• Социологическая психология. Родительство и родительско-детские отношения Родительство как социокультурный феномен

    06.03.2024

    1.1 Родительство как социокультурный феномен

    Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

    Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

    Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

    Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

    Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

    В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

    В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

    Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

    ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

    родительские установки и ожидания;

    родительское отношение;

    родительские чувства;

    родительские позиции;

    родительскую ответственность;

    стиль семейного воспитания.

    Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

    Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

    Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

    Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

    Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентации.

    Родительские установки и ожидания - это установки на цели и средства деятельности в области родительства.

    Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка.

    Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.

    Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, в стиле семейного воспитания.

    Формирование и развитие данного компонента должно касаться, с нашей точки зрения, прежде всего коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей.

    Родительское отношение - относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно.

    Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

    Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

    Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем определения дистанции общения.

    Особое внимание в этом плане нужно уделять навыкам и формам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения к личности ребенка. Кроме того, развитие и коррекция родительского отношения должны учитывать восприятие ребенком того или иного его типа.

    Родительские чувства - это особая группа чувств, весьма значимая в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основных чувств - родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья. Содержание родительских чувств может быть амбивалентным, противоречивым.

    Когнитивная составляющая проявляется здесь на двух уровнях:

    социально одобряемые знания и представления относительно того, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям;

    знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств.

    Эмоциональная составляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка и себя как родителя.

    Поведенческая составляющая включает доверительность, эмоциональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипы контактирования с ребенком. С нашей точки зрения, поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и не конгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей.

    Формирование компонента родительских чувств предполагает умение понимать чувства членов семьи, прежде всего ребенка, и адекватно выражать свои чувства, а также развитие навыков рефлексии исполнения родительской роли. Для коррекции негативных сторон родительских чувств можно опираться на когнитивную составляющую компонента в плане осознания самоценности ребенка, а не как средства для достижения каких-либо целей родителя.

    Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.

    Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции.

    Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители - дети.

    Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных Способах воздействий на ребенка и в характере обращения с ним.

    Формирование родительских позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком, используя различные родительские позиции и регулируя притязания родителя по отношению к ребенку.

    Родительская ответственность в своей основе имеет Дуальную природу: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Член семьи может отвечать за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает имения такого рода ответственность за семью в целом: не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

    Когнитивная составляющая включает представления об ответественном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своем семье.

    Эмоциональная составляющая касается отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональных переживаний связанных с этим, и оценки себя как родителя с этой точки зрения.

    Поведенческая составляющая включает контроль за своим поведением и происходящими событиями, характеризуется занимаемой ролью в семье.

    Формирование компонента ответственности родителя по отношению к собственной семье и ее членам должно опираться именно на внутреннюю его ответственность - перед собственной совестью, а не перед обществом.

    Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, определяет личностное становление и развитие ребенка.

    Когнитивная составляющая основывается на родительским установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Также она включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме вышеперечисленного, фундаментальным основанием когнитивной составляющей служат ценности родителей, которые формируют не только данную составляющую стилям воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

    Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье. Это и оценка себя каст родителя в целом.

    В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспекте форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставление ему относительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и другие.


    От матерей по заботливости и привязанности к своим детям». Поэтому будущим родителям стоит всерьез задуматься о совместных родах. 4. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка раннего возраста Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в...

    Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

    Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...

    С окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей. Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста 3.1 Организация и методы исследования В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено...

    Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развитии. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

    Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.



    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

    Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

    Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.



    Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

    Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

    Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

    Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

    При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

    При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

    Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

    М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

    Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

    Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

    В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

    Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д.Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности - неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» - с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка.


    Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами. Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает...

    Родительство как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    По этой гипотезе наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью.

    Вторая гипотеза — дети относятся к другим, так же как родители относились к нему.

    С точки зрения И. В. Дубровиной, только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины.

    Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях.

    Однако И. В. Дубровина и М. И. Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным считают они характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, которые о нем заботятся.

    В.Н. Дружинин отмечает, что ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери.

    Воспитание в неполной семье сказывается на будущих брачно-семейных отношениях. Имеющиеся данные показывают, что процент распада брака у детей из неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях.

    Нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием ей подчинялись, и от своей семейной жизни ждут только повторений отношений с матерью.

    Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами.

    Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю.

    Многочисленные исследования доказывают влияние родительской семьи на стиль воспитания реализуемый мужчинами в своей собственной семье (отношение к будущему ребенку, отношение к себе как будущему родителю, родительской роли).

    В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.

    Заключение На основании проведённого исследования мы можем сделать такие выводы. Родительство — это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

    Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством .

    Функции и задачи родителей — это динамическое явление. Изменение функций и задач родителей напрямую зависят от возраста ребёнка. Например, тотальный контроль важен на этапах раннего младенчества и раннего детства, затем он ослабляется, проявляясь на последующих этапах только в форме косвенного контроля.

    Но существует и такие функции и задачи родителей, которые остаются неизменными на разных этапах. Этими функциями и задачами являются: создание благоприятной обстановки в доме; забота, уважение, внимание и любовь по отношению к детям.

    Именно выполнение этих функций и задач ведёт к формированию чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и складыванию положительной самооценки на этапе школьного периода. Именно внимание, забота, уважение и любовь являются основополагающими элементами в построении доверительных и теплых отношениях между родителями и детьми.

    1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. — 98с.

    2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.

    3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.

    4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — - КГУ, 2004. — 26 с.

    5. Ильин В. А. Археология детства. — М.: Класс, 2002.- 180 с.

    6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.

    7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1

    8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.

    9. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005, 368 с.

    10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. — 512 с.

    Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1, с.24

    Список литературы

    1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. - 98с.
    2. Дружинин В. Н. Психология семьи . - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
    3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.
    4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - - КГУ, 2004. - 26 с.
    5. Ильин В. А. Археология детства . - М.: Класс, 2002.- 180 с.
    6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
    7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. - Курган, 2005. - № 1
    8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства . - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 295 с.
    9. Овчарова Р. В. Психология родительства .- М.: Академия, 2005, 368 с.
    10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений . Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
    Заполнить форму текущей работой

    ИЛИ

    Другие работы

    Авторы подводят итог работе, формулируя следующие основные результаты и выводы: и дизиготных парах близнецов от частотного распределения аллелей в популяции. Таким образом, проведённое исследование сообщает о степени влияния генетических и средовых факторов на интеллект. Возникает вопрос: насколько широко можно обобщить результаты применительно к другим испытуемым? Мы считаем, что сравнение...

    В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала...

    ОглавлениеВведениеГлава 1. Цели и задачи экопсихологииГлава 2. Понятие глобальных проблемГлава 3. Проблема коэволюции человека и природы в трудах Н. Н. МоисееваГлава 4. Основные проекты решения глобальных проблемЗаключениеСписок литературы Глобальные экологические порблемы на пороге ХХI века. Под ред. Яншина А. С. - М., 1998. Громыко А. Н. Гали Б., Макнамара Р. Выживут ли земляне....

    Курсовая

    Полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность...

    Курсовая

    % Имеют низкий уровень самооценки (Рисунок 2.2.).Рис 2.2. Распределение уровня самооценки у испытуемыхРассмотрим далее оценку испытуемыми из это группы частных компонентов самооценки, выявляемых с помощью методикиБудасси. Особенно высокими оказались результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «Уверенность в себе» - 79 баллов, «Умственные способности» - 80 баллов. По указанным шкалам...

    Курсовая

    По методике, определяющей уровень выраженности лидерских качеств первый респондент, набрав по методике 32 балла, обладает средней выраженностью лидерства. У руководителя второй группы лидерство выражено в сильной степени, т.к. он набрал 37 баллов. Третий респондент, хотя и попадает в группу баллов от 36 до 40 и, таким образом демонстрирует выраженность лидерства в сильной степени, набрал 39...

    В результате вылазок сепаратистов на юге Таиланда 51 человек погиб // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=587 852. Европейский сепаратизм: Корсика // URL: http://www.eastwest-review.com/rus/article/evropeiskii-separatizm-korsika. Кеохейн Р.О.б Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение). //Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. Китай, Тибет, олимпиада. Ваше мнение? //...

    выполнила:

    Учитель-логопед

    МБДОУ № 267

    г. Екатеринбург

    Винарова Юлия Рауфовна

    Консультации для воспитателей

    Ессе «Материнство, как социокультурный феномен»

    В вопросах Материнства и детства наше современное общество «раскололось» на две примерно равные части. Одни склоняются к дето-центризму – ребенок центр семьи, другие являются приверженцами «Оствляющего стиля»- характерный для IV-VIII веков нашей эры.

    «Какой же вид отношения к ребенку более подходящий?» - этот вопрос начал беспокоить общество только в XVIII веке. До этого воспитание детей испытало множество изменений: от детоубийства; отношения к ребенку, как к прислуге; и наконец, мы дошли до помогающего стиля – подразумевающего участие в воспитании ребенка обоих родителей, оценивающего природу ребенка, как добрую и способную к развитию.

    Принятие термина «Материнства», как мы привыкли его воспринимать, появилось только в середине XVIII века, в этот же период появилась первая поликлиника. А до этого момента отношение к детям было совсем иное. Детей рождалось много, детские смерти случались часто, и отношение взрослых людей было равнодушным. Родители могли отдать ребенка кормилице, в другую семью или монастырь. Наверное, это исходило из того, что люди постоянно работали в полях, были рабами. Более же обеспеченные люди относились к детям более лояльно, можно сказать более внимательно.

    Даже в нашем современном обществе можно лицезреть семьи, и матерей, которые не задумываются о будущем своих детей, о их психологических потребностях и особенностях (При этом это не обязательно алкозависимые/наркозависимые). Просто у таких людей низкий уровень эмоционального и социокультурного развития.

    Полагаясь на свой материнский опыт впервые я стала мамой в 21 год – своевременный возраст. Могу сказать следующее: материнского инстинкта с первых дней жизни старшего ребенка я не почувствовала, особой любви к своему ребенку тоже не заметила. Было чувство интереса, ответственности перед другими людьми (так нужно, так должно быть), а голове билась одна мысль: «Зачем мне это надо?». Через некоторое время начало появляться маленькое чувство любви, нарастало оно ежесекундно, ежедневно, с каждым днем становилось сильнее и сильнее. Переросло оно в огромную любовь.

    Вот при появлении второго ребенка, все произошло намного быстрее, и роды, и уход за ребенком казался проще и естественней. Но так же не было огромной любви к ребенку с первых секунд, чувство появилось позже.

    Проводя аналогию с животными, можно сказать, что есть какой-то материнский инстинкт на физиологическом уровне – выносить, родить, выкормить. Выполнить свое природное предназначение. А вот понятие «Материнский инстинкт» как его трактуют поэты, музыканты это уже творение культуры человечества и общества.

    Людям кажется, что они стали более культурными, развитыми, и воспитание детей идет по новым стандартам. Посмотрим, что из этого получится?

    В соответствии с современными научными представлениями об условиях и механизмах психического развития человека, становление интеллекта и личности ребенка невозможно без общения и взаимодействия со взрослыми, и в первую очередь с родителями.

    Семья как важнейший социальный институт, ближайшее социальное окружение ребенка, составляющая социальной ситуации развития опосредует его взаимодействие с «большим социумом». Она удовлетворяет важнейшие базовые органические и социальные потребности ребенка в эмоциональной поддержке, принятии, уважении и защите (Н. II. Авдеева, А. Бандура, Л. И. Божович, Дж. Боулби, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, М. И. Лисина, А. Е. Личко, О. А. Карабанова, А. С. Спива- ковская, 3. Фрейд, Э. Г. Эйдемиллер и другие). В семье ребенок учится понимать других людей, воздействовать на них, выстраивать отношения и социальные связи. Взрослый, сотрудничая с младенцем, создает для него зоны ближайшего развития в двигательной, речевой и всех других сферах, что способствует развитию психики, обеспечивает формирование специфически человеческих способностей. Эмоциональная обстановка в семье, в которой растет ребенок, закладывает основы его мировосприятия, влияет на уровень его психологического благополучия.

    Важнейшим компонентом структуры современной семьи являются межпоколенные связи и отношения, прародителей, родителей, детей.

    Родительство как отдельная подсистема семейных отношений сложилось на протяжении исторического развития человечества.

    Родительство - это значимая социальная роль, важная сфера самореализации взрослой личности, существенный аспект ее жизненного пути. Оно включает систему норм, правил, моделей поведения матери/отца, в которых отражены вклад каждого из них, их функции по уходу за ребенком и его воспитанию.

    Родительство имеет исторически-конкретную форму; современное родительство - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития 1 .

    В главе 1 уже упоминалась периодизация истории детства Л. Демоза, в которой представлена последовательность стилей воспитания, сменяющих друг друга с древности до XX в.: инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий. Хотя этот подход и небезупречен (в нем не учитываются социально-экономическая история, культурные, религиозные и другие особенности государств, амбивалентность отношения к детям), он все же выделяет историческую тенденцию роста внимания и интереса к детям, индивидуализации заботы о них, понимания взрослыми ценности и субъектности детей. Исторически не так давно, лишь к концу XVIII - началу XIX в. в общественном сознании утвердилась детоцентрическая ориентация, а родительская любовь стала признаваться одной из главных нравственных ценностей .

    Развернутый анализ родительства как самостоятельного психологического образования внутри семейной системы представлен в работах Р. В. Овчаровой . Родительство рассматривается как интегральное психологическое образование личности (отца и (или) матери). Оно проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне (т.е. неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером но отношению к своим или приемным детям).

    Формирование родительства - это длительный процесс согласования представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, их функций, распределения ответственности, обязанностей. На начальных этапах родительство неустойчиво, периодически возникают конфликтные ситуации. Развитая форма родительства характеризуется определенной стабильностью, реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарное™ его динамических проявлений.

    Структура родительства сложна и включает ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Компоненты родительства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Выделяют две основные стратегии реализации родительства: 1) восприятие родительской роли (рождения ребенка) как ограничения для самореализации; 2) восприятие родительской роли как появления новых возможностей для самореализации.

    Наиболее подходящей для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия, когда происходят соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и детей.

    Если понятие «родительство» является надындивидуальным целым, то понятия «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.

    Изучение материнства как психологического феномена в зарубежной психологии началось во второй половине XX столетия, в отечественной - чуть позже, в 1980-1990-е гг. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, О. Р. Ворошнина, М. С. Радионова, Н. В. Самоукина, Г. Г. Филиппова и другие.

    Г. Г. Филиппова предложила психологическую концепцию материнства с позиции культурно-исторического подхода, анализируя всю сложность взаимодействия биологически обусловленных и культурных механизмов развития материнского поведения . Материнство рассматривается как часть личностной сферы женщины, ориентированная на задачи рождения и воспитания ребенка. Материнство связано с выполнением особых функций по отношению к ребенку: видотипичных и конкретно-культурных. Видотипичные функции матери помогают развить базовые структуры эмоционального благополучия, особенности деятельности ребенка как представителя своего вида. Конкретно-культурные функции обеспечивают формирование отношения ребенка к миру, к себе и оценке успешности своих действий как члена определенной культуры. Сама способность матери к выполнению ее функций по отношению к ребенку складывается в ходе онтогенеза на основе целого набора средств культуры (ценностей, традиций, поверий).

    Материнство имеет филогенетическую и онтогенетическую историю. Психологическая готовность к реализации родительской функции и материнская позиция женщины формируются в результате присвоения личностью опыта социокультурной практики материнства (а не как реализация, разворачивание его врожденной инстинктивной природы).

    В концепции материнства Г. Г. Филипповой выделяются шесть этапов онтогенетического развития материнской нотребностно-мотивационной сферы.

    • 1- й этан - взаимодействие с собственной матерью - определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, становится посредником между дочерью и социокультурной практикой материнства. На основе опыта взаимодействия с матерью посредством психологических механизмов ассимиляции, идентификации, осознанного обучения формируется собственная материнская идентичность женщины. Этот этап начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза.
    • 2- й этап - развитие материнской сферы в игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре (в «семью», «дочки-матери») моделируется ориентировка девочки в содержании материнской роли. Происходит формирование устойчивого образа-эталона материнской роли.
    • 3- й этап - нянченье (от 4-5 до 12 лет) как проба своих возможностей в реальном уходе за младенцем и его воспитании, накопление опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте.
    • 4- й этап - дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер в период полового созревания, когда происходит разделение и затем интеграция ценностей и мотивационных основ материнской и половой сфер.
    • 5- й этап - взаимодействие с собственным ребенком : формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка, родов и в период ухода за младенцем и его воспитания.
    • 6- й этап - формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). Преодоление симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» - «ребенок».

    При изменении общественных отношений сложившиеся ранее модели материнства и детства частично устаревают и должны трансформироваться; отношение женщины к своей роли матери также изменяется. В современных условиях стремительных социальных изменений наблюдается тенденция поиска нового пути формирования материнской сферы , более направленного и осознанного развития информационных и эмоциональных основ материнства.

    Хотя о роли отца в развитии ребенка говорили еще 3. Фрейд, К. Г. Юнг и другие психологи, но основные исследования роли семьи в развитии ребенка сосредоточивались на анализе взаимоотношений матери и ребенка. На современном этапе отцовство все чаще становится предметом научно-психологического осмысления 1 . Оно рассматривается как системное психолого-педагогическое явление особой деятельности по воспитанию ребенка с учетом фактора возраста. Отцовство как многомерный психологический феномен включает ряд аспектов: отцовство как мотива- ционно-потребностная сфера личности; отцовство как ценность и сфера самореализации личности; отцовство как система отношений родителя . Формирование отцовства, принятие роли отца связаны с переосмыслением себя и своей роли в семье и жизни в целом, принятием ответственности за благополучие жены и детей, перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами.

    На современном этапе развития общества семья значительно изменяется: женщины все чаще работают вне дома, традиционные роли супругов пересматриваются. Это приводит и к трансформации роли отца в семье. Выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка в современном мире (по количеству времени и качеству общения) .

    • Традиционный отец. Главную задачу видит в материальном содержании и защите жены и ребенка. В семье воплощает авторитет и силу; его слово - закон, его поведение обсуждению не подлежит. С ребенком эмоциональной близости нет, взаимодействие происходит скорее в сложных, конфликтных ситуациях, когда возникают разногласия и требуется принять решение.
    • Отец-партнер. Уверен, что его роль в семье не сводится к материальной поддержке, и он нужен как второй родитель для воспитания детей. Активен в отношениях с детьми, выступает как образец, помощник и партнер по играм.
    • Новый отец («ответственное отцовство»). В этом варианте подчеркивается важность родительства, общения с ребенком для самого отца. Указывается на равное (хотя и не одинаковое) участие обоих родителей в уходе за ребенком начиная с самых первых дней, что обеспечивает тесную эмоциональную связь.

    Таким образом, модели «отец как носитель социальных требований к поведению и достижениям ребенка» и «отец как помощник матери в воспитании детей» в настоящее время недостаточны. Отцы становятся полноправными родителями: теперь их воспитательный вклад не сводится к созданию образцов поведения и дисциплинированию, а включает и эмоциональное общение с ребенком, и первичный уход за младенцем. Термин «со-родительство» призван подчеркнуть новизну ситуации и равенство вклада матери и отца в жизнь семьи во всех ее сферах

    Похожие статьи