• Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе" Подготовка ребенка к школе консультация для педагогов

    06.11.2019

    «Роль воспитателя детского сада в подготовке детей

    к школе» (советы психолога).

    Работа воспитателя - это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливатьс детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяютблизким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встречеулыбаются, чем - то радуют, что - то интересное рассказывают, чем - то делятся. Каждый ребёнок развивается по - своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть - индивидуальный. Очень важно, знакомство с родителями. Необходимознать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок. Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя,своим поведением показать ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленныхк учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдатьсяу детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. В настоящее время многие родители стараются детей отдавать в школу с семи лет. Это правильный подход к детям, готовность ребёнка к обучению опирается на достаточное развитие мозга. В это время дети начинают подчиняться своему поведению, у них возрастает уровень самооценки собственных поступков. Осуществляя подготовку к школе, необходимоучитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).

    Дети с высоким уровнем развития отличаются выраженным познавательным отношением к окружающему миру. Они активны на организованной образовательной деятельности, быстро и точно выполняют задания, сохраняют высокую работоспособность. Эти дети любят новые дела и творческие задания, обладают широким кругом умений. Они активно проявляют интерес к школе и неплохо читают. Казалось бы, такие дети, не нуждаются в каком - то особом педагогическом воздействии, но это не совсем так. Для таких детей, необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать дальнейшему интеллектуальному развитию. Таким детям необходимо давать наиболее сложные задания, повышать требования к качеству их выполнения, стимулировать самостоятельность мышления и творчество.

    Дети среднего уровня неплохо справляются с заданиями на организованной образовательной деятельности, и с другими видами деятельности при наличии образца и объяснений воспитателя. Дети с удовольствием участвуют в знакомых делах, в привычных условиях чувствуют себя уверенно и достигают хороших результатов. Опыт показывает, что затруднительными для данных детей являются новые ситуации непривычные условия деятельности, где необходимость проявить самостоятельность и творчество в решении проблемы. В таких случаях дети бывают, скованны, нерешительны, так как бояться сделать неверный ход. Они очень чувствительны к отрицательным оценкам воспитателя. Даже небольшая неудача выбивает детей из колеи и снижает активность. Характерно, что эти дети не нуждаются в большой помощи воспитателя достаточно лишь нескольких указаний, подтверждающих правильность их усилий, и они успешно справляются с заданием.

    Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиватьсяна заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. На дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.

    Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других?. Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно - игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие черты свободной игровой деятельности,они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.

    Любая деятельность - игра, труд, организованная образовательная деятельность - требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.

    «Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!

    Источники: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac82.htm

    https://infourok.ru/

    Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»

    Что такое ? Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказывается на успешности обучения в школе.

    Физиологическая готовность обучения ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школе проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличие высокого уровня развития умственных способностей, как правило испытывают трудности в обучении.

    В 6-7 лет организм ребенка активно развивается. Повышается надежность и резервные возможности сердечно – сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринные системы. Отмечается существенное развитие опорно – двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно – связочного аппарата, изменяются кости скелета, но процесс окостенения еще не завершен, в том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать при организации деятельности с детьми. Поэтому воспитателям важно следить за осанкой детей, за высотой стульев и столов, за сменой деятельности так как все эти факторы могут привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

    Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно – развивающих занятий важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики и несформированность навыка выполнения графических упражнений. В этом случае необходимо игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук (гимнастика для пальцев, пальчиковые игры, театр теней, игры и упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса, упражнения, облегчающие написание букв, упражнения для предупреждения и снятия писчего спазма) .

    Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В результате исследований и наблюдений за развитием детей установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко (критически) , либо постепенно (литически) . В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

    В стабильные периоды развития ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне незаметны. Только при сравнении ребенка вначале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдается перемены, которые произошли в его психике.

    Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского с учетом современных представлений о границах возрастов, выделяют следующие стабильные периоды в детском развитии:

    • младенческий возраст (2 мес. – 1 год)
    • раннее детство (1-3 года)
    • дошкольный возраст (3-7 лет)
    • подростковый возраст (11-15 лет)
    • младший школьный возраст (7-11 лет)
    • старший школьный возраст (15-17 лет)

    Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличается от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года.

    В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисный период носит бурный, стремительный, «революционный характер» .

    При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

    В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком времени (например, дошкольный возраст – 3-7 лет) , а кризисы определяются по их вершинам, например, кризис 3 лет, кризис 7 лет). Из этого следует, что в детской психологии принято выделять:

    • кризис новорожденности
    • кризис 1 года
    • кризис 3 лет
    • кризис 7 лет
    • подростковый кризис (12-14 лет)
    • кризис юности (17-18 лет)

    Как же определить критические проявления с точки зрения внешних проявлений?

    1. Следует отметить неопределенность, размытость, границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
    2. В эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. Он становится совершенно другим.
    3. Развитие в критический период носит негативный, разрушительный х-р. В эти периоды ребенок меньше приобретает, чем теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.д.
    4. В кризисный период всякий ребенок становится «трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды развития. Также кризисы по – разному протекают у разных детей: у одних сглажено, почти незаметно, у других – остро и болезненно, но в любом случае проблемы испытывают с каждым ребенком.

    Принято выделять 7 симптомов, так назывемое «семизвездие кризиса» :

    Негативизм (нежелание сделать что – то только из – за того, что это предложил взрослый (следует различать с непослушанием, мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым, мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания) .

    Упрямство- ребенок настаивает на чем – либо не потому что ему этого хочется, а потому что он этого потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом, потому что «он так сказал» .

    Строптивость- (наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.

    Своеволие - проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

    Это основные кризисы, выделяют еще 3 дополнительных кризиса:

    Протест – бунт – когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как – будто бы находится в с состоянии войны с окружающими. Складывается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликты в семье.

    Обесценивание – может проявляться по отношению к взрослым (ребенок говорит плохие слова, грубит) и по отношению к прежде любимым вещам (рвет книжки, ломсает игрушки) .

    В семье с единственным ребенком может наблюдаться еще один симптом – деспотизм, когда ребенок стремиться проявить власть над окружающими и подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, то этот симптом может проявиться в качестве ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и туже психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

    Уже с первых дней жизни у ребенка имеются некоторые первичные потребности, неудовлетворение какой – либо из них вызывает отрицательные переживания, беспокойство, тревогу, а удовлетворение наоборот, радость, повышение жизненного тонуса и т.д. В процессе развития происходят значительные изменения в сфере потребностей, если взрослые не учитывают этих изменений, то это в свою очередь приводит к негативным проявлениям в поведении. Поэтому причины негативного поведения необходимо искать в социальной ситуации развития ребенка, в отношении со взрослыми, и прежде всего в семье.

    Мы уже говорили, что в переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым, потому что система педагогических требований, применяемых к нему не соответствует его новому уровню развития и его новым потребностям.

    Но это не значит, что кризисы обязательны, их совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.

    Выводы:

    1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних протекает почти незаметно, а других бурно и очень болезненно.
    2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более «взрослым» и серьезным отношениям с окружающим.
    3. Главное в кризисе развитие не его негативный х-р, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
    4. Проявление кризиса 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

    Кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому что, образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители склонны опекать своих детей, невзирая на их возраст.

    Поэтому не редки расхождения мнения воспитателей и родителей, когда мамы 6-7 летних детей жалуются на упрямство и своеволие своего ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного. Поэтому при проявлении симптомов кризиса нужно учитывать прежде всего мнение родителей.

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе- готовность у усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно – мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.

    В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно – важные качества, которые образуют структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи.

    Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

    Мотивы учения:

    • социальные мотивы (основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника «Я хочу в школу, потому что, все дети должны учиться» ) – ребенок занимается на занятии, потому что это важно и нужно.
    • учебно – познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому) – занимается только тогда, когда ему интересно.
    • оценочные мотивы «Я хочу в школу, потому что буду получать одни пятерки» ) – занимается, потому что его хвалит воспитатель.
    • позиционные мотивы – («Я хочу в школу, т.к. там большие дети, а в саду маленькие, мне купят тетради, карандаши ит. д.» ) – занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий.
    • внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, т.к. мам так сказала» ) – занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель.
    • игровой мотив («Я хочу в школу, потому что там можно играть с другими детьми» ) – ребенок с удовольствием занимается, когда занятие построено в форме игры.

    Для учащихся с доминирующим социальным мотивом – характерно ответственное отношение к учебе.

    Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная деятельность.

    Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важных задач педагогического коллектива д/с в подготовке детей к школе.

    Работу необходимо направить на решение 3 задач:

    1. формирование правильных представлений о школе и учении.
    2. формирование правильного положительного эмоционального отношения к школе.
    3. формирование опыта учебной деятельности.

    Какую работу необходимо проводить?

    Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов о школе, рисование школы. Важно показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика. Подчинять свое «хочу» слову «надо» , желание трудиться и доводить начатое до конца, учить сравнивать свои работы с образцом и видеть свои ошибки, адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется также в семейном воспитании (работа с родителями) . Необходимо у ребенка развивать умение слушать и выполнять задание педагога. Необходимо обращать внимание на то:

    • внимательно ли слушает ребенок
    • выслушивает ли задание до конца
    • старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого
    • умеет ли задать вопрос для уточнения
    • признает ли авторитет взрослого и положительно ли настроен на взаимодействие с ним.

    Зрительный анализ (образное мышление)

    В мыслительной деятельности старших дошкольников представлены три основных вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое (понятийное) . В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление (т. е. решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий) . Далее идет переход от наглядного мышления к понятийному и здесь психологи выделяют образно – схематическое мышление. Это позволяет широко использовать в работе с детьми модели и схемы. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить после словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если задания даются в виде действий с моделями или схемами (например план комнаты, местности; схематическое изображение части и целого, различные условные знаки и т.д.) . Дети с недостаточно сформированным зрительным анализом в школе могут испытывать трудности: замена букв, сходных по написанию; в усвоении математики, путать буквы при чтении и т.д. В процессе специально организованной деятельности и обучении «зрительный анализ» легко тренируется у детей 6-8 летнего возраста, а в более старшем возрасте развивать его значительно труднее. Поэтому одной из важнейших задач в работе д/сада и семьи – организовать деятельность детей старшего возраста так, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышлении я и зрительного анализа. Какие же игры и упражнения можно использовать? Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, головоломки с палочками, рисование по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание незаконченного рисунка, соединение точек прямыми линиями, штриховка элементов картинки.

    • Предпосылки логического мышления (уровень обобщений) .

    Усвоение систематизированных знаний и обобщенных способов решения учебных задач в процессе школьного обучения предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления, в частности способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств.

    К концу дошкольного возраста дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки и начинают использовать словесные обобщения (т. е. они не только правильно исключают линий предмет, но и называют оставшиеся изображения обобщающим словом. Использовать игры «Четвертый лишний» , «Классификация геометрических фигур» и т.д. Низкий уровень развития способности к обобщению может служить причиной трудностей в усвоении учебного материала в школе.

    • Способность принимать учебную задачу

    Принятие задачи включает в себя два момента: желание выполнять задачу, поставленную педагогом и понимание задачи, т.е. понимание того что нужно сделать. Показатели готовности к обучению в школе: принятие и понимание ребенком поставленных перед ним задач, ориентация на качество выполнения задания. Непринятие и (или) непонимание задач, ориентация на скорость выполнения задания, без учета качества, можно рассматривать как один из показателей неготовности к обучению в школе.

    • Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)

    Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных знаний рассматривается как один из показателей готовности к школе. В школе овладения знаниями, умениями и навыками является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий и некоторых базовых знаний. В дошкольный же период знания усваиваются детьми большей частью произвольно, в привычных для них видах деятельности. Обучение грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха (умения правильно слышать и выделять все звуки речи) и правильного произношения (артикуляции звуков речи) . Многие дети говорят не чисто, Но в большинстве случаев неправильное произношение звуков речи является следствием привычки вяло и нечетко произносить отдельные звуки и воспитателю необходимо следить за этим, напоминая ребенку что необходимо говорить четко и ясно.

    • Графические навыки

    Графические навыки - следует помнить, что потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 60-7 летние дети практически не усваивают навык письма (они больше любят запоминать буквы, овладевают навыком чтения) . Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя в начале перед ребенком игровые задачи: «нарисуй узор по клеточкам» , «соедини точки и т.д» . Для развития мелкой моторики рук используют различные приемы и упражнения. Начиная с 4-5 лет необходимо вводить несложные задания по штриховке (штрихи ровные, прямые, с одинаковым нажимом, не вылезать за контур, лучше цветными карандашами.

    На 6 году обучают различным способам штриховки (сверху – вниз – вертикальная; слева – направо – горизонтальная,; сверху – вниз – наклонная; клубочками – круговыми движениями; полукругами – чешуя рыбки; крупными петельками) .

    Недостаточное развитие этого учебного качества «произвольность регуляции» с первых дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний и формирование учебной деятельности. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы, плохо понимают объяснение учителя, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не видят их, постоянно забывают дома учебные принадлежности и т.д. Игры и упражнения которые можно использовать для развития этого качества: выполнение заданий по словесной инструкции взрослого (необходимо выслушать задание и выполнить его) , Графические диктанты «Нарисуй по точкам» , «Нарисуй по клеточкам» , «Подбери варежки» (подбор по нескольким признакам по инструкции педагога».

    • Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

    В основе понятии «обучаемость» лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» , которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь на новую ступень умственного развития.

    Психолог Костикова предложила различать 5 видов помощи:

    1. Стимулирующая – активизация собственных сил ребенка (подумай, посмотри внимательно)
    2. Эмоционально – регулирующая – положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец, очень хорошо, Ты не подумал, неверно.
    3. Направляющая – постановка цели, повторение инструкции «Вспомни что надо сделать»
    4. Организующая – контроль действий ребенка (чем отличается? Как назвать одним словом?)
    5. Обучающая – объяснение способа выполнения задания.

    Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.

    Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, необходимо различать готовность к учению – готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, в продуктивных видах деятельности и т.д.) и готовность предметную, т.е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы.

    Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математике, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука. .. Пишут медленно, неуверенно».

    Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли готовить к школе лучше и основательнее?

    Письмо первоклассника - это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика - вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» - это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка - дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу.

    Первоклассники в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания, зрительной и

    двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

    Подготовительную работу следует начинать в три - четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.

    Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.

    Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки к письму.

    Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

    Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу.

    Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.

    Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

    О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребёнка.

    Многие родители полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе , достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь.

    Подготовка к школе в подготовительной группе детского сада имеет большое значение.

    В течение всего времени пребывания в детском саду педагоги развивают воображение, память, логическое мышление ребят, обогащают их словарный запас, учат сравнивать и расширяют представления об окружающем мире.

    Дети учатся лепить и рисовать, танцевать и петь, узнают множество новых сказок, стихов, рассказов, учат считать в пределах двух десятков, узнают буквы русского алфавита.

    Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.

    Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

    Говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.

    Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка - с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

    И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои - в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

    Успехов Вам, дорогие родители, в воспитании и Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику - и у него всё получится.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида «Батыр» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

    Консультация для воспитателей

    « ДОУ и семья в подготовке к школе »

    Воспитатель:

    Кашапова Г.С.

    Январь, 2016 г.

    Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.

    Готовить детей к школе нужно начинать с двухлетнего возраста занимаясь развитием сенсорики и мелкой моторики.

    В работе с детьми младшей группы хорошо использовать пальчиковые игры. Ведь давно доказано, что между речевой и двигательной функцией руки существует тесная взаимосвязь. Чем выше развита двигательная и координационная активность руки, тем лучше развивается речь и меньше трудностей ребёнок будет испытывать в период обучения письму.

    В средней группе с детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например: «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.

    Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

    Мы обязательно чередуем все интеллектуальные занятия с занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Следим за выполнением режима дня.

    Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка.

    Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду педагоги заботятся о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.

    К 6 годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой.

    К старшему дошкольному возрасту,т. е. у ребёнка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.

    На занятиях воспитатели создают у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщают им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

    Невозможно успешное обучение в школе и без формирования у ребёнка качеств личности, ответственности и самостоятельности.

    Повышается уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению при формировании у детей положительного отношения к предстоящему обучению. а именно:

      посещение школы детьми;

      беседы о школе;

      чтение художественной литературы о школе;

      рисование на тему «школа»;

      рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;

      просмотр мультфильмов о школе;

      сюжетно-ролевая игра «Школа».

    Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка.

    Сегодня перед детским садом стоит задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

    Итак, давайте подведём итог: Что включает в себя понятие «Ребёнок готов к школьному обучению»

    1.Физическое здоровье.

    2.Наличие мотива учения(познавательного и социального).

    3. Сформированность произвольности поведения: умения сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умения внимательно слушать и самостоятельно точно выполнять задания, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

    4. Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи).

    Похожие статьи