• Открытое интегрированное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в лес. Конспект познавательного занятия по экологическому воспитанию в средней группе сказ о мудрой матушке – земле и о самом волшебном волшебнике – солнце Открытое занятие окружаю

    23.12.2023

    Занятия по экологии в средней группе

    Цель: дать детям понятие о значении комнатных растений, содержании их в чистоте, правильном поливе и бережном уходе.

    Материалы к занятию:
    Три растения – с сухой землей, с пыльными и чистыми листьями, 4-5 растений с несложными названиями и внешне отличающиеся; лека с водой, лопаточка, 2 тряпочки и ванночка с водой.

    Ход занятия:
    I. Дети на стульчиках полукругом, на столе по середине- 3 растения- с сухой землей; с чистыми и пыльными листьями.
    Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что у нас стоит на подоконниках? (комнатные растения).
    Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей).
    Правильно, Никита, для красоты.
    С растениями красиво и уютно.
    А еще для чего? (Если дети затрудняются помочь им).
    Ребята, а еще растения очищают воздух.
    Мы дышим через нос, а растения чем, подумайте? (листьями).
    А как вы думаете, для того, что бы растения очищали нам воздух и радовали нас красотой, что нужно для них делать? (ухаживать за ними). Правильно. Как нужно за растениями ухаживать, мы сейчас попробуем разобраться.

    II. Посмотрите, на столе стоят растения.
    Вот в этом горшке, какая земля? (сухая)
    А почему она сухая? (её не поливали давно).
    Правильно, землю долго не поливали, и, посмотрите, как цветочек засох. Нужно скорей накормить его водичкой. (полить из лейки).
    А для того, чтобы земля долго оставалась влажной, нужно взрыхлить ее лопаточкой. Посмотрите ребята, теперь земля даже красивее стала. Давайте пока поставим его в сторонку, а позже посмотрим, что с ним случится.
    А теперь посмотрите как эти 2 растения, на их листья. Какие листья у этого растения? (ответы детей, а самый главный – «чистые»). Конечно чистые даже блестят. А спатифиллюм как будто радуется, сверкает на солнышке. А у этого растения, Амариллиса, какие листья? (пыльные). Да, к сожалению, листики у Амариллиса пыльные, тусклые и он грустит, жалуется нам, что ему невесело и тяжело от пыли. Как вы думаете, ребята, какому растению легче дышать - Спатифиллюму с чистыми листьями или Амариллису с пыльными? (с чистыми). Конечно же, Спатифиллюму, потому что у него чистые листья, правильно. Значит, что нужно сделать у Амариллиса, чтобы ему стало легко и весел дышать? (протереть листья). Хорошо! Давайте протрем их. Для этого нужно взять небольшую тряпочку, намочить и немного выжать, взять в ладошку лист и осторожно протирать его тряпочкой, придерживая ладошкой по всей длине листа, передвигая ее, не забывая прополаскивать тряпочку. Вот так! (показать). Кто хочет попробовать? (вызвать несколько пар по очереди, объясняя и помогая детям аккуратно протирать листья, следить за тем, чтобы не повредить их). Молодцы, теперь у нас и Спатифиллюм, и Амариллис стали красивые, чистые и блестящие, им будет легко дышать.
    Сегодня мы узнали, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Кто назовет, что мы сегодня делали, чтобы растениям было хорошо и спокойно? (вовремя поливать, протирать пыль с листьев, рыхлить землю).

    Физкультминутка
    На лужайке, над ромашкой
    Жук летал в цветной рубашке-
    « Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
    Я с ромашкою дружу.
    Тихо по ветру качаюсь,
    Низко- низко наклоняюсь».

    III. Д/и « Угадай, какого растения не стало? »

    На столе стоят 4 растения: фиалка, амариллис, бегония, финик. Вспомнить с детьми как они называются. Убирать по одному растению, когда дети закроют глаза. Когда откроют, спрашивать, какого растения не стало (5 раз). « Молодцы, ребята, вы были внимательными, и сразу видели, какое растени е я убрала». В конце занятия закрепить названия этих растений.

    Название:
    Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Средняя группа

    Должность: воспитатель первой квалификационной категории
    Место работы: Детский сад «Нурлан»
    Месторасположение: Казахстан, Южно-Казахстанская область, г. Шымкент

    Конспект занятия по экологии

    Возраст. группа: Средняя группа «Жұлдыз»

    Дата:

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум»

    Раздел: Основы экологии

    Тема: Насекомые.

    Цель: Расширять представления детей о насекомых, показать их многообразие. Познакомить со, строением, средой обитания, способами передвижения. Закреплять умение находить сходство и различия. Формировать интерес к жизнедеятельности насекомых. Развивать наблюдательность, разговорную речь, внимание, память. Воспитывать заботливое отношение к насекомым и природе.

    Билингвальный компонент: жәндіктер — насекомые, қанқыз — божьякоровка, құмырсқа — муравей.

    Словарная работа: насекомые

    Технологическое обеспечение: картины насекомых, игрушка, пазлы, материал для творчества.

    I. Оргмомент

    II. Псих.настрой

    Утренний круг

    Собрались все дети в круг.

    Я — твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    — Ребята посмотрите к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся!

    Дети стоя в кругу повторяют движения за воспитателем

    Дети здороваются на двух языках

    Сюрпризный момент: Кто то нам в нашем уголке природы оставил письмо.

    Посмотрим что там? Открываю письмо, а там загадки.

    Загадываю загадки:

    1.Над цветком она летала,
    И пыльцу из цветка собирала.
    Полосатая она.
    И зовут её…
    2. Мы - лесные жители,
    Мудрые строители.
    Из иголок всей артелью
    Строим дом себе под елью.
    3. Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел -
    Он вспорхнул и улетел.
    4. Спит на листьях у дорожки.
    Как антенны, ушки-рожки.
    Дождь идёт, гремит ли гром, -
    Завитой укроет дом!

    5. В тёмном уголке живёт,
    Шёлковую нить плетёт,
    Он тайком сюда забрался,
    Строить новый дом собрался.
    — Молодцы все загадки отгадали.

    Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, как одним словом можно их назвать?

    Правильно! И так мы сегодня с вами будем говорить о насекомых.
    Пальчиковая игра «Паучок»

    Стихотворения о насекомых

    Дети читают стихотворения

    1 задание: Соединить насекомое с растением (2 детей выполняют задание)



    2 задание: Собрать пазлы «Насекомые» (2 детей выполняют задание)



    Хитрые вопросы

    — Насекомое с рогом?

    — Самое опасное насекомое?

    Физминутка «Кузнечики»



    — Пока ребята выполняют задания поиграем

    Хитрые вопросы

    Дети отвечают на вопросы и смотрят ответ на экране

    — Я вам буду задавать вопросы, а вы если правильно ответите, то на экране появится это насекомое:

    — Кого называют «Дети солнца»?

    — Насекомое с рогом?

    — Самое опасное насекомое?

    — Насекомое которое свой дом носит с собой?

    — Насекомое которое поднимает груз тяжелее себя?

    Дидактическая игра: «4 лишний»

    Физминутка «Кузнечики»

    3 задание: «Посади божью коровку на листочек»

    Дети работают у доски. (Дерево с листочками, на листочках точки, на божьих коровках цифры, нужно посадить божью коровку на нужный листок)



    4 задание: «Найди для пчелки улей»

    Упражнение «Небылицы»

    Муравей живет в улье?

    Бабочка стрекочет?

    Комар ловит птиц?

    Паук собирает нектар с цветов?

    Муха плетет паутину?

    Шмели строят муравейники?

    — Ребята мы с вами прочитали много сказок о насекомых, назовите их.

    — Ребята наши детки тоже решили сочинить сказки давайте их послушаем.

    Вам понравились сказки?

    — Посмотрите какие красивые поделки сделали наши ребята со своими родителями.



    Я предлагаю и вам сделать насекомых различными методами и способами

    Творческая работа



    Оказываю помощь в изготовлении поделок

    Итог занятия

    Релаксация:

    Играет музыка

    — Ребята закройте глазки и представте что вы маленькие пчелки и летаете с цветка на цветок.

    — Вам понравилось наше занятие?

    — Что понравилось больше всего?

    — Ребята скажите что будет если на земле исчезнут все насекомые?

    — Можно ли убивать насекомых?

    Ожидаемый результат:

    Знать: строение, средой обитания, способами передвижения. названия.

    Иметь: представления о насекомых, их многообразие, особенностях и отличия насекомых.

    Уметь: проявлять заботу о насекомых, отвечать на вопросы, вступать в беседу.

    Воспитатель: Попова И.В.

    Методист: Қоңыратбай Ж.М.

    Конспект по экологическому воспитанию в средней группе "Птицы"

    Воспитатель: Вакулина Наталья Ивановна

    Цель:

    Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое и развитие речи, взаимодействие друг с другом.

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
    2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний и зимний период.
    3. Расширять представление о повадках птиц.
    4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд) .

    Воспитательная:

    1. Воспитывать чувство любви к родной природе.
    2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
    3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

    Развивающая:

    1. Развивать интерес к жизни птиц;
    2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
    3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
    4. Учить понимать образный смысл загадок.

    Развитие словаря:

    1. Продолжать развивать связную речь детей;
    2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

    Предварительная работа:

    1. Беседы на темы «Жизнь птиц зимой» , «Что мы знаем о птицах?» , «Что было бы, если бы не было птиц?» .
    2. Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» В. Скребицкого, «Скворец на чужбине» А. Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина, Т.А Шорыгина «Зелёные сказки» , В.В. Бианки «Синичкин календарь» .
    3. Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц. 4. Дидактические игры и занятия И.А Лыковой.
    4. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.
    5. Наблюдение за птицами во время прогулок.
    6. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой» , «Звуки окружающего мира» , «Природа, птицы и животные» .
    7. Загадывание загадок.
    8. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Птички в гнездышках".

    Материал к занятию:

    1. Демонстрационный материал «Птицы»
    2. Атрибуты к занятию (искусственные ёлочки, кустики, цветы, лесные обитатели., гнёзда и т.д)
    3. Звуковые фонограммы «Звуки природы»
    4. «Жаворонки» , испечённые из сдобного теста.
    5. Мультимедийное оборудование.
    6. Костюмы персонажей.

    Ход образовательной деятельности:

    Звучит мелодия

    Входит воспитатель в образе лесной феи.

    Фея. Я фея леса,
    К Вам я шла
    Чтоб пригласить Вас в гости.
    Здравствуйте мои друзья

    Рада видеть всех Вас я
    Дети. Здравствуйте.
    Фея. Ой! Посмотрите,
    К нам летит маленькая птичка

    А, Вы не знаете друзья,
    Что же это за птичка-невеличка?
    Дети. Синичка.

    Фея. Правильно, а посмотрите, у неё в клювике конверт. Давайте его скорее откроем и посмотрим, что же там написано.

    Ребята! Это письмо от солнышка. Послушайте, что оно нам пишет.

    (Фея читает письмо)

    «Беда! Беда!
    Скорее приходите!
    Птицы перестали петь свои песни, и улетают из леса…»

    Фея. Ох, пока я к Вам шла у меня в лесу что-то случилось. И солнышко, видя всё сверху, отправило синичку к нам за помощью.

    Ну, что ребята проверим, что же там произошло?

    Дети. Да, проверим.

    Фея. Ну, что ж скорее в путь!

    Фея. Давайте вместе скажем волшебные слова:

    Звучит мелодия

    Физкультминутка:

    Мы крепко за руки возьмёмся,
    И немного улыбнёмся.
    По тропинке мы пойдём
    И все лужи обойдём.

    С кочки на кочку скок, да скок
    И на пути у нас уже лесок.

    Слайды леса

    Фея. Давайте поздороваемся

    Здравствуй лес,
    Дремучий лес.
    Полный сказок и чудес.
    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь, какая птица
    Всё открой, не утаи,
    Ты же видишь: мы свои! (дети повторяют последние слова)
    Лесовичок. Это кто здесь расшумелся?

    Кто нарушил тишину леса?

    Фея. Не шуми! И не пугай моих гостей. Ты лучше расскажи кто ты?

    Лесовичок. Я - седой старик
    Называюсь Лесовик.
    Этот лес я сторожу
    За порядком здесь слежу.

    Что Вы здесь делаете? Зачем пожаловали? Расшумелись! Не пущу Вас в лес! Птицы шумели – шумели, так я их взял и выгнал.

    Фея. Ах! Так вот почему у нас в лесу случилась беда? Это ты виноват?

    Лесовичок. А, что они раскричались, распищались. Как было хорошо зимой, холодно, морозно, птиц было мало. Они почти не пели.

    Фея. Да, действительно птиц зимой было мало, и поют они намного тише.

    А, ты хоть знаешь, какие птицы были у тебя в лесу зимой.

    Лесовичок. Я знаю. А, вот дети знают?

    Фея. А, ты проверь!

    Лесовичок. Тогда, я загадаю им загадки, а они пусть попробуют их отгадать.

    Фея. Ну, что ребята, отгадаем?

    Лесовичок. Ну, тогда присядьте на пенёчки и слушайте.

    Слайды с загадками о птицах

    Чик-чирик!
    К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это?

    (Воробей)

    Эта хищница болтлива,
    Воровата, суетлива,
    Стрекотунья белобока,
    А зовут её...

    (Сорока)

    Всё время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит.

    (дятел)

    Прилетела на базар,
    Громко всем сказала: "Кар!
    Пусть я в школе не учёна,
    Но умна, ведь я – (ворона) "

    Хоть поменьше воробья,
    Не боюсь зимы и я,
    Всем известная вам птичка.
    А зовут меня - (синичка) .

    Лесовичок. Ух, какие! Всё знают.

    Фея. Ребята, а, как одним словом можно назвать этих зимних птиц?

    Дети. Зимующие.

    Лесовичок. Правильно, правильно – зимующие. Вот они-то не такие шумные.

    А, эти! Прилетели, галдят, шумят, суетятся.

    Фея. А, откуда же эти птицы прилетели?

    Лесовичок. Откуда же я знаю. Как только солнышко пригрело, и весна наступила, так они и прилетели.

    Фея. Ребятки, а кто знает, как называются птицы, которые прилетают к нам весной? И из каких мест они летят?....

    Дети. Перелётные. Летят с юга.

    Фея. А, почему они были на юге?

    Дети. Они улетали в тёплые края, потому, что наступала зима, стало холодно, исчезали мошки, и нечем стало питаться…

    Фея. А, куда же теперь улетели птицы, где их искать?

    Лесовичок. А, чего их искать-то? Не нужны они тут. Ещё и вы тут мешаете. Не даёте мне насладиться тишиной и свежим воздухом.

    Фея. Да! Воздух тут действительно свежий. Ребятки вдохните глубоко.

    Дыхательная гимнастика.

    Воздух мы лесной вдохнём,
    Дышим носом, а не ртом.
    Плечи мы не поднимаем
    Животом мы помогаем.

    Фея. Ну, а в остальном ты не прав. Птицы нам ох, как нужны. И вести мы себя умеем. Ведь, правда, ребята? Давайте расскажем как нужно вести себя в лесу.

    Дети. Нельзя: шуметь, кричать, слушать громкую музыку ломать ветки на деревьях, разорять гнёзда птиц.

    Лесовичок. Ох и правда, Вы очень хорошие. Ну, ладно в лес я Вас пущу. Проходите и наслаждайтесь тишиной леса. А, вот птицы мне не нужны.

    Фея. Ну как же так, птицы столько пользы приносят? Ребята, как Вы думаете, какую пользу приносят птицы?

    Дети. Они спасают лес от гусениц, от вредных мошек, если бы не было птиц, то деревья погибли и т.д.

    Лесовичок. Ох! Что же я наделал? Как же теперь быть? Как вернуть птиц обратно?

    Фея. А, мы тебе поможем. Ребятки становитесь скорее в кружок и при помощи хоровода-за клички позовём птиц обратно.

    Звучит мелодия

    Хоровод с элементами ритм декламации.

    Летели две птички - ростом невелички (чик, чирик, чик, чик чик…)
    Как они летели - все люди глядели
    Как они садились - все люди дивились
    Сели посидели - взвились, полетели

    Взвились, полетели – песенки запели.
    Вы летите птички- птички невелички.
    Слышится пение птиц.
    Лесовичок. Ох! Ну, наконец-то они вернулись.

    Фея. Ребята, посмотрите, вот и возвращаются перелётные птицы. Послушайте и отгадайте, какая птица поёт эту песню.

    Звучат звуки пения птиц и слайды, перелётные птицы:

    1. Соловей, 2.скворец, 3.грач, 4.кукушка, 5.кряква.

    Дети. Соловей, скворец, грач, кукушка, кряква

    Лесовичок. Ну, а почему же они так шумят и суетятся?

    Фея. Ребятки, давайте расскажем и покажем лесовичку, что вы про это знаете.

    Звучит мелодия

    Психологический этюд.

    Птички с юга прилетели (машем руками) ,
    И на поле они сели (приседаем)
    Стали бегать и скакать (прыжки на месте)
    Стали ветки собирать (делаем хватательные движения)

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Нужно много их собрать.
    Птички гнёздышки совьют (крутим руками перед собой)
    Будет в гнёздышке уют (обнимаем себя за плечи)

    А, потом в гнезде на ветке,
    Запищат у птичек детки. (изображаем клювики, касаясь большим пальцем остальных)
    Сколько будет их пищать
    Раз, два, три, четыре, пять.

    Лесовичок. Дети, а вы знаете, какие птички живут в этих гнёздах?

    Фея. Ребятки, давайте мы с вами вместе посадим каждую птичку в своё гнёздышко.

    Дети рассаживают и обнаруживают, что у кукушки нет гнезда.

    Фея. Ребятки, а почему же вы кукушку никуда не посадили?

    Дети. У неё нет гнезда.

    Фея. А, куда она откладывает яйца и где у неё появляются птенцы?

    Дети. Яйца она откладывает в чужие гнёзда и птенцы у неё появляются тоже в чужих гнёздах.

    Лесовичок. Значит, кукушка приносит вред?

    Дети. Нет, оказывается кукушка – единственная птица в наших лесах, которая поедает вредных для леса мохнатых гусениц. (если дети не отвечают на этот вопрос, то фея сама даёт ответ)

    Давайте просто посадим её на дерево.

    Ну, что ж ребята, в лесу теперь порядок, а нам уже пора возвращаться обратно в детский сад.

    Лесовичок. Спасибо ребятки, выручили Вы меня и спасли лес от беды.

    До свидания! Приходите, я буду рад Вас видеть.

    Дети. До свидания.

    Фея. До свидания лесовичок. Но, я с тобой прощаюсь ненадолго, я провожу ребяток и вернусь. Ведь у нас с тобой ещё очень много дел.

    Фея. Ну, что, мои хорошие,
    По волшебному пути
    Мы домой должны пойти
    Музыка сейчас раздастся
    В детский сад попасть удастся.

    Звучит мелодия

    Физкультминутка:

    По тропинке мы пошли
    и все кочки обошли
    Лужи перепрыгнули.
    Дружно, весело мы шли
    И к детсаду подошли.

    Фея. Ну, вот мы и вернулись. Спасибо, что не оставили мой лес в опасности, а я хочу Вас отблагодарить и рассказать ещё про одну птичку, которая прилетает весной. Когда на полях ещё лежит снег, и кое-где появляются проталинки, прилетает к нам вот эта птичка – Жаворонок. Посмотрите, какая она маленькая, но голосок у неё звонкий, звонкий.

    Вот послушайте (звучит песня жаворонка)

    Фея. Как Вы думаете, на какой музыкальный инструмент похож голос этой птички?

    Дети. На колокольчик

    Фея. Правильно. Я предлагаю Вам поиграть в игру с сюрпризом.

    Вы закройте глаза, а я спрячу колокольчик. Ну, а Вы попробуйте его найти.

    Динамическая пауза.

    В небе жаворонок пел,
    Колокольчиком звенел
    Порезвился в вышине
    Спрятал песенку в траве

    Тот, кто песенку найдёт
    Будет счастлив целый год.

    (Дети ищут колокольчик и находят сюрприз.)

    Фея. А, это тоже жаворонки. В старину их пекли весной и раздавали на счастье. Возьмите по одному, а остальными мы угостим наших гостей.

    (Звучит тихая спокойная мелодия.)

    Список используемой литературы:

    1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (Москва, «Вако» , 2008г.)
    2. А.В. Аджи Образовательная область «Познавательное развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
    3. А.В. Аджи «Открытые мероприятия для детей 2-ой младшей группы детского сада» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Метода, Воронеж, 2014г.)
    4. Е.А. Ульева «Времена года» (творческие задания с детьми 4-х лет, Москва, «Вако» , 2014г)

    Куприянова Светлана Михайловна

    МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск

    Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»

    Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.

    Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

    Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.

    Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

    Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

    Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

    Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

    Материал к занятию

    Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации

    Ход занятия:

    Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

    Пальчиковая гимнастика.

    Здравствуй красно солнышко - руки вверх,

    Здравствуй, ветерок - покачивание рук,

    Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

    Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук

    Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек

    Здравствуй, шумная листва - трут ладоши

    Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной

    Здравствуйте, зайчата - прижки на месте

    Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок

    Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.

    Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

    Из-за гор, из-за морей

    Мчатся стаи журавлей

    Ручейки в лесу поют

    И подснежники цветут.

    Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

    Сколько месяцев длится весна? (Три) .

    Назовите их (Март, Апрель, Май)

    Молодцы!

    Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

    Дети: Хотим!

    Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

    Должны всерьез все уяснить:

    Без взрослых в лес нельзя ходить!

    Ведь заблудиться там легко:

    Уйти от дома далеко

    И не найти назад пути…

    И больше к маме не дойти…

    Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

    А как можно добраться до леса?

    Дети: На машине, на автобусе, пешком…

    Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

    (Имитация дорожки) .

    Здравствуй лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвой,

    Кто в глуши твоей таится -

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!

    Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

    Какие цветы появляются первыми?

    Дети: Подснежники.

    Задание Д\И: «собери цветок»

    Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

    Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

    Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

    Ой смотрите какой зайчик поскакал!

    А вы знаете что происходит с животными весной?

    Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

    Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

    Игра: «Найди детеныша»

    Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

    Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

    Послушай Мишка стихи:

    Ходим, ходим по лужку,

    Собираем по цветку:

    Красный, белый, синий цвет…

    Замечательный букет. (М. Бычкова)

    Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

    Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

    Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

    Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

    Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

    Опустеют все полянки, и не будет красоты.

    Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

    В лес зеленый я пойду,

    Зайку серого найду,

    Принесу его домой

    Будет этот зайка мой.

    (Нельзя брать никого из леса домой) .

    Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.

    Оставим и тут знак.

    Физминутка.

    Маленькие птички, птички невелички

    По лесу летают, песни распевают,

    Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

    Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

    Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

    Запомните еще одно правило:

    Весна! В поход спешат ребята!

    Но знать туристам юным надо:

    Чтоб не страдали звери, птицы,

    Природу портить не годится!

    С поляны мусор соберите

    И на костре его сожгите!

    Костер в лесу не оставляйте

    Песком, землею засыпайте,

    Чтоб не дымился, не искрил,

    Беды в лесу не натворил.

    Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

    Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

    Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

    Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

    Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

    До свидания медвежонок.

    Занятие по экологии в средней группе «Кто во что одет?» по дидактической

    системе деятельностного метода «Школа 2000…» (с элементами моделирования)

    ДОУ № 000 г. Липецк

    1) сформировать у детей представление об «одежде» зверей, птиц, рыб;

    2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    3) закреплять умение систематизировать животных по покрову тела;

    4) учить детей классифицировать предметы одежды;

    5) формировать навык пользования моделями;

    6) прививать интерес к животным, птицам, рыбам;

    7) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, творческие способности.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный: мягкие или резиновые игрушки медведя, белки, зайчика, вороны; картинки животных, птиц, рыб, земноводных; три «волшебные» коробочки с мехом животного, перьями птиц и чешуей рыб.

    Раздаточный: карточки-модели (на каждого) с изображением покрова тела животных, птиц, рыб.

    Ход занятия:

    1. Введение в игровую ситуацию

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    Какое сейчас время года? (ответы детей)

    Поздняя осень уже закончилась, по утрам бывает легкий морозец; на прошлой неделе мы с вами наблюдали за первым снегопадом. Зима начинает вступать в свои права.


    Когда вы шли в детский сад вы сильно замерзли? (разные ответы)

    А почему вы не замерзли, что вас согревало? (ответы детей)

    Как одним словом назвать все вещи, которые согревают человека? (одежда)

    Воспитатель говорит детям, что Незнайка пошел в зимний лес, никого там не нашел и очень волнуется, как же звери и птицы будут зимовать, ведь людей согревает в холод одежды, а животные не могут купить себе в лесу одежду. Что же им делать?

    Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке разобраться в создавшейся ситуации.

    Приглашаю вас в лес. Дети идут цепочкой за воспитателем, проходят змейкой по группе, садятся на ковер.

    2.Актуализация знаний.

    Дидактические задачи: актуализировать представления детей о том, что всем животным необходима «одежда».

    Сейчас я расскажу вам интересную историю, которая произошла в лесу летом. Собрались звери на полянке, стали жаловаться на зной и жару. Услышала их ворона на ветке и рассмеялась: «Да снимите вы свои шубы, тогда вам и жарко не будет». (Во время рассказа выставить на столик игрушки медведя, белки, зайчика, вороны).

    Ребята, как вы думаете, разденутся животные или нет? Почему? (Ответы детей).

    Это вы так думаете, а давайте послушаем, что на самом деле ответили животные вороне:

    Белка первая заговорила: «Я не могу шубку снять – она меня от колючих сосновых веток спасает». Медведь сказал: «А моя шуба помогает сберечься от комаров и мошек в малиннике». Зайчик тоже проговорил: «А моя серая шубка на земле не видна, охотник меня не замечает».


    Никто не захотел шубку снимать – очень она им нужна, защищает их.

    Но вот пролетело лето, прошла осень, наступила зима. Только и теперь зверята в шубках ходят, не желают их снимать.

    Ребята, подумайте, почему? (Ответы детей)

    Шубки такие же остались или изменились? (Ответы детей)

    Шубки животным очень нужны. Летом они были не очень теплые, а зимой стали теплее; летом были не очень густые, а зимой стали гуще; летом они были пуховые, а зимой еще пуховее.

    Игра «Превращения»:

    Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

    Ребята, хотите превратиться в зверят? (Ответы детей) Тогда давайте поиграем. (Дети становятся в круг, имитируют движения и голоса животных, птиц, рыб: медведь, заяц, воробей, гусь, петух, рыбка и т. д.)

    3.Затруднение в игровой ситуации.

    Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о покровах тела животных, птиц и рыб; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

    Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором стоят три «волшебные» коробочки, говорит, что в этих коробочках лежат «одежды» животных.

    Давайте угадаем, что лежит в первой коробочке. (При затруднении показывает изображение некоторых зверей). Дети догадываются, что это - мех. Открываем коробочку, рассматриваем мех, ощупываем его.

    Какие шубки у зверей? (Мягкие, теплые, густые и т. д.)

    Какая еще «одежда» может лежать во второй коробочке? (При затруднении показывает изображение птицы)

    Чем покрыто тело птиц? (Перьями) Открываем коробочку, рассматриваем перья.

    Да, ребята, у птиц тело покрыто перьями, которые защищают их от холода и ветра.

    У нас осталась еще одна «волшебная» коробочка. Как вы думаете, какая «одежда» может лежать здесь? (Предположения детей)

    Давайте откроем и посмотрим.

    Открываем коробочку, рассматриваем содержимое, пробуем на ощупь. Возникает затруднение. Воспитатель предлагает подойти к соседнему столику на котором лежат картинки с изображением животных с разными покровами тела (слон, жираф, кабан, лев и др.), птиц (пингвин, страус и др.), людей, морских животных и рыб.

    Выберете того, кому, на ваш взгляд, принадлежит «одежда», лежащая в коробочке. (Дети делают разный выбор)

    Смогли мы точно определить, кому принадлежит эта «одежда»? Почему? (Мы точно не знаем.)

    Как нужно поступить, если что-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает).

    У кого вы можете спросить прямо сейчас?

    4. Открытие нового знания.

    Дидактические задачи: сформировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции анализ, обобщение, логическое мышление, инициативность.

    Воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос и говорит, что эта « одежда» принадлежит рыбам.

    Давайте посмотрим еще раз, кто нашел правильное решение. Молодцы, вы нам помогли найти ответ.

    А как же называется эта «одежда»? Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности. Если найдутся дети, которые назовут слово «чешуя», воспитатель хвалит их.


    Да, ребята, тело рыб покрыто чешуей.

    А может ли быть у рыбок тело покрыто шерстью или перьями? (Нет) Почему? (Ответы детей)

    Рыбки живут в воде, а шерсть или перья в воде намокнут, и рыбки не смогут плавать.

    Да, всем живым существам, как и человеку, нужна одежда. Давайте еще раз назовем, кто во что одевается. Воспитатель делает вывод: тело животных покрыто шерстью, тело птиц – перьями, тело рыб – чешуей.

    5. Включение нового в систему знаний.

    Дидактические задачи: закрепить умение правильно распознавать покровы тела животных, птиц, рыб; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание.

    Игра «Покажи правильно». (с использованием схем – моделей)

    Дети салятся за столы. Перед каждым лежат три карточки: на одной изображено перо, на второй – шерсть, на третьей – чешуя. Воспитатель показывает изображения птиц, рыб или животных, дети должны поднять правильную карточку.

    Молодцы, ребята, все справились с заданием. Все звери, птицы и рыбы благодарят вас за то, что вы правильно подобрали им одежду.

    6. Итог занятия.

    Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

    Дети собираются около воспитателя.

    Кому мы сегодня помогали?

    Смогли ли помочь?

    Что вам было интересно делать?

    Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли правильно подобрать «одежду»для обитателей леса и водоема , потому что точно знают, что тело животных покрыто шерстью, тело птиц – перьями, а тело рыб – чешуей.

    Похожие статьи