• Конспекты занятий по нетрадиционному рисованию в средней группе. Конспект занятия по рисованию в средней группе детского сада. Нетрадиционная техника рисования. Техника рисования тычком

    09.12.2021

    Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей средней группы «Золотая рыбка» .

    Артемьева Наталья Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 47», г. Старая Купавна, Ногинский район, Московская область.

    Цель: Создать образ волшебной рыбки через использование техники «восковые мелки и акварель».

    Задачи:

      Познакомить детей с нетрадиционным графическим материалом, дать представление о способах работы в технике «восковые мелки и акварель».

      Учить детей рисовать нетрадиционным способом, восковыми мелками и «мыльными пузырями».

      Учить рисовать при помощи штампов (полиэтиленовый пакет).

      Развивать чувство композиции.

      Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любви к природе, развивать фантазию.

    Материал: Листы бумаги для акварели, восковые мелки, акварель, чистый полиэтиленовый пакет, одноразовая тарелка, вода, шампунь, трубочка для коктейля, н аглядные пособия «Поэтапное рисование рыб» .

    Предварительная работа : Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», просмотр мультипликационного фильма «Ловись рыбка» из серии «Маша и Медведь», рассматривание рыбок.

    Ход занятия:

    I Организационный момент

    Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    Пальчиковая гимнастика

    Рыбки плавали, ныряли Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены «от себя») Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом

    В чистой тепленькой воде, Волнистые, плавные движения расслабленных кистей рук

    То сожмутся, Очень плотно сжать пальцы

    Разожмутся, Растопырить пальчики в стороны

    То зароются в песке. Сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок.

    Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся.)

    Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (Да.)

    Я сейчас это проверю.

    Плаваю под мостиком

    И виляю хвостиком.

    По земле не хожу,

    Рот есть, да не говорю,

    Глаза есть – не мигаю,

    Крылья есть – не летаю. (Рыба)

    Верно, рыба.

    «Из моря» появляется рыбка.

    Наша рыбка не простая, а золотая. (Воспитатель показывает рыбку).

    А почему её называют золотой? (Потому что она блестит как золото)

    Наша рыбка не только золотая, она ещё и волшебная. Давайте прислушаемся. Мне кажется, она хочет о чём – то сказать.

    (Воспитатель говорит от имени рыбки )

    Я живу в синем море, очень люблю плавать и играть. Но сейчас мне так одиноко. Ребята, помогите мне найти подружек.

    Воспитатель : - Ребята, поможем рыбке? А как мы можем ей помочь? (Давайте нарисуем для неё подружек.)

    Мы будем рисовать волшебных рыбок – подружек нашей золотой рыбки, а раз наша рыбка волшебная, необычная, то и рисовать мы её будем необычным способом.

    Выполнять рисунок нам помогут и волшебные карандаши, которые вы видите на своих столах.

    I I Показ рисования рыб. (Образец воспитателя)

    Вспомним, с чего начнём рисовать подружек золотой рыбки? (Тело, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуя)

    Рыбы бывают разной величины. Но мы должны нарисовать рыбку такого размера, чтобы она заняла центр нашего листа. (Воспитатель показывает этапы рисования на доске)

    Появилась первая подружка для золотой рыбки. А теперь, ребята, вы нарисуйте рыбок – подружек для нашей золотой рыбки.

    Молодцы! А теперь можно взять волшебный лист и начать работу. Пусть ваши рыбки плывут в разных направлениях.

    Надеюсь, что рыбки, нарисованные вами, будут весёлыми, игривыми.

    I II Самостоятельная работа детей.

    Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получается!

    Воспитатель смотрит, как рисуют дети. Помогает тем, кто затрудняется рисовать, подбадривает их.

    Какие замечательные рыбки у вас получились. Можно нарисовать корону.

    I V Физкультминутка.

    (Дети встают около своих стульчиков)

    Где живёт золотая рыбка? (В море)

    Какого цвета чаще всего бывает море? (Синего)

    Когда ветра нет, море какое? (Спокойное)

    Давайте представим себе, что мы – великие волшебники, стоим на берегу моря и хотим поднять высокие волны. Давайте подуем на морскую воду. Сначала дует легкий ветерок, потом всё сильнее и сильнее, море разыгралось. Изобразим волны рукой в воздухе.

    Садитесь, пожалуйста.

    Ребята, а чего не хватает на наших рисунках? (Правильно, воды). - Без воды рыбки не могут жить, они не боятся океана и плывут, куда хотят. - Нужно нарисовать нашим рыбкам воду. И рисовать мы с вами будем необычным способом, ведь наши рыбки не простые.

    - Но как, же мы будем рисовать, ведь у нас нет кисточки.

    Возьмите полиэтиленовый пакет, сделайте из него шар, обмакните его в разведенную водой акварель и проштампуйте лист.

    Ой, а моя рыбка осталась без воды. Сейчас я это исправлю.

    С помощью трубочки для коктейля в оспитатель выдувает мыльные пузыри в тарелке до получения «горки».

    К ладет свой лист бумаги на тарелку с пузырями на несколько секунд, чтобы не размокла бумага.

    Снимает, переворачивает лицевой стороной наверх.

    V Выставка работ.

    Воспитатель :

    Порадуем нашу гостью - золотую рыбку! Покажем, как много рыбок – подружек мы для неё нарисовали. А для этого мы соберём всех рыбок вместе.

    Золотую рыбку, выпущу я в море…
    Подарю свободу, милой навсегда…
    Потому, что рыбка, не живёт в неволе…
    Это знает даже, синяя волна…

    (Включается музыка) На доску вывешиваются рисунки детей.

    О, какое чудо у нас получилось? (Ответы детей).

    Я вижу, море слегка разыгралось, а в море весело резвятся золотые рыбки.

    Понравилось вам выполнять работу?

    V I Рефлексия.

    А теперь тишина. Что сейчас скажет золотая рыбка.

    Нарисовали для меня замечательных подружек.

    Мне они все очень понравились. Теперь мне не будет скучно!

    У меня для вас тоже есть подарок. (Передает кассету «Мир рыб»).

    До свидания! До новых встреч!

    Конспект НОД по рисованию в средней группе «Осенний лес». Нетрадиционная техника «отпечаток сухими листьями»

    Программное содержание:

    Познакомить с техникой отпечатывания сухих листьев. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые, искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество, развивать умение детей работать коллективно. Продолжать формировать умения радоваться красивым рисункам.

    Задачи:

    Образовательные: уточнить и обобщить знания детей об осени; продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра) ; знакомство с нетрадиционным способом рисования – отпечаток осенними листьями и отпечаток тычком;

    Развивающие: развивать эстетическое восприятие колорита в природе; умение детей работать дружно, не мешая, а помогая друг другу; развивать чувство формы, ритма, композиции; подводить детей к пониманию преимуществ коллективной деятельности.

    Воспитательные : воспитывать любовь к природе; эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес и положительное отношение к нетрадиционному рисованию; стремление к достижению результата; взаимопомощь по ходу работы, позитивные эмоциональные отношения к совместной деятельности

    Материалы и оборудование: ватман, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, осенние листья с различных деревьев, картины с осенним пейзажем; музыкальное сопровождение П. И. Чайковский цикл «Времена года» «Осень»

    Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, чтение стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рисование осенних пейзажей, сбор осенних листьев для гербария и поделок

    Ход НОД:

    Дети сидят на коврике

    Для начала, вы, ребятки,

    Отгадайте-ка загадку!

    Уж пахнет в воздухе дождем,

    Все холоднее с каждым днем.

    Деревья свой наряд меняют,

    Листочки потихонечку теряют.

    Понятно всем, как дважды два –

    Пришла …

    Вчера на прогулке мы с вами собирали осенние листья. Кто помнит, для чего?

    А кто скажет, что ещё можно делать с листочками?

    Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок? »

    А ещё, ребята, этими листьями можно рисовать! Представляете!

    Вы когда-нибудь видели картины, нарисованные листьями?

    А хотите попробовать сами создать такую картину?

    – Вот, представьте, себе, как удивятся ваши родители, когда вы расскажите им, что картина нарисована не кисточками.

    Давайте нарисуем картину листьями и удивим ваших мам и пап!

    Что нам понадобиться для нашей чудесной картины?

    – Ребята вспомните, осенние картины каких художников мы рассматривали с вами?

    Что изображают на пейзажах?

    Давайте назовём, какие краски используют художники для написания осенних картин.

    Каких красок не хватает нам для рисования пейзажа? Откуда мы их возьмём?

    Теперь нужно определить, что мы будем рисовать, сделать набросок.

    Давайте распределим работу. Кто будет рисовать небо? Лес? Траву?

    А вот теперь настало время превратиться в настоящих художников, чтобы написать осенний пейзаж.

    – Перед вами стоит доска с бумагой, на которой нарисованы стволы деревьев. С помощью ватных дисков вы разрисуйте стволы деревьев.

    Молодцы!

    У вас на подносах лежат листья, возьмите один из них, рассмотрите.

    – На что похож листок? (на маленькое дерево)

    – В середине листа проходит большая прожилка, как вы думаете что это? (ствол)

    От ствола в разные стороны проходят маленькие прожилки, с чем их можно сравнить? (с ветками)

    – А сам листок, что напоминает? (крону дерева)

    Теперь смотрите внимательно, я покажу вам, как нарисовать лес и небо – мы будем делать печати листьями:

    – нужно взять листок, положить его на клеенку, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;

    – взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на тонированный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места;

    – затем взять за черенок и осторожно снять его с листа, положить на поднос;

    Траву мы нарисуем, проводя прямые линии листьями.

    А опавшую листву методом «тычка» смятыми листьями.

    Прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнёмся. Возьмите в каждую руку по листочку и повторяйте за мной.

    Физкультминутка «Мы осенние листочки»

    Мы – листочки, мы – листочки,

    Мы – осенние листочки.

    Мы на веточке сидели,

    Ветер дунул – полетели.

    Мы летали, мы летали,

    А потом летать устали.

    Перестал дуть ветерок-

    Мы присели все в кружок.

    Ветер снова вдруг подул

    И листочки быстро сдул.

    Самостоятельная деятельность под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осень», дети начинают рисовать.

    Итог

    – Давайте посмотрим, что у нас получилось. Нравится?

    Вы очень постарались, у вас получился замечательный пейзаж!

    Я думаю, вашим мамам и папам тоже понравится.

    – Сложно было?

    Ещё будем рисовать листьями?

    Конспект НОД на тему:
    «День рождения у зайки»
    (нетрадиционная техника рисования)

    Конспект НОД для средней группы

    Автор:Седых Нина Павловна, воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
    Воспитатели дошкольных учреждений и педагоги дополнительного образования могут воспользоваться данным конспектом для проведения занятий с детьми средней группы детского сада
    Цель:
    совершенствовать творческие способности детей посредством художественно-изобразительной деятельности путем составления композиции из трех предметов, используя нетрадиционную технику рисования
    Задачи:
    Дать начальные представления о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства.
    Познакомить с основами композиции при составлении натюрморта.
    Закреплять умения использовать нетрадиционные техники рисования.
    Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.
    Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, внимания.
    Пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественному творчеству.
    Воспитывать доброжелательность, культуру общения детей со сверстникам и взрослыми.
    Материалы и оборудование: гуашь, лист бумаги с нарисованным фоном салфеткой, готовые формы чайник и чашек с ложками, штампы, декорация Теремка, герои русской народной сказки «Теремок» на магнитах, игрушка зайчика, предметы для составления композиции(посуда, салфетка, муляжи фруктов, конфеты), магнитола, ноутбук для показа презентации « День рождения у зайки».
    Предварительная подготовка: знакомство с различными видами искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), рассматривание натюрмортов известных художников, просмотр мультфильмов «Пластилиновая история», «Натюрморт», инсценировка русской народной сказки «Теремок».
    Содержание организационной деятельности детей
    1. Организационный момент.
    Звучит музыка «Вступление из русской народной сказки «Теремок». На фоне декорации теремка детей встречает воспитатель.
    Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие. Добро пожаловать в сказку. Мы вас ждем, не дождемся. Сегодня нас в гости пригласил зайка. У него день рождения. Но на празднике мы будем не одни. Посмотрите на домик, где живет наш зайчик. (показывает на теремок ).Давайте, вспомним сказку, где в домике живут различные животные? (ответы детей) .


    Правильно. Это русская народная сказка «Теремок»
    (Звучит музыка)
    Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок
    Он не низок, не высок, не высок,
    Кто, кто в теремочке живет,
    Кто, кто в невысоком живет?
    Какие же животные живут в теремке (ответы детей).
    2. Рассказ сказки «День рождения у зайки»
    Воспитатель: Я вижу, вы помните сказку. Но сегодня я расскажу новую историю про наших сказочных героев. Устраивайтесь поудобнее и слушайте.
    (показ презентации «День рождение у зайки»)
    «Жили, были зверюшки в теремочке теремке. Жили, не тужили. Жили очень дружно и весело. Помогали друг другу во всем.
    В один из солнечных денечков, зверюшки решили поздравить зайку с его днем рождения. (Слайд 1)


    Каждый принес ему подарок.
    Прибежала мышка-норушка:
    - Пи-пи –пи! Я принесла тебе яблоко, грушу и вишенки. (Слайд 2)


    Дети, как одним словом можно назвать подарок мышки? (ответы детей)
    Второй прискакала лягушка-квакушка:
    - Ква, ква, ква! Зайка, я подарю тебе чашки, блюдца и ложки. (Слайд 3)


    Дети, как одним словом можно назвать эти предметы? Правильно посуда.
    Хитрая лисичка подарила зайке вазу с цветами. (Слайд 4)


    А потом прибежал волчок серый бочок.
    - У, у, у! Я принес тебе в подарок чайник и салфетку. (Слайд 5)

    А последний пожаловал медведь.
    - Зайка, я принес тебе конфеты. Давайте пить чай и веселиться. (Слайд 6)


    Один зайка пригорюнился и призадумался. (Слайд 7)


    - Столько подарков! А как их расставить на столе, чтобы было красиво?
    Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайке расставить подарки на столе, чтобы всем его гостям понравилось.
    (Открывает салфетку, под ней фрукты, посуда, конфеты, ваза с цветами)
    Сейчас я составлю композицию из всех этих предметов. А вы мне поможете? С чего мы начнем? (ответ) Правильно, стелим салфетку. На нее ставим вазу с цветами, чайник, чашки с ложками, выкладываем конфеты в блюдце и разложим фрукты. Надо запомнить правило, что большие предметы находятся на заднем плане, а маленькие на переднем плане.
    Посмотрите, какая композиция у меня получилась. Как вы думаете, зайчику она понравится? (ответы) А если мы нарисуем картину с нашими предметами, то она будет называться натюрморт.

    Если видишь на картине
    Чашку кофе на столе,(Слайд 8)


    Или морс в большом графине,
    Или розу в хрустале,
    Или бронзовую вазу,
    Или грушу, или торт, (Слайд 9)


    Или все предметы сразу, - (Слайд 10)


    Знай, что это натюрморт.
    (А. Кушнер)

    Воспитатель: А вы не хотите помочь зайке? Давайте составим натюрморты и подарим их зайке на день рождения. Слышите, звучит веселая мелодия, может, поиграем. Вставайте в кружок. Представьте, что мы с вами посуда, которая стоит на подносе.
    (Воспитатель произносит стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.)
    3.Подвижная игра «Посуда».
    Вот большой стеклянный чайник. Надули животик, одну руку
    Очень важный, как начальник. на пояс, другую согнули - "носик»

    Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили ни пояс.
    Очень хрупкие, бедняжки.
    Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе
    Только стукни - разобьются, круг.
    Вот серебряные ложки. Потянулись, сомкнули руки над головой.
    Голова на тонкой ножке.
    Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.
    Он посуду нам принес.

    4. Рисование.
    Воспитатель обращает внимание детей, что на каждом столе лежат бумажные фигуры.(чайник и чашки с ложками)
    Воспитатель: У вас на столе лежит рисунок. На нем изображен стол, на нем салфетка и красивый фон. У меня тоже есть такой рисунок. (вывешивает на мольберт рисунок) .


    Надо взять посуду и выложить ее на листе так, чтобы у нас получился натюрморт из трех предметов. (Показ) На заднем плане мы располагаем чайник, а потом выкладываем чашки с ложками. (Показ) Попробуйте составить свой натюрморт, следуя всем правилам.
    (Дети выкладывают готовые формы, воспитатель помогает им по мере возможности).
    Молодцы! У всех получились красивые натюрморты. Но наша посуда совсем не праздничная. Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы украсить нашу посуду? (ответы)
    Воспитатель: Правильно, мы украсим ее цветочками. Мы сделаем это при помощи штампов и яркой гуаши. Окунаем штамп в краску(показ ) и ставим отпечатки на нашей посуде, как это делаю я.
    Дети самостоятельно украшают посуду оттисками различных штампов, воспитатель контролирует их, оказывая помощь.


    Воспитатель: Посуда получилась у нас праздничная. Зайчику она бы очень понравилась. Осталось только закончить наш натюрморт. Приклеим чайник с чашками на рисунок, который вы уже придумали(двухсторонний скотч) . Первым будет чайник, затем чашки с ложками.

    Упражнять детей в применении знакомых техник рисования в нестандартных ситуациях.

    Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоуважения при коллективном рисовании.

    Оборудование: гуашь разных цветов в банках и поддонах, влажные салфетки, крышечки разного диаметра, цветные восковые карандаши.

    Материал: кукла Аня, кукла Ваня, Ежик, Медведь, Зайка.

    Ход занятия в средней группе с рисованием нетрадиционной техникой:

    В. - Садитесь, дети, удобнее, я вам кое-что расскажу. В одной сказке жила кукла Аня, которая очень любила рисовать. И был у нее брат Ваня. Он был еще маленьким, и не умел пользоваться кистью. Он рисовал пальчиками.

    Но однажды Аня пообещала, что когда вернется из детского садика, то научит его правильно обращаться с кисточкой. Ваня не стал ждать, и когда Аня с мамой пошли в детсад, без разрешения взял в руки ее кисти.

    Он стучал ими, сильно нажимал, но кисточки или совсем не рисовали, или оставляли слабый, нечеткий след. Ване надоело это занятие, он рассердился и бросил кисточки за шкаф.

    Аня очень расстроилась, но не стала ругать брата, а решила вместе с ним поискать свои любимые кисточки. Давайте поможем куклам в их поиске!

    В. - Как вы думаете, откуда нужно начать поиск? Конечно, со шкафа! Ведь именно туда Ваня забросил кисти. (Дети заглядывают под шкаф, находят там Ежика).

    В. - Добрый день, Ежик! Не подскажешь нам, где кисточки искать?

    Е. - А вы угостите меня яблочками, тогда скажу! (Дает детям лист бумаги круглой формы, в виде тарелочки).

    В. - Давайте подумаем, как можно нарисовать яблочки без кисти? Действительно, можно сделать отпечатки цилиндром, или поролоновыми губками. Возьмем такие вещи, погрузим в краску и нарисуем на тарелочке большие и маленькие яблоки красного и желтого цвета.

    Дети рисуют коллективный рисунок губкой

    Д. - Угощайся, Ежик!

    Е. - Спасибо! Понесу детям своим, и мы вместе полакомимся! А вы идите по тропинке к Мишке, он поможет!

    (Дети идут по кругу под музыку, встречают Мишку).

    В. - Медвежонок! Не знаешь ли ты, как нам кисточки найти?

    М. - А вы угостите меня малинкой, тогда скажу!

    В. - Дети, как можно нарисовать ягодки, если у нас нет кисточки? Надо это сделать хорошо и быстро! Да, правильно, нарисуйте пальчиками! (Дети рисуют пальчиками ягодки в корзине).

    Рисование пальчиками

    В. - Вот, тебе Медвежонок, полная корзина малины, угощайся!

    М. - Благодарю вас! Идите по этой тропинке к Зайке, он все знает и обязательно вам поможет! (Дети проходят по ребристой дорожке).

    В. - Здравствуй, Зайчик! Подскажи, пожалуйста, где найти Анины кисточки!

    З. - А зачем вам кисточки? Ведь мир давно уже раскрашен, и все вокруг темное и тусклое! Таким я вижу все вокруг ночью, так как днем я боюсь выходить, чтобы меня не поймала Лиса!

    В. - Нет, Зайка, ты ошибаешься! Мир - яркий, цветной, радостный! Дети, расскажите Зайке, какие цвета вы знаете! (Дети называют цвета).

    В. - А мы нарисуем тебе фейерверк! Он цветной, радостный, и его хорошо видно на ночном небе! (На листе ватмана дети цветными восковыми мелками рисуют звездочки фейерверка).

    З. - Но небо светлое, я ничего не вижу!

    В. - Ничего, мы сейчас сделаем так, что оно станет темным, как ночью! (Губкой, смоченной в краске, воспитатель создает фон. Восковой рисунок проявляется).

    З. - Спасибо вам, ребята! Как я счастлив, что увидел так много ярких цветов! На самом деле я следил за вашим путешествием и понял, что вы дружные, трудолюбивые дети! Умеете находить выход из сложного положения, умеете работать вместе, помогать друзьям. Надеюсь, вы поможете Ане научить ее братика правильно обращаться с кисточкой: не нажимать на нее сильно, рисовать аккуратно, мыть и вытирать кисть после работы. Тогда он не будет обижаться, а станет вам хорошим помощником. Выходите, кисточки! В этом детском саду вас не обидят ни дети, ни куклы! (Дети помогают куклам вымыть и высушить кисточки).

    Рисование - один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.

    Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду

    Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.

    Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4–5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы).

    Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.

    Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность - кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость.

    Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас.

    Разнообразие методов и техник (ладошки, тычок, печатание, ниткография и др.). Используемые материалы

    В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления.

    Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги - получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска.

    Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.

    С помощью половинки картошки можно нарисовать самые разные предметы

    Более сложное занятие для дошкольников средней группы - рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально - тогда тычки будут ровным.

    Методом тычка хорошо изображать различных животных

    Рисование тычком

    Малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.

    Рисование ладошками

    Плакат в подарок мама выполнен с помощью рисования ладошками

    При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

    Рисование ватными палочками

    Рисование пальчиками

    Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей - манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки. Другой вариант - предмет прорисовывается и закрашивается клеем-карандашом (обязательно на цыетном фоне), а затем посыпается манной крупой.

    Рисование манкой

    Ниткография - это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

    Ниткография

    Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.

    Рисование поролоном с помощью трафарета

    Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом - на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.

    Рисование в технике кляксографии

    Необычный инструмент для рисования - зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки. Например, таким способом можно очень реалистично изобразить елочку.

    Рисование зубной щетки придает ветвям объем

    Рисование зубной щеткой

    Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой , погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.

    Рисование вилкой

    Рисование идеально передает колючки животного

    Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

    Рисование свечой, мыльными пузырями, ватными палочками, восковыми мелками

    Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями)

    Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ - оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).

    Отпечатки листьями и рисование Рисование ладошками и пальчиками Оттиск капустным листом Рисование ватными палочками

    Такой любимый малышами предмет, как воздушные шары, можно изобразить поролоном либо с помощью самих резиновых шариков (из надувают и кончик погружают в краску - получается очень реалистичное изображение).

    Рисование воздушным шариком

    Рисование воздушным шариком

    Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ - рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.

    Печатание листьями

    Рисование тычком

    Строение ветки рябины располагает к тому, чтобы нарисовать ее с помощью ватных палочек, пальчиками или тычком (фото).

    Рисование тычком

    Птиц в средней группе также часто изображают нетрадиционными способами. Например, с помощью ладошек можно нарисовать грациозного летящего или плывущего лебедя.

    Рисование ладошками

    Рисование ладошками

    С помощью нетрадиционных методов рисования хорошо изображать овощи и фрукты.

    Рисование пипеткой

    Печатание половинкой яблока и рисование ватными палочками

    Конспекты занятий

    ФИО автора Название конспекта
    Дружина Е. «Зима»

    (рисование нетрадиционными способами - оттиск капустным листом, изображение ватными палочками)

    Образовательные задачи : учить рисовать пейзаж с помощью нетрадиционных техник (оттиск капустным листом, изображение ватными палочками).
    Развивающие задачи : расширять представления о зимнем времени года.
    Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, чувство прекрасного.
    Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
    Демонстрационный материал: репродукции зимних пейзажей.
    Раздаточный материал: тонированные листы белой бумаги по количеству детей, кисти, белая гуашь, листы пекинской капусты, стаканчики-непроливайки, подставки под кисти.
    Ход занятия:
    Загадка про зиму. Воспитатель спрашивает детей, какими словами можно рассказать о зиме (снежная, морозная, блестящая, пушистая и т.д.), во что можно играть зимой.
    Под музыку П.И. Чайковского ребята рассматривают репродукции картин русских художников и зиме. Одновременно педагог закрепляет знания о том, что такое пейзаж.
    Сюрпризный момент - в группу приходит посылка, но она не открывается. Чтобы открыть ее, кто-то из ребят должен прочитать стихотворение о зиме.
    Раздается стук в дверь - появляется игрушечный заяц, который рассказывает, что это он доставил посылку и жалуется детям, что не может найти дорогу домой. Ребята обещают ему помочь. Заяц открывает свою посылку - там оказывается капустный лист.
    Воспитатель предлагает дошкольникам превратиться в художников-пейзажистов и нарисовать зимнюю картину особенным способом - капустными листами.
    Демонстрация приемов изображения. На лист нужно нанести кистью толстый слой краски, затем приложить его к основе и аккуратно снять двумя руками. Получившийся отпечаток очень похож на заснеженное дерево.
    Самостоятельная работа дошкольников под композицию О. Газманова «Белый снег». Педагог по мере необходимости направляет детей.
    По окончанию первого этапа работы проводится физкультминутка «Снеговик». Воспитатель замечает, что в рисунках чего-то не хватает. Дети, догадываются, что не достает снега. Педагог предлагает изобразить его с помощью ватных палочек - нужно окунуть их в баночку с белой гуашью и нанести точки (метод тычкования).
    Традиционным способом с помощью кисти рисуются сугробы под деревьями.
    Подведение итогов занятия - возвращение из сказочного леса.

    Колесникова И.
    (в средней группе нетрадиционным методом тычком)

    Ход занятия:
    Занятие начинается с загадки про медведя. Затем воспитатель читает сказку «Маша и медведь». Беседа по содержанию: как поступил Мишка с Машей. Рассмотрение строения медведя, определить форму его головы и туловища.
    Воспитатель демонстрирует раскрашивание фигуры медведя методом тычка (глазки и носик приклеиваются).
    Самостоятельная деятельность детей. Анализ готовых работ.

    Карпова И.Н. «Рыбки»
    (рисование ладошкой и пальчиками)

    В начале занятия воспитатель организует игру «Аквариум» (дети выполняют действия согласно тексту):

    • Улитки ползут, / Свои домики везут, / Рогами шевелят, / На рыбок глядят.
    • Рыбки плывут, / Плавничками гребут./
    • Вправо, влево поворот, / А теперь наоборот.

    Загадка про рыбу. Рассматриваются картинки с изображением рыбок. Беседа о том, где они обитают, чем питаются, что помогает им плавать.
    Чтение стихотворения И. Токмаковой «Рыбка».
    Педагог предлагает дошкольникам изобразить рыбку нетрадиционным способом - с помощью ладошки. Чтобы это сделать, нужно опустить ладонь в тарелочку с гуашью, а затем сделать на листе бумаги отпечаток (большой палец при этом согнут, остальные растопырены). Действия необходимо выполнять быстро, в противном случае краска может успеть высохнуть. Возле рыбки желательно изобразить фон - камушки (рисование пальчиками) и водоросли (кистью).
    После самостоятельной деятельности детей проводится физкульминутка «Рыбка».
    Проводится выставка работ: ребята объясняют, куда плывет каждая рыбка, выбирают самых красивых из них.

    Зоткина О.К. «Алые паруса»
    (рисование песком и красками)

    Детский сад находится в курортном городе Евпатория, поэтому рисование песком в данном случае очень актуально.
    В начале занятие воспитатель читает детям стихотворение В. Орлова «Я рисую море».
    Проводится беседа о родном городе, который туристы еще называют городом Солнца, городом Детства. Это связано с тем, что в Евпатории очень много солнечных дней в году, необычайно ласковое море, а еще здесь находится огромное число детских здравниц и лагерей.
    Педагог напоминает детям, что они сегодня были на море и спрашивает, что им больше всего запомнилось (теплый песок и приятная водичка, яркое солнышко, красивые ракушки, корабли, лодки).
    Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать корабль с алыми парусами, яркое солнышко и их любимое море. А поможет это сделать песок, принесенный с пляжа.
    Проводится физкульминутка на морскую тематику «Море».

    • Море очень широко,
      (Дети широко разводят руки в сторону.)
      Море очень глубоко.
      (Приседают, коснувшись руками пола.)
      Рыбки там живут, друзья,
      (Выполняют движение «Рыбка».)
      А вот воду пить - нельзя.
      (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
      Над волнами чайки кружат,
      (взмахи руками)
      Полетим за ними дружно.
      (кружатся на месте)
      Брызги пены, шум прибоя,
      А над морем - мы с тобою!
      (Дети машут руками, словно крыльями.)

    Рассматривание образца и объяснение приемов изображения. Песок нужно просеять от ракушек и прочих примесей. Простым карандашом рисуются контуры корабля, солнца и моря, на которые после обильно наносится клей. Песок набирается в щепотку и посыпается на контуры изображения. Излишки ссыпаются в тарелочку. Далее паруса покрываются алой краской так, чтобы не затрагивать песок. Также раскрашивается солнышко, небо и море.
    Под релаксационную музыку (звуки моря и шум прибоя) ребята начинают работать.

    Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию (средняя группа)

    В средней группе нетрадиционное рисование изредка может включаться в занятия по изобразительной деятельности, может проводиться в рамках проекта. Чаще же всего такие техники изучаются с детьми в рамках кружковой работы.

    В качестве примера приведем фрагмент перспективного планирования занятий кружка для средней группы «Радуга» (воспитатель Чернышева О.В., МБДОУ д/с «Ёлочка г. Абакан).

    Месяц Тема Задачи
    Сентябрь Осенние листья
    Акварельные краски+восковые мелки
    Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью
    Плюшевый мишка
    Тычок жесткой полусухой кистью
    Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»
    Яблочко
    Монотипия
    Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление.
    По замыслу
    Октябрь Боровичок
    Рисование пальчиками
    Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
    Варенье
    Кляксография
    Познакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции.
    Блюдечко
    Пластилинография
    Совершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином.
    Кресло
    Набрызг
    Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
    Ноябрь Пылесос
    Граттаж
    Познакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.
    Самокат
    Рисование ватными палочками
    Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции
    По замыслу
    Различные
    Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
    Пароход
    Пластилинопластика
    Закрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции.

    Отметим, что регулярно (примерно 1 раз в месяц) в кружке проводится рисование по замыслу, на котором дети самостоятельно выбирают технику и тематику. Это развивает творческую фантазию и самостоятельность дошкольников.

    Все занятия построены по схожему принципу: начинаются с игрового момента, включают в себя пальчиковую гимнастику, массаж, самостоятельная деятельность детей, как правило, проходит под музыкальное сопровождение. В конце же занятия обязательно устраивается мини-выставка детских работ.

    Дети всегда стремятся к новым впечатлениям, испытывают интерес к творческой деятельности. Задача же педагога - пробудить в каждом ребенке веру в свою индивидуальность, способность творить красоту. В этом плане большие возможности представляют нетрадиционные техники изображения: рисуя без кисти и карандаша, малыш ощущает себя более раскованным, лучше чувствует краски и начинает фантазировать.

    Похожие статьи