• Картотека пальчиковых игр ранний возраст на год. Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста. Этапы подготовки пальчиковых игр

    30.09.2019

    Сценарий проведения

    совместного утренника

    «Осень чудная пора»

    Для детей предшкольного класса и разновозрастной группы

    детей мини-центра «Ак-булак»

    Воспитатель

    предшкольного класса

    Пальчуковская О.И.

    30.10.2015г

    «ОСЕНЬ ЧУДНАЯ ПОРА»

    В празднично украшенный зал входит Ведущая (воспитательница) и ребенок.

    Ведущая

    Улетают птичьи стаи,

    Меньше света и тепла,

    Листья с кленов облетают,

    Значит, Осень золотая

    В наш родимый край пришла!

    Даша К.

    Приносит нам осень печальную скрипку

    Чтоб грустный мотив над полями звучал

    Но мы всегда осень встречаем улыбкой

    И всех приглашаем в наш праздничный зал!

    Звучит музыка рожок - дети выходят в зал

    Ведущий

    Посмотрите-ка ребята в нашем зале так нарядно

    Мы гостей сюда позвали

    Что за праздник в нашем зале?

    ДЕТИ ХОРОМ

    Это осень к нам пришла всем подарки принесла!

    Злата Г.

    Фрукты овощи цветы

    Небывалой красоты

    Леша М.

    И орехи и медок

    И рябину и грибок

    Даша Б.

    Подарила листопад

    Листья золотом горят

    Матвей Б.

    Ходит осень
    В нашем парке,
    Дарит осень
    Всем подарки:
    Бусы красные - рябине,
    Фартук розовый - осине,
    Зонтик желтый - тополям,
    Фрукты осень дарит нам.

    Кристина Р.

    Ходит осень по дорожке,
    Промочила в лужах ножки.
    Льют дожди
    И нет просвета.
    Затерялось где-то лето.
    Ходит осень,
    Бродит осень.
    Ветер с клёна листья
    Сбросил.
    Под ногами коврик новый,
    Жёлто-розовый –
    Кленовый.

    Песня «Осень в лесу»

    София Л.

    Следом за летом осень идёт,
    Жёлтые песни ей ветер поёт.
    Красную под ноги стелет листву,
    Белой снежинкой летит в синеву.

    Максим Я.

    Если на деревьях листья пожелтели,

    Если в край далекий птицы улетели,

    Если небо хмурое, если дождик льется,

    Это время года

    Осенью зовётся .

    Валерия М.

    Осень! Твой красив убор!

    Золотой на нем узор.

    Сарафан с цветной каймой,

    Полушалок с бахромой

    Разукрашен листьями

    И рябины кистями.

    А из ягод алых

    Бусы, как кораллы!

    Данил А.

    Дарит осень чудеса,
    Да еще какие!
    Разнаряжены леса
    В шапки золотые.
    На пеньке сидят гурьбой
    Рыжие опята,
    И паук – ловкач какой! –
    Тянет сеть куда-то.
    Дождь и жухлая трава
    В сонной чаще ночью
    Непонятные слова
    До утра бормочут.

    Песня «Осень золотая»

    Танец «Рябинки» исполняют дети мини-центра

    Приметы осени

    Полина К.

    Осень подойдет неслышно,

    Тихо встанет у ворот.

    В огороде листик вишни

    На дорожку упадет.

    Ульяна Ч.

    Это первая примета,

    Что от нас уходит лето.

    А вторая - куст малины

    В нитях белой паутины.

    Полина К.

    Чуть короче станет день,

    Потемнеют облака,

    Словно их накроет тень,

    Станет пасмурней река -

    Ульяна Ч.

    Третья верная примета.

    Осень бродит близко где-то.

    Ранним утром на поляны,

    Лягут влажные туманы,

    Катя М.

    А потом, уж жди не жди,

    Моросящие дожди

    Пеленой затянут просинь,

    Значит, наступила Осень!

    Танец с зонтиками исполняют девочки предшкольного класса

    (расставляются атрибуты для сценки)

    Ведущая:

    Осень скверы украшает разноцветною листвой.
    Осень кормит урожаем птиц, зверей и нас с тобой.
    И в садах, и в огороде, и в лесу, и у воды.
    Приготовила природа всевозможные плоды.
    На полях идёт уборка - собирают люди хлеб.
    Тащит мышка зёрна в норку, чтобы был зимой обед.
    Сушат белочки коренья, запасают пчёлы мёд.
    Варит бабушка варенье, в погреб яблоки кладёт.
    Уродился урожай - собирай дары природы!
    В холод, в стужу, в непогоду пригодится урожай!

    Сценка «Ходят гости в огород» исполняют дети предшкольного класса

    Данил М.

    Что за чудо огород, просто загляденье,
    Тут взошли, растут, цветут разные растенья.
    Здесь есть сторож молодой, ходит он всегда с метлой,
    Сторожит свои он грядки. У него свои порядки.
    Вот он, кажется, идет сторожить свой огород.

    Под музыку выходит Ваня.

    Злата Г.

    Нынче Ваня очень занят - у него не счесть забот:
    Грядки полет нынче Ваня. Поливает огород.

    Ваня нехотя выполняет движения по тексту.

    Ваня – Коля О.

    Ох, трудна моя работа, ох, болят спина и бок,
    Ох, устал я от чего-то, эх, пойду, вздремну часок. (Спит.)

    (выбегают Червяк и бабочка- капустница)

    Червяк – Данил А.

    - Нынче Ваня очень занят - у него не счесть забот.

    Бабочка – Даша К.

    - На поляне дремлет Ваня, гости ходят в огород.

    Под музыку выводят Петуха, показывают ему, что надо клевать.

    Петух- Леша М.

    Вот и я, Петух Петрович. Ко-ко-ко, хозяев нет?
    Хорошо, когда на грядке для меня готов обед. (Клюет.)

    Бабочка и Червяк под музыку выводят Козу, показывают ей, что щипать.

    Коза – Полина К.

    Вот и я Коза Козловна. Ме-ме-ме, хозяев нет?
    Хорошо, когда на грядке для меня готов обед. (Щиплет.)

    Злата Г.

    Нынче Ваня очень занят - у него не счесть забот,
    Только встал с лежанки Ваня, гости мигом из ворот.

    Ваня ловит Петуха и Козу, те бегают вокруг грядки и убегают

    Ваня:

    Где морковь, и где капуста? Лук исчез, пропал салат.
    Ох, беда, на грядках пусто. Я один тут виноват.

    Злата Г.

    Хватит Ваня слезы лить, хватит скуку разводить.

    Ваня: Я сейчас!

    (берет брызгалку с надписью «Яд» и их прогоняет. С криками «Полундра», «Спасайся, кто может!», падая и дрыгая ногами, Червяк и Бабочка убегают).

    Рома Ч.

    Дождик льет, старается,
    Хоть его не просят.
    Солнце в тучах мается,
    Значит - это осень.

    Леша М.

    Летят, летят дождинки,
    Не выйдешь из ворот.
    По вымокшей тропинке
    Сырой туман ползет.

    Александра Б.

    У погрустневших сосен
    И огненных рябин
    Идет и сеет осень
    Душистые грибы!

    Танец грибочков исполняют дети мини-центра

    Катя М.

    Заглянула осень в сад –

    Птицы улетели.

    За окном с утра шуршат

    Жёлтые метели.

    Под ногами первый лёд

    Крошится, ломается.

    Воробей в саду вздохнёт,

    А запеть – Стесняется.

    Валерия М.

    - Ах, как красив осенний лес, застывший в сонной тишине!
    И словно излучают свет деревья в золотом огне.

    Даша К.

    - Еще журчит-поет ручей под облетевшею листвой,
    Но птичий домик уж ничей - его заселят лишь весной.

    Злата Г.

    - Но красота эта не вечна, не за горами уж зима.
    И только слышно бесконечно в лесу журчание ручья.

    Песня «Чудная пора осень»

    Дима Ш.

    Листопад листопад

    Листья падают летят

    Листья желтые кружаться

    И на землю все ложаться

    Милена Р.

    Закружился надо мной
    Дождь из листьев озорной.
    До чего же он хорош!
    Где такой еще найдешь –
    Без конца и без начала?
    Танцевать под ним я стала,
    Мы плясали, как друзья,
    Дождь из листиков и я.

    Игры с родителями

    СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
    В игре участвуют 2 родителя. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

    НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
    Родители встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому родителю и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Родитель, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

    НАРИСУЙ ГОРОХ!
    Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

    Танец с осенними помпонами на слова песни «Танец под дождем»

    Лариса Усатая
    Пальчиковые игры с детьми раннего возраста

    Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка , ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

    Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

    “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

    В. А. Сухомлинский

    Актуальность.

    Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук .

    Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик , два пальчика , три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев , - говорящие дети. Если пальчики напряженные , сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

    Проблема.

    Наблюдая за вновь пришедшими детьми , я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

    Поэтому я начала свою работу по развитию мелкой моторике рук с помощью пальчиковой гимнастики , работой с пластилином, с бумагой (отрывать, комкать, скатывать, дидактическим материалом (мозаика, нанизывание бус, крупные пазлы и т. д.)

    Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

    При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

    Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

    Игры в которые мы играем :

    «Погладим кошку»

    Шубка мягкая у кошки,

    Ты погладь ее немножко.

    (Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

    С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)

    "Капуста"

    Мы капусту рубим-рубим,

    Мы морковку трем-трем,

    Мы капусту солим-солим,

    Мы капусту жмем-жмем.

    (Имитируют движения в соответствии с текстом.)

    Зайка серенький сидит,

    Он ушами шевелит.

    Вот так, вот так.

    Он ушами шевелит.

    (Указательный и средний пальцы развести в стороны , остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками» )

    Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

    «Зайка книгу нашёл»

    Зайка книгу нашел,

    И открыл, и прочел,

    А закрыл, все забыл.

    И снова открыл,

    И все повторил,

    А закрыл, опять забыл.

    (Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)

    Кошки-мышки

    Вот кулак, показать кулак левой руки

    А вот – ладошка, раскрыть пальцы , ладонь вверх

    На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

    Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

    Мышки очень испугались, вращать кулаком

    В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку

    Ехал, ехал паровоз руки в «замок» , большие пальцы вращаются

    Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы

    Ехал, ехал паровоз

    Прицепил вагон, повез…

    Солнце светит очень ярко,

    И ребятам стало жарко.

    Достаем красивый веер -

    Пусть прохладою повеет.

    (Т. Сикачева)

    Соединить прямые пальцы рук . Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки :

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    (Народная песенка)

    Поочередно разгибать все пальцы , начиная с большого.

    «Этот пальчик бабушка… »

    Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки . Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.

    «Улитка, улитка…»

    Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики ) ; выполнять движения в соответствии с текстом.

    «Как на нашем на лугу…»

    Игра направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании потешки.

    «Сорока-белобока»

    игра направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами .

    И многие другие.

    Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

    Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику , руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

    Пальчиковые игры , по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 села Успенского

    Воспитатель: Нагайник Г.А.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой

    деятельности. "Пальчиковые игры" способствуют отображению реальности окружающего мира

    Предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, что влияет на вырабатывание

    ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Почему же так происходит? Пальцы рук снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество акупунктурных точек (по этому указателю кисть не уступает уху и стопе), массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

    Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

    «Пальчики здороваются»

    Цель:

    Ход игры : Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

    Я здороваюсь везде –

    Дома и на улице.

    Даже «здравствуй!» говорю

    Я соседней курице.

    Повстречал ежонка ёж:

    «Здравствуй, братец! Как живешь?»

    «Ладушки – ладушки»

    Цель : развивать ощущение собственных движений.

    Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

    Ладушки – ладушки!

    Пекла бабка оладушки .

    Маслом поливала,

    Детушкам давала.

    Хороши оладушки

    У нашей милой бабушки!

    «Сорока – сорока»

    Цель :

    Ход игры : (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой , руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

    мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

    Сорока – сорока

    Кашу варила

    Деток кормила

    Этому дала ,

    Этому дала ,

    Этому дала

    Этому дала ,

    Этому дала

    «Как у нашего кота…»

    Цель : развивать мелкую моторику рук.

    Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша,

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глаза смелые, зубки беленькие.

    «Этот пальчик – бабушка»

    Цель: активизировать движения пальцев рук.

    Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

    Этот пальчик – бабушка

    Этот пальчик – дедушка

    Этот пальчик – папочка

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!

    «Ладошки»

    Цель : развивать моторику рук.

    Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

    Ладошки вверх

    Ладошки вниз,

    Ладошки на бочок

    И сжали в кулачок .

    «Обезьянки»

    Цель: Развивать мелкую моторику рук.

    Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

    Обезьянки вышли погулять,

    Обезьянки стали танцевать,

    И одна из них пошла домой поспать,

    Потому что надоело танцевать.

    «Мальчик – пальчик»

    Цель: активизировать движения пальцев рук.

    Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

    Пальчик – мальчик, где ты был?

    Я на речке братьев мыл.

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    «Бумажный мячик»

    Цель

    Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

    Кистью руки отталкивать мячик

    Перекатывать мячик по столу.

    « Водичка, водичка…»

    Цель : развивать моторику обеих рук.

    Ход занятия : Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

    Водичка, водичка…

    Умой моё личико.

    Чтобы глазки смотрели,

    Чтобы щечки краснели.

    И кусался зубок.

    Чтоб смеялся роток

    «Пальчик о пальчик»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

    Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками,закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

    Пальчик о пальчик тук да тук

    Хлопай, хлопай, хлопай

    Ножками топай, топай

    Спрятались, спрятались

    Пальчик о пальчик тук да тук

    «1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

    Цель:

    Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Вышли в садик погулять.

    Ходим – ходим мы по лугу.

    Там цветы растут по кругу.

    Лепесточков ровно пять,

    «Сидит белка на тележке»

    Цель : развивать моторику обеих рук.

    Ход игры : дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью,

    Синичке,

    Мишке толстопятому.

    Заиньке усатому.

    «Капуста»

    Цель : развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

    Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

    Мы капусту рубим, рубим,

    Мы капусту солим, солим,

    Мы капусту трём, трём,

    Мы капусту жмем, жмём.

    «Пальчики»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

    Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

    Вышли пальчики гулять.

    Раз – два – три – четыре – пять –

    В домик спрятались опять.

    «Здравствуй, солнце золотое!»

    Цель: развивать движения пальцев рук

    Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

    Здравствуй, солнце золотое!

    Здравствуй, небо голубое!

    Здравствуй, вольный ветерок,

    Здравствуй, маленький дубок!

    Мы живём в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

    «Коготки»

    Цель : развивать моторику обеих рук.

    Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

    У кошкиной дочки

    На лапках коготочки.

    Ты их прятать не спеши,

    Пусть посмотрят малыши!

    «На работу»

    Цель: активизировать движения пальцев рук.

    Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.

    Большой палец встал один.

    Указательный - за ним.

    Средний будит безымянный.

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все – «Ура!»

    На работу им пора.

    «Два маленьких кузнечика…»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

    Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

    Два маленьких кузнечика

    Потопали на речку.

    Воды они боялись

    И в речке не купались.

    На скрипочках играли –

    Всех рыбок распугали.

    «Маленькая мышка»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

    Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу,лежат на тыльной стороне одной из рук на столе(коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

    Маленькая мышка

    По городу бежит.

    Глядит ко всем в окошки,

    И пальчиком грозит:

    «А кто не лёг в кроватку?

    А кто не хочет спать?

    Такого непослушного

    Я буду щекотать!»

    «Паучок»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,

    Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове

    Паучок ходил по ветке,

    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил,

    Паучков на землю смыл.

    Солнце стало пригревать,

    Паучок ползёт опять,

    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять по ветке.

    «Червячки»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

    Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

    Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы

    Червячки пошли гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

    Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

    Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

    Головой она кивает,

    Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

    остальные вверх

    Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

    «Шалун»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

    Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

    Наша Маша варила кашу.

    Кашу сварила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил.

    Свою тарелку разбил.

    «Мизинчик»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

    Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

    Маленький Мизинчик

    Плачет, плачет, плачет.

    Безымянный не поймет:

    Что всё это значит?

    Средний пальчик очень важный,

    Не желает слушать.

    Указательный спросил:

    Может, хочешь кушать?

    А большой бежит за рисом,

    Тащит рису ложку,

    Говорит: - Не надо плакать,

    На, поешь немножко!

    «Лягушка – попрыгушка»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

    Ход игры:

    Лягушка – попрыгушка,

    (смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты)

    Глазки на макушке,

    (большой палец выполняет функцию нижней челюсти),

    А все её слова –

    Только «Ква!» да «Ква!».

    (которые то раскрываются, то закрываются).

    А щёки раздувает

    И рот свой разевает,

    Чтоб комары и мушки

    Летели в рот лягушке.

    (одной рукой продолжаем изображать рот лягушки

    а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»)

    «На лесной лужайке»

    Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

    Ход игры:

    На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

    Разыгрались зайки:

    Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

    ногами топали, притопываем ножками
    ушками махали

    (прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем

    сомкнутые пальцы, обеих рук)

    Выше всех скакали,

    (поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую

    руку)

    Глазками глядели, Машем руками

    Песенку пропели:

    «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Ля-ля-ляйки!»

    Ах, какие весёлые зайки!

    «Наши ручки»

    Где же наши ручки?

    Где же наши ручки?

    Где же, где же наши ручки?

    Вытягивают ручки

    вперед

    Показывают ручки.

    Нету наших ручек.

    Вот, вот наши ручки,

    Вот наши ручки.

    Спрятали ручки за спину

    Опять показывают ручки.

    «Кулачки»

    Кулачки сложили,

    Кулачками били.

    Тук

    -

    тук!

    Тук

    -

    тук!

    Тук

    -

    тук!

    Сложить кулачки обоих рук

    Бьют кулачками.

    «Очки»

    Бабушка очки надела

    И детишек разглядела.

    И детишки очки н

    адели

    Бабушку разглядели.

    Колечки подносят к глазам

    Дети повторяют действия за

    воспитателем.

    «Дождик, дождик»

    Дождик, дождик,

    Кап да кап, кап...

    Мокрые дорожки.

    Все ровно пойду

    гулять,

    Пусть промокнут ножки.

    Дети повернули ладошку кверху и

    Указательным па

    льцем имитируют

    Капельки дождя и повторяют за

    взрослым: «Кап..»

    «Пароход»

    Пароход плывет по речке,

    И пыхтит он словно печка:

    Пых, пых...

    Дети обе сложенные ладони

    поворачивают влево и

    вправо,

    повторяют за взрослым: «Пых..»

    «Надоели нам дожди»

    Дождик

    , дождик! Подожди!

    Надоели нам дожди!

    Ты по крышам зачастил,

    Ребятишек разбудил.

    Дети по очереди поворачивают

    ладошки кверху и пальцами другой

    руки имитируют капельки дождя,

    повторяя за взрослым: «Кап, кап»

    «Ладушки, ладушки»

    Ладушки, ладушки,

    Пекла ма

    ма оладушки,

    Маслом поливала,

    Деткам давала:

    «На

    -

    на

    -

    на»

    Дети хлопают в ладошки и

    повторяют слова: «На

    -

    на

    -

    на»

    «Рыбки»

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде.

    То сожмутся,

    Имитировать движения в

    соответствии с

    текстом, повторяя за

    взрослым слова

    текста.

    Разожмутся,

    То зароются в песке.

    «Еду к деду, еду к бабе»

    Еду, еду к бабе, к деду

    На лошадке

    В красной шапке,

    По ровненькой дорожке,

    На одной ножке

    Гоп

    -

    гоп

    -

    гоп...

    Дети катают карандаш между

    ладонями

    и повторяют слова за взрослыми:

    «

    Гоп

    -

    гоп

    -

    гоп»

    «Катя гуляет»

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Собираемся гулять.

    Завязали Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Катя по дорожке идет

    Топ

    -

    топ

    -

    топ..

    Дети катают карандаш между

    ладонями

    и повторяют слова: «Топ

    -

    топ

    -

    топ».

    «Белка»

    Я

    белка в шубке ме

    ховой,

    Пушистый хвост

    Помощник мой,

    Он помогает мне скакать

    Везде успею побывать.

    Прыг

    -

    скок, прыг

    -

    скок.

    Дети проводят ворсом кисточки по

    ладошке и повторяю слова за

    взрослым:

    «Прыг

    -

    скок, прыг

    -

    скок»

    «Капустка»

    Мы капустку рубим, рубим,

    Мы капустку со

    лим, солим

    Мы капустку трем, трем

    Мы капустку жмем, жмем.

    Движения ладонями вверх, вниз.

    поглаживание подушечек пальцев.

    потираем кулачок о кулачок.

    сжимаем и разжимаем кулачки.

    «Хоровод среди цветов»

    Хоровод среди цветов,

    Вокруг розовых кустов.

    Среди тр

    ав и цветов

    Водим, водим хоровод.

    У ребенка в ладошках грецкий орех,

    круговыми движениями кистей

    ребенок выполняет движения за

    взрослыми и повторяет слова текста.

    «Будем пальчики считать»

    Раз, два, три, четыре, пять

    Будем пальчики считать.

    Крепкие и дру

    жные

    Все такие нужные.

    На другой руке опять

    Пальчики быстрые

    Дети загибают пальчики на левой

    руке.

    Сжимают и разгибают кулачки.

    Дети загибают пальчики на правой

    руке.

    Сжимают и разгибают кулачки.

    Хотя не очень чистые.

    «Этот пальчик хочет спать»

    Этот

    пальчик хочет спать,

    Этот пальчик лег в кровать,

    Этот пальчик чуть вздремнул,

    Этот пальчик уж уснул,

    Этот пальчик крепко спит

    Тише дети не шумите,

    Пальчики не разбудите.

    мизинца.

    «Дружат наши дети»

    Дружат наши дети

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой

    подружим

    Маленькие пальчики.

    Дети загибают пальчики, начиная с

    мизинца.

    «Моя семья»

    Этот пальчик

    дедушка.

    Этот пальчик

    бабушка.

    Этот пальчик

    папочка.

    Этот пальчик

    мамочка.

    Этот пальчик

    я,

    Вот и вся моя семья.

    По

    ходу чтения, загибается на ручке

    ребенка

    пальчик, начиная с

    большого пальчика.

    «На лужок»

    На лужок пришли зайчата,

    Медвежата, барсучата,

    Лягушата и енот.

    На зеленый, на лужок,

    Приходи и ты,

    дружок.

    Сгибают пальчики поочередно в

    кулачок.

    «На полянке д

    ом стоит»

    На поляне дом стоит

    Путь к нему пока закрыт

    Мы ворота открываем

    В этот домик приглашаем.

    Сложить ладони домиком, так,

    чтобы

    большие пальцы не соприкасались.

    Большие пальцы опускаются и

    соприкасаясь друг с другом.

    Пальцы по

    -

    прежнему под углом,

    то

    лько широко расставлены.

    «В детский сад идти пора»

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик

    прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж уснул.

    Встали пальчики, ура!

    Дети поочередно загибают пальчики

    руки.

    Дети машут

    кистями рук.

    В детский сад идти пора.

    «Сорока»

    Сорока

    белобока,

    Кашу варила

    Деток кормила.

    Этому дала,

    Этому дала.

    Этому дала.

    Этому дала.

    А этому не дала.

    Ты воды не носил,

    кашу не варил,

    тебе нет ничего.

    Указательный палец правой руки

    делает

    Круговые движения на левой

    ладон

    и.

    Поочередно, загибаем пальцы левой

    руки.

    Большой палец поднять вверх.

    «Из

    -

    за леса, из

    -

    за гор»

    Из

    -

    за леса, из

    -

    за гор

    Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Пальчики передвигаются по столу с

    разным т

    емпом.

    «В гости к большому пальчику»

    В гости к пальчику большому

    Приходили прямо к дому

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний,

    Сам мизинчик

    -

    малышок

    Постучался на порог.

    Вместе пальчики

    друзья,

    Друг без друга нам нельзя

    Поднять вверх большой

    пальчик

    Соединить вместе пальцы, которые

    перечисляются.

    Сжать пальцы обеих рук и постучать

    друг об друга.

    Ритмично сжимать и разжимать

    кулак.

    «Мальчик

    -

    пальчик»

    Мальчик

    пальчик, где ты был?

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим бра

    тцем песни пел.

    На первую строку показать большие

    пальцы обеих рук и соединить их.

    Затем поочередно загибать пальцы

    рук.

    «Наш малыш»

    Этот пальчик

    дедушка,

    Этот пальчик

    бабушка,

    Этот пальчик

    папочка,

    Этот пальчик

    мамочка,

    Этот пальчик

    наш малыш.

    Согнуть пальцы в кулачок, затем по

    очереди разгибать их начиная с

    большого.

    «Встали наши пальчики»

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик

    прыг в кровать!

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж зевнул.

    Тише, пальчик, не шуми,

    Братиков не разбуди.

    Вста

    ли пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

    Поочередно пригибать пальцы, к

    ладошке начиная с мизинца.

    Остался один большой палец.

    Кулачок разжать, широко расставить

    пальцы в стороны.

    «За работу»

    Ну

    -

    ка братцы, за работу,

    Покажи свою охоту.

    Большаку дрова

    рубить,

    Печи все тебе топить,

    А тебе воду носить,

    А тебе обед варить,

    А тебе посуду мыть.

    А потом всем песни петь,

    Песни петь да плясать,

    Наших деток забавлять.

    Поочередно загибать пальцы,

    начиная с большого пальца.

    Энергично шевелить пальцами.

    «Дв

    е веселые лягушки»

    Две веселые лягушки

    Ни минуты не сидят,

    Ловко прыгают подружки,

    Только брызги вверх летят.

    Дети сжимают руки

    в кулачки и

    кладут

    их на стол пальцами вниз. Резко

    разжимают пальцы (руки как бы

    подпрыгивают над столом) и кладут

    ладони на с

    тол. Затем резко

    сжимают кулачки и опять кладут их

    на стол.

    «Мы рисуем бегемота

    »

    Мы рисуем бегемота.

    Кто желает поработать?

    Каждый палец рвется в бой

    И кивает головой.

    Дети сгибают руки в локтях,

    Держат кисти перед лицом, сгибают

    и разгибают пальцы по о

    череди,

    начиная

    С большого пальца правой руки.

    «Пальцы в гости приходили»

    Пальцы в гости приходили,

    «Тук, тук, тук

    стучались в дверь.

    Только дверь им не открыли:

    Думали, что страшный зверь.

    Дети постукивают по столу

    подушечками всех десяти пальцев

    одн

    овременно.

    С добрым утром!

    С добрым утром, глазки.

    Вы проснулись?

    Дети поглаживают глазки, смотрят в

    бинокль.

    Прикладывают ладони к ушкам.

    Речь ребенка напрямую связана с развитием его двигательной активности пальцев. Поэтому «пальчиковую активность» необходимо развивать с самого раннего возраста.

    Тренировку пальчиков можно начинать уже с 6-7 месяцев. Малышам в этом возрасте делают массаж кистей рук. Каждый пальчик проминается отдельно и вся кисть в целом. Массаж длится 2-3 минуты. Проделывать его необходимо ежедневно.

    С возраста 9 месяцев уже можно проделывать разнообразные активные движения для пальцев рук. Сложность упражнения напрямую зависит от уровня развития малыша.

    Игры с пальчиками малыша способствуют не только развитию речи. Но так же и доставляют радость малышу общением с близкими ему людьми. Так, например, мама может взять малыша, посадить себе на колени и начинать играть с его пальчиками. Пальчики можно просто помять, делая массаж. Можно пощекотать ладошку, похлопать в ладоши. От всего этого ребенок не только получит массу приятных «на ощупь» удовольствий, но и приятно и с пользой приведет время с мамой.

    Очень интересными станут пальчиковые игры , если их сопровождать стихами или песенками. Во время игр взрослому необходимо будет комментировать игру. Лучше всего это делать в стихотворной форме, потому что стихи всегда очень интересны для деток и легко ими запоминаются.

    Но немаловажная роль в игре отводится интонации произнесенного стихотворения. И, конечно же, взрослые должны с особой внимательностью подойти к вопросу интонации. Совсем маленьким деткам главное, чтобы стишки были рассказаны добрым, ласковым голосом. Для детей постарше (3-5 лет) уже большую роль играет не только интонация голоса, но и мимика лица во время рассказа.

    Если вашему малышу 2-3 годика, то очень будут познавательны и увлекательны игры с «пальчиковыми куклами ». На каждый пальчик можно надеть бумажный колпачок и нарисовать на нем с помощью фломастера различные мордашки. В таких играх можно проявить фантазию и устроить целый спектакль с различными персонажами.

    Этапы подготовки пальчиковых игр:

    1. Сначала взрослый сам показывает и рассказывает текст игры. Ребенок в это время просто наблюдает за процессом.
    2. Потом взрослый проговаривает стих и, руководя руками ребенка, выполняет все движения с малышом. Малыш помогает выполнять движения взрослому.
    3. Взрослый и ребёнок вместе выполняют одни и те же движения, взрослый своими руками, ребенок своими руками. При этом текст говорит взрослый.
    4. Текст говорит взрослый. Ребенок сам выполняет движения. Взрослый может ему немного помогать.
    5. Ребенок всё старается сделать сам - и проговаривает текст и делает движения руками. Если ребенок что-то забыл, то взрослый может ему напомнить движения или текст.

    Не стоит проводить игры, если у вас или у ребенка холодные руки. Сначала согрейте руки. Их можно опустить в теплую воду или просто растереть ладошки.

    В некоторых играх (особенно в новых для малыша) могут встречаться непонятные ребенку персонажи или предметы (понятия). Сначала расскажите подробно о них малышу, чтобы игра стала интересной, а не вводила кроху в заблуждение.

    Если ребенку меньше 1,5 лет, то игры должны проходить в качестве гимнастики или просто показа игры.

    Вместе с ребенком в пальчиковые игры можно играть, когда ребенку исполнится 1,5 года.

    Во время игр можно придумывать различные сценарии. Будет очень хорошо, если во время игры вы будете щекотать ладошку ребенка или «бегать» по ней.

    Во время игры очень важна мимика. Старайтесь использовать выразительную мимику.

    Интонация произнесенного вами текста так же должна быть выразительной. Делайте паузы там, где они должны быть по тексту. В зависимости от происходящего в рассказе, говорите то тише, то громче.

    Для первоначального этапа игр с пальчиками можно выбрать всего 2-3 игры. Новые игры необходимо вводить постепенно, заменяя старые на новые.

    Если ребенок допускает ошибки – старайтесь на них внимания не обращать. Чаще хвалите его за успехи. Игра должна быть веселой и приносить удовольствие.

    Практически все пальчиковые игры основаны на фольклорном творчестве. Стишки и потешки очень быстро запоминаются ребенком. Во время игр пальчиками можно проявить фантазию, придумать различные сценарии и воплотить их в жизнь, продемонстрировав небольшой спектакль «на пальчиках».

    Советуем изучить несколько простых пальчиковых игр в картинках, которые интересны даже самым маленьким деткам.

    Мария Николаевна Голубева
    Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

    Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и ручек , инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей , а также исключительно полезны для их общего развития :

    Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом , то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы .

    Активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

    Развивают память. В пальчиковых играх нужно запоминать многое : и положение пальцев , и последовательность движений, да и просто стихи.

    Пальчиковые игры .

    МОЯ СЕМЬЯ

    Этот пальчик - дедушка ,

    Этот пальчик - бабушка ,

    Этот пальчик - папочка ,

    Этот пальчик - мамочка ,

    Этот пальчик - я ,

    Вот и вся моя семья!

    Поочередное сгибание пальцев , начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

    В прятки пальчики играли

    И головки убирали.

    Вот так, вот так,

    И головки убирали.

    Ритмично сгибать и разгибать пальцы . Усложнение : поочередное сгибание пальчика на обеих руках .

    ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

    - Пальчик-мальчик , где ты был?

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел.

    На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках . Затем поочередно соединять их с остальными пальцами .

    Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

    Никто их не увидит.

    Вот они показались из улья.

    Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

    Пальцы сжать в кулак , затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели .

    КАПУСТКА

    Мы капустку рубим, рубим,

    Мы капустку солим, солим,

    Мы капустку трем, трем,

    Мы капустку жмём, жмём.

    Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев , потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

    МЫ РИСОВАЛИ

    Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали .

    Наши пальчики встряхнем , Рисовать опять начнем.

    Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

    ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

    Повстречались два котенка : "Мяу-мяу!",

    Два щенка : "Ав-ав!",

    Два жеребенка : Иго-го!",

    Два тигренка : "Ррр!"

    Два быка : "Муу!".

    Смотри, какие рога.

    На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук , начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы .

    Две ладошки прижму И по морю поплыву.

    Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

    Паруса подниму,

    Синим морем поплыву.

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там.

    На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тепленькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

    Публикации по теме:

    Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы "Картотека пальчиковых игр для детей 1младшей группы" Для детей любого дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая.

    Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

    Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Введение: Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

    Картотека пальчиковых игр для детей 5–6 лет Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают.

    Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет «ЕЛОЧКА» «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки Иголочки, указательные пальцы.

    Картотека пальчиковых игр для детей 3–5 лет Картотека пальчиковых игр для детей 3-5 лет. Подготовила: воспитатель Сотова Е. В. МДОУ №75 г. Ярославль, 2018г Пальчиковая гимнастика.

    Похожие статьи