• Дидактические материалы для детского сада. Методические рекомендации и разработки. Методические рекомендации и разработки - Педагогическая ситуация как средство проведения диагностики детей в ДОУ

    22.04.2021

    Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

    Значение дидактического материала в детском саду

    Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

    Дидактические материалы - это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

    Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

    Википедия

    Цели применения дидактических материалов

    Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков - тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

    Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

    • и тактильной чувствительности;
    • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
    • создание положительного эмоционального настроя;
    • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
    • развитие речевых навыков;
    • обучение счёту, грамоте.

    Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

    Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

    Основные виды дидактического материала в ДОУ

    Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

    Предметно-образные пособия

    В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:


    С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

    Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

    Знаковые дидактические материалы

    Знаковые дидактические пособия делятся на:

    • Образно-знаковые наглядные пособия - материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
      • предметные и сюжетные картинки,
      • разнообразные карточки,
      • портреты,
      • аппликации,
      • фото,
      • фильмы и др.
    • Условно-знаковый дидактический материал - это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

    • материал в картинках;

      Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

    • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

      Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

    • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

      Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

    Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
    2. Второй шаг - это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

      В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

    3. Шаг третий - продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
    4. Шаг четвёртый - подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
      • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
      • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
      • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
      • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
      • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
    5. Пятый шаг - это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

      Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

    6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

    С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

    Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

    Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

    Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

    Фотогалерея: дидактические материалы по математике

    Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

    Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

    Лэпбук - это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия - закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

    Видеоматериалы по теме

    Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

    Видео: дидактические игры своими руками

    Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

    Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

    Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

    Видео: как сделать фланелеграф

    Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное - правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

    Детский сад играет очень важную роль в жизни каждого малыша – здесь начинается сего социальная адаптация, закладываются основы характера, вкуса, приобретаются первые знания. Поначалу, каждому малышу сложно привыкнуть к новой обстановке и сверстникам.

    Что нужно учесть при оборудовании детского сада

    Поэтому оснащению детского сада следует уделять особое внимание. Обстановка, окружающая малыша, должна способствовать его всестороннему развитию. В нашем интернет-магазине вы найдете все для детского сада по самой низкой стоимости. Мы предлагаем мебель и оборудование высокого качества от производителя.

    Также у нас вы можете заказать услуги сборки и доставки в Москве. Оснащение детского сада должно создавать для малышей максимально комфортную обстановку, в которой они могут с удовольствием провести весь день. Комплектация должна предусматривать множество предметов мебели, игрового и учебного оборудования.

    Обязательными являются:

    • игрушки дидактического типа – они помогают ребенку развить мелкую моторику и логическое мышление;
    • конструкторы;
    • элементы, изготовленные из дерева – отличаются экологической безопасностью, и абсолютно безвредны для малышей;
    • музыкальные предметы – способствующие развитию слухового аппарата.

    Методические разработки. В данной рубрике Вы найдете различные методические работы участников портала сайт, консультации и рекомендации для родителей и педагогов, материалы для тематического планирования и организации контроля процессов обучения и воспитания в ДОУ, примеры работ для аттестации.

    Включает в себя разделы:
    • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования
    • Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей
    • Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
    • Положение конкурса. Образцы положений о проведении конкурсных мероприятий в ДОУ
    По группам:

    Показаны публикации 1-10 из 33218 .
    Все разделы | Методические рекомендации и разработки

    Консультация для воспитателей «Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников» Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников. Цель диагностики : выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников. Задания для диагностики состоят из нескольких блоков : блок 1 : упражнения на координацию движений; блок 2 : повторение фигур из...

    АКЦИЯ - "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!" Старшая разновозрастная группа «Золотая рыбка» Воспитатель : Третьякова Светлана Николаевна Цель акции : помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей. В нашей группе «Золотая рыбка» с...

    Методические рекомендации и разработки - Использование музейной педагогики в образовательном процессе с детьми старшей группы

    Публикация «Использование музейной педагогики в образовательном процессе с детьми...» Использование музейной педагогики в образовательном процессе с детьми 5–6 лет старшей группы №8 «Рябинушка» Актуальность проекта Формировать правильное отношение к природе надо начинать за долго до того, как человек становиться взрослым Именно в период дошкольного детства...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    «Театрализация – это волшебный мир, в котором Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. » О.П.Радынова Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка, или зайчик,...

    Консультация для педагогов «Одаренные дети - это талант!» «Одаренные дети – это талант!» Талант - это дар, над которым властвует человек; гений - это дар, властвующий над самим человеком. (Джеймс Расселл Лоуэлл) В наше время появилась потребность в людях творческих, активных, которые способны нестандартно мыслить и решать поставленные...

    Семинар-практикум для педагогов «Финансовая грамотность для дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Финансовая грамотность для дошкольников » ЦЕЛЬ семинара: повышение финансовой грамотности педагогов. ЗАДАЧИ: 1.Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой...

    Методические рекомендации и разработки - Педагогическая ситуация как средство проведения диагностики детей в ДОУ

    Педагогические ситуации используют как эффективное средство для проведения диагностики, так как они содержат проблему, которую ребёнок решает самостоятельно или с помощью взрослого. Педагогические ситуации создают такие условия детской деятельности и общения, где необходимо дать...


    Цели: Развитие познавательных процессов; Развитие тонкой моторики рук и координации движений; Сплочение группы и снятие эмоционального напряжения. Оборудование Бумажные снежки на ниточках; листы бумаги с изображением снежинки; ватные палочки; гуашевые краски синего цвета....

    Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. План: 1. Вступление (выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников». 2. Итоги анкетирования педагогов и...

    Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к культуре родного края» Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям...

    Добавьте ваши работы

    Методическая копилка для работников детского сада. Чтобы ваш материал тоже попал в эту рубрику, отметьте при публикации раздел "методические разработки ". Далее можно выбрать дополнительные подразделы.

    Олеся Шишкина

    «Тактильные мешочки»

    Цель : тренировка мелкой моторики пальцев рук, стимулирует своевременное развитие речевых навыков.

    Каждый «квадратик» я сшила из плотной ткани. Это подушечка, внутри которой находятся разные фигурки (в них я положила детские маленькие погремушки) . Мешочков с одинаковыми предметами должно быть парное количество. «Найди пару» . Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару, может назвать, то что нащупал.

    «Волшебные палочки»

    Цель : развитие логического мышления, внимания, память, мелкую моторику.

    Очень познавательная дидактическая игра для детей .

    Уточняем знание геометрических фигур, упражням в количественном и порядковом счете, сравниваем фигуры по величине, выкладываем из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, схемам, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

    Сказка «Репка»

    Задачи :

    Закреплять знание содержания сказки «Репка» , умение воспроизводить последовательность действий героев;

    Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.

    Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, я использую это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить. Героев сказки «Репка» , я сделала по росту. Определяем кто выше, а кто ниже.

    В процессе игры, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Пособие мы поместили в театрализованный уголок.

    Пособие я использую для формирования элементарных математических представлений , окружающего мира. Закрепляем счёт героев, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем)

    «Сухой бассейн» в первой младшей группе

    Я подумала и вот не плохая идея для "релаксации". Дети могут играть на свое усмотрение, а так же можно поставить перед ними цель. Например разложить крышечки по цветам в разные ведерки, пересыпать с помощью лопатки (и ведра) с одного тазика в другой. Так же можно положить в тазик с крышечками мелкие игрушки от киндера сюрприз и вылавливать их из бассейна (руками , ложкой или лопаткой) . Есть и бассейн с крупой и детям ручками достают фигурки животных и другие, можно по темам. Эти занятия не просто интересны детям, но и полезны : развивают координацию движения, аккуратность и внимание.


    Разложи крышечки по схемам

    Описание : работа будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.

    Цель : развитие у детей мелкой моторики пальцев.

    Задачи :

    Создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.

    Развивать сенсорные способности;

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

    Развивать творческое воображение, фантазию.

    Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;

    Воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

    Материал : пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, карточки «полянки» ведёрко.

    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский.

    Дидактическая игра «Собери бусы»

    Цель : развивать умение различать фигуры по цвету и форме, умение их сравнивать, развивать внимание и мыслительные операции.

    Оборудование : большие карточки с образцами рисунков, бусины разного размера и цвета, леска толстая.

    Дидактическая игра по ознакомлению с природой

    «Кто чем питается?»

    Цель :

    Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

    Развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук;

    Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

    Необходимый материал : вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону баночек, изображения еды животных.

    Играть можно двумя способами :

    1. Подбирать животному угощение, например, "Ребята, щенок хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть щенок?"

    2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, "Так, это у нас морковь, кто любит кушать морковь, кого накормим морковью?"

    Дидактическая игра «Кто, где живет?»

    Описание работы : игра сделана своими руками для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игра может быть полезна в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей. Отличное развитие мелкой моторики рук. Познание окружающей среды.

    Материал : карточки с изображением домиков, картинки с изображением животных, птиц, насекомых.

    Дидактическая игра «Найди липесток, прицепи прищепку»

    Назначение : дидактические игры детям от 3 до 6лет,для развития мелкой моторики, сенсорного развития, для закрепления основных цветов.

    Оборудование : Цветной картон, цветные прищепки.

    Цель :Изготовление дидактических игр своими руками .

    Задачи. Развивать творческое мышление и воображение.

    Формировать умения и навыки при создании игр с прищепками.

    Игры с прищепками.

    Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они очень полезны для развития мелкой моторики рук,что в свою очередь помогает в развитии речи. Развивает творческие способности и логическое мышление.

    Собственно основой всех игр служат цветные липестки из картона, прищепки также соответствуют цветовой политрелипестков и всё игра готова.

    Список используемой литературы.

    Н. Ю. Микхиева., И. В. Мартин; Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников

    А. Н. Давидчук., Л. Г. Селихова; Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие.

    С. Е. Большакова; Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

    Л. Ю. Павлова; Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 4-7 лет.

    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада . Под редакцией Л. А. Венгера.

    Г. С. Швайко; Игры и игровые упражнения для развития речи.

    Спасибо за внимание. Всегда в поиске чего-то нового и интересного.

    Похожие статьи