• Ю в сотник гадюка краткое содержание анализ

    11.10.2019

    Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился. На платформе послышались торопливые голоса:

    – Ну, в час добрый! Смотри из окна не высовывайся!

    – Не буду, бабушка.

    – Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти! Поезд тронулся.

    – До свиданья, бабушка!

    – Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман... Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

    – Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря. Дверь отворилась, и Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой – веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз.

    Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

    – Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, – сказал старичок в панаме.

    – Спасибо! – невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

    Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

    Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес да чьим-то размеренным храпом. Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.

    Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:

    – В Москву едем, молодой человек? Боря кивнул.

    – На даче были?

    – В деревне. У бабушки.

    – Так, так!.. В деревне. Это хорошо. – Старичок немного помолчал. – Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

    – Корзина? Нет, она легкая. – Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: – В ней одни только земноводные.

    – Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она легкая совсем.

    На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с темными усами пробасил:

    – Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?

    – Ну, лягушки, жабы, ящерицы, ужи...

    – Бррр, какая мерзость! – сказала пассажирка в углу. Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

    – Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать...

    – Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

    – Чего делают? – спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

    – Террариум, – пояснил старичок, – это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нем и содержат всех этих...

    – Гадов-то этих?

    – Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком. – Старичок снова обратился к Боре: – И... и много, значит, у вас этих земноводных?

    Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

    – Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

    – Ужас какой! – донеслось из темного угла. Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.

    – И всех в школу везешь?

    – Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.

    – Ужотко попадет тебе от учителей...

    Боря передернул плечами и снисходительно улыбнулся:

    – «Попадет»! Вовсе не попадет. Наоборот, даже спасибо скажут. – Раз для ученья, стало быть, не попадет, – согласился усатый рабочий.

    Разговор заинтересовал других пассажиров: из соседнего отделения вышел молодой загорелый лейтенант и остановился в проходе, положив локоть на вторую полку; подошли две девушки-колхозницы, громко щелкая орехи; подошел высокий лысый гражданин в пенсне; подошли два ремесленника. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживленнее, уже не дожидаясь расспросов:

    – Вы знаете, какую мы пользу школе приносим... Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки... Пусть хотя бы по трешке штука, вот и тридцать три рубля... А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется. А вы говорите «попадет»!

    Пассажиры смеялись, кивали головами.

    – Молодцы!

    – А что вы думаете! И в самом деле пользу приносят.

    – И долго ты их ловил? – спросил лейтенант.

    – Две недели целых. Утром позавтракаю – и сразу на охоту. Приду домой, пообедаю – и опять ловить, до самого вечера. – Боря снял кепку с головы и принялся обмахиваться ею, – С лягушками и жабами еще ничего... и ящерицы часто попадаются, а вот с ужами... Я раз увидел одного, бросился к нему, а он – в пруд, а я не удержался – и тоже в пруд. Думаете, не опасно?

    – Опасно, конечно, – согласился лейтенант. Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору. Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица. Когда Боря говорил, наступала тишина. Когда он умолкал, отовсюду слышались приглушенный смех и негромкие слова: – Занятный какой мальчонка!

    – Маленький, а какой сознательный!

    – Н-нда-с! – заметил старичок в панаме. – Общественно полезный труд. В наше время, граждане, таких детей не было. Не было таких детей!

    – Я еще больше наловил бы, если бы не бабушка, – сказал Боря. – Она их до смерти боится.

    – Бедная твоя бабушка!

    – Я и так ей ничего про гадюку не сказал.

    – Про кого?

    – Про гадюку. Я ее четыре часа выслеживал. Она под камень ушла, а я ее ждал. Потом она вылезла, я ее защемил...

    – Стало быть, и гадюку везешь? – перебил его рабочий.

    – Ага! Она у меня в банке, отдельно. – Боря махнул рукой под скамью.

    – Этого еще недоставало! – простонала пассажирка в темном углу.

    Слушатели несколько притихли. Лица их стали серьезнее. Только лейтенант продолжал улыбаться.

    – А может, это и не гадюка? – спросил он.

    – «Не гадюка»! – возмутился Боря. – А что же тогда, по-вашему?

    – Еще один уж.

    – Думаете, я ужа отличить не могу?

    – А ну покажи!

    – Да оставьте! – заговорили кругом. – Ну ее!

    – Пусть, пусть покажет. Интересно.

    – Ну что там интересного! Смотреть противно!

    – А вы не смотрите.

    Боря вытащил из-под лавки сумку и опустился перед ней на корточки. Стоявшие в проходе расступились, сидевшие на скамьях приподнялись со своих мост и вытянули шеи, глядя на зеленую банку.

    – Сорок лет прожил, а гадюку от ужа не сумею отличить, – сказал гражданин в пенсне.

    – Вот! – наставительно отозвался старичок. – А будь у вас в школе террариум, тогда смогли бы.

    – Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет, – сказал Боря, заглядывая сбоку внутрь банки. – А у гадюки таких пятнышек... – Он вдруг умолк. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. – У гадюки... у гадюки таких пятнышек... – Он опять не договорил и посмотрел на банку с другой стороны. Потом заглянул под лавку. Потом медленно обвел глазами пол вокруг себя.

    – Что, нету? – спросил кто-то.

    Боря поднялся. Держась руками за колени, он все еще смотрел на банку.

    – Я... я совсем недавно ее проверял... Тут была... Пассажиры безмолвствовали. Боря опять заглянул под скамью:

    – Тряпочка развязалась. Я ее очень крепко завязал, а она... видите?

    Тряпочка никого не интересовала. Все опасливо смотрели на пол и переступали с ноги на ногу.

    – Черт знает что! – процедил сквозь зубы гражданин в пенсне. – Выходит, что она здесь где-то ползает.

    – Н-да! История!

    – Ужалит еще в тесноте!

    Пожилая колхозница села на полке и уставилась на Борю:

    – Что же ты со мной сделал! Милый! Мне сходить через три остановки, а у меня вещи под лавкой. Как я теперь за ними полезу?

    Боря не ответил. Уши его окрасились в темно-красный цвет, на физиономии выступили капельки пота. Он то нагибался и заглядывал под скамью, то стоял, опустив руки, машинально постукивая себя пальцами по бедрам.

    – Доигрались! Маленькие! – воскликнула пассажирка в темном углу.

    – Тетя Маша! А, теть Маш! – крикнула одна из девушек.

    – Ну? – донеслось с конца вагона.

    – Поаккуратней там. Гадюка под лавками ползает.

    – Что-о? Какая гадюка?

    В вагоне стало очень шумно. Девушка-проводница вышла из служебного отделения, сонно поморгала глазами и вдруг широко раскрыла их. Двое парней-ремесленников подсаживали на вторую полку опрятную старушку:

    – Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!

    На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой третьей полки свешивались по нескольку пар женских ног. Пассажиры, оставшиеся внизу, сидели, поставив каблуки на противоположные скамьи. В проходе топталось несколько мужчин, освещая пол карманными фонарями и спичками.

    Проводница пошла вдоль вагона, заглядывая в каждое купе:

    – В чем дело? Что тут такое у ваг? Никто ей не ответил. Со всех сторон слышались десятки голосов, и возмущенных и смеющихся:

    – Из-за какою-то мальчишки людям беспокойства сколько!

    – Миша! Миша, проспись, гадюка у нас!

    – А? Какая станция?

    Внезапно раздался истошный женский визг. Мгновенно воцарилась тишина, и в этой тишине откуда-то сверху прозвучал ласковый украинский говорок:

    – Та не боитесь! Це мий ремешок на вас упал. Боря так виновато помаргивал светлыми ресницами, что проводница уставилась на него и сразу спросила:

    – Ну?.. Чего ты здесь натворил?

    – Тряпочка развязалась... Я ее завязал тряпочкой, а она...

    – Интересно, какой это педагог заставляет учеников возить ядовитых змей! – сказал гражданин в пенсне.

    – Меня никто не заставлял... – пролепетал Боря. – Я... я сам придумал, чтобы ее привезти.

    – Инициативу проявил, – усмехнулся лейтенант. Проводница поняла все.

    Боря опустился на четвереньки и полез под лавку. Проводница ухватилась за его ботинок и закричала громче прежнего:

    – Ты что? С ума сошел... Вылезай! Вылезай, тебе говорят!

    Боря всхлипнул под лавкой и слегка дернул ногой:

    – Сам... сам упустил... сам и... найду.

    – Довольно, друг, не дури, – сказал лейтенант, извлекая охотника из-под лавки.

    Проводница постояла, повертела в растерянности головой и направилась к выходу:

    – Пойду старшему доложу.

    Она долго не возвращалась. Пассажиры устали волноваться. Голоса звучали реже, спокойнее. Лейтенант, двое ремесленников и еще несколько человек продолжали искать гадюку, осторожно выдвигая из-под сидений чемоданы и мешки. Остальные изредка справлялись о том, как идут у них дела, и беседовали о ядовитых змеях вообще.

    – Что вы мне рассказываете о кобрах! Они на юге живут.

    – ...перевязать потуже руку, высосать кровь, потом прижечь каленым железом.

    – Спасибо вам! «Каленым железом»!

    Пожилая колхозница сетовала, ни к кому не обращаясь:

    – Нешто я теперь за ними полезу!.. В сорок четвертом мою свояченицу такая укусила. Две недели в больнице маялась. Старичок в панаме сидел уже на третьей полке.

    – Дешево отделалась ваша свояченица. Укус гадюки бывает смертелен, – хладнокровно отозвался он.

    – Есть! Тут она! – вскрикнул вдруг один из ремесленников.

    Казалось, сам вагон облегченно вздохнул и веселее застучал колесами.

    – Где «тут»?

    – Бейте ее скорей!

    Присевшего на корточки ремесленника окружило несколько человек. Толкаясь, мешая друг другу, они заглядывали под боковое место, куда лейтенант светил фонариком.

    – Под лавкой, говорите? – спрашивали их пассажиры.

    – Ага! В самый угол заползла.

    – Как же ее достать?

    – Трудненько!

    – Ну, что вы стоите? Уйдет!

    Явился старший, и с ним девушка-проводница. Старший нагнулся и, не отрывая глаз от темного угла под лавкой, помахал проводнице отведенной в сторону рукой:

    – Кочережку!.. Кочережку! Кочережку неси! Проводница ушла. Вагон притих в ожидании развязки. Старичок в панаме, сидя на третьей полке, вынул часы:

    – Через сорок минут Москва. Незаметно время прошло. Благодаря... гм... благодаря молодому человеку.

    Кое-кто засмеялся. Все собравшиеся вокруг ремесленника посмотрели на Борю, словно только сейчас вспомнили о нем.

    Он стоял в сторонке, печальный, усталый, и медленно тер друг о дружку испачканные ладони.

    – Что, друг, пропали твои труды? – сказал лейтенант. – Охотился, охотился, бабушку вконец допек, а сейчас этот дядя возьмет да и ухлопает кочергой твое наглядное пособие.

    Боря поднял ладонь к самому носу и стал соскребать с нее грязь указательным пальцем.

    – Жалко, охотник, а? – спросил ремесленник.

    – Думаете, нет! – прошептал Боря. Пассажиры помолчали.

    – Похоже, и правда нехорошо выходит, – пробасил вдруг усатый рабочий. Он спокойно сидел на своем месте и курил, заложив ногу за ногу, глядя на носок испачканного глиной сапога.

    – Что – нехорошо? – обернулся старший.

    – Не для баловства малый ее везет. Убивать-то вроде как и неудобно.

    – А что с ней прикажете делать? – спросил гражданин в пенсне.

    – Поймать! «Что делать»! – ответил ремесленник. – Поймать и отдать охотнику.

    Вошла проводница с кочергой. Вид у нее был воинственный.

    – Тут еще? Не ушла? Посветите кто-нибудь. Лейтенант осторожно взял у псе кочергу:

    – Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку?.. Посмотрите на мальчонку: ведь работал человек, трудился!

    Озадаченные пассажиры молчали. Старший воззрился на лейтенанта и покраснел:

    – Вам смех, товарищ, а нашего брата могут привлечь, если с пассажиром что случится!

    – А убьете гадюку, вас, папаша, за другое привлекут, – серьезно сказал ремесленник.

    – «Привлекут»... – протянула проводница. – За что это такое привлекут?

    – За порчу школьного имущества, вот за что. Кругом дружно захохотали, потом заспорили. Одни говорили, что в школе все равно не станут держать гадюку; другие утверждали, что держат, но под особым надзором учителя биологии; третьи соглашались со вторым, но считали опасным отдавать гадюку Боре: вдруг он снова выпустит ее в трамвае или в метро!

    – Не выпущу я! Вот честное пионерское, не выпущу! – сказал Боря, глядя на взрослых такими глазами, что даже пожилая колхозница умилилась.

    – Да не выпустит он! – затянула она жалостливо. – Чай, теперь ученый! Ведь тоже сочувствие надо иметь: другие ребятишки в каникулы бегают да резвятся, а он со своими гадами две недели мытарился.

    – Н-да! Так сказать, уважение к чужому труду, – произнес старичок в панаме.

    Гражданин в пенсне поднял голову:

    – Вы там философствуете... А проводили бы ребенка до дому с его змеей?

    – Я? Гм!.. Собственно... Лейтенант махнул рукой:

    – Ну ладно! Я провожу... Где живешь?

    – На улице Чернышевского живу.

    – Провожу. Скажи спасибо! Крюк из-за тебя делаю.

    – Ну как, охотники, убили? – спросил кто-то с другого конца вагона.

    – Нет. Помиловали, – ответил ремесленник. Старший сурово обвел глазами «охотников»:

    – Дети малые! – Он обернулся к проводнице: – Совок неси. Совок под нее подсунем, а кочережкой прижмем! Неси!

    – Дети малые! – повторила, удаляясь, проводница. Через десять минут гадюка лежала в банке, а банка, на этот раз очень солидно закрытая, стояла на коленях у лейтенанта. Рядом с лейтенантом сидел Боря, молчаливый и сияющий.

    До самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело.

    День, когда я впервые почувствовал себя самостоятельным, врезался мне в память на всю жизнь. Я до сих пор вспоминаю о нем с содроганием. Читать...


    Мы с Витей Гребневым и еще пятнадцать ребят из школьного туристического кружка собирались в большой лодочный поход по речке Синей. Нам предстояло подняться вверх по течению на семьдесят километров, а потом спуститься обратно.

    Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.

    Задачи урока:

    обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

    развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

    воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

    Технология: Личностно-ориентированная.

    Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами, рисунки ребят.

    ХОД УРОКА

    1. Подготовка к восприятию.

    Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес).

    Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.

    2. Слово учителя о писателе.

    В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник (появляется слайд № 1 с портретом Ю. Сотника). Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот. Но всегда автор показывает ребят в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете почему?

    3. Целеполагание.

    Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом? (Работа в группах, затем коллективное составление и запись таблицы).

    Появляется слайд № 2.

    4. Анализ текста (беседа по содержанию).

    Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

    Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

    Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

    Пассажиры отреагировали по-разному.

    Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

    Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

    Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

    Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

    Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).

    (Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

    Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

    Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.

    (Построение диалога.)

    Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки.

    (“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

    5. Словарная работа.

    (Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске слайд № 3 со словарными статьями и детскими рисунками.)

    Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

    (Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …, Слайд № 4.)

    6. Наблюдение над языком произведения.

    (Работа в группах.)

    В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).

    7. Обобщение, выводы.

    Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?

    (В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

    Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее (слайд № 2, левый столбик с рисунками ребят.)

    8. Подведение итогов урока.

    Your browser does not support HTML5 audio + video.

    Гадюка

    Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился. На платформе послышались торопливые голоса:

    – Ну, в час добрый! Смотри из окна не высовывайся!

    – Не буду, бабушка.

    – Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти!

    Поезд тронулся.

    – До свиданья, бабушка!

    – Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман…

    Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

    – Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря.

    Дверь отворилась, и Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой – веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз. Вагон был полон. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

    – Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, – сказал старичок в панаме.

    – Спасибо! – невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

    Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

    Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес да чьим-то размеренным храпом. Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.

    Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:

    – В Москву едем, молодой человек?

    Боря кивнул.

    – На даче были?

    – В деревне. У бабушки.

    – Так, так!.. В деревне. Это хорошо. – Старичок немного помолчал. – Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

    – Корзина? Нет, она легкая. – Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: – В ней одни только земноводные.

    – Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она легкая совсем.

    На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с темными усами пробасил:

    – Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?

    – Ну, лягушки, жабы, ящерицы, ужи…

    – Бррр, какая мерзость! – сказала пассажирка в углу.

    Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

    – Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать…

    – Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

    – Чего делают? – спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

    – Террариум, – пояснил старичок, – это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нем и содержат всех этих…

    – Гадов-то этих?

    – Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком. – Старичок снова обратился к Боре: – И… и много, значит, у вас этих земноводных?

    Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

    – Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

    – Ужас какой! – донеслось из темного угла.

    Колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю:

    – И всех в школу повезешь?

    – Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в девчачьей школе.

    – Ужотко попадет тебе от учителей…

    Боря передернул плечами и снисходительно улыбнулся:

    – «Попадет»! Вовсе не попадет. Наоборот, даже спасибо скажут.

    – Раз для ученья, стало быть, не попадет, – согласился усатый рабочий.

    Разговор заинтересовал других пассажиров: из соседнего отделения вышел молодой загорелый лейтенант и остановился в проходе, положив локоть на вторую полку; подошли две девушки-колхозницы, громко щелкая орехи; подошел высокий лысый гражданин в пенсне; подошли два ремесленника. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживленнее, уже не дожидаясь расспросов:

    – Вы знаете, какую мы пользу школе приносим… Один у́ж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки… Пусть хотя бы по трешке штука, вот и тридцать три рубля… А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется. А вы говорите «попадет»!

    Пассажиры смеялись, кивали головами.

    – Молодцы!

    – А что вы думаете! И в самом деле пользу приносят.

    – И долго ты их ловил? – спросил лейтенант.

    – Две недели целых. Утром позавтракаю – и сразу на охоту. Приду домой, пообедаю – и опять ловить, до самого вечера. – Боря снял кепку с головы и принялся обмахиваться ею. – С лягушками и жабами еще ничего… и ящерицы часто попадаются, а вот с ужами… Я раз увидел одного, бросился к нему, а он – в пруд, а я не удержался – и тоже в пруд. Думаете, не опасно?

    – Опасно, конечно, – согласился лейтенант.

    Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору. Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица. Когда Боря говорил, наступала тишина. Когда он умолкал, отовсюду слышались приглушенный смех и негромкие голоса:

    – Занятный какой мальчонка!

    – Маленький, а какой сознательный!

    – Н-нда-с! – заметил старичок в панаме. – Общественно полезный труд. В наше время, граждане, таких детей не было. Не было таких детей!

    – Я еще больше наловил бы, если бы не бабушка, – сказал Боря. – Она их до смерти боится.

    – Бедная твоя бабушка!

    – Я и так ей ничего про гадюку не сказал.

    – Про кого?

    – Про гадюку. Я ее четыре часа выслеживал. Она под камень ушла, а я ее ждал. Потом она вылезла, я ее защемил…

    – Стало быть, и гадюку везешь? – перебил его рабочий.

    – Ага! Она у меня в банке, отдельно. – Боря махнул рукой под скамью.

    – Этого еще недоставало! – простонала пассажирка в темном углу.

    Слушатели несколько притихли. Лица их стали серьезнее. Только лейтенант продолжал улыбаться.

    – А может, это и не гадюка? – спросил он.

    – «Не гадюка»! – возмутился Боря. – А что же тогда, по-вашему?

    – Еще один у́ж.

    – Думаете, я ужа отличить не могу?

    – А ну покажи!

    – Да оставьте! – заговорили кругом. – Ну ее!

    – Пусть, пусть покажет. Интересно.

    – Ну что интересного! Смотреть противно!

    – А вы не смотрите.

    Боря вытащил из-под лавки сумку и опустился перед ней на корточки. Стоявшие в проходе расступились, сидевшие на скамьях приподнялись со своих мест и вытянули шеи, глядя на зеленую банку.

    – Сорок лет прожил, а гадюку от ужа не сумею отличить, – сказал гражданин в пенсне.

    – Вот! – наставительно отозвался старичок. – А будь у вас в школе террариум, тогда смогли бы.

    – Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет, – сказал Боря, заглядывая сбоку внутрь банки. – А у гадюки таких пятнышек… – Он вдруг умолк. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. – У гадюки… у гадюки таких пятнышек… – Он опять не договорил и посмотрел на банку с другой стороны. Потом заглянул под лавку. Потом медленно обвел глазами пол вокруг себя.

    – Что, нету? – спросил кто-то.

    Боря поднялся. Держась руками за колени, он все еще смотрел на банку.

    – Я… я совсем недавно ее проверял… Тут была…

    Пассажиры безмолвствовали. Боря опять заглянул под скамью:

    – Тряпочка развязалась. Я ее очень крепко завязал, а она…

    Тряпочка никого не интересовала. Все опасливо смотрели на пол и переступали с ноги на ногу.

    – Черт знает что! – процедил сквозь зубы гражданин в пенсне. – Выходит, что она здесь где-то ползает.

    – Н-нда! История!..

    – Ужалит еще в тесноте!

    Пожилая колхозница села на полке и уставилась на Борю:

    – Что же ты со мной сделал! Милый! Мне сходить через три остановки, а у меня вещи под лавкой. Как я теперь за ними полезу?

    Боря не ответил. Уши его окрасились в темно-красный цвет, на физиономии выступили капельки пота. Он то нагибался и заглядывал под скамью, то стоял, опустив руки, машинально постукивая себя пальцами по бедрам.

    – Доигрались! Маленькие! – воскликнула пассажирка в темном углу.

    – Тетя Маша! А, теть Маш! – крикнула одна из девушек.

    – Ну? – донеслось с конца вагона.

    – Поаккуратней там. Гадюка под лавками ползает.

    – Что-о? Какая гадюка?

    В вагоне стало очень шумно. Девушка-проводница вышла из служебного отделения, сонно поморгала глазами и вдруг широко раскрыла их. Двое парней-ремесленников подсаживали на вторую полку опрятную старушку:

    – Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!

    На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой второй полки свешивалось по нескольку пар женских ног. Пассажиры, оставшиеся внизу, сидели, поставив каблуки на противоположные скамьи. В проходе топталось несколько мужчин, освещая пол карманными фонарями и спичками.

    Проводница пошла вдоль вагона, заглядывая в каждое купе:

    – В чем дело? Что тут такое у вас?

    Никто ей не ответил. Со всех сторон слышались десятки голосов, и возмущенных и смеющихся:

    – Из-за какого-то мальчишки людям беспокойства сколько!

    – Миша! Миша, проснись, гадюка у нас!

    – А? Какая станция?

    Внезапно раздался истошный женский визг. Мгновенно воцарилась тишина, и в этой тишине откуда-то сверху прозвучал ласковый украинский говорок:

    – Та не бойтесь! Це мiй ремешек на вас упал.

    Боря так виновато помаргивал светлыми ресницами, что проводница уставилась на него и сразу спросила:

    – Ну?.. Чего ты здесь натворил?

    – Тряпочка развязалась… Я ее завязал тряпочкой, а она…

    – Интересно, какой это педагог заставляет учеников возить ядовитых змей! – сказал гражданин в пенсне.

    – Меня никто не заставлял, – пролепетал Боря. – Я… я сам придумал, чтобы ее привезти.

    – Инициативу проявил, – усмехнулся лейтенант.

    Проводница поняла все.

    Боря опустился на четвереньки и полез под лавку. Проводница ухватилась за его ботинок и закричала громче прежнего:

    – Ты что? С ума сошел?.. Вылезай! Вылезай, тебе говорят!

    Боря всхлипнул под лавкой и слегка дернул ногой:

    – Сам… сам упустил… сам и… найду.

    – Довольно, друг, не дури, – сказал лейтенант, извлекая охотника из-под лавки.

    Проводница постояла, повертела в растерянности головой и направилась к выходу:

    – Пойду старшему доложу.

    Она долго не возвращалась. Пассажиры устали волноваться. Голоса звучали реже, спокойнее. Лейтенант, двое ремесленников и еще несколько человек продолжали искать гадюку, осторожно выдвигая из-под сидений чемоданы и мешки. Остальные изредка справлялись о том, как идут у них дела, и беседовали о ядовитых змеях вообще.

    – Что вы мне рассказываете о кобрах! Кобры на юге живут.

    – …перевязать потуже руку, высосать кровь, потом прижечь каленым железом.

    – Спасибо вам! «Каленым железом»!

    Пожилая колхозница сетовала, ни к кому не обращаясь:

    – Нешто я теперь за ними полезу!.. В сорок четвертом мою свояченицу такая укусила. Две недели в больнице маялась.

    Старичок в панаме сидел уже на третьей полке.

    – Дешево отделалась ваша свояченица. Укус гадюки бывает смертелен, – хладнокровно отозвался он.

    – Есть! Тут она! – вскрикнул вдруг один из ремесленников.

    Казалось, сам вагон облегченно вздохнул и веселее застучал колесами.

    – Где «тут»?

    – Бейте ее скорей!

    Присевшего на корточки ремесленника окружило несколько человек. Толкаясь, мешая друг другу, они заглядывали под боковое место, куда лейтенант светил фонариком.

    – Под лавкой, говорите? – спрашивали их пассажиры.

    – Ага! В самый угол заползла.

    – Как же ее достать?

    – Трудненько!

    – Ну, что вы стоите? Уйдет!

    Явился старший, и с ним девушка-проводница. Старший нагнулся и, не отрывая глаз от темного угла под лавкой, помахал проводнице отведенной в сторону рукой:

    – Кочережку!.. Кочережку! Кочережку неси!

    Проводница ушла. Вагон притих в ожидании развязки. Старичок в панаме, сидя на третьей полке, вынул часы:

    – Через сорок минут Москва. Незаметно время прошло. Благодаря… гм… благодаря молодому человеку.

    Кое-кто засмеялся. Все собравшиеся вокруг ремесленника посмотрели на Борю, словно только сейчас вспомнили о нем. Он стоял в сторонке, печальный, усталый, и медленно тер друг о дружку испачканные ладони.

    – Что, друг, пропали твои труды? – сказал лейтенант. – Охотился, охотился, бабушку вконец допек, а сейчас этот дядя возьмет да и ухлопает кочергой твое наглядное пособие.

    Боря поднял ладонь к самому носу и стал соскребать с нее грязь указательным пальцем.

    – Жалко, охотник, а? – спросил ремесленник.

    – Думаете, нет! – прошептал Боря.

    Пассажиры помолчали.

    – Похоже, и правда нехорошо выходит, – пробасил вдруг усатый рабочий. Он спокойно сидел на своем месте и курил, заложив ногу за ногу, глядя на носок испачканного глиной сапога.

    – Что – нехорошо? – обернулся старший.

    – Не для баловства малый ее везет. Убивать-то вроде как и неудобно.

    – А что с ней прикажете делать? – спросил гражданин в пенсне.

    – Поймать! «Что делать»! – ответил ремесленник. – Поймать и отдать охотнику.

    Вошла проводница с кочергой. Вид у нее был воинственный.

    – Тут еще? Не ушла? Посветите кто-нибудь.

    Лейтенант осторожно взял у нее кочергу:

    – Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку?.. Посмотрите на мальчонку: ведь работал человек, трудился!

    Озадаченные пассажиры молчали. Старший воззрился на лейтенанта и покраснел:

    – Вам смех, товарищ, а нашего брата могут привлечь, если с пассажиром что случится!

    – А убьете гадюку, вас, папаша, за другое привлекут, – серьезно сказал ремесленник.

    – «Привлекут»… – протянула проводница. – За что это такое привлекут?

    – За порчу школьного имущества, вот за что.

    Кругом дружно захохотали, спорили. Одни говорили, что в школе все равно не станут держать гадюку; другие утверждали, что держат, но под особым надзором учителя биологии; третьи соглашались со вторыми, но считали опасным отдавать гадюку Боре: вдруг он снова выпустит ее в трамвае или в метро!

    – Не выпущу я! Вот честное пионерское, не выпущу! – сказал Боря, глядя на взрослых такими глазами, что даже пожилая колхозница умилилась.

    – Да не выпустит он! – затянула она жалостливо. – Чай, теперь ученый! Ведь тоже сочувствие надо иметь: другие ребятишки в каникулы бегают да резвятся, а он со своими гадами две недели мытарился.

    – Н-да! Так сказать, уважение к чужому труду, – произнес старичок в панаме.

    Гражданин в пенсне поднял голову:

    – Вы там философствуете. А проводили бы его до дому?

    – Я? Гм!.. Собственно…

    Лейтенант махнул рукой:

    – Ну ладно! Я провожу… Где живешь?

    – На улице Чернышевского живу.

    – Провожу. Скажи спасибо! Крюк из-за тебя делаю.

    – Ну как, охотники, убили? – спросил кто-то с другого конца вагона.

    – Нет. Помиловали, – ответил ремесленник.

    Старший сурово обвел глазами «охотников»:

    – Дети малые! – Он обернулся к проводнице: – Совок неси. Совок под нее подсунем, а кочережкой прижмем. Неси!

    – Дети малые! – повторила, удаляясь, проводница.

    Через десять минут гадюка лежала в банке, а банка, на этот раз очень солидно закрытая, стояла на коленях у лейтенанта. Рядом с лейтенантом сидел Боря, молчаливый и сияющий.

    До самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело.

    Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился, на платформе послышались торопливые голоса:

    — Ну, в добрый час! Смотри из окна не высовывайся!

    — Не буду, бабушка.

    — Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти!

    Поезд тронулся.

    — До свидания, бабушка!

    — Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман...

    Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

    — Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря.

    Дверь отворилась, и Боря вошёл. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощёкий. Серая кепка сидела криво на его голове, чёрная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой — верёвочную сумку с большой банкой из зелёного стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с неё глаз.

    Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

    — Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, — сказал старичок в панаме.

    — Спасибо! — невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

    Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

    Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колёс да чьим-то размеренным храпом. Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.

    Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:

    — В Москву едем, молодой человек?

    Боря кивнул.

    — На даче были?

    — В деревне. У бабушки.

    — Так, так!.. В деревне. Это хорошо, — старичок немного помолчал. — Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

    — Корзина? Нет, она легкая, — Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: — В ней одни только земноводные.

    — Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она лёгкая совсем.

    На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с тёмными усами пробасил:

    — Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?

    — Ну лягушки, жабы, ящерицы, ужи...

    — Бррр, какая мерзость! — сказала пассажирка в углу.

    Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

    — Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать...

    — Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

    — Чего делают? — спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

    — Террариум, — пояснил старичок, — это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нём и содержат всех этих...

    — Гадов-то этих?

    — Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком, — старичок снова обратился к Боре: — И... и много, значит, у вас этих земноводных?

    Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

    — Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

    — Ужас какой! — донеслось из тёмного угла.

    Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.

    — И всех в школу везёшь?

    — Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.

    — Ужот-ко попадёт тебе от учителей...

    Боря передёрнул плечами и снисходительно улыбнулся:

    — «Попадёт»! Вовсе не попадёт. Наоборот, даже спасибо скажут.

    — Раз для ученья, стало быть, не попадёт, — согласился усатый рабочий.

    Разговор заинтересовал других пассажиров. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживлённее, уже не дожидаясь расспросов:

    — Вы знаете, какую мы пользу школе приносим... Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да ещё попробуй достань! А лягушки хотя бы по трёшке штука, вот и тридцать три рубля... А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдётся. А вы говорите «попадёт»!

    Пассажиры смеялись, кивали головами.

    — Молодцы!

    — А что вы думаете! И в самом деле пользу приносят.

    — И долго ты их ловил? — спросил лейтенант.

    — Две недели целых. Утром позавтракаю — и сразу на охоту. Приду домой, пообедаю — и опять ловить, до самого вечера, — Боря снял кепку с головы и принялся обмахиваться ею. — С лягушками и жабами ещё ничего... и ящерицы часто попадаются, а вот с ужами... Я раз увидел одного, бросился к нему, а он в пруд, а я не удержался — и тоже в пруд. Думаете, не опасно?

    Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору. Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица. Когда Боря говорил, наступала тишина. Когда умолкал, отовсюду слышались приглушённый смех и негромкие слова:

    — Занятный какой мальчонка!

    — Маленький, а какой сознательный!

    — Н-нда-с! — заметил старичок в панаме. — Общественно полезный труд. В наше время, граждане, таких детей не было. Не было таких детей!

    — Я ещё больше наловил бы, если бы не бабушка, — сказал Боря. — Она их до смерти боится.

    — Бедная твоя бабушка!

    — Я и так ей ничего про гадюку не сказал.

    — Про кого?

    — Про гадюку. Я её четыре часа выслеживал. Она под камень ушла, а я её ждал. Потом она вылезла, я её защемил...

    — Стало быть, и гадюку везёшь? — перебил его рабочий.

    — Ага! Она у меня в банке, отдельно, — Боря махнул рукой под скамью.

    — Этого ещё недоставало! — простонала пассажирка в тёмном углу.

    Слушатели несколько притихли. Лица их стали серьёзнее. Только лейтенант продолжал улыбаться.

    — А может, это и не гадюка? — спросил он.

    — «Не гадюка»! — возмутился Боря. — А что же тогда, по-вашему?

    — Ещё один уж.

    — Думаете, я ужа отличить не могу?

    — А ну покажи!

    — Да оставьте! — заговорили кругом. — Ну её!

    — Пусть, пусть покажет. Интересно.

    — Ну что там интересного! Смотреть противно!

    — А вы не смотрите.

    Боря вытащил из-под лавки сумку и опустился перед ней на корточки. Стоявшие в проходе расступились, сидевшие на скамьях приподнялись со своих мест и вытянули шеи, глядя на зелёную банку.

    — Сорок лет прожил, а гадюку от ужа не сумею отличить, — сказал гражданин в пенсне.

    — Вот! — наставительно отозвался старичок. — А будь у вас в школе террариум, тогда смогли бы.

    — Уж возле головы пятнышки такие жёлтые имеет, — сказал Боря, заглядывая сбоку внутрь банки. — А у гадюки таких пятнышек... — он вдруг умолк. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. — У гадюки... у гадюки таких пятнышек... — он опять не договорил и посмотрел на банку с другой стороны. Потом заглянул под лавку. Потом медленно обвёл глазами пол вокруг себя.

    — Что, нету? — спросил кто-то.

    Боря поднялся. Держась руками за колени, он всё ещё смотрел на банку.

    — Я... я совсем недавно её проверял... Тут была...

    Пассажиры безмолвствовали. Боря опять заглянул под скамью:

    — Тряпочка развязалась. Я её очень крепко завязал, а она... видите?

    Тряпочка никого не интересовала. Все опасливо смотрели на пол и переступали с ноги на ногу.

    — Чёрт знает что! — процедил сквозь зубы гражданин в пенсне. — Выходит, что она здесь где-то ползает.

    — Н-да! История!

    — Ужалит ещё в тесноте!

    Пожилая колхозница села на полке и уставилась на Борю:

    — Что же ты со мной сделал! Милый! Мне сходить через три остановки, а у меня вещи под лавкой. Как я теперь за ними полезу?

    Боря не ответил. Уши его окрасились в тёмнокрасный цвет, на физиономии выступили капельки пота. Он то нагибался и заглядывал под скамью, то стоял, опустив руки, машинально постукивая себя пальцами по бёдрам.

    — Доигрались! Маленькие! — воскликнула пассажирка в тёмном углу.

    — Тётя Маша! А, тёть Маш! — крикнула одна из девушек.

    — Ну? — донеслось с конца вагона.

    — Поаккуратней там. Гадюка под лавками ползает.

    — Что-о? Какая гадюка?

    В вагоне стало очень шумно. Девушка-проводница вышла из служебного отделения, сонно поморгала глазами и вдруг широко раскрыла их. Двое парней-ремесленников подсаживали на вторую полку опрятную старушку:

    — Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!

    На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой третьей полки свешивались по нескольку пар женских ног. Пассажиры, оставшиеся внизу, сидели, поставив каблуки на противоположные скамьи. В проходе топталось несколько мужчин, освещая пол карманными фонарями и спичками.

    Проводница пошла вдоль вагона, заглядывая в каждое купе:

    — В чём дело? Что тут такое у вас?

    Никто ей не ответил. Со всех сторон слышались десятки голосов, и возмущённых и смеющихся:

    — Из-за какого-то мальчишки людям беспокойства сколько!

    — Миша! Миша, проснись, гадюка у нас"

    — А? Какая станция?

    Внезапно раздался истошный женский визг. Мгновенно воцарилась тишина, и в этой тишине откуда- то сверху прозвучал ласковый украинский говорок:

    — Та не бойтесь! Це мiй ремешек на вас упал.

    Боря так виновато помаргивал светлыми ресницами, что проводница уставилась на него и сразу спросила:

    — Ну?.. Чего ты здесь натворил?

    — Тряпочка развязалась... Я её завязал тряпочкой, а она...

    — Интересно, какой это педагог заставляет учеников возить ядовитых змей! — сказал гражданин в пенсне.

    — Меня никто не заставлял... — пролепетал Боря. — Я... я сам придумал, чтобы её привезти.

    — Инициативу проявил, — усмехнулся лейтенант.

    Проводница поняла всё.

    Боря опустился на четвереньки и полез под лавку. Проводница ухватилась за его ботинок и закричала громче прежнего:

    — Ты что? С ума сошёл... Вылезай! Вылезай, тебе говорят!

    Боря всхлипнул под лавкой и слегка дёрнул ногой:

    — Сам... сам упустил... сам и... найду.

    — Довольно, друг, не дури, — сказал лейтенант, извлекая охотника из-под лавки.

    Проводница постояла, повертела в растерянности головой и направилась к выходу:

    — Пойду старшему доложу.

    Она долго не возвращалась. Пассажиры устали волноваться. Голоса звучали реже, спокойнее. Лейтенант, двое ремесленников и ещё несколько человек продолжали искать гадюку, осторожно выдвигая из-под сидений чемоданы и мешки. Остальные изредка справлялись о том, как идут у них дела, и беседовали о ядовитых змеях вообще.

    — Что вы мне рассказываете о кобрах! Они на юге живут.

    — ...перевязать потуже руку, высосать кровь, потом прижечь калёным железом.

    — Спасибо вам! «Калёным железом»!

    Пожилая колхозница сетовала, ни к кому не обращаясь:

    — Нешто я теперь за ними полезу! В сорок четвёртом мою свояченицу такая укусила. Две недели в больнице маялась.

    Старичок в панаме сидел уже на третьей полке.

    — Дёшево отделалась ваша свояченица. Укус гадюки бывает смертелен, — хладнокровно отозвался он.

    — Есть! Тут она! — вскрикнул вдруг один из ремесленников.

    Казалось, сам вагон облегчённо вздохнул и веселее застучал колёсами.

    — Где «тут»?

    — Бейте её скорей!

    Присевшего на корточки ремесленника окружило несколько человек. Толкаясь, мешая друг другу, они заглядывали под боковое место, куда лейтенант светил фонариком.

    — Под лавкой, говорите? — спрашивали их пассажиры.

    — Ага! В самый угол заползла.

    — Как же её достать?

    — Трудненько!

    — Ну что вы стоите? Уйдёт!

    Явился старший и с ним девушка-проводница. Старший нагнулся и, не отрывая глаз от тёмного угла под лавкой, помахал проводнице отведённой в сторону рукой:

    — Кочерёжку!.. Кочерёжку! Кочерёжку неси!

    Проводница ушла. Вагон притих в ожидании развязки. Старичок в панаме, сидя на третьей полке, вынул часы:

    — Через сорок минут Москва. Незаметно время прошло. Благодаря... гм... благодаря молодому человеку.

    Кое-кто засмеялся. Все собравшиеся вокруг ремесленника посмотрели на Борю, словно только сейчас вспомнили о нём.

    Он стоял в сторонке, печальный, усталый, и медленно тёр друг о дружку испачканные ладони.

    — Что, друг, пропали твои труды? — сказал лейтенант.— Охотился, охотился, бабушку вконец допёк, а сейчас этот дядя возьмёт да и ухлопает кочергой твоё наглядное пособие.

    Боря поднял ладонь к самому носу и стал соскребать с неё грязь указательным пальцем.

    — Жалко, охотник, а? — спросил ремесленник.

    — Думаете, нет! — прошептал Боря.

    Пассажиры помолчали.

    — Похоже, и правда нехорошо выходит, — пробасил вдруг усатый рабочий. Он спокойно сидел на своём месте и курил, заложив ногу за ногу, глядя на носок испачканного глиной сапога.

    — Что — нехорошо? — обернулся старший.

    — Не для баловства малый её везёт. Убивать-то вроде как и неудобно.

    — А что с ней прикажете делать? — спросил гражданин в пенсне.

    — Поймать! «Что делать»! — ответил ремесленник. — Поймать и отдать охотнику.

    Вошла проводница с кочергой. Вид у неё был воинственный.

    — Тут ещё? Не ушла? Посветите кто-нибудь.

    Лейтенант осторожно взял у неё кочергу:

    — Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку?.. Посмотрите на мальчонку: ведь работал человек, трудился!

    Озадаченные пассажиры молчали. Старший воззрился на лейтенанта и покраснел:

    — Вам смех, товарищ, а нашего брата могут привлечь, если с пассажиром что случится!

    — А убьёте гадюку, вас, папаша, за другое привлекут, — серьёзно сказал ремесленник.

    — «Привлекут»... — протянула проводница. — За что это такое привлекут?

    — За порчу школьного имущества, вот за что.

    Кругом дружно захохотали, потом заспорили. Одни говорили, что в школе всё равно не станут держать гадюку; другие утверждали, что держат, но под особым надзором учителя биологии; третьи соглашались со вторыми, но считали опасным отдавать гадюку Боре: вдруг он снова выпустит её в трамвае или в метро!

    — Не выпущу я! Вот честное пионерское, не выпущу! — сказал Боря, глядя на взрослых такими глазами, что даже пожилая колхозница умилилась.

    — Да не выпустит он! — затянула она жалостливо. — Чай, теперь учёный! Ведь тоже сочувствие надо иметь: другие ребятишки в каникулы бегают да резвятся, а он со своими гадами две недели мытарился.

    — Н-да! Так сказать, уважение к чужому труду, — произнёс старичок в панаме.

    Гражданин в пенсне поднял голову:

    — Вы там философствуете... А проводили бы ребёнка до дому с его змеей?

    — Я? Гм!.. Собственно...

    Лейтенант махнул рукой:

    — Ну ладно! Я провожу... Где живёшь?

    — На улице Чернышевского живу.

    — Провожу. Скажи спасибо! Крюк из-за тебя делаю.

    — Ну как, охотники, убили? — спросил кто-то с другого конца вагона.

    — Нет. Помиловали, — ответил ремесленник.

    Старший сурово обвел глазами «охотников»:

    — Дети малые! — он обернулся к проводнице: — Совок неси. Совок под неё подсунем, а кочерёжкой прижмём! Неси!

    — Дети малые! — повторила, удаляясь, проводница.

    Через десять минут гадюка лея^ала в банке, а банка, на этот раз очень солидно закрытая, стояла на коленях у лейтенанта. Рядом с лейтенантом сидел Боря, молчаливый и сияющий.

    До самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело.

    Похожие статьи