• Материалы и их свойства для детей. Конспект нод по фцкм «материалы и их свойства» для детей младшего дошкольного возраста. Свойства наглядных материалов

    01.08.2020

    Фетисова Анастасия Александровна

    Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

    Фетисова А.А. Знакомство детей со свойствами ткани: конспект непосредственно образовательной деятельности // Совушка. 2017. N1(7)..05.2019).

    Конспект НОД в младшей группе «Знакомство детей со свойствами ткани»

    Образовательная область: познавательное развитие.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

    Вид: интегрированный.

    Формы организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

    Формы организации: группа.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    Познакомить детей с различными свойствами ткани;

    Развивать связную речь;

    Учить детей выделять существенные признаки ткани.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать культуру речевого общения;

    Прививать бережное отношение к одежде, не пачкать, аккуратно складывать.

    Словарные задачи:

    Активизировать словарь;

    Уточнять и закреплять новые слова (однотонный, шероховатый, разноцветный, прочная);

    Обобщать словарь.

    Материал и оборудование:

    У детей лоскутки разных видов ткани;

    Таз с водой;

    Бумажные полоски на каждого ребенка.

    Ход непосредственно образовательной деятельности:

    Дети сидят полукругом перед воспитателем.

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. На улице прохладно, и она надела пальто и платочек.

    Воспитатель:Давайте рассмотрим, какое пальто у Кати. Из чего оно сшито?

    (Из ткани)

    Воспитатель: Потрогайте ткань. Скажите, какая она?

    (Толстая, шершавая)

    Воспитатель: Как вы думаете, почему пальто сшито из толстой ткани?

    (Чтобы не было холодно).

    Воспитатель: А какого цвета ткань?

    (Черного)

    Воспитатель: Да. Ткань одного цвета, а еще говорят - одного тона или однотонная. Повторите все вместе это слово.

    (Дети повторяют новое слово хором и индивидуально).

    Воспитатель: А сейчас поможем Кате снять пальто. Посмотрите, какое у нее красивое платье! А какого цвета ткань на платье.

    (Красного, синего, белого, розового).

    Воспитатель: Да. Ткань разного цвета, а еще можно сказать - разноцветная.

    (Повторить новое слово хором и индивидуально).

    Воспитатель: А теперь рассмотрим Катин платочек. Он из чего?

    (Из ткани).

    Воспитатель: Что вы можете сказать об этой ткани?

    (Синяя, белые горошки).

    Воспитатель: О такой ткани можно сказать - синяя в белый горошек. А еще у Кати в кармане есть красивый платочек. Посмотрите, из какой он ткани, как о такой ткани можно сказать?

    (Полосатая).

    Воспитатель: Да. Ткань полосатая или ткань в полоску.

    Воспитатель: Вот какая бывает ткань. Катя принесла вам много лоскутков ткани. Они лежат на двух маленьких столиках. Сейчас подойдете к столикам, возьмете по одному лоскутку с каждого столика и сядете за свои столы.

    (У всех детей должно быть по два лоскутка ткани).

    Воспитатель: Посмотрите внимательно на свои лоскутки, найдите среди них однотонную ткань и поднимите ее вверх.

    Воспитатель: Дима, какого цвета у тебя ткань?

    (Желтая, однотонная).

    (Спросить двух-четырех детей, добиваясь употребления нового слова «однотонный»).

    Воспитатель:Ребята, посмотрите на лоскутки друг у друга. Они одного цвета?

    (Нет. Лоскутки все разного цвета, но они однотонные.)

    Воспитатель: А теперь посмотрите на другой лоскуток у вас на столе. Можно о нем сказать, что он однотонный?

    Воспитатель: Миша, у тебя какой лоскуток?

    (Красный, а горошек белый).

    Воспитатель: Да, а можно сказать красная ткань в белый горошек. Повтори.

    Воспитатель: А у Насти другой лоскуток. Расскажи нам Настя о своей ткани.

    (Белая с цветочками).

    Воспитатель: Правильно. О такой ткани можно сказать, что ткань в цветочек. Повтори.

    Воспитатель: Вот какие разные лоскутки: однотонные, в горошек, в цветочек.

    Воспитатель: А сейчас потрогайте сначала один лоскуток, потом другой и покажите мне лоскуток из толстой ткани.

    (Дети показывают лоскуток из толстой ткани).

    Воспитатель: А теперь из тонкой ткани.

    (Дети показывают лоскуток из тонкой ткани).

    Воспитатель: Проведите рукой по ткани. Скажите, у кого ткань гладкая, а у кого шероховатая?

    (Спросить несколько детей. Особое внимание уделить на то, чтобы дети называли слово шероховатая).

    Воспитатель: У вас на столе лежат полоски из бумаги. Возьмите их в руки и потяните за концы. Что произошло с бумажными полосками?

    (Они порвались).

    Воспитатель: Почему бумажные полоски порвались?

    (Потому что бумага непрочная).

    (Повторить слово «непрочная» несколько раз).

    Воспитатель: А теперь потяните тонкие лоскутки ткани. Они порвались?

    Воспитатель: Почему ткань не порвалась?

    (Потому что ткань прочная).

    Воспитатель: Да. Ткань прочная.

    (Повторить это слово несколько раз).

    Воспитатель: А сейчас подойдите к моему столу. Что вы видите?

    (Тазик с водой).

    Воспитатель: Я опускаю в воду кусочек бумаги и лоскуток из ткани. Давайте посмотрим, что с ними произойдет. Обратите внимание - бумага и ткань намокли, но что произошло с бумагой?

    (Она расползлась).

    Воспитатель: А ткань?

    (Намокла).

    Воспитатель: Правильно. Она высохнет и останется такой же, как была.

    Воспитатель: А теперь садитесь за свои столы.

    Воспитатель: Давайте вспомним, что же мы с вами сегодня узнали о ткани.

    (Перечисление детей: ткань может быть однотонная, в цветочек, в горошек. Ткань может быть толстой и тонкой. Ткань может быть гладкой и шероховатой. Ткань - прочный материал).

    Воспитатель: Что можно делать с тканью?

    (Ткань можно стирать, гладить, резать, шить).

    Воспитатель: Люди знают все свойства ткани и используют их: они шьют из ткани разную одежду - зимнюю, летнюю.

    Воспитатель: Что еще люди делают из ткани?

    (Постельное белье, полотенца, занавески).

    Воспитатель: Посмотрите на свою одежду. Она у всех из разной ткани. Что вы можете рассказать о ткани, из которой сшита ваша одежда?

    (Опрос нескольких детей).

    Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами поиграем. Кто знает, где шьют одежду?

    (В ателье).

    Воспитатель: Вот и у нас сегодня открывается ателье. Сначала вы подумайте, что вы хотите сшить. Потом подумайте, какая ткань подойдет к вашей одежде. Когда выберете, подойдете ко мне и мы вместе решим, подходит вам выбранная ткань или нет.

    Перечни материалов для организации продуктивных видов деятельности, их основные свойства и качества, позволяющие их использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, описаны в работах Т. С. Комаровой, В. Б. Кос- минской, Н. Б. Халезовой, Н. Л. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной (материалы для изобразительной деятельности), Л. С. Барсуковой, Л. В. Куцаковой (оборудование для трудовой деятельности), Л. А. Парамоновой (современные конструкторы) и др. Знание особенностей того или иного материала позволяет педагогу сознательно, педагогически обоснованно использовать его в образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и возможностей материала.

    Оборудование для рисования. В изобразительной деятельности дошкольников применяются гуашь, акварель, сангина, пастель, графитные и цветные карандаши, фломастеры, угольные карандаши и др.

    Гуашь - густая, кроющая, непрозрачная краска. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и при высыхании светлеет. Рисовать этой краской намного легче, чем акварелью, так как она не растекается и в силу своей кроющей способности позволяет вносить различного рода исправления, поэтому гуашь - первая краска, с которой знакомят детей. Важно, что гуашь легко ложится на тонированную бумагу.

    Акварель. Ее основное свойство - прозрачность кроющего слоя. Техника использования акварели достаточно сложная, поэтому эту краску используют только с детьми старшей и подготовительной групп (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Хале- зова). При наложении одного цвета на другой происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. По причине прозрачности акварель рекомендуется наносить в основном на чистый белый фон бумаги.

    Пальчиковые краски - применяются для изобразительной деятельности и «мараний» с детьми раннего, младшего дошкольного и даже младенческого возраста. Основная задача - создание эмоционально положительного отношения к рисованию, настроения, интереса к появлению изображения, сформировать первичные представления о цвете.

    Цветные карандаши используются в образовательной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста. Они имеют толстые стержни, поэтому относительно легко оставляют яркий цветной след на бумаге и закрашивают ее поверхность. Основная трудность в работе цветными карандашами состоит в том, что при сильном нажиме их стержни сильно крошатся и ломаются, их слой плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Карандаши, в отличие от фломастеров, гораздо дольше хранятся и не высыхают, поэтому они широко применяются в практике детских садов.

    Фломастеры. В перечне материалов и оборудования для детского сада Т. Н. Доронова и Т. С. Комарова рекомендуют использовать фломастеры начиная с младших групп. Их преимущества состоят в возможности получения яркой цветовой линии при минимальном нажиме, даже с очень низкой степенью развития мелкой моторики рук. Основной недостаток современных фломастеров - изменчивость цветового оттенка (например, черный фломастер может иметь синий оттенок) в зависимости от степени высыхания.

    Шариковые цветные ручки имеют те же преимущества, что и фломастеры, с ними легко работать, получая очень тонкий цветовой след.

    При выборе фломастеров и шариковых ручек необходимо руководствоваться следующими правилами, вытекающими из анатомофизиологических особенностей детей. Во-первых, следует подбирать материалы небольшого веса и диаметра. Шариковые ручки выбираются с прорезиненной зоной захвата, которая защищает пальцы ребенка от мозолей и не позволяет пишущему инструменту выскальзывать. Кроме того, такая прорезиненная зона препятствует соскальзыванию пальцев ребенка близко к пишущему модулю. В случае неправильного захвата ребенок не видит, что выходит из-под его пера, что вынуждает его наклоняться слишком близко к бумаге и приводит к нарушению осанки и ухудшению зрения.

    Восковые мелки изготовлены на основе полимерных восков, в основном натуральных наполнителей и пигментов, за счет этого достигается насыщенность и сочность цветов. Восковые мелки имеют ряд преимуществ: они самозатачиваются, их можно использовать до последнего сантиметра, штрихи свободно наносятся и на гладкую, и на шероховатую поверхность, а также свободно стираются ластиком. Кроме этого, в процессе рисования руки не окрашиваются, даже если используется боковая поверхность карандаша.

    Графитные карандаши, как правило, мягкие, используются для рисования в старшей и подготовительных группах для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов: человека, животных, транспорта (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова). Основное преимущество графитного карандаша - легкость исправления рисунка с помощью ластика и незаметность изображения под кроющей краской.

    Сангина представляет собой красно-коричневые карандаши разных оттенков, имеющие широкий фактурный мазок. Сангина позволяет добиться большой выразительности рисунка при изображении веток, деревьев, животных, человека.

    Пастель - искусственный материал, позволяющий передать мягкие переходы оттенков разных цветов. Пастель дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется.

    При рисовании пастелью и сангиной необходимо закрепление, так как материалы на бумаге держатся непрочно. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок слегка подмывается набранной на кисть водой.

    По мнению Т. С. Комаровой, в работе с детьми нельзя отдавать предпочтение одному какому-либо материалу, «в том случае, когда отработке техники рисования одним инструментам уделяется больше внимания, а другим - меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Так, если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда-обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними» .

    В зависимости от образовательных задач в ДОО используется бумага различных цветов , размеров , плотности и др. Акварель, например, лучше ложится на ватман или полуватман, легкотонированную бумагу. Для рисования угольным карандашом, пастелью, цветными восковыми мелками применяют тонированную и цветную бумагу мягких оттенков.

    В изобразительной деятельности дошкольников используются беличьи , колонковые и синтетические кисти. Колонковые кисти отличаются упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Беличьи кисти характеризуются большой мягкостью и эластичностью. Размер кисти зависит от возраста ребенка. Так, в младшем возрасте детям рекомендуется давать кисти среднего размера, в старшем дошкольном возрасте детям даются кисти двух размеров: маленькие для изображения мелких деталей и крупные для рисования крупных частей и закрашивания рисунка.

    Для организации изобразительной деятельности детям в равной мере необходимы и другие материалы: салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, сложенные вдвое для осушения кисти после промывания, емкости для промывания кисти от краски (0,5 л), подставки для кистей, палитры и пр.

    По мере овладения детьми техникой работы с различными материалами целесообразно подводить их к осознанному выбору материала для рисования. По мнению Т. С. Комаровой, можно смешивать различные техники, но важно сначала обучить детей одной технике, а потом уже знакомить с другой, подчеркивая отличия от уже знакомой . Например, работая пастелью поверх акварели, можно нарисовать туман или дождь. Неплохое сочетание дают акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры.

    В последнее время в работе с дошкольниками распространение получают нетрадиционные изобразительные техники. Так, в исследованиях Т. Г. Казаковой, В. А. Езикеевой, Г. Г. Григорьевой, В. Н. Белкиной, Г. В. Петуховой и других показаны возможности обучения детей техникам изобразительной деятельности. Они позволяют детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Нетрадиционные изобразительные техники делают процесс изображения еще более творческим, позволяют реализовывать самые разные изобразительные замыслы, формируют способность нестандартного мышления, дают ребенку ощущение наслаждения от своего труда.

    Оборудование для лепки. В качестве материала для лепки во всех возрастных группах детского сада традиционно используется пластилин , а также недавно появившиеся в продаже материалы, такие как полимерная глина , шариковый пластилин , масса для лепки , воск и вощина , глина для лепки и др.

    В традиционном издании 1980-х гг. Н. Б. Халезовой, II. А. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной указывалось, что глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно .

    Использование небольших кусочков цветного пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет как дополнительное изобразительное средство часто отвлекает детей от изображения основного - формы.

    В последнее время выбор материала для лепки значительно увеличился. Например, появился восковой пластилин, который является более мягким, а значит, может использоваться в лейке детьми младшего дошкольного возраста, а не только в старших группах.

    Использование новых материалов имеет свои преимущества перед традиционными. К примеру, полимерную глину можно запекать, и она при этом не теряет цвет и форму. Есть также глина, которая засыхает на воздухе, сохраняя заданную форму. Шариковый пластилин в силу своей необычности привлекает дошкольников. Он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями.

    Воск и вощина как натуральные материалы являются экологичными и безопасными. Однако их применение рекомендуется в основном в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста для ленки простых форм, поскольку у детей после пяти лет возникает необходимость создавать мелкие детали, украшающие изделие.

    Во всех возрастных группах в качестве материала для лепки применяется соленое тесто, мягкость которого можно регулировать самостоятельно.

    К оборудованию для лепки также относятся каркасы , стеки , доски или поворотные станки и др.

    Материалы для аппликации. Для организации работы по аппликации в младшей группе в большей части используются готовые формы для выкладывания и наклеивания, клей ПВА, щетинные кисти для работы с клеем, розетки и пластины для намазывания форм клеем. Начиная со средней группы, детей учат работать ножницами с тупыми концами. Кроме того, значительно разнообразнее становятся сорта, цвета и форма бумаги: матовая и глянцевая, альбомная и для офисной техники «Снегурочка». В старшем дошкольном возрасте детям дают фактурную, с неровно окрашенной поверхностью бумагу, что позволяет добиться цветовой выразительности в аппликации.

    Материалы для конструирования. Начиная с младшего дошкольного возраста, с детьми ведется образовательная деятельность по развитию конструктивных способностей, включающая умение создавать различные постройки из строительного материала, сочетая геометрические фигуры по форме, цвету, расположению на плоскости; дети познают конструктивные свойства деталей, учатся украшать постройки разными игрушками, использовать конструкции в сюжетных играх.

    Л. А. Парамоновой апробированы различные современные конструкторы, разработана методика проведения занятий с их использованием в разных возрастных группах. Рекомендации, разработанные Л. А. Парамоновой, можно применять при выборе любых современных конструкторов.

    Для младшего дошкольного возраста автором рекомендованы «Стандартный комплект кирпичиков», состоящий из множества ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму; набор, включающий иные детали, такие как домашние животные, человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками .

    В старшем дошкольном возрасте для сюжетного коллективного конструирования автором рекомендуются дополнительные тематические наборы типа «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др. Детям седьмого года жизни (и далее) одновременно с рассмотренными выше предлагаются конструкторы, стоящие из большего количества деталей, с более сложными способами их крепления друг к другу.

    Ценность данных конструкторов состоит в возможности получения разнообразных объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Таким образом, названные конструкторы можно назвать полифункциональ- ными.

    В старшем дошкольном возрасте детям с шести лет целесообразно также предлагать и крупногабаритные пространственные пластмассовые конструкторы фирмы для самостоятельной деятельности. Интересно, что в данных конструкторах часто наряду с крупными деталями есть их копии в значительно уменьшенном виде, что позволяет детям сначала потренироваться и «отработать» свои замыслы путем моделирования из мелких деталей.

    В последнее время большой популярностью пользуются полимерные {мягкие) конструкторы , а также магнитные конструкторы. Оба этих варианта конструкторов привлекают внимание детей своей необычностью, а последний - позволяет создавать абстрактные конструкции при помощи магнитных элементов.

    Вместе с тем сегодня набирает популярность робототехника , предлагаемая разными производителями с целью изучения детьми старшего дошкольного возраста робототехнических устройств и механизмов, формирования интереса к технике в целом.

    Большинство фирм-производителей в качестве рекламного хода апеллируют к ограниченности цветовых оттенков, применяемых при изготовлении конструкторов. Однако зарубежный опыт, и в частности, опыт Японии, позволяет сделать выводы об искусственной ограниченности возможностей детей в восприятии цвета. Поэтому главными требованиями к конструкторам остаются прочность и безопасность, полифункциональность, выбор способов крепления деталей друг к другу с учетом возраста, возможность применения группой детей, творческого использования в конструировании по собственному замыслу, по условиям и по заданному образцу.

    Материалы для художественно-ручного труда. Для организации художественно-ручного труда в группе должна быть создана вариативная предметная среда , позволяющая формировать осознанное желание выполнять трудовые задания. Вопросы материального обеспечения ручного труда рассмотрены в работах Л. С. Барсуковой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Куцаковой и других.

    В качестве материалов в группе должны быть представлены образцы, на основе которых дети могут изучать свойства того или материала (например, ткани), образцы выполнения работы, выкройки, технологические карты как алгоритм для выполнения детьми конструктивных заданий.

    Психолого-педагогические исследования показывают, что все инструменты для работы должны быть настоящими , со всеми рабочими качествами , чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение (Т. Н. Доропова, М. Н. Полякова).

    Для организации художественно-ручного труда могут использоваться разнообразные виды бумаги (тонкая, плотная, папирусная), картон, природный материал (шишки, желуди, перья птиц, ракушки и т.п.), а также разнообразные предметы для работы с тканью, такие как лоскуты, выкройки одежды, обрезки лент, кружев, пуговицы и др. Для организации работы с тканыо в детском саду может использоваться швейная машинка (Л. С. Барсукова, Л. В. Куцакова).

    Анализ рынка современной продукции показывает, что сегодня выпускается множество моделей детских швейных машинок, которые можно назвать безопасными, так как они работают достаточно медленно и имеют детали, которые разработаны специально для детей. На таких машинках используются пластмассовые иглы, чем предотвращается возможность ранения ребенка. Кроме того, большинство детских швейных машинок имеют небольшие размеры, легко передвигаются и работают на батарейках.

    • Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд. М. : Столетие,1994. С. 32.
    • Комарова Т. С. Указ. соч. С. 43.
    • Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986. 152 с.
    • Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. 192 с.

    Бумага, ее качества и свойства

    Задачи: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

    Материалы и оборудование: Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

    Ход:

    Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

    Древесина, ее качества и свойства

    Задачи: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

    Материалы и оборудование: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

    Ход:

    Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается - значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

    Ткань, ее качества и свойства

    Задачи: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

    Материалы и оборудование: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

    Ход:

    Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

    Глина, ее качества и свойства

    Задачи: Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

    Материалы и оборудование: Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

    Ход:

    Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

    Познавательное развитие. ФЦКМ

    Тема: Свойства древесины.

    Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

    Задачи:

    1. Познакомить с понятием древесина.

    2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

    3. Закрепить знание детей о деревьях.

    4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

    5. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Интеграция областей:

    речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

    Средства реализации:

    Демонстрационный материал:

    бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

    Раздаточный материал:

    деревянные брусочки.

    Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

    Загадка

    У отца есть мальчик странный

    Необычный, деревянный.

    На земле и под водой.

    Ищет ключик золотой (Буратино).

    Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

    Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

    Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

    Беседа

    Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

    А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

    А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

    Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

    Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

    Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

    Выявление свойств древесины.

    – Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

    – Получилось? (нет)

    – Значит древесина какая? Твердая

    – Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

    А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

    Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

    2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

    Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

    А сейчас давайте немного отдохнем.

    Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

    1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

    1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

    1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

    1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

    Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

    – У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

    Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

    Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

    А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

    Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

    Да, ребята, древесина не тонет.

    Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

    Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

    Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

    А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

    Сгорела? (Да)

    Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

    А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

    (Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

    Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

    А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

    Спички детям брать нельзя!»

    Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

    А почему? (Оно питается, дышит, растет)

    Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

    Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

    Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

    У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

    Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

    Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

    P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.


    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
    «Эколого-биологический центр им. Г. Н. Сагиль»Л. В. Серебренникова (Рыжова), преподаватель педучилища, г. Анжеро-Судженск
    Статья опубликована Кемеровским книжным издательством, 1970 г. С. 54-64. (Пособие «Учим наблюдать, думать, говорить»)
    Знакомство детей со свойствами материалов
    В дошкольном возрасте одним из актуальных вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном развитии ребёнка.
    Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается прежде всего на ощущениях и восприятиях. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. д., и лишь на основе этого развивается память, воображение, мышление.
    Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребёнка такого чувства опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в его элементарных проявлениях, доступных детскому возрасту.
    В своей статье я попытаюсь раскрыть характер той работы по сенсорному воспитанию, которая проводилась воспитательницей детского сада №32 Т. А. Токаревой под руководством преподавателя дошкольного педагогического училища Л. В. Серебренниковой (Рыжовой).
    Начиная работу, мы постарались возможно чётче сформулировать её конечную цель: совершенствование у детей всех видов анализаторов (зрительные, слуховые, кожные и др.) путём ознакомления их со свойствами предметов во всех видах деятельности, развитие сенсорных способностей ребёнка (т. е. способствовать правильному и точному восприятию цвета, формы, звука и других качеств, и свойств предметов).
    Чтобы решить поставленные цели мы совместно с коллективом работников детского сада проанализировали раздел Программы воспитания в детском саду по знакомству детей со свойствами материалов. Существующая Программа, к сожалению, очень схематично затрагивает эту проблему. Между тем, наблюдения автора в практической деятельности показали, как возрастает интерес детей средней группы при знакомстве их с такими материалами: глина, песок, уголь, резина, пластмасса и жидкостями: вода, молоко.
    По этому разделу был составлен план знакомства с каждым материалом в отдельности, с учётом усложнения и возрастных особенностей детей. Начать решили с ознакомления детей со свойствами воды, поскольку они постоянно соприкасаются с этой жидкостью, а знания на начальном этапе самые примитивные. Так, например, на вопросы: «Имеет ли вода запах?», «Почему идёт пар из чайника?» и ряд других большинство детей в группе не ответили.
    Таня (4 года): «Вода пахнет. Я знаю, когда пила чай».
    Приводим примерные темы занятий по ознакомлению детей со свойствами воды в средней группе.
    1 занятие.
    Программное содержание:
    Дать детям представление о некоторых свойствах воды (чистая, грязная, не имеет запаха). (Дидактическая игра «Узнай, что в стакане?»)
    Развивать у детей температурные ощущения путём практического узнавания признаков воды: горячая, тёплая, холодная.
    Обучать чистому произношению слов. Активизация слов: горячая, тёплая, холодная, грязная.
    Повысить самостоятельность, активность детей на занятии.
    Материал: для воспитателя стакан с чистой водой, игрушки, чайник, картины, изображающие воду в разных состояниях (кипящая вода с паром, незастывшая вода в речке ранней весной, горячая вода и пр.); для детей – стаканы с холодной т тёплой водой, салфетки.
    2 занятие.
    Программное содержание:
    Ознакомить детей с тем, что тяжесть воды зависит от размера сосуда, в который вода налита.
    Закрепить температурные признаки воды (горячая, тёплая, холодная, при кипячении идёт пар)
    Развивать у детей мыслительную деятельность путём определения признаков воды по зрительному восприятию картинки.
    Прививать навык аккуратности в работе.
    Активизировать словарь за счёт слов: тёплая, горячая, пар.
    Материал: для воспитателя - посуда большого и меньшего размера; холодная, тёплая воды в стаканах, кипящая вода в чайнике; две картины, по которым дети определяют холодную и кипящую воду (вода в речке, кипящая вода в чайнике); для детей - посуда, больших и малых размеров с водой.
    Примерный ход занятия
    1.Воспитатель демонстрирует опыт, подводя детей к обобщению: чем больше размер посуды, тем больше и количество воды, налитой в посуду. Дети наблюдают.
    2.Практическая работа детей. Воспитатель проводит инструктаж, как вести себя у стола, на котором находится плитка с горячим чайником.
    Определить, в какой посуде (разной по размеру) воды больше, какая посуда с водой тяжелее.
    Далее воспитатель даёт задание определить признак воды на ощупь.
    Температурные признаки воды дети определяют в посуде на столе у воспитателя, после чего воспитатель знакомит их с новым свойством воды – «вода кипит», «идёт пар от кипящей воды». Дети видят кипящую воду на плитке, прислушиваются к звуку кипения.
    3.Воспитатель показывает две иллюстрации, по которым дети должны дать определение температурным признакам воды (холодная вода в речке ранней весной, горячая кипящая вода в чайнике); далее дети определяют: воды в речке много, больше, чем в чайнике. Занятие заканчивается чтением стихотворения о воде.
    Последующие занятия усложняли по содержанию, обогащали знания детей, способствовали расширению словарного запаса. На занятиях и в повседневной жизни воспитатель старалась найти для ребят больше практических работ, нацеливая их на самостоятельность суждений. Так, чтобы подвести детей к выводу – вода растекается и принимает форму в зависимости от того, в какую по форме посуду она налита; воспитатель раздаёт детям несколько геометрических полых фигур, предметов (треугольная посуда, куб и пр.), в которую они разливали воду. Дети пришли к выводу, что жидкость растекается и принимает, соответствующую предмету, форму. На основе усвоенного опыта дети сделали заключение: если налить воду в прямоугольную посуду, то жидкость примет форму прямоугольника, в овальную – форму овала.
    Если при первом знакомстве со свойствами воды дети на вопрос воспитателя: «Какого цвета вода?», отвечали «белого», то после проведённого занятия они уже правильно характеризовали свойства воды: «прозрачная», «не имеет цвета». Чтобы закрепить понятие «вода прозрачная», воспитатель предложила рассмотреть молоко.
    Наличие у детей обобщённого представления о воде, молоке позволило подытожить знания ребят об этих жидкостях, выделить общие свойства (имеют температуру, растекаются по посуде, не имеют запаха; отличительные признаки: вода прозрачная, не имеет цвета, молоко белого цвета. Жидкости имеют разные вкусовые ощущения: молоко сладковатого вкуса, вода – пресная. Позднее детям сообщали, что в морях и некоторых озёрах вода имеет солёный вкус, тогда как в реках вода пресная.
    Для более детального усвоения и конкретизации знаний о жидкостях с детьми проводились дидактические игры, направленные на различение свойств: «Что пахнет?», «Поймай рыбку», «Купание кукол2 и др. Вся проделанная с детьми работа положительно сказалась на развитие детской речи; изменился характер ответов ребят, часто можно было услышать» «Какая прозрачная вода!» Она чистая», «Вода сильно растеклась в канаве» и т. д. В речи детей стали наблюдаться активно используемые слова: «журчит, переливается, разбрызгивается». Изменился и характер детских вопросов. Толя 5 лет: Как растекается вода в луже? Какую она приняла форму?» Это конкретный пример детской заинтересованности, любопытства.
    С целью обогащения сенсорного опыта воспитатель поставила другую, более сложную для детей средней группы задачу: пронаблюдать за превращением воды в лёд, льда – в воду под воздействием температурных изменений. Путём осязания детям давалась возможность ознакомиться с предметом, ощупать его рукой, ощутить путём нажима степень твёрдости льда, обвести пальцем его контур.
    Привожу пример занятий:
    1 занятие (в начале зимы)
    Программное содержание:
    Дать понятие о льде.
    Путём тактильных ощущений подвести детей к определению «лёд холодный» (использовать практические действия со льдом).
    Выделить отдельные элементарные свойства льда: в тепле тает, прозрачный, поверхность льда гладкая, скользкая.
    Развивать мыслительные операции.
    Развивать внимание и речь.
    2 занятие
    Программное содержание:
    Познакомить детей с отдельными свойствами: превращения воды в лёд (под действием холода); льда и снега – в воду (под действием тепла).
    Рассказать, почему вода из снега грязная; доказать на опыте: «Чистый снег – грязный».
    Выделить: вода, снег, лёд – холодные (путём непосредственного обследования этих предметов).
    Словарная работа: снег, лёд.
    Материал: для воспитателя – лёд, снег, белое блюдце, картина «Весна», горячая вода в чайнике; для детей – на белом блюдце снег, лёд, салфетки.
    Примерный ход занятия
    1.В первой части занятия дети должны определить, что у воспитателя находится на столе (снег, лёд). Затем воспитатель проводит опыты, необходимые для обобщения: под действием тепла (горячей воды, на улице – солнца) снег, лёд тают. После этого показывает картину «Весна», по которой дети должны определить, почему снег тает (ярко светит солнце).
    2.Воспитатель показывает на белом блюдце снег, по внешнему виду снега дети определяют грязный он или чистый. Когда снег растаял, дети увидели на блюдце грязную воду. Воспитатель рассказывает, отчего снег грязный на улице, даёт разъяснение, что в рот его брать нельзя.
    3.Дети работают за своими столами. Они на ощупь определяют снег и лёд. Рассказывают о их свойствах. Воспитатель обращает внимание на аккуратность в работе (снег не разбрасывать по столу, насухо вытирать руки салфеткой). Дети ведут наблюдения за снегом на блюдце, объясняют, почему растаял снег (в группе тепло) и почему он грязный.
    В конце занятия читают стихи о снеге, льде.
    3 занятие
    Программное содержание:
    Закрепить ранее полученные знания о свойствах льда.
    Познакомить с новыми свойствами: «лёд хрупкий», «в воде не тонет».
    Подвести детей к определению: сходство в цветоощущении льда и других предметов (прозрачный лёд, стекло и т. д.); Выделить различные степени прозрачности взятых материалов (льда, стекла) через дидактическую игру «Что я вижу».
    Подвести детей к обобщению свойства «не тонут», «тонут» для ряда материалов (дерево, лёд, сухая бумага, мелкие металлические предметы).
    Развивать внимание, воображение, память.
    Содействовать развитию логической речи, учить отвечать полными предложениями.
    Активизация слов: «тонут», «не тонут».
    Материал: для воспитателя – лёд, вода, деревянные и металлические мелкие предметы, бумага;
    4 занятие
    Программное содержание:
    Дать возможность детям рассмотреть различные материалы: лёд, стекло, железо.
    Выделить общие признаки, характерные для этих материалов (твёрдые материалы).
    Выделить различие в свойствах материалов.
    Путём слуховых ощущений учить определять материалы по издаваемым звукам. Дидактическая игра «Чей звук».
    Учить детей делать выводы, умозаключения.
    Развивать самостоятельность.
    Вызывать интерес к занятию.
    Занятия вызывали большой интерес у детей, способствовали развитию их мышления, расширению кругозора. Внимание и активность ребят на таких занятиях, как правило, гораздо выше, чем на других; формы работы с материалами новы и разнообразны, задачи, которые решались, требовали активной работы мысли.
    Так путём выделения, называния и определения свойств, признаков материалов накапливался у детей сенсорный опыт, формировались обобщённые представления о внешнем виде предметов.
    Работа со льдом проводилась и в повседневной жизни. Воспитатель с детьми замораживал цветные льдинки, в результате чего ребята смогли установить зависимость: вода превращается в лёд под действием холода. При рассматривании сосулек дети отмечали, что они внизу тоньше, вверху толще, бывают длинные и короткие. Дети научились узнавать материал в разных предметах, не смотря на изменённую форму (сосулька, ледяной домик и пр.), познакомились с использованием льда (в холодильниках, для холодных компрессов больным и т. д.).
    Познакомить с процессом изготовления предметов из резины, пластмассы невозможно, поэтому с данными материалами знакомили путём сравнения: резину сравнивали с тканью, давая понятие о том, что резина тяжёлая, гладкая, эластичная, растягивается, режется, рвётся, хорошо моется, бывает различной по цвету. Рассматривая ткань, выделяли свойства, противоположные перечисленным выше.
    Кроме сравнения предметов использовали и различные виды труда, в процессе которых дети наблюдали за изменением признаков и свойств взятых материалов. Это давало основание для такого анализа: резиновые игрушки гладкие, их можно красить, но краска с них смывается, резина не промокает. Такая нацеленность на выделение свойств материала делала занятия более увлекательными.
    Знакомя детей со свойствами и признаками различных материалов, воспитатель брала те из них, с которыми дети чаще сталкиваются. Ребята знакомы со многими видами деревьев, могут описать их внешний вид, но о дереве, как о материале, о его признаках и свойствах они знают мало. Поэтому решили использовать имеющийся опыт у детей, сообщить новые знания о дереве, научить практическим действиям с деревянными предметами.
    Занятия и вся повседневная работа по ознакомлению с этим материалом была направлена на осмысленное восприятие ребёнком свойств и признаков дерева как материала. Чтобы развить внимание, интерес и мышление ребёнка, воспитатель старалась использовать наглядный материал в практических и игровых действиях с ними.
    1 занятие
    Программное содержание:
    Рассмотреть несколько кусков дерева (2-3 разновидности).
    Доказать, что дерево, независимо от вида, имеет следующие свойства: оно лёгкое, не тонет в воде (практическая работа детей с материалом, дидактическая игра «Не тонет»).
    Расширить знания об отдельных свойствах дерева: горит в огне, можно рубить, имеет глухой звук при ударе.
    Путём тактильных ощущений подвести к определению признаков коры: шероховатая, гладкая.
    Выяснить знания у детей об использовании дерева.
    Развивать речь, умение давать описание предмету.
    Активизировать словарь: «шероховатая», «гладкая».
    Воспитывать любовь к природе.
    Материал: для воспитателя – куски дерева 3-х разновидностей (тополь, берёза, осина), игрушки деревянные, металлические – для дидактической игры, иллюстрации; для детей – куски 3-х видов деревьев, чаша с водой.
    Примерный ход занятия
    В первой части занятия воспитатель рассматривает с детьми три куска дерева трёх разновидностей (тополя, берёзы, осины), выясняет их название, даёт описание внешнего вида, цвета сердцевины, внешней окраски дерева, знакомит их с такими свойствами дерева, как способность гореть в огне, издавать глухой звук при ударе.
    Во второй части – практическая работа детей.
    Поглаживая кору кусков дерева, дети должны определить на ощупь её шероховатость, гладкость. После этого даётся задание опускать поочерёдно кусочки тополя, берёзы, осины в чашу с водой. Воспитатель подводит детей к выводу: «дерево, независимо от разновидности, плавает в воде, потому что оно лёгкое».
    Третья часть – дидактическая игра «Что потонет».
    Четвёртая часть. Воспитатель беседует с детьми об использовании дерева человеком, показывает иллюстрации, характеризующие назначение дерева.
    В пятой части занятия беседа о красоте деревьев, их защите. Читают стихи о тополе, берёзе, осине.
    2 занятие
    Программное содержание:
    Закрепить знания об известных свойствах дерева: не тонет в воде, горит и т. д.
    Закрепить представления детей о величинах: деревья бывают разной высоты, толщины. Научить по картинам зрительно соотносить величину дерева с окружающими предметами.
    Расширить знания о назначении дерева и использовании его человеком домашнем хозяйстве.
    Воспитывать умения грамотно отвечать на вопросы.
    Уметь давать оценку правильным и неправильным поступкам человека в отношении деревьев.
    3 занятие
    Программное содержание:
    Классифицировать дерево по признакам коры: «шероховатая», «гладкая».
    Практическая работа детей: учить изображать на бумаге соотношение величины 2-4 разновидностей дерева по высоте, толщине, опираясь на прошлый накопленный сенсорный опыт, с учётом индивидуальных признаков в изображении каждого типа дерева.
    Развивать самостоятельность детей, внимание, память.
    Добиваться правильного произношения слов и грамотного построения предложений.
    Анжеро-Судженск – город угля. Основная часть населения – шахтёры. Однако, дети не имели представлений об угле. Мы решили познакомить их со свойствами и признаками каменного угля, с трудом шахтёров, устроить встречи с передовиками производства, воспитывать у детей уважение к шахтёрам и его труду.
    Во время экскурсии на шахту ребята познакомились с помещениями и их назначением, обратили внимание на Доску почёта. Рассмотрели спецодежду шахтёра, побывали у террикона, беседовали с рабочими. Дважды организовывали встречи со знатными шахтёрами, чьи фотографии дети видели на Доске почёта. В ходе бесед расширяли словарный запас ребёнка.
    Творческие игры наполнялись новым содержанием, теперь дети стали играть в «шахтёров».
    1 занятие
    Программное содержание:
    Рассмотреть внешний вид угля, отметить цвет, блеск.
    Дать возможность практическим путём определить такие свойства угля, как твёрдость, прочность.
    На основе опыта подвести детей к обобщению – уголь тонет.
    Воспитывать аккуратность в работе с углем.
    2 занятие
    Программное содержание:
    Расширить знания о каменном угле: хрупкий, при ударе молотком рассыпается, горит, при горении даёт тепло. Использовать примеры детей на тему «Где используется уголь для отопления?»
    Подвести к умозаключению: каменный уголь тонет, потому что он тяжёлый, научить сравнивать по этим свойствам с другими материалами: железом, стеклом и т. д.
    Дать элементарные знания о добыче угля.
    3 занятие
    Программное содержание:
    Расширить знания детей об использовании угля.
    Дать элементарные понятия о шахте.
    Познакомить с шахтёрами своего города с помощью встреч, использований фотографий.
    Воспитывать чувство уважения к профессии шахтёра, продолжать знакомить с шахтёрами – героями труда.
    4 занятие
    Программное содержание:
    Выяснить знания детей о назначении шахт.
    Познакомить с некоторым оборудованием и обмундированием для работы шахтёра в шахте.
    Вся проделанная работа по ознакомлению старших дошкольников со свойствами перечисленных материалов оказала большое влияние на развитие мышления. Занятия научили ребят анализировать, применять знания во всех видах деятельности, способствовали развитию всех анализаторов ощущений: - слуховых, зрительных, обонятельных, тактильных.

    Похожие статьи