• Этикет рабочая программа в детском саду. Программа по внеурочной деятельности " веселый этикет " рабочая программа на тему. высшей квалификационной категории

    30.09.2019

    Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
    ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
    на первую квалификационную категорию ТЕМА
    : Веселый этикет
    НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Выполнила: Чернышева З.К. воспитатель МБДОУ №106 г. Оренбурга. Руководитель: Муратова А.А. к.п.н., доцент кафедры педа- гогики и психологии Оренбург 1
    «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Ведуший специалист РОО Зав. МБДОУ « Детский сад №106» г. Оренбурга _______________________В.А. Михайлова _________________________Н.И.Бочкарева «_____» _____________________. «_____» ______________________ «ПРИНЯТО» на Педагогическом совете МБДОУ« Детский сад №106» г. Оренбурга Протокол № _______________________ «_____» ______________________
    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    «ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
    МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « ДЕТСКИЙ САД №106»

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Направленность дополнительной образовательной программы
    Программа дополнительного образования «Веселый этикет» является общекультурной модифицированной программой социально-личностной направленности.
    Новизна дополнительной образовательной программы
    Система дошкольного образования в нашей стране в настоящее время подвергается существенному реформированию. Главным государственным требованием является формирование гармонично развитой личности, облада- ющей интегративными качествами (физическими, личностными, интеллекту- альными) в их единстве и цельности. Одним из показателей гармонично-раз- витой личности является владение ею культурой поведения: знание правил поведения, хорошее, искреннее и уместное их соблюдение Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Фор- мируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры пове- дения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обу- чение грамоте, иностранному языку, музыке. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, приня- тых в обществе.
    Актуальность дополнительной образовательной программы
    В связи с этим актуальность данной программы – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, нрав- ственно развитой личности. Т.е. обладающей всеми интегративными каче- ствами, способной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементар- 4
    ные общепринятые нормы и правила поведения; способной решать интеллек- туальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
    Цель и задачи дополнительной образовательной программы

    Цель
    : Цель программы: Воспитание жизнеспособной личности, способ- ной управлять своим поведением и планировать свои действия на основе пер- вичных ценностных представлений, соблюдающей элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения Задачи обучения: Обучающие: знакомить с правилами этикета; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, соблюдая общие нормы; Развивающие: развивать способность управлять своим поведением и умение считаться с мнениями и интересами других людей; развивать чувство собственного достоинства, стремление совершать хо- рошие поступки. Воспитательные: воспитание способности относится к окружающим с заботой и терпе- нием, но при этом проявлять не терпимость к дурным поступкам людей; воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, об- ращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо
    Отличительные особенности данной дополнительной образователь-

    ной программы
    Дополнительная программа образования «Веселый этикета» помогает более содержательно проводить с детьми работу по развитию интегративного качества: способный управлять своим поведением и планировать свои дей- ствия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий эле- 5
    ментарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. В содержание программы, в отличие от содержания основной образова- тельной программы, включено ознакомление с различными видами этикета и национальными особенностями этикетных правил народов Оренбургской об- ласти. В программе освещены такие темы как история этикет, в том числе история Российского этикета. Включены такие виды этикета как телефонный этикет и этикет выходного дня.
    Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

    образовательной программы
    Программа «Веселый этикет» адресована детям старшего дошкольного и подготовительного возрастов.
    Сроки реализации дополнительной образовательной программы
    Программа рассчитана на 2 года. В процессе организации образователь- ного процесса по дополнительной программе осуществляется субъект – субъ- ектная модель взаимодействия детей и педагога. Занятие организуется 1 раз в 2 недели с детьми старшего дошкольного возраста. И 1 раз в 3 недели с детьми подготовительной группы. Количество Занятий в год в старшей груп- пе 19, в подготовительной 16, наполняемость групп – 10 детей.
    Формы и режим занятий
    Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда форме кружка в старшей группе, и 1 раз в месяц в подготовительной группе в форме кружка.
    Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
    Результатом освоения программы являются сформированные интегра- тивные качества ребенка: Физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 6
    Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первич- ных ценностных представлений; Соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе- ния; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе.
    Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-

    тельной программы
    Результативность программы изучается в процессе наблюдений за соци- ально – личностной деятельностью детей. Наблюдения за процессом соци- ально – личностной деятельности позволяет выявить уровень актуального развития элементарных общепринятых норм и правил поведения, форсиро- ванности умений и навыков, необходимых для осуществления различных ви- дов детской деятельности. 7

    3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВА
    - ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № Тема Время минуты Интегративные качества Методические пособия Модуль1 Что такое этикет? 1.1 Понятие и история этикета/ 25мин. Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература И. Ку- рочкина « Что та- кое этикет?» слайды о истории этикета 1.2 История этикета в России 25мин. 1.3 Каким бывает этикет? 25 мин. Модуль 2. Речевой этикет 2.1 Что такое речевой этикет? 25 мин. Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Художественная литература С.Маршак «Уро- ки вежливости». 2.2 Правила речевого этикета 25мин 2.3 Общаемся красиво 25мин Модуль 3. Столовый этикет Знающий нормы и правила поведе- ния. Владеющий основными культурно – гигиеническими навы- ками; соблюдающий элементарные общепринятые Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» 3.1 Общие правила поведения за столом 25мин 3.2 Просим к столу гостей 25мин 3.3 Накрываем на стол 25мин Модуль 4. Этикет « Выходного дня» Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за по- мощью к взрослому Художественная литература Е. Кузьмина «Веж- ливые слова». 4.1 Что такое этикет выходного дня 25 мин 4.2 Как себя вести в кинотеатре, те- атре, цирке. 25 мин 4.3 Как вести себя в музее. 25 мин Модуль5 Телефонный этикет Настольная игра «Профессии», ху- дожественная ли- тература К. Чу- ковский «Теле- фон». 5.1 Что такое телефонный этикет 25 мин Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрос- лыми и сверстниками 5.2 У меня зазвонил телефон 25 мин 5.3 Безопасность использования телефона 25 мин Модуль 6 Этикет в одежде Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные обще- принятые Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». 6.1 О чем говорит наша одежда 25 мин 6.2 Как обращаться с одеждой 25мин 6.3 Как красиво одеваться 25мин 8

    ПРОГРАММЫ
    Модуль1 что такое этикет? Тема 1. 1. Понятие и история этикета. Общее знакомство с этикетом. От куда появилось слово этикет. Кто его при- думал. Зрительный ряд: Слайды о истории этикета Вид деятельности: познавательно – исследовательская. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Ху- дожественное творчество», «Здоровье». Тема 1.2 История этикета в России Зарождения этикета в России. Особенности русского этикета. Зрительный ряд: иллюстрации о этикете в России Вид деятельности: коммутативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 1.3 Каким бывает этикет? Виды этикета. Нормы этикета. Зрительный ряд: слайды о разновидностях этикета Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 2. Речевой этикет. Тема2.1 Что такое речевой этикет? Что такое речь. Обращение друг к другу при беседе со взрослыми и сверст- никами. Вежливые слова при беседе. 9
    Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема2.2 Правила речевого этикета Что такое культура общения. Общее знакомство с правилами поведения во время общения. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 2.3. Общаемся красиво. Искусство красиво вести разговор с собеседником. Как научиться ярко, выра- зительно, уверенно выступать перед публикой. Литературный ряд: Художественная литература С.Маршак «Уроки вежливо- сти». Вид деятельности: коммуникативная Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 3. Столовый этикет Тема 3.1. Общие правила поведения за столом. Что такое столовый этикет. Основные правила поведения. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. 10
    Интеграция образовательных областей. «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.2. Просим к столу гостей. Как правильно приглашать гостей и рассаживать и их за столом Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 3.3 Накрываем на стол. Общие правила сервировки стола. Столовые приборы, для чего нужны прибо- ры, правила пользования. Зрительный ряд: Рассматривание иллюстраций С. А. Насонкиной «Уроки этикета» Вид деятельности: игровая. Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 4. Этикет «Выходного дня» Тема 4.1. Что такое этикет выходного дня. Что такое этикет «выходного дня». Основные правила поведения в обще- ственных местах. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: чтение Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». 11
    Тема 4.2. Как правильно вести себя в кинотеатре, цирке, театре. Правила поведения в общественных местах. Особенности поведения в кино- театрах, цирке, театре Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 4.3. Как вести себя в музее. Что такое музей. Особенности правил поведения в музее. Литературный ряд: Художественная литература Е. Кузьмина «Вежливые сло- ва». Вид деятельности: беседа Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 5. Телефонный этикет. Тема 5.1 Что такое телефонный этикет? Что такое телефонный этикет. Правила общения в телефон этикете. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.2. У меня зазвонил телефон. Культура речи при беседе по телефону. Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». 12
    Вид деятельности: игровая Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Тема 5.3. Безопасность использования телефона. Правила безопасности использования телефона. Как научиться использовать определитель Зрительный ряд: Настольная игра «Профессии», художественная литература К. Чуковский «Телефон». Вид деятельности: игровая интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Модуль 6 Этикет в одежде. Тема 6.1. О чем говорит наша одежда. О чем говорит наша одежда. Этические нормы внешнего вида. Опрятность и аккуратность. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Опрятная аккуратная одежда. Тема 6.2. Как обращаться с одеждой. Личная гигиена. Чистота. Уход за своей одеждой. Литературный ряд: Художественная литература В. Маяковский «Что такое хо- рошо и что такое плохо». Вид деятельности: беседа 13
    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Чистая ухоженная одежда. Тема 6.3. Как красиво одеваться. Как красиво и правильно одеваться. Дресс-код. Что такое хорошо и что такое плохо. Вид деятельности: беседа, игра. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье». Продукт: Красивая правильная одежда. 14

    4. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    Интегративные

    качества

    Критерии оценки

    Методики

    диагностики
    1 Владеющий основными культурно – гигиеническими навыками; соблюдающий элементарные об- щепринятые Высокий уровень. Всегда знает, интересуется и самостоятельно выполняет правила хороше - го поведения. Средний уровень. иногда интересуется и самостоятельно выполняет правила хорошего пове - дения. Низкий. Редко интересуется и выполняет правила хорошего поведения по просьбе взросло - го. наблюдение 2 Любознательный активный: задает вопросы взрослому, использует разные способы познания мира, способен самостоятельно действо- вать в повседневной жизни. В слу- чаях затруднения обращается за помощью к взрослому Высокий уровень. Всегда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Охотно от- вечает на вопросы и поддерживает беседу. Самостоятельно действует в повседневной жиз- ни. Средний уровень. Иногда проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Не охотно отвечает на вопросы. Действует с подсказки взрослого. Низкий уровень. Редко проявляет интерес к новому, к людям, задает вопросы. Редко об- ращается за помощью к взрослому. Не проявляет инициативы в общении наблюдение 3 Эмоционально отзывчивый, пра- вильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Высокий уровень: Всегда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго - му. Эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произве - дения. Средний уровень. Иногда откликается на эмоции близких людей, стремление помочь друго- му. Иногда эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. Низкий: Редко откликается на эмоции близких людей, стремление помочь другому. Редко эмоционально реагирует на музыку, произведение искусства, художественные произведения. наблюдение 4 Владеет диалогической речью, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками Высокий уровень. Всегда способен к обобщению, фантазирует, имеет логическое мышле - ние, образное мышление, умение работать по правилу, образцу, активная и пассивная речь. Средний уровень. Иногда способен к обобщению, фантазирует, способен работать по пра - вилу, образцу. Больше пассивной речи чем активной. Низкий уровень. Редко способен к обобщению, редко фантазирует. Не работает по правилу и образцу. Пассивная речь. наблюдение 5 Способный управлять своим пове- дением и планировать свои дей- ствия на о снове перв ич ны х ценностных представлений, соблю- дающий элементарные общеприня- тые нормы и правила поведения. Высокий уровень. Всегда управляет своим поведением и планирует свои действия, соблю- дает элементарные нормы и правила поведения. Средний уровень: Иногда планирует свои действия, соблюдает элементарные нормы и пра- вила поведения. Не всегда управляет своим поведением. Низкий уровень. Редко планирует свои действия, редко соблюдает элементарные нормы и правила поведения. Редко управляет своим поведением. наблюдение 15

    5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬ-

    НОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    Нормативно-правовой ресурс
     статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленно- сти;  типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разра- ботки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;  санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образова- тельному учреждению СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013г. №26  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований;  письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиениче- ских требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;  письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;  положением о лицензировании образовательной деятельности, поста- новление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;  приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;  концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на- чальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.
    Научно-методический ресурс
    Основная общеобразовательная программа ДОУ. Примерная образовательная программа « От рождении до школы» / под ред. Вераксы Н.Е.-М.: Мозаика- Синтез, 2011г. Методические рекомендации. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет./ Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методиче- ское пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых». / Курочкина И.Н. - Изда- тельский центр «Академия» Москва 2001г.\ Материально –технический ресурс 16
    Посуда, телефон, элементы одежды Проектор, видеофильмы, слайды, библиотечка этикета Иллюстративный материал: картины, ситуации, слайды Описание технологий, методов, приемов: Беседы: «Что такое этикет», «Общаемся красиво», « Как вести себя в музее», « Как обращаться с одеждой» Игры: настольная игра « Профессии», « Одень куклу». Наблюдение: « Как обращаться с одеждой» Ситуации « У меня зазвонил телефон», « Накрываем на стол». 17

    6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Алябьева Е. А., Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. / Алябьева Е. А. – М.:ТЦ Сфера, 2009г. 3. Алямовская В.Т. Культура поведения за столом. Методические ре- комендации по организации питания детей / Алямовская В.Т., Белая К.Ю., Зи- монина В.Н. и др. - Москва 2004г. 4. Алямовская В.Г. «Ребенок за столом»./ Алямовская В.Г. - Творче- ский центр СФЕРА Москва 2006г. 5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. / Курочкина И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. 6. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / Ку- рочкина И.Н. – М.: 2001г. 7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры по- ведения у дошкольников / Курочкина И.Н. . – М.: 2000г. 8. Курочкина И.Н. Путешествие в страну хороших манер / Курочки- на И.Н. . – М.: «Просвещение» 2007 г. 9. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете / Ку- рочкина И.Н. – М.: «Просвещение» 2007г. 10. Курочкина И. Этикет для дошкольников /И.Курочкина. – М.: Про- свещение, 2007. – 96с. 11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошколь- ного возраста / Петерина С.В. – М.:1986г. 12. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и млад- шего школьного возраста.- СПб.: КАРО, 2003. 18

    Программа кружка «Этика»

    Пояснительная записка

    Программа внеурочной деятельности «Этика» ориентирована на реализацию социального и духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

    Сегодня, когда культура способна разрушить духовно-нравственное начало личности этика как теоретическая основа нравственной культуры человека должна быть в школе одним из основных предметов. Ребенку, вступающему в жизнь, нелегко разобраться в причинах того или иного действия взрослых. В современном мире через СМИ пропагандируются примеры человеческих взаимоотношений, в которых человеческие ценности отодвигаются на второй план. В качестве приемлемых правил проживания в обществе там провозглашаются неуважение друг к другу, применение силы, денежный диктат и другие негативные качества.

    Реально, кто сегодня может противостоять этому потоку негатива является семья и школа, которые могут воспитывать у детей нравственные правила жизнедеятельности.

    Подростки 9-11 лет отличаются особой чувствительностью к окружающей жизни, восприимчивостью, способные впитывать, запоминать поведенческие модели. Поэтому данный курс поможет обучающимся сформировать в себе уважение к личности окружающих и самому себе.

    Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов на 34 часа. В ней уделяется внимание этикету и правилам нравственного общения между людьми.

    Главная цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.

    Задачи:

      Способствовать нравственно-этической ориентации обучающихся;

      Воспитывать ценностное отношение к стране, Родине, родному языку;

      Развивать коммуникативные способности школьников;

      Способствовать формированию позитивной позиции подростков по отношению к окружающему миру, людям, самим себе;

      Закреплять навыки бесконфликтного общения;

      Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.

    Формы проведения занятий : каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, ролевая игра, викторина, составление словаря этики, занятия-утренники, проекты, тренинги межличностной коммуникации, проблемное обсуждение.

    В основе программы лежат принципы:

      Этическое отношение к личности;

      Конструктивное общение;

      Эмпатическое понимание мира подростка;

      Интерес к личному миру подростка и его актуализация;

      Диалогичность;

      Добровольность

    Формы организации обучения : групповые, индивидуальные

    Виды деятельности , которые организуются в ходе занятий:

    1. Познавательная деятельность

    2. Проблемно-ценностное общение

    3. Игровая деятельность

    Мониторинг развития нравственно-этических качеств обучающихся проводится по результатам диагностирования в начале и конце года.

    Планируемые результаты реализации программы кружка «Этика» ориентированы на достижение трех уровней воспитательных результатов.

    Воспитательные результаты первого уровня:

    Ученик научиться : (приобретение обучающимися социально-нравственных знаний)

      освоит такие понятия как: «норма», «нравственная норма», «культура поведения», «забота», «уважение», «взаимовыручка», «грубость», «хамство», «бестактность», «страх», «приветствие», «представление», «гражданин»;

      Включаться в исследовательскую, проектную деятельность;

      Правилам поведения и безопасного межличностного общения;

    Ученик получит возможность:

      Осознания своего «я» как гражданина

      Формирования своей внутренней позиции, положительного отношения к окружающим

    Воспитательные результаты второго уровня:

    Ученик научиться : (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества, социальной реальности)

      Позитивно относиться к базовым ценностям общества;

      Помогать товарищу в учебе, труде,

      Видеть прекрасное в жизни, в человеческих отношениях;

      Пользоваться простыми нормами нравственности.

      Навыкам сотрудничества в разных ситуациях,

      вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми

    Воспитательные результаты третьего уровня : (приобретение опыта самостоятельного социально-нравственного действия)

    Ученик научиться :

      Самостоятельно действовать в общественной жизни.

      Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

      Умению сотрудничать, проявлять уверенность в своих силах, доброжелательности, терпимости.

    Ученик получит возможность:

      Формирования активной жизненной позиции

      Формирования ответственности за свои поступки

    Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий :

    Личностные УУД

    Ученик научится

      Ориентироваться в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих,

      Формированию внутренней позиции ребенка согласно нравственных норм, принятых в обществе,

      Сопереживанию к чувствам других людей,

      Способности ценить дружбу, доброту,

      Формированию мотива потребности в социально значимой деятельности.

    Ученик получит возможность научиться:

    проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

    Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей, нравственному содержанию поступков;

    Внимательно относится к красоте окружающего мира.

    Регулятивные УУД

    Ученик научится:

      Принимать и сохранять учебную задачу;

      Моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах;

      Знать и применять допустимые и недопустимые формы поведения;

      Научиться волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

    Ученик получит возможность научиться:

    Умению управлять своими эмоциями;

    Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей и групповой деятельности на занятиях;

    Бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой курением, сквернословием и др.

    Не допускать дурных поступков и удерживать от них других;

    Познавательные УУД

    Ученик научится:

      Устанавливать причинно-следственные связи.

      Строить логическое рассуждение.

      Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

    Ученик получит возможность научиться:

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя художественную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

    Коммуникативные УУД

    Ученик научится:

      Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, слушать собеседника;

      Осваивать коммуникативные формы устной речи, помогающие общению детей и взрослых;

      Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

    Ученик получит возможность научиться:

      сотрудничать в паре, в группе со сверстниками для реализации творческих работ;

      оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

      уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

    Тематический план

    тема

    Кол-во

    часов

    теория

    практика

    Введение

    Знакомство со сверстниками

    Простые нормы нравственности

    Ты – будущий гражданин

    Этикет в жизни человека

    Я и другие люди

    Обобщение

    Всего

    68ч

    Содержание

    Тема занятия

    Краткое описание деятельности обучающихся

    Форма занятия

    Кол-во часов

    Введение

    Вводное занятие.

    Что такое этика? Что такое этикет?

    Знакомство с основными понятиями, целями и задачами кружка.

    Беседа

    диалог

    Что значит быть воспитанным человеком?

    Создание первого проекта. Правила работы над проектом. Правила работы в группе.

    Мини-проект

    Знакомство со сверстниками

    Слово доброе, слово вечное.

    Приветствие и его значение для человека

    Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие незнакомых людей. Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий.

    Час-общения

    Ролевая игра

    Человек и его имя

    Понятия «отчество» и «фамилия». Значение имени для человека. Что означают ваши имена? Мини проект «Я и мое имя»

    Мини-проект

    Прозвища – чудовища

    Почему дают прозвища? Как к этому отнестись? Что делать, если у тебя есть прозвище?

    Проблемное обсуждение

    Простые нормы нравственности

    Моя семья

    Понятия «семья», «взаимовыручка», «традиция», «жестокость», «доброта», «грубость».Понятие- нравственные нормы жизни в семье. Обязанности членов семьи. Ответственность человека. Мини-проект «Краски моей семьи»

    Беседа

    Мини-проект

    Семейные праздники

    Праздники семьи как традиция. Развлечения на семейных праздниках

    Занятие - праздник

    День рожденья – лучший праздник

    Как отметить день рождение? Приглашения гостей. Прием гостей. Угощение и развлечение гостей.

    Ролевая игра

    Поощрения и наказания

    Поощрения и наказания в семье, в школе.

    Час общения

    Подарки

    Какие подарки самые ценные. Что можно подарить другу, однокласснику, учителю. Как дарить подарки? Как принимать подарки?

    Беседа

    Ролевая игра

    Ты – будущий гражданин

    Ты - гражданин

    Понятие «Родина». Понятия «гражданин», «закон», «страна». Твои первые документы. Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки.

    беседа

    Одна у человека мать, одна у него Родина

    Понятие «патриотизм». Символика России. История российского герба, флага. Гимн России.

    Беседа

    диалог

    Наш родной язык - русский

    Понятие «родной язык». Знание родного языка.

    Русский язык как средство общения.

    Игра-викторина

    Беседа

    Мама – слово дорогое

    Мама в жизни человека. Мини-сочинение «Портрет моей мамы»

    Час общения

    Этикет в жизни человека

    Что значит уважать себя?

    Нормы нравственности. Забота о детях как о будущем страны. Забота о людях старшего поколения. Понятия «уважение к себе», «терпимость», «нетерпимость», «равнодушие».

    Час общения

    Этикет в жизни человека.

    Внешний вид.

    Что говорит о человеке его внешний вид?

    Что влияет на внешний вид человека?

    Что значит хорошо выглядеть?

    Проблемное обсуждение

    Тренинг

    Этикет и мода

    Дискуссия по теме

    дискуссия

    Здоровый образ жизни

    Что значит вести здоровый образ жизни?

    Проблемное обсуждение

    викторина

    Вредные привычки

    Вредные привычки. Можно ли от них отказаться?

    Проблемное обсуждение

    Тренинг

    Мини- проект

    Создание плаката Отказ от курения»

    проект

    Этикет телефонных разговоров

    Как правильно общаться по телефону. Нужно ли соблюдать определенные правила

    Беседа

    Ролевая игра

    Этикет на улице и в общественном транспорте

    Необходимость соблюдения правил поведения в общественных местах. Пользование общественным транспортом и правила поведения в нем. Отношения к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом.

    Беседа

    викторина

    Этикет за столом

    Уважение себя и других за столом. Что, где и как едят? Беседа за столом. Правила использования сервировочных предметов. Поведение в школьной соловой. Защита плаката для школьной столовой.

    Викторина

    Защита плаката

    Ролевая игра

    Этикет покупателя и продавца

    Основные правила поведения и общения в магазине. Нравственные нормы отношений в процессе торговли как выражение нравственной культуры.

    Ролевая игра

    Я и другие люди

    Я в школе

    Основные правила поведения школьника. Бережное отношение к школьному имуществу.

    Внешний вид школьника. Изготовление эскиза школьной формы.

    Беседа

    Минипроект

    Школа будущего

    Какой вы представляете школу в плане отношений между участниками образовательного процесса.

    минипроект

    Я и мои одноклассники

    Мои товарищи. Совместная учеба, игры, отдых. Дружба между мальчиками и девочками. Общение с учителями. Проявление внимания друг к другу

    Проблемный диалог

    Дом, где я живу

    Правила общежития. Культура поведения в семье, быту. Культура поведения во дворе. Соблюдение звукового режима. Причины разногласия между соседями

    беседа

    Викторина

    «Умеете вы общаться с людьми»

    викторина

    В школьной столовой

    Проявление уважения к труду работников столовой. Культура поведения за столом. Минипроект «Правила хорошего тона в столовой»

    Беседа

    минипроект

    Проект «Как стать интересным человеком?»

    Обобщение полученных знаний. Работа в группах над проектом. Защита проекта.

    Проект

    Турнир «Знатоки этикета»

    Обобщение полученных знаний. Викторина. Конкурсы

    викторина

    Итоговое занятие

    Подведение итогов

    викторина

    Список литературы для учителя

    1 . Агапова И Давыдова М. Игры и задания для чудо-воспитания. Этикет для детей – Москва «Лада»2004г

    С.И.Семенкова «Уроки добра», Москва, 2004.

    2 . Богданова О.С.Калинина О.Д.Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – Москва. !987г

    3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.

    4. Ерина Е.Г. «Этика». Программа классных часов для учащихся 5-11 классов. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

    5.Смирнов Н.А.«Этика и этикет младших школьников». – Москва, 2002.

    6. Лихачева Л.Школа этикета. – Екатеринбург, 1997г

    7. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. Ж-л «Классный руководитель» Москва №3 2007г

    Список литературы для ученика

    1. Балабанова И.П. Счастливая этика. 1997г

    2. Доренко Е.Н. Азбука этикета. – Москва, 1996г

    3. Лихачева Л.Уроки этикета. – Екатеринбург, 1996г

    4. Насонкина С.А. Уроки этикета Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

    5.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)

    Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

    «Лицей»

    Программа

    кружка внеурочной деятельности

    «Школа этикета»

    по социальному направлению

    (6,5 - 8 лет)

    Разработали: учителя начальных

    классов МБОУ «Лицей»:

    Гилёва Галина Владимировна,

    Крикливых Татьяна Павловна,

    Орлова Ольга Ивановна

    Республика Хакасия,

    г. Абакан, 2011

    Социальное направление развития личности

    Программа внеурочной деятельности «Школа этикета»

    Программа «Школа этикета» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 )

    Цель : воспитание вежливости и культуры поведения.

    Задачи:

      Осознание детьми этических правил и норм поведения.

      Формирование устойчивых убеждений

      Воздействие на чувства, эмоции детей

      Формирование опыта поведения

      Развитие наблюдательности и умения отличать хорошее от плохого в повседневной жизни, общении между людьми.

      Формирование у детей умения заниматься самовоспитанием и развитием в себе ценных человеческих качеств

    Общая характеристика:

    Соблюдение этикета является необходимым условием для успешного существования человека в обществе. Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

    Программа внеурочной деятельности «Школа этикета» направлена на то, чтобы дети, чувствовали себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе и в любой компании, нравились себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением общаться. Но что для этого надо? Что делать? Как быть? Ответы на эти и другие вопросы дети получат в школе этикета. Узнают об исторических перипетиях этикета и его современных особенностях, получат конкретные рекомендации о том, как вести себя в стандартных и нестандартных ситуациях, как прилично одеваться и пользоваться столовыми приборами, как дарить подарки и принимать дорогих гостей, как устроить деловые переговоры и уметь вести интересные беседы.

    Так как дети почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, то педагогические советы в большей части программы растворены в сказке, театрализации и игровых ситуациях.

    Сказка-любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить ребёнку высокие нравственные истины. За основу в программе берётся содержание сказки Васильевой - Гангнус Л.П. «Азбука вежливости».

    Игровые ситуации помогут обучающимся лучше и глубже осмыслить ситуации сказки, поступки её героев, дать оценку этим поступкам. Благодаря этим играм ребёнок не только быстрее усвоит обязательные правила вежливости, но и приучится к большей самостоятельности в поступках и мыслях, получит первые трудовые навыки. Интересна и увлекательна для детей будет театрализованная игра, в которой они принимают активное участие.

    Этой же цели - цели воспитания детей – послужат и праздники- практикумы. На этих праздниках ребёнок учится культуре общения, культуре речи. Он обретает навыки поведения в обществе. Приучается правильно держаться за столом. Воспитательные возможности заключены уже в самом приготовлении к празднику, когда обучающийся помогает взрослым привести в порядок помещение, помогает накрывать на стол, когда сам старается одеться аккуратнее и наряднее.

    В программе сочетается сказка, игра, праздник и беседы с детьми. В каждой из предложенных ситуаций можно пронаблюдать за поведением и непосредственной реакцией ребёнка, более глубоко изучить и познать его характер и, уже учитывая эти знания, направлять его развитие.

    Особенности реализации программы

    Реализация программы предусматривает ряд этапов.

      Осознание детьми требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

      Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – твёрдые, основанные на определённых принципах и взглядах, которые служат руководством в жизни.

      Воспитание чувств – ещё один непременный и очень важный компонент программы. Без человеческих эмоций, как утверждали ещё древние философы, нет, и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность - движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, можно достичь правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

      Главный этап программы – деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений, увещеваний – практического результата не будет. Если ребёнок лишён возможности самостоятельно проявлять себя, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит.

    Реализация программы должна пройти через все этапы, только тогда можно говорить об эффективности данной программы. Эти этапы – знания, убеждения, чувства – сливаются с практической деятельностью.

      культура поведения;

      культура общения;

      культура внешнего вида;

      культура поведения за столом

    Методы:

      Методы формирования сознания, убеждения и чувств:

    Сказки, назидательные рассказы, притчи, басни, где вывод (мораль) делают сами дети;

    Объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, инструктажи;

    Пример;

      Методы организации деятельности:

    Театрализация;

    Упражнения;

    Приучение - игра;

    Требование - игра;

    Воспитывающие ситуации

      Формы подведения итогов:

    Практические занятия (поход в театр, чаепитие, праздники);

    Поведение в лицее, дома (анкетирование родителей)

    Диагностики (см. приложение)

    Виды контроля

    Воспитание по программе «Школа этикета» рассчитано в 1 классе на 33 часа по 1 занятию в неделю

    Описание ценностных ориентиров:

    В рамках занятий «Школа этикета» возможно осуществление воспитания и включение ценностных установок, таких как:

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание занятий способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

    Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества

    Ожидаемые результаты:

    Личностные результаты:

    У обучающегося будут сформированы:

      этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

      знание основных моральных норм поведения

    Регулятивные результаты:

    Обучающийся научится:

      принимать и сохранять воспитательную задачу;

      понимать выделенные учителем ориентиры действия в изучаемом материале;

      проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

      оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррекивы

    Познавательные результаты:

    Обучающийся научится:

      осуществлять поиск нужной информации;

      понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

      анализировать ситуации;

      проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

    Коммуникативные:

    Обучающийся научится:

      принимать участие в работе парами и группами;

      договариваться, приходить к общему решению;

      общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

      использовать в общении правила вежливости

    Предметные результаты:

    Обучающийся научится:

      раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый и вежливый человек, честность, любовь к родителям и близким;

      использовать правила поведения в общественных местах, лицее, в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

      соблюдать правила гостеприимства, дарения и получения подарков, оформления поздравлений;

      соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;

      культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

    Учебно – тематический план

    № п/п

    В программе просматриваются сквозные блоки:

      культура поведения;

      культура общения;

      культура внешнего вида;

      культура поведения за столом

    Отдельными разделами блоки не выделяются.

    Культура поведения

    Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

    Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

    Культура общения

    Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

    художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

    Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

    Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

    Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

    Культура внешнего вида

    Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

    Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

    Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

    Культура поведения за столом

    - Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе.

    Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов.

    Материально – техническое обеспечение

      Программа будет реализовываться в учебном кабинете, на улице, в театре.

      Для освещения теоретических вопросов необходима мультимедийная установка.

      Для практической деятельности: скатерть, салфетки, одноразовая посуда, нож, вилка, солёное тесто для имитации приготовления пиццы. Материалы для оформления подарков. Материалы для изготовления открытки, для написания письма. Оборудование для игр, театральных постановок.

    Календарно – тематическое планирование

    Литература:

      Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.

      Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.

      Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987.

      Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г. Этика (Мораль). Программа для учащихся 1-4 классов. Журнал «Завуч начальной школы», №6, 2007.

      Лихачёва Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

      Лысикова И.А. «Этикет для школьников». Справочник классного руководителя. №12, 2007.

      Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов, педагогов колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

      Старункина Е.Л. «Этика и этикет в начальной школе: программа и разработки уроков». Школьная пресса, 2004.

      Шемшурина А.И. Азбук простых истин – этическая грамматика 4 класс (методическое пособие). Журнал «Этическое воспитание», №2, 2005.

      Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С.Лихачёва. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

    Приложение

    Диагностика нравственной воспитанности
    Методика №1 : диагностика нравственной самооценки .

    Инструкция:
    Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

    Текст вопросов:

    1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

    2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

    3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

    4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

    5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

    6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

    7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

    8. Мне приятно делать людям радость.

    9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

    10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

    Обработка результатов:

    Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

    Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

    в 2 бала - 3

    единицы, в 1 бал - 4 единицы.

    В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

    балом.
    Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

    Интерпретация результатов:

    От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

    От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
    От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

    среднего.

    От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

    Методика №2: Диагностика этики поведения .

    Инструкция:
    Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

    Текст:
    1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

    2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

    3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

    4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

    5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

    Интерпретация:
    Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

    Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

    Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

    Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

    Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

    Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям .

    Инструкция:
    "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

    Список желаний:

    1. Быть человеком, которого любят.

    2. Иметь много денег.

    3. Иметь самый современный компьютер.

    4. Иметь верного друга.

    5. Мне важно здоровье родителей.

    6. Иметь возможность многими командовать.

    7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

    8. Иметь доброе сердце.

    9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

    10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

    Интерпретация:
    Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

    Пять положительных ответов - высокий уровень.

    4-е, 3-й - средний уровень.

    2-а - ниже среднего уровня.

    0-1 - низкий уровень.

    Методика №4: Диагностика нравственной мотивации .

    Инструкция:
    "Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

    Вопросы:
    1. Если кто-то плачет, то я.

    A) Пытаюсь ему помочь.

    Б) Думаю о том, что могло произойти.

    В) Не обращаю внимания.

    2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

    что у него нет такой игры.

    A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

    Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

    В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

    Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

    3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

    А) Я не обращу внимания.

    Б) Скажу, что он размазня.

    В) Объясню, что нет ничего страшного.

    Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

    4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

    A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

    Б) Обижусь в ответ.

    В) Докажу ему, что он не прав.

    Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
    Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

    Ценностные ориентации личности

    Методика “Что важнее?”

    Цель - выявить мотивы дружбы в коллективе.

    Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице.

    Таблица

    ФИО_________________________________________________________ класс________


    Пояснительная записка

    Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:

    В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

    С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

    Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

    Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

    Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

    Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей, приобщая их к условиям общественной жизни.

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

      формирование навыков общения и сотрудничества;

      формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

      развитие коммуникативных умений в процессе общения;

      введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

    Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

    На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

    Планируемые результаты

    Личностные

      развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

      ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

      формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

      умение использовать речь для регуляции своего действия;

      умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

      умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

    Познавательные

      формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

      добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

    Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

      основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

    Коммуникативные

      умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

      умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

      умение задавать вопросы;

      допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    К концу учебного года учащиеся научатся :

      Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;

      Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;

      Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;

      Правильно общаться по телефону;

      Правильно оценивать себя и других;

      Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность;

      Встречать гостей, дарить и принимать подарки;

      Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;

      Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;

    Критерии оценивания планируемых результатов

    воспитания и развития младших школьников

    Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие

    Критерии.

      Изменения в модели поведения школьника:

    Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

    Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

    Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

    Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

    2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:

    Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

    Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание

    необходимости следовать им;

    Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения

    соответствия нравственным ценностям.

      Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

    Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

    Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

    Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

    Календарно-тематическое планирование

    п / п

    дата

    Тема занятия

    Кол-во час

    Культура речи.

    «Настоящий мужчина»

    «Деловой человек»

    О вежливости.

    Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов.

    Что такое этикет.

    Умение вежливо слушать.

    Правила беседы.

    Скороговорки

    Не ссориться и не обижать друг друга.

    «Разрешите мне сказать»

    Сочиняем стихи.

    Знакомство

    Поведение в столовой

    На перемене.

    Телефонный этикет.

    Мы идем в гости.

    Принимаем гостей.

    Поведение за столом.

    Дома после школы.

    Поздравление и пожелания.

    В общественном месте.

    В автобусе.

    В театре.

    В парикмахерской.

    В детской библиотеке.

    В поликлинике.

    Участие к человеку.

    У постели больного.

    Праздник «Ура, каникулы»

    Материально-техническое обеспечение.

      ФГОС начального общего образования. – Просвещение, Москва, 2010.

      ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.

      Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.

      Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010

      Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

      Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

      Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

      Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

      Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

      Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

      Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

      Демонстрационный материал;

      Магнитная доска;

      Компьютер;

      Спортивная площадка (актовый зал).

    Похожие статьи