• Организация экологического воспитания младших школьников. Экологическое воспитание и образование младших школьников “Лес благодарит и сердится”

    25.11.2023

    Младших классов является неотъемлемой частью формирования личности. В процессе воспитания непосредственное участие принимают не только родители, но и активно работают школьные учителя. Ведь уже в начальных классах начинают изучать природоведение, на уроках которого большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. Немаловажную роль играет общение со сверстниками, чтение детской литературы и просмотр мультипликационных фильмов. Из всего перечисленного ребенок черпает информацию об окружающей среде и о взаимоотношениях человека с природой, выбирает себе идеал, которому пытается подражать.

    Основные цели и задачи

    Задачи экологического воспитания школьников, учащихся в младших классах заключаются в усвоении следующих аспектов:

    • определение оптимальных взаимодействий человека и природы;
    • понятие человека как составляющей биоценоза;
    • понимание ценности природы и взаимосвязи ее составляющих;
    • овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;
    • предвидение последствий своих действий по отношению к элементам окружающей среды;
    • развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;
    • способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение окружения;
    • формирование потребности в контакте с природой.

    При этом существует определенная последовательность в изучении. Сначала все объекты природы рассматриваются отдельно, затем познается их взаимосвязь между собой и в частности между объектами живой и неживой природы. И, наконец, на последнем этапе приходит понимание происхождения различных природных явлений. Но основная сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщение детей к природе. Результатом этого должно быть понимание о бережном отношении к животным, насекомым, птицам и растениям. Ведь природа – это необходимое условие для жизни всех людей. Полученные знания формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды. Дети осознают, что для сохранения здоровья и полноценной жизнедеятельности нужны благоприятные условия, поэтому важно сохранить природные ресурсы.

    Методы и формы

    Интерес к явлениям природы и к объектам живой природы начинает проявляться в раннем возрасте. Воспитание экологической культуры младших школьников базируется на трех основных принципах. Это систематичность, непрерывность и междисциплинарность. Успех напрямую зависит от правильной организации занятий. А чтобы каждый раз удивлять и еще больше заинтересовывать ребенка, необходимо применять новые формы и приемы обучения.

    Введение.

    « Экологическое образование –

    это не часть образования, а новый смысл

    и цель современного образовательного процесса –

    уникального средства сохранения и развития

    человечества и продолжение

    человеческой цивилизации…»

    Г. Ягодин, Л. Третьякова

    Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.

    Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. Перед учителями – экологами стоят следующие задачи:

      понимание современных проблем окружающей среды,

      развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека,

      умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

    В решении этих задач следует выделить принципы экологического образования:

    1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

    2. принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

    3. принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

    4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;

    5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

    В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

    Проблема личностного развития школьников, как единого целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.

    Планируя введение факультативного курса по экологическому воспитанию в начальной школе, мы выделили ряд требований экологического образования и воспитания:

      понимание, что человек – это часть природы. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа;

      понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;

      раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;

      понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;

      принятия личного участия в решении экологических проблем.

    Задачи курса:

      координация практической деятельности детейпо изучению и оценкк состояния окружающей среды с соблюдением процесса преемственности,

      разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.

    Цель:

      воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения,

      воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

    Методы и приёмы работы с детьми:

      развитие мотивации у учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семенары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники и т.д.),

      развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа),

      развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания),

      вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).

    Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании, пока остается немало нерешенных проблем. Среди них одна из важнейших – проблема здоровья и здорового образа жизни детей, проблема создания соответствующей материальной базы, наличие необходимых средств обучения.

    Мы определили для себя следующие направления формирования экологической культуры школьников:

      организация школьного экологического объединения

      эколого-просветительская деятельность

      исследовательская работа

      организация работы по формированию здорового образа жизни.

    Природа – великий учитель!

    К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

    Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

    Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

    Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

    В основу нашего курса вошла программа А.А. Плешакова по окружающему миру для младших школьников.

    Природоведение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

    Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

    В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

    Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

    Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

    При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

    Экология в начальной школе.

    Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

    Углубить и расширить экологические знания;

    Привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,

    Развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

    Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

    В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

    На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

    Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

    Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

    Целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

    Классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

    Наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

    В экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

    Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

    На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

    К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

    К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

    Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

    Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

    Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

    Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

    Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

    1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

    2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

    3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

    Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

    К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

    Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

    Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

    Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

    Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

    В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы.

    Заключение

    Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения приро

    В начальной школе мы предполагаем выборочное проведение уроков, конференций, праздников согласно датам экологического календаря.

    «День здоровья»

    Цель мероприятия :

    сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья, гигиеническое и экологическое воспитание учащихся.

    «День птиц» - знакомство детей с городскими видами птиц. Для знакомство с разнообразием птичьего мира можно посетить зоопарк. Круглый стол, посвященный охране пернатых друзей.

    «День Земли» - дети заранее готовятся к этому дню. В первых и вторых классах объявляется конкурс на лучший рисунок, в третьих классах конкурс на лучшее сочинение эссе, в четвертых классах – проведение конференции, посвященной влиянию человеческой деятельности на изменения в живой и неживой природе.

    «День семьи» - проектная работа «История моей семьи».

    «День музеев» - посещение музеев. Учащиеся четвертых готовятся к проведению экскурсии в музее. Учитель выносит на обсуждение тематику экскурсии, дети делятся на подгруппы и готовятся к выступлению.

    «Всемирный день моря» - театральное представление или (интерактивная игра), в котором принимают участие ученики третьих и четвертых классов, а роль зрителей выполняют ученики первых и вторых классов.

    «Всемирный день защиты животных» - конкурс рисунков, сочинений, конференция для четвероклассников.

    «Фестиваль цветов» - ежегодная традиция для нашей школы. В мае дети высаживают цветы в школьный сад.

    Для учащихся 4 – классов предполагается научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

      творческие работы – сочинения, описания на заданную тему с использованием исследовательского аспекта

      реферативные работы

      исследовательские работы

      комплексные работы

      отчеты экспедиции практики

    В организации исследовательской работы учащихся принимают участие преподаватели среднего и старшего звеньев школы: учителя биологии, химии, экологии, географии, физики.

    Результаты индивидуальных исследований, проводимых учащимися или группами, вносятся в экологические дневники.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тумская средняя общеобразовательная школа № 3».

    Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

    Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения

    Основная цель экологического воспитания : научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

    Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи :

    • углубить и расширить экологические знания;
    • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
    • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
    • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

    Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.

    На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания . Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

    Начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

    Мною были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе я изучала сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатывались индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определялись трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносились самими учащимися.

    Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

    Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

    Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».

    Конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде.

    Исходя из этого, строила работу по формированию экологического отношения к природе таким образом:

    1 класс.

    В первом классе систематизировала и расширяла природоведческие знания и представления.

    В течение всего учебного года обращалось внимание детей на красоту каждого времени года. Организовывались наблюдения за сезонными изменениями. В зимний период активно подкармливали птиц.

    2 класс. Во втором классе велось дальнейшее обогащение природоведческих знаний учащихся, и формировались представления о взаимосвязях объектов природы, их использовании и охраны.

    В течение года дети вели наблюдения за своими домашними животными и растениями.

    3-4 классы. В третьем и четвертом классах ставились следующие задачи: формирование исследовательских умений и навыков, способность принимать экологически целесообразные решения; вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

    Основная работа по формированию экологического воспитания мною проводилась в 3 классе. Поскольку возрастные особенности детей 3-4 классов позволяют привлекать учащихся к рассмотрению более глубоких экологических проблем. Поэтому работа строилась через исследование связей живой и неживой природы, воздействия на нее.

    Анализ педагогической деятельности по организации экологического воспитания младших школьников показал существенное преобладание классно-урочных форм. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

    Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим.

    Широкое применение в моей деятельности получили ИКТ-технологий. ИКТ на уроках окружающего мира позволяют излагать материал более доходчиво и за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников. Большинство учащихся являются визуалами, а значит информацию для них нужно предоставлять наглядно, что ранее было не всегда доступно.

    Использование ИКТ на уроках окружающего мира, позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.

    ИКТ позволяют демонстрировать на уроке:

    фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

    У учащихся повысился познавательный интерес, они становились более активными

    Приобщение детей к учебно-исследовательской деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка. Эффективно организовать поисковую и исследовательскую деятельность не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Каждый ребенок - исследователь, поэтому наша педагогическая задача - помочь ему раскрыться и активизировать тот творческий потенциал.

    Поэтому в своей работе использовала также метод проектов. Исследовательский проект - элемент научного творчества учащихся. Проектный метод помогает вовлекать ребят в интересную интеллектуальную деятельность, формировать такие личностные качества, как воля, умение нести ответственность за свой выбор, преодоление трудностей, развитие творческого мышления, самостоятельность.

    В нравственно - экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки - праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников было различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема была избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.

    Экологическое образование и воспитание младших школьников осуществлялось мною не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, которая таит в себе, в силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.

    Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд особенностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной:

    Занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранной деятельностью;

    Участие в коллективных внеклассных мероприятиях полнее способствует формированию нравственно-экологических качеств личности школьника;

    Использование различных форм внеклассной работы (кружки, утренники, беседы, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии и т.д.) создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;

    Внеклассная работа полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение;

    В результате систематически проводимой внеклассной нравственно-экологической работы у младших школьников развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.

    Учитывая многосторонние интересы детей к природе, я направляла их. С этой целью использовались общедоступный метод изучения - наблюдение. Поэтому в организации внеклассной работы большое место отводилось методике постановки наблюдений. Дети наблюдательны и любознательны уже по своей природе. Но это совершенно не означает, что эти качества формируются у них стихийно, без направленной работы со стороны учителя. Вот почему во внеклассной работе была разработана такая же четкая методика, как и в классных занятиях.

    Учитель в процессе этой работы направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и ее охрану, воспитывает у детей высокие моральные качества: трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, ответственность за порученное дело. Внеклассная экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувству патриотизма.

    Необходимо было сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

    Учитывая эти особенности, в моем классе использовались следующие формы внеклассной работы:

    • проводились систематические экскурсии в природу, где дети наблюдали за окружающим миром. Перед экскурсией давались детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями, затем на уроках изобразительного искусства и трудового обучения каждый ученик рисовал и лепил тот объект, который ему больше понравился. Детям предлагалось заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использовались загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Уделялось большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого использовались дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
    • учащиеся готовили поделки из природного материала
    • Чтение художественной литературы о природе (В.Бианки, Е.Чарушин, В.Чаплина), также любимы детям энциклопедии «Живой мир», «Все обо всем», «Я познаю мир», атлас природы; чтение стихотворений о природе А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.
    • Очень часто использую в своей работе загадки, затем ученики выясняли, как человек использует это животное или растение, как о них заботиться.
    • художественное творчество: плакаты, рисунки, напоминающие о правилах поведения в природе; дети писали сочинения экологического содержания.
    • проводятся праздники.
    • беседы, викторины, КВНы
    • Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2--3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
    • Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

    Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

    Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

    Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.


    Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

    Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

    Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

    Природа – великий учитель!

    Природоведение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

    В течение трёх лет в начальной школе на уроках природоведения я включаю факультативный курс по программе “Экология для младших школьников”. Убедилась, что курс позволяет организовывать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, и это меня очень радует.

    В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить три этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных критериев роста следует, на мой взгляд, назвать приобретённый ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности). И следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

    • усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
    • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
    • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
    • проявления эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
    • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

    Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

    Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трёх условно выделенных мною “ступенях роста” данного возрастного периода.

    Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

    Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

    • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
    • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
    • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
    • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
    • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
    • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

    Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

    Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

    • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
    • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
    • общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
    • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

    На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

    О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

    • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
    • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
    • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
    • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

    “Экологический светофор”

    С помощью этой методики можно развивать:

    • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
    • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
    • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

    Оборудование.

    • Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
    • Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

    Методика в форме игры, которую можно провести в классной комнате, актовом зале и т.д.

    В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

    На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

    • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
    • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
    • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

    Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора (см. приложение).

    “Письмо зелёному другу”

    Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.

    “Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”

    Далее учитель предлагает детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

    Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. (смотрите приложение).

    “Радости и огорчения”

    Методика опирается на проведение прогулки в лес, тундру осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

    1. Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в тундру?
    2. Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в тундру?

    Вопросы могут быть сформулированы с бо льшим акцентом на эмоции ребёнка:

    1. Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего чувствовал радость?
    2. Когда во время прогулки в тундру ты сильнее всего огорчался?

    При анализе ответов пользуйтесь схемой

    Заметим, что проводить методику сразу по возращении детей с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки.

    Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

    “Секретный разговор”

    Методика способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

    Вариант 1. Учащимся предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее дети получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые дети такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

    Вариант 2. Детям предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

    Приведу в качестве примеров выдержки из детских работ (см. приложение).

    “Лес благодарит и сердится”

    Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

    После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, тундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

    Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

    • спасибо;
    • рассердиться на тебя;
    1. Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
    2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
    3. Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
    4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.
    5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.

    Роль игры в воспитательном процессе.

    На первом уроке “Мир вокруг нас” я спросила у моих первоклассников, как правильно вести себя в лесу. И услышала множество “нельзя”. “Нельзя рвать цветы”, – сказал один ребёнок, “нельзя ломать ветки” – предложил другой, “нельзя разводить костры”, – вспомнил третий.

    Взрослые! Прислушайтесь к себе: после названных детьми запретов возросло ли ваше желание прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или, может быть, лучше всего в лес не ходить, чтобы не причинять природе вреда? “А что там делать?” – сказал однажды мой ученик Леша. Да, вероятно, ему не хочется идти в лес, чтобы выполнять там правила поведения, вспоминать запреты и то ли слушать учительское “нельзя”, то ли самому одергивать себя: “нельзя, нельзя, нельзя!”

    Что нельзя делать в лесу? От каких действий обычно мы предупреждаем ребят? От тех, что обычно делают они? Или, может быть, от тех, что делаем обычно мы, взрослые? Или?.. Откроем форзац учебника природоведения для 2 класса. Читаем: “Находясь в лесу, парке, на лугу, нельзя гонять и убивать птиц!” Смотрю на Машеньку-третьеклассницу – это для нее, регулярно подкармливающей домашнего попугая? Или, может быть, для Анечки? Добрейшей души девочка. Найдется ли в этом классе хоть один, кому следовало бы запомнить это правило. Спрашиваю: “Саша, можно ли, находясь в лесу убивать птиц?” “Что? Как?” – переспрашивает изумленно Саша. Да, действительно, остается задуматься “как?”. Как это может сделать ребенок, не имеющий в руках ни ружья, ни ножа и т.п. В некоторых случаях учебник даст ребенку ответ и на этот вопрос. Например, книга для первоклассника “Мир вокруг нас”. Здесь художник придал правилам конкретные образы – нарисовал запрещающие знаки, перечеркнув красной линией неверные поступки. “Не убивай лягушек и жаб” – гласит правило для первоклассника. А рядом рисунок – на лягушонка наступает детская нога. Вы не знали, как обычно это происходит? Горькая, конечно, ирония.

    Почему же мы думаем о детях столь плохо, почему же мы считаем их столь жестокими, чтобы в разряд наиболее распространенных “ошибок в поведении” (!) включаем “не убивай, не разоряй, не ломай, не рви?..”. Не ранит ли детскую душу, любящую природу, подобный запрет? Отзовётся ли детская душа нам, взрослым, так плохо думающим о ребенке?

    Ведь детям так хочется быть “хорошими”, знать, что взрослые им доверяют, слышать похвалу. Тем более что младший школьник часто, безусловно, верит словам взрослого: “если учитель сказал, что я могу поступить хорошо, значит могу и буду, если наоборот – соответственно, могу и буду поступать плохо”.

    Другая беда в нашей работе с правилами поведения в окружающей среде – не только “качество” задаваемого ими негатива, просвещающего детей, “как принести природе вред”, но и его количество. Я провела анкетирование детей своего первого класса, предложив им ответить: “За что лес может рассердиться на тебя, а за что – поблагодарить?” Вот результат: только 5% детей дают ответы позитивного характера, например: “Лес рассердится, если я не покормлю птиц”, “Лес рассердится, если я не уберу мусор” и др. 95% первоклассников сказали так: “Лес рассердится, если я буду ломать, рвать, сорить и т.п.” (при этом негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел) или, что выглядит ещё более грустно: “Лес поблагодарит меня, если я не буду ломать, рвать, сорить” и т.п. Таким образом, подавляющее большинство детей до 7 лет уже усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию “так не поступать”. Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры в ряду выявленных мною “низком, среднем и высоком уровнях”. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас (а не когда вырастут) смогут принести природе, городу, окружающим людям. Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т.д. Экологическое бескультурье становится “нормой”, ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Зрительные образы, эмоциональный опыт являются в младшем школьном возрасте сильнейшими факторами, определяющими характер процесса развития экологической культуры личности.

    Специально проведенное исследование позволило мне отнести категорию опыта по взаимодействию с окружающим миром к одному из критериев сформированности экологической культуры личности.

    В числе других важнейших показателей сформированности экологической культуры личности я выделяю следующее:

    • проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
    • готовность ребенка участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
    • потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
    • выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку;
    • способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
    • наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении;
    • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
    • эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

    Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры, как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых её интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

    Обращу внимание, что процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позицией личности, “объём” и “качество” её взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как “сознание – мышление – знание – деятельность”, а экологическое воспитание – “ценности – отношение – поведение”.

    В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам “открытости” педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, использования её педагогического потенциала, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер.

    Когда речь идет о технологии воспитания младших школьников, то, конечно же, я обращаюсь в первую очередь к игре.

    Спросите детей: “Почему вы любите играть?”. Они ответят: “Играть интересно”; “нравится”; “хочется”; “играть весело!” и т.д. И именно поэтому, для нас педагогов, поиграть с детьми – важно!

    Об игре написано много. Чтобы не повторять известных истин, подумаем о том, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру. Я специально не употребляю здесь термин “экологические игры”, так как уже укоренившиеся в литературе и педагогической практике представления о них связанно с вопросами задания “биологического” характера, рассчитано на усвоение детьми природоведческого материала. “Уроки в игровой форме” – вот, пожалуй, наиболее часто встречающийся сегодня вид “экологических игр”. Я занимаю принципиально иную позицию. Считаю, что технология воспитательного процесса должна существенно отличаться от форм и методов обучения детей, отражать самоценность воспитания, обеспечивать реализацию его специфических задач и возможностей в развитии экологической культуры личности.

    “Игра – дело серьезное”. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

    Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров.

    Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

    Приведу пример одной из игр.

    Загадки Лесовичка.

    Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.

    Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке –муравке.

    Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

    Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

    Выберите правило вежливости:

    1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
    2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
    1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
    2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
    1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
    2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

    Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?

    Стихотворения для обсуждения.

    Г. Ладонников

    ДИКАРЬ В ЛЕСУ

    Хозяйка белочка
    В лесу
    Орехи собирала.
    Она в лесу том
    Каждый сук
    И каждый кустик знала
    Однажды в лес
    Противный тип
    Пришёл с большой котомкой.
    Небрежно сбил ногою гриб
    И выругался громко.
    Стал гнуть орешину – сломал,
    Зажал под мышкой ветви;
    Нашёл один орех – сорвал,
    Сорвал второй и третий….
    Отбросил куст
    И, как медведь,
    Пошёл себе довольный,
    А бедной белке
    И смотреть
    На это было больно.

    Б. Заходер

    ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ

    Все-все –
    На свете,
    На свете нужны!
    И мошки не меньше нужны, чем слоны…
    Нельзя обойтись без чудищ нелепых
    И даже без хищников злых и свирепых!
    Нужны все на свете!
    Нужны все подряд –
    Кто делает мёд и кто делает яд.
    Плохие дела у кошки без мышки,
    У мышки без кошки не лучше делишки
    Да, если мы с кем-то не очень дружны –
    Мы всё-таки очень друг другу нужны.
    А если нам кто-нибудь лишним покажется,
    То это, конечно, ошибкой окажется.

    Похожие статьи