• Особенности работы социального педагога с детьми группы риска. Семинар «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ Как воспитателей подготовить к детям группы риска

    27.09.2019

    Ольга Маскина
    Семинар «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ»

    "Формы работы с родителями "группы риска " в ДОУ"

    Подготовила :

    Педагог – психолог

    Маскина О. Н.

    Вводная часть

    Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребёнка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные учреждения. Такая позиция родителей давно показала свою несостоятельность. В такой семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребёнок оказывается предоставленным самому себе и идёт на улицу к своим «единомышленникам» . Дети в таких семьях тревожны и испытывают различные страхи, для них характерны низкая самооценка, повышенное чувство вины, стыда, агрессивность, конфликтность, упрямство, плаксивость, замкнутость, робость, они не умеют общаться.

    В семьях "группы риска ", как правило, формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная, лишённая устойчивых ориентиров. Оградить ребёнка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска " - одна из задач образовательной организации.

    С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей педагогом-психологом и воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей , включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе , участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

    В нашем детском саду широко применяются такие формы работы , как родительские собрания , консультации, посещения семьи на дому, беседы, индивидуальные формы работы , а также формы работы , связанные с оформлением стендов , буклетов и папок-передвижек. Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители , в силу своей занятости на работе (посменная работа , не всегда посещают родительские собрания , не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объёма информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями . Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры должна планироваться и проводиться таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе .

    Так же, в нашем детском саду используется такая форма работы , как тренинг. Основная цель тренингового занятия – осознание отношения к ребенку и анализ стиля взаимодействия с ребенком. Ожидаемыми результатами считаются :

    сформированность позиции безусловного принятия ребенка родителем ;

    повышение педагогической компетентности родителей ;

    овладение техниками активного слушания;

    овладение стилем конструктивного взаимодействия в семейном конфликте.

    В качестве примера сейчас вам будут продемонстрированы некоторые упражнения тренингового занятия «Безусловная любовь : познание и принятие ребенка» .

    Ход тренингового занятия

    Вашему вниманию предлагается просмотр мультфильма «Тигренок в чайнике»

    Вопросы для обсуждения :

    Есть ли, на ваш взгляд, сходство между семьей, которую вы увидели в мультфильме, и вашей семьей?

    Какие традиции существуют в вашей семье?

    Кто, по вашему мнению, был прав в отношении тигренка – мама, бабушка, старшая дочь, близнецы, папа? (Обсудить поведение каждого члена семьи.)

    Как вы поступили бы в похожей ситуации?

    Какой вывод можно сделать из увиденной истории?

    Всегда ли это эффективно?

    Упражнение «Социограмма» (кинетический рисунок семьи)

    Цели : диагностика семейных взаимоотношений; определение места, которое занимает ребенок в семье.

    Участникам предлагается на листе бумаги изобразить схематично, в виде планет, звезд свою семью и взаимоотношения в ней. Можно использовать карандаши (фломастеры) любых цветов.

    Вопросы для рефлексии :

    Как вы охарактеризуете взаимоотношения в вашей семье?

    Как в вашей семье чувствует себя ребенок?

    Какое место он в ней занимает? Почему?

    Обратная связь от ведущего. С точки зрения психологии вы создали мир, в котором живете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось. Обратите внимание на местоположение планеты (звезды) Я, её размер… Если планета (звезда) самая большая и находится в центре листа или выше, это говорит об эгоцентричности, желании всегда быть в центре внимания, о высокой самооценке. Если она маленькая, размещена в уголке, вдали от других, следует задуматься о том, не преуменьшаете ли вы собственную значимость, проанализировать свои отношения с окружающими.

    Обратите внимание на цвет планеты (звезды) : синий – вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

    А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера?. Цвета?. Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка : значимая ли он фигура в вашем мире или нет?. Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне?. Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где – то далеко?. А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных?. Подумайте, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают?. Как эти люди влияют на вашего ребенка?. Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, всё в порядке. А если нет. Какую роль играет ваш муж в семье?. Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей?. Достаточно ли времени он проводит с семьей?.

    Рассмотрите все звезды своей галактики… Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они достались?. Какие отношения у вас с этими людьми?. Почему?. Нужны ли вам такие отношения?.

    Домашнее задание

    Родителям предлагается :

    посмотреть, насколько им удается принимать своих детей. Для этого в течение дня (а лучше двух – трех дней) подсчитать, сколько раз они обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой, а сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой) ;

    ввести в привычку обнимать ребенка не менее четырех раз в день;

    выполняя два предыдущих задания, обратить внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.

    Организация взаимодействия с семьей - работа трудная , планомерная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

    Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

    Все мы немного психологи и психотерапевты. Проверьте тембр и громкость своего голоса, манеру поведения; помните : чтобы быть интересным детям, надо быть интересным самому себе.

    Группы критерий Критерии, определяющие «группу риска» Ф.И. ученика
    Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов
    Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
    Часто и длительно болеют
    Состоит на учете у психоневропотолога
    Перенесли сложные медицинские операции
    Перенесли стрессы
    Леворукие дети (левша)
    Другое
    Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку
    Живут в малообеспеченной семье
    В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)
    Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса
    Самовольный уход из дома
    Другое
    Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость
    Пропуски занятий без уважительных причин
    Пропускают отдельные предметы без уважительных причин
    Поведенческие Нарушение поведения
    Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями
    Повышенная тревожность
    Употребление наркотических веществ
    Табакокурение
    Токсикомания
    Гиперактивность
    Другое

    Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 10 – 15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В этом возрасте организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в учащегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, подает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку можно подключить одноклассников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками. Сегодня рыночные отношения приоритетным образованием рассматривает личностно-ориентированное образование, тогда и педагоги в своей работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников). Гиперактивных дети или дети с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния). В последние годы школа отказалась от практики переучивания детей и они пишут удобной для них рукой. Вопрос о переучивание ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Одной из наиболее важных особенностей таких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно – образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики. При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

    1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

    2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.

    3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

    4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

    Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий, изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий, индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, организация летних трудовых смен для детей «группы риска».

    Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня. Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.

    Особенности работы социального педагога с детьми группы риска.

    Дети «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого

    внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

    К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически

    запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в

    развитии.

    В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п.

    Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24. 07. 1998 г. принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети- жертвы насилия; дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно — воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

    Как видно, принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни.

    В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на его специализацию, следует применять и конкретные методики педагогической реабилитации. Решением этой задачи занимается социальный педагог.

    Социальный педагог — специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

    Социальный педагог — специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

    В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:

    — Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог — ребенок»;

    — Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

    — Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

    — Взаимодействие с классным руководителем.

    Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:

    — развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

    — смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;

    — рождение нового ребенка и переключение внимание родителей на малыша: девиация как ревность;

    — различные формы насилия в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

    — ребенок — жертва сексуального насилия: этиология та же.

    Отклоняющее поведение детей группы риска может быть вызвано также следующими причинами:

    — ограниченная духовная культура;

    — обедненная досуговая среда;

    — скука, неумение найти достойное занятие;

    — низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;

    — эмоциональная неразвитость;

    — неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

    Возвращаясь к перечисленным выше принципам работы социального педагога с детьми группы риска, необходимо остановиться на процедуре подключения к процессу их реабилитации других субъектов государственной системы защиты детва. Лучше всего, когда работа проходит в тесном сотрудничестве всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, ОДН, органы опеки и попечительства, соцзащиты населения, здравоохранения и т. д.).

    Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В изучении условий и форм обучения значительную помощь социальному работнику могут оказать учителя ребёнка. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального работника с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального работника по отношению к детям «группы риска» — установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д.

    Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям — проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.

    Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

    Аналитическая деятельность социального педагога заключается в подготовке психолого-педагогической и социальной характеристике ребёнка. На основе данной характеристики социальный работник должен разработать план собственной деятельности, разработать рекомендации для классного руководителя, родителей.

    На этом этапе работы является желательным проведение психолого-педагогических и социальных консилиумов с целью изучения эффективности программы, предложенной социальным работником, а также внесения в неё необходимых корректив.

    Социальный педагог должен подготовить аналитическую информацию по организации индивидуальной работы с ребёнком для педагогических советов, учителей и родителей.

    Коррекционная работа представляет собой самую разнообразную деятельность социального педагога, определяющую воспитательное воздействие на ребёнка. Коррекционная работа может включать в себя проведение различных встреч, консультаций. Коррекционная работа проводится как в индивидуальной, так и групповой форме согласно разработанной программе.

    Значительное место в деятельности социального педагога с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность . Формами такой работы могут быть индивидуальные профилактические беседы, индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути. Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.).

    Одно из необходимых направлений работы социального работника с детьми «группы риска» — это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

    Доверительность отношений педагога с ребенком, как и его работа с семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье.

    Бесспорно, что дети являются самой незащищённой, уязвимой и полностью зависящей от взрослых частью общества. Зачастую, именно по вине взрослых они оказываются в зонах стихийных катастроф, становятся заложниками физического, сексуального и эмоционального насилия.

    Дети группы риска, представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества. Воздействие неблагоприятных факторов может вызвать негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям, различным отклонениям (девиациям) в поведении. Факторов возникновения и развития девиантного поведения много, среди которых?развод родителей, их занятость своими личными переживаниями, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей, различные формы насилия над ребёнком в семье и др. Значительное влияние на ребёнка группы риска может оказать социальный работник.

    Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В деятельности социального работника с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений: — это диагностическая деятельность, аналитическая, коррекционная работа, образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.

    Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.

    Литература:

    1 Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.

    2 Филипович А.Л. Психолого-педагогичская работа с проблемными детьми и их семьями. — 2006. — № 4. — С. 58-60.

    3 www.150-ozu-sch020.edusite.ru/…/planrabotyisocial-nogo pedagog ana2009.doc

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Психолого-социальная работа в детском доме и приюте.

    Работа на тему:

    « Особенности работы социального педагога с детьми группы риска »

    Выполнила: студентка 4 курса ПСР

    Бабийчук Наталия Юрьевна

    (Сумарюк)

    Санкт-Петербург

    Автор: Менщикова Наталья Николаевна, социальный педагог МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 49».
    Описание работы : предлагаю вашему вниманию методические рекомендации для классных руководителей и педагогов-предметников по работе с детьми девиантного поведения.

    Кто-то, когда-то, должен ответить,
    Высветив правду, истину вскрыв,
    Что же такое – трудные дети?
    Вечный вопрос и больной как нарыв.
    Вот он сидит перед нами, глядите,
    Сжался пружиной, отчаялся он,
    Словно стена без дверей и без окон.
    Вот они, главные истины эти:
    Поздно заметили… поздно учли…
    Нет! Не рождаются трудные дети!
    Просто им вовремя не помогли.
    (С. Давидович)

    Мы не случайно выбрали тему нашего педсовета, т.к. в последнее время проблема работы с трудными подростками стала для нашей школы актуальной. С каждым годом все больше семей получают статус – «неблагополучная», становится все больше и детей состоящих на внутришкольном контроле и учете в ПДН.
    И сегодня мы поговорим о том, каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса, и попытаемся определить – какие же ошибки мы допускаем в общении с трудными подростками.
    Три категории детей (дети-инвалиды, дети–сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус, а также специальные учреждения для них.
    Однако есть еще одна категория детей - это дети «группы риска» или «трудные дети», к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения и т.д. Эта категория детей является «неофициальной», но внимание к ней значительно возросло, так как возросло количество таких детей.
    Давайте уточним, кто же относится к «группе риска». Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов, так как все качества, присущие определённому возрасту, у них проявляются резче, собственное мнение у них не совпадает с общественным, часто они противостоят с окружением, это приводит к конфликтным ситуациям и даже противоправному поведению.
    «Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
    Странности в поведении «трудных» подростков вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться. Многие из вас часто говорят, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую - не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей.
    Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
    Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает с невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.
    Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?», «Куда я иду?».
    В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я ничего не значу», - это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становиться «Трудным». На основе отрицательных самопредставлений строится и его негативное поведение.
    Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
    - дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
    - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
    - дети из неблагополучных семей, семей, находящихся в социально опасном положении;
    - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке – дети в ТЖС;
    - дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
    Часто этих детей ещё называют дети с девиантным поведением. Давайте разберёмся и в этих понятиях.
    Поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, называют девиантным (от лат. – отклонение).
    ВИДЫ девиантного поведения, с котоыми нам приходится сталкиваться в процессе нашей работы с детьми:
    - деструктивное – нарушение дисциплины;
    - делинквентное называют поведение, характеризуется склонностью к преступным или противоправным действиям
    - аддиктивное поведение - (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния, например, алкоголь, наркотики, лекарства, различные яды, азартные игры, в т. ч. компьютерные; сексуальное А. п.; переедание и голодание; «работоголизм» («трудоголизм»).
    Можно выделить 4 типа девиантного поведения:
    1. Десоциализированное – плохие отношения с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм.
    2. Социализированное – привязанность к своим, однако враждебность к посторонним.
    3. Неагрессивное – устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания, алкоголизм, токсикомания.
    4. Агрессивное – насилие над другими.

    Итак, с понятиями разобрались, переходим к вопросу организации деятельности с такими детьми.
    Прежде всего, необходимо найти способ взаимодействия с «трудными» детьми. Надо, понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Такими они становятся потому что лишены отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется.
    Только точно определяя причину проблем каждого подростка и создавая взаимное стремление разрешения этих проблем родителями, учителями, можно помочь «трудным» подросткам.
    «Трудные» дети – дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия.
    Коррекционная работа с трудным школьником - это оказание ему помощи в становлении полноценным членом общества, в реализации его индивидуального потенциала.
    Итак, задача школы в работе с трудными детьми заключается в создании особого педагогического пространства, повышенного внимания, особого воспитательного воздействия.
    В начале каждого учебного года мы проводим социальную диагностику класса, по результатам составляем социально – педагогический паспорт класса по категориям:
    Многодетные семьи (трое и более детей до 18 лет);
    Неполные семьи (если второй брак родителей официально зарегистрирован, то семья считается полной);
    Малообеспеченные семьи (на данный момент это семьи, которые получают ежемесячное пособие на ребёнка согласно ЗКО № 7 от 31.12.04 «О ежемесячном пособии на ребёнка»);
    Замещающие семьи (опекаемые дети и дети из приёмных семей);
    Дети группы риска (устойчивое отклонение в поведении, пропуски уроков без уважительной причины, неуспеваемость, социально-педагогическая запущенность и т.д.);
    Дети с отклонениями в здоровье, подтверждённые мед. документами;
    Дети, чьи родители пенсионеры, инвалиды, безработные.
    Социально-педагогическая запущенность проявляется в несформированности у ребенка свойств субъекта деятельности общения, самосознания, то есть нарушен образ «Я». Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.
    Особое значение в работе с педагогически запущенными школьниками имеют три момента:
    - В общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение.
    - Воспитателю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
    - Нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных подростков.
    Социально - запущенные дети - дети, которые отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно – нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных компаниях и группировках.
    Все эти группы детей попадают в категорию социально не защищенных детей, требующих особого внимания.
    Определив поле своей деятельности, подключаем к работе педагога – психолога, который проводит диагностику состояния эмоционально-психологических отношений в классе и положения каждого ребенка в классном коллективе, психологических особенностей педагогически запущенных детей, их интересов и склонностей. По результатам диагностики даются рекомендации классным руководителям, продолжается индивидуальная работа с детьми, попавшими в категорию «дети группы риска».
    Предлагаю алгоритм ваших действий в случае пропусков уроков обучающимися без уважительной причины:
    - Провести беседу с учащимися и выяснить причину пропуска.
    При отсутствии результата:
    - Провести беседу с родителями, наметить план контроля со стороны родителей и классного руководителя.
    При отсутствии результата:
    - Приглашение учащегося на беседу к социальному педагогу с классным руководителем и отчетом о проделанной работе.
    При отсутствии результата:
    - Приглашение учащегося на Час школьного инспектора.
    При отсутствии результата:
    - Приглашение учащегося на Совет профилактики с родителями.
    При отсутствии результата:
    - Составление инспектором ПДН протокола по ст. 5.35 КоАП РФ, вызов на КДН и ЗП

    Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками:
    - Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
    - Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах
    - Если ученик получает индивидуальное задание,
    помощь и консультации.
    - Пересажен с последних парт к более сильному ученику
    - Если у него проверяются все письменные работы.
    - Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки
    - И спросили за четверть 5-6 раз.
    Если проводимая работа не приносит положительного результата, только тогда вы обращаетесь за помощью социального педагога, зам. директора по ВР. Подчёркиваю, после вашей индивидуальной работы с детьми, где вы испробовали все методы и приёмы воздействия на ребёнка.
    У каждого классного руководителя в плане есть графа работы с трудными детьми и неблагополучными семьями, где запланированы собрания, профилактические беседы, посещения на дому. У классных руководителей, чьи дети состоят на внутришкольном (педагогическом) контроле, на который мы ставим по решению Совета профилактики, может быть такой план, составленный в свободной форме, но с обязательной отметкой о выполнении.
    У классных руководителей, чьи дети состоят на профилактическом учёте в отделах полиции, индивидуальном профилактическом (внутришкольном) учёте – ставим по Постановлению КДН и ЗП приказом директора – должен быть план индивидуального сопровождения по месяцам с конкретными мероприятиями, который вы предоставляете для составления общего плана. 1 раз в 3 месяца мы сдаём отчёт о проведённых профилактических мероприятиях с ребёнком и его окружением в КДН и ЗП и характеризующий материал в ПДН ОП.
    У классных руководителей, чьи дети проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении, также должен быть индивидуальный план социальной реабилитации семьи обучающегося. Ежеквартально сдаётся аналитический отчёт по сопровождению данных семей.
    Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразности организации жизни таких детей. Это могут быть классные часы, конференции, собрания, конкурсы, состязания, праздники, утренники, вечера, смотры, митинги, культпоходы, встречи, выставки, беседы, походы, экскурсии, субботники, турпоездки, спартакиады, акции, минуты общения и др. Умение создать во время общения с детьми класса атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу, сотрудничеству помогают глубже и полнее понять ребенка, условия, среду формирование личности ребенка.
    Ещё одной эффективной формой работой с детьми является посещение по месту жительства. В должностной инструкции классного руководителя прописано, что вы должны посещать семьи по месту жительства с целью изучения условия проживания и воспитания обучающихся (вновь прибывшие, обучающиеся и семьи, состоящие на внутришкольном педагогическом контроле, индивидуальном профилактическом (внутришкольном) учете, на профилактическом учете в ПДН ОП, находящимся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации). Также классный руководитель посещает неблагополучные семьи в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями (законными представителями) обучающихся единой стратегии и тактики воспитательной работы. По результатам посещения составляете акты посещения семей.
    Пункт 4.20. должностной инструкции гласит, что классный руководитель проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Если о таком факте стало известно, то вы незамедлительно сообщаете данную информацию социальному педагогу или зам. директора по ВР.
    Вчера на педагогических чтениях мы говорили о приоритете личностно-ориентированного образования и воспитания, то есть в работе мы должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое, т.к. вот парадокс - очевидное знание о подростках чаще всего остается только знанием и никак не затрагивает мир педагогической практики. Наша педагогическая деятельность в мире подростков изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить.
    Так каким же должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка?
    Итак,
    1. Подросток нуждается в образовательных и воспитательных технологиях, качественно отличающихся от технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста - общение и действие. Это сензитивный период для формирования социальных навыков и умений, поэтому с уважением относитесь к праву подростка на самостоятельное мнение. С этой т.зр. целесообразно чаще использовать на уроке такие формы как круглый стол, форум, дебаты, судебный процесс, мозговой штурм для обмена идеями, суждениями, мнениями по различным проблемам.
    2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Мы знаем, что в работе с подростками неприемлемы назидательные беседы и нравственные нотации, точно так же, как недопустим «сюсюкающий» тон. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире.
    Со школьниками легче работать педагогу:
    Общительному
    Внимательному
    Доброму
    Оптимистичному
    Обладающему чувством юмора.
    Дети уважают педагога, который:
    Держит слово, точно выполняет обещанное
    Мастер своего дела
    Энергичен, организовывает увлекательные дела
    Личность, умен, остроумен
    Понимает школьников
    Внимателен к детям и тактичен
    3. Подросток нуждается в героях. Подросток всегда будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел.
    4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно – возможно необходимо восстановить для каждого классного руководителя, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений.
    5. Подростковый возраст - уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного- другой человек, отличный от тебя - не должен становится предметом оценки «хуже он или лучше», он просто - другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.
    6. Одна из важнейших педагогических заповедей - защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка - нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток будет лучше учиться, если ему будет интересно. Поэтому вчерашние педчтения – хороший совет педагогам использовать на уроках активные формы, групповые, элементы тренинга, а так же просмотр и обсуждение видеофильмов, освоить уже и использовать интерактивную доску.
    7.И о семье. С семьей у подростка очень сложные отношения. Сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех взаимоотношений, в которых более всего нуждается подросток - отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи.
    Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная не расположенность - все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным - не только для себя, но и для других.
    Вот и превращается технология педагогического сопровождения в одну из ведущих в образовании; мы должны научиться помогать подростку решать его собственные проблемы так, чтобы они служили его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.
    Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, т.е. при тесном сотрудничестве всех участников образовательного и воспитательного процесса, только тогда она будет эффективна.
    Завершая разговор о детях "группы риска", уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей:
    Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от
    правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка
    (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна
    быть тщательно проверена в диагностической работе.
    Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях,
    когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует
    отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно
    – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям
    ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
    В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

    состоящими на учете (ВШК, ПДН)

    В современном обществе вследствие недостаточного влияния на детей всех социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации), прогрессирует отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие могут привести к различным психическим аномалиям, которые напрямую связаны с различными видами девиантного поведения. Наибольший рост отклонений в поведении наблюдается в подростковом возрасте при переходе из детства во взрослое состояние, выходе на новую социальную позицию, формировании сознательного отношения к себе как члену общества.

    Начало многих проблем взрослых идет из их детства от несовершенных воспитательных воздействий родителей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения.

    В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

    Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

    Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

    Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

    Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

    Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

    Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте.

    Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

    Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

    Работа с детьми «группы риска» - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает всестороннее психолого-педагогическое изучение личности подростка (диагностику личности), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностику среды), коррекцию среды (в том числе, неадекватных методов воспитания), психокоррекцию дисгармоничных черт личности подростка, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

    Известно, что любые изменения в одной из подсистем личности (как системы отношений) вызывают изменения и в других подсистемах.



    Эффективность коррекционной работы зависит от различных факторов. Особое место принадлежит взаимодействию взрослого и подростков, так как известно, что успешность любого вида деятельности зависит от установления взаимодействия между участниками. В процессе взаимодействия взрослый может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности ребенка, включая стабилизацию и коррекцию поведения.

    Процесс взаимодействия складывается из совместных действий, духовного вербального контакта и невербального информационного контакта.

    Говоря об особенностях взаимодействия подростка и взрослого в процессе коррекционной работы, необходимо отметить, что отношения между ними асимметричны: взрослый относится к ребенку иначе, чем ребенок к взрослому. Неравенство в отношениях определяется тем, что подросток чаще всего не самостоятельно обратился за помощью, обычно педагог сам первым идет на контакт (беседу).

    Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.



    1. Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

    2. Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон.

    3. Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным ребенком, не морализировать, не унижать его.

    4. Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков подростка.

    5. Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.



    6. Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их, требовать от себя больше, чем от окружающих.

    Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике, должны соблюдаться определенные границы.

    Организация педагогической помощи

    1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

    2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".

    3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.

    4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

    5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

    Организация медицинской помощи

    1. Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

    2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т. д.

    3. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

    4. Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

    Организация психологической помощи

    1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного раз. вития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

    2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.

    3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

    4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

    5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

    Организация свободного времени "трудных" школьников

    Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

    1. Изучение интересов и способностей детей.

    2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность.

    3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

    4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

    5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

    6. Определение одним из главных направлений работы территориального социально-педагогического центра и школьных воспитательных центров на работу с "трудными" детьми.

    7. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

    Функциональные обязанности администрации образовательного учреждения,

    педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя,

    учителей-предметников в работе с детьми «группы риска»

    Директор школы

    Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

    Заместитель директора по учебной работе

    Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создаст атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

    Заместитель директора по воспитательной работе

    Организует работу с "трудными" подростками и их наставниками (классными руководителями). Координирует взаимодействие специалистов ОУ в работе с "трудными". Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Заботится о микроклимате в школе и классах.

    Социальный педагог

    Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации. Он изучает личность "трудного" ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет личное дело, следит за посещаемостью занятий обучающихся, состоящих на учете (ВШК, ПДН), контролирует внеурочную занятость.

    Классный руководитель

    Хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка. Решает задачи устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

    Педагог-психолог

    Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

    Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

    Учителя - предметники

    Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

    Родители

    Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

    Совет по профилактике правонарушений

    Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с "трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

    Литература:


    1. Н.К.Тихомирова, Г.К. Селевко, И.Н. Закатова «Работа с трудными детьми» Методические рекомендации для учителя М.1996г.
    Похожие статьи