• Виды этикета для детей: за столом, в гостях, поведения на улице, в общественных местах, в школе, в семье, в театре. Этикет вежливости, общения, речевой, телефонный. Речевой этикет для детей Что такое этика для детей

    09.03.2024

    Правилами этикета должен владеть каждый человек в совершенстве. В них прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Но, к сожалению, очень часто нам приходится их изучать уже будучи в зрелом возрасте. Иногда это становится настоящей проблемой. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства. Элементарные правила поведения, которым учат своих детей родители, служат воспитательным целям. Только зная основные вещи, можно переходить на следующий этап в изучении правил этикета.

    Дети с невероятной способностью принимают всю информацию, которая их окружает. В первую очередь они видят перед собой родителей. Именно с них они берут пример, буквально копируя их поведение и манеру разговаривать. Очень важно, чтобы родители вели себя должным образом. Наглядный пример как ничто другое показывает, как нужно себя вести и говорить. И, следовательно, видя перед глазами пример хорошего поведения, дети будут стремиться к этому идеалу.

    Правила этикета нужны везде: в школе, в транспорте, дома, в гостях, в театре и многих других местах. Основные правила довольно просты, и детям не составит труда их запомнить. Дети, изучившие все правила и применяющие их в жизни, никогда не попадут в неловкую ситуацию и избегут казусов. А это способствует повышению детской самооценки и формированию целостной личности. Важно, чтобы ребенок еще в самом раннем возрасте чувствовал себя уверенным. Эта уверенность, в свою очередь, должна быть основана на его собственных достижениях.

    Понятия о добре и зле дети получили еще в дошкольном возрасте, а вот о правильном поведении — в процессе всего обучения в школе. Ведь школа является вторым домом. Учителя имеют такую же задачу, как и родители: они являются воспитателями детей. Но само воспитание не должно заключаться исключительно в нравоучительных беседах. Ученикам свойственно воспринимать лучше наглядный пример, поэтому для учителя главная задача — показывать положительный пример детям.

    Главная цель — научить детей использовать правила поведения не только «на людях», но и дома. Конечно, правила поведения разнятся в зависимости от места и самого мероприятия. Но это вовсе не говорит о том, что где-то можно не следовать элементарным правилам. Культура поведения должна соблюдаться везде, и именно это должно быть сквозной целью всех занятий.

    При обучении этикету следует применять различные формы проведения занятий:

    — занятия-беседы строятся в основном на прямом общении учителя и учеников. После небольшого рассказа учителя следует вопрос, на который дети должны ответить, используя полученную только что информацию и свои собственные знания. При такой форме занятий можно легко узнать общий уровень знаний детей по определенной теме. Форма «вопрос—ответ» позволяет обратиться как к одному ученику, так и к целому классу. При этом ответы учеников должны быть аргументированы. Если правильный ответ не был получен, то учитель должен еще объяснить материал по этому вопросу;

    — занятия-тренинги — новый метод обучения. Основан на рассмотрении одних и тех же ситуаций с разных сторон. Эффективность достигается за счет проигрывания правильных и неправильных линий поведения. Дети самостоятельно находят ошибки и с помощью учителя исправляют их. При такой форме проведения задачи перед учителем стоит цель лишь помочь детям двигаться в нужном направлении. Занятия-тренинги позволяют проиграть несколько сценариев на одну тему. Благодаря приему «Что будет, если...» ученики могут самостоятельно моделировать свое поведение;

    — занятия-игры — моделирование реальных событий общественной жизни. Это помогает прочувствовать ситуацию изнутри, проанализировать все возможные варианты поведения и определить правильные. Кроме того, материал, поданный в форме игры, воспринимается очень легко и лучше усваивается. В процессе игры ученики делятся либо на группы, либо на пары. Благодаря такому разделению дети учатся взаимопониманию; — занятия с психологом помогают ученику раскрыть свой внутренний потенциал и лучше понять самого себя. Во время таких занятий можно определить уровень самооценки каждого ученика. При этом следует обратить внимание на ребят с низкой самооценкой, возможно, провести индивидуальные беседы.

    Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя. Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми. Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.

    Правила хорошего тона

    Правила хорошего поведения - это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

    «Если родители соблюдают правила вежливости и этикета, то и ребёнок не станет вести себя как попало».

    Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

    Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают , в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила и аккуратности.

    «Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон - базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета - не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях».

    Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

    Объясняйте ребёнку, что некрасиво :

    • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
    • не приветствовать членов семьи утром и вечером
    • громко топать, кричать, хлопать дверями
    • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
    • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
    • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
    • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
    • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
    • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
    • очень громко разговаривать, болтать без умолку
    • волочить ноги при ходьбе
    • жевать жевательную резинку на людях.

    У меня зазвонил телефон

    Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

    Научите его вести беседу по телефону:

    1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
    2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
    3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
    4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
    5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
    6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
    7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
    8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
    9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
    10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если - не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

    Как вести себя за столом

    С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

    «Совет. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия».

    Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

    • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
    • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
    • сильно набивать рот
    • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
    • класть локти на стол
    • брать пищу руками (ковыряться)
    • выплёвывать еду
    • откидываться и раскачиваться на стуле
    • сидеть за столом, развалившись.

    Нужно:

    • помыть руки перед едой
    • приступать к еде со всеми вместе
    • кушать молча
    • пользоваться салфетками
    • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

    Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

    «Совет. Не стоит попускать невыполнение правил. Правила этикета, которые ребёнок не желает выполнять с детства, будет достаточно сложно привить в старшем возрасте. Напоминайте правила почаще».

    Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

    Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

    Идём в гости

    Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

    Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

    1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
    2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок - «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
    3. При встрече следует с радостью поздороваться.
    4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
    5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
    6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
    7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
    8. Нехорошо напрашиваться в гости.
    9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
    10. Не нужно забывать прощаться.

    Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

    Посещаем театр

    Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

    Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

    1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм - это одежда для прогулок и игр. Собираясь в , мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам - нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
    2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
    3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось - нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
    4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями - в антракте.
    5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
    6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
    7. Если простужен - лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
    8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
    9. Нельзя протягивать ноги в проход.
    10. Не нужно шуметь.

    «Совет. Ребёнку младшего дошкольного возраста лучше не покупать билеты на первый ряд. Увидев близко лица загримированных актёров, малыш может испугаться и заплакать. Посещение театра будет испорчено, и сходить в него ещё раз у малыша не возникнет желания».

    Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада - лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

    Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети - разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

    Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения. Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки. Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

    Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя. Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми. Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.

    Правила хорошего тона

    Правила хорошего поведения - это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.

    «Если родители соблюдают правила вежливости и этикета, то и ребёнок не станет вести себя как попало».

    Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.

    Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают , в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила и аккуратности.

    «Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон - базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета - не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях».

    Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.

    Объясняйте ребёнку, что некрасиво :

    • почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
    • не приветствовать членов семьи утром и вечером
    • громко топать, кричать, хлопать дверями
    • опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
    • вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
    • чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
    • вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
    • заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
    • прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
    • очень громко разговаривать, болтать без умолку
    • волочить ноги при ходьбе
    • жевать жевательную резинку на людях.

    У меня зазвонил телефон

    Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.

    Научите его вести беседу по телефону:

    1. Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
    2. Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
    3. Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
    4. Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
    5. Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
    6. Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
    7. Не нужно забывать отвечать на приветствие.
    8. Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
    9. Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
    10. Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если - не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.

    Как вести себя за столом

    С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.

    «Совет. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия».

    Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

    • кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
    • не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
    • сильно набивать рот
    • садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
    • класть локти на стол
    • брать пищу руками (ковыряться)
    • выплёвывать еду
    • откидываться и раскачиваться на стуле
    • сидеть за столом, развалившись.

    Нужно:

    • помыть руки перед едой
    • приступать к еде со всеми вместе
    • кушать молча
    • пользоваться салфетками
    • благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

    Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.

    «Совет. Не стоит попускать невыполнение правил. Правила этикета, которые ребёнок не желает выполнять с детства, будет достаточно сложно привить в старшем возрасте. Напоминайте правила почаще».

    Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку

    Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.

    Идём в гости

    Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.

    Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:

    1. Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
    2. С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок - «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
    3. При встрече следует с радостью поздороваться.
    4. Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
    5. Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
    6. Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
    7. Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
    8. Нехорошо напрашиваться в гости.
    9. Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
    10. Не нужно забывать прощаться.

    Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.

    Посещаем театр

    Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.

    Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:

    1. В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм - это одежда для прогулок и игр. Собираясь в , мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам - нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
    2. В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
    3. Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось - нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
    4. Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями - в антракте.
    5. Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
    6. Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
    7. Если простужен - лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
    8. Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
    9. Нельзя протягивать ноги в проход.
    10. Не нужно шуметь.

    «Совет. Ребёнку младшего дошкольного возраста лучше не покупать билеты на первый ряд. Увидев близко лица загримированных актёров, малыш может испугаться и заплакать. Посещение театра будет испорчено, и сходить в него ещё раз у малыша не возникнет желания».

    Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада - лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.

    Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети - разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.

    Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения. Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки. Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.

    Хорошим манерам нужно учить с детства. Статья поможет научить ребенка правилам столового, театрального, семейного и телефонного этикет.

    Слова «Какой воспитанный ребенок!», брошенные кем-то знакомым или незнакомым, звучат музыкой для родительских ушей. Они горды за свое чадо и за себя, так как сумели привить ему правила хорошего тона. Как и любым другим вещам, учить этикету дошкольника и младшего школьника нужно в игровой непринужденной форме.

    Виды этикета детей

    Прежде чем начать учить ребенка этикету, необходимо понять самим и объяснить ему, что же это слово обозначает.

    Этикет – это правила поведения в обществе, то есть, общения с окружающими людьми. Данные правила учат ребенка хорошим манерам и воспитанности.

    Хорошие манеры – это умения ребенка или взрослого:

    • вести себя при общении с другими людьми
    • позиционировать себя
    • характерная походка
    • речь (не только употребляемые при разговоре слова, но также громкость и интонация)
    • жесты и мимика
    • прочее

    Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вел себя хорошо. Но, к сожалению, не каждый понимает, что это «хорошо» означает. Чтобы научить малыша хорошим манерам, мама и папа сами должны быть знакомы с моральными и нравственными ценностями.

    Ведь примером для подражания и единственным авторитетом для ребенка в раннем детстве и дошкольном возрасте являются мама и папа. Эти люди должны, в первую очередь, сами обладать спасительными качествами, а именно, быть:

    • вежливыми
    • сдержанными
    • скромными
    • отзывчивыми
    • рациональными
    • участливыми
    • ненавязчивыми
    • опрятными
    • аккуратными

    ВАЖНО: Также родители должны понимать, что на развитие их малыша значительное влияние оказывает и его окружение. Чтобы ребенок имел хорошие манеры, необходимо ограничить его контакты с теми людьми, которые ими не обладают

    В зависимости от специфики общения, различают определенные виды этикета:

    • речевой (правила вербального общения с окружающими)
    • столовый (правила общения во время еды)
    • выходной (правила поведения в общественных местах для отдыха, например, театре или кино)
    • семейный (правила общения между членами семьи, в том числе, старшими и младшими)
    • телефонный (сегодня к данному виду целесообразно отнести правила общения не только при разговорное по телефону, но и при переписке по смс, электронной почте, прочее)
    • гостевой (правила поведения в гостях)
    • пассажирский (правила поведения в транспорте)
    • учебный (правила общения с воспитателями, учителями, одногруппниками и одноклассниками во время учебного процесса)
      профессиональный
    • спортивный
    • свадебный
    • траурный
    • военный
    • религиозный
    • дипломатический
    • корпоративный

    По возрасту актуально учить ребенка первым восьми видам.

    Обучение этикету детей 4, 5, 6 лет и школьников

    Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих.

    Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно.

    1. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)
    2. Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация
    3. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
    4. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету

    ВАЖНО: Правила хорошего тона нужно закреплять. Ребенку необходимо общаться с детьми, чтобы уметь вести себя в их коллективе. Также родители должны организовывать малышу походы в цирк, театр, на выставки, в кафе, прочее

    ВИДЕО: Речевой этикет УРОК ПО ЭТИКЕ

    Этикет для детей за столом

    Насколько удивительным это не кажется, но обучение малыша столовому этикету начинается до года, с введением блюд прикорма или с момента, когда крохе вручают ложечку, чтобы он попытался есть самостоятельно.

    Уже тогда кроха должен узнать, что:

    • едят в строго отведенных местах – на кухне или в столовой
    • для еды используют специальные предметы -посуду и столовые приборы
    • еда – это не игра
    • кушать нужно аккуратно

    ВАЖНО: Еще до года нужно предлагать ребенку салфетку и показывать, что ею во время еды нужно вытирать ротик

    1. Использовать нужные столовые приборы. Начать нужно с элементарного: первое едят из глубокой тарелки, второе – из мелкой; вилку держат в левой руке, а нож – в правой (если, конечно, малыш не левша), прочее. Позже нужно объяснить ребенку правила пользования более сложными столовыми приборами, например, кокотной вилкой или ножом для рыбы. Освоить сервировку стола ребенку поможет специальная схема – картинка, как на фото
    2. Сидеть ровно, с прямой спиной. Для усвоения этого правила необходимо, чтобы у ребенка был обеденный стул, соответствующий его росту
    3. Не разговаривать и не баловаться. Тут не грех вспомнить фразу «Когда я ем, я глух и нем», придумать игру, которая бы проиллюстрировала, как некрасиво, когда кто-то балуется за столом
    4. Кушать нужно аккуратно, не размазывать еду по тарелке
    5. Делить кусочки на большие, чтобы не набивать рот
    6. Вытирать рот салфеткой
    7. Не тянутся через весь стол за каким-то блюдом, а попросить передать его
    8. Не класть локти на стол
    9. Не брать за стол игрушки
    10. Проявлять заботу об окружающих
    11. Говорить вежливые слова, принимаясь за трапезу («Приятного аппетита!») и заканчивая ее («Спасибо!»)

    ВАЖНО: Во время обучения ребенка столовому этикету родители не должны переусердствовать – порой поучение и критика с их стороны выглядят более невежливо, чем баловство со стороны ребенка

    ВИДЕО: Презентация Этикет и правила поведения за столом

    Этикет для детей в гостях

    Когда ребенок приходит в гости к взрослым, знакомым родителей, или детям, своим друзьям, он проходит своего рода экзамен на воспитанность. Он сдаст его успешно, если будет знать, что:

    1. Ходить в гости нужно только по приглашению. Неожиданный визит вряд ли будет приятен хозяевам
    2. Звонить или стучать в двери нужно ненастойчиво, максимум дважды
    3. Приходить в гости с пустыми руками невежливо, нужно иметь с собой хотя бы символический гостинец
    4. Первое, что должен сделать гость – поздороваться
    5. Будучи гостем, нужно вести себя сдержанно и спокойно. Нельзя трогать без спроса вещи, тем более, лазить в шкафы, открывать ящики. Нельзя бегать и шуметь
    6. Нельзя отпускать негативные комментарии по поводу дома хозяев и его обстановки, даже если в нем не слишком чисто или неприятно пахнет
    7. Если хочется рассмотреть что-то из обстановки дома (сувенир, фото, игрушку, прочее), нужно попросить разрешение у хозяев
    8. Уходя домой, необходимо поблагодарить хозяев за радушный прием и хорошо проведенное время

    Поход в гости — экзамен на вежливость для ребенка.

    ВАЖНО: Нужно объяснить ребенку, что уходить домой от гостей нужно тут же, как об этом попросят родители. Даже если играть в гостях очень интересно, малыш не должен ныть, капризничать, просить остаться еще ненадолго. Слишком продолжительный визит может быть утомительным для хозяев

    Этикет поведения детей на улице

    Находясь на улице, ребенок пребывает в обществе других людей, если, конечно, это не прогулка где-то в лесу. Своим поведением он не должен доставлять им дискомфорт.

    Родители должны объяснить малышу, что:

    1. Ходить на тротуаре нужно по правой стороне. Тогда удастся избежать столкновения с теми, кто идет навстречу
    2. Нельзя сорить. Для обложек от конфет, огрызков, прочего мусора существуют урны
    3. Нельзя показывать на прохожих пальцем
    4. Нельзя останавливаться посреди тротуара, преграждая путь тем, кто идет сзади. Если развязался шнурок, нужно отойти в сторону и там уже его завязать
    5. Нужно соблюдать правила дорожного движения. Это – вопрос безопасности
    6. Со знакомыми людьми нужно здороваться
    7. Никогда нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми
    8. Лучше не кушать на ходу. Чтобы сгрызть яблоко или полакомиться мороженным, лучше присесть на скамейку

    ВАЖНО: Уже с малого возраста можно приучать мальчика помогать маме носить покупки. Тогда шанс, что он вырастет галантным, увеличатся

    Этикет поведения детей в общественных местах. Этикет поведения детей в театре

    Сегодня у родителей есть возможность «выводить ребенка в свет» — посещать с ним общественные места:

    • детские игровые комнаты
    • парки развлечений
    • зоопарки
    • театры
    • музеи
    • выставки

    Глядя на такую картинку, ребенок должен сказать, как можно и как нельзя вести себя в театре.

    Чтобы подобное времяпрепровождение не обернулось кошмаром из-за ужасного поведения ребенка, родители должны объяснить ему, что можно, а что нельзя.
    Так, в театре:

    1. Приходить на представление нужно вовремя. Появление в зрительном зале после третьего звонка – это неуважение к актерам и дискомфорт для других зрителей
    2. Верхнюю одежду необходимо оставлять в гардеробе
    3. Перед представлением нужно сходить в туалет, чтобы потом не пришлось идти туда во время представления
    4. Если до своего места приходится добираться через кресла, на которых сидят люди, идти надо к ним лицом
    5. Если кому-то нужно пройти на свое место мимо ребенка, он должен привстать и пропустить того человека
    6. Занимать нужно исключительно то место, которое указано в билете
    7. Во время спектакля кушать и пить нельзя, это можно сделать в буфете в перерыв
    8. Во время спектакля нельзя разговаривать
    9. В очереди в туалет, буфет или гардероб нельзя толкаться

    ВАЖНО: Современное важное правило: если у ребенка есть мобильный, его на время спектакля лучше отключить. Разговоры по телефону в театре – проявление крайней невежливости

    ВИДЕО: Азбука этикета. в театре.

    Речевой этикет для детей. Этикет общения ребенка

    Знание правил речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми. Он включает в себя:

    • знакомство
    • приветствие
    • привлечение и удержание внимания собеседника
    • умение просить
    • умение отказывать
    • умение извиняться
    • умение сочувствовать, проявлять участие
    • поздравления
    • прощание
    • благодарность

    Красивая, правильная и вежливая речь ребенка — его достоинство.

    Общаясь, ребенок дошкольного возраста уже должен:

    В форме коротких и ритмичных стишков детям легче будет выучить правила хорошего тона.
    Кроме собственно правил этикета рифмовки:

    • тренируют память ребенка
    • тренируют речь ребенка
    • расширяют словарный запас ребенка

    Вот несколько примеров интересных стишков:


    Этикет поведения детей в семье

    Прошли те времена, когда к мамам и папам обращались на «Вы». Сегодня общение в семье более свободное. Тем не менее, ребенок должен знать, что:

    • общаться со взрослыми нужно вежливо и с уважением
    • нельзя пререкаться с родителями, бабушками и дедушками
    • заходя в комнату взрослых, нужно постучать
    • нельзя ябедничать родителям на брата или сестру

    ВАЖНО: В свою очередь, родители должны вежливо относится к детям, учитывать их пожелания и интересы, ни в коем случае не забывать, что они, хоть и маленькие, но личности

    Этикет поведения детей в школе

    Когда ребенок идет в первый класс, для него начинается совершенно новая жизнь. Теперь у него совершенно новая функция: он – ученик. Родители дома и учителя в школе должны объяснить ему правила поведения в школе.

    Вот некоторые из них:

    1. В школу нельзя опаздывать. Нужно приходить за 10-15 минут до начала занятий
    2. Необходимо иметь с собой сменную обувь
    3. В классе нужно сидеть на своем месте
    4. Нужно иметь при себе все необходимые для работы принадлежности
    5. Разговаривать во время урока нельзя, для общения с детьми есть перемена
    6. Выполнять домашнюю работу нужно обязательно
    7. К учителю нужно проявлять уважение
    8. До окончания урока выходить из класса нельзя
    9. Пропускать уроки можно только по болезни
    10. Если учитель входит в класс, приветствовать его нужно стоя
    11. Если на уроке захотелось в туалет, нужно поднять руку и попросить разрешение ненадолго покинуть класс
    12. На перемене не кричать, не бегать по коридорам, не толкаться и не драться
    13. Прочее

    ВАЖНО: Во многих школах сегодня установлены свои правила. О них должен рассказать классный руководитель. Иногда такие правила публикуют в брошюрах и раздают всем ученикам класса

    ВИДЕО: Правила поведения в школе

    Телефонный этикет для детей

    Мобильный телефон есть чуть ли не у каждого современного первоклашки. Ребенка нужно научить, как правильно разговаривать по нему и писать смски.

    • разговор по телефону нужно начинать с приветствия
    • в общении по телефону соблюдаются все правила речевого этикета
    • сообщения, даже если они адресованы другу, пишутся грамотно, в них употребляются только приемлемые сокращения
    • в школе, поликлинике, общественных местах (театре, планетарии, кино, прочее), разговаривать по телефону неприемлемо
    • обещание перезвонить нужно выполнять
    • нельзя отвечать на телефон другого человека, если только он сам не попросил об этом

    Игры по этикету для детей. Конкурсы, викторины для детей по этикету

    Учить и закреплять правила хорошего тона детям помогут игры.

    ВАЖНО: Готовые сценарии игр родители могут найти в специальных книгах или в Интернете. Если подключить фантазию, придумывать их можно самому. Главное, чтобы игра была целенаправленной

    1. Игра «Чаепитие у Мальвины». В основе игры – знаменитая детская сказка «Буратино». Играть в игру могут несколько детей или ребенок с игрушками. В гости к Мальвине приходят ее друзья. Они проявляют вежливость, здороваясь с хозяйкой, интересуясь, как у нее дела. Один Буратино ведет себя невежливо, громко говорит, перебивает других. Когда начинается чаепитие, он ест варенье руками, «сербает» из чашки, тянется через весь стол за кусочком пирожного. Задача Мальвины и ее гостей – объяснить Буратино, что он ведет себя неправильно и рассказать о правилах хорошего тона в гостях и за столом
    2. Игра «У меня зазвонил телефон». У ребенка понарошку звонит телефон. Он должен вежливо ответь на звонок: поприветствовать звонящего, поговорить с ним, потом попрощаться. После все происходит наоборот
    3. Конкурс «Правильно и неправильно». Проводится уже после того, как ребенок выучил основы этикета. Может быть групповым. Ребенку дают колокольчик или флажок. Взрослый читает ситуации. Если в какой-то из них нарушены правила хорошего тона, ребенок должен поднять флажок над головой или позвонить в колокольчик, назвать, что в ситуации было неправильно, как нужно было поступить на самом деле. Например: «Маша в театре во время спектакля ела бутерброд и разговаривала по телефону со своей подружкой». Маша поступила неправильно. В театре кушать нужно только в буфете в антракт, говорить по телефону во время спектакля нельзя

    Этикет: беседа с детьми

    Под беседой в педагогике подразумевают целенаправленное общение. Она является эффективным методом воспитания определенных качеств в ребенке старшего дошкольного или школьного возраста, не раньше.
    Беседа по этикету с целью разъяснения правил хорошего тона в той или иной ситуации:

    • не должна быть долгой
    • не должна быть монотонной
    • должна быть интерактивной
    • должна иллюстрироваться карточками, плакатами, обучающими фильмами, мультфильмами, прочее

    Беседы по этикету — элемент воспитательной работы в школе.

    Обычно, такие беседы проводятся педагогами с группами детей в садике или школе.

    Книги по этикету для детей. Сказки об этикете для детей

    В любом детском магазине можно купить книги по этикету для детей. Это могут быть поучительные сказки в прозе и стихах или нечто подобное своду правил. Выбрать хорошую книгу, по которой малыш легко выучит, как себя вести, помогут следующие советы:

    1. Книжка должна соответствовать возрасту ребенка. Если она предназначается малышу дошкольного возраста, лучше, чтобы это была не слишком длинная стихотворная сказка с каким-либо интересным персонажем
    2. В книге должны быть тематические иллюстрации, тогда ребенок лучше усвоит информацию в ней
    3. Есть книги по какому-либо одному виду этикета или о правилах поведения в определенной ситуации (в театре, транспорте, на детской площадке). Такие книги хороши тем, что они не перенасыщают ребенка информацией и лучше усваиваются
    4. Если ребенок уже умеет читать, книга предназначена для него, а не для чтения родителями, она должна быть написана простым и понятным ребенку языком, шрифт в ней должен быть крупным

    ВАЖНО: Есть очень интересные книги – энциклопедии для мальчиков и девочек. В таких обязательно присутствует раздел по этикету

    Уроки вежливости и этикета: мультфильм для детей

    Так уж случилось, что современные дети не представляют свою жизнь без мультиков. Почему бы не совместить приятное с полезным и не включить малышу мультфильм, обучающий этикету?

    ВИДЕО: Смешарики Нюша Этикет и вежливость

    ВИДЕО: Первые УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ ДЕТЯМ

    ВИДЕО: Уроки для детей. Этикет, вежливость

    Учебные заведения, детские центры и педагоги могут стать нашим партнером, получить лицензию на пользование материалом "Школы этикета Юлианы Шевченко" и проводить занятия по этикету для малышей самостоятельно.

    Условия сотрудничества

      подписание лицензионного договора о сотрудничестве;

      оплата единовременного взноса в размере ориентировочно 50000 рублей.

    Авторская программа "Школа этикета для малышей 3+"

    Занятие 1. Тестирование малышей на знание правил этикета

    Занятие 2. Хорошие манеры.

    "Культура общения"

    Занятие 3. Знакомство
    Занятие 4. Приветствие
    Занятие 5. Прощание

    Занятие 6. Вежливые слова

    Занятие 7. Игра "Вежливые фанты"

    "Чистота и порядок"

    Занятие 8. Чистота и личная гигиена

    Занятие 9. Микробы и бактерии

    Занятие 10. Мастер-класс "Чистенькие зубки"

    Занятие 11. Чистенькие ручки

    Занятие 12. Мастер-класс "Мыловарение"
    Занятие 13. Порядок и внешний вид

    Занятие 14. Мастер-класс "Встречают по одежке"
    Занятие 15. Закрепляющая игра-викторина

    Дошкольный этикет для малышей на тему

    "Столовый этикет"

    Занятие 16. Сервировка столаЗанятие

    Занятие 17. Мастер-класс "Праздничное оформление стола"

    Занятие 18. Поведение за столом

    Занятие 19. Что, чем и как едят

    Занятие 20. Учимся пользоваться столовыми приборами

    Занятие 21. Мастер-класс "Кулинарные эксперименты"
    Занятие 22. Мероприятие "Чаепитие"

    Дошкольный этикет для малышей на тему

    "Хорошие манеры"

    Занятие 23. Поведение в гостях
    Занятие 24. Прием гостей
    Занятие 25. Вручение и получение подарков

    Занятие 26. Мастер-класс "Оформление подарков"
    Занятие 27. Сюжетная игра

    Дошкольный этикет для малышей на тему

    "Мама, папа, я - дружная семья"

    Занятие 28. Я и моя семья

    Занятие 29. Мастер-класс "Составляем родовое дерево"

    Занятие 30. Маленькие помощники

    Занятие 31. Квест "Генеральная уборка"

    Занятие 32. Больничный и респираторный этикет

    Занятие 33. Бальный этикет

    Занятие 34. Итоговое тестирование малышей на знание правил этикета, работа с кроссвордом.

    Занятие 35. Выпускной

    У участников курса "Школа этикета для малышей" есть возможность погрузиться в атмосферу аристократизма и закрепить полученные навыки в современном замке Чехии Шато Мцелы. Подробнее о выездных мероприятиях по этикету можно прочитать на странице .

    Курс "Школа этикета для малышей" рассчитан на 7 месяцев с частотой обучения 1 раз в неделю / 34 занятия по этикету. Продолжительность занятия составляет примерно 45 минут.

    Похожие статьи