.

    Народные приметы своими корнями уходят в далёкую старорусскую древность. Основанные на многовековом опыте наблюдений, приметы изначально являли собой важнейшую информацию для наших предков. Не было других аналогов прогноза погоды. Неся в себе как прикладную функцию, приметы также являются старейшим памятником русского языка. Своей самобытностью отражая живой и красочный мир нашего фольклора.

    6 мая
    Егорьев день
    С Юрьева(Егорьева) дня начинались активные полевые работы. На те поля, которые были засеяны ранее, выходили служить молебны, нивы окропляли святой водой. Существовало множество поговорок на тему земледельческого труда: «Егорий с теплом, а Никита с кормом»; «Яровое сей на Егория»; «Сей рассаду до Егория - будет щей вдоволь»; «В Юрьев день только ленивая соха не выезжает». Наблюдали крестьяне и за погодой - по ней можно было делать выводы о будущем урожае. «На Егория мороз - будет просо и овес», - говорили в народе.

    18 мая
    Арина Капустница, Арина Рассадница
    На Арину, высаживали рассаду на грядки - главным образом, капусту и огурцы. Кстати, считалось, что этим должны заниматься только женщины - и желательно в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил. Посадив первый росток капусты, его покрывали большим горшком, а горшок - белой скатертью, чтобы вилки получились такие же большие, белые и тугие. По краям грядки сеяли крапиву, которая должна была отпугнуть нечистую силу и вредных насекомых. При этом говорили: «Крапиву - чертям, капусту - нам!».
    Капуста была одним из самых любимых в народе овощей. О ней складывали множество поговорок: «Без капусты щи не густы»; «Премудрость во щах, сила в капусте»; «Для чего огород городить, если капусты не садить?».

    5 июня Левон Огуречник
    На Левона (Леонтия) было принято сажать огурцы. При этом обращали внимание на приметы: если появляется много оводов - это сулит хороший урожай овощей.

    19 июня
    Ларион Пропольник
    На Лариона - так на Руси называли святого Илариона - было принято выходить в поле и пропалывать его от сорняков. «Пришел Ларион - дурную траву из поля вон», - говорили крестьяне. В народе знали: если вовремя не справиться с сорняками - они сами тебя по миру пустят. «Поле полоть - руки колоть, а не полоть - так и хлеба не молоть», - приговаривали во время неприятной работы. Впрочем, считалось, что сорную траву нужно полоть только тогда, когда месяц идет на убыль. Полоть на полную луну бесполезно, даже на Лариона, - сорняки скоро опять силу возьмут.

    Сегодня , 27 ноября
    Филипповка, Заговенье
    Дата по старому стилю: 14 ноября Сегодня чествуют память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа.
    На Руси после Филиппова дня начинался строгий Рождественский (Филипповский) пост . Заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям.
    Однако вечером Филиппова дня можно было заняться гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.
    С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали. Сохранилось немало поговорок и пословиц, подчеркивающих важность рукоделия: «У нерадивой пряхи и на себя нет рубахи»; «Не напрядешь зимой - нечего будет ткать летом»; «Соха кормит, веретено одевает».
    Также на Филиппа было принято выносить во двор еду. Она предназначалась духам, оберегающим домашних животных.
    В некоторых районах в этот день проводили обряд изгнания тараканов. Для этого нужно было всей семьей вытянуть из избы за нитку таракана, привязанного за ногу.
    В этот день обращали внимание на приметы. Иней предвещал урожай овса, дождь - урожай пшеницы. Если каркал ворон - ждали оттепели. А облачная и снежная погода обещала ненастье в конце мая.

    Май месяц в народе называют травень, светозарник, цветень . Про май много народных пословиц и поговорок: «Май холодный — год хлеборобный», «Холода в мае — польза для урожая», «В рубахе пахать — в шубе сеять», «Дождь в мае — жди урожая», «Май сырой — июнь сухой», «Май — под кустиком рай», «Майская травка голодного кормит», «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

    1 мая — Козьма. Зацвела ольха, фиалка можно сеять гречиху, редис и морковь, укроп и петрушку. Если в начале мая тепло — в конце мая будет холодная погода, и наоборот. Примечалось, что непогода в этот день предсказывает холодную и голодную следующую зиму, а если погода хорошая, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Начало посевных работ.

    2 мая Иоанн Ветхопещерник. В этот день на земле стелили холсты, просили весну, чтобы вырос хороший урожай. А еще этот день назывался соловьиным — запел соловей, весна пошла на убыль, наступает лето.

    3 мая — Федор. Зацветает черемуха — будет тепло. Чем раньше черемуха зацветает, тем жарче будет летом.

    4 мая — Прокл. Утро ясное — можно сеять, утро туманное — нужно подождать. Если луна убывающая в этот день — осень будет теплая.

    5 мая – Лука. Если ночью подморозит, то будет сорок утренних морозов. На Луку высаживают лук на грядки и проговаривают: «Лук — от семи недуг».

    6 мая — Егорьев (Юрьев) день, Егорий вешний. «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает». Праздник пастухов — выгоняют скот в поле. На егорьевской неделе прилетают ласточки. Большая роса и ясная погода в этот день — жди большого урожая огурцов, если мороз — хороший урожай овса и гречихи. На Егория мороз и через неделю повторится — летом будет тепло.

    7 мая — Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 холодных дней. Пришел Евсей — овес сей. «На Евсея землю согрело — не запаздывай с севом».

    8 мая — Марк. Если в этот день видна на небе крутая радуга, то это к хорошей погоде, а если пологая — к ненастью. Если певчие птицы в т этот день прилетают стаями, то лето будет теплым. «Если на Марка ясный день — будет хороший урожай яровых». «На Марка небо ярко: бабам в избе жарко».

    9 мая – Никольщина, Глафира горошница. В этот день говорили в старину: «Велика милость божья, коли на Николу дождь пойдет», «Пришел бы Никола, а тепло будет». С этого дня наступала пора посадки раннего картофеля и гороха.

    10 мая — Семен-Ранопашец. «Семенов день весь год кормит». Если в этот день наблюдался ясный восход солнца, то быть лету ветреным.

    11 мая — Максимов день, Максим березосок. На Максима больных поят березовым соком. Считается, что теплый южный ветер в этот день приносит здоровье.

    12 мая — Девять мучеников. Этот день считается днем лечения. Считалось, что если в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру, то прибавится здоровья на целый год.

    13 мая — Апостол Иаков. Если вечером поднимется теплый ветер и небо будет звездным, лето будет сухим и теплым, а урожай будет обильным. Если восход солнца безоблачный, ясный — к сухому и жаркому лето, если солнце в облаках — к дождливому лету.

    14 мая — Еремей Запрягальник. Посевная в самом разгаре. Как говорили в старину «Самая ленивая соха — и та в поле» и советовали «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь», « Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея». Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Если в этот день непогода, то зима будет холодная. Появилась забота — вырастить хороший урожай и сберечь его.

    15 мая — Борис и Глеб — сеятели. «Борис и Глеб сеют хлеб». Соловьиный день — соловьи начинают петь основательно — весна пошла на убыль, а лето — на прибыль. Есть примета — если услышишь соловья раньше кукушки — хорошо проведешь лето.

    16 мая — Мавра зеленые щи, Мавра молочница. «В зеленые щи крапиву ищи». С этого дня зацветает черемуха, наступают «черемуховые холода». Если черемуха обильно цветет — лето будет мокрое. А коровье молоко в мае питательно и особо целебно.

    17 мая — Пелагея. В этот день рубили дерево на выделку ложек. Начинают распускаться листья на дубе, зацветают шиповник, вишни, яблони.

    19 мая — Иов Горошник, Иов Огуречник, Ион росеник. Сажают огурцы и примечают: «Ясный день на Иона — к урожаю огурцов», «Если Ион-Горошник росы распустил — к урожаю овощей».

    20 мая — Купальница. В этот день прогоняют лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды греют на солнце, а в полдень обливаются теплой водой.

    21 мая — Иван Богослов, Арсений Пшеничник. «На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу». Если Арсеньев день с дождями — будет много грибов. Заканчивают посев огурцов.

    22 мая — Никола Вешний, день святого Николая. «С Николы живи, не тужи». Начало настоящего крестьянского лета. «На Евдокию (14 марта) курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся». Дождь в день Святого Николая — жди доброго урожая. На Николу начинают сажать картофель. Считалось, что, посаженный в этот день, он даст хороший урожай и будет обладать целебной силой.

    23 мая — День Симона. День считается праздником земли. Заготовляют лечебные травы. В этот день не делают с землей — не пашут, не боронят, не копают.

    24 мая — Мокий Мокрый. «Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее». Этот день считается предсказателем погоды на все лето — если восход багряный, а днем пойдет дождь — лето будет дождливое и грозовое.

    25 мая — Епифан. В этот день примечают: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Начинает цвести рябина.

    26 мая — Лукерья Комарница. Считается днем появления комаров. «Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек». Наступают теплые ночи.

    27 мая — Сидор. «На Сидора сиверко (северный ветер) и все лето таково», Если в этот день пасмурно — лето будет прохладное.

    28 мая — Пахом Бокогрей, Пахомий травник. «Пришел Пахом — запахло теплом». «На Пахома тепло — все лето теплое». «На Пахомия Травника и пустырь зелен». Солнце начинает греть все сильнее.

    29 мая — Федосьи-колосяница, Федор житник. Начинают колоситься хлеба. «Вёдро колосит хлеба».

    30 мая — Исакий. В этот день по народным приметам змеиный праздник — «змеи идут поездом на змеиную свадьбу». Это означает, что земля уже совсем прогрелась.

    31 мая — Федот овсяник. Заканчивают основные посевные работы. Этот день считается рубежом весны и лета. Наступление тепла.

    Аннинский район

    664. На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь: «Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

    с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

    665. Егорьев день - в этот день не работали, а если работать, то в дом придет несчастье. Скота выгоняли освященной вербой.

    с. Островки (Фролова М.Е. 1942 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

    Бобровский район

    666. Выгоняли скотину вербами, которые оставили с вербного воскресенья. «На Егорья надо огород посадить до обеда». В этот день сажали капусту.

    с. Коршево (Чичасова Е.М. 1926 г.р.; Волкова Т.П. 1923 г.р., Пономарёва А.В. 1937 г.р.) № 554/14, №

    667. Чтобы пасти скот нанимали пастухов, составляли договор на сходке. Нанимали до первого позимья. Выгоняли скотину вербой.

    с. Пчелиновка (Бородинов Д.И. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 218/9.

    Бутурлиновский район

    668. На Егория веточкой вербы выгоняли скот, со словами: «Верба хлёст, бей до слёз. Да красное яичко, да белое молочко».

    с. Козловка (Рогатнёва Т.Ф. 1913 г.р.) ВГАИ КНМ № 159/28.

    Верхнехавский район

    669. Служили молебен, батюшка благословлял пастухов.

    с. Архангельское (Ерёмина З.Я. 1933 г.р.) ВГАИ КНМ № 454/28.

    670. Выгоняли скот.

    с. Верхняя Луговатка (Быханов Г.В. 1921 г.р.) ВГАИ КНМ № 456/17.

    671. В этот день не работали. Выносили на улицу всю одежду и просушивали её.

    Пастух играл важную роль. Он полностью отвечал за скотину. Должен был напоить, накормить. Если скотина заболела, то пастух был обязан сообщить об этом хозяину. Когда пастух трубил в рог, это значило, что нужно выгонять скот из дворов на пастбище. Когда солнце садилось, пастух гнал скотину домой.

    В деревне этот праздник называют - Ягорьев день или Ягорий.

    х. Донской (Глотова Т.И. 1931г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

    Грибановский район

    672. Вербой выгоняли скотину, чтоб она была здорова. Носили в лес яйца, сало, чтобы волк не съел скотину.

    с. Листопадовка (Линчевская В.И. 1930 г.р.) ВГАИ КНМ № 235/11.

    Калачеевский район

    673. На Егорья смотрели - если к этому времени вырастало жито, и в нём мог спрятаться грач, то будет большой урожай жита. И к этому дню на огороды высаживали огурцы, бахчевые культуры, тыкву.

    с. Новомеловатка (Шмегерилова А.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

    Каширский район

    674. На этот день всегда сажали огурцы, последнее просо сеяли. В этот день грех стирать, но огурцы сажали. Скот выгоняли ещё до этого дня, когда лёд был. Праздник этот в честь Егория Победоносца.

    с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

    675. В этот день не работали, в церковь ходили.

    с. Каширское (Маслова М.А. 1935г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

    Нижнедевицкий район

    676. На Егория сажают огурцы.

    с. Курбатово (Новичихина Т.И. 1941 г.р., Киреева Е.А. 1925 г.р.) ВГАИ КНМ № 887/33.

    677. Первый день выгона скота - 6 мая. Скот выгоняли вербой, при этом говорили: «Верба крест, бей до слёз. Верба ксти, Бог прости».

    с. Кучугуры (Зуева А.М. 1919 г.р., Пахомова М.А. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 890/51.

    678. Егорий - праздник сердитый, работать на него тоже нельзя было.

    с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

    Петропавловский район

    679. В этот праздник не работали. Это скотский день. Считали, что если работали на Егория, то

    потом волки грызли скотину. Скот выгоняли не первый раз в году на пастбище, он пасся и раньше.

    с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

    Рамонский район

    680. Шли в лес и несли кусочек хлеба и мяса, всё это клали на дубок. с. Глушицы (Абакумова А.П. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/17.

    681. В этот день не работали. Сажали тыкву.

    с. Карачун (Лямзина М.И. 1916 г.р.) ВГАИ КНМ № 813/26.

    682. Носили в лес кусочек хлеба и сала, оставляли на пеньке, чтобы волк не пришёл в деревню. с. Пекшево (Климова П.И. 1910 г.р.) ВГАИ КНМ № 815/14.

    683. Несут в лес кусок хлеба и сала, чтобы волк скотину не тронул. с. Пятая Сотня (Глазьева Е.П. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 820/22.

    684. Ходили в лес несли сало и хлеб, чтобы волки не трогали скотину. с. Сенное (Елютина Е.И. 1907 г.р.) ВГАИ КНМ № 819/10.

    685. Ходили в лес и клали на пенёк кусок хлеба и сала. Это был лошадиный праздник. с. Ситная (Остапова В.С. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/8.

    Репьёвский район

    686. Несли пастуху яйца.

    с. Истобное (Семёнова Е.К. 1939 г.р.) ВГАИ КНМ № 853/42.

    687. Выгоняли скотину вербами, оставшимися после вербного воскресенья. На шею скотине ве-

    шали «ладанок».

    с. Новосолдатка (Андраханова А.П. 1938 г.р.) ВГАИ КНМ № 590/12.

    Семилукский район

    688. Первый раз выгоняли скотину вербой, какую освещали в церкви на Вербное воскресенье.

    с. Долгомоховатка (Вахтина Н.Г. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 707/16.

    689. Вся деревня устанавливает стол, застелют скатертью, ставят на стол яйца, хлеб, стакан соли.

    Тот, кто будет стеречь коров, всё это забирает.

    690. Первый выгон скота был в мае. Пастуху отдавали хлеб, соль, два яйца.

    с. Каверье (Савина Т.Н. 1940 г.р., Савин Н.С. 1937 г.р.) ВГАИ КНМ № 439/9.

    691. Отмечался 6 мая. В этот день нельзя было работать, он злой для скотины. с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/20.

    Таловский район

    692. Ягорий день отмечають, строгий праздник. Угощали пастуха, выгоняли скот. с. Вязовка (Панарина А.Г. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

    693. Хлеб на деревья клали на Егорьев день.

    с. Вязовка (Токарева Т.А. 1931 г.р., Кичкова А.И. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

    Хохольский район

    694. Выгоняют телят, делают яичницу.

    с. Кочетовка (Комарова О.Д. 1919 г.р., Князева Е.М. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 547/29.

    695. На Егорьев день (и на Крещенье) освящали скотину. Пастухи окропляли скот святой водой. На Егорьев день пастухи гнали стадо с пастбища и приговаривали: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». Святую воду добавляли в корм.

    с. Оськино (Колесникова А.Ф. 1906 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1990.

    Георгий Победоносец - один из глубоко почитаемых в народе великомучеников, его память отмечают 6 мая. Народных названий весеннего Георгия несколько: Георгий храбрый, Егорий весенний, Юрий теплый, Юрьев день.

    По преданию Георгий владеет волшебными ключами от земли и неба, в его власти погода, урожай, плодовитость скота, благополучие труда и жизни людей. Поэтому Юрьев день считается важной фенологической датой весны и является основным календарным рубежом первой половины года. В народе говорили: «Юрий на порог весну приволок».

    Считалось, что ко дню Юрия теплого земля созревает, поэтому дружно сеяли морковь и свеклу. С Егорьевым днем связывали прилет ласточек. Говорили: «Ласточка прилетела - скоро грянет гром небесный».

    Егорий весенний прослыл как Егорий-голодный. Ведь после долгой зимы все припасы съедены и скот кормить нечем. В то же время Егорий начинает настоящую весну и все приметы торопят тепло: «если Егорий теплый - со дня на день жди лета», «на Юрия роса - не надо коням овса», «Егорий с росой - Никола (22 мая) - с травой». Считалось что Юрьева роса помогает от сглаза и семи недугов, поэтому от души желали «Будь здоров, как Юрьева роса!»

    Поговорки о весеннем Юрьеве дне, связаны в основном с проведением неотложных работ в хозяйстве и заботой о будущем урожае: «В Юрьев день разве ленивая соха не выезжает», «Коли на Юрия березовый лист в полушку - к Успенью, к концу жатвы, клади хлеб в кадушку».

    Кстати, «полушкой» в старину называли половину деньги - четверть копейки. Вес полушки 0.145 граммов, размер 6 х 8 мм. По народным наблюдениям пора садить картофель, если лист на березе достигает 1 см. Нынешнее летнее тепло первых двух дней мая привело к мгновенному распусканию березовых листочков до размера «с копейку», так что не дожидаясь Юрьева дня можно было посадить раннюю картошку. Правда, последующее похолодание до ночных заморозков неблагоприятно для быстрых всходов - надо бы укрыть посадки пленкой.

    В старину придерживались поговорки - «Яровые сей до Егорья или с Егорья», ибо раньше именно этот период являлся по климатическому режиму самым благоприятным для начала работ на полях. Заметные изменения климата в последние десятилетия в сторону потепления вносят существенные коррективы в сроки проведения весенних полевых работ. В отдельные годы в юго-западных районах республики оттаивание и подсыхание почвы происходит уже в начале апреля и позволяет проводить вспашку, боронование и посев яровых в более ранние сроки.

    Но нынче обильные дожди в третьей декаде холодного апреля длительно сохраняли липкое состояние верхних слоев почвы и сдерживали темпы весенних работ. Так что сроки сева на Егория по народному календарю этой весной вполне себя оправдают. Тем более, что с начала мая на полях республики вовсю идут работы по уходу за посевами озимых культур и многолетних трав и проводится подготовка почвы под посев ранних яровых культур.

    Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
    Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
    Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

    На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

    Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
    Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
    У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
    Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
    На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

    День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

    Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
    В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
    «Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
    День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
    Ты, Дажьбоже храбрый!
    Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
    Охрани от медведя лютого,
    Сбереги и от волка хищного!
    Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

    Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

    Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

    Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
    В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
    В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
    На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
    Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
    С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
    Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

    Во святой земле, православной,
    Нарожается желанное детище
    У тоя ли пре Мудрыя Софии;
    И нарекает она по имени
    Свое то детище Георгий,
    По прозваньицу Храброй.
    Возростает Георгий Храброй
    Промеж трех родных сестер,
    От добра дела не отходючи,
    Святым словом огражаючи,
    Миру крещеному угожаючи.
    Как и стал он, Георгий Храброй,
    Во матёр возраст приходите,
    Ум-разум сознавати,
    И учал он во те поры,
    Думу крепкую оповедати
    Своей родимой матушке,
    А и ей ли, премудрой Софии:
    «Соизволь, родимая матушка,
    Осударыня, премудрая София,
    Ехать мне ко земле светло-Русской
    Утверждать веры христианские».
    И дает ему родимая матушка,
    Она ли, осударыня премудрая София,
    Свое благословение великое:
    Ехать ко той земле светло-Русской,
    Утверждать веры христианские.
    Едет он, Георгий Храброй,
    Ко той земле светло-Русской,
    От востока до запада поезжаючи,
    Святую веру утверждаючи,
    Бесерменскую веру побеждаючи.

    На те леса, на темные,
    На те леса, на дремучие;





    «Ой вы, леса, леса темные!
    Ой вы, леса, леса дремучие!
    Зарбститеся, леса темные,

    Раскиньтеся, леса дремучие,
    По крутым горам, по высокиим,
    По божьему все веленью,
    По Георгиеву все молению,
    По его слову, Георгиеву,
    По его ли, Храброго, моленью!»
    Зарастали леса темные
    По святой земле светло-Русской,
    Раскидалися леса дремучие
    По крутым горам, по высокиим.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На те горы, на высокие,
    На те холмы на широкие;
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити;
    Нельзя Георгию туто проехати,
    Нельзя Храброму туто подумати
    И Георгий Храброй проглаголует:
    «Ой вы, горы, горы высокие!
    Ой вы, холмы, холмы широкие!
    Рассыптеся, горы высокие,
    По всей земле светло-Русской,
    Становитесь, холмы широкие,
    По степям, полям зеленыим,
    По божьему все велению,
    По Георгиеву все молению!»
    По его ли слову, Георгиеву,

    Рассыпалися горы высокие
    По всей земле светло-Русской,
    Становилися холмы широкие
    По степям, полям зеленыим.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На те моря, на глубокие,
    На те реки, на широкие;
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити:
    Нельзя Георгию туто проехати,
    Нельзя Храброму туто подумати.
    И Георгий Храброй проглаголует:
    «Ой вы, моря, моря глубокие!
    Ой вы, реки, реки широкие!
    Потеките, моря глубокие,
    По всей земле светло-Русской,
    Побегите, реки широкие,
    От востока да и до запада,
    По божьему все велению,
    По Георгиеву все молению!»
    По его ли слову, Георгиеву,
    По его ли, Храброго, молению,
    Протекали моря глубокие
    По всей земле светло-Русской,
    Пробегали реки широкие
    От востока да и до запада.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На тех зверей, на могучиих,
    На тех зверей, на рогатыих;
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити:
    Нельзя Георгию туто проехати,
    Нельзя Храброму туто подумати.
    И Георгий Храброй проглаголует:
    «Ой вы, звери, звери могучие!
    Ой вы, звери, звери рогатые!
    Заселитеся, звери могучие,
    По всей земле светло - Русской,
    Плодитеся, звери рогатые,
    По степям, полям без числа,
    По божьему все велению,
    По Георгиеву все молению!»
    И он, Георгий Храброй, заповедует
    Всем зверям могучиим,
    Всем зверям рогатыим:
    «А и есть про вас на съедомое -
    Во полях трава муравчата,
    А и есть про вас на пойлипо -
    Во реках вода студеная».
    По его ли слову, Георгиеву,
    По его ли, Храброго, молению,
    Заселялися звери могучие
    По всей земле светло-Русской;
    Плодились звери могучие
    По степям, полям без числа;
    Они пьют, едят повеленное,
    Повеленное, заповеданное
    От его, Георгия Храброго.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На то стадо, на змииное,
    На то стадо, на лютое;
    Хочет он, Георгий, туто проехати

    И стадо змииное возговорит
    Ко тому ли Георгию Храброму:
    «А ли ты, Георгий, не ведаешь,
    А ли ты, Храброй, не знаешь:
    Что та земля словом заказана,
    Словом заказана, заповедана.
    По той земле, заповеданной,
    Пеш человек не прохаживал,
    На коню никто не проезживал.
    Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
    Воротися ты, Храброй, сам назад».
    Вынимал Георгий саблю острую,
    Нападал Храброй на стадо змииное.
    Ровно три дня и три ночи
    Рубит, колет стадо змииное;
    А на третий день ко вечеру
    Посек, порубил стадо лютое.
    Наезжает он, Георгий Храброй,
    На ту землю светло-Русскую,
    На те поля, реки широкие,
    На те высоки терема, златоверхие.
    Хочет он, Георгий, туто проехати,
    Хочет он, Храброй, туто проторити.
    Как и тут ли ему, Георгию,
    Выходят навстречу красны девицы,
    Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
    «А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
    Тридцать три года не вступаючи
    С высока терема, златоверхого,
    А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
    Держим на роду велик обет:
    Отдать землю светло-Русскую,
    Принять от тебя веру крещеную».
    Примает он, Георгий Храброй,
    Ту землю светло-Русскую
    Под свой велик покров,
    Утверждает веру крещеную
    По всей земле светло-Русской.

    Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
    В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

    Мы вокруг поля ходили,
    Егория окликали,
    Макарья величали.
    Егорий ты наш Храбрый...
    Ты спаси нашу скотинку
    В поле и за полем,
    В лесу и за лесом,
    Под светлым под месяцем,
    Под красным солнышком,
    От волка от хищного,
    От медведя лютого,
    От зверя лукавого.

    Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
    Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
    В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

    Похожие статьи