• Вопросы по пенсионной реформе. Новый проект пенсионной реформы в россии. Отзывы о проводимой реформе

    20.10.2019

    Предлагаю расширить значение понятия «предпенсионный возраст».

    Почему-то предпенсионным возрастом цинично объявлен возраст за 5 лет до возраста 60/65 лет (жен/муж).

    Хотя все прекрасно понимают, что уже после 50 лет наши граждане в РФ начинают испытывать проблемы

    при поиске работы и трудоустройстве.

    Какой смысл защищать занятость людей «предпенсионного возраста» (за 5 лет до 60/65 лет),

    а. часть людей до этого «предпенсионного возраста» банально не доживает

    б. большая часть доживших до «предпенсионный возраст» с очень высокой вероятностью может потерять

    работу после достижения возраста 50 лет и к своим 60 годам уже превратится в профессиональных безработных,

    утратив к 60 годам квалификацию?

    Если человек потерял работу сразу после 50 лет, то ему найти аналогичную работу очень сложно.

    Таким образом, новое пенсионное законодательство ставит под удар 10 лет жизни людей, достигших возраста 50 лет:

    кому будет нужна социальная, уголовная защита трудовых прав в 60 лет, если, например, после 50 лет человек потерял

    работу и в период с 50 до 60 лет не смог трудоустроиться из-за возрастной дискриминации?

    То есть, 10 лет жизни опытных трудоспособных людей возраста 50+ государство готово выкидывать на помойку,

    а вот если кому-то из них повезет дожить до 60 лет и чудом трудоустроиться, то этих счастливчиков

    государство будет защищать???

    Очевидно, что это - совершенно нереальная, нерабочая государственная политика в области обеспечения занятости

    трудоспособного населения в возрасте 50+. Вместо обеспечения занятости граждан возраста 50+ государство

    создает все условия для того, чтобы граждане возраста 50+ оказались за бортом экономической жизни.

    А меры по защите трудовых прав граждан «предпенсионного возраста 60+» - выглядят как циничная насмешка.

    Вывод: уголовная, социальная, экономическая защита трудовых права и обеспечения занятости граждан РФ должна

    начинаться с достижения ими 50-летнего возраста.

    Никакими карательными мерами обеспечить занятость огромного количества граждан старше 50 лет у государства не получится.

    Необходимы конкретные меры экономического характера для обеспечения занятости людей старше 50 лет.

    Далеко не все граждане хотят прекращать трудовую деятельность при достижении ими пенсионного возраста и «садиться на пенсию»,

    очень многие хотят продолжать работать до тех пор, пока хватит сил. Но при существующей государственной политике в области

    защиты трудовых прав (а вернее при ее отсутствии) трудоспособные пенсионеры просто не имеют возможности реализовать свое

    право на труд.

    Необходимо создать такое законодательство, чтобы предприниматели буквально «гонялись» за опытными сотрудниками возраста 50+,

    чтобы чем старше сотрудник - тем было бы выгоднее его нанимать.

    Предлагаю понятие «предпенсионный возраст» расширить и разделить на три этапа:

    1. Возраст «риска невозможности поменять работу» - с 50 до 54 лет;

    2. Возраст «риска невозможности найти работу» - с 55 до 59 лет;

    3. Возраст «предпенсионный» - с 60 до 65 лет;

    4. Возраст «пенсионный» - с 65 и старше лет.

    И на каждом из этих этапов трудовые права гражданина должны быть защищены уголовно, социально, экономически

    (причем уровень защиты трудовых прав должен возрастать в зависимости от возраста гражданина):

    — должна быть уголовная ответственность работодателя за необоснованный отказ в приеме на работу

    граждан в возрастах 50+, 55+, 60+, 65+;

    — должны быть льготные условия профессионального обучения/переквалификации сотрудника в возрасте 50+;

    — должны быть конкретные экономические меры поддержки для каждого из этих возрастов 50+, 55+, 60+, 65+.

    Например:

    1. Пусть за молодого сотрудника нужно отчислять в фонд соц. страхования взнос в размере 30% от размера

    его заработной платы.

    Тогда размер необходимых отчислений в фонд соц. страхования должен уменьшаться с возрастом сотрудника, н-р:

    — 28.5% за сотрудника в возрасте 50+ лет;

    — 27% за сотрудника в возрасте 55+ лет;

    — 25.5% за сотрудника в возрасте 60+ лет;

    — 24% за сотрудника в возрасте 65+ лет.

    2. Точно также в зависимости от возраста 50+, 55+, 60+, 65+ должны уменьшаться размеры обязательных отчислений

    работодателя во все другие фонды.

    3. Предприниматели должны иметь налоговые льготы за привлечение на работу сотрудников в возрасте 50+ лет.

    Размер налоговых льгот должен быть прогрессивным: чем старше и больше сотрудников возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет

    состоит в штате предприятия, тем больше налоговых льгот имеет предприятие (ниже налоговая нагрузка на бизнес).

    4. Стоимость переобучения/повышения квалификации должна падать (за счет дотаций государства) для людей

    возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет - чем старше гражданин, тем уровень дотаций на его обучение должен быть выше.

    5. Уровень уголовной ответственности за необоснованные сокращения, отказы в приеме на работу

    людей возраста 50+, 55+, 60+, 65+ лет должен повышаться в зависимости от возраста сотрудника -

    чем старше гражданин, тем выше уголовная ответственность за его возрастную дискриминацию.

    Обязательные фонды и собираемость налогов от предложенных мер не пострадают:

    — зарплаты молодых специалистов — ниже, чем у опытных;

    — снизится безработица среди граждан в возрасте 50+ лет: вместо профессиональных безработных и иждивенцев, они

    превратятся в очень востребованных сотрудников, которые смогут обеспечивать себя собственным трудом, создавая

    национальный продукт, снижая нагрузку на пенсионный и другие социальные фонды государства.

    Повышение пенсионного возраста

    Согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. в России осуществляется пошаговое повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 5 лет для женщин. Новые нормативы закрепляются на уровне 65 лет и 60 лет соответственно. Корректировки начались уже с 1 января 2019 г. с ежегодным повышением на 1 год в течение переходного периода. Завершится этот этап реформы к 2028 году.

    Повышение пенсионного возраста в России коснется всех граждан, которые по состоянию на 01.01.2019 г. еще не оформили пенсию по старости (за исключением ). То есть изменение касается мужчин с 1959 года рождения и женщин с 1964 года.
    График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России с 2019 года в соответствии с законом приводится ниже:

    Год достижения пенсионного возраста по старому закону (60/55 л.) Увеличение пенсионного возраста в годах Новый пенсионный возраст для мужчин/женщин, лет Год выхода на пенсию по новому закону
    2019 + 0.5 60.5 / 55.5 2019 и 2020
    2020 + 1.5 61.5 / 56.5 2021 и 2022
    2021 + 3 63 / 58 2023
    2022 + 4 64 / 59 2024
    2023 + 5 65 / 60 2025

    Подробная таблица, по которой можно определить пенсионный возраст в зависимости от года рождения мужчины или женщины, представлена в .

    29 августа 2018 г. В.Путин в своем обращении к гражданам России заявил о снижении пенсионного возраста тем, кто должен был по старому закону выйти на пенсию в ближайшие 2 года (2019-2020 гг.). Для них Президент предложил снизить норматив возраста на 6 месяцев, т.е. в 2019 г. пенсионный возраст составит 55,5/60,5 лет, а в 2020 - 56,5/61,5. Законодательно эта льгота закреплена в части 3 ст. 10 закона № 350-ФЗ.

    Чтобы смягчить негативный эффект от повышения пенсионного возраста в законе предусмотрели новые льготы, позволяющие уйти на пенсию раньше. Эти льготы предоставили и гражданам с продолжительным трудовым стажем ().

    Необходимо отметить, что увеличение пенсионного возраста на 5 лет касается и получателей . Это россияне, которые по каким-либо причинам не смогли приобрести необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии. Ранее для них выход на пенсию по старости предусматривался в 65 и 60 лет (мужчины/женщины), а по новому закону такая возможность будет предоставляться в 70 и 65 соответственно.

    Досрочный выход на пенсию по новому закону

    В рамках пенсионной реформы были скорректирован порядок досрочного выхода на пенсию для следующих «льготных» категорий граждан:

    • граждан, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
    • медработников;
    • педагогов;
    • работников творческих профессий.

    В законе предусмотрели сохранение специального стажа, но пенсионный возраст для них увеличивается аналогично общеустановленному - на 5 лет мужчинам и женщинам. То есть с 2019 года граница периода трудоспособности будет поэтапно увеличиваться, пока не установятся окончательные значения - 60 и 55 лет .

    Для , и творческих работников требования к специальному стажу тоже будут сохранены. Для досрочного выхода на пенсию им по-прежнему надо приобрести от 15 до 30 лет профессионального стажа.

    • Однако, срок обращения за оформлением досрочной пенсии для них будет постепенно отодвигаться на несколько лет - ежегодно, начиная с 2019, будет добавляться по 1 году (кроме 2019 и 2020 гг., когда действуют условия по льготному оформлению на полгода раньше срока).
    • Переходный период в этом случае растянется до 2023 г. включительно, когда срок оформления пенсии будет окончательно перенесен на 5 лет .

    Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей:

    Примечание: * - год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий.

    Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

    Изменение пенсионного возраста коснется не всех граждан - для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой):

    1. Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует). Не коснется изменение и тех, кто уже приобрел право на оформление пенсии, но не обращался за назначением по каким-либо причинам.
    2. Для осуществляющих трудовую деятельность :
      • на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;
      • на подземных работах, в горячих цехах;
      • на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;
      • водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
      • летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.
    3. Для граждан, имеющих право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:
      • инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
      • женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;
      • женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;
      • родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.
    4. Для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк».

    Новый порядок индексации пенсии с 2019 по 2024 год

    Основной целью пенсионной реформы, как это объясняют в Правительстве, является достижение устойчивого роста благосостояния пенсионеров. Поэтому с 2019 года был изменен традиционный порядок индексации пенсий:

    • Вместо индексации страховых пенсий с 1 февраля, как это делали раньше, увеличивать их будут ежегодно с 1 января.
    • Индексацию будут проводить темпами, опережающими рост цен.

    Такой порядок индексации будет действовать с 2019 по 2024 год. Повышение составит в среднем по 1000 рублей в год . Уже утвержденный план по индексации страховых пенсий на этот период для удобства представим в виде таблицы:

    Год Индексация, % Средний размер пенсии, руб. (прогноз)
    2019 7,05 15367,00
    2020 6,6 16284,00
    2021 6,3 17212,00
    2022 5,9 18227,51
    2023 5,6 19248,25
    2024 5,5 20306,90

    Такая схема ежегодного повышения пенсии уже закреплена законодательно - в части 7 и 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. В результате таких изменений Правительство планирует достичь среднего размера пенсии в 20 тыс. рублей уже к 2024 году.

    Гарантированный пенсионный продукт

    На замену системе с 2020 года планируют ввести гарантированный пенсионный продукт (ранее эту программу называли еще как - ИПК). По сути отмена обязательной накопительной пенсии и введение добровольных накоплений будет вторым этапом пенсионной реформы.

    Законопроект о гарантированном пенсионом продукте уже разработал Минфин, в ближайшее время его планируют опубликовать. Его суть заключается в добровольном отчислении взносов в размере 1-6% от своей зарплаты (предполагается, что процентную ставку будет определять сам гражданин). Основными элементами программы являются:

    • добровольное подключение граждан к системе накоплений;
    • гарантии со стороны государства по поводу сохранности накоплений;
    • налоговые льготы для работодателей и вычеты для граждан, участвующих в программе.

    Концепция гарантированного пенсионного продукта предполагает, что в некоторых тяжелых жизненных ситуациях можно будет забрать накопления досрочно. Например, в случае потери работы, инвалидности, временной нетрудоспособности и так далее. Ввести новую систему планируют уже с 2020 года .

    Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

    Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

    Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

    Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

    Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

    • 65 лет для мужчин,
    • 60 лет - для женщин.

    Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

    1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
    2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

    Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

    После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

    Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

    Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

    После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

    Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

    Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

    Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

    1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

    Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

    Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

    2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

    Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

    3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

    В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

    Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

    А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

    И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

    4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

    Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

    5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

    Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

    Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

    В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

    Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

    Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

    Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

    Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

    Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

    Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

    1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
    2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
    3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

    Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

    По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

    Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

    Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

    Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

    Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

    Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

    Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

    В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

    Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

    Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

    Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

    С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

    Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

    Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

    Подготовлено "Персональные права.ру"

    До 2019 года были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

    При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно , которые были предложены Президентом).

    Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

    Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России?

    В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии - все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

    Кроме того, принятый закон не предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

    1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
      • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
      • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
      • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
      • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
      • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
      • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
      • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
      • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
      • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
      • в строительстве шахт и рудников;
      • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
      • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
      • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
      • спасатели в аварийно-спасательных службах;
      • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
      • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
    2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
      • одному из родителей либо опекунам , воспитавшим их до достижения 8 лет;
      • инвалидам 1 группы по зрению;
      • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
      • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
    3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

    Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится в (формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

    Документ уже был официально опубликован на государственном интернет-портале правовой информации. В окончательном виде он был принят депутатами Госдумы еще 27 сентября большинством голосов (333 голоса «за» и всего 82 «против»). Ранее во втором чтении депутаты рассмотрели основные поправки к пенсионной реформе (в том числе , которые были приняты единогласно). Принятый закон был одобрен Советом Федерации 3 октября.

    Основными запланированными изменениями в пенсионном законодательстве с 2019 года, которые предусмотрены окончательным законом, будет:

    Все вышеперечисленные предложения были оформлены в виде поправок к закону , рассмотрены и приняты Госдумой во втором чтении 26.09.2018 г. В окончательном виде закон приняли уже на следующий день - 27.09.2018 г., после чего он 3 октября 2018 г. был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

    Какие основные изменения были приняты в ходе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста

    26 сентября прошло второе чтение законопроекта о пенсионной реформе с 2019 года. Его содержание с учетом поправок было одобрено профильным комитетом и рекомендовано к принятию . Проект закона, который в Госдуме был рассмотрен и одобрен, предполагает следующие корректировки пенсионного возраста:

    1. на 5 лет, т.е. до 60 и 65 женщинам и мужчинам соответственно. или приравненных к ним местностям увеличение предусмотрено до 55 и 60 лет.
    2. Для , выход на пенсию будет отложен на 5 лет после выработки необходимого стажа по специальности (25 или 30 лет в зависимости от условий работы).
    3. Возраст, позволяющий оформить , тоже будет увеличен на 5 лет - т.е. до 65 и 70 лет .

    Ежегодно нормативное значение возраста будет увеличиваться на 1 год, пока не будет установлена окончательная его величина. Но для тех, кто по старому законодательству должен был выйти на пенсию в 2019/2020 гг. , можно будет сделать это на льготных основаниях - на полгода раньше, чем это устанавливает новый закон .

    Поправки Путина в пенсионную реформу

    Во время второго чтения были единогласно приняты президентские поправки, целью которых является смягчение предложенных пенсионных изменений :

    • Многодетные матери смогут :
      • в 57 лет - женщины, родившие и воспитавшие 3 детей;
      • в 56 лет - женщины с 4-мя детьми.
    • Граждане, которые проработали не менее 37 или 42 лет (женщины и мужчины соответственно), смогут предусмотренного пенсионного возраста (но не раньше, чем в 55 и 60 лет).
    • Для пенсионеров, проживающих в сельской местности и имеющих страховой стаж не менее 30 лет, фиксированная выплата к страховой пенсии

    Все вышеперечисленные поправки, внесенные Президентом, были единогласно приняты Госдумой в ходе заседания 26 сентября 2018 г. - «за» принятие этих предложений проголосовали 385 депутатов (85,6% из присутствующих на заседании).

    Фрагмент трансляции пленарного заседания 26.09.2018 с результатами голосования по поправкам к законопроекту о повышении пенсионного возраста

    Предпенсионный возраст

    В рамках новой пенсионной реформы на время переходного периода (2019-2028 гг.) законодательно введено новое понятие - , наступающий за 5 лет до достижения возраста назначения гражданину . Для предпенсионеров будет предусматриваться ряд мер, направленных на обеспечение дополнительных гарантий и защиту их интересов.

    25 сентября Госдумой был окончательно принят законопроект об уголовной ответственности за отказ в приеме на работу или увольнение по мотивам достижения предпенсионного возраста . В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере до 200 тыс. руб., заработной платы за период до 18 месяцев или обязательные работы до 360 часов.

    Помимо этого, для предпенсионеров были предложены и другие меры поддержки:

    1. Для выплаты накопительной пенсии будет сохранен нынешний пенсионный возраст - 55 и 60 лет . При этом будут предусмотрена возможность как этой пенсии (когда все пенсионные накопления выплачиваются единоразово в полном объеме), так и (т.е. в течение определенного периода времени).
    2. Все предусмотренные федеральными законами льготы для пенсионеров (например, и т.п.) будут сохранены для - т.е. воспользоваться ими можно будет при достижении 55 и 60 лет, а не в зависимости от наличия статуса пенсионера. В некоторых регионах подобным образом будут предоставляться и другие меры социальной поддержки , которые установлены в конкретных субъектах:
      • льготы по оплате коммунальных услуг;
      • по санаторно-курортному лечению;
      • по проезду на транспорте и т.п.
    3. Предоставление ежегодно 2-х дней, оплачиваемых за счет работодателя, для прохождения гражданами предпенсионного возраста бесплатной диспансеризации.
    4. Повышение максимального размера пособия по безработице для предпенсионеров до 11280 руб. вместо ранее установленного 4900 руб., которое будет выплачиваться на срок до 1 года.

    Решение относительно всех вышеперечисленных мер было принято параллельно с принятием закона о повышении пенсионного возраста - т.е. в сентябре-октябре 2018 года. Некоторые из них были приняты в виде поправок к этому закону, а другие - в виде отдельных законопроектов. 3 октября 2018 г. Президент В. Путин подписан весь пакет пенсионных законов.

    Похожие статьи