• Конспект занятия по коррекции детских страхов. Занятие по коррекции детских страхов для детей дошкольного и младшего школьного возраста (страх темноты). План игрового занятия

    06.11.2019

    Психологическое занятие по коррекции страхов и тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста "Боюськи"

    Аннотация. Занятие «Боюськи» третье в авторской программе «Я себя чувствую, я тебя понимаю».
    Основная цель программы: профилактика социальной дезадаптации и психосоматических расстройств у детей с тяжелыми нарушениями речи черезформирование эмоциональной дифференциации и рефлексивности.
    Задачи:
    способствование концентрации внимания детей на собственных эмоциональных состояниях;
    способствование концентрации внимания детей на эмоциональных состояниях других людей;
    изучениебазовых эмоций (характер проявления, распознавание, адекватность выражения);
    способствование развитию адекватного проявления негативных эмоций;
    стимуляция самопознания и познания других людей.
    Программа состоит из 10 занятий длительностью 25 минут (для детей старшего дошкольного возраста). Наиболее эффективным будет проведение занятий с подгруппой детей из 6-8 человек, причем подгруппа набирается случайным образом, чтобы обеспечить наиболее широкий спектр коммуникаций между детьми возрастной группы.
    Форма проведения занятий - традиционный игровой психотренинг для детей дошкольного возраста.
    Цель занятия «Боюськи» - психопрофилактическая работа с возрастными страхами у детей старшего дошкольного возраста.
    Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки».
    Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

    Этюд «Ночные звуки»
    Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застает его в лесу. Идет дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до земли, а утенку кажется, что его хватают большие тем¬ные и мокрые лапы. Мечется утенок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит. (Демонстрация на примере игрушечного мягкого утенка).
    Пока звучит музыка Ф. Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т. п.
    Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен.

    Конкурс «боюсек»

    Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его дол¬жен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь тем¬ноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-ни¬будь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, напри¬мер: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, вы¬бывает из игры. В конце определяется победитель конкурса - это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

    «Закончи предложение»
    Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
    Детям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся...» «Взрослые обычно боятся...». «Мамы обычно боятся...» «Воспитатели обычно боятся...» При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испы-тывают все люди и это совсем не стыдно. Причем часто бывает так, что некоторые страхи с возрастом исчезают, например, ни один взрослый уже не боится оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей комнаты.

    Игра «Рыбаки и рыбки» .
    Для начала нам необходимо будет выбрать двух игроков-рыбок. Остальные ребята пусть встанут парами лицом друг к другу в две линии и возьмут друг друга за руки - это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Наша рыбка должна прополз¬ти на животе под сцепленными руками, которые при этом задева¬ют ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и сами становятся сетью. (Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.)

    «Чужие рисунки»
    Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
    Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков, и как им можно было бы помочь.

    «Очень страшное»
    Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
    Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем. Беседа «Кто чего или кого боится на самом деле». Дети сообщают о своем опыте переживания страха, обсуждается возможность подружиться с ним: «Для этого я предлагаю вам поиграть со страхом.» (см. упражнения ниже)

    «Больница»
    Цель: вызвать у детей сопереживание объектам страха.
    Детей просят закрыть глаза и представить какое-либо странное существо, которого обычно боятся все дети. После этого предлагают нарисовать того, кого они представили. Затем психолог сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Каждому ребенку нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и т. п.). Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как дети, не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доброго и внимательного врача, которого никто не боится, и «вылечить» это страшное существо - нарисовать его заново, но уже веселым и счастливым.

    «Парикмахерская»
    Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик.
    Ведущий просит детей закрыть глаза и представить себе ка¬кое-нибудь страшное существо, которого обычно боятся все дети. Затем они рисуют то, что представили. После этого взрослый рас¬сказывает, что это существо - девушка, которая собирается вый¬ти замуж. Поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парик¬махера, а затем визажиста, то есть рисует ей красивую прическу, подкрашивает глаза, надевает серьги и т. п. Если это существо мужского пола, то можно сделать красивую стрижку, нарисовать модный галстук, пиджак и т. п.

    Этюд «Что в углу».
    Садитесь поудобнее. Я вам прочитаю одну стихотворную историю.

    Что в углу?
    Что виднеется в углу
    С черной тенью на полу,
    Непонятное, немое,
    Не пойму и сам какое,
    Человек или предмет?
    Ах, скорей зажгите свет!
    Вдруг оно сейчас подскочит,
    Утащить меня захочет?
    Вдруг, издав ужасный стон,
    Побежит за мной вдогон?
    Схватит? Стащит одеяло?
    Свет зажгли - мне стыдно стало.
    Я ошибся. Виноват.
    Это - дедушкин халат!
    (А. Кушнир)
    Что значит выражение «У страха глаза велики»?

    Ритуал окончания «Солнечные лучики»
    Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

    «Чего я боюсь?».

    Цель : научить ребенка преодолевать свой страх. Дать возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем; предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

    Ход занятия.

      Вводная часть.

    Приветствие: Добрый день, ребята, я рада вас всех сегодня видеть! Давайте поприветствуем, друг друга тихо, так, как капает, дождит. И назовем каждого по имени. Например: "Здравствуй Аня! "

      Основная часть.

    Рисование на тему: Волшебные зеркала».

    Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным; во втором – большим и весёлым; в третьем – не боящимся ничего и сильным.

    После проводится беседа: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

    «Конкурс «Боюсек»

    Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, «боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса - это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

    Упражнение «Я не боюсь»

    Поставьте перед каждым ребенком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать воду из полного стакана в пустой. Например, такие фразы: «Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т.д.

    Упражнение для развития тактильных ощущений «Рисунок на спине»

    Цель: развивать тактильное восприятие, снимать напряжение, мышечные зажимы, снимать агрессию.

    Психолог на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т.д.

    Ребенку нужно угадать, что нарисовал психолог.

    Детям, знающим буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или решить примеры с использованием простейших математических действий.

    Дискуссия

    Психолог рассказывает детям о том, что когда он был маленьким, то очень многого боялся: темноты, одиночества, больших собак, зубных врачей, высоты и т.д. После этого он задает вопросы.

    А с вами, ребята, такое случалось?

    А чего вы боялись, когда были совсем маленькими?

    А как вы смогли победить свой страх?

    Можно ли вообще ничего не бояться?

    Для чего же страх иногда бывает нужен?

    А как сделать так, чтобы бояться меньше?

    Кто может в этом помочь?

    Вы можете рассказать о своем страхе?

    А показать, как вы боялись?

    Рисунок на тему «Чего я боюсь».

    Психолог. Ребята! Вы точно показали, как вам было страшно, как вы боялись. А что вы чувствовали при этом? Может быть, вы сердились за свой страх на себя или на других? Возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно или как вы сердились... Хорошо, если по вашим движениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок! Дети выполняют задание.
    А теперь давайте развернем этот лист, разгладим его и положим перед собой. Вспомните, о каком своем страхе вы говорили сегодня, чего вы боитесь больше всего? А может, у вас есть не один, а несколько страхов? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листочке.
    Дети рисуют свой страх и рассказывают о нем. После этого следует обсуждение.
    Обсуждение рисунков. Рассказы детей.
    В случаях серьезных страхов следует обратить на них внимание и провести индивидуальную коррекционную работу.

      Заключительная часть.

    Релаксация: Упражнение «Волшебный сон».

    Цель: снятие у детей эмоционального возбуждения; создать хорошее настроение и вызвать прилив бодрости, готовность воспринимать новое.

    Мы все старались и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть. Включается музыка для релаксации. Детям предлагается принять удобную позу для отдыха.

    «Реснички опускаются. Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

    Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело. И расслабленно все тело (2 раза). Будто мы лежим на травке. На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас… Ножки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас… Ножки теплые у нас… Дышится легко, ровно…глубоко… (длительная пауза). Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать? Но пора уже вставать!»

    Ритуал завершения « Эстафета дружбы».

    Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!».

    Коррекционно-развивающее занятие

    «Профилактика и коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»

    Тема: «У страха глаза велики»

    Форма: групповая

    Аннотация

    Страх – это одна из эмоций, возникающая в ситуации угрозы. Проблема изучения страхов школьников и дальнейшего поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка весьма актуальна.

    Очень сложно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.

    Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, вызывающие их, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время.

    Данное занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционально-личностного развития младшего школьника.

    Задачи:

      Актуализировать у учащихся представление о чувстве страха;

      Способствовать преодолению негативных переживаний;

      Обучить символическому уничтожению страха;

      Способствовать снижению эмоционального напряжения.

    Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.

    Материалы: листы бумаги формата А4, сундук для страхов, мяч, магниты, таблички с ситуациями, надписи «друг и враг», техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка,

    Занятие включает в себя следующую структуру:

      Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.

      Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию тревожности и страхов.

      Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.

    Методы : игра, беседа, элементы сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.

    Ожидаемый результат:

      Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;

      Сформированы навыки самоанализа;

      развиты компоненты воображения ;

      развивать навыки общения ;

      снижен уровень школьной тревожности у данной группы учащихся.

    Ход занятия

      Ритуал приветствия.

    Упражнение «Ласковое имя».

    Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника. Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный клубок».

    Учащиеся садятся на места в круг.

      Разминка.

    Упражнение «Изобрази животное».

    Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения. - А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться. - Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).

      Основная часть.

    Психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

    Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

    Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.

    Что это за чувство?

    Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю вспомнить ситуации, в которых вам было страшно закончить предложение (несколько страхов) “Страшно – это когда ….” (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается).

    Вывод : мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.

    Игра «Ассоциации».

    Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха, каким

    животным.

    Упражнение «У страха глаза велики»

    А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами, в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

    Физминутка

    Упражнение «Муха». Цель: снятие мышечного напряжение области лица. А сейчас мы немного отдохнем. Устройтесь удобнее на своих стульях, слушайте лесные голоса (звучит музыка леса). Делаем глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 и медленный выдох через рот на счет 4, 3, 2, 1. Солнышко вас согревает, вы устали, шевелиться не хочется. Вдруг прилетела муха и села на лоб. Чтобы прогнать ее – пошевелите бровями вверх-вниз. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку. Муха села на нос - сморщите нос. Муха не улетает. Сдуйте ее с носа.

    Упражнение «Дом страхов»

    Рисунок страхов. «Мы с вами назвали множество различных страхов, а теперь

    выберите то, чего вы боитесь больше всего на свете и изобразите на листе

    бумаги».

    Обсуждение рисунков и поселение страхов в дом (сундук для страхов).

    Ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях, после чего рисунок отправляется в свой дом.

    Стимулирующие вопросы:

    Расскажи, что ты нарисовал? Что ты чувствовал, когда рисовал? О чем думал?

    Беседа «Страх-друг или враг?»

    Ребята скажите, а всегда ли страхи приносят нам вред? А вы знаете, что существуют не только вредные, но и «полезные» страхи. Иногда страх может быть нам и другом. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают.

    Каждому ребенку предлагается ситуация, которую он определяет к полезному или вредному страху. Ситуации прикрепляются к доске.

    Страх переходить дорогу на красный свет!

    Страх брать голыми руками горячий чайник.

    Страх становиться слишком близко к краю платформы, когда идет поезд.

    Страх опоздать в школу

    Страх темноты

    Страх снов

    Страх школы

    Страх скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.

    О каком чувстве мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о страхе? Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные.

    4. Рефлексия.

    Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога. Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия. - Какое упражнение вам понравилось? - Чему мы научились на занятии? Упражнение «Настроение группы». Цель: развитие умения распознавать свое настроение. Покажите свое настроение от занятия, изобразив рожицу на шарике.

    Ритуал прощания. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».

    Литература, используемая при реализации программы:

      Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е. А Алябьева: учебно-метод. пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 88 с.

      Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.

      Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с .

      Кэррол, Э. Изард К. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэррол, К. Изард: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

      Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- с.18-20.

      Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12

      Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798

    Занятие по снятию тревожности

    Цель:

    Ход занятия:

      Упражнение «Трусливый зайчик». С помощью куклы «Заяц» дети по очереди разыгрывают эмоции страха.

    Обсуждение: Ребята кто из вас и чего боится ? Т.е. когда я чувствую себя трусливым зайчишкой?

      «Нарисуй свой страх, победи его»

    Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, был ли у тебя сильный испуг? После чего ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие еще на более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх» и больше его никогда не будет.

    Вопрос: так ли вам страшно теперь, после того как вы о нем рассказали и постарались избавиться?

    Задача психолога – отследить детей с трудными случаями невроза – с ними необходимо работать индивидуально.

      Упражнение «Я смелый»

    Каждый ребенок громко и уверенно произносит фразу «Я смелый» по очереди. Все аплодируют.

      Игра «Рыбаки и рыбки»

    Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицо друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, Рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется.

      «Дерево настроения»

    Ребятам предлагается на нарисованном, на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению.

      Рефлексия результатов занятия.

    Ответ на вопрос: Что было интересно? Что было важно? Что больше всего понравилось на занятии?

    Краткое содержание занятия по снятию тревожности

    Цель: снятие страхов, помочь справиться с негативными переживаниями детей, обучить саморегуляции своего состояния.

    Ход занятия:

          1. Приветствие.

            Упражнение «Трусливый зайчик». Учащиеся разыгрывают эмоции страха.

    3. «Нарисуй свой страх, победи его». Задача психолога – отследить детей с трудными случаями невроза – с ними необходимо работать индивидуально.

    4. Упражнение «Я смелый». Каждый ребенок под аплодисменты проговаривает эту фразу.

    5.Игра «Рыбаки и рыбки». В этой игре учащиеся должны преодолеть препятствие.

    6. «Дерево настроения».

    7. Рефлексия результатов занятия.

    Педагог-психолог Смагулова Р.Д.

    Коррекционно-развивающая программа занятий на снижение уровня тревожности у дошкольников .

    Цель занятия:

    Снятие вербального напряжения, успокоение детей .

    Расслабление мышц спины, рук.

    Сплочение детского коллектива.

    Первое знакомство с детьми следует проводить в ходе игры, которая со временем станет для тренинговой группы коллективным ритуалом. Она активизирует детей, улучшит настроение, укрепит уверенность в себе и простимулирует к общению, тем самым положительно повлияет на ход всего тренинга.

    Оборудование: клубок с разноцветными нитками.

    Ход занятия психолога по снижению уровня тревожности:

    1. Упражнение «Волшебный клубочек».

    Дети стоят в кругу. Тот, у кого клубок автоматически становится ведущим. Ребенок называет свое имя и рассказывает что-то о себе по желанию. Оставляет себе нить и передает клубок другому. Желательно, чтобы упражнение начиналось с взрослого, чтобы ребенок наглядно увидел, что и как делать.

    2. Игра «Воздушный шар».

    Все игроки стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как медленно увеличиваются узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

    3. Упражнение «Радуга».

    Вспомнить цвета радуги. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

    class="eliadunit">

    Конечно, все вы видели радугу. Может мне кто-то сказать, какой запах витает в воздухе тогда, когда на небе появляется радуга?

    Мы видели радугу после того, как прошел дождик. Прежде дождь прибивает к земле пыль и смывает всю грязь. Воздух становится свежий и прозрачный, полосы радуги радуют глаз. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим, свободным от всего неприятного: забот, волнений и грустных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.

    Сначала представьте себе, что вся комната полна красного воздуха. Смотрите на него и вдыхайте его свежесть. Если хотите, можете даже коснуться этого удивительного красного сияния, почувствовать его аромат... (15 секунд)

    Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь, что вся комната полна оранжевого воздуха. Вы можете вдыхать этот цвет, касаться его... Не кажется ли вам, что этот воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

    Посмотрите, теперь воздух вокруг нас стало желтым! Наслаждайтесь светлым желтым воздухом. Вы как купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь... (15 секунд)

    Цвет воздуха вокруг нас снова изменился... теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто погрузились в весну! Почувствуйте ее свежесть и аромат... (15 секунд)

    Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого. Представьте цвет бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь его голубизной! Раскиньте руки как крылья и медленно летите в голубом пространстве... (15 секунд)

    Посмотрите, воздух вокруг нас постепенно густеет, его цвет с голубого плавно меняется на синий. Это цвет моря. От него невозможно отвести взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется схватить руками... (15 секунд)

    И, наконец, воздух в нашей комнате приобрел фиолетовый окрас. Коснитесь руками и почувствуйте эту глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады... (15 секунд)

    А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, наполняющий нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте их. Теперь медленно идите к своему месту.

    4. Прощальное упражнение «Солнечные лучики».

    Дети кладут по одной своей руке на руку , затем по другой, сверху рука . Все вместе громко говорим «Мы вместе!»

    Похожие статьи