• Основы православной культуры урок 8 пасха. «Светлый праздник Пасхи. Проект учебного занятия

    18.05.2020

      Яйца язычники красили задолго до появления христианства. Крашенное яйцо, так же как кулич с белой шапочкой, да так же, собственно говоря, как и пасхальный кролик в западной традиции - это языческие символы плодородия. По старым русским традициям кулич должен месить мужчина, даже если ему год от роду. Ему необходимо шлёпнуть по тесту кулачком раз пять, чтобы ритуал был соблюден, куличи приносились в жертву Великой Матери, чтобы год был урожайным. И куличи считались ритуальными фаллосами.
      «Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии
      Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян - Иштар, у греков - Кибелы, у хананеев - Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса… Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности». Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. «Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини. Она олицетворяла Мировой Океан и Лоно богов, судьбу и законы природы… По словам Плутарха, она есть «женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение»… Исида «наполняет собой наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению…
      Радоница - 9 день от Пасхи - родительский день, день особого поминовения усопших отмечается сегодня. В этот день принято посещать кладбище и поминать умерших родственников...
      Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) . имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово «тризна» стало обозначать поминки, а «радоница» . весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
      «На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхоз работам, посещают могилы и затем веселятся вечером.
      основе всех языческих праздников русского народа лежало поклонение природе – собственно солнцу, подателю тепла и урожая. Но к солнечному характеру празднеств присоединялся ещё культ мёртвых. Празднуя поворот солнца с зимы на лето, или наступление весны, славянин – язычник верил, что вместе с теплом, цветами и травами на землю возвращаются и души умерших. Смерть – это долгая ночь, зима; с возвратом тепла могут возвращаться и мёртвые. Впрочем, наши предки были убеждены, что умершие всегда присутствуют с ними невидимо, как это явствует из культа рода и рожаниц. Весеннее обновление природы только сильнее приводило на память связь между живыми и мёртвыми. И действительно, какое дело христианам до всего этого…

      Теперь о Пасхе. Пасха, она же Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. Традиционная еда - не кулич с яйцами, а пасха (паска) - это творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки.
      Еще подробнее... Пасха - дословный перевод «прохождение мимо».
      В чём смысл мистического названия праздника Пасхи? Тогда, в Египте евреи обманули Смерть. Они намазали ягнячьей кровью двери своих домов, и Смерть подумала, что в этих домах она уже была, и поэтому Смерть прошла мимо еврейских домов.
      В этом скрытый смысл еврейского праздника Пасхи, который празднует именно одностороннее уничтожение гоев с первого такого успешного геноцида в древнем Египте.
      «… а потом, однажды ночью, на всех еврейских домах появится пасхальный знак кровью (чтобы их не трогать, то есть пасхать, обойти) и обезумевшие массы, подстрекаемые евреями, вырежут всех перворождённых младенцев, как это уже было однажды в Египте». (Ветхий Завет. Исход. 12:7-13, 29-30)

    История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

    Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

    Что означает слово воскресение?

    Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

    2) Русская Пасха.

    - Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

    3) Традиции празднования.

    Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

    Рассказ учителя.(обобщение)

    Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

    Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

    Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

    Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

    Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

    Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

    4) Беседа о том, как правильно красить яйца

    Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

    Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

    Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

    Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

    Игра.

    Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо (скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

    Технологическая карта

    Ф.И.О.

    Ерик Алла Александровна

    Должность

    Учитель начальных классов

    Модуль

    Основы православной культуры

    УМК

    А.В. Кураев «Основы православной культуры». Издательство «Просвещение»

    Тип урока

    Урок введения в новые знания.

    Технология построения урока

    Системно - деятельностный подход.

    Тема урока

    Пасха

    Цель, задачи

    В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

    В области формирования УУД:

      познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

      регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

      коммуникативные - выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

      В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.

    Основные термины, понятия

    Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы

    Оборудование и инструментарий

    Карточки, таблицы, дополнительный материал. Учебник, тетрадь по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация

    Планируемые результаты урока

    Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.

      Предметные умения :

    Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.

      Метапредметные умения

    Познавательные УУД

    Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи

    Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

    Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

    Личностные УУД

    Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.

    Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;

    оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;

    устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.

    Регулятивные УУД

    Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.

    Умение проговаривать последовательность действий на уроке;

    учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

    прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

    Коммуникативные УУД

    Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.

    Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

    умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

    умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание

    Формы работы :

    Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.

    Ход урока

    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
    1. Орг. момент

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Каков порядок на столе,

    Таков порядок в голове.

    А мы, сейчас, не отдыхаем,

    Мы, работать начинаем.

    Приветствие учителя .

    Доклад дежурных о готовности класса к уроку.

    Личностные :

    проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    2.Актуализация знаний.

    Отрывок из стихотворения К. Роше : Слайд 2 .

    Христос Воскрес! Он, Царь миров,
    Царей могучих Повелитель,
    Он – весь смиренье, весь – любовь,
    За грешный мир святую кровь
    Пролил как ангел – искупитель!

    Учебные вопросы:

    1. Какова главная мысль стихотворения?

    2. Иисус Христос – кто он?

    3.Каков Его поступок для человечества?

    Дети отвечают на вопросы учителя

    Ответы:

    1.Христос воскрес.

    2. Сын Божий.

    3. Был распят не кресте, принял смерть за грехи человеческие.

    Метапредметные :

    внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли, в соответствии возрасту, полнотой и точностью; оценивать правильность выполнения задания, высказывания.

    Предметны е: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос».

    3. Формулирова-ние темы и планирование деятельности

    Рассмотрите, пожалуйста, данные фотографии и картины, они позволят вам сформулировать тему нашего урока. Слайд 3

    Итак, тема нашего урока? ... (дети - «Пасха» )

    Верно – тема нашего урока: « Пасха»

    Слайд 4

    Пасха! В трубы золотые

    Ангелы трубят с небес,

    Будьте счастливы, все люди,

    Радуйтесь! Христос воскрес!

    Что вы знаете об этом празднике?

    Как вы думаете, вы всё знаете об этом празднике?

    Что бы вам хотелось ещё узнать о празднике Пасха на уроке?

    - А также на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели, что такое пасха и как её празднуют .

    Учащиеся высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем, формулируют тему урока.

    Метапредметные:

    Внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания.

    Регулятивные:

    Прогнозирование предстоящей работы.

    Учиться выдвигать версию ответа;

    Уметь выслушивать и анализировать ответы одноклассников.

    4. Открытие новых знаний.

    Ребята! Кто может мне ответить, какого числа в этом году будет отмечаться этот праздник? (1 мая ) Верно!

    В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью . Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

    На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение.

    ( Прослушивание колокольного звона ) Слайд 5.

    История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату – это римский префект (судебный и военный администратор) Иудеи с 26 по 36 год Н.Э. , что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

    Я подготовила для вас несколько вопросов, ребята. Но чтобы вы смогли на них ответить, вам необходимо распределиться по 6 человек в группы. Выбрать капитана, для чёткости организации работы. И проведя небольшое исследование, вы сможете найти на все остальные вопросы ответы в текстах.

    ( По группам раздаются тексты с вопросами. Учащиеся работают с текстами и формулируют ответы на вопросы. )

    Слайд 6

    Внимательно слушают.

    Работа в группах.

    Выступления.

    Заполнение таблицы.

    Удерживать учебную задачу в процессе работы.

    Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

    Отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

    Извлекать информацию из текстов.

    5. Физкульт -минутка

    Праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была другая сторона. На Пасху было принято проводить семейные застолья; игры с пасхальными яйцами - катание и битьё, прятание пасхальных яиц. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

    Все встали. Ребята, вы любите сюрпризы и подарки? - (Конечно!) Тогда, я предлагаю, внимательно осмотрите своё рабочее место и найдите свой сюрприз. (У детей, под крышкой стола или сиденьем стула, наклеены конвертики, в которых лежат закладки или маленькие поздравительные открытки с символикой Пасхи.)

    Всех с праздником! Христос Воскрес! (-Воистину Воскрес!)

    Коллективное выполнение

    Эмоциональный настрой

    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Работа с учебником.

    2.Работа по вопросам: слайд 7

    1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Потому что на крест он пошёл ради спасения людей).

    2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут, так же как и Иисус).

    4. В чем состоит христианский пост? (В помощи ещё более голодным людям и принятии в свои дома беженцев)

    5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? В чём его смысл? (Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть , и прежде умершим даровал жизнь).

    Слайд. 8 - Ребята, перед вами таблица. В ней заполнена левая часть, вам заполнить правую часть. Работаем в паре.

    Крестный ход, открытие Царских Ворот

      Пасхальное приветствие :

    «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!»

      Приветствие друг друга:

    Три поцелуя в щёки.

      Пасхальное угощение:

    Кулич, пасха, крашеные яйца (почему красят?)

      7 дней каждый может…

    Звонить в колокола.

    Молодцы, теперь сравните ваши ответы с моими по слайду 9.

    Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на стр.28-31

    Ребята заполняют правую колонку, посовещавшись с соседом по парте.

    Познавательные:

    выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;

    Предметные:

    Личностные:

    проявлять

    Коммуникативные :

    Слушать и понимать речь других.

    Регулятивные: Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

    7.Самостоятельная работа

    Слайд 10 - 13 . Тест « Найди верный вариант»

      С каким событием связан праздник Пасхи?

      • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

        Христос воскрес из мертвых

        С весенним праздником мая.

      Почему Христа называют Спасителем?

      • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

        Он спас израильтян от власти римлян

        Он спас людей от глобальных катастроф

      Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

      • Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

        Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

        Люди поняли, что о смерти не нужно думать

      Какой день недели называют малой Пасхой?

      Субботу

      Понедельник

      Воскресенье

    Слайд 14

    Ребята самостоятельно находят правильный вариант ответа

    Группировать предметы по существенным признакам.

    Оценивать правильность выполнения задания,

    Внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

    Умение выделять существенную информацию из различных источников.

    формирование умения работать в индивидуально, группе; определять правила работы в группах

    ориентироваться на развороте учебника

    8. Итог урока

    О чём узнали на уроке?

    На какие вопросы вы получили ответы?

    Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

    Что вам было не понятно? Какие трудности вы ощутили?

    Отвечают на вопросы учителя .

    Личностные :

    - проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные

    Уметь аргументировать свою точку зрения.

    Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.

    Предметные:

    актуализировать имеющиеся знания по теме.

    9.Рефлексия учебной деятельности .

    Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Подчеркните свой вариант ответа: Слайд 15.

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    Оценивают своё участие в уроке.

    Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;

    Проконтролировать усваиваемое содержание учебного материала;

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    10. Домашнее задание

    Слайд 16 .

    1.Подготовить рассказ о традициях празднования православного праздника Пасха в семье.

    2.Творческое задание.

    На выбор:

    1. Нарисуй или изготовь из подручных материалов пасхальную открытку.

    2. Записать рецепт праздничных блюд: «Пасхи» или «кулича».

    3. Пасхальные игры и развлечения.

    4. Пасхальное яйцо – способы украшения и росписи.

    17 слайд.

    Всем спасибо за работу на уроке! Хорошего дня!

    Записывают домашнее задание в рабочую тетрадь, в дневнике отмечаем, что задание в тетради.

    Список использованной литературы:

      Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.

      Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

      Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: , свободный.

      Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru

      1 группа.

      Пасха наступила –

      Радость охватила:

      Иисус любимый,

      Отстрадав, воскрес!

      Поздравляю с праздником,

      Чудом из чудес!

      Праздник Пасхи является переходящим . Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

      1.-Что значит «переходящий» праздник?

      2.-С каким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

      2 группа.

      После смерти Христа Его тело положили в гроб – так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

      Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

      Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло – миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

      1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

      2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

      3.-Кому первому явился Иисус Христос?

      3 группа

      По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

      В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

      После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

      Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

      1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

      2.-Что символизирует крестный ход?

      4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

      5.-Что отвечает народ?

      4 группа

      Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

      Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

      Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

      На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

      Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

      1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

      2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

      3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

      5 группа

      Много угощений готовилось к празднику в каждом доме. После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам. Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные варёные яйца, кулич (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника, -пасха.

      Главный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника.Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и близким.

      1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

      2.В чём заключается пост?

      3.Назовите блюда пасхального стола.

    Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.

    Задачи урока:

    1) познакомить с историей возникновения праздника;

    2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;

    3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.

    Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.

    Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.

    План урока.

    Организационный момент 1 мин.

    Актуализация знаний 5 мин.

    Самостоятельная работа 7 мин.

    Работа в парах 3 мин.

    Физкультурная минутка 2 мин.

    Фронтальная работа 10 мин.

    Групповая работа 8 мин.

    Рефлексия 9 мин.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Учитель: Ребята, тему урока вы определите сами, послушав стихотворение Лидии Чарской.

    Земля и солнце,
    Поля и лес –
    Все славят Бога:
    Христос воскрес!
    В улыбке синих
    Живых небес
    Все та же радость:
    Христос воскрес!
    Вражда исчезла,
    И страх исчез.
    Нет больше злобы –
    Христос воскрес!
    Как дивны звуки
    Святых словес,
    В которых слышно:
    Христос воскрес!
    Земля и солнце,
    Поля и лес –
    Все славят Бога:
    Христос воскрес!

    Учитель: Какому празднику посвящены строки стихотворения? Назовите тему урока. (Строки посвящены празднику Пасха. Тема урока “Пасха”). Cлайд 1. (Презентация)

    Учитель: Правильно, Пасха – Светлое Воскресение Христово – главный праздник Православной Церкви. Каждый год, празднуя Пасху, христиане торжествуют избавление от смерти и дарование им жизни вечной.

    После Входа Господня в Иерусалим Христа предал один из учеников – Иуда. Враги схватили Иисуса и распяли Его на Кресте. Великая Пятница – день смерти Спасителя на Кресте – самый печальный день в году. За ней идет великая Суббота – самый тихий день в году, когда тело Христа покоилось в пещере – Гробе Господнем. Утром следующего дня несколько женщин пришли к этой пещере. Гроб был пуст, а рядом сидел Ангел.

    Ангел сказал женщинам: “Вы ищете Иисуса Распятого? Его здесь нет. Он воскрес!”

    Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?

    Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.

    Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. Слайд 2

    Самостоятельная работа.

    Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 28 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

    1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
    2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

    Работа в парах.

    Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.

    Физкультурная минутка.

    Фронтальная работа.

    Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.

    Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.

    Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Какие традиции праздника? (яйца, кулич, пасха, христосование). Слайд 3.

    Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Приходя в гости, приветствуют словами “Христос воскресе” и слышат в ответ: “Воистину воскресе”, трижды целуются и обмениваются яйцами. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

    Учитель: А кто из вас, ребята, может назвать символы Пасхи? (яйца, корзина, птички, зайчики, гнездо). Слайд 4

    Групповая работа.

    Учитель: Ребята, давайте попробуем в группах из 4 человек составить кластер по теме урока “ Пасха”. Объединитесь в группы.

    Учащиеся составляют кластеры и демонстрируют на классной доске. Обсуждение кластеров.

    Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой кластер составила я. Слайд 5.

    Рефлексия.

    Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вы вместе с родителями изготовили дома праздничные открытки. Давайте организуем выставку открыток.

    Дети выставляют открытки.

    Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.

    Дети объясняют свой выбор.

    Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое задание было самым интересным?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

    Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть. Слайд 6.

    Литература

    1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.

    2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.

    3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.

    4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.


    ГБУДПО «Мордовский республиканский институт образования»
    Кафедра гуманитарного образования
    Конспект урока
    по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
    (модуль «Основы православной культуры» в 4 классе)
    Тема «Пасха»
    Составила: Глухова Елена Александровна
    учитель начальных классов
    МБОУ «Приреченская СОШ», Рузаевского района
    Саранск 2017
    Технологическая карта
    Ф.И.О. Глухова Елена Александровна
    Должность Учитель начальных классов МБОУ «Приреченская СОШ»
    Предмет Основы религиозных культур и светской этик (модуль основы православной культуры)
    УМК А.В. Кураев «Основы православной культуры» .Издательство «Просвещение»
    Тип урока Урок введения нового знания
    Технология построения урока Системно-деятельностныйТема урока Пасха
    Цель, задачи
    В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о понятии «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.
    В области формирования УУД:
    познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
    регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
    коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
    В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
    Основные термины, понятия Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, жёны-седмицы
    Оборудование и инструментарий Учебник, тетрадь обучающихся по предмету, экран, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха». Пасхальные обычаи», аудиозаписи Гимна Пасхи, Христос воскрес, колокольный звон, инструментальная музыка. Карточки - задания для каждого обучающегося, для пары и для группы обучающихся, ватман, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
    Планируемые результаты урока Адекватная мотивация, адекватная самооценка, рефлексия – осознание содержания последовательности и оснований действий, функционально – структурированная сформированность учебной деятельности.
    Предметные умения: Имеют представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; уметь различать воскресение как день недели и день возобновления жизни.
    Метапредметные умения Познавательные УУД Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
    Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.
    Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.
    Личностные УУД Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним.
    Мотивация к обучению; соотнесение с нормой;
    оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах;
    устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами.
    Регулятивные УУД Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
    Умение проговаривать последовательность действий на уроке;
    учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
    прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).
    Коммуникативные УУД
    Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
    Умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;
    умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
    умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание
    Формы работы Индивидуальная, работа в паре, групповая, коллективная.
    Ход урока
    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
    (с указанием конкретных действий)
    I .Организационный момент
    Весело звенит звонок,
    Начинаем наш урок
    Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок для вас и для меня, давайте постараемся работать в тесном сотрудничестве. Я желаю всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов в преодолении трудностей. И, в свою очередь, я постараюсь быть вам хорошим помощником. Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний.
    Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке.
    Личностные:
    проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
    II .Актуализация опорных знаний.
    На уроках ОПК мы говорили с вами о человеке и Боге в православии, о проповеди Христа, о Христе и Его кресте.
    - Зачем Бог стал человеком?
    (Бог-это любовь. Он создал людей и любит их. А кого любят, стараются быть рядом с ними. Поэтому Он решил стать единым с ними. Он хотел испытать все, что свойственно человеку и конечно смерть.)- Как стал именоваться Богочеловек?
    (Иисус Христос-имя Иисус значит спасает. Христос именуется Спасителем, потому что, он пришел еще и спасти людей.)- От чего спасает людей смерть Иисуса Христа?
    (То же что и сегодня: от смерти, потери души, потери Бога. Зло, которое творили люди до распятия Христа, он вызывает на бой. Он берет на Себя грехи людей всего мира.)- Как вы думаете, история Иисуса Христа закончилась его распятием?.Кто знает, что с ним случилось?
    (Он воскрес.)
    - А что значит воскрес?
    Учащиеся. ?- Знакомое вам слово « воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « кресс» означает « жить, сиять, сверкать. А Воскресение- день возобновления к жизни.
    Отвечают на вопросы.
    Проверяют правильность выполнения домашнего задания. Познавательные УУД: уметь объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест».
    Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания.
    Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
    III .Постановка учебной задачи.
    (На доске слова):
    Христос воскресе христосованье крестный ход
    - Прочитаем слова на доске.(1 ученик читает).
    - Как могут быть связаны эти слова с воскресением Христа? С каким словом, ассоциируются эти слова?
    (Пасха.)
    (в центре доски открывается слово Пасха)
    - Какое слово или слова вам подсказали? Какие еще слова ассоциируются со словом Пасха?
    (Пасхальные яйца, кулич, Пасха, верба, игры, церковь.и.т.д)
    - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
    (О Пасхе.)
    - У нас сегодня необычный урок. Урок –праздник. Мы будем говорить о христианском празднике Светлом Христовом Воскресенье или как еще говорят Пасха Христова.
    - Что вы знаете о празднике Пасхе?
    - С этим праздником действительно связано много традиций, символов. Но знаете ли вы, какова история возникновения Пасхи? Почему о Пасхе говорят как о Великом христианском празднике?(ответы учащихся)
    - Какую цель урока мы с вами поставим?
    (Узнать историю происхождения праздника, традиции, символику, обычаи.)
    Ответы учащихся
    Высказывания детей.
    Учащиеся формулируют тему урока
    «Пасха».
    Определяют цель урока.
    Личностные УУД: установление взаимосвязи слова Пасха с жизнью Иисуса Христа
    Регулятивные УУД:
    в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
    Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
    IV. Открытие новых знаний.
    Динамическая пауза В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
    Все мы радуемся Пасхе и весне.
    В день Пасхи, радостно играя,
    Высоко жаворонок взлетел,
    Песнь воскресения запел.
    И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
    « Проснись земля,- они вещали.- проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
    Пасха – это воскресение к жизни.
    Исследуйте текст, предлагаемый в учебнике и дайте краткий, но обоснованный ответ на вопрос: в чём заключается воскресение Христа?
    - Открыть новые знания о Пасхе нам поможет фильм.
    Просмотр видеофрагмента
    Пасха. Пасхальные обычаи.
    - Во время просмотра видео заполните таблицу:
    Знаю Узнал
    Анализ видеофрагмента.
    Взаимные вопросы.
    Вывод. Пасха празднуется 40 дней.
    Прослушивание и анализ Гимна Пасхи.
    - Предлагаю вам послушать Гимн Пасхи.
    Анализ музыкального произведения.
    Вывод. Пасха – Праздник Праздников.
    Игра с сувенирными пасхальными яйцами. Подойдите к однокласснику, поприветствуйте друг друга и обменяйтесь яйцами. Слушают.

    Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
    Обучающиеся читают текст в учебнике. Работают с информацией, представленной в учебнике, с целью поиска и выделения необходимой информации.
    Высказывания обучающихся.
    Смотрят видеофрагмент и делают записи в таблицу.
    Анализируют что нового узнали из просмотренного видеофрагмента, делают вывод.
    Слушают.
    Анализируют.
    ХристосоваютсяРегулятивные УУД:
    умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
    Коммуникативные УУД:
    читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное, развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
    Познавательные УУД: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.
    V. Закрепление учебного материала.
    Подготовка и защита мини-проекта.
    Работа в группах.
    -Сейчас вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы. (Инструктаж по работе в группах).
    Распределите обязанности.
    Подготовка мини-проекта. Работа каждой группы по плану.
    Задания группам
    1 группа: выпустить стенгазету «Яйцо – символ Пасхи».
    2 группа: выпустить стенгазету «Пасхальные открытки».
    3 группа: подготовить защиту мини-проекта, проведя интервью с присутствующими и собрав обобщённую информацию от каждой группы.
    Поиск информации.
    Выполнение проекта.
    Презентация работ. Во время презентации происходит взаимообъяснение.
    Вывод. Расширили знания о традициях празднования Пасхи. Называют правила работы в группе
    Ведут диалог с учителем.
    Обсуждают, договариваются.
    Выбирают лидера группы
    Каждая группа получает индивидуальное задание.
    Ищут информацию в учебнике с. 29 – 31 Русская Пасха, работают с информацией, представленной педагогом.
    Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
    Работают в группе.
    Каждая группа представляет свою коллективную работу классу.
    Познавательные:
    выявлять сущность, особенности объектов;- умение обобщать знания;
    Предметные: актуализировать имеющиеся знания по теме.
    Личностные:
    проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    Коммуникативные:
    - слушать и понимать речь других.
    VI. Итог урока.
    Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Я прошу вас ответить на вопросы
    - Какую цель мы ставили в начале нашего урока?
    - Какие задачи решил каждый из вас?
    - Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
    - Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
    - Что наиболее интересным вам показалось на уроке?
    - Что бы вы хотели узнать ещё о Пасхе?
    Вывод. Открыли новые знания, учебный материал усвоен всеми. Участвуют в обсуждении вопросов.
    Отвечают на вопросы. Личностные:
    - проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    Коммуникативные:
    - уметь аргументировать свою точку зрения.
    Регулятивные:
    - принимать и сохранять учебную задачу;
    - осуществлять контроль деятельности партнера и оценивать результат.
    Предметные:
    актуализировать имеющиеся знания по теме.
    VII. Домашнее задание.
    Задание на дом (на выбор).
    - Как вы думаете, вы всё знаете о празднике Пасха?
    Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме.
    1. Учебник с. 28 – 31 ответить на вопросы, подготовиться к викторине.
    2. Напишите сочинение на тему «Празднование Пасхи в моей семье». Получают задание на листочках.
    Отвечают.
    Слушают рекомендации учителя. VIII. Рефлексия.
    - Вы хорошо сегодня потрудились.
    - Возьмите сувенирные пасхальные яйца.
    Подойдите к доске и поместите яйца в одну из корзин:
    1 корзина: материал урока был полезен.
    2 корзина: материал урока бесполезен.
    - Сделайте комплимент своим одноклассникам за работу на уроке.
    Спасибо за работу. Выражают свое отношение к уроку и делают комплименты..Личностные УУД:
    Личностное самоопределение
    Регулятивные УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
    Коммуникативные УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

    Похожие статьи