• Составление рассказов по схемам. Как составить план рассказа. Советы и рекомендации, поэтапное описание, пример. «Составление описательного рассказа по картине с

    27.09.2019

    Екатерина Александровна

    Использование в работе общепринятых схем и логоритмов для составления описательных рассказов дало подтверждение факту, что на начальном этапе, с учётом определённых проблем в речевом развитии, они являются сложными для ребёнка. Вместо помощи в формировании грамматически правильного строя речи, они "обнажали" пробелы в речевом развитии, чем ставили ребёнка в неловкое положение. Поэтому на этапе предварительной работы мною были составлены упрощённые схемы для составления описательного рассказа по картине . Как показала практика, эти схемы послужили хорошей базой для активизации словаря ребёнка, построения монологической и диалогической речи, повышения уровня развития связной речи .

    На следующем этапе детям были предложены схемы , которые можно найти в методической литературе и на просторах сети Интернет. Наблюдения и мониторинг показали уверенную работу детей, без трудностей, вызванных ранее.






    Публикации по теме:

    нтеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно.

    На протяжении всей педагогической практике, я стараюсь использовать в любой деятельности, а чаще всего в развитии речи с детьми различные.

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

    Конспект НОД «Составления описательного рассказа «Весна» с использованием мнемотаблицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Конспект НОД по образовательной области «речевое развитие».

    Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: учить самостоятельно.

    Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЕНКОМ» Цели: - учить составлять описательный рассказ по картине, включая в.

    Конспект открытого занятия Составление описательного рассказа по картине «На границе» Воспитатель: Кармаева С. В..

    Конспект занятия

    Составление рассказов - описаний по схемам

    Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

    Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

    Составить рассказ - описание по схеме "Насекомые"

    Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

    Составить рассказ - описание по теме "Животные":

    Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

    Составить рассказ - описание по теме "Дикие животные":

    Составить рассказ - описание по теме "Деревья":

    Составить рассказ - описание по теме "Цветы":

    Составить рассказ - описание по теме "Здания"

    Составить рассказ - описание по теме: "Мебель"

    Составить рассказ - описание по теме "Бытовые приборы":

    Составить рассказ - описание по теме "Посуда":

    Итоговое занятие по теме «Осень»

    Задачи:

    1.Развитие общих речевых навыков

      Учить детей произвольно изменять силу голоса.

    2.Лексика

      Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

      Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».

      Расширить активный словарь по данным темам.

    3.Обучение связной речи.

      Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.

      Обучение построению предложений со значением противопоставления.

    4.Развите грамматического строя речи

      Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

      Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

      Употребление в речи простых и составных предлогов.

      Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

    5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

      Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.

    6.Общая и мелкая моторика

      Игры на развитие координации речи с движением.

      Пальчиковая гимнастика.

      Игра «Волшебные шнурочки».

    Оборудование:

    Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.

    Предшествующая работа:

      Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т.Трутнева «Осень», Н.Нищева «Есть у каждого свой дом».

      Беседы по вышеуказанным лексическим темам.

      Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б.Житков, «Давно скосили…» по И.Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г.Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому, «Последние ягоды» по И.Павловой, «Медведь» по А.Клыкову.

    Ход занятия

    Дети встают рядом с партами.

    Воспитатель. Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

    Перед…

    Рядом с…

    Дети занимают свои места.

    Воспитатель загадывает загадку

    Пусты поля,

    Мокнет земля,

    Дождь поливает.

    Когда это бывает?

    Д е т и. Осенью!

    Воспитатель.

    Ребята, вы слышите звук?

    По-моему это стук.

    К нам пожаловали гости!

    Откроем дверь и войти попросим.

    Воспитатель открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

    Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

    Воспитатель . К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

    Воспитатель. Грустное настроение

    Дети. Нет, веселое настроение

    Воспитатель. Пасмурный день

    Дети. Нет, солнечный день

    Воспитатель. Длинные ночи

    Дети. Нет, короткие ночи

    Воспитатель. Холодная погода

    Дети. Нет, теплая погода

    Воспитатель. Ядовитые грибы

    Дети. Нет, съедобные грибы

    Воспитатель. Кислые ягоды

    Дети. Нет, сладкие ягоды

    Воспитатель. Глубокие лужи

    Дети. Нет, мелкие лужи

    Воспитатель. Ранняя осень

    Дети. Нет, поздняя осень.

    Кот «уходит», забывая свой мешочек.

    Развитие связной речи

    Воспитатель. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

    Дети. Поздняя осень.

    Воспитатель. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

    Воспитатель предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

    Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».

    Воспитатель.

    Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.

    Воспитатель включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

    Физкультминутка «Осенние листья»

    Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

    Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

    И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

    Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

    Дети проходят за столы.

    Воспитатель.

    Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

    Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

    На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Воспитатель вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Воспитатель задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.

    Дидактическая игра «Замаскированные предметы»

    На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Воспитатель вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».

    Воспитатель. Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

    Игра «Волшебные шнурочки»

    Воспитатель открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

    Воспитатель. Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

    Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

    Воспитатель. А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.

    Дети. В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).

    Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

    Дети. Грибами и ягодами.

    Игра «Съедобный – несъедобный»

    Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

    Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

    Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

    Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

    Воспитатель задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

    Воспитатель .

    Скоро белые метели

    Снег поднимут от земли

    Улетают, улетели

    Улетели журавли…

    Воспитатель выставляет картину «Перелетные птицы».

    Воспитатель.

    Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?

    Дети. Перелетные птицы.

    Воспитатель.

    Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

    Ответы детей . Похвала.

    Воспитатель. Скажите, как улетают птицы?

    Дети. Вереницей, стаей, клином, поодиночке.

    Пальчиковая гимнастика «Птички»

    Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

    Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка,

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель.

    Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

    Воспитатель.

    Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!

    Воспитатель выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.

    Один из детей называет приметы поздней осени.

    Воспитатель. Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?

    Дети

    1-ый ребенок

    У лисы в лесу глухом

    Есть нора – надежный дом.

    2-ой ребенок

    Не страшны зимой метели

    Белочке в дупле на ели.

    3-ий ребенок

    Под кустами еж колючий

    Нагребает листья в кучу.

    4-ый ребенок

    Из ветвей, корней, коры

    Хатки делают бобры.

    5-ый ребенок

    Спит в берлоге косолапый

    До весны сосет там лапу.

    6-ой ребенок

    Есть у каждого свой дом

    Всем тепло, уютно в нем.

    Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

    А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.

    Воспитатель вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.

    Итог занятия

    Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

    Задачи :

    1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

    2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.

    3.Воспитывать любовь к природе.

    Ход занятия:

    Воспитатель

    "Собрались все дети в круг,
    Я твой друг и ты мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся.
    И друг другу улыбнёмся"

    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
    - Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!

    «Здравствуйте девочки и мальчики!

    Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!»

    Лесник.

    Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
    - А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
    его домик? (сторожка)
    (Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
    - Вы согласны пойти в гости?
    - А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим

    "Пчёлка, пчёлка - покажи,
    Пчёлка, пчёлка - расскажи.
    Как найти дорожку,
    К леснику в сторожку?"

    Пчёлка: - Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж) , ветра (ш-ш-ш-ш) , водички (с-с-с-с) .
    Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
    песенку комарика (З) - зебра , машина, зонтик, зима, снег; забор. песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук , ёжик, ножик ;
    песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина ;
    песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
    - Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
    Воспитатель: -Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
    "Белка, белка - расскажи,
    Белка, белка - покажи,
    Как найти дорожку,
    К леснику в сторожку?"
    Белка: - Покажу. Только поиграйте со мной.
    Д/и "Назови одним словом "

    Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

    Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

    Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

    Брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
    - ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

    Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

    Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру " Маленький - большой"
    "У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
    У ежика маленький носик, а у медведя - большой
    носище.
    У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
    глазищи.
    У ежика маленькая головка, а у медведя - большая
    головища "

    Физминутка

    Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

    Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

    Воспитатель:

    "Зайка, зайка - покажи,
    Зайка, зайка - расскажи,
    Как найти дорожку,
    К леснику в сторожку?"

    Зайка:

    Конечно! Если вы со мной поиграете.

    Д/и "Назови ласково"
    Лист -
    листочек ,

    гриб - грибочек ,

    ветка - веточка ,

    куст - кусточек ,

    ягода - ягодка ,

    трава - травушка ,

    гусеница - гусеничка ,

    жук – жучок ,

    елка – елочка,

    цветок – цветочек.
    дождь –
    дождичек .

    Сл./и "Кто кем был?"
    Лиса - лисёнком ,

    волк - волчонком ,

    медведь - медвежонком ,
    белка -
    бельчонком ,

    ёж – ежонком ,

    тигр – т игренком ,

    слон – слоненком ,

    лев – львенком ,

    заяц – зайчонком ,

    мышь – мышонком.
    - Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

    Воспитатель:

    Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
    "Ёжик, ёжик - расскажи,
    Ёжик, ёжик - покажи,
    Как найти дорожку,
    К леснику в сторожку?"
    Ёжик:

    Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
    - Кто живёт в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? - А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю? - Что делают птицы весной? - Какую пользу приносят птицы? - Как люди заботятся о птицах? - Какие деревья летом и зимой стоят зеленые? - Чего нельзя делать в лесу?
    - Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
    Лесник:

    - Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
    - Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.

    Развитие речи у детей

    Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить. Уже через три месяца подобного общения родители обычно понимают звуки, издаваемые их дитем, например, по характеру плача определяют, что с ним случилось, чего он хочет. Тем не менее, родители должны знать, что зависит не только от него самого и его возраста, но во многом и от них. И это не только постоянное общение с ребенком, но и многое другое.

    От чего зависит развитие речи

    На это влияют многие факторы, а именно:

      Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое. Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя любимым и защищенным. А сели воспитание жесткое, построенное на множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и малообщительным.

      Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок, научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо, рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения своих родителей.

      Логопеды и педиатры оценивают этот фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например, игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в коробочку, поиграться с узелками на веревке, перекатывать орешек ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень полезно или теста, играться с кубиками. Практика показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее ребенок заговорит.

    Характеристика речи ребенка первого года жизни

    Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

    Плач - это сигнал для родителей с просьбой о помощи. Есть четыре причины, почему ребенок кричит:

      он голоден,

      ему холодно,

      ему нужно поменять белье,

      ему нездоровится.

    Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

    Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

    Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не понимает ее, способствует его положительному настроению, которое становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете гигиенические процедуры, когда он просто лежит в , бодрствуя. Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с самого начала жизни.

    Татьяна Казакова

    Цель : учить составлять описательный рассказ о доме .

    Задачи :

    1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

    2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

    3. Закрепить навыки образования прилагательных.

    4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

    План составления рассказа :

    1. Что это? Сколько этажей в доме (одноэтажный, многоэтажный, n-этажный)

    2. Из какого материала построен дом? Какой дом? (из кирпича, дерева, панелей, блоков. Кирпичный, деревянный, панельный, блочный)

    3. Какого цвета дом?

    4. На какой улице расположен дом?

    5. Что находится рядом с домом? (Растут деревья, кустарники, магазин, школа, детская площадка и т. д.)

    6. С кем проживает? (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом)

    7. Какие домашние животные живут дома? (кошка, собака, морская свинка и т. д.)

    8. За что любишь свой дом? (он уютный, там тепло, он красивый и т. д.)

    Примерный рассказ :

    Это дом. Он одноэтажный. Дом построен и дерева, значит он деревянный. Мой дом красного цвета. Он расположен на улице Московская. Рядом с моим домом растет много берез. Еще рядом с домом находится дорога. Я живу с мамой и папой. У меня дома живет кошка – ее зовут Мурка, и собака – ее зовут Жучка. Я люблю свой дом за то, что он красивый.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

    Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

    Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

    Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

    Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

    Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

    Конспект занятия по составлению описательного рассказа по картине «Ежи» для старшей группы Задачи: Воспитывать интерес к лесным животным. Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

    Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова.

    Цель мастер-класса: Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению рассказа об игрушке.

    Задачи:

    1. Передать способы методических приёмов в овладении детьми основных этапов работы над рассказом.
    2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

    Слайд -3

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что у современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д. Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» – детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное. Из моего и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием. Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи, а поможет в этом игрушка.

    Именно с игрушкой ребёнок взаимодействует с самого рождения. И она становится одним из самых доступных средств, через которые с ребёнком можно пообщаться, вызвать его на диалог, а затем и на самостоятельное высказывание. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

    Игрушка - спутник детства. Она радует малыша привлекательной формой и содержанием, помогает развитию у него познавательной, речевой и двигательной активности. А.Ардеева Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

    Слайд – 4

    • дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
    • сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
    • наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик – девочка, домик – кукла, курица – кошка, заяц – собака.

    Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

    Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку - рассматривание и описание игрушек.Слайд – 5

    Различают несколько видов рассказывания по игрушке:

    1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

    Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

    1. Сюжетные рассказы (повествования).

    Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов.

    Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

    В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на исследования и опыт, нашими методистами были разработаны примерные алгоритмы обучения рассказыванию с использованием игрушек (предметов).

    В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: Какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду? 1.Можно загадывать загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая ее).

    Например: Мохнатенькая, да усатенькая,
    Молочко пьёт, да песенки поёт.
    2.Придумать историю, как она сюда попала.

    3.Рассмотреть игрушку, дать потрогать. 4.Задать вопросы по игрушке. Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А что это?

    5.Обобщить все ответы в единое высказывание.

    Слайд – 6 К нам пришла кошечка. У неё на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошки и длинный хвост. Она лакает молоко и мяукает: Мяу! Мяу! 6.Совместное составление описания. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает 7.Предложить ребёнку повторить описание взрослого.

    В конце можно придумать игру с этим предметом. Сводить в гости к другим игрушкам. Пофантазировать о приключениях, которые могли бы случиться с ним ит.п.

    Для успешного обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте предлагается:

    Слад – 7

    Алгоритм обучения рассказыванию с использованием игрушек (предметов) во второй младшей группе.

    1.Рассматривание и исследование игрушки (предмета); 2.Беседа с детьми; 3.Совместное рассказывание; 4.Вопросы при рассматривании игрушки или предмета должны задаваться в определенном порядке (как называется, какая, что умеет делать, для чего она нужна, чем тебе нравится эта игрушка или предмет. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида, цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия, подбирают сравнения, определения с помощью воспитателя). 5.Речевой образец воспитателя; 6.Составление рассказа ребенком об игрушке или предмете (из 2 – 3 предложений); 7.Занятие можно закончить чтением литературного произведения, загадок, потешек, прибауток и т.д.).

    В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

    Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

    Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов. Слайд – 8

    Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

    Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

    Слайд – 9

    Примерный алгоритм описания игрушки или предмета в средней группе.

    1.Рассматривание игрушки; 2.Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; 3.Речевой образец воспитателя (рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной); 4.Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5.Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя; 6.Оценка детских рассказов воспитателем.

    Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

    «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

    Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

    Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

    Приведу пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: используя схемы – картинки. Воспитатель начинает рассказ, дети продолжают.

    Слайд – 10. «Дело было… (летом).

    Слайд – 11. Собрались… (подруги в лес за ягодами). Взяли они… (корзиночки) и. (отправились в лес).

    Слайд – 12. Идут девочки и весело… (разговаривают). На небе появились… (темные тучки).

    Слайд – 13. Вдруг загремел… (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались под дерево).

    Слайд – 14 . Когда дождь закончился, они…(собрали землянику и пошли домой)».

    Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда и др. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

    Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

    Во второй половине года в средней группе вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Как часть занятия можно выделить другие виды работ

    Похожие статьи