• Информационная карта проекта дымковская игрушка. Исследовательский - творческий проект: "Дымковская игрушка". Мне было интересно узнать

    30.09.2019

    Эрзи Алидарова
    Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

    Проект

    «Дымковская игрушка »

    старшая группа

    Проект : «Дымковская игрушка »

    Тип проекта : познавательно-творческий

    Вид проекта : творческий

    Продолжительность : краткосрочный

    Срок реализации : 1 неделя

    Участники проекта : дети старшей группы , воспитатель

    Актуальность :

    В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки . А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

    Проблемные вопросы проекта :

    Откуда пришло название «Дымковская игрушка » ?

    Какие цвета используют художники?

    Какими элементами расписаны изделия?

    Какое настроение создают эти изделия?

    Цель проекта : формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой , и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

    Задачи проекта :

    Познакомить детей с историей дымковской игрушки .

    Развивать умение рисовать простейшие элементы.

    Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

    Формировать умение создавать узоры.

    Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

    Ожидаемые результаты :

    Дети познакомятся с историей дымковской игрушки .

    Сформируется умение рисовать простейшие элементы дымковской игрушки .

    У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу.

    У детей привьется интерес к искусству народных мастеров.

    Реализация проекта :

    Подготовительный этап :

    Беседы : «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки » .

    Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг.

    Воспитатель демонстрирует игрушки . Обращает внимание на особенности дымковской игрушки .

    Организационный этап :

    1. Подготовить материал для рисования, лепки.

    2. Рисование лошадки и барышни.

    Воспитатель раздает шаблоны.

    Роспись выполняют в такой последовательности : у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

    На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками – глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны .

    3. Лепка петуха.

    Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и вылепить модель дымковской игрушки .

    В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

    Заключительный этап :

    В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.

    Риски :

    Отсутствие методических материалов для воспитателей.

    Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту , недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект .

    Недостаток материальных средств на приобретение материалов и оборудования.

    Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.

    Результат проекта :

    Участие в проекте 78% воспитанников группы .

    Дети познакомились с историей Дымковской игрушки , с элементами росписи.

    Дети могут отличать дымковские игрушки .

    Огромный интерес к народно-прикладному искусству.

    Фотоотчет проекта «Дымковская игрушка » .

    В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке , дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.

    Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

    Информационные источники :

    1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» . – М. 2008г.

    2. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» .

    3. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»

    4. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет : формирование мелкой моторики, развитие речи»

    5. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»

    6. О. А. Соломенникова «Радость творчества» . - М. 2008г.

    Интернет ресурсы :

    http://www.dymka.vetroff.com

    http://dymkatoy.ru/

    http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html

    Краткосрочный проект для детей подготовительной группы

    «Дымковская игрушка»

    Участники : воспитанники группы, воспитатель.

    Вид проекта: творческий.

    Продолжительность : краткосрочный.

    Проблема : выявление и усвоение детьми характерных особенностей лепки и росписи дымковской игрушки.

    Актуальность : участие детей в проекте поможет максимально обогатить, обобщить их знания и представления о дымковской игрушке.

    Цель : расширение представлений детей о русских народных художественных промыслах и ремеслах.

    Задачи :

    учить детей выделять элементы народного искусства;

    развивать у них творческие способности, восприятие эстетического отношения к народному искусству;

    воспитывать осознанное нравственное отношение к окружающему миру.

    Интеграция образовательных областей в реализации проекта: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка) .

    Оборудование : глина, синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь, иллюстрации и сами дымковские игрушки.

    Этапы проекта:

    I. Подготовительный, теоретический. История происхождения дымковской игрушки.

    II. Практический этап.

    1. Рисование дымковской игрушки.

    2. Лепка из глины дымковской игрушки.

    3. Роспись дымковской игрушки.

    Предварительная работа :

    1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме : «Дымковская игрушка» .

    2. Чтение сказок на тему ремесел. П. П. Бажов «Каменный цветок» .

    Предполагаемый результат :

    Умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек,

    Знание темы и умение рассказать о происхождении дымковской игрушки,

    Создание итогового альбома с отражением поэтапной практической части работы над проектом.

    Презентация проекта: итоговое мероприятие, которое представляют педагог и 1-2 ребёнка от группы.

    I этап. История происхождения дымковской игрушки.

    Воспитатель : На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

    Ответы детей.

    Воспитатель : правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

    Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

    кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу) ; далее следуют предполагаемые ответы детей:

    гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

    столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

    портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

    Воспитатель : молодцы ребята.

    А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода» , правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины. Фигурки могут быть разные : это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.

    Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

    Дети : клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.

    Воспитатель : правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

    Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке.

    Дети : десять цветов.

    Воспитатель : правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

    Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

    Ответы детей.

    Воспитатель : правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

    Чтобы погрузить детей в быт, обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

    Воспитатель : А теперь, ребята, мы с вами обсудим сказку П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» .

    Чтение отрывков из сказки «Каменный цветок» П. П. Бажова. Читать всю сказку нецелесообразно, так как на это потребуется много времени. Поэтому педагог предварительно дал задание на дом, чтобы эту сказку прочитали родители своим детям дома.

    Обсуждение прочитанного произведения.

    Воспитатель : Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

    О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

    Ответы детей.

    II этап. Практический.

    1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и обсуждение рисунков.

    Выводы : 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма : красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

    2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер : в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

    3. В росписи используются и различные растительные атрибуты - ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

    2. Прослушивание аудиосказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка»(Проводится во второй половине дня или перед дневным сном) .

    3. Лепка дымковской игрушки из глины.


    Выводы : 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.

    2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.

    3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.

    4. Роспись и обсуждение получившихся игрушек.







    Сравнение игрушек с рисунками.

    5. Изготовление альбома (одним ребёнком, отображающего основные этапы проекта.

    В данном этапе могут принимать участие 1-2 ребёнка, которые впоследствии и будут защищать свой проект.

    III. Заключительный этап. Презентация проекта.

    Список литературы:

    1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

    2. Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности к программам детского сада и начальной школы. Издательство «Страна фантазий».
    3..Гаврилова В.В., Артемьева Л.А.. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011

    4.Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке. Аппликации. Издательство: М.: Скрипторий,2013.

    5.ЛыковаИ.А « Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М: «Карапуз – дидактика», 2009

    6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

    7. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005

    8.Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

    9.Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.

    10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.

    ПРОЕКТ

    Дымковская

    игрушка

    воспитатель: Давыденко О.И.

    Проект «Дымковская игрушка» разработан и апробирован воспитателем МБДОУ «Детский сад» № 96 «Светлячок» города Прокопьевска Давыденко О.И.

    Материалы проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом России «Дымка».

    Паспорт проекта

    «Пусть ребенок чувствует красоту

    И восторгается ею, пусть в его сердце и

    В памяти навсегда сохранятся образы,

    В которых воплощается Родина»

    (В. А. Сухомлинский)

    Наименование проекта: Дымковская игрушка.

    Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.

    Вид проекта: исследовательский, творческий.

    Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

    Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

    Задачи:

    1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
    2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

    навыки действовать коллективно;

    1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

    Актуальность проблемы:

    приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

    Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

    Механизм реализации проекта:

    Формы работы с дошкольниками:

    • беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
    • рассматривание элементов росписи
    • рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
    • занятия
    • познавательные рассказы воспитателя
    • просмотр слайдов
    • дидактические игры
    • чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
    • раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
    • рассматривание иллюстраций и др.

    Взаимодействие с родителями:

    • консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
    • изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

    Деятельность педагога:

    • подбор литературы о народном промысле "Дымка"
    • иллюстраций дымковских изделий
    • изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
    • создание мини-музея «Дымковская игрушка»

    Продукт проектной деятельности:

    • мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
    • мини-музей «Дымковская игрушка».

    Ресурсное обеспечение проекта:

    • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
    • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
    • кадровое (педагоги ДОУ, родители).

    Сроки и этапы реализации проекта:

    Проект осуществляется в несколько этапов:

    • Организационно-подготовительный.
    • Основной (этап непосредственной реализации).
    • Итоговый (результативный, рефлексивный).

    Организационно-подготовительный:

    Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

    Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

    Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

    Составление плана реализации проекта;

    Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

    Создание презентации «Дымковская игрушка».

    Основной:

    ознакомление с историей промысла;

    Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

    Составление орнаментов;

    Роспись бумажных силуэтов игрушек.

    Итоговый:

    Обобщение результатов работы;

    Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

    Ожидаемые результаты:

    дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

    выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

    лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

    самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

    Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

    Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

    Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

    Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

    Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

    Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

    Информационные ресурсы

    Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

    В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

    Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

    Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.


    Лариса Дугина
    Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа)

    Паспорт проекта

    Название проекта : «Дымковская игрушка »

    Вид проекта : Информационно-творческий

    База проекта : МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок»

    Срок реализации проекта : Краткосрочный 3 недели (4.04.2016-25.04-

    25.04.2016гг.)

    Участники проекта : Дети средней группы , родители, воспитатель

    Актуальность проекта

    Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно.

    Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

    Проблема

    Развитие гармоничной творческой личности сложно представить

    без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного

    народного творчества переоценить невозможно.

    Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка,

    раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и

    рассказывает об истории народа и его традициях.

    Воспитывает любовь к прекрасному - это значит, познакомить детей

    с различными видами искусства.

    В первую очередь с произведениями народного творчества.

    Цель проекта

    Приобщать детей к миру прекрасного, через знакомство с произведениями народного творчества дымковских мастеров .

    Задачи проекта

    Создать развивающее пространство по декоративно – прикладному

    искусству народных мастеров Дымково ;

    Развивать творческую личность в художественно продуктивной

    деятельности;

    Расширять представления о дымковской игрушке , процессе ее

    изготовления, цветовой гамме и многообразии форм;

    Обучить умению выделять элементы дымковской росписи

    (кружочки, клеточки, полоски) ;

    Воспитывать чувство гордости и удовлетворения от хорошо и

    красиво выполненной работы и одобрения сверстников и

    взрослого.

    Привлечь родителей к созданию

    мини-музея.

    Этапы работы

    Подготовительный этап

    Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом

    возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;

    Изучение литературы по данной проблеме;

    создание развивающей среды , оснащение уголка группы

    материалами по теме проекта ;

    привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение

    к сотрудничеству).

    Практический этап

    Отбор и изготовление дидактических игр, стихов, рассказов

    по теме проекта ;

    Беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций;

    Сюжетно – ролевые игры «Магазин игрушек » , «Ярмарка

    игрушек »;

    Оформить выставку детских работ;

    Создать мини-музей «Народная игрушка »

    Заключительный этап

    Оформление альбома «Дымковская игрушка » ;

    Оформление консультаций для родителей («Роль народной

    игрушки в воспитании дошкольника», «Народная игрушка

    и ее роль в развитии дошкольника»);

    Оформление выставки детских работ;

    Создание мини-музея «Народная игрушка »

    Взаимодействие с детьми

    Беседа «Народные игрушки » ;

    Беседа с рассматриванием дымковских игрушек ;

    Рисование наряд для барышни, лошадки;

    Д/и «Составь узор» , «Наряди Олешка» ;

    Чтение сказок, загадок, заучивание стихотворений;

    Взаимодействие с родителями

    Анкетирование по теме;

    Консультации для родителей;

    Привлечь родителей к сбору экспонатов в мини - музей

    Ожидаемый результат

    Дети :

    расширили представления о дымковской игрушке ;

    научились выделять элементы дымковской росписи ;

    научились видеть и откликаться на проявление красоты

    в искусстве;

    приобрели изобразительно-выразительные умения (передача

    формы, пропорций, композиции).

    Родители :

    приняли участие в подборе предметов народного промысла;

    приобрели знания о народной дымковской игрушки ;

    укрепили внутрисемейные связи.

    Литература

    1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6

    2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

    3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

    4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

    5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

    7. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

    8. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка . Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

    1. Введение

    Ели спят у большака

    В инее седом,

    Спят деревья, спит река,

    Скованная льдом.

    Мягко падает снежок,

    Вьется голубой дымок,

    Дым идет из труб столбом,

    Точно в дымке все кругом.

    Голубые дали,

    И село большое

    «Дымково» назвали.

    Там все любят песни, пляски,

    Здесь рождались чудо – сказки.

    Вечера зимою длинны,

    И лепили там из глины.

    Все игрушки непростые,

    А волшебно – расписные.

    Белоснежны, как березки

    Кружочки, клеточки, полоски -

    Простой, казалось бы узор,

    Но отвести не в силах взор».

    Актуальность проекта

    Декоративное прикладное искусство издавна славится своими традициями. Дымковские игрушки - это и свистульки в виде животных и барышни, очень красивые и разнообразные наряды.

    Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан; хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего

    терпение и трудолюбие.

    Цель моего проекта – это познакомиться с историей возникновения дымковской игрушки: где зародилась, для чего нужны? Особенности производства и росписи дымковской игрушки. А также изготовление ее своими руками.

    Задачи проекта:

    Изучить истоки дымковской игрушки.

    Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму

    Научиться лепить дымковскую игрушку

    Ожидаемые результаты:

    Создать дымковскую игрушку. сделанную своими руками и пригласить родителей на выставку-ярмарку, оценить творчество своих детей.

    Партнеры проекта:

    § Ученица 4 «б» класса

    § Родители

    Реализация проекта:

    I этап

    Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;

    Узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;

    Изучить узоры при росписи игрушки;

    Продумать свой узор.

    II этап:

    Подобрать материал для изготовления игрушки;

    Освоить технологию изготовления игрушки.

    III этап – практический:

    Изготовление (лепка) дымковской игрушки;

    IV этап – редакционный:

    Роспись дымковской игрушки:

    Создание презентации «Дымковская игрушка»

    Выводы:

    В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Я познакомилась с произведениями народных мастеров, узнала откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

    II. История создания дымковской игрушки.

    Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет. Здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Началось развитие гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась дымковская игрушка в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано с древним обычаем.

    С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек - всадников, барынь, и игрушек - свистулек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весеннему празднику ""Свистунья"" («свистопляска »), который имеет языческие корни и

    посвящен солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Свист был главной особенностью этого праздника. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими

    Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость.

    Все жители взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно

    подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей ". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.

    2. Для чего нужны дымковские игрушки?

    Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным- давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберега ми. Птицы прогоняли

    силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

    украшения

    3. Возрождение дымковской игрушки.

    Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле. В одной из книг он подробно описал сложную технологию создания игрушек.

    МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853- 1938), российская мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково под Вяткой, ныне район города, в семье кузнеца А. Л. Никулина. С детства помогала матери Дарье Константиновне в игрушечном ремесле.

    Когда промысел угас, она, единственная в слободе, продолжала изготавливать глиняные игрушки. В 1908 ее работами заинтересовался художник А. И. Деньшин, написавший о промысле и самой Мезриной несколько книг и статей.

    В работах Мезриной видна приверженность традициям старых дымковских игрушечниц. Ее фигурки монолитны, четки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушенных тонах. Своими работами Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда. Ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла.

    4. Особенности производства дымковской игрушки.

    Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

    Мастерицы-игрушечницы передают свой опыт из поколения в поколение, таким путем умение дошло и до наших дней в почти неизменном виде. Разумеется, каждая художница привносит что- то свое, но основные элементы и символы неизменны.

    Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись к основной части. Вылепленная игрушка сушилась 2- 4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской

    печи. После остывания поверхность изделия белилась мелом, разведенным на молоке. К работе готовили 6- 10 красок. Игрушке присущ несложный геометрический рисунок росписи, яркий колорит, в котором много красного, жѐлто го, синего, зелѐного, алого.

    В народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом. Чем прочнее

    ремесленная основа, чем выше исполнительское мастерство, тем большую художественную ценность представляет рукотворное изделие. Так и дымковская игрушка - трудоемкое ручное производство, где было все до

    мелочей профессионально упорядочено.

    5. Технология изготовления игрушки.

    l Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.

    l Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

    l Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.

    l Свернуть следующие два блина и получаются голова и туловище.

    l Аккуратно «примазать» сан и головку

    Скатать колбаску и разделить её пополам, затем «примазать к туловищу.

    Головку украсить косицами, а туловище оборками.

    l Украсить барыню оборками, кокошником или шляпой.

    6. Особенности росписи дымковской игрушки.

    Чем дымковская игрушка отличается от других игрушек? Прежде всего – это снежной белизны фон. Важный этап работы, характерный только для Дымкова - "обеливание".

    Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

    Раскрашивали игрушки не двумя- тремя красками, как в других промыслах, а добрым десятком. Синяя, желтая, зеленая, оранжево- красная, малиновая, черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях.

    Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица.

    Вторая отличительная особенность дымковской игрушки – это узоры геометрического характера, которые восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали!

    И в довершение всего украсить сияющими листочками - ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче.

    Что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звѐзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным.

    У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой.

    Традиционно у женских персонажей сначала наводились чѐрной краской глаза и брови, той же черной краской обозначались волосы. Затем румянились щеки, рисовались губы. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. Юбка расписывалась в самую

    последнюю очередь. Цвета выбирались яркие, контрастные: олицетворяющий жизнь и плодородие - зеленый, нарядный - красный – символ огня и красоты, и небесный синий.

    Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях, оленях, коров ах и козах.

    Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя- тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, то ч ками и

    штрихами. Цвета определяются преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голуб ого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом.

    В облике дымковской игрушки находит свое отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Представляются заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие тени. На морозе лица людей украшает румянец.

    На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды. Завершают украшение игрушки ромбики из сусального золота, наклеенные поверх узора.

    Игрушки отличаются веселым нравом. Барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.

    7. Изготовление собственной игрушки.

    Теперь, когда изучена история, особенности и технология изготовления и техника росписи дымковской игрушки можно приступать к изготовлению своей игрушки. Я лепила барыню.

    Наша барышня в прекрасном

    В ярком платье расписном,

    Краснощека, круглолица,

    Полюбуйся-ка, народ!

    Лепила я барыню следующим образом: у каждой дымковской красавицы в основе лежит «ступка». Это юбка, которая к тому же является и хорошей устойчивой основой.

    Лепим ее отдельно из глиняного шарика, обминая ее вокруг большого пальца до получения подобия колокола. Ее высота должна быть чуть больше половины высоты готовой фигурки. Влажными руками выглаживаем поверхность детали, делая ее ровной и убирая трещины.

    Затем лепим туловище – цилиндр, на котором мы обозначим грудь, чуть прижмем его в талии и вытянем шею. Его мы осторожно соединяем с юбкой. Места стыков аккуратно выглаживаем влажными руками, чтобы они были незаметными и не отвалились после сушки.

    Голову лепим в форме шара. Лицо у дымковской красавицы достаточно плоское, мы не выделяем выпуклостями щеки, не формируем глазные впадины и подбородок. Непременной деталью является маленький носик- курносик, который делается из крохотного глиняного шарика и аккуратно лепится на лицо. Руки вылепливаются из колбасок и аккуратно примазываются к туловищу.

    Наша барыня почти готова. Ничто не украшает женщину так, как роскошные

    локоны, кокетливая шляпка или кокошник. У меня барыня, поэтому у неѐ на голове красивый кокошник. Украшаю барыню сережками из кусочков глины каплевидной формы. Поверх юбки делаю красивый фартук, украшенный оборками. Все аккуратно соединяется влажными руками.

    Несмотря на кажущуюся простоту, лепить фигурки – дело не из легких. Наша красавица должна хорошенько просохнуть. Высохшую барыню целиком красим в белый цвет. После этого изделие снова должно хорошо просохнуть. Теперь можно приступить к раскраске.

    В современных домашних условиях удобнее всего для росписи использовать художественную гуашь и работать при этом обычными кистями разной толщины. В заключение можно приклеить к ней небольшие ромбики из золотой фольги, имитирующей сусальное золото.

    Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски. Получилась яркая и красивая игрушка.

    IV. Заключение.

    Дымковская игрушка самая яркая и красочная представительница народного творчества.

    Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается простой, ясной пластической формой, яркой орнаментной росписью по белому фон у. В образах краснощеких барынь, нянек, лихих всадников, веселых каруселях –продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.

    Когда- то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весѐлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное - это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий.

    Каждая игрушка уникальна и единственна.

    Справочная литература

    · Сайты: http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm http://dimkovo.ru/

    · Каталоги (например: 15 мастериц дымковской игрушки)

    · Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

    · Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010

    · Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.

    · Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010

    · Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.

    · Князева О.Л., Маханева М.Д. Проиобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб.: Детство – Пресс, 2006г.***99*

    · Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001

    Похожие статьи