• Кукольный дом жанр. «Кукольный дом. Генрик ИбсенКукольный дом

    13.03.2020

    Норвегия. Квартира с хорошей обстановкой мебели и очень уютная принадлежит Торвальду Хельмеру и Норе. Торвальд работает адвокатом. Наступил сочельник. Домой заходит Нора и несет много различных коробок. Она приготовила уже подарки для своих детей и любимого мужа. Он начинает, вертеться возле нее. Он с легкой усмешкой, говорит, что она суетиться. После Нового года Торвальда должны были перевести на должность директора банка и тогда их доходы возрастут, причем у них не будет больше нужды экономить на всем.

    После того, как он помог жене, отправился в свой кабинет, а в гостиную зашла фру Линде. Это подруга Норы и она только что с парохода. Они не виделись примерно 8 лет, в жизни обоих произошли изменения. Подруга похоронила своего мужа, но детей у них не было. Что касается Норы, то у нее сложилось все иначе. В первый же год, когда они поженились с Хельмером, то он уволился из министерства, и поэтому ему приходилось брать еще работу на дом. В это время он сильно заболел, и врачи посоветовали переехать туда, где теплый южный климат. Они всей семьей отправились на год в Италию. Деньги для этого Нора взяла у одного господина под расписку и теперь выплачивает проценты, за счет своих подработок. Но Торвальд об этом, конечно же, не знает.

    Она начала расспрашивать подругу, где она остановится, и чем будет заниматься. И предложила, что муж ее может взять на работу к себе в банк, потому что сейчас как раз расширяет штат. Тем более что он собирается уволить Крогстада, поэтому есть свободная вакансия. Он на самом деле уволил Крогстанда, потому что однажды он подделал подпись на документе, но тогда суд не признал его вину.

    Но как выяснилось позже, подлог устроила Нора. Она сама подделала подпись отца, который в тот момент был при смерти. А дата, которая стоит на документе соответствует дате смерти ее отца. Крогстад просит ее замолвить за него слово. Он долго работал в этой компании. Но Хельмер увольняет его не только за тот инцидент, но и за то, что он обратился к нему на «ты» несколько раз. Нора просит за него, но Торвальд отказывает ей. И в этот момент Крогстад говорит Норе, что все расскажет, но она на это не реагирует. И тогда он начинает шантажировать обоих. Если он все расскажет, то Хельмера просто снимут с новой должности. Нора начинает искать выход из этой ситуации. Она флиртует с доктором Ранком. Он влюблен в нее, но его ждет не минуемая смерть от сифилиса. Но он готов дать ей крупную сумму денег, но Крогстаду нужно совсем другое. Позже они получают от доктора письмо с черным крестом, которое свидетельствует о том, что он будет умирать в одиночестве.

    Но все, же угроза разоблачения висит над их семьей и тогда им на помощь приходит ее подруга фру Линде. Она рассказывает, что когда Крогстад был влюблен в нее, но тогда у нее была мать и братья, которых нужно было содержать, поэтому она вышла замуж за более обеспеченного человека. Но теперь она готова выйти замуж за него. Крогстад счастлив, что обрел любовь и отказывается от шантажа, но было слишком поздно, потому, что письмо уже было в ящике у Хельмера.

    Узнав все Хельмер просто в ярости, он и подумать не мог, что его жена способна на такое. Что теперь из-за нее разрушается их семья. Он запрещает воспитывать ей детей и отдают их няньке, но чтобы соблюсти все приличия он разрешается остаться ей в доме, но живут они теперь раздельно.

    Но тут неожиданно для него, он получает письмо Крогстада, который отказывается от всех требований и возвращает заемное письмо Норы. Хельмер счастлив, что теперь будет все хорошо. Но как бы не так. Нора собирается и уходит из дома. Муж привык относиться к ней как кукле, которую нужно просто ласкать. Она и раньше об этом знала, но тогда она любила его. А теперь, когда она надеялась, что он возьмет ее вину на себя, а он поступил иначе, Нора понимает, что не любит его и жить с ним дальше не будет. Он не хочет продавать себя за деньги и удобства.

    Хельмер не ожидал от нее такого. Он не хотел верить, что все ее слова – это правда. Но она говорит, что чудеса случаются крайне редко и решение ее окончательное.

    Серьезная жизненная ситуация разрушает кукольный дом Норы и она становится самостоятельной, может видеть мир таким, какой он на самом деле.

    Картинка или рисунок Ибсен - Кукольный дом

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Драгунский

      Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не был знаком со знаменитыми «Денискиными рассказами». Мало кто знает, что у Драгунского была довольно нелегкая судьба – его отец рано умер,

    • Краткое содержание поэмы Ибсена Пер Гюнт

      Повествование ведётся о молодом деревенском юноше Пере Гюнте. Который в начале поэмы дурачась рассказывает своей матери небылицы, про то, как он охотился на очень шустрого оленя

    • Краткое содержание Пушкин Полтава

      1828 год. Россия. Александр Сергеевич Пушкин внимательнейшим образом изучает исторические документы, а затем пишет творческое переложение важнейшего исторического события – Полтавской битвы и дает ему название

    • Краткое содержание Гете Страдания юного Вертера

      В этом произведении представлен молодой человек: очень умный, мыслящий и, действительно, страдающий. Беды его, в основном, от любви.

    • Аксаков

      Родился Аксаков Сергей Тимофеевич в Уфе 1 октября в 1791 году. С 1801 по 1807 год учился в Казанском университете. Именно там он начал работать в рукописном студенческом журнале. Первые сентиментальные стихи... Так рождался новый писатель.

    С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме - драмы идей . Он выступал против поверхностного увлечения историческим и национальным колоритом. Задача драматурга - воспроизвести «духовный склад и образ мышления эпохи ». Ибсен переносит ϶ᴛоᴛ принцип на изображение современной эпохи.

    Свою позицию он формулирует в общих чертах уже в 1857 году. По мысли Ибсена, драматург не должен разъяснять в тексте пьесы, в чём значение используемых им образов. Символы должны быть скрыты «как серебряная жила в горных недрах». Это заставит зрителя размышлять над пьесой и сделает его «соавтором драматурга ». Ту же цель имеет такой драматургический приём, как открытый финал пьесы: «…Поэт наметил направление, в котором приходится искать ϶ᴛоᴛ финал, и затем - наше дело, дело каждого читателя или зрителя в отдельности дойти до этого финала путём личного творчества».

    Всё это меняет статус драмы. Она перестаёт быть только источником наслаждения, развлечением для публики. Ибсен делает драму серьёзным жанром, требующим мыслительных и творческих усилий. Но в построении своих произведений он продолжает следовать традиции «хорошо сделанной пьесы», которая предполагала тщательно выверенную интригу , способную захватить зрителя.

    «Кукольный дом ». Миндальное печенье становится символом, раскрывающим сущность семейной жизни Хельмеров. Важно понимать - для своего мужа Нора «белочка», куколка-жена, так и не повзрослевшая, украдкой поедающая сладости. Но миндальное печенье указывает и на тайную самостоятельность героини, внутреннюю независимость от мужа, растущую по мере развития действия.

    События, происходящие в пьесе, только продолжают историю восьмилетней давности. Тогда Нора совершила решительный поступок, возможных последствий которого не осознаёт длительное время. Для того чтобы не тревожить умирающего отца и спасти больного мужа, она заняла деньги, подделав подпись отца на векселе. С тех пор у героини есть своя тайная жизнь: по вечерам, запираясь у себя в комнате под разными предлогами, она зарабатывает переписыванием бумаг, чтобы постепенно отдать долг. «Я чувствовала себя почти мужчиной » В этой фразе - ключ к происходящему. Как женщина, Нора не имеет права занять деньги без поручительства мужчины. Она ощущает несправедливость законов, выдуманных мужчинами: «Для того чтобы дочь не имела права избавить умирающего старика отца от тревог и огорчения? Для того чтобы жена не имела права спасти жизнь своему мужу? Я не знаю точно законов, но уверена, что где-нибудь в них да должно быть это разрешено ».

    Житейские конфликты в пьесах Ибсена не самоценны, они подобны «коконам», скрывающим в себе идеи. Неурядицы в доме Хельмеров дают автору возможность говорить о проблемах, важных для всего общества. Столкновение сторон в ходе драматического конфликта оборачивается столкновением идей о положении женщины в мире , созданном мужчинами, о том, каким должно быть её место в обществе.

    Работая над «Кукольным домом», Ибсен создаёт драму идей. Драма идей предполагает, что столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе.

    И отец, и муж Норы уверены, что она предназначена создавать в доме уют, развлекать их, быть их «сокровищем». Она должна не знать забот, быть весела, как птичка. Хельмер зовёт Нору «жаворонком». И до поры до времени героиня верит в его правоту. Со словами: «Вот он, жаворонок!» - она раскидывает, как крылья, руки, раскрывает мужу объятия. В угоду Хельмеру Нора создаёт кукольный дом. Как маленькая девочка, она играет в семейную жизнь, в то, что она мать и жена. Её единственная забота - угодить Хельмеру, сделать таким образом, чтобы он её не разлюбил.

    Кукольный дом является центральным символом пьесы.

    История шантажа, которая стала бы основной в пьесе, написанной до Ибсена, в «Кукольном доме» только помогает раскрыть события прошлого, проанализировать ситуацию и сделать возможным объяснение супругов. «Коконы житейских конфликтов» разматываются в пьесах Ибсена с помощью аналитической композиции .

    Аналитическая, или ретроспективная композиция предполагает, что завязка пьесы вынесена в более или менее далёкое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя в обсуждение той или иной, как правило, социальной, проблемы. Значение прошлого в пьесах подчёркивается с помощью натуралистического мотива наследственности . С этим мотивом Ибсен связывает анализ социальной проблемы.

    История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде. По этой причине, когда Крогстад возвращает её долговое обязательство, это событие не влечёт за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. «Кокон» разматывается, становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на «беспомощное, растерянное создание», чьё предназначение - украшать жизнь мужчины, с желанием женщины «воспитать себя самоё», быть полноценной личностью.

    В финале «раздаётся грохот захлопнувшихся ворот» - Нора покидает свой дом, а на лице Хельмера зритель видит «луч надежды» - быть может, она вернётся? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы.

    Театр Ибсена как будто показывает - отражает - повседневную жизнь в её привычных, узнаваемых формах

    В действительности отражение жизни в пьесах Ибсена не самоценно, это только повод заставить зрителя задуматься. Эту тенденцию ибсеновского театра хорошо понял Бернард Шоу. Он развивает сделанное Ибсеном, создаёт рационалистический театр

    В его пьесах разрушается иллюзия жизнеподобия . Шоу иронически обыгрывает любовную интригу, показывая её необязательность, и распространяет дискуссию на всё действие.

    Драма идей – хорошо сделанная драма, дискуссия, аналитическая композиция, открытый финал.

    Краткое содержание Кукольный дом

    Действующие лица

    Адвокат Хельмер

    Hopа, его жена

    Доктор Ранк

    Фру Линне

    Частный поверенный Крогстад

    Трое маленьких детей Хельмеров

    Анна-Мария, их няня

    Служанка Хельмеров

    Посыльный

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    «Квартира Хельмеров. Уютная комната, обставленная со вкусом, но недорогими мебелью ». Между дверью прихожей и кабинета стоит пианино, у окна круглый стол, кресло, диванчик, у изразцовой печки несколько кресел и качалка. На стенах гравюры. Этажерка с разными безделушками, шкаф с книгами в роскошных переплетах. На полу ковер …

    Зимний день. В печке огонь ».
    В комнату входит напевая Нора с пакетами и свертками. В прихожей стоит посыльный, принесший елку. Нора рассчитывается с ним, потом достает из кармана печенье, съедает несколько, другой прячет в карман и тщательно вытирает губы.

    «Где жаворонок запел, белочка возится?» — Слышится голос Хельмера из кабинета. «Птичка снова летала сорить деньгами?» — Говорит мужчина, выходя из кабинета.

    «Торвальд, это первое Рождество, когда мы можем так не ограничивать себя. Ты теперь будешь зарабатывать много-много денег », — весело отвечает Нора.

    Нора с удовольствием показывает подарки детям на Рождество, забирает подальше пакет, в котором подарок для мужчины. Хельмеру тоже надо что-то подарить жене, и Нора просит мужа дать ей денег, а она сама купит себе, что захочет.

    Хельмер соглашается, но просит Нору не тратить все на хозяйство и купить что-то для себя. Мужчина недоумевает, как много она тратит и часто не может объяснить, куда делись деньги. Он считает жену такой же транжирой, каким был ее отец. Впрочем, сегодня Рождество, хорошее вино уже заказано, придет доктор Ранк, и семья радостно встречать праздник. Нори уже не придется, как в прошлом году, три недели самой готовить украшения на елку, ведь Хельмер добился определенного успеха, стал директором акционерного банка.

    Веселую беседу супругов прервал звонок. Служанка заводит в комнату женщину, в которой Нора едва узнала давнюю подругу Кристину.

    Они не виделись десять лет. Фру Линне овдовела, и муж не оставил ей ни состояния, ни детей.
    Женщины сели поближе к огню, чтобы согреться и рассказать, как они жили все это время. Нора стала извиняться, что не писала подруге, потом похвасталась своей жизнью, детьми, мужем. Конечно, было время, когда и ей приходилось зарабатывать деньги разными мелочами: шитьем, вязанием, вышиванием, переписыванием бумаг, перед прошлыми рождественскими праздниками она три недели, закрывшись в своей комнате, писала, а муж думал, что Нора строит украшения на елки. Но, к счастью, теперь они состояния.

    Нора еще бы продолжала рассказывать о своей жизни, и вдруг увидела печальные, измученные глаза Кристины. Ей стало немного стыдно, и она попросила подругу рассказать о себе.

    Кристина вышла замуж за богатого нелюбимого, чтобы иметь возможность помогать больной матери и двум меньшим братьям. Дела мужа были ненадежными. «И когда он умер, все погибло, ничего не осталось … Ей пришлось перебиваться мелкой торговлей, маленькой школой и вообще — чем придется ». Последние три года тянулись для него, «как один длинный, сплошной день без отдыха». Теперь мать умерла, мальчики стали на ноги и в ее душе образовалась страшная пустота: не для кого и для чего жить. Вот поэтому она покинула то медвежий угол, где жила, и приехала в город, мечтая «получить какую-то постоянную службу, какую канцелярскую работу».

    Нора посоветовала Кристине поехать куда-то отдохнуть, но и только горько улыбнулась: у нее нет папы, который дал бы денег на дорогу. Тогда Нора согласилась поговорить с мужем о работе для подруги.

    «Как это хорошо, Нора, ты так горячо берешься за мое дело … Вдвое хорошо с твоей стороны, — тебе же так мало знакомы житейские заботы и хлопоты », — грустно ответила Кристина. Она думала, что подруга «ничего такого не испытала в этом трудном жизни». И действительно, Нора была похожа на ребенка: веселая, бойкая, красивая, хорошо одетая, дорогая «белочка и жаворонок» для своего мужа. И вдруг Нора рассказала Кристине, что не доверила никому.

    Когда она ждала второго ребенка, ее любимый мужчина Торвальд тяжело заболел. Врач сказал Норе, что он умрет, если не поедет лечиться в Италию. Нора не могла сказать об этом мужу и старалась всячески выпутаться: говорила, что хочет поехать на юг, «плакала и просила, говорила, что теперь в ее положении надо ей всячески угождать, намекала, что можно занять денег». Но Торвальд сказал, что у нее ветер в голове и что его обязанность как человека не потакать ее прихотям. Именно в эти дни умер папа Норы. Вот тогда ей и пришлось сделать такое, о чем человек даже не догадывается. Возможно, когда-то, когда Нора перестанет нравиться Торвальд, как теперь, когда его уже не будут развлекать ее «танцевания, переодевания, декламации», она расскажет ему, как спасала его жизнь, как потом экономила каждую копейку, как покупала себе дешевое платье. А пока она счастлива, потому что у нее прекрасные дети, любимый муж, достаток в доме.
    Вдруг раздался звонок. Служанка завела в комнату адвоката Крогстада. «Фру Линне, пораженная, вздрогнув, отворачивается к окну».

    Нора тоже поражена этим визитом. Крогстад говорит, занимающий небольшую должность в акционерном банке и пришел в личном деле в Хельмера. Он заходит в кабинет. Кристина расспрашивает Нору об адвокате, узнает о том, что он вдовец и имеет маленьких детей.

    Из кабинета выходит товарищ Торвальда врач Ранк. Он рассказывает женщинам, Крогстад очень плохой человек. «У него подгнило же корни», он всегда разнюхивать, «не пахнет где моральной гнилью». Вот и сейчас он пришел к Хельмера в своих гнусных делах.

    Вдруг Нора осознала, что ее муж имеет большое влияние в банке, и она весело рассмеялась. Когда Торвальд зашел к ним в комнату, Нора обратилась к нему с просьбой устроить Кристину на работу, потому что она «раз отличная конторщица, и ей очень хочется работать в знающего человека, чтобы подучиться еще больше …» Хельмер пообещал предоставить ей место.

    Фру Линне и врач Ранк прощаются и выходят вместе с ними уходит Хельмер, а в комнату входит няня Анна-Мария с детьми. Нора бросилась к малышам, стала раздевать их, не забывая спрашивать, что они видели на улице. Затем начинает играть с ними в жмурки. «Игра сопровождается смехом, весельем: прячутся и в этой комнате, и в соседней … Полный восторг ». Никто не видит, как появляется Крогстад. Некоторое время он наблюдает за игрой, а затем обращается к Норе. Женщина отправляет детей к няне, обещая продолжить игру с ними позже, и обращается к адвокату. Она уверена, что он вернулся за деньгами, которые она у него когда-то одолжила. Но при расчете еще не наступил, то что же он хочет? Адвокат расспрашивает о фру Линн, и Нора с вызовом говорит, что выпросила у мужа место для подруги. Но Крогстад словно ждал этих слов. Он посоветовал Норе использовать свое влияние на мужа, чтобы Хельмер оставил ему должность и не выгонял с работы за дело, не дошло до суда. А это дело было не хуже, чем та, которая сделала Нора. Он пояснил растерянной женщине, что знает о поддельном ней подпись отца на долговом обязательстве, под которое Нора получила крупную сумму на лечение мужа.

    Нора пыталась объяснить, что в то время его отец умирал, а потому она не могла придать ему хлопот еще и болезнью мужа, что она нарушила закон от большой любви к дорогим ему людям. Но адвокат сказал, что «закон не интересуется причинами», а потому, когда он подаст этот документ, его осудят по закону;

    Когда Крогстад пошел Норе было уже не до игры с детьми.
    Пришел Хельмер, стал расспрашивать, зачем приходил Крогстад, которого он видел у ворот, и Нора заговорила о костюмированный бал, попросила мужа помочь ей подобрать костюм, а потом, между прочим, заговорила о делах Крогстада. Хельмер строго объяснил жене, что тот «виноват в подделке документов» или по бедности, то по легкомыслию, но это преступление. Конечно, «иногда тот, кто упал, может вновь подняться нравственно, если откровенно признает свою вину и понесет наказание», но Крогстад выкручивался, врал до последнего. Он не имеет морального права не только работать в банке, а также воспитывать собственных детей, ведь «дети с каждым глотком воздуха воспринимают зародыши зла» с «отравленной ложью атмосферы домашней жизни».

    Хельмер ушел в кабинет поработать над бумагами, а поражена его словам Нора, бледнея от ужаса, повторяла: «Испортить своих малышей! .. Отравить семью! Это неправда. Не может быть правдой, никогда, никогда в мире »

    Действие второе

    Та же комната. В углу стоит елка, без игрушек, с обгоревшими свечами. Нора сама; волнуясь, ходит по комнате.

    Женщина взволнованно смотрит на ящик для писем, которая пока пуста. Ей не хочется верить, что Крогстад выполнит свою угрозу и расскажет мужу о ее вину. Нора готовится к маскараду. Няня Анна-Мария помогает ей, и между женщинами заходит разговор о поступке служанки, которая вынуждена была покинуть дочь, когда стала кормилицей у Норы. Но дочь не забыла мать, писала ей.

    В комнату заходит фру Линне и начинает помогать чинить костюм на бал. За шитьем заходит разговор о докторе Ранка, и фру Линн советует Норе порвать с Утром, ведь она решила, что именно доктор — тот богатый поклонник, который дает Норе деньги. Потрясенная Нора объясняет, что доктор всегда был только другом семьи, а деньги она получила другим путем.

    Из прихожей входит Хельмер с папкой бумаг. Нора ластится к нему, обещает петь жаворонком во всех комнатах, изобразить сильфиды, станцевать при лунном свете, если он оставит Крогстаду его должность в банке, ведь адвокат может написать в газеты отвратительную ложь о Торвальда. Но мужчина напоминает Норе, что он всегда был и остается безупречным чиновником, а потому не боится никакой лжи. Более того, Торвальда шокирует то, что Крогстад говорит ему «ты», козыряя их давним знакомством. Не колеблясь, Хельмер отсылает в банк приказ об увольнении адвоката.

    Нора в отчаянии. Она заклинает супруга вернуть письма, но тот лишь снисходительно улыбается, растроганный, как ему кажется, заботой жены о его репутацию.

    Звонок в прихожей. Нора идет открывать дверь. В комнату заходит доктор Ранк. Он узнал, что умирает от неизлечимой болезни, которую ему дал в наследство отец-гуляка. Стоя на пороге вечности, доктор признается, что любит Нору и готов ради нее на все. Потрясенная Нора, которая хотела попросить Ранка об услуге, упрекает доктору за это признание, но уверяет, что будет относиться к нему как к другу семьи.
    Служанка принесла Норе визитку. Доктор заметил беспокойство молодой женщины, но она заверила, что ничего не произошло, и попросила гостя задержать Торвальда в кабинете.

    Ранк выходит в одни двери, а во второй заходит Крогстад. Он говорит, что залоговый лист при нем, но он не начнет против Норы судебного преследования, если Хельмер создаст для него новую, более высокую должность и поможет встать на ноги. Но Нора знает, что ее муж ни этого не сделает.

    Крогстад хорошо понимает состояние женщины. Он повторяет ей ее собственные мысли, что в случае разоблачения она вынуждена бросить семью и дом или даже покончить с собой. Но ловкий крючкотворов говорит, что тогда он будет иметь власть уже не над ней, а над ее памятью. Чтобы этого не произошло, Хельмер должен сделать Крогстада своей правой рукой.

    Адвокат выходит в прихожую и опускает письмо в ящик. Нора в отчаянии признается фру Линне, что заняла деньги у Крогстада, который шантажировал ее, а теперь решил погубить совсем.

    Кристина говорит, что когда-то хорошо знала Крогстада, который ради нее готов на все, и уговорит его вернуть письмо. А пока Нора упросила мужа отложить все дела, не читать писем, потому что он должен помочь ей восстановить в памяти танец, который она танцевать завтра. Хельмер соглашается, садится за пианино и начинает играть. Нора, смеясь и потрясая тамбурином, танцует запальнише, чем нужно, и не слушает указаний мужа. Она танцевала так, словно речь шла о жизни и смерти. Хотя так оно и было в действительности.

    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

    Та же комната. У стола сидит фру Линне и ждет Крогстада. На лестнице слышны тихие шаги, и адвокат осторожно переступает через порог.

    Кристина и Крогстад не просто давние знакомые. Много лет назад она отказала адвокату и вышла замуж за старого богача, чтобы иметь возможность содержать больную мать и младших братьев. А сейчас эти двое были похожи на людей, терпящих бедствие в море житейском и выплыли на обломках.

    Кристина первой предложила подать друг другу руки, ведь «двум, вместе — на обломках быть все-таки надежнее, лучше, чем держаться порознь, каждому отдельно».

    Крогстад не мог поверить, ведь Кристина хорошо знала его прошлое. Но она хотела «кого-то любить, о ком-то заботиться, заменить кому-то мать», а детям адвоката нужна была мать. Крогстад готов был дождаться Хельмеров, которые сейчас были на балу, и вернуть письма, но фру Линн остановила его. Она хотела, чтобы Хельмер все узнал, а «несчастная тайна пусть появится на свет Божий».

    Праздник закончился, и Хельмер вернулись домой. Торвальд был восхищен красотой жены, танцем. Он любит ее, гордится ею и готов говорить о своих чувствах еще и еще. Поток признаний и комплиментов прерывает доктор Ранк, что тоже говорит о следующем бал, на котором он появится в костюме невидимки. Он сделал исследования и убедился, что доживает последние дни. Но, прощаясь с супругами, доктор говорит не о себе. Он называет Нору Баловням судьбы, лучшей среди женщин.

    Хельмер не забыл почтовый ящик, который был уже совсем переполнена. Он своим ключом открыл ее и сверху увидел визитки доктора Ранка. Над именем стоял черный крест, будто карты сообщали о смерти. Торвальд понял, что доктор простился с ними навсегда, и горько вздохнул. Но взгляд его засветился любовью, когда он посмотрел на жену. В восторге он сказал: «Не раз мне хотелось, чтобы тебе грозило неминуемое бедствие и чтобы я мог поставить на карту свою жизнь и кровь — и все, все ради тебя». Нора отстранилась и твердым голосом приказала мужчине прочитать письма.

    Хельмер не забыл почтовый ящик, который был уже совсем переполнена. Он своим ключом открыл ее и сверху увидел визитки доктора Ранка. Над именем стоял черный крест, будто карты сообщали о смерти. Торвальд понял, что доктор простился с ними навсегда, и горько вздохнул. Но взгляд его засветился любовью, когда он посмотрел на жену. В восторге он сказал: «Не раз мне хотелось, чтобы тебе грозило неминуемое бедствие и чтобы я мог поставить на карту свою жизнь и кровь — и все, все ради тебя». Нора отстранилась и твердым голосом приказала мужчине прочитать письма.

    Торвальд пошел в кабинет, а Нора, блуждая взглядом по комнате, берет маскарадный костюм мужа и собирается уходить из дома. Вдруг на пороге появляется Хельмер с раскрытым письмом в руке. Нора пытается выйти, но он закрывает дверь и начинает ходить по комнате, говоря, что восемь лет его радость, его гордость, его милый жаворонок «была лицемерная, лживая … хуже, хуже … преступница! О, безупречное пропасть грязи, уродства! Тьфу! Тьфу! «Хельмер не позволял Норе слова произнести и говорил о себе, о своей загубленной карьере, уничтожено доброе имя. Он не мог прийти, но практичность в делах позволила ему сосредоточиться на том, как уладить дело. Конечно, для отвода глаз в семье должно оставаться все так, как раньше. Но детей Нора не воспитывать больше, потому что он не доверяет ей.

    Воспалительную тираду Хельмера перебила служанка, которая принесла письмо от Крогстада, в котором тот пишет, что раскаивается в своих поступках и уничтожит доказательства преступления Норы. Хельмер, прочитав письмо, начал снова говорить о своей любви, о том, что прощает Нору, ведь она совершила преступление из большой любви к нему. Завтра все забудется, птица опять будет весело петь. Но теперь она будет и женой и ребенком, а он станет его волей, его совестью.
    Нора медленно сняла маскарадный костюм мужа, в который было нарядилась, и спокойно обратилась к Торвальда. Она напомнила, что в течение восьми лет супружества «ни разу не обменялись серьезными мыслями о серьезных вещах». Сначала отец, а потом муж играли ею, как куклой. Она жила у родных людей, как старец, которого кормят и одевают, а его дело — развлекать, забавлять. Весь большой дом был только кукольный дом, а Нора была здесь дочерью, куклой. А дети уже стали ее куклами. Ей нравилось, что муж играет, играет с ней, а детям нравится, что мама играет и играет с ними. Оказалось, что истинное воспитание детей не под силу Норе, и она решила покинуть семью и уехать в город, где родилась.

    Хельмер напомнил Норе о ее обязанность матери и жены, но она тихо ответила, что еще долг перед собой. Она должна стать человеком, должен проверить, правду ли говорил пастор о Боге, правильные те законы, по которым «женщина не имеет права помиловать своего умирающего старика, не вправе спасти жизнь мужу». Она хочет присмотреться к обществу, к жизни. Пока она мало понимает, но точно знает, что не любит Торвальда, ибо он оказался не тем, за кого она его считала. Нора ждала чуда: человек должен был вступиться за нее и взять всю вину на себя. А он думал только о своей карьере, которая будет уничтожена, и о своей чести, которая будет запятнана. Однако, когда прошел страх, Торвальд поступил так, будто ничего не произошло. Вот этого момента между супругами и пролегла бездна.

    Торвальд совсем растерялся. Он обещал измениться, но Нора заявила, что это может произойти лишь тогда, когда у него не будет куклы. Она отдала ему свое обручальное кольцо, забрала его кольцо и вышла из дома с одним маленьким саквояжем.

    Хельмер бессильно падает на стул, закрывает лицо руками. В доме стало пусто без Норы. Но он с надеждой вспоминает слова жены, что брак может спасти новое чудо — их преобразования.

    Рождению «новой драмы» способствовали великие драматурги рубежа XIX и XX веков - А. П. Чехов и М. Метерлинк, Б. Шоу и А. Стриндберг. Отцом нового литературного направления по праву считается норвежский драматург Генрик Юхан Ибсен (1828-1906). Он признан великим национальным драматургом, выведшим норвежскую литературу на первые ступени европейской культуры. Суть новаторства Ибсена в создании пьесы-дискуссии, при помощи которой герои добираются до истины.

    Самое замечательное произведение Ибсена

    Героями произведений Ибсена являются не исторические личности, а реально существующие люди со своими проблемами, о которых не принято было говорить. Сказал об этом Ибсен. «Кукольный дом» - первая пьеса, так взбудоражившая общество. Каждое произведение этого драматурга было событием: «Пер Гюнт», «Грета Габлер», «Дикая утка» и самая знаменитая его пьеса, которая шла и идет, без преувеличения, на всех сценах мира - «Кукольный дом». Нору играли все великие актрисы. О значимости этого произведения говорит тот факт, что рукопись данной пьесы ЮНЕСКО включило в 2001 году в список «Память мира». Это высокая честь, которую по праву заслужил норвежский драматург Генрик Ибсен. «Кукольный дом» заставил говорить о бездушии общества, о его лицемерии. Это сейчас, в наше время эмансипация достигла того, что четыре военных министра стран Европы - женщины. А тогда сам факт, что куколка-игрушка заговорила, да еще бросает в лицо мужу обвинения и заявляет, что у нее есть святое право не только перед ним и детьми, но и перед собой, произвели эффект разорвавшейся бомбы.

    Феминизм

    Чем же так популярна героиня пьесы, что в ее честь даже назван астероид? Надо понимать, что в современной Ибсену Европе женщина не обладала практически никакими правами. Поэтому именно здесь возникло такое общественно-политическое движение, как феминизм. Это борьба женщин против дискриминации по признаку пола, за равные социальные права с мужчинами. Ибсен «Кукольный дом» написал, основываясь на реальных событиях. А они были таковы, что, описанные в драматическом произведении, воспринялись современниками как гимн феминизму.

    Оглушительное впечатление

    Переполох, вызванный новой пьесой, был настолько велик, дискуссии так остры, что в некоторых собраниях вывешивали объявления с просьбой не говорить о «Норе». Генрих Ибсен «Кукольный дом» выпускал и под названием «Нора», потому что центральной темой является трагедия молодой женщины, носящей это имя. Спорили о пьесе все, потому что, с одной стороны, «Нора» заставила общество обсуждать бесправие женщин, с другой, никто, даже горячие поклонники пьесы, не могли оправдать ее уход от детей. Это осуждалось всегда и везде. И не спасал героиню тот факт, что за минуту до счастливого разрешения страшной ситуации муж забрал у нее детей и запретил с ними общение. И Норе он разрешил остаться в семье, только чтобы «не выносить сор из избы».

    Сюжет взят из жизни

    Ибсен «Кукольный дом» написал в 1879 году. Драматург не задумывал его как какой-то вызов общественному мнению, тем более как какой-то программный документ, как его восприняла часть общества, особенно движение феминисток. В действительности Ибсен «Кукольный дом» написал с натуры.

    Историю своей жизни Ибсену рассказала поклонница его таланта, 19-летняя Лаура Килер. Познакомились они на почве творчества, так как Лаура, потрясенная силой личности главного героя ранней пьесы Ибсена «Бранд», написала ее продолжение. Именно Ибсен посоветовал ей посвятить себя литературе, в результате чего женщина стала популярной детской писательницей.

    Реальная история

    Выйдя замуж за человека порядочного, молодая женщина, по условиям того времени, становилась просто женой и реально никак не могла помочь мужу, который очень плохо переносил денежные затруднения, вплоть до приступов ярости, которая сказывалась на домашних. На ком же еще? Работая без устали, чтобы избежать безденежья, адъюнкт (стажер, помощник профессора) Виктор Килер заболевает туберкулезом. Вплоть до диагноза повторяет историю женщины в своей пьесе Ибсен. «Кукольный дом» написан под сильным личным впечатлением - ничто в нем не надумано. Чем эта пьеса и взбудоражила общество - люди узнавали себя. Лаура любит мужа и хочет всеми силами помочь ему. В этом месте необходимо сделать отступление. У Виктора очень богатый отец. Сын воспитан так, что, находясь на грани жизни и смерти, не может и, по условиям общества, не должен обращаться к отцу. Как русский человек, все равно какой: советский или послеперестроечный (правда, с этим поколением посложнее будет) - с его ментальностью может понять, почему отец не помогает сыну, почему женщина, совершившая во имя спасения любимого человека неженский поступок, так порицаема обществом? Чем и был в этой истории потрясен Ибсен. «Кукольный дом» и дальше повторяет историю Лауры. Заручившись поддержкой на тот момент влиятельного друга, она берет ссуду, увозит мужа на юг, где он полностью восстанавливает свое здоровье.

    Неоцененная жертвенность

    Чтобы и в дальнейшем ничто не тревожило рядом находящегося мужчину, женщина берет еще одну ссуду, но, зарабатывая тайком, как и Нора, на проценты по ссуде, сохраняя тайну, которая сама по себе может подорвать любое здоровье, женщина заболевает. Поручители становятся неплатежеспособными. Правда выходит наружу. Надо ли говорить, что муж чуть-чуть ей посочувствовал, но потом стал на сторону общества. У будущей писательницы забирают детей, признают душевнобольной и превращают ее в изгоя общества. Правда, постепенно все нормализовалось, Лаура Килер стала зарабатывать деньги литературной деятельностью и выплатила постепенно все долги. И представьте, муж ее простил!

    Заводные куклы

    Генрих Ибсен «Кукольный дом» заканчивает по-другому. Хэппи-энда там нет. Нора уходит в неизвестность, а на вопрос мужа о том, смогут ли когда-нибудь они воссоединиться, отвечает, что это, скорее всего, было бы чудом, потому что надо преодолеть то, что преодолеть нельзя.

    Люди, которые счастливо прожили какое-то время, нажили детей, были, в сущности, чужими друг другу. Вот о чем писал Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого заключено в его названии, сделал тщательно замалчиваемое обществом явью. Нельзя сказать, что все люди в западном мире живут по принципу "человек человеку чужой", но личности, подобные Норе, внутренне богатые, имеющие понятия о человеческих ценностях, редки. В кукольном доме живут куклы, лишенные страстей и сострадания.

    Узаконенная неискренность

    Вслух об этом сказано впервые в пьесе «Кукольный дом». Ибсен содержание своей «Норы» ничем не украшал. В жизни муж Лауры сначала ей очень сочувствовал. В драматическом произведении Хельмер, муж главной героини, ни на секунду не проникся к ней состраданием, он сразу осудил ее, назвал свою певунью-пташку лгуньей, лицемеркой и преступницей.

    И это он, а не суд забирает у нее детей. В пьесе необходимо было заострить ситуацию, что и сделал Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого состоит в том, что семья оставалась семьей, а муж ласковым и любящим только до первой крупной неприятности. О совместном преодолении и вопрос не возник, хотя Нора ни на минуту не сомневалась в муже.

    Пьеса начинается подготовкой к Рождеству и Новому году, самому радостному событию для большинства людей. Все прекрасно в этой семье - муж получил новую должность директора банка. В принципе, главный герой очень непорядочный человек - первым он сокращает школьного товарища, который теперь ему неровня, а когда-то были на ты, да и в прошлом у Крогстада имелись грешки. Но это именно тот человек, у которого Нора взяла ссуду для оздоровительной поездки на юг. Кроме того, чтобы эти деньги получить, женщине необходимо было поручительство. И Нора подделала подпись собственного отца, который никогда не дал бы ей денег. Разве это нормально? Причем папаша уже умирал. Деньги на проценты по ссуде Нора, слывшая в семье мотовкой, собирала, отказывая себе во всем, да еще и подрабатывала.

    Новые герои

    По сюжету появляется старинная подруга главной героини фру Линне. Некоторые литературоведы считают именно ее воплощением жертвенности. Она отказалась от большой взаимной любви к Крогстаду во имя спасения больной матери и маленьких братьев, которым необходимо было дать образование. Она и сейчас готова, будучи вдовой, заботится о Крогстаде и четырех его маленьких детях, оставшихся без матери. Именно она уговаривает счастливого человека забрать отосланное к мужу Норы письмо, в котором обозленный Крогстад рассказал все о ссуде и подделке векселя. Но письмо уже ушло. Тогда порядочный человек следом шлет другое, с которым присылает расписку Норы. Надо оговорить, что проницательная фру Линне не любила Хельмара, знала всю историю и хотела открыть глаза подруге на непорядочность ее мужа. Праздничная вечеринка закончилась, семейство Норы вернулось домой, муж прочитал письмо, и наступила кульминация пьесы, которую построил в форме диалога драматург-новатор Г. Ибсен. «Кукольный дом» заканчивается обличительной речью Норы - у нее на глазах муж дважды как хамелеон менялся. Сначала из ласкового барина он превратился в чужого, злобного врага, а получив расписку, снова хотел восстановить все как было. Но слова были сказаны, Нора, поняв его фальшь, уходит. Так заканчивает пьесу Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого было изложено выше, действительно стал для современников пьесой-потрясением. Она совершенно заслужено попала в список «Память мира».

    «Кукольный дом» («Et Dukkehjem») — пьеса X. Ибсена. Написана в 1879 году, впервые поставлена в декабре того же года на сцене Королевского театра в Копенгагене.

    За драмой семьи Хельмеров стоит реальная история. Прототипом героини пьесы Норы Хельмер норвежский исследователь Б.М. Кинк называет датско-норвежскую писательницу Лауру Килер. Личное знакомство с Ибсеном началось после того, как она послала драматургу написанную под воздействием его драматической поэмы книгу «Дочери Бранда». Есть несомненное сходство в некоторых деталях жизни семейства Килеров и персонажей драмы «Кукольный дом»: например, тайные от мужа заемы в банке при поручительстве состоятельных друзей. Совпадает и основной мотив «проступка» Лауры: деньги нужны были для того, чтобы отвезти на юг больного туберкулезом мужа. Правда, не было осуществленной подделки подписи, не было и ситуации шантажа. Но реальная история, тем не менее, складывалась драматично: когда действия Лауры стали известны мужу, адъюнкту Виктору Килеру, произошел скандал, завершившийся разводом. Дети были отобраны, Лаура объявлена душевнобольной. Спустя время, по просьбе мужа, Лаура вернулась. Ибсен был с самого начала в курсе подробностей семейной драмы, так как находился в дружеской переписке с молодой женщиной, не только пытаясь руководить ее литературным формированием, но и давая житейские советы, в частности, уговаривал ее с самого начала открыться мужу.

    Сюжет пьесы «Кукольный дом» Ибсена разворачивается в течение трех дней в гостиной в доме Хельмеров. Камерность, замкнутость пространства контрастирует с интенсивностью развития сюжета. Главное в этой пьесе — внутренняя динамика. Прежде всего это касается характера героини, Норы Хельмер, которая из «жаворонка» и «белочки» превращается в совершенно новое, отличное от себя прежней, существо. Оказавшись загнанной в угол, Нора борется за свое счастье всеми средствами.

    Образ «кукольного дома», прежде всего характеризующий героиню, по-разному высвечивает динамику развития характеров пьесы. Их пятеро — основных персонажей: сама Нора Хельмер, ее муж Торвальд Хельмер, подруга Кристина Линне, Нильс Крогстад, однокашник Хельмера и кредитор Норы, и доктор Ранк, сосед и друг семьи. Все они обнаруживают собственное отношение к миру «кукольного дома» — миру видимого, во многом призрачного благополучия.

    Нора — главная обитательница «кукольного дома», инстинктивно пытающаяся поддерживать в нем «порядок». Нора — «куколка-игрушка» — сначала для отца, потом для мужа, по-разному в нее «играющих». Но Нора и «куколка», из которой постепенно образуется иное существо — бабочка, которой места в «кукольном доме» быть уже не может, а потому она «вылетает» на волю.

    Хельмер — самый яростный охранитель устоев «кукольного дома» — его внешней, фасадной части. Может быть, он самый уязвимый персонаж пьесы, в своей зависимости от догмы общественного мнения, с ее механическими устоями и призрачным кодексом чести.

    Напротив, Фру Линне и Крогстад — разрушители благополучия «кукольного дома», пришедшие извне. Несмотря на общность функции — разрушение — мотивы у них разные. Крогстад-разрушитель действует в своем амплуа только до тех пор, пока чувствует себя — условно — вне «кукольного дома» — мира прочного положения и внешнего благополучия. Как только перед ним забрезжит возможность обретения подобия «кукольного дома» — он из разрушителя превратится в благодетеля, отказываясь от шантажа. Фру Линне — разрушитель последовательный. Она помогает ей увидеть мир реальным, не кукольным. Именно в этом образе транспонируется «образ автора», самого Ибсена, чью позицию неприятия лжи она выражает.

    Конец «кукольного дома» означает перемену участи для всех персонажей. Ибсен не рассматривал драму Норы как чисто женскую. В пьесе речь идет об освобождении человека, независимо от пола. Ведь все здесь освобождаются (или пытаются освободиться) от чего-то: Хельмер от косности восприятия мира, доктор Ранк — от страха перед скорой смертью, Крогстад — от шлейфа неблаговидного прошлого, фру Линне — от одиночества и никчемности существования.

    Полемичная в отношении «хорошо сделанной пьесы», с ее непременным благополучным финалом, пьеса Ибсена вызывала протест уже у современников, не желавших примириться с уходом героини из семьи. Ибсен был вынужден пойти на компромисс, в частности, предложив немецкому переводчику такой финал: «...Нора не покидает дома. Хельмер увлекает ее к дверям детской спальни, происходит обмен реплик, Нора бессильно опускается на стул, и занавес падает». Сам Ибсен назвал такой финал варварским.

    Среди выдающихся исполнительниц роли героини «Кукольного дома» — А. Зорма, Г. Режан, Э. Дузе, В.Ф. Комиссаржевская.

    Существует своеобразная традиция «продолжения» истории Норы. В 1890 г. английский писатель У. Безант рассказал о том, что стало «после конца»: Хельмер спился, дети выросли. Дочь влюбилась в сына Крогстада, не желающего их брака, а ее брат подделывает вексель, попавший в руки Крогстада, который шантажирует семейство, требуя, чтобы девушка отказалась от брака, спасая брата. Она кончает жизнь самоубийством. Американская версия Э. Ченей свелась к «утешительному» эпилогу: став сестрой милосердия, Нора спасает Хельмера во время эпидемии холеры и супруги воссоединяются. В XX веке эту традицию продолжил датский драматург Э.Б. Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967 г.). Нора оказалась «на дне» среди воров и проституток, которые оказывают ей моральную поддержку. Устроившись на работу на фабрику, она уверенно смотрит в будущее. Хельмер безуспешно пытается ее вернуть.

    Похожие статьи