• Рабочая программа педагога дополнительного образования по изо в доу. Дополнительная общеобразовательная программа по изо для дошкольников "веселая кисточка" Авторская программа по изо в детском саду

    06.08.2020

    Общеразвивающая программа "Волшебная кисточка"

    Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Человек овладевает миром духовных ценностей на протяжении всей жизни. Этот процесс становится основой его личности, поэтому трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие молодого человека, его потенциальных духовных возможностей и профессиональных потребностей.

    Отличительная особенность программы заключается в том, что обучение изобразительному искусству по видам деятельности (рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас) осуществляется более углубленно. Также учащимся в процессе обучения предоставляется возможность сопоставить результаты своего труда с работами учащихся из других регионов.
    Предлагаемая программа составлена на основе программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство» и программы основного общего образования, но при ее реализации широко используются материалы и дидактические приемы, предлагаемые другими авторами (О. В. Павлова, Г. П. Попова, Э. И. Кубышкина и др.). В частности в течение учебного года учащимся неоднократно предоставляется возможность участия во всероссийских и международных конкурсах по изобразительному искусству.

    Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых учащийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
    Цель программы: выявление и развитие способности к эмоционально-целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
    Задачи программы:
    ОБУЧАЮЩИЕ
    Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
    Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности: использование различных способов и инструментов для создания картин;
    Самостоятельно ставить задачу и вычленять главное в художественном замысле, определять этапы его воплощения
    РАЗВИВАЮЩИЕ
    Развивать самостоятельность, инициативу, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве;
    Проявлять устойчивый познавательный интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения, общечеловеческие, эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
    Развивать потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним.
    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
    Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
    Предоставить возможность сопоставить итоги своего труда с достижениями учащихся из других регионов России.
    Условия достижения поставленных целей и задач
    Реализация программы «Волшебная кисточка» в полной мере возможна лишь при условии искренней заинтересованности учащегося в образовательном процессе; тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) способствуют установлению доверительных отношений, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого.

    ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Живопись (рисование с натуры, рисование на темы, рисование по памяти и представлению, творческие задания). Представления о том, что художественные картины относятся к искусству живописи. Отличие живописи от графики. Жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж, его виды (ландшафт, природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет).

    Умение эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художественных образов, узнавать жанры живописи, ориентироваться в некоторых средствах выразительности (рисунок, передающий с помощью линии, штриха движение, позу, жест, мимику героя); цвет, как средство передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому. Выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве.
    Графика.Особенности книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характера героев, украшение книги.
    Понимание ценности каждой книги и необходимости бережного отношения к ней.
    Учащиеся учатся узнавать изображенные образы, видеть их выразительность, соотнося с определенным текстом; получают представления о некоторых особенностях цвета, рисунка (выразительность линий, форм, передающих движение, позу образа), изобразительной манере художников Е. и Н. Чарушиных, Н. Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича и др., о назначении иллюстрации и о тех, кто ее создает.
    Декоративное искусство . Знание некоторых особенностей декоративно-прикладного искусства – искусства создавать красивые вещи, украшать ими дом, одежду. Представления о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.
    Представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская); роспись разделочных досок (Городец), подносов (Жостово); кружево (вологодское, киришское); вышивка; роспись посуды и др.
    Представления о декоративно-оформительском искусстве – искусство красивого оформления помещений, выставок, поздравительных открыток и др.
    (беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, участие в конкурсах, выставках и т.п.): видеть и отображать общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров, пропорции, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности).
    Умение в рисунке выразительно передавать образы объектов окружающего мира (овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек). Изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов и явлений (например: все лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными – высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большой и маленькой кроной; листья разными по цвету в зависимости от сезона). Применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый – злой, теплый – холодный и др.) и своего отношения к герою или явлению (нравится – не нравится). Уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально), строить планы (по всему листу, два плана: небо – земля, близко – далеко). Выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером. Рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой характеристики, окружающей среды, одежды и т.д.). В сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную.
    Приобретать навыки и умения собственной творческой деятельности.

    ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Живопись (рисование с натуры, рисование на темы, графика, рисование по памяти и представлению). Закрепляются и углубляются представления о жанрах живописи и ее средствах выразительности. Рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики. Цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому содержанию. Композиция как выделение главного, построение изображения.
    Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный. Натюрморт как часть других жанров живописи.
    Пейзаж. Ландшафт – природа в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный, горный и космический.
    Портрет и его виды: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др.
    Жанровая живопись, ее виды: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты.
    Умение устанавливать в картине многообразные связи, как по содержанию, так и по средствам выразительности.
    Графика. Представления о графике, ее видах (книжная графика, станковая, прикладная, плакат). Средства выразительности, назначение иллюстрации (сопровождать литературный текст). Дать знания об особенностях языка книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, жестов, поз, мимики. Цвет, как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора. Композиция не только листа книги, но и макета ее в целом.
    Знакомство с произведениями В. Васнецов, И. Билибин. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
    Декоративно-прикладное искусство. Представления о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов. О назначении и особенностях этого искусства (яркость, нарядность, обобщенность, стилизация, декоративность, которая проявляется как в цветном декоре, так зачастую и в конструкции самого предмета).
    Виды прикладного искусства, его объекты и средства выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Учащиеся учатся различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание учащимися характерных особенностей изделий различных народных промыслов). Освоение характерных элементов, колорита, композиции.
    Формирование представлений о назначении этого вида искусства, его особенностях. Навыки оформления поздравительных открыток, оформление выставок своих работ. Изготовление атрибутов для оформления помещений к праздникам, мероприятиям.
    Представления, изобразительные навыки и умения, отношение (творческие работы, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, участие в конкурсах, выставках и т.п.): видеть и выразительно изображать образы объектов окружающего мира. Видеть общее и отличное в похожих объектах изображения.
    Использовать для большей выразительности образа изображение позы, движения, жестов, различных деталей. Продолжать развивать умение располагать изображение на листе бумаги, строить планы (по всему листу, два плана), выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером. В сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную.
    Приобретать и применять навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.
    Стимулировать развитие фантазии, воображения, способностей к художественному творчеству.

    ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Живопись (рисование с натуры, рисование на темы, Рисование по памяти и представлению, графика). Расширение представлений о жанрах живописи и средствах выразительности. Материал и способы его использования для передачи выразительности образа.
    Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень и цветоведение при выполнении натюрморта.
    Пейзаж как жанр живописи. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке.
    Формирование представлений о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной, контрастной гамме, передающих определенное настроение, состояние. По характеру могут быть лирическими, торжественными, эпическими, декоративными и т.д. Также могут быть различными по композиции и по способам изображения (реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой, декоративными).
    Портрет и его виды. Портрет как жанр живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Формировать умение внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику. Подбирать тоновую и цветовую разработку формы, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета.
    Жанровая живопись, ее виды. Сказки, былины. Развитие творческой фантазии учащихся, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным персонажам.
    Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас. Знакомство с произведениями выдающихся художников-анималистов Е.И. Чарушина, В.А. Ватагина, И.С. Ефимова и др. Герои-животные в литературе, устном народном творчестве. Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника.
    Архитектура как вид изобразительного искусства. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга. Современная архитектура.
    Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей.
    Картины о труде людей, на бытовые сюжеты, спорт, батальная живопись. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека.
    Графика. Представления о специфике труда художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых (Т.А. Маврина, И.Я. Билибин, М.А. Врубель). Понимание того, что художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения (сказка, басня, быль) и использует разные средства выразительности.
    Представления об индивидуальной манере творчества художников-сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов и др.
    Некоторые виды графики (станковая, прикладная, плакат). Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике.
    Создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам и другим произведениям.
    Декоративно-прикладное искусство . Продолжать ознакомление учащихся с определенными видами народного декоративно-прикладного искусства, их характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. Формирование представлений о связи особенностей с назначением предмета. Традиционность образов, узоров и орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями. Развитие умения применять полученные знания о декоративном искусстве. Создавать нарядные, обобщенные, условные стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении. Умение стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали. Использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов.
    Декоративно-оформительское искусство. Развитие навыков оформления декоративных работ. Сочетание разных техник при изготовлении поздравительных открыток, коллажей, настенных фризов и т.п. Разнообразие шрифтов. Развитие эмоциональных ощущений неразрывности красоты вокруг нас и деятельности человека. Воспитание интереса к декоративно-оформительской деятельности.
    Представления, изобразительные навыки и умения, отношение (творческие работы, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, участие в конкурсах, выставках и т.п.)
    Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов, освоение способов работы различными инструментами. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю.
    Закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к предмету искусства, используя полученные знания. Происходит освоение способов изображения, украшения, изобразительных и технических навыков и умений.
    Повысить интерес к произведениям искусства. Эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного искусства. Выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
    Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Евгения Дровнина
    Программа дополнительного образования по ИЗО и декоративно-прикладному искусству «Мир фантазии» для детей 4–6 лет

    Пояснительная записка

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

    Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

    Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

    Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник . Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии .

    Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения , творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

    Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий , желаний и самовыражению в целом.

    Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности .

    Основные задачи

    Образовательные :

    1)Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

    2)Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

    3)Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности .

    4)Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

    Воспитательные :

    1)Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

    2)Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

    3)Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

    Развивающие :

    1)Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства ) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

    2)Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

    3)Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам ДЦК) .

    Дидактические принципы построения и реализации программы «Веселые ладошки»

    Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ :

    Принцип культуросообразности : построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

    - принцип сезонности : построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

    Принцип систематичности и последовательности : постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному» , «от близкого к далёкому» , «от хорошо из-вестного к малоизвестному и незнакомому» ;

    - принцип цикличности : построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к воз-расту;

    Принцип развивающего характера художественного образования ;

    Принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

    Отличительными особенностями программы являются :

    Работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, масса папье-маше) ;

    Использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)

    Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

    Возраст обучающихся

    Программа предназначена для детей 4 – 6 лет . В объединение принимаются все желающие с 4 – 5 лет без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 10 до 15 человек.

    Формы и режим занятий

    Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.

    При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей . Занятия проводятся : в первый и второй год обучения – 2 раза в неделю : 2 занятия по 25 минут с перерывом 10 – 15 минут.

    Структура занятия состоит из нескольких этапов :

    Объявление цели и задач занятия;

    Объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

    Физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;

    Повторение последовательности выполнения работы;

    Самостоятельная работа детей ;

    Физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;

    Продолжение работы;

    Подведение итогов.

    Формы и виды контроля

    Требования к организации контроля :

    Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ученика;

    Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

    - разнообразие форм контроля , обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;

    Объективность;

    Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса.

    Педагогический контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

    Промежуточный контроль.

    Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

    Фронтальная и индивидуальная беседа.

    Терминологический диктант

    Выполнение практических заданий различных уровней сложности.

    Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.

    Решение кроссвордов

    Игровые формы контроля.

    Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня : школьных, городских, областных в области изобразительного искусства .

    Итоговый контроль

    Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по программе , а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов.

    Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.

    После окончания курса учащиеся, успешно справившиеся с программой , проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей, комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных, конкурсах изобразительного творчества .

    С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация :

    1 уровень - репродуктивный с помощью педагога;

    2 уровень - репродуктивный без помощи педагога;

    3 уровень - продуктивный;

    4 уровень - творческий.

    Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    1 год обучения

    теория практика итого

    1. Вводное занятие 1 1 2

    2. Работа с бумагой 6 25 34

    2.1Аппликация 3

    2.2Техника торцевание 2 6 8

    2.3Квиллинг 1 3 4

    4.1Народное

    4.2Современные виды ДПИ 2 6 8

    8. Итоговые занятия

    Итого 35 109 144

    Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    2 год обучения

    № п/п Наименование разделов и тем Количество часов

    теория практика итого

    1. Вводное занятие 1 1 2

    2. Работа с бумагой 6 25 34

    2.1Аппликация 3

    2.2Техника торцевание 2 6 8

    2.3Квиллинг 1 3 4

    3. Нетрадиционные техники рисования 6 22 28

    4.1Народное декоративно - прикладное искусство

    4.2Современные виды ДПИ 2 6 8

    5. Лепка из соленого теста 8 24 32

    6. Основы рисунка и живописи 6 18 24

    7. Оформительская деятельность 1 8 9

    8. Итоговые занятия

    9. Культурно – досуговая деятельность

    Итого 35 109 144

    Литература :

    1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству . – М.: ТЦ «Сфера» , 2000

    2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2006

    3. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М : ТЦ «Сфера» , 2004

    4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез,2013

    5. Коллективное творчество дошкольников : конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера» , 2005

    6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: ИД «Цветной мир» ,2013

    7. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М.: Айрис-пресс, 2013.

    9. Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина : Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2012

    10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика» , 2006

    11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет : Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2001

    12. Шмитт,Гудрун. Квиллинг для детей/Гудрун шмитт ,пер. с нем. Е. Г. Сас. – М.:Астрель : Кладезь,2013

    Рабочая программа

    « Изобразительная деятельность и

    эстетическое развитие дошкольников » в старшей группе

    составлена на основе программы познавательное развитие детей 5 лет

    « Из детства – в отрочество » Гризик Т.И.

    Пояснительная записка

    Данная программа разработана на 20014 -2015 учебный год.

    Программа разработана на основе методических рекомендаций для воспитателей Т.Н Дороновой. Программа учитывает индивидуальные, возрастные особенности детей группы, с учетом показателей усвоения программного материала по итогам прошлого года.

    В программе отразились:

      новая стратегия образования в России, направленная на расширение возможностей развития личности ребёнка;

      новые подходы к содержанию, организации и методике работы с детьми в контексте личностно ориентированной модели воспитания;

    В планировании использованы разработки отечественных и зарубежных педагогов и психологов, учтены рекомендации видных деятелей культуры и искусства, а также использован личностно -ориентированный подход воспитателя, как способ формирования творческих способностей дошкольников.

    Реализация программы осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 раза в неделю по 25 минут. Закрепление пройдённого материала происходит в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

    Литература: Т.Н. Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. Москва «просвещение 2008.

    Планирование занятий на 20014-2015 учебный год

    СЕНТЯБРЬ

    Мы рисуем

    ОКТЯБРЬ

    Мы рисуем

    НОЯБРЬ

    Мы рисуем

    ДЕКАБРЬ

    Мы рисуем

    ЯНВАРЬ

    Мы рисуем

    ФЕВРАЛЬ

    Мы рисуем

    Мы рисуем

    МАРТ

    Мы рисуем

    АПРЕЛЬ

    МАЙ

    Мы рисуем

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «Я люблю рисовать»

    срок реализации 1 год

    для обучающихся 5-6 лет

    Направленность: социально- педагогическая

    Утверждена методическим советом

    « » _____________2015г.

    Протокол №1

    Председатель:

    ____________

    дополнительного образования

    Рябченко Ольга Алексеевна

    Нефтеюганск

    2014г.

    "Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей."

    "Ум ребенка – на кончиках его пальцев".

    В. И. Сухомлинский.

    Пояснительная записка

    Направленность Программы

    Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. Важным условием развития личностных образований ребёнка выступает родительская любовь, участие родителей в переживаниях и интересах детей.

    Любая творческая деятельность открывает человеку путь к самопознанию, к внутренней свободе. Но для ребёнка исключительно важную роль играет именно изобразительное искусство, способное дать простые, физически осязаемые средства выражения своих эмоций. Изучение искусства имеет отношение к познавательной, зрительной и эстетической деятельности детей. Оно помогает развивать его визуальную восприимчивость, учит видеть подробности, глубже осознавать форму и пространство, а значит, и лучше ориентироваться в мире. Ценность детского творчества не в его техническом совершенстве, а в его эмоциональности, в способности автора ограниченными художественными средствами передать свое мировосприятие.

    Новизна программы прослеживается по нескольким направлениям.

    Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы укрепить родительско- детские отношения, по-другому взглянуть на своего ребенка в совместной творческой деятельности.

    Во-вторых, программа позволяет ознакомится с арсеналом разнообразных приемов и методик рисования, как привычных, так и нетрадиционных.

    Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит ребенку много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

    Так же данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

    При составлении данной программы учитывался следующий опыт работы:

    Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Рисунок и живопись», С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, 1981 г.;

    -«Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.).

    Программа для учреждений дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» -Давыдова Г.Н., 2005 г.;

    Образовательная модифицированная программа "Мир красок" , 2012 Рябченко О.А.

    Образовательная программа «Я люблю рисовать» является модифицированной, имеет и социально-педагогическую направленность и предполагает апробацию в творческой группе на базе учреждений дополнительного образования.

    Актуальность

    Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4–5 часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы - составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Которая, в свою очередь, является одной из причин деформации психического и личностного развития детей.

    Поэтому настолько актуальна стала такая форма организации досуга и развития детей и их родителей- как совместные занятия изобразительным искусством. Общение через призму творчества оказывает благотворное влияние на детско - родительские отношения. Совместные групповые занятия изобразительным искусством помогают родителям:

      "разглядеть" потенциальные способности ребенка;

      активизировать свое творческое восприятие;

      установить хорошие, доверительные отношения с ребенком;

      радоваться личностному росту ребенка;

      знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

      проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях, оказывать эмоциональную поддержку.

    Дети в свою очередь смогут:

      научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей;

      увидеть родителей в роли коллеги по творческому цеху, увлеченного и получающего позитивные эмоции.

    Цель: Гармонизация детско-родительских отношений через взаимодействие в плоскости изобразительного искусства.

    В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

      Развитие художественно – творческих способностей, художественный вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения, творческого мышления, внимания.

      Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

      овладение необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

      Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и творческих занятий.

    Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет и состоит из следующих блоков:

      Ознакомительный, 1 год обучения

      Развивающий, 2 год обучения

      Исследовательский, 3 год обучения

    Данная программа рассчитана на 1год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

    В группы принимаются все желающие. Специального отбора не производится.

    Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

      репродуктивный (воспроизводящий);

      иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

      проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

      эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы се решения).

    В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

    Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия- образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.

    Содержание программы

    Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны занятия изобразительным искусством, лепкой, художественным конструированием. Для ребенка 5-7 необходим определенный уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Развитие пространственного воображения дает работа с пластическими материалами. Работа с различным материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечив его раскрепощение.

    Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

    разделы программы:

    п/п

    Тема

    Кол-во часов

    всего

    теория

    практика

    Радужный мир

    Чудеса из бумаги

    Игрушки делаем сами

    Итого:

    Раздел 1. Радужный мир

    Знакомство с различными художественными материалами, приемами работы с ними. Знакомство с различными нетрадиционными техниками.

    Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Теплые цвета.

    Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

    Раздел 2. Чудеса из бумаги

    Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, коллаж, полуобъёмные и объемные композиции. Вырезание, сгибание, склеивание. Простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объём.

    Раздел 3. Игрушки делаем сами

    - Знакомство с различными пластическими материалами: плас тилином, глиной, биомассой, бумагой.

    - Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира, его форм, фактур, ритмики.

    - Понятия - рельеф, объемная пластика.

    Культурно- досуговая деятельность

    Проводятся мероприятия на темы познания себя, правил поведения в коллективе.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

    В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства .

    К концу первого года обучения дети будут знать:

    Название основных и составных цветов;

    Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, обжиг, роспись, лепка, керамика;

    Изобразительные основы декоративных элементов;

    Материалы и технические приемы оформления;

    Названия инструментов, приспособлений.

    уметь:

    Пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

    Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

    Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

    Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;

    Моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

    Пользоваться материалами;

    Лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;

    Применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхност и.

    у них получат развитие следующие личностные качества:
    умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

      трудолюбие;

      самостоятельность;

      уверенность в своих силах.

    Способы проверки результатов В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

    текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

    промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

    итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании курса обучения).

    Выявление достигнутых результатов осуществляется:

      через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

      через отчётные просмотры законченных работ.

      Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

      Отчетные просмотры законченных работ обучающихся

    Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

    Формы подведения итогов реализации программы В качестве форм подведения итогов по программе используются: тестирование, ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

    Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр , адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

    Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

    Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

    Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

    Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». Предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие.

    Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

    Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

    При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

    После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

    Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

    В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

    Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов .

    Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка ); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.

    Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.

    На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

    Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка . Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

    Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

    Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе ) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

    Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями .

    Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

    Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.

    Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».

    Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.

    Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

    В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

    2. Дидактические материалы

    Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

    Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.

    Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

    «Основы изобразительного искусства»


    ^ Форма дидактического материала

    Название дидактического материала

    Раздел, темы (примерные)

    Цель использования

    1


    Наглядное пособие


    «Природные формы»

    «Азбука рисования»


    Наброски

    Рисунок:


      зарисовки трав, цветов;


      силуэты деревьев


    Визуальная форма объяснения задания

    2


    Наглядное пособие


    «Техника и характер штриховки»

    «Линия и образ»


    Рисунок:


      линейный рисунок с натуры, по памяти;


      объёмный рисунок с натуры, по памяти


    Объяснение технических приёмов работы

    3


    Наглядные пособия


    «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

    «Цветовой круг»

    «Основные и дополнительные цвета»

    «Ахроматические и хроматические цвета»


    Живопись:


      цветовая гамма осени;


      дары природы;


      холодная гамма зимы;


      танец контрастных цветов;


      царство ночи и царство дня


    Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению


    4


    Наглядные пособия

    Подборка демонстрационных карточек


    «Азы композиции»

    «Композиционный центр»

    «Статика, движение в композиции»


    Композиция:


      космические дали;


      праздник в городе;


      любимая сказка;


      цирк;


      зоопарк


    Определение различных вариантов построения композиции


    5


    Наглядные пособия

    Подборка образцов


    «Стилизация природных форм»

    «Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

    «Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»


    Орнамент:


      деревянное кружево;


      ковер из снежинок;


      гжельские узоры


    Демонстрация возможных вариантов построения орнамента


    6


    Наглядные пособия

    Подборка образцов


    «Выразительные возможности графических материалов»


    Графика:


      рисуем пером птиц, растения;


      рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;


      рисуем палочкой и цветной тушью;


      рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;


      рисуем углем деревья;


      рисуем пастелью букеты


    Наглядная помощь в решении учебных задач


    7


    Наглядные пособия

    Образцы лучших работ из фонда студии


    «Поэтапная работа над натюрмортом»

    «Формы и строение предметов»

    «Изображение перспективы с 1,

    с 2 точками схода»


    Натюрморт:


      натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);


      натюрморт из геометрических фигур;


      натюрморт тематический на фоне драпировок со складками


    Повышение результатов исполнения


    8


    Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии


    Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики


    Конструирование из бумаги:


      бумажные «вырезанки»;


      объемная аппликация;


      сувенирные открытки;


      карнавальные маски


    Визуальная форма объяснения материала


    9


    Наглядные пособия

    Выставочные работы из фонда студии


    «Пропорции головы человека»

    «Использование различных техник в работе над портретом»


    Изображение человека:


      портрет мамы;


      автопортрет с другом;


      спортивные игры;


      веселый и грустный клоун


    Помощь в объяснении задания


    10


    Наглядное пособие

    Лучшие пленэрные работы из фонда


    «Линейная и воздушная перспектива»

    «Различные формы деревьев»

    «Образ дерева»


    Пейзаж:


      этюды деревьев с натуры;


      зарисовки природных мотивов;


      живописные этюды неба на состояние;


      тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)


    Повышение результатов исполнения

    Примерная форма для подражания

    Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

    Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

    Предметы быта:


    а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

    б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

    в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

    г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

    Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).


    Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).


    Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).


    Муляжи (грибы, фрукты, овощи).


    Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).


    Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).


    Техническое оснащение программы

    Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

    Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

    Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

    Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

    Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

    Требования, предъявляемые к педагогу
    Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили автору сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество».
    Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
    Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.
    Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
    От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Литература для обучающихся
    Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

    Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

    Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

    Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

    Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

    Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

    Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

    Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

    Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

    Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

    Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

    Литература для родителей
    Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

    Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

    Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

    Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

    Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

    Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

    Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

    Литература для педагога

    Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

    Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

    Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

    Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

    Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

    Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

    Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

    Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

    Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

    Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

    Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

    Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

    Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

    Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

    1 Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО, 2001.


    2 Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.


    3 См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.


    4 144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

    Мира Ракшаина
    Программа по ИЗО

    Программа по Художественному творчеству для детей младшего дошкольного возраста.

    Пояснительная записка

    В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Развивает способности зрительной оценки формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки : координация глаза и руки, владение кистью руки.

    Применяя нетрадиционные приемы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего хочу обратить внимание на то, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология рисования интересна и понятна детям.

    Используемые методы :

    Позволяют тренировать руку ребенка к письму;

    Позволяют изучить многоцветное изображение предметов;

    Формируют эмоционально-положительное отношение к рисовании;

    Способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей

    Общее положение

    1. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность»

    составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта.

    2. Занятия проводятся с детьми 2-3 лет в форме занятий по изо -деятельности в рамках годового учебного плана.

    3. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут.

    Внедрение нового.

    Основной задачей в моей работе является обучение детей изобразительным навыкам с использованием как традиционных так и нетрадиционных техник рисования, развитие изобразительных способностей, речи и интеллекта.

    Актуальность.

    Занятия по изобразительной деятельности позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе деятельности, а так же художественные способности.

    Основные цели рабочей программы :

    Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.

    Программа решает следующие задачи :

    Обучающая : учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

    Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению.

    Воспитательная : формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

    1. Заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними.

    2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо.

    3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

    4. Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.

    5. Способствовать развитию связной речи детей.

    6. Оказывать помощь детям в создании выразительных образов, сохраняя живость детского восприятия.

    7. Постепенно повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей.

    8. Способствовать возникновению у детей ощущения, что их рисунки интересны и другим

    (педагогу, детям, родителям)

    9. Развитие речи. Обучить обобщению и рассуждению.

    Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. На занятиях используется метод комментированного рисования.

    В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, в конце занятия дети обсуждают свои работы. На занятиях используются потешки, загадки, считалки. Выполняя практические действия дети способны усвоить много новых слов и выражений, что способствует развитию связной речи.

    ПОЗНАНИЕ. Для занятий по изо-деятельности выбраны темы близкие пониманию ребенка, позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить в общение. Много интересного дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о животных. МУЗЫКА. Использование рисунков в оформлении праздников, а музыкального оформления для лучшего понимания образа и выражения собственных чувств.

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждения нарушения осанки.

    СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Данные занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, расположению предметов в пространстве.

    Методическое обеспечение. (Для нетрадиционных техник рисования)

    1. Печати из овощей (оттиск,

    2. Тычок жесткой кистью,

    3. Оттиск поролоном,

    4. Восковые мелки и акварель,

    5. Отпечатки листьев,

    6. Рисунки из ладошками

    7. Стекло для витража (заготовка)

    Занятия с использованием данных предметов представляют собой миниатюрные игры. Предложенный способ обучения позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, развивает координацию движений, внимание, память. Работа представляет собой творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала.

    Используемые методы :

    1. Эмоциональный настрой- использование музыкальных произведений.

    2. Практические - упражнения в игровой форме.

    3. Словесные- рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

    4. Наглядные методы и приемы-наблюдения, рассматривания, показ образца, показ способов выполнения и т. д.

    Материал :

    Ватные палочки,

    Поролоновые печатки,

    Матерчатые салфетки, емкости для воды, кисти и подставки под кисти,

    Бумага формата А 4,

    Простые и цветные карандаши,

    Процесс проведения занятий предусматривает :

    1. Использование приема транслирования информации,

    2. Отбор тематического содержания,

    3. Главный участник рисования – ребенок,

    4. Воспитатель старается помочь ребенку правильно выразить свои мысли,

    5. Воспитатель создает схематические изображения,

    6. Воспитатель не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредствам изобразительных действий,

    7. При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

    Занятия построены по коммуникативному принципу :

    1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

    2. Обеспечение условий общения,

    3. Поддержание речевой инициативы,

    Структура занятий :

    1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

    2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания сюжета рисунка,

    3. Словесные игры, игры – драматизации.

    Итоги рабочей программы :

    1. Организация открытых занятий детей для родителей,

    2. Тематические выставки в ДОУ,

    3. Оформление эстетической развивающей среды в группе и детском саду.

    К концу года у детей формируются умения и навыки В результате работы по программе дети :

    1. Узнают много об окружающем мире, т. к. занятия проходят по определенным темам.

    2. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

    3. Учатся рисовать различными материалами.

    4. Используют в работе различные дополнительные материалы

    5. Развивают навыки по составлению сюжетов.

    6. Экспериментируют.

    7. Развивается связная речь.

    8. Формируются технические навыки.

    9. Учатся уважительному отношению к работам товарищей и объективной оценке своей работы.

    Ожидаемые результаты :

    В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу , изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

    Фрагмент Перспективное планирование по изобразительной деятельности в первой младшей группе

    № Тема (техника рисования, методы и приёмы) Цель занятия Основные знания и умения. Материал к занятию

    СЕНТЯБРЬ

    1 «Как мы рисуем»

    (рисование карандашами) Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами : держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь правильно держать карандаш, делать легкий нажим при рисовании. Знать, что солнце, траву, цветы, можно нарисовать используя карандаши разного цвета. Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей) .

    2 «Дорожки для цыплят» (рисование карандашами) Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. Уметь рисовать прямые линии в разных направлениях. Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят.

    3 «Орехи для белочки» (рисование поролоновым тычком) Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый) ; формировать интерес и положительное отношение к Уметь использовать нетрадиционные методы при изображении

    «орешек» . Знать, что орешки имеют форму круга, и изображаются Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны;

    рисованию. коричневым цветом. игрушка- белочка; орехи; корзинка; баночки с водой, салфетки.

    4 «Осенние листочки» (рисование кисточкой) Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь правильно держать кисточку, набирать на неё гуашь. Знать и называть цвета осенних листьев. Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей) ; кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки.

    1 «Дождик» (рисование фломастерами

    дорисовывани е деталей) Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь правильно держать фломастер, рисовать короткие вертикальные линии. Знать как можно в рисунке изобразить дождик. Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей, в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы.

    2 «Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование карандашом; дорисовывани е

    деталей) Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. Уметь рисовать короткие вертикальные линии, узнавать и брать зеленый цвет для изображения. Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками,

    расположенным и в разных местах листа (по количеству детей) .

    3 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывани е деталей) Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Уметь изображать осенние листья методом примакивания, набирать нужное количество краски на ворс кисти. Знать желтый цвет и работать с ним. Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей) ; жёлтая краска, кисточки

    №4, баночки с водой, тряпочки.

    4 «По ровненькой дорожке» (рисование пальцами) Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный, закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь рисовать нетрадиционными способами, знать основные цвета показывать и называть их. Демонстрационн ый лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг против друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской) ; полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук.

    Похожие статьи