• Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества. Как использовать шаблоны фотокомпозиции, чтобы улучшить свои снимки Особенности творческой личности

    17.10.2023

    Этот краткий список шаблонов я составил, ссылаясь на снимки из путешествий, которые я сделал в течение последних нескольких недель. Список не исчерпывающий, но он содержит композиционные приёмы, которые я использую чаще всего.

    Начнём с основ:

    Базовые шаблоны по фотокомпозиции

    Правило третей с чистым фоном

    Простой и эффективный способ выделить субъект съёмки и привнести динамику в кадр. Размещение по правилу третей для динамичности (размещение посередине для статичных сцен) и чистый фон помогут взгляду зрителя сосредоточиться на главном объекте, а не блуждать в кадре. Фон может быть простым, например, обычная стена, или можно расфокусировать задний план. В идеале следует подобрать такие цвета между объектом и фоном, которые хорошо работают вместе и дополняют друг друга.

    Правило третей при сбалансированном фоне

    Если вы хотите привнести в изображение больше повествования, попробуйте найти фон, который будет уравновешивать объект. Помогите глазам зрителя переключаться между объектом и фоном. При этом всё так же важно сохранять задний план неперегруженным деталями, чтобы они не вносили путаницу и не перетягивали внимание на себя.

    Правило третей с оживлённым передним планом

    Этот полезный шаблон вдохновлён фотожурналистикой. Он поможет добавить в изображение ощущение действия. Насыщенный передний план в снимке вызывает ощущение динамичности и помогает скрыть хаотичный фон.

    Динамическая диагональ

    Очень простой, но эффективный шаблон, который прекрасно работает, когда имеем дело с действием. Диагонали в гораздо большей степени, чем прямые линии, увеличивают динамический эффект и направляют взгляд зрителей через изображение.

    Обрамление кадра

    Нет нужды представлять этот популярный приём композиции, который также называют «кадр в кадре». Это эффективный способ привлечь взгляд зрителей к определённому элементу изображения.

    Обрамление кадра людьми

    Здесь немного сложнее, но по-прежнему эффективно, преимущественно при использовании широкоугольных объективов. Идея заключается в том, чтобы использовать людей в качестве естественной рамки для главного объекта, а также создать направляющие линии для большей динамики.

    Правило 10-ой части

    На этот раз идея состоит в том, чтобы создать ощущение пустоты в большей части картинки для более драматического результата. Приём хорошо работает с силуэтами или с тёмно-синим небом. В основном, пустое пространство в картинке добавляет драмы.

    Треугольник

    Будучи самой простой формой, треугольник помогает глазам зрителей следовать за тремя основными элементами, заполняющими кадр. Обратите внимание, здесь важно действительно заполнить кадр элементами и не оставлять бесполезное пустое пространство.

    Размещение посередине

    Один из моих любимых приёмов: размещать объект съёмки в центре с симметричным разделением заднего плана. Это придаёт изображению ощущение простоты и сбалансированности. Отсутствие динамики идеально подходит для спокойных и мирных сцен, но лично я предпочитаю нарушать это спокойствие и предсказуемость динамичным движением объекта съёмки.

    Портрет: «взгляд в кадре»

    Когда портретируемый человек смотрит в сторону, это создаёт в изображении напряжённость, которая направляет взгляд зрителя к обеим сторонам снимка.

    Гильотина

    Здесь идея заключается в удалении головы субъекта съёмки из состава кадра. Это делается, чтобы увеличить акцент на других элементах: на руках, ногах, инструментах и т.д. Внимание людей в первую очередь автоматически притягивается к глазам. Поэтому, обрезав голову (а значит и глаза), вы притянете внимание к остальной части изображения. Необязательно удалять всю голову, достаточно убрать глаза.

    Хотя подобные шаблоны помогают быстрее принимать решения, когда действие происходит быстро, они способны блокировать ваш творческий потенциал.

    Часто в путешествиях я сталкивался с продвинутыми фотографами, у которых случался временный застой в творчестве. Они знают всё о настройках фотокамеры и об элементарных правилах композиции, но им сложно выйти за рамки своих привычных изображений. Просматривая их портфолио, мне на ум приходит одно слово – «предсказуемость». Листая снимок за снимком, я вижу одни и те же шаблоны. Фотографии, конечно, очень хорошие, но в них отсутствует оригинальность из-за преизбытка этих шаблонов.

    Поэтому благоразумный фотограф использует шаблоны, чтобы быть быстрее и эффективнее, но с оригинальностью приспосабливает их к каждой конкретной ситуации или моменту.

    Кроме того, важно продолжать создавать новые шаблоны, от которых можно отказаться в любое время. Это помогает фотографу развиваться и сохранять оригинальность.

    Если вы хотите улучшить свои фотографии, просмотрите свои работы: какие шаблоны вы в них видите? Не излишни ли они? Не слишком ли их много в ваших снимках? Если слишком упорно следовать своим шаблонам, то в итоге вы будете снимать самые «предсказуемые» композиции снова и снова.

    Когда вы смотрите на свои любимые изображения, чем они отличаются от других? Как вы умудрились сломать привычные шаблоны и придумать более оригинальные изображения?

    Что же нам делать, чтобы порвать со своими привычными шаблонами и придумать более креативные изображения?

    Освободиться и креативничать

    Изучение работ других фотографов

    Самый простой способ – присмотреться к работам других фотографов. Когда вы видите изображения коллег, которые вас цепляют, посмотрите и проанализируйте снимки. Постарайтесь понять, какая часть композиции вызывает ощущение, что это изображение особенное? Нам всем есть чему поучиться, глядя на чужие работы, так что это хорошее начало.

    В продолжение этой идеи, почему бы не посетить курсы фотографирования в незнакомой для себя области? В начале этого года я участвовал в семинаре по документальной фотографии в Малайзии. Это мероприятие открыло мне двери в новый мир. Будучи профессионалом в сфере туристической фотографии, я никогда не представлял себе ничего подобного.

    Взгляните по-новому

    Существуют инструменты, используя которые, можно по-новому взглянуть на вещи. Самый важный из них – свет. Сосредоточившись исключительно на нём (и на тени), вы можете начать видеть вещи по-другому. Если свет приходится лишь на определённую часть объекта съёмки, можно удалить ту часть, что в тени, и композиция тут же изменится. Сосредоточившись на свете, мы забываем о своих шаблонах и следуем лишь линиям и направлениям, которые дают нам лучи света.

    Изменения к лучшему

    Ещё я нахожу очень полезным изменить ситуацию с точностью до наоборот, когда подставляем своё изображение. Вместо того чтобы спросить себя, что я хочу включить в кадр, сосредоточьтесь на тех элементах, которые вам не нужны, и вы хотели бы исключить.

    Этот подход дополняет метод, в котором для построения композиции используем свет. Вместо того чтобы думать о привычном для себя построении кадра (субъёкт, фон и т. д.), продиктованным избитыми шаблонами, вы думаете только о существенных условиях: о свете и линиях, которые он создаёт. Когда вы решаете убрать любой другой элемент, ваш мозг больше не пытается создавать композицию, используя один из шаблонов, а просто следует тому, что диктует свет.

    Используйте различное оборудование

    Думаю, ещё один хороший способ – использовать различные фотокамеры. Конечно, в фотографии не оборудование главное, но, применяя различные инструменты, можно сломать свои привычные шаблоны.

    Когда я вижу людей, отлично снимающих портреты с 85мм или 100мм объективами при открытой диафрагме, я советую им поснимать некоторое время с 35мм на F/8.0. Тогда они перестают мыслить привычным способом и начинают смотреть на вещи новыми глазами. Точно так же вы можете попробовать изменить привычные пропорции. Если перейти на съёмку в квадратном формате, правило третей возымеет иной эффект, вы увидите, как будет складываться кадр.

    Работа в уме

    Но я думаю, что лучший способ связан не с техникой, а с работой в разуме. Используя различные фотоаппараты, объективы, параметры и пропорции, вы фактически покидаете свою зону комфорта. Тогда-то вы и вступаете в зону обучения. Но этого не случится, если заниматься лишь теми вещами, в которых вы хороши.

    Когда вы постараетесь изменить состояние своего ума (я не говорю о том, чтобы пойти фотографировать в состоянии алкогольного опьянения, хотя этот вариант тоже может привести к интересным результатам), у вас и фотокомпозиция сразу изменится.

    Если вы тревел-фотограф, как и я, почему бы вам не стать фотокорреспондентом на денёк? Я нахожу, что мои композиции кадра и подходы совсем иные, когда я работаю над долгосрочным проектом и/или над серией изображений. Я затрачиваю больше времени на изучение разных элементов ситуации: работаю над деталями, формами, узорами, стараюсь запечатлеть более глубокие эмоции персонажей – вот на чём я могу полностью сосредоточиться, а не на составе кадра.

    Уличная фотография – ещё одна область, в которой я почерпнул много вдохновения. Прогулка по улицам в роли уличного фотографа требует совершенно иного подхода, чем туристическая фотография. Когда я это делаю, мне приходится удерживаться от съёмки привычных для меня вещей и искать новые, оригинальные элементы. Я больше занят поиском света, тени, форм или забавных сцен, которые происходят на улицах.

    Выбравшись из зоны комфорта, вам придётся составить совершенно новый набор правил для фотокомпозиции, что приведёт к экспериментам и, скорее всего, чему-нибудь да научит. Возможно, на первых порах будет сложно, не исключены разочарования. Но разве что-либо представляет интерес, если оно слишком простое?
    Через

    ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

    Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

    Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

    Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

    Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

    Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

    Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.

    Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

    Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

    Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

    Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова , люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

    Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

    Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.()

    Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

    Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

    Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

    Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

    В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

    Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

    В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

    Евгений Басин

    ​​​​​​​

    Творчество (творческая деятельность) - создание чего-то нового: новые, нестандартные решения в житейских ситуациях, создавать что-то новое: тексты, рисунки и пр. Синоним слова творчество - креативность (от англ. слова creative - творческий).

    Особенности творческой личности

    Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности – минимально необходимый «творческий комплекс». Это - достойная жизненная цель, работа по плану, высокая работоспособность, хорошая техника решения задач, способность отстаивать свои идеи и - результативность. См.

    Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество

    Встретилось мнение:

    "Задача психотерапевтического тренинга - в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого - свой".

    Это неверно. Подробнее см.→

    Похожие статьи