• Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Пять неожиданных признаков великого ума Вы поздно ложитесь спать

    24.11.2019

    Ум есть основное достоинство человека. При отсутствии ума многие человеческие достоинства, например сила или способность к деторождению, становятся вредными.
    Основное проявление ума в нахождении верного решения, в умении выделить главное.
    Человек без ума всегда занимается вторичными вопросами, часто придавая им значения первостепенных.
    Потенциальный, заложенный ум в человеке всегда больше чем используемый.
    Ум не работает сам по себе. Они использует информационную базу, опыт и интуицию.
    Наверно есть умы, которые есть часть чего-то большего.

    1.Глупцы и мудрецы. Отличительные признаки
    Глупых людей сразу можно отличить - они не любят умных. Им даже хватает глупости об этом заявить. И также они никак не хотят признать недостаточность своего ума, а скорее наоборот.
    Глупый человек это не окончательный диагноз, это просто начальная стадия умного.
    Среди глупых, впрочем, есть неспособный к развитию, по крайней мере в течении своей жизни.
    Они принимают одну информацию и не способные ей изменить.

    2.Виды мудрецов.
    Первая мудрость это производное от опыта (семь раз отмерь и один раз отрежь) Это практики и прагматики. Практичный ум первичен. Ум не может быть. пока он не сдаст первый экзамен на результат.
    Есть мудрость приобретенная своим опытом и именно он и только он важен для каждого из нас. (Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо)
    Есть мудрость дарованная как опыт других и ей никто не пренебрегает, даже Боги.

    3. свойства ума
    Мудрецы лишены зазнайства и позерства. Известно, что признак ума это скромность.
    Они не нуждаются в похвале и никогда ее не раздают. Они знают, что тем, кто знает и умеет
    и кто знает, что он умеет и знает - похвала не нужна. Она им не к чему. А вот новая посильная задача их заводит. (Г. Перельман потирал в нетерпении руки о колени. когда ему давали новую сложную задачу) А задача нерешаемая или решение которой только отнимает время их огорчает.
    (Самый мудрый человек тот, которого больше всего раздражает потеря времени. Алигьери Данте)

    Еще одно свойство ума или его признак. Ум это как подъем в гору. Чем выше поднимаешься, тем больше видно. И умный человек никогда не гордится тем, что он много знает или тем, что он умный. Он видит, как многого он еще не знает.
    Он скорее опечален, чем высокомерен.

    4. Хитрость
    Многие за ум принимают хитрость. Хитрость это уловка охотника. И только. Это ум используемый для обмана и завладения. В то время как мудрость имеет еще один отличительный признак - она щедра и всегда готова делиться.

    Мудрые это те, кто знает законы этого мира и никогда их не нарушают. Глупые - устанавливают свои законы. С ними не надо путать тех, кто ищет новые - еще не открытые законы.

    5. источник
    Ум, как свойство, чаще всего передается по наследству. Это свойство передается от поколения к поколению и должно получать развитие. Ум бывает приобретенным человеком в течении своей жизни для себя или переданный другим как опыт.

    Иногда мудрецов производит природа. Таких называют гениями. Каждый человек в чем то гениален. Только глупые этого не знают. Да гении - тоже. Им некогда заниматься оценкой себя -вокруг столько интересного.
    У мудрых очень сложное отношение к спору.

    Глупость тешит себя ожиданием.
    Мудрость ничего не ждет от будущего. Мудрый тот, кто его созидает.
    (...честность выполняет обещанья, А мудрость… никогда их не дает! Э.Асадов)

    Так же мудрый тот, кто ничего не просит, ибо он наделен большим, чем есть у других.

    Так же у мудрецов сложное отношение с веселостью. Одни говорят, что познание умножает скорбь (мудрости царя Соломона) другие: Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
    (Мишель де Монтень)
    Несомненно, что чувство юмора это божественные дар и признак мудрости. А напускная строгость это защитная маска глупцов.
    Дурак видит вокруг себя дураков и это его раздражает. Умный видит мудрецов и радуется.

    Умный говорит ясно- старается объяснить, неумный старается запутать - намудрить. Есть такие мудрецы, что их мудрость может понять только другой мудрец. Есть такие глупцы, которым за их глупость, обязательно достанется от других глупцов.
    Мудрец молчит, когда видит вокруг глупцов. Если говорит глупец, он видит мудрецом себя. Тот, кто говорит и не слушает - мудрецом не является. Тот не мудрец, кто пытается доказать свою мудрость перед глупцами.
    Если представить эту жизнь в виде пирамиды, то глупцов увидишь наверху, а мудрецов внизу.

    Еще одно заблуждение о том, что мудрость приходит с возрастом, а возраст есть гарантия мудрости.
    ("Не возраст приносит мудрость, а разумное отношение к жизни". Дарий)
    В наше время стало появляться новое поколение людей: индиго - наделенных мудростью от рождения, которую они черпают из себя.
    И мудрость будет дарована нашим детям. При условии, конечно, что их родители будут этого достойны.

    Самые интересные из мудрецов те, кто черпает мудрость из себя.
    Например, Ленин учился у Маркса делать вооруженные восстания,(статья "Советы постороннего") хотя Маркс такого опыта не имел.

    Теперь самое главное. Мудрость разлита вокруг и содержится в нас самих. Мудрый это просто тот кто умеет пользоваться дарами природы.

    Мудрый может зарабатывать деньги,но не станет их копить.

    6. Ум это свойство разума. Главный критерий ума -действие. В действиях - это способ и результат. Само размышление - тоже действие. Ум это не только способность к рассуждению и анализу. Ум это процесс поиска и нахождения.
    Собственно ум это и есть способность к поиску решений, а не заучивание или использование готовых ответов.
    ?. Мысль это инструмент ума и его продукт. Мысль может быть стартом, затравкой или зерном из которого вырастет все остальное.

    Таким образом: есть глупцы, хитрецы, умные и мудрецы. Границы между ними размыты и мы попытались на них расставить хоть какие то указатели.

    Интересные проявления практической мудрости.
    1.В 1714 году, во время Северной войны, русская армия под командованием Голицына вышла в тыл шведскому корпусу и заняла позицию. Шведы тут же атаковали, но были отбиты. Офицеры предложили Голицыну немедленно начинать контратаку, воспользовавшись смятением противника.
    Однако Голицын решил дождаться еще хотя бы двух атак шведов. Только после третьей отраженной атаки русские перешли в наступление и без особого труда разбили неприятеля...
    Чего же ждал Голицын? Он ждал, пока шведы, бегая туда-сюда, утрамбуют снег...

    2. Так же мудро поступил Суворов, который прежде чем взял крепость Измаил построил напротив ее копию и стал тренировать на ней своих солдат.
    Этим он сделал два дела сразу: натренировал своих солдат и показал туркам как он их будет брать и подорвал их боевой дух.

    3. В во время сооружения памятника Петру Первому в Питербурге в город привезли большой камень и раскололи его. А куда девать остаток - большой и тяжелый камень никто: ни наши, ни немецкие инженеры, придумать не могли. Требовали большие деньги. Решение нашел простой крестьянин извозчик - они с напарником просто зарыли его тут же. За пять рублей.

    Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

    Определение

    Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

    В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

    Признаки ума

    Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

    Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

    Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

    Виды

    Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

    • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
    • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

    Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

    Известные умнейшие люди

    В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

    Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

    Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

    Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

    А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

    Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

    Как развить умственные способности у ребенка?

    Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

    Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

    Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

    Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

    Как развить ум, будучи взрослым?

    Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


    Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

    Полезные книги

    Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


    Вместо заключения

    Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

    Невероятные факты

    А вы бы назвали себя умным?

    К вам когда-нибудь подходили другие люди и восхищались вашим умом, несмотря на то, что в школе вы не были отличником?

    Многие путают интеллект с начитанностью или образованностью, и это связано с несовершенной системой образования. Часто мы можем не заметить индивидуальных талантов человека и концентрируемся на его достижениях.

    Еще Альберт Эйнштейн говорил: "Все мы гении. Но, если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой ."

    В обществе выработались ошибочные нормы, которые, на самом деле, не могут показать насколько вы умны.

    Вот, настоящие признаки высокого интеллекта , которые вы не можете подделать .

    Проверьте себя, а сколько из них присутствует у вас?

    Признаки интеллекта

    1. Вы осознаете, как много вы еще не знаете.



    В свое время Сократ сказал: "Я знаю, что ничего не знаю ".

    Это один из самых интересных парадоксов. По-настоящему умный человек понимает, что его знания ограничены, и он признает это. Именно это осознание движет его любопытством и желанием узнать то, чего он еще не знает.

    2. Любознательность является движущей силой вашей жизни.



    Любознательный ребенок скорее станет новатором в жизни, чем тот, кто просто пытается зазубрить какой-то материал.

    Любопытство - двигатель эволюции. Чем больше мы хотим узнать, тем вероятнее мы будет искать и находить ответы.

    3. Вы умеете сопереживать.



    Умные люди также часто обладают высоким эмоциональным интеллектом. Они, как правило, чувствительны и проницательны в отношении окружающих людей и прекрасно понимают, что чувствуют другие.

    4. У вас непредвзятое мнение о себе.



    Умный человек знает, кто он и на каком свете находится. Мнение других людей не возмущает его, потому что он осознает свои способности и слабости. По этой причине его мнение о себе является наименее предвзятым.

    Высокий интеллект

    5. Вы любите время, проведенное наедине.



    Каким образом человек может сделать себя лучше?

    Все очень просто: подумав над своими ошибками и попытавшись их исправить.

    Вот, почему умные люди очень часто являются одиночками и интровертами. Они постоянно пытаются пересмотреть свои ошибки и стараются их не повторять.

    6. Вы постоянно что-то жуете.



    Оказалось, что эта привычка свойственна очень многим умным людям. Возможно, это связано с тем, что, когда мы занимаем наше тело чем-то, например, жуем жвачку, наш мозг открыт для размышлений и самоанализа.

    7. Вы наиболее продуктивны в разное время ночи.



    Если вы сова – вполне вероятно, что уровень вашего интеллекта выше среднего. Это связано с тем, что у умных людей мозг в целом активнее, чем у остальных.

    Его активность настолько высока, что он не поддается обычным суточным биоритмам.

    8. Вы саркастичны и обладаете чувством юмора.



    Многие исследования подтвердили, что сарказм является показателем высокого интеллекта, потому что демонстрирует вашу способность импровизировать в различных ситуациях.

    9. Вы время от времени засыпаете в течение дня, иногда на несколько минут.



    Известно, что великий художник и гений Леонардо да Винчи практиковал полифазный сон. Он спал по 20-30 минут каждые 4 часа. Это связано с тем, что мозг умных людей быстро утомляется, но быстро подзаряжается.

    По тем отзывам и вопросам, которые приходят на рассылку я сделал вывод, что самым непонятным моментом оказалось, то, что интеллект человеку нужен для изменения мира. Почему-то у моих читателей сложилось впечатление, что интеллект нужен для бесплодного философствования о мире.

    Сколько ног у осьминога?

    Повторюсь еще раз. Человек отличается от животных тем, что не приспосабливается к миру, а меняет его. Поэтому проверить, работает ли у вас интеллект очень легко.

    Если интеллект работает, то в результате его работы происходит изменение материального мира.

    Если интеллект вроде бы работает, но это никак не проявляется, то, следовательно, где-то сбой. Конечно, получить материальный результат не так просто. Для этого интеллект использует . Поэтому умный человек – это тот, кто умеет получать материальные результаты.

    Вроде бы очевидно. Оказалось, совсем нет.

    В одном письме мне написали, что интеллект-символом нашего времени является Анатолий Вассерман. Я даже растерялся, потому что никогда не слышал про этого человека. И стал тут же искать, кто он: гениальный писатель, композитор, ученый, изобретатель или бизнесмен.

    Оказалось, что этот человек – активный участник телепередач-викторин. В этих передачах задают вопросы что-то типа: «Сколько ног у осьминога?» и дают за это баллы. Анатолий Вассерман набрал баллов больше всех.

    Поймите меня правильно. Я совсем не против всяческих игр, в том числе и викторин. И, уж конечно, ничего не имею против Анатолия Вассермана, наверное, он очень хороший человек, раз получил такую популярность, и я могу только поздравить его с победой в телевикторине.

    Вопрос в том, какое отношение викторины имеют к уму?

    Набивать свою память тоннами ненужных знаний и превратить ее в некоторое подобие энциклопедии, конечно, можно, но в Интернете информации все равно больше.

    И назвать человека умным за то, что он много прочитал – это все равно что назвать человека сильным, за то, что он больше всех съел сосисок.

    Известный физик Петр Лебедев, имя которого носит Физический институт Российской академии наук, говорил: «Книжный шкаф знает о физике больше меня, но он не физик, а я – физик».

    Ум состоит в том, чтобы создать что-то новое. Открыть, изобрести, сочинить, написать. Даже приготовление ужина – это более умное дело, чем его поедание.

    А уж простое чтение книг, просмотр сериалов и перескакивание с сайта на сайт человека умным не делают.

    Ой, мороз, мороз, не морозь меня…

    Чтобы окончательно разобраться с этим вопросом, возьмем самый примитивный пример.

    Для человека комфортная температура окружающей среды – около 24 градусов. Если температура начинает падать, то ему становится некомфортно.

    Если же становится совсем холодно, то можно и замерзнуть.

    Так вот задача ума состоит в том, что если температура стала уменьшаться, то нужно что-то сделать. Чтение книг и просмотр телевизора – это, может, и хорошо, но согреться они не помогут. И вот это самый простой критерий наличия ума. Причем в данной ситуации ум легко измерить в градусах. По Цельсию. Чем ниже температура, тем больший ум нужен, чтобы выжить.

    Если он есть, то какой-то выход из положения будет найден: можно одеться, включить печку, затопить камин или развести костер. А уж если вы космонавт, то при выходе в открытый космос вашему уму придется справиться с нулем по Кельвину.

    Вариантов много, но все они связаны с материальными действиями .

    Например, надеть скафандр.

    Можно, конечно, заорать из всех сил: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня…» и прыгнуть в открытый космос. Но просить мороз о чем бы то ни было признаком ума не является.

    Для детей просьбы к Деду Морозу вполне естественны, а вот для взрослых и умных людей уже нет.

    Поэтому умным человеком можно назвать только того, в результате действий которого появляется материальный результат. В противном случае ума нет.

    Хотите привести свои финансы в порядок?

    Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс

    Из курса вы узнаете:

    • Как вы и другие люди принимают финансовые решения
    • Какой баланс нарушают бедные люди
    • Первый финансовый закон ваших личных финансов
    • Как ваши убеждения влияют на ваш доход
    • Как грамотно делать деньги
    • Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
    • 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
    • Как эффективно решать денежные проблемы

    «Религия – это разум.

    У кого нет разума, у того нет религии ».

    Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)

    Когда составляют портрет человека, помимо событий его жизни, достижений и успехов говорят и о чертах его характера. И важное место среди «характерологического» описания отдаётся разуму. Вернее, степени разумности.

    Но и здесь неизбежен субъективизм. То, что один считает проявлением разума, другой относит к чему-либо другому. Например, если человек во избежание конфликта с упрямым оппонентом уступил, кто-то может отнести этот шаг к малодушию и неспособности защитить свои интересы. А кто-то – охарактеризовать как дипломатический ход.

    Среди признаков разума встречаются такие, как образованность, грамотность, глубокие познания относительно какого-либо предмета, научная деятельность, жизненная успешность и т. п.

    Разумность во многом связывается с жизненной позицией человека.

    По моему мнению, говоря о разуме, уместно «восхождение» к вопросу о смысле жизни. Если человек считает смыслом своей жизни мирское преуспевание и благополучие, то вполне «разумны» все его действия, которые так или иначе приведут его к этой цели.

    Здесь, мне кажется, следует провести разграничение между понятиями «ум» и «разум».

    Ум способствует выполнению процесса, совершению действия. Он отвечает на вопрос «как».

    Разум же определяет целесообразность совершения действия, необходимость получения результата или «обходимость» без него. Он отвечает на вопросы «зачем?», «почему?», «для чего?».

    Например, если человек долго трудится над проектом, КПД которого в конечном итоге очень мал, то, как бы хорошо дело ни было сделано, в разумности траты на него стольких усилий, средств и времени приходится сомневаться.

    Ум как бездушная машина. Ценность выполняемых действий его не интересует. А вот разум – это индикатор, определяющий, стоит / не стоит, надо / не надо.

    Но давайте снова вернёмся к связке разума и смысла жизни – траектории движения судьбы человека.

    Почему? Потому что недопустимо для разумного человека, который со вниманием и тщательным обдумыванием может выбирать предметы каждодневного пользования, работу и спутника жизни, не отнестись с большим вниманием к своей душе, которая и представляет бо́льшую ценность, чем обладание преходящим.

    Приоритетной для разумного человека является забота о его собственной душе, за деяния которой он отвечает не только в этой жизни, но и за её пределами. Не случайно победу над тёмной её стороной Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл большим джихадом. И Ислам, как религия, есть наилучшее обрамление для всякой души.

    Задумываясь о судьбах великих учёных-немусульман, я чувствую сожаление, что такие умы, посвятив лучшее, чего они достигли, развитию мира, науки, искусства, пропали, так и не позаботившись о себе.

    Ницше, Шопенгауэр, Фрейд и тысячи других. Кто сомневается в силе их умов? Но какими несчастными они были и как плохо закончили некоторые из них! Возникает вопрос: на что надеются современные молодые люди, которые ищут истину и ответы на насущные вопросы в трудах и изречениях таких людей? Братьям и сёстрам следует быть осторожней со всем, что сказано не последователями Сунны и Корана, осторожными со всем, что не соответствует им. А Аллаху известно лучше!

    Итак, главным признаком разума является приверженность Исламу.

    Когда ангел Джабраил (мир ему) принёс три подарка (разум, вера и совесть) в виде прекрасных жемчужин Пророку Адаму (мир ему) и предложил выбрать одну из них, пророк (мир ему) выбрал разум. Ангел Джабраил (мир ему) сказал о вере и совести, что они могут возвращаться, так как Адам (мир ему) выбрал разум. Но вера отказалась вернуться, сказав, что Аллах велел ей находиться рядом с разумом. Совесть тоже отказалась уйти, так как «Аллах приказал быть всегда при вере». Там, где разум, там вера и совесть.

    «Инструмент верующего – разум », – говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

    Как было сказано выше, разум – это индикатор, отличающий истину от заблуждения, правильное от неправильного. И это разграничение происходит не в контексте мирских сиюминутных выгод (как удовлетворение актуальных потребностей, например), а в контексте запретов и позволений Сунны и Корана. Всё, что запрещено Исламом, представляет собой скрытое или явное зло для человека, а всё, что разрешено, – благо. Выходит, что разум всегда служит на благо человека, даже если в определённый момент пользование им «причиняет» некоторые неудобства.

    Более разумен тот, у кого сильнее вера. А в чём она проявляется? Конечно, вера – это не фанатизм, не слепое следование догмам. Зарождаясь в душе, вера находит своё проявление не только в общей направленности развития и движения человека, но и в том, как он себя ведёт на тех или иных отрезках пути – в разных ситуациях. Свидетельством веры становятся его отношение к людям, к жизни, к миру и последней жизни, тот позитив, радость и польза, которые он привносит в окружающее своим благонравием, присущим истинным верующим. Когда у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили, какие качества противоречат облику мусульманина, он ответил, что скупость и дурной нрав.

    Разум способствует правильному веропониманию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний даёт понимание в религии тому, кому Он желает блага.

    В арабском языке разум обозначается словом «акль» (интеллект), а в английском – слово «sense», которое переводится как «чувство», так и «разум».

    В связи с этим можно считать, что разум «локализуется» не в голове, а в сердце. Там же, где находится вера. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сказав: «Поистине, вера – здесь », трижды указал на грудь. Степень разумности прямо пропорциональна уровню имана. Чем сильнее иман, тем больше разума. Как будто это его ядро.

    Похожие статьи