• Экспериментирование для детей 3 4 лет. Картотека опытов и экспериментов для детей «опыты с водой. Простые эксперименты для самых маленьких

    27.09.2019

    Картотека опытов для детей 2-3 лет

    № н/п

    Тема опыта, цель

    Песок

    Знакомство со свойствами песка

    Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти

    Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок

    Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта

    Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя

    Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками

    Воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик

    Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта

    Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой,

    стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок готов. Показывает детям это действие 4-5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно

    Знакомство детей со свойствами сухого песка

    Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается

    Вода

    Познакомить детей со свойствами воды

    Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в нее воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли

    Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды

    Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая-и маленькая». Повторяет 4-5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок

    Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды

    Воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпачком. Повторяет свои действия несколько раз.

    Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду

    Уточнить представление детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз

    Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду

    Научить детей мыть посуду для кукол.

    Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у нее в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно

    Знакомство детей с разноцветной водой

    У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делает-, ся вывод, что окрашенная вода непрозрачна

    Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки

    Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды

    Снег

    Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок

    Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу

    Показать детям, как образуются следы на снегу

    Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных

    Познакомить с таянием снега

    На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения

    Ветер

    Познакомить детей с движением воздуха

    Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок - это ветер. Есть такая игрушка - бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились

    Игры с султанчиками

    В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок

    Ткань

    Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек

    Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое

    Показать детям, что ткань можно красить

    У воспитателя и детей белые или однотонные неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать

    Камешки

    Познакомить детей с камешками

    Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик

    Плавают или тонут?

    Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?

    Шумелки

    Положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки

    Магнит

    Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов

    Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показыва-

    ет, как при помощи магнита можно собрать мелкие Металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности

    Мыльные пузыри

    Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей

    Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят

    Мастер-класс для родителей «Волшебная водичка»

    Цель: Познакомить с опытнической и экспериментальной деятельностью детей раннего возраста. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми дома.
    Задачи:
    - Формирование у родителей знаний о значении опытов с водой для развития ребенка;
    -Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность;
    Что может быть в прозрачной капельке воды?
    Что может быть в прозрачной капельке воды?
    На первый взгляд, конечно, ничего.
    Но капни на стекло, оставь следы
    И в микроскоп ты рассмотри его.

    И ты такое сможешь увидать,

    О чем ты даже не подозревал.
    Секрет свой тайный может передать
    Вода тебе. Об этом ты мечтал?

    Лишь только любознательным она
    Завесу своей тайны приоткроет.
    Изведай ты ее, познай сполна.
    И водный мир тебя собой накроет!

    Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мышление, память, воображение, стимулирует познавательную активность и любознательность.
    Особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
    Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой.
    Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
    Уважаемые родители, приглашаю вас на мастер-класс в нашу лабораторию « Юный исследователь».
    Предлагаю вам несколько самых интересных и познавательных опытов и экспериментов с водой.
    Детям очень нравятся игры с водой.

    "Разноцветные формочки"

    Начинаем с самого простого. Дети из игры с формочками разного цвета, размера, величины узнают, что вода жидкая, может принимать форму ёмкостей в которых находится. В этих формочках есть отверстия, через которые вода льётся и быстро, и потише(показываю формочки для игр с водой).

    "Поймай рыбку"

    Продолжая знакомить детей со свойствами воды, использую интересную игру «Поймай рыбку». Дети при помощи сачков вылавливают не только рыбок, но и лягушек, уточек, черепаху. Для игры использую рыбок разной величины и окраски, обсуждаем величину улова. Дети получают знания об обитателях водоёма. (показываю рыбок и сачки).

    "Цветные шарики"

    Показываю родителям шарики и предлагаю покатать их в ладонях. Шарики связаны из полиэтиленовых пакетов разного цвета и размера. Их можно ловить из воды как при помощи сачков, так и без них. У детей развивается мелкая моторика рук, восприятие цвета, формы, величины.

    "Водичка разная: жёлтая и красная"

    Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ: наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей. Предлагаю родителям провести окрашивание воды: закрыть крышки и потрясти бутылочки.

    "Тонет - не тонет"

    Любимый опыт детей «Тонет - не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики, камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые -тонут.


    "Цветные льдинки"

    В зимний период цветную воду можно разлить по формочкам и вынести на холод, тогда получатся цветные льдинки. Льдинки могут быть разного цвета, размера, формы. Льдинками можно украсить ёлку на участке, во дворе, снеговика, горку, даже сугроб.

    "Цветы открывают лепестки"

    Провожу очень интересный эксперимент с бумажными цветами. Вырезаю из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Дети сворачивают лепестки к середине цветка и опускают в ёмкость с водой. Большой восторг вызывает процесс открывания лепестков. Дети выбирают по желанию цветочки определённого размера и цвета. Предлагаю родителям вырезать цветы из бумаги, согнуть лепестки и опустить в воду.
    Родители наблюдают как цветы постепенно открывают свои лепестки.
    Желаю вам успехов в совместной опытнической и экспериментальной деятельности с вашими детьми!

    От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

    А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние...

    А. Н. Толстой

    Дети трех-четырех лет любят задавать вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Отчего?».

    А мы, родители, порой не знаем, как ответить.

    Их интересует все: предметы, их свойства, качества. Их завораживают явления живой и неживой природы, сам для себя ребенок тоже загадка. «Откуда я взялся?», «Зачем я?» — спрашивают дети озадаченных родителей.

    Любознательность — качество как нельзя более характерное для ребенка. Ребенок стремится все потрогать, привести в действие.

    — А если стакан упадет, он разобьется?

    — А почему трава зеленая?

    — А папин ботинок утонет?

    Для своего относительного спокойствия мы многое запрещаем детям и тем самым гасим их инициативу, развиваем неуверенность в собственных силах.

    Так давайте же наберемся терпения и попробуем вместе с ребенком поэкспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и со многими другими предметами живой и неживой природы.

    Но не будем мешать ребенку самостоятельно делать открытия («Я думал, что помидоры растут на дереве, а они, оказываются, растут на земле...»).

    Вот ведерко, вот совок

    Для опыта нам понадобятся: песок, сито, вода, формочки для песка, баночки.

    ◈ Закрепляем знания о свойствах песка: сухой песок рассыпается, принимает форму того предмета, в который его насыпают, его можно просеивать; мокрый песок становится как тесто, из него можно лепить.

    ◈ Опыт: возьмите сухой и влажный песок и предложите ребенку поставить эксперимент — из какого песка можно лепить, из какого нельзя? После опыта спросите, почему из сухого песка нельзя лепить? А что же можно делать с сухим песком? (Насыпать его в бутылочку, баночку, просеивать через сито.) Отметьте, что он принимает форму емкости, в которую его насыпали. А из влажного песка слепите пирожные и обыграйте их: угостите кукол, продавайте в магазине кулинарии и т. п.

    ◈ Закрепляем: положите изделия из песка сушить. Спросите, почему они опять рассыпаются?

    ◈ Каждый день на прогулке спрашивайте: «Можно ли сегодня лепить из песка или нет, почему?». (Ярко светит солнце — песок сухой; его намочили или шел дождь — песок влажный.) А как при ярком солнце сделать песок влажным? Как сохранить песок сухим при дожде? Размышляйте! Поощряйте своего юного лаборанта.

    Полезные стихи

    Вот ведерко, вот совок.

    Я иду играть в песок.

    Напеку я без пеней

    Пирогов и куличей.

    А из камешков — печенье.

    Вот какое угощенье!

    Это все не для ребят,

    Это куклы все съедят.

    Я пеку, пеку, пеку

    Деткам всем по пирожку.

    А для милой мамочки

    Испеку два пряничка:

    Кушай, кушай, мамочка,

    Сладкие два пряничка!

    Огород на окошке

    Знакомим с этапами - роста растении (семя — росток — растение); помогаем понять, что нужно для их роста; воспитываем стремление ухаживать.

    Для опыта нам понадобятся: семена овса (замоченные заранее), укропа, петрушки, лейка, вода, палочки, грабельки.

    ◈ Опыт: предложите ребенку помочь вам посадить семена. Покажите последовательность посадки: насыпьте землю в ящик, разровняйте ее, сделайте бороздки глубиной 2-3 см и т. д. (поощряйте ребенка за его старания). Затем полейте посаженные семена. Поиграйте в словесную игру «Что сначала, что потом?» (восстановите последовательность посадки).

    ◈ Закрепляем: ухаживайте за семенами, делайте зарисовки. Играйте в словесную игру «Что нужно для роста растения?». Затем используйте в пищу выросшую зелень.

    Чиполлино

    Помогаем ребенку понять, что для роста растении нужны свет, вода, земля

    Для опыта нам понадобятся: луковица, банка или стакан с водой.

    ◈ Опыт: скажите ребенку, что сейчас вы посадите луковицу в банку с водой и будете наблюдать за тем, как растет зеленый лук. Поставьте банку на окошко, на свет. Каждый день наблюдайте за тем, как у луковицы появляются корешки и перья лука. Отметьте, что корешки «пьют воду» и ее становится меньше, поэтому воду нужно доливать.

    ◈ Когда из луковицы появится первое перо, сделайте простые схематичные зарисовки. Их лучше оставить там же на окне.

    ◈ Закрепляем: предложите ребенку самому нарисовать лук с перьями. Если не справляется, помогите ему. Спросите, что нужно для роста лука? (Свет, вода.) Нарисуйте два кружочка (желтый — свет, синий — вода) или солнце и капельку.

    ◈ Срежьте перья лука и положите их в салат, суп. Ребенок будет есть их с большим удовольствием, поверьте.

    Воздушный полет

    Знакомим с предметами, которые по-разному падают вниз (быстрее - медленнее); узнаем свойства воздуха убеждаемся, что есть притяжение Земли

    Для опыта нам понадобятся: воздушный шарик, перышко, листочек, кусочек ватки, мяч, кубик.

    ◈ Опыт: предложите ребенку поиграть с предметами. Мяч, кубик бросать вверх и смотреть, как они быстро падают. Перышко, кусочек ватки, листочек можно сдуть с руки и понаблюдать, как они медленно и плавно падают. Поразмышляйте, почему все предметы падают вниз? Почему одни падают плавно, другие — быстро? Скажите, что земля, как магнит, притягивает их.

    ◈ Закрепляем: на улице можно пускать мыльные пузыри. Отпускать воздушные шары и смотреть, как высоко они могут взлетать. Если ваш Почемучка спросит, что с ними будет потом, ответьте, что они рано или поздно лопнут (от холодного воздуха, сильного ветра).

    ◈ Поиграйте в словесную игру «Быстро - медленно»: быстро упадет... (мяч, кукла и т. д.); медленно упадет... (перышко, вата, пух и т. д.). Ребенок должен перечислять сам! Ну а если он захочет бросить вверх подушку, разрешите ему. Однако подчеркните, что бросать вверх такие предметы, как молоток, стакан, вилка, опасно.

    ◈ Можно нарисовать воздушные шары, мыльные пузыри, листочки в воздухе. Как именно ребенок изобразит воздух, увидите сами, скорее всего, он нарисует облака, солнце. А может, придумает что-то еще?!

    Любопытные краски

    Знакомим детей с цветами спектра; учим смешивать краски; развиваем речь; пробуждаем желание рисовать

    Для опыта нам понадобятся: краски, кисть, тряпочки, баночка с водой, палитра (можно использовать дощечку) для смешивания красок.

    ◈ Опыт: скажите ребенку, что краски любят смешиваться для того, чтобы получились новые цвета. Например, если смешать красную и желтую, получится оранжевый цвет. Отметьте, что кисть нужно хорошо промывать и слегка вытирать тряпочкой.

    ◈ Какой цвет получится, если смешать синюю и желтую краски (зеленый), красную и синюю (фиолетовый), белую и черную (серый)? Экспериментируйте вместе с ребенком, у вас могут получиться бирюзовый, малиновый и многие другие цвета. Неважно, если не каждому цвету вы найдете название. Важно получить удовольствие от смешивания красок.

    ◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Краски». Спросите, что бывает красного (желтого, зеленого, синего) цвета? Поощряйте за интересные ответы (красные листья, голубое небо и т. д.). Можно поменяться ролями — теперь отгадываете вы. Можно попробовать нарисовать картинку только желтой краской (песок, солнце, цыпленок, одуванчик и т. д.).

    ◈ Нарисуйте радугу, вспомните, как получить промежуточные цвета (оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый).

    Цветная вода

    Знакомим со свойствами воды (прозрачная, может окрашиваться и т. д.); закрепляем знания о цветах спектра; развиваем речь

    Для опыта нам понадобятся: баночки с водой, краски.

    ◈ Опыт: рассмотрите воду в баночке, отметьте, что она прозрачная, сквозь нее видно предметы. Поднесите игрушки с обратной стороны. Возьмите сразу несколько баночек и предложите ребенку сделать цветную воду. Пусть он сам ее окрасит во все цвета спектра. Если он затрудняется, помогите ему. Можно показать схему смешивания цветов, например, положите красный и желтый кружок, а рядом — оранжевый.

    ◈ Предложите поставить баночки в последовательности цветов радуги. Вспомните: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Поработайте со словами: прозрачная, окрашенная, жидкая и т. п.

    ◈ Закрепляем: вы варите кисель, компот, морс? Отметьте, каким цветом закрасилась вода (облепиха красит в оранжевый, смородина — в бордовый и т. д.). Налейте морс, компот в контейнер и заморозьте. Затем достаньте и полюбуйтесь цветными кубиками льда. Если добавить эти цветные кубики в воду — можно пить охлажденный морс. Спросите, что с ними произойдет, если их поставить на солнце, на теплую печь? Изобразите схемой воду, льдинку.

    Сказка «Превращение капельки»

    ◈ Расскажите ребенку сказку: жила-была капелька воды. Ее домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало со льдинкой? (Она опять растаяла.)

    ◈ Побеседуйте с ребенком. Где жила капелька? Почему пошел дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, туна стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно — она замерзла.) ® Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что-то свое. Пофантазируйте вместе. Вспомните сказку про лубяную и ледяную избушки.

    Опытная мастерская

    Знакомим ребенка со свойствами ткани и бумаги

    Для опыта нам понадобятся: синтетическая ткань типа полиэстера (полиамида), бумага, ножницы, блюдце, спички.

    ◈ Опыт: поиграйте с ребенком в научно-исследовательскую лабораторию. Покажите кусок ткани и лист бумаги. Предложите их разрезать, смять, намочить, поджечь, свернуть, сделать кораблик.

    ◈ В ходе опыта путем сравнения ребенок сам выявит различия в свойствах материалов. Ткань не шуршит, не сжимается в комочек, не распадается после намокания, плавится от огня (если она синтетическая). Бумага же размягчается после намокания, горит и превращается в пепел, сжимается в комок и т. п.

    ◈ Сделайте из бумаги поделку, а из ткани сшейте мешочек.

    ◈ Закрепляем: наклейте в рабочую тетрадь ребенка кусочки ткани и бумаги. Поиграйте в словесную игру «Изделия» — что можно сделать из бумаги, ткани? Кто больше назовет — тот и победитель. А приз — бумажный самолетик или красивый носовой платок. А может, ничья? И призы поровну? Решайте сами. Сыграйте в игру «Наоборот» — из чего сделана книга, из чего носки и т. д. А можно ли из бумаги сшить купальник?

    Ложка, ложка, помоги немножко

    Знакомим с мерой сыпучих и жидких веществ

    Для опыта нам понадобятся: одинаковые стаканы, чайные и столовые ложки, крупа, вода.

    ◈ Опыт: поставьте на стол два стакана, наполненных одинаковым количеством риса, и дайте ребенку столовую ложку, а себе возьмите чайную. Поиграйте в игру «Кто быстрее» — пересыпайте рис из наполненного стакана в пустой. Не торопитесь сами и ни в коем случае не торопите ребенка. Удивитесь, что ребенок «почему-то» пересыпал рис быстрее. После догадок сделайте вывод — чем больше мера, тем меньше нужно усилий, чтобы пересыпать ею рис, и наоборот.

    ◈ Закрепляем: в следующий раз возьмите воду, горох. Можно использовать тару большего размера.

    Полезные стихи для детей

    К нам на длинной, тонкой ножке

    Дождик скачет по дорожке.

    Вода льется, кружится,

    Появилась лужица.

    Дождик наш играет в прятки.

    Убегаем без оглядки.

    Вода льется, кружится.

    Появилась лужица.

    Зеленый огурец, зеленая трава,

    Зеленый крокодил, лягушка у пруда.

    Горох в стручке зеленый, и помидор... вчера,

    Ну а сегодня красный, но не совсем, слегка

    Желтый цыпленок

    На желтом песке

    Желтые зернышки

    Ищет: вы где?

    Красный цвет бывает разным:

    То неспелым, то прекрасным.

    Земляника спеет, помидор.

    Как же спеет мухомор?

    Падал снег на порог,

    Кот слепил себе пирог.

    А когда лепил и пек,

    Ручейком пирог утек.

    Пироги себе пеки

    Не из снега — из муки!

    Круглый, сладкий апельсин.

    Он такой, как мандарин,

    Как морковь и тыква эта —

    Он оранжевого цвета.

    Сивочко Ольга Петровна
    Картотека опытов для детей 2–3 лет

    1. Знакомство со свойствами песка :

    Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.

    2. Научить детей опыта :

    Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок.

    3. Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта :

    Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.

    4. Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками :

    Воспитатель берет деревянную лопаточку и ставит её в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает её в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.

    5. Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта :

    Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям, как это сделать : зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок детям это действие 4-5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.

    6. Знакомство детей со свойствами сухого песка :

    Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы – он рассыпается.

    1. Знакомство со свойствами воды :

    Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать её. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.

    2. Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды :

    Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку с водой, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая : «Ловись, рыбка, большая и маленькая» . Повторяет 4-5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.

    3. Научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды :

    Воспитатель бросает в чашку наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.

    4. Уточнить представление детей , что в помещении вода льется из крана струёй вниз :

    Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду.

    5. Научить детей мыть посуду для кукол :

    Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напомнить про аккуратность.

    6. Знакомство детей с разноцветной водой :

    У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в цветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.

    7. Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки :

    Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды

    1. Познакомить детей со свойствами снега , он лепится и состоит из снежинок :

    Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.

    2. Показать детям, как образуются следы на снегу :

    Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя , птиц и животных.

    3. Познакомить с таянием снега :

    На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.

    1. Познакомить детей с движением воздуха :

    Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом . Вы почувствовали холодок – это ветер. Есть такая игрушка – бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будите бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.

    2. Игры с султанчиками :

    В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.

    Мыльные пузыри

    1. Научить детей выполнять дыхательные упражнения для выдувания мыльных пузырей :

    Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят.

    1. Познакомить детей с камешками :

    Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.

    2. Плавают или тонут?

    Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камушки. Плавают ли камушки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?

    3. Шумелки :

    Положить камешки в деревянную коробку и потрясти её, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.

    1. Познакомить детей с магнитом и его свойствами притягивания металлических предметов :

    Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие предметы. Не забывайте про технику безопасности.

    1. Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек :

    Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

    2. Показать детям, что ткань можно красить :

    У воспитателя и детей белые неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, кА это сделать.

    Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение "Детский сад № 273" г. Перми

    Программа утверждена заведующей

    МАДОУ "Детский сад № 273" г. Перми

    Мордовская Л.А.

    «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой»

    (для детей 3- 4 лет)

    Романова И.А.

    Пермь 2015.

    Пояснительная записка. Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

    Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр с водой. Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, познакомятся со свойствами воды и разных предметов.

    Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.

    Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

    Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.

    Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

    «То, что я услышал, я забыл.

    То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»

    Возраст детей: 3 - 4 года.

    Количество: 10 детей.

    Количество занятий: 5 занятий/ 1 час 15 мин.

    Форма проведения: групповая.

    Цель: создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей .

    Задачи : создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; развивать у детей любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию с объектами; способствовать развитию речи; развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; учить объяснять наблюдаемое.

    Результат: ребенок научится самостоятельно выполнять простейшие опыты с водой.

    Перспективный план на краткосрочные образовательные практики « Маленькие экспериментаторы: опыты с водой».

    Тема занятия

    Задачи

    Оборудование

    Развернутое содержание работы

    Продукт деятельности, результат

    Игра с водой: «Налил-вылил»,

    «Выжми мочалку»

    Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.

    две емкости, поролоновая губка.

    Поставить перед ребенком тазик с водой. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

    Предоставить ребенку свободу действий.

    Одну емкость заполните водой. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

    Предложить попробовать самому сделать то же самое.

    Умение с помощью губки переносить воду из одной посуды в другую

    Игра с водой:

    «Водонос»

    Познакомить со свойствами вещества и понятием объема, способствовать развитию координации движении

    Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

    Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

    Сравнить совместно с ребенком, в какой банке воды окажется больше.

    Спросить, чем зачерпнуть воду не получится.

    Измерить глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).

    Умение измерять уровень воды, опуская в банку деревянную палочку

    Игра с водой:

    « Сквозь сито»,

    « Буря в стакане»

    Познакомить с назначением предметов и свойствами вещества

    Стакан, сито.

    Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.

    Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито

    Умение делать простейшие выводы из увиденного опыта

    Игра с водой:

    « Поплывет или утонет»

    Способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов

    Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

    Доставать предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам - в одно, все, что не утонуло, в другое - то, что оказалось на дне.

    Умение классифицировать предметы на которые тонут и не тонут в воде

    Игра с водой:

    « Окрашивание воды»

    Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

    Рассматривание совместно с детьми в воде 2-3 предмета, выяснять, почему они хорошо видны (вода прозрачная).

    Определяем вместе с детьми, как можно окрасить воду (добавить краску).

    Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).

    В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой).

    Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

    Умение окрашивать воду с разной интенсивностью цвета

    Правила при работе с водой.

      Коль с водой имеем дело,

    Рукава засучим смело.

      Пролил воду - не беда:

      Тряпка под рукой всегда.

      Фартук - друг: он нам помог,

    И никто здесь не промок.

    Правила при работе с песком

      Если сыплешь ты песок -

    Рядом веник и совок.

    Правила при окончании работы

      Ты работу завершил?

    Все на место положил?

    Материально техническое и учебно - дидактическое оснащение.

      Емкость с водой, один большой и один маленький стакан,

      две емкости, поролоновая губка

      Тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

      Стакан, сито.

      Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы),предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

      Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

    Список литературы:

      Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.

      Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград: Перемена, 1995.

      Прохорова Л.К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

      Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.

      Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.

      Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.

      Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 200

    Похожие статьи