Педагогический проект «Мой любимый город». Средняя группа.
Педагогический проект.
Тема: "Мой любимый город".
Вид проекта:нравственно-патриотический.
Тип проекта:творческий.
Продолжительность проекта:краткосрочный.
Участники проекта:педагоги, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Возраст детей:4-5 лет.
Актуальность реализации проекта:Дети-это наше будущее, а значит -будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны понятия:страна, патриотизм, Родина. Наша задача-воспитать настоящего патриота своей страны -за ними будущее! Данный проект "Мой любимый город" поможет ребятам узнать историю своего города.
Проблема:Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут -это их Малая Родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Цель:создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Воспитывать у детей любовь к родному городу;
Сформировать у детей начальное представление об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей;
Развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
Прогнозируемые результаты:открытие с детьми своей Малой Родины;адаптация, самореализация дошкольников в городском социуме.
Реализация проекта.
Предварительная работа.
Консультация для родителей"История родного города".
Посоветовать родителям посетить с детьми те места, о которых рассказывается детям:Волжская ГЭС, площадь им. В. И. Ленина, памятник погибшим в Гражданскую и Великую Отечественную войнах, парк и ДК ВГС, стадион им. Логинова.
1) Организация предметно-развивающей среды:
Иллюстрации родного города,
Краеведческий материал,
Фото"Памятные места города Волжского,
Визитная карточка города - герб.
2) Художественно-речевая деятельность.
Чтение стихов о городе Волжском.
3) Беседа с детьми"Кто и где живёт? "
Цель:формировать у детей понятие"Малая Родина", расширять словарный запас, учить внимательно слушать и наблюдать, развивать речь и память.
4) Экскурсия на соседнюю улицу им. генерала Д. М. Карбышева.
Цель продолжать расширять кругозор детей, прививать положительное отношение к родному городу.
5) Художественное творчество детей "Мой дом".
Цель:развивать творческие способности детей, уважение к своим работам и работам сверстников.
1) Беседа с детьми "Дом, в котором я живу ".
Цель:прививать положительное отношение к родным и близким.
2) Сюжетно-ролевая игра "Экскурсия по городу".
Цель:воспитывать положительное отношение к родному городу;продолжать учить играть всем вместе, дружеским отношениям со сверстниками.
3) Беседа с детьми о достопримечательностях родного города.
Цель:расширять кругозор детей.
4) Занятие "Улицы родного города"(ИЗО деятельность"Улочки-закоулочки")
Цель:уточнить и закрепить общие представления о родном городе.
5) Развлечение.Фотоколлаж "Мы и город".
Цель: развивать творческие способности детей, прививать чувство гордости за свой город.
Продуктивная деятельность:аппликация "Мой дом", выставка рисунков "Улочки -закоулочки".
Продукт проектной деятельности: фотоколлаж "Мы и город".
Литература:
1) "Воспитание маленького волжанина" Е. С. Евдокимова,
2) "Развитие речи" В. В. Гербова,
3) "Занятия по ИЗО в детском саду" Т. С. Комарова,
4) "Занятия по ознакомлению с окружающим миром" О. В. Дыбина.
Барадавка Татьяна Валентиновна Авторы проекта : Безгачева Галина Владимировна
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный апрель - май 2015 г.
Участники проекта : воспитанники средней группы; родители воспитанников,воспитатель.
Актуальность темы.
Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная. Ж. Ренар
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям общественной жизни в настоящее время кроется в том, что наше общество потеряло главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любого государства.
Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно на прямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине».
Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном го роде. Сами родители располагают недостаточной ин формацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
ПРОЕКТ - МОЙ ГОРОД
Основная проблема:
Формирование знаний у детей о родном городе.
Цель проекта:
Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
Знакомство детей с прошлым и настоящим родного города, с основными достопримечательностями, названиями улиц. Формировать патриотические чувства.
Предполагаемый результат
Открытие с детьми своей «малой Родины», адаптация, самореализация дошкольника в городском социуме.
Этапы реализации проекта :
Выявление проблемы, формировка цели, задач.
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
Создание в группе предметно-развивающей среды.
Выполнение проекта. Практическая часть.
Итоги и презентация работы.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.
Мой город
Улицы родного города
История и современность города
Достопримечательности города
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятие: «Мой родной город».
Беседа «Город Брянск- город героев»
Создание фотоальбома: «Наш город», «Наш детский сад».
Рассматривание альбома о Брянске.
Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».
Изготовление праздничных открыток к Дню Победы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Оформление фотовыставки « Мой любимый город Брянск».
Прогулки детей с родителями по улицам города.
Консультация: «История родного города».
Консультация «Как ребенку рассказать о ВОВ»
Анкетирование родителей.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Оформить папку-раскладушку «город Брянск».
Приобрести набор открыток с достопримечательностями родного города.
Собрать материал об улицах нашего города.
Оформить альбом «Книга памяти»
Оформить альбом «Мой город».
План работы
Этапы | Формы работы | Задачи | Сроки |
1 | «Мой родной город» 1. Знакомство детей с историей города и его современностью. Дать сведения о том, почему город так назван. 2. Рассматривание иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города. 3.Занятие «Мой город» | Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Брянска. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города. Познакомить детей с историей возникновения города, его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города, чувства любви и патриотизма. | апрель |
Целевая прогулка на ближайшую улицу. 1. Создание фотоальбома «Наш город» и «Наш д/сад». 2.Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице». | Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети. Формировать умение детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи: Выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства; Планировать и контролировать этапы своих действий; Совершенствовать партнерские взаимоотношения. | Апрель-май |
|
«Город Брянск- город героев» 1. Рассматривание фотографии памятника «павшим воинам». 2. Беседа с детьми о партизанах города Брянска. 2. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне. 3. Рассматривание в книжном уголке иллюстраций об армии, военной технике. 4. Изготовление праздничных открыток к Дню Победы. | Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувства. Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные. Развивать любознательность. Воспитание уважения и любви к воинам и солдатам. Развивать творчество посредством изодеятельности (аппликацией). | ||
5 | 3. Презентация работы. Фотопрезентация. | Май. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №6 г. ТАТАРСКА
Проект «Мой город»
Воспитатель: Санькова Галина Андреевна
Проект «Мой город»
Паспорт проекта
Раздел программы. Познавательное развитие.
Участники проекта. Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель).
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: долгосрочный (6 месяцев).
Аннотация проекта. Давайте попробуем, насколько это возможно, в рамках нашего проекта, узнаем больше о земле, на которой мы живём, проникнемся в своих идеях духом патриотизма к своей малой родине. И тогда желание сделать её ещё краше и богаче, прославить своими будущими деяниями вспыхнет в каждом из нас с новой силой.
Актуальность проекта. В обществе наблюдается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа.
Многие психологи и педагоги говорят о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя окружающем мире.
Данный отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Проблема: низкий уровень знаний детей о своем городе.
Цель проекта: Формирование патриотических чувств и накопление знаний детей о своем родном городе.
Задачи проекта:
Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
Познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;
Познакомить с историческими объектами;
Познакомить с символикой города;
Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края;
Закреплять и расширять у детей знания по основам безопасности на дорогах;
Закреплять и расширять знание детей о существующем в нашем городе транспорте.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду;
Воспитывать у детей любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы родного города, формировать эстетические чувства;
Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности.
Принципы. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитываются следующие принципы:
Принцип гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы и др.
Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, с центральной детской библиотекой, музеем города, музыкальной школой и т.п.
Принцип наглядности.
Принцип развивающего обучения.
Предполагаемый результат
Дети должны знать:
домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, дорожить своей семьей);
место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду);
основные правила безопасности на дороге;
основные виды транспорта, которые есть в нашем городе, их значение;
какие памятники есть в нашем городе, в честь кого они поставлены;
символику города;
как называется главная улица нашего город, улица на которой расположен детский сад; названия главных социальных объектов города (их значимость);
какие ближайшие социальные объекты находятся вблизи детского сада;
дети должны знать природу родных мест, бережно относиться к ней;
Родители:
Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок;
Повышение интереса к работе в ДОУ.
Воспитатели:
Разработка содержания и активное руководство проектом будут способствовать накоплению знаний детей о своем родном городе и формированию патриотических чувств;
Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.
План проведения проекта:
Подготовительный этап
Практическая деятельность
Презентация
Схема осуществления проекта
На 1 этапе проекта вела поисковую работу по подбору материала по данной теме. Определила цель и задачи проекта, составила план. С использованием игровой ситуации сформулировали перед детьми задачу. К нам в группу приходит Незнайка из Солнечного города и рассказывает детям о своем городе. Незнайка задает вопросы детям о городе, в котором они живут, но, к сожалению, дети знают о нем очень мало. Я пригласила прийти Незнайку к нам еще раз, через полгода, а мы с ребятами постараемся узнать о своем городе много интересного и обязательно ему расскажем.
Была проведена диагностика детей по данной теме. Результаты показали низкий уровень знаний у детей о своем городе.
Проведено анкетирование родителей по данной теме. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Отчасти эту работу я проводила через детей. Родителям было предложено вместе с детьми сделать генеалогическое древо семьи; принять участие в оформлении альбома «Туристические прогулки по городу»; «Профессия моих родителей; оформлении стенда «Я и мой город»; выращивание комнатных цветов для группы.
Итогом 1-го этапа стал план-схема проекта, перед детьми поставлена проблема, которую предстоит решить.
На 2 этапе проекта для реализации поставленных задач, работа проходила через все виды образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, трудовая деятельность, музыкальное развитие, физическое развитие, здоровье.
В своей работе применяла самые разнообразные формы работы с дошкольниками: экскурсии, беседы, словотворчество, рассказ, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые, дидактические игры, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование) и др.
Создана предметно-развивающая среда: стенд в группе по нравственно-патриотическому воспитанию; изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм; разработаны альбомы («Мой город Татарск», «Памятники города», «Растительный и животный мир родного края»); подборка художественной литературы.
Совместно с родителями оформлены альбомы: «Я гуляю по городу», «Профессия моих родителей», стенд в приемной «Я и мой город».
С детьми читали различные произведения о семье, о городе, природе, транспорте, защитниках Отечества, армии.
Дети рассказывали о своей семье по изготовленным вместе с родителями генеалогическим древам.
К нам в группу приходили гости: повар детского сада, медицинская сестра,
ветеран ВОВ, папа Никиты Б. с рассказом о своей работе пожарного, папа Димы Д. с рассказом о своей работе машиниста, папа Алены Г. С рассказом о своей работе шофера.
Совершали экскурсии и целевые прогулки: в библиотеку, музыкальную школу, музей, Дом Культуры, спортивный комплекс «Космос», к памятникам, к проезжей части.
Итогом 2-го этапа явилось то, что у детей сформировались знания о своем городе, растительном и животном мире родного края; появился интерес к своему городу. Совместная деятельность родителей и детей обогатило общение между ними и доставило радость.
На 3 этапе состоялась открытая презентация проекта (Приложение №1).
В гости к детям приходит Незнайка. Дети совершили вмести с ним увлекательную «экскурсию по родному городу». Дети читали стихотворения о своем городе, рассказали об улицах, домах, важных социальных объектах, транспорте. Показали знания о правилах безопасного поведения на дороге. Дети чувствовали себя комфортно и непринужденно.
Результаты работы над проектом:
Проект «Мой город» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Установлены партнерские отношения с родителями. Опыт работы представлен коллегам.
Для выявления результативности опыта работы по проекту и анализа конечных результатов усвоения детьми предлагаемого материала, дети были продиагностированы по разработанным материалам в сентябре 2012г и феврале 2013г.
Уровень усвоения предлагаемого материала по критериям определялся на основе бесед с детьми, а также анализе детских работ, наблюдения за детьми во время занятий, в свободных видах деятельности.
Результаты диагностики подтвердили эффективность влияния проектной деятельности, уровень знаний детей по ознакомлению с родным городом Татарском значительно вырос. Отмечена положительная динамика по всем показателям.
Сравнительная диаграмма уровней знания: об улицах города, памятниках, достопримечательностях, транспорте города и природе родного края показывает, что процент детей с высоким уровнем увеличился на - 25%; со средним на – 23%; процент детей с низким уровнем снизился на - 48%. (Приложение №8).
А также проделанная работа оказала влияние на общее развитие детей, на формирование ключевых компетенций дошкольников и на выполнение общей образовательной программы детского сада. Высокий уровень программы составил 47,5%. (Приложение №9).
Библиографический список
Литература
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., «Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет» - М., 2007;
Алешина Н. В., «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., 2007;
Алешина Н. В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., 2008;
Казаков А. П., Шорыгина Т. А., «Детям о Великой Победе» - М., 2007;
Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду». Для работы с детьми 3-7лет;
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» - М., 2009;
Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» (средняя группа). – «ВАКО» 2009;
Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Волгоград, 2007;
Самолдина К.А., Маркова Е.П. «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» - Новосибирск, 2007;
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду» (средняя группа) – М.,2011;
Воспитатель (1/2008) «Люби и знай свой родной край»;
Воспитатель (5/2009) «Город в котором я живу»;
Воспитатель (9/2010) «Любовь к родному краю»;
Воспитатель (4/2010) «Программа патриотического воспитания»;
Воспитатель (7/2010) «Воспитываем любовь к родному краю»;
Воспитатель (2/2011) «Формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию вне занятий»;
Дошкольная педагогика (2/2009) Проект «С чего начинается Родина»;
Дошкольное воспитание (7/2010) «Патриотическое воспитание».
Приложения к проекту
Открытая презентация проекта «Экскурсия по городу».
Анкета для родителей.
Консультация для родителей о воспитании у детей любви к родному краю.
Герб Татарска.
Целевая прогулка «Улицы нашего города».
Конспект прогулки «К мемориальному комплексу».
Диагностика.
Результативность выполнения общей образовательной программы детского сада.
Фотогаллерея.
Приложение 1
Презентация проекта «Экскурсия по городу».
Интеграция образовательных областей
Здоровье: дыхательная гимнастика
Безопасность: закрепление безопасного поведения на улице.
Труд: закрепление знаний детей о профессии дворника; воспитание положительного отношения к трудовой деятельности.
Познание: систематизирование знаний детей о своем городе (гербе города, улицах, домах, главных социальных объектах, существующем в городе транспорте).
Социализация: развитие умения работать в коллективе, уважительное отношение к своему городу, к людям, которые в нем живут.
Коммуникация: развитие выразительности речи при чтении стихотворений, связной речи при ответах на вопросы.
_________________________________________________________________
В: Ребята, я хочу сегодня вас пригласить на экскурсию по нашему городу, но на чем мы отправимся? Конечно, лучше всего будет, если мы поедем на автобусе. Мы отправимся с вами не одни, я пригласила к нам сегодня Незнайку из Солнечного города.
Входит Незнайка.
Н: Здравствуйте ребята, я же вам обещал, что я к вам обязательно еще приду.
В: Да Незнайка, а мы обещали, что узнаем много нового о своем городе и тебе расскажем . Незнайка, а что это у тебя в руках?
Н: Это герб нашего города.
В: Ребята, а у нашего города есть герб? Конечно, есть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи герб по памяти».
Н: Молодцы ребята, а я вижу, что вы куда-то собрались?
В: Мы собирались на «экскурсию» по нашему городу, и ребята приглашают тебя с нами. Но сначала нам расскажет Максим стихотворение о нашем городе.
Нынче люди, словно птицы,
Улетают за границы.
Только я, Татарск родной,
Остаюсь навек с тобой.
Не смогу я без друзей,
Без берез, без тополей,
Без всего, что сердцу мило,
И зовется край любимый.
В: Ребята, в городе существуют определенные правила, которые должен соблюдать каждый житель.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход. (Даша)
В: А теперь скажите мне, какие правила дорожного движения вы знаете?
В: Ну раз правила поведения на дороге вы знаете, тогда отправляемся.
Дети садятся в «автобус»
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
I Остановка «Улица».
В: Ребята, где мы сейчас находимся? (на главной улице города). А как она называется?
А скажите мне какие важные и интересные учреждения можно увидеть на этой улице?
В: А в нашем городе только одна улица или много? На каких улицах живете вы? А на какой улице стоит наш детский сад? Ну, молодцы!
В: Какие дома можно увидеть в нашем городе? В каких домах живете вы?
В: Ребята, а в нашем городе чисто? А кто следит за чистотой улиц в городе?
В: Правильно, дворники. Работа дворника нелегкая, летом убирает он мусор с улиц города, а зимой еще и чистит снег возле подъездов. А как вы думаете,
нужны ли люди такой профессии нашему городу? Что случится. Если улицы нашего города никто убирать не будет? Как появляется мусор на улицах нашего города? Все профессии нужны, и профессия дворника тоже. Народная мудрость гласит «Чисто не там где убирают, а там где не сорят». А как вы поступаете, если вам нужно избавиться от мусора?
Пусть наш город будет всегда чистым и красивым. А нам пора отправляться дальше.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
II Остановка «Светофор».
Стихотворение «Светофор» (Никита Б.)
В: Куда мы с вами приехали? А на какой улице находится светофор?
Если бы сейчас загорелся зеленый цвет светофора, можно было бы переходить дорогу? Молодцы.
В: А как называется место, по которому можно перейти дорогу?
На улице пешеходам и водителям, также помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге.
Давай те поиграем с вами в игру, которая называется « Собери и назови дорожный знак».
В: Молодцы ребята, справились с заданием. Поехали дальше.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
III Остановка «Транспорт».
В: Ребята, а как можно назвать эту остановку? Правильно, наша следующая остановка называется «Транспорт».А каких звуков больше всего на улице? Больше всего слышны звуки городского транспорта. Как называется дорога, по которой ездят машины?
В: По этой дороге можно ходить? Почему? А сейчас я вам буду показывать картинки с транспортом, а вы мне его называйте.
Весь этот транспорт можно встретить на улицах нашего города. У нас можно встретить и легковой транспорт и грузовой. Как называют людей, которые управляют транспортом? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? Значит, по городу ездит грузовой, пассажирский, легковой транспорт. Машины «скорой помощи», пожарной части, милиции – это какой транспорт? Если эти машины едут с включенной сиреной, значит что - то случилось, и все другие машины должны уступить им дорогу.
В: Ой ребята, кажется, у нашего автобуса спустилось колесо, для того чтобы
накачать колесо нам потребуется насос.
Дыхательная гимнастика «Насосик»
Поставьте руки на пояс, слегка присели – вдох, выпрямились – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. (3-4раза)
В: Молодцы, наше колесо в порядке занимайте свои места, можно отправляться дальше.
IV остановка «Библиотека».
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
В: Как называется наша следующая остановка? А зачем нам нужна библиотека? Библиотека – это дом для книг. В библиотеке работают люди, профессия которых как называется? Каждый человек может прийти в библиотеку, записаться и взять нужную книгу домой почитать. Ведь книги сейчас стоят очень дорого, и не каждый может их купить. Но если ты взял книгу домой почитать, то обращаться с ней нужно очень аккуратно, ведь эту книгу захотят прочитать еще много людей. А вы были в библиотеке, вам там понравилось?
В: Ну а теперь нам пора уже возвращаться в детский сад.
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Стоп! Машинам красный свет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за место перед вами?
Отвечайте быстро сами.
V Остановка «Детский сад».
Н: Ребята, мне так понравился ваш город. Вы, и правда, узнали очень много интересного о своем городе. Но мне уже пора к себе домой, я очень соскучился по своему городу. Ведь я его так люблю. А вы, ребята, любите свой город? А давайте друг другу пообещаем, что будем заботиться о своем городе.
В: Незнайка, приезжай к нам еще, мы еще все вместе сходим на экскурсию, в другое место. Наши ребята очень любят экскурсии и будут рады видеть тебя еще.
Н: Конечно приеду. До свидания, ребята.
Итог занятия
В:
Ребята, вам понравилась наша «экскурсия»? А кто к нам сегодня приходил? Что вам особенно запомнилось? Что нового вы сегодня узнали?
Приложение 2
Анкета для родителей
1 . Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2 . Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой города, достопримечательностями, профессиями города, улицами и т.д.?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Приложение 3
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 4
Консультация для родителей
о воспитании детей любви к Родному краю.
Ващенко В. А.Библиографическое описание статьи:
Ващенко В. А. Проект образовательной деятельности в средней группе по теме: «Мой город. Моя улица. Мой дом» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 29. – ART 132273. – URL: http://www..htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
Аннотация:
Тема выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Актуальность темы в том, что дом - это многогранное понятие. Дом - это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом - это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Родным домом мы называем и место, где родились и выросли. Дом - это малая Родина, наш родной край, родной город. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения (дом, двор, улица) позволяют показать малышу, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом. Эта тема понятна и доступна детям. Она несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры
МДОУ детский сад№7
г.Весьегонск
Краткосрочный проект средняя группа
Воспитатели: Гнедина Ю.М
Кириллова Е.Н.
2017г.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни
Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней.
Д.С. Лихачев
Духовно – нравственное патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Тип проекта: краткосрочный, творческий
Длительность проекта: 1 неделя (с 2.10 по 13.10) Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Целевая группа: дети 4 -5лет. Вид проекта: групповой.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Оборудование и материалы:
1.Подбор литературы;
2.Подбор произведений русского народного творчества;
3.Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
4.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
5.Дидактические игры;
6.Выставки книг, рисунков, поделок;
7.Создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты).
Цель проекта: Проект направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
- дать первоначальное знание о родном городе, о нашей стране, воспитывать любовь к родному городу, к своей «малой родине», к нашей стране. Развивать чувство гордости за свою страну, желание сохранить планету красивой и чистой.Задачи для детей:
- Выявить проблему и найти способы её решения.
-Закрепить представления о родном городе, его достопримечательностях, своих улицах, различных домах;
- Познакомить с объектами, построенными в городе для детей;
-Закрепить знания о столице нашей Родины.
-Воспитывать бережное отношение к окружающей природе нашей планеты.
для педагогов:
- оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения;
- развивать навыки коммуникативного и социального общения;
- вызвать у детей интерес к родному городу Весьегонск;
- воспитывать в детях нравственные ценности и чувство гордости за свою Родину;
- развивать познавательную активность дошкольников;
- привлекать родителей к участию в проекте;
- налаживать конструктивное и творческое взаимодействие с семьями воспитанников;
- Обеспечить запоминание символов государства (герб, флаг, гимн) ;
-Содействовать развитию интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
-для родителей
- Помочь детям достичь положительных результатов.
- Участие родителей в оформлении стенда «Мой город Весьегонск»
ПРОБЛЕМА:
Недостаточное использование на современном этапе нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Постановка проблемы: «Почему наш город назвали Весьегонск», «На какой улице я живу», «Как называется моя страна и главный город страны». Расширить знания детей о родном городе через беседы, проведение развлечения. Распределение информации по разным направлениям. Организовать сбор информации в виде стенда.
Этапы проекта: Провести экскурсию по зданию детского сада. Провести экскурсию по территории детского сада.
Подбор картинок о Весьегонске, Москве.
Просмотр презентаций на тему: « Мой город Весьегонск», «У моей России длинные косички», «Москва – столица России», «С чего начинается Родина?».
Проведение дидактических игр.
Выставка (в группе) книг на тему «Моя родина, моя страна».
Подготовить консультацию для родителей на тему «Воспитание любви к родной стране».
Подведение итогов проекта: Выставка рисунков, творческой деятельности детей совместно с родителями: « Мой город, моя страна» Планируемые результаты: ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, объектов природы (растения, животные); участвует в наблюдениях; имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; пытается отражать впечатления в речи и продуктивной деятельности; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной игре, умеет делиться со своими впечатлениями со взрослыми, может принимать участие в беседе; уметь узнавать и называть достопримечательности своего города.
Ресурсное обеспечение:
книги
фотоальбомы, буклеты
атрибуты для сюжетно-ролевых игр
художественные произведения и материалы
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной взросло – детской деятельности.
Разделы работ
Образовательная деятельность Основное содержание
Познание (окружающий мир)
Тема: «Где мы живём?»
«Назови свою улицу»
Конструирование- «Город будущего», «Улицы нашего города», «Кремлёвские башни», «По замыслу».
Речевое развитие: «Мой город Весьегонск», «Моя улица», «Где я побывал в Москве», «Рассказ на заданную тему».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Найди отличия»
«Кто быстрее соберёт» (флаг из пазлов)
Художественное творчество
Рисование – «Рисование флага России», «Дом в котором я живу, «Рисование по замыслу»; «Русская берёзка».
Лепка - пластилинография флага, берёзки.
Аппликация- нетрадиционный вид деятельности -аппликация флага из салфеток, «Самый лучший дом»
Беседы «Назови свой домашний адрес», « Наш любимый детский сад»,
«Путешествие по улице, где я живу», «Мой любимый город!», «Столица России - Москва», «Белый, синий, красный», «Россия – моя Родина», «Наши защитники». Беседы о безопасности: «Правила безопасного поведения во время путешествия с родителями».
Беседа по иллюстрации:
«Семья дома», «Дома в нашем городе!»
Рассматривание фотографий города Весьегонск, Москвы.
Чтение художественной литературы Стихотворение «Кремлёвские звёзды» - С.Михалков
«Лучше нет родного края» - П.Воронько
«Флаг России»- В.Степанов
Рассказы: Моя страна детства.
Рассказ Пришвина «Моя Родина»
Ознакомление с художественной литературой: Чтение рассказов В. Драгунского «Денискины рассказы»; «Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино" (беседа о справедливости сказочного государства), С. Баруздин «Главный город», Знакомство с поговорками и пословицами о Москве.
Чтение стихотворений: А. Барто “Песенка о Москве”. И.Векшегонов “Москва”, Н.Осипов “О гербе, флаге, гимне”, Н. Кончаловский «О Москве», А. Митяев «Кто нужнее», А. Барто «На заставе». Чтение и заучивание пословиц, поговорок о Родине, народных примет
Отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края, о предметах быта современных и старинных.
Коммуникация Рассматривание картинок на тему «Дома – они такие разные»
Сюжетные картинки на тему «Мой город»,
«Город Весьегонск», «Москва-столица России»,
Флаг России, Экскурсия по детскому саду, по территории детского сада»
Фотовыставка «Мой город Весьегонск»
Художественное творчество Раскраски «Дома», «Деревья», «Машины», "Флаг России".
Игровая деятельность Дидактические игры и упражнения
Д/и «Найди предмет по описанию», «Найди отличие» «Вспомни и назови», «Исправь предложения», «Составь рассказ по плану о своём городе»
Упражнения: «Назови ласково», «Скажи наоборот» «Вспомни и назови».
Пальчиковая гимнастика: « Мы по городу шагаем»
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль», «Беги к дереву»
М.п.и «Зайка в гости собирался», М.п..и «Беги ко мне» Речевая подвижная игра:»На экскурсию мы едем» Физминутка: «Город»
Сюжетно - ролевые игры: «Семья»; «Больница»; «Путешествие по любимому городу».
С/р игра «На экскурсии»
Игровая ситуация «Что делать, если ты потерялся в городе»
Игровая ситуация «Домик для кукол» (строим из кубиков)
Игра -ситуация «Встречаем гостей – угощаем чаем»
Настольные игры
Н.игра «Собери свой дом»
Н.игра «Большие и маленькие дома»,
«Сложи картинку», «Что перепутал художник»,
Театрализованная игра
Театрализованная игра «Теремок»
Игры с конструктором: пазлы, кубики – картинки, строитель.
Наблюдения За птицами, транспортом, небом, деревьями, прохожими людьми, природными явлениями, за домами в нашем городе.
Двигательная деятельность.
Слушание песен
Экскурсии Здоровье и физическое развитие: утренняя гимнастика, импровизация на тему «Богатыри», физические упражнения на прогулке.
Игры народные: «Ручеек», «Горелки», «Жмурки с колокольчиком», «Каравай», Хоровод «Шла коза по лесу».
«С чего начинается Родина?», « У моей России длинные косички»
из мультфильмов: «Летучий корабль», «Бременские музыканты».
о ВОВ, о Родине, стране, разучивание русских народных песен.
к памятникам города, к Вечному огню.
Работа с родителями: Родителям предлагается:
1. Помочь детям разучить стихи.
2. Посетить с детьми достопримечательности города.
3. Информация для родителей: «Как знакомить детей с символикой России», «Что мы знаем о родной стране».
4. Рекомендации «Прочитайте детям» (список произведений о Родине).
5. Принести фотографии для оформления альбома «Любимые места нашего города».
6. Проведение открытого мероприятия с приглашением родителей: « »
7. Привлечь родителей к участию в познавательном проекте «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»
8. Конкурс семейного рисунка: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета».
9. Консультация для родителей: «С чего начинается Родина».
Подведение итогов проекта: Выставка рисунков - творческой деятельности детей совместно с родителями: « Мой дом, мой город, моя страна, моя планета».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данного проекта.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.