• Проект пластилинография для старшей группе в доу. Пластилинография. Рисуем пластилином. Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

    27.09.2019

    Лепные картины из пластилина. Пластилиновое творчество для детей и взрослых. Освоение техники пластилинографии - секреты работы с пластилином, шаблоны и эскизы. Мастер-классы для педагогов. Примеры занятий с детьми. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей. Рисование пластилином с использованием природных и натуральных материалов. Образцы занятий по пластилиновому рисованию.

    В сказочной пластилиновой стране

    Содержится в разделах:

    Показаны публикации 1-10 из 2266 .
    Все разделы | Пластилинография. Рисуем пластилином

    Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема : «Использование педагогических технологий для фор-мирования познавательной активности дошкольников» ПРОЕКТ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ...

    Конспект занятия в подготовительной группе по пластилинографии «Бабочка» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 57» комбинированного вида Нижегородская обл, г.Дзержинск. Адрес : Бульвар Космонавтов, 14; тел. : 33 33 03 http ://www.dou57ru ; e-mail : [email protected] Конспект занятия в подготовительной группе по...

    Пластилинография. Рисуем пластилином - Мастер-класс по пластилинографии по теме «Ягоды»

    Мастер-класс по пластилинографии по теме: " Ягоды" Мастер класс предназначен для родителей, детей младшего и среднего школьного возраста. Цель:1. развивать мелкую моторику пальцев рук, 2.развивать навыки работы с пластилином и с теком, 3.развивать эстетический вкус ребенка. Для...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Конспект занятия по лепке с элементами пластилинографии в старшей группе «Рыбка» Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение. Способствовать действовать по инструкции. Научить детей изготавливать рыбку по шаблону в технике пластилинографии. Задачи: Уточнить представления о...

    Конспект ООД по пластилинографии «Подарки от Микки» в средней группе Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Подарки от Микки» в средней группе Программное содержание: 1) Формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии. 2) Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение...

    Пластилинография «Лето наступило» Пластилинография «Лето наступило» для детей младшей группы с просмотром презентации «Вот оно какое наше лето» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире. Задачи: 1. Уточнить представление детей о приметах летнего периода времени. 2. Развивать навыки лепки, использовать...

    Пластилинография. Рисуем пластилином - Конспект интегрированной ОД по чтению художественной литературы и пластилинографии по сказке «Колобок» в младшей группе ДОУ


    Задачи: - познакомить с содержанием сказки «Колобок»; - обогащать словарь ребенка, способствовать активизации речи; - учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи; - учить размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картонной...

    Конспект занятия по лепке жгутиками "Укрась матрешку" (в технике пластилинография) Подготовила и провела Муравьева Наталья Сергеевна. Цель: Закрепить знания о русских народных игрушках и узорах используемых для украшения. Развитие мелкой ручной моторики у детей дошкольного...


    Божья коровка В ярко-красненькой обновке Плачет Божия коровка. Зайка рядышком присел, Пожалеть её хотел: - Что же ты такая рёва? - Все зовут меня коровой! - Не коровой, а коровкой, Скушай, лапушка, морковку. - Я морковку не люблю, В поле мошек я ловлю. До чего же сладкие Мошки...


    Тема: «Цветы». Цель: учить размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на бумаге. Задачи: научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Знать: знать прием лепки:...

    Пластилин - мягкий и податливый материал, который способен принимать любую форму. Заниматься пластилином можно уже в младшем дошкольном возрасте, детишки с удовольствием учатся раскатывать, сплющивать и вытягивать. Так же с помощью пластилина можно изучать способность одного цвета влиять на оттенок другого. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

    Интересной и нетрадиционной техникой, которая подробно описана на сайте может стать пластилинография. То есть рисунок с помощью пластилина. Когда главные герои и декорации не нарисованы, а вылеплены, либо объемными фигурками являются лишь некоторые элементы композиции. Педагоги с разных концов России делятся своим опытом и наработками в этой области. Для детей младшего дошкольного возраста такая техника работы с пластилином может показаться сложной, это связано с недостаточным развитием костно-мышечной ткани, а так же с неспособностью концентрировать внимание и быть усидчивыми длительное время. Поэтому привлекать к данной технике лучше детей подготовительной группы.

    Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные и закрепить позитивные эмоции через лепку. Как вариант пластинографии, идея раскрашивания черно белых картинок с помощью пластилина. За основу берется любой рисунок или контур из раскраски и вместо фломастеров и карандашей, ребенок использует пластилин нужных цветов. В результате картинка получается очень оригинальная и рельефная. Это приводит детей в неописуемый восторг.

    Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

    1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

    2. Развитию творческих способностей.

    3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

    5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

    Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

    При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

    Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

    1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

    2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

    3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

    4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

    5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

    6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

    Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

    Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

    Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

    Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

    Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

    Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

    зубчатых колесиков и т. п.

    Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

    Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

    Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

    Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

    Этапы обучения «пластилинографии»

    Подготовительный.

    Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

    Основной.

    Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

    Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Смешение цветов.

    При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

    пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

    Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

    Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

    1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

    2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

    Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

    При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

    Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

    Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

    Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

    1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .

    2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

    3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) .

    4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

    5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее «жизнь».

    6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

    7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

    8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

    Спасибо за внимание!

    (из просторов интернета)

    Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

    Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

    Знакомимся с секретами пластилиновой техники

    В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами "азбуки лепки":

    • Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

    • Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
    • Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

    Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются "Осенние листья на земле", "Падающий снег", "Ежик", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку". Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

    Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
    Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
    А ромашки, незабудки, лютики-малютки
    Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

    Мы слепили колобков,
    Сплющили их с боков.
    Тут же получился блин,
    Очень мягкий (пластилин).

    Важно: работа с пластилином - достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

    Техника для старших дошколят

    Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

    • Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
    • Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
    • Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
    • Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
    • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

    Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

    Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

    Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, "Снег идет", "Бабочки на лугу", "Корзинка с грибами", "Натюрморт из фруктов", "Ваза с полевыми цветами", "Радуга и дождик". Детям нравится создавать картины из жизни животных ("Обитатели зоопарка", "Ежик с грибами", "Собака играет с мячиком", "Котенок и клубок"), из жизни людей ("Праздник", "Космос", "Дети лепят снежную бабу") или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

    Я леплю из пластилина
    Шарик, мячик и пингвина.
    А вот это - бегемотик
    У него большой животик.
    Пластилиновые ушки
    Шевелятся на макушке

    Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

    Метод пластилинографии

    Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

    1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
    2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
    3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
    4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
    5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
    6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
    7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
    8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

    Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

    • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
    • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
    • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
    • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
    • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

    Какой бывает пластилинография

    Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография , в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

    Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

    Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

    Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

    Мозаичная пластилинография - любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

    Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

    Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

    Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

    Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

    Алена Викторовна Пущина
    Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» в старшей группе

    Актуальность

    В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество» , направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского творчества.

    В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилиновые чудеса”- основной идей которой является рисования картин – пластилином , пластилинография .

    Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

    Понятие «пластилинография » имеет два смысловых корня : «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией .

    Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

    Такое построение занятий проекта «Пластилиновые фантазии » способствует более успешному освоению образовательной программы.

    Проблема

    Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

    Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности, проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения.

    Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества.

    Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

    Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

    Цель и задачи проекта

    Цель : Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии .

    Задачи :

    Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии .

    Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

    Учить работать на заданном пространстве.

    Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

    Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином .

    Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

    Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

    Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    Развивать изобразительную деятельность детей.

    Развивать сюжетно – игровой замысел.

    Развивать интерес к процессу и результатам работы.

    Развивать интерес к коллективной работе.

    Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный

    Освоить прием надавливания.

    Освоить прием вдавливания.

    Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца .

    Освоить правильную постановку пальца.

    Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

    Научиться работать на ограниченном пространстве

    2. Основной

    Научиться не выходить за контур рисунка

    Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку , как будто закрашивая его.

    Использовать несколько цветов пластилина

    Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

    Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

    Научиться доводить дело до конца

    Научиться аккуратно, выполнять свои работы

    Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

    Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

    Научиться действовать по образцу воспитателя

    Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

    3. Итоговый

    Самостоятельно решать творческие задачи.

    Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

    Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Занятия проводятся 1раз в 2 недели

    Продолжительность занятия 25минут.

    Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми

    Методы и приёмы реализации проекта

    Методы :

    Наглядные - наблюдение, показ, образец;

    Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

    Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный) .

    Приёмы рисования пластилином :

    Рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками» ;

    Рисование мазками;

    Заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками ;

    Процарапывание по пластилину ;

    Вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

    Ожидаемые результаты

    Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

    Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

    Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

    Появление первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

    Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии . Происходит развитие общих сенсорных способностей : цвет, форма, величина.

    Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

    Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

    Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

    Перспективное планирование

    Сентябрь :

    1. ООД «Осеннее дерево»

    2. Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду . Виды пластилинографии »

    3. ООД «Дары осени» (натюрморт «Овощи и фрукты» )

    4. Индивидуальная работа «Божья коровка» (контурная пластилинография )

    Октябрь :

    1. ООД «Виноградная лоза»

    2. ООД «Осенние фантазии » (коллективная лепка)

    1. ООД «Ветка рябины»

    2. ООД «Рыбки в аквариуме»

    3. Самостоятельное художественное творчество

    «Грибок» (воспитатель заранее готовит шаблоны с изображением различных грибов и затем организовывает выставку для родителей «Мы ходили по грибы» )

    Декабрь :

    1. ООД «Зимний вечер»

    2. ООД «Елочка-красавица»

    Январь :

    1. ООД «У лукоморья дуб зеленый» (по мотивам сказок А. С. Пушкина)

    3. Мастер – класс для родителей «Прилетели снегири»

    Февраль :

    1. ООД «Тюльпаны для любимого папы» (контурная пластилинография )

    2. ООД «Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»

    3. Выставка работ для родителей «Пластилиновые фантазии »

    Март :

    1. ООД «Весенние цветы в подарок маме»

    2. ООД «Ты беги, кораблик по волнам»

    3 Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка»

    1. ООД «Веселая Хохлома»

    2. Презентация для родителей «Маленькие художники»

    1. ООД «Котенок играет с клубком»

    2. Самостоятельное художественное творчество

    «Золотой луг» (одуванчики)

    Итоговое мероприятие :

    Выставка детских работ

    Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии »

    Лариса Савчук

    В своих предыдущих двух постах я описывала, как осваивала новую для меня технику "пластилинография". А сейчас, предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги небольшой опыт обучения детей этой технике. Может кто-то из Вас найдёт для себя, что-то новое и интересное.

    МАСТЕР-КЛАСС "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

    Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе.

    1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

    2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу.



    3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

    4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

    Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.




    5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку. Вот такие первые работы у воспитанников пятого года жизни получились.



    Пластилинография на пластиковых крышечках.


    Пластилинография на цветном картоне.



    Рисунки на пластилине.


    1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.


    2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.


    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Пластилинография" в работе с дошкольниками.

    Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

    1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.

    2. Развитию творческих способностей.

    3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.

    5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

    Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

    При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

    Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии»

    1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

    2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

    3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

    4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

    5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

    6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств.

    Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

    Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

    Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

    Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

    Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

    Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

    зубчатых колесиков и т. п.

    Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

    Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

    Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

    Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

    Этапы обучения "пластилинографии"

    Подготовительный.

    Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

    Основной.

    Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

    Заключительный. Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Смешение цветов.

    При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

    пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

    Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

    Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

    1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

    2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

    Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

    При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

    Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

    Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

    Для подогрева пластилина и рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

    1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

    2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

    3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

    4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

    5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

    6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

    7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

    8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

    Спасибо за внимание!

    Похожие статьи